Есть ли реальные способы защиты прав потребителей в сфере кредитов?

В последнее время заметно увеличилось число жалоб граждан о нарушениях их потребительских прав популярными российскими банками. При этом большинство людей не имеют представления о том, куда нужно обращаться и предпочитают «не связываться» или выплачивать «то, что скажут в банке». Тем не менее, на данный момент, усилиями сотрудников Роспотребнадзора в судебные инстанции направлено около сотни исковых заявлений о признании договоров кредитования недействительными. Так давайте рассмотрим основные нарушения и способы защиты прав потребителей в сфере кредитов

Кредитные карты

кожаный кошелекБольшинство гражданских исков связано с оформлением кредитов при помощи почтовых рассылок кредитных карт и предложениями по их активации в телефонном режиме на довольно «выгодных условиях».

Несмотря на требования 10-й и 16-й статей Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 граждане не получают полную и достоверную информацию о предоставляемых услугах и последствиях, так же сами договоры не составляются в письменной форме. В итоге процентная ставка за использование кредита получается в несколько раз больше задекларированной. Банки, в свою очередь, возлагают обязательства по оформлению банковского счета на клиента, и за банковское обслуживание дополнительно взимаются платежи, включая штрафные санкции за пропуск очередного кредитного платежа, различные комиссии и т.д. Вследствие такого отношения, клиенты банка, а особенно клиенты с небольшими доходами, обнаруживают приличные задолженности по банковским платежам.

Выбивание долгов

Кроме этого, часть банков передают все долговые обязательства клиентов различным коммерческим структурам, которые «специализируются на взыскании задолженностей». Исходя из этого, многие потребители обращаются в Управление Роспотрбнадзора с жалобами на применяемые к ним угрозы, включая выселение из их собственных квартир и домов, психологическое давление. По словам потерпевших, любые попытки получения каких-то разъяснений по структурам платежей, причине возникновения в конкретный период данной суммы долга, сводится к бессмысленному телефонному разговору с сотрудником банка, который за свои действия не несет никакой юридической ответственности. В итоге потребители превращаются в «вечных» должников банка, ввиду того, что им регулярно выставляются разные счета для оплаты. Иногда это случается даже после того, как клиенты, вернув банковскую карту и будучи абсолютно уверенными во взаиморасчетах, по истечении некоторого времени вдруг снова получают… счета для оплаты.

Покупки в кредит

мобильный телефон, мобильникТакже потребитель вводится в заблуждение при составлении договора купли-продажи товара в торговых структурах, которые дают публичную рекламу о продаже товаров в кредит, но по факту товарный кредит (или отсрочка платежа) потребителю не предлагается, а в лице кредитора выступает третья сторона, а именно банк. При этом, многие потребители, не имея глубоких юридических знаний, продолжают выплачивать противозаконно взыскиваемые суммы и заключать новые договоры банковского кредитования в банках с заниженной процентной кредитной ставкой, с целью погашения взятых ранее заемных средств.

Итак, из всего вышесказанного делаю вывод:

  1. включение банком в договоры кредитования пунктов, которые ущемляют права потребителя в сравнении с теми правилами, которые установлены Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», Федеральным Законом «О банках и банковской деятельности» будет считаться нарушением.
  2. Для банков — это состав административного правонарушения, ответственность за которое предусматривает ч.2 ст.14.8 КоАП РФ

Таким образом, хочется верить, что способы защиты прав потребителей в сфере кредитов не ограничатся только административным протоколом, а люди сами активно начнут защищать свои права, и станут обращаться в прокуратуру, которая в свою очередь будет принимать меры к внедрению прокурорского надзора в области банковского кредитования и привлекать виновных лиц к ответственности. Рекомендую каждому потребителю, который считает, что банки нарушают его права в области кредитования, обратиться в районную прокуратуру по адресу проживания.

Мария Воскобойникова,

специально для NeBankir.Ru