ТОП-10 неприятных «сюрпризов» для владельцев кредитных карт в кризис

Практически во всех банках условия пользования кредитными картами существенно ухудшились с наступлением финансового кризиса. Плохо то, что многие кредитно-финансовые учреждения «забыли» сообщать об этом своим клиентам. Итак, ТОП-10 неприятных сюрпризов для владельцев кредитных карт.

1. Повышение годовой процентной ставки

процентыБольшинство банков существенно увеличили плату за пользование «пластиковыми» кредитными средствами. В некоторых случаях разница составила 7-10%!

Скажем, в 2009 году эффективная процентная ставка по кредиткам Ситибанка выросла с 29 до 43,1%, а ставки по кредиткам в банках «Авангард» и ДжиИ Мани Банка увеличились на 5-10% (в зависимости от конкретной программы кредитования).

2. Стали платными некоторые опции

Большей частью это нововведение коснулось карточных продуктов овердрафтного направления – когда на одну карточку и средства поступают, и «в минус» залезть тоже можно.

Так вот, с наступлением кризиса, подключить опцию льготного кредитного периода или активизировать ссудный счет стало возможным только на платной основе.

Скажем, в банке РБР установить на карту льготный период в 30 дней стоит 20 долларов (евро) или 600 рублей.

3. Повышение комиссии за обналичивание средств через банкомат

Понятно, что кредитные карты предназначены для расчета через -терминалы на кассах в торговых сетях, а не для снятия с них наличных. Однако наши соотечественники упорно продолжают пользоваться этим неудобным и дорогим способом кредитования.

И плата за такое «нарушение» после кризиса во многих банках перестала быть символической. Раньше средний размер комиссии за обналичивание средств с кредитки составлял 3-5% (в родном банкомате) и 5-8% (в чужом). А некоторые банки и вовсе не предусматривали плату за снятие наличных через свои банкоматы.

С наступлением кризиса от подобной «лояльности» к клиенту отказались практически все кредитно-финансовые учреждения.

Скажем, у ЮниКредитБанк появившаяся комиссия составила сразу 3% от снимаемой суммы, ДжиИ Мани Банк поднял «плату за обнал» до 10%, а Ситибанк прибавил к проценту еще и обязательную фиксированную сумму: 3% плюс 450 рублей.

Кстати говоря, далеко не все банки удосужились предупредить своих клиентов о неприятном нововведении, ограничившись сообщением на официальном сайте.

4. Введение платы за дополнительные услуги-сервисы (Интернет-банкинг, СМС-оповещение)

sms, смсЕсли раньше такие «мелочи» как рассылка СМС была услугой бесплатной, то теперь руководство банков посчитало, что «копейка рубль бережет» и ежемесячно списывает со счета клиента пару рублей за пользование подобными услугами.

Кстати, навязывание клиенту сопутствующих банковских услуг «добровольно-принудительно» – прямое нарушение его потребительских прав. Бывает, что новая кредитка выдается клиенту с уже подключенным платным пакетом сервисов, о чем его никто не предупреждает.

Между прочим, если ежемесячно списывать с кредитного счета по 100 рублей в качестве оплаты подобных услуг — через год может набежать весьма приличная сумма с учетом «накапавших» штрафов и пени. А ведь все это время Вы можете даже ни разу не воспользоваться своей кредиткой!

5. «Забивание» на информирование клиента

По закону обо всех изменениях условий по кредитным картам банки обязаны уведомить своего клиента письменно (и причем, заранее). В первую очередь – об увеличении процентной ставки.

Однако некоторые банки ограничились рассылкой СМС-сообщений, которые не всегда доходили до адресата с учетом того, как часто теряются, крадутся и ломаются мобильные телефоны.

Но отдельные банки пошли еще дальше – и просто опубликовали информацию об изменениях условий… в прессе. В частности, Хоум Кредит энд Финанс Банк в свое время просто дал объявление в «Комсомольской правде».

Какой процент пользователей прочитал все-таки эту информацию, а какой узнал об изменениях «по факту» — догадаться несложно.

6. Уменьшение кредитного лимита

С наступлением кризиса на эту меру пошли практически все банки – разница в размере доступных кредитных средств иногда достигала 100-300%.

Лимиты урезали и существующим клиентам (из-за малейшей просрочки и без всякого повода), и тем, кто получал новую кредитку уже в разгар кризиса.

Логика банка проста – меньше доступных кредитных средств, меньше деньгифинансовых потерь от невозврата. Тем более, очень многие клиенты в кризис попали в по-настоящему «патовую» ситуацию, оказавшись без постоянного источника дохода.

Многие из них сразу же сняли все доступные по карте кредитные средства, рассчитывая погасить всю сумму после «поправки» своего материального положения.

7. Явное завышение кросс-курсов при обмене валют

Общеизвестно, что курс обмена валют по пластиковым картам всегда больше, чем установленный в обменных пунктах. Плюс к этому, бывает, что заемщик теряет еще и на двойной конвертации.

Скажем, рассчитываетесь Вы карточкой Visa во Франции. Сначала рубли обмениваются на доллары США и только потом – пересчитываются в евро.
Если карточка кредитная – вся комиссия за конвертацию автоматически увеличивает Ваш долг перед банком. Так что для заемщика расчет пластиком за границей – это тройная финансовая нагрузка (не считая потерь на завышенном курсе обмена валюты).

8. Дополнительная плата за погашение кредита через специальные устройства, не принадлежащие банку

В 2008 году платить за погашение кредитов через терминалы и боксы, стоящие на каждом углу, клиентам банка было не нужно (это взяли на себя операторы и банки).

Однако с наступлением кризиса затраты по «терминальным» переводам опять полностью легли на заемщиков. Внося в аппарат сумму для оплаты Интернета, мобильной связи или того же перечисления на погашение банковского кредита, дополнительно теперь нужно оплатить и услуги сети.

9. Ужесточение условий получения кредитки

Получить новую кредитку после кризиса стало намного сложнее. Оценка платежеспособности заемщика теперь проводится с учетом целого ряда факторов, а предоставление справки по форме 2-НДФЛ требуется практически везде.

Кроме того, банки стали обращать внимание и на профессиональную сферу потенциального заемщика, оценивая риски банкротства конкретного работодателя. В зону повышенного риска с наступлением кризиса попал банковский сектор, строительный бизнес и всевозможные торговые предприятия.

10. Блокировка операций с кредитной картой в сети Интернет

internet, интернетПеред кризисом многие россияне оформляли на себя кредитку, чтобы без проблем осуществлять международные покупки через Интернет, а также бронировать места в отелях и билеты на авиарейсы.

В связи с кризисом некоторые банки посчитали, что такие операции отличаются повышенным уровнем риска и заблокировали карточки для расчетов в Сети.

Светлана Загоруй,

специально для NeBankir.Ru