Финансово безграмотная молодежь – катастрофа для родителей и источник постоянного дохода для банков

В свое время я в течение года совмещала работу в банке с преподаванием в университете. И как только я объединила для себя «теорию с практикой», я поняла, насколько же наша учебная программа далека от реальности!

Скажем, в группах финансовой направленности программой предусмотрено наличие огромного количества спецпредметов: от банальной «Макроэкономики» до экзотического в нашей стране «Финансового менеджмента».

деньги, тарелкаСамое смешное, что программа любого курса построена на каких-то совершенно оторванных от реальности вещах. Преподаватели были вынуждены «вещать» только о «глобальном» и «вечном». Сложные формулы, расчетные показатели, сумасшедшие графики не дают совершенно никаких знаний и навыков.

Скажем, теме «Банкротство и санация» по программе отведено две пары. Интересно, сколько человек из этого потока в своей жизни столкнется с этой ситуацией? Имеется в виду не тот факт, что его уволят в связи с банкротством фирмы, а то, что он должен будет применить на практике приемы и способы, изучаемые им в университете?

Я всегда поражалась тому, как студентов учат каким-то глобальным вещам на уровне управления экономикой государства или предприятия, при этом обходя стороной такие «мелочи» как эффективное управление личными финансами, правила пользования кредитной карточкой или расчет полной стоимости кредита.

И это при том, что директорами предприятий становятся единицы, а вот хотя бы один кредит каждый из нынешних студентов наверняка в своей жизни оформит! А уж совместная жизнь начинается с чего? С оформления кредита на бытовую технику. И с каждым годом все больше и больше молодых пар берут кредит на свадьбу.

С точки зрения маркетинга, молодежь (особенно, финансово безграмотная) представляет собой очень «лакомый кусочек» для любого банка. Да, рискованный, непредсказуемый и недостаточно платежеспособный – но зато перспективный и высокодоходный!

Молодежь в возврате от 13 до 22 лет четко попадает в самую желанную для любого продавца категорию потребителей, которые легко «ведутся» на грамотную рекламу и не задумываются о  ПОСЛЕДСТВИЯХ сделанной покупки.

деньги, тарелка, кошелекДеньги на приобретение дорогостоящих вещей у молодежи появляются тремя способами:

— они их зарабатывают самостоятельно;

— берут у родителей;

— оформляют в кредит.

По статистике, российская молодежь все чаще совершает покупки, «добывая» нужные суммы именно третьим способом. Причем достаточно часто второй и третий способ совмещается (кредит берет студент, а погашают его родители).

Думаете, банки не пользуются финансовой безграмотностью и импульсивностью студентов? Конечно же, пользуются!

Кстати, обратите внимание еще на один интересный факт. С появлением сферы кредитования на российском банковском рынке минимальное ограничение по возрасту составляло 23-25 лет. А вот на сегодняшний день практически все банки существенно понизили эту «планку» — до 18-20 лет!
Кроме того, появилось множество чисто «молодежных» кредитных продуктов: всевозможные «юниорские» кредитки, кредиты на образование и т.д. Так что Россия уверенными шагами идет по пути США, где люди привлекаются в финансовую сферу чуть ли не со школы.

Ниже приведено несколько интересных фактов из реально существующей статистики. Правда, все эти данные касаются американской молодежи, но нам до этого уровня осталось не так уж и много.

Итак,

1) Только 9% американских студентов к моменту окончания своей учебы в высшем учебном заведении не должны были банку ни цента;

2) У 67% первокурсников (примерно 18-19 лет) есть кредитные карточки лимитом более одной тысячи долларов. У 20-летних студентов этот показатель равняется уже 90%! И это при том, что употреблять алкогольные напитки в США разрешено лишь с 21 года;

сумка, деньги, доллары3) К окончанию учебы среднестатистический студент должен банку порядка $4000;

4) По результатам соцопросов около 40% молодых людей в момент покупки с помощью кредитной карточки понятия не имели, каким образом они будут за нее рассчитываться в будущем;

5) Только 17% всех молодых пользователей кредитками аккуратно и вовремя вносят обязательные ежемесячные платежи по карте. Остальные в течение первых же месяцев пользования кредиткой переходят в категорию «проблемных» клиентов банка. Как правило, долги погашают за них родители;

6) К слову о родителях. Треть студентов призналась, что НИКОГДА не обсуждает с родителями специфику пользования кредитными банковскими продуктами.

Соответственно, такое же количество молодых людей не считает нужным информировать старшее поколение о проблемах со своими кредитками. Чаще всего родители узнают о просрочках своих чад из писем и звонков, когда задолженоость достигает поистине устрашающих размеров;

7) 45% студентов нуждается в помощи профессиональных психологов из-за возникшей тупиковой ситуации с невыплаченными долгами по своим кредитам (обязательно почитайте о новом нашествии — кредитомании.

Если честно, статистика по американским студентам впечатляет. Мое личное мнение – в России еще очень рано давать в руки нашей финансово безграмотной молодежи такой опасный инструмент как кредитная карта и потребкредиты.

Цифры, приведенные выше, в нашей стране наверняка будут больше на деньгипорядок. Ведь у нас даже многие взрослые совершенно не умеют пользоваться кредитными продуктами. Что уж говорить о молодежи!

Была бы моя воля, я бы уже в школах в старших классах вводила специальные уроки по управлению личными финансами. Ведь наверняка эти знания пригодятся в жизни намного больше, чем та же валеология или ботаника…

Ангелина Громова,

специально для NeBankir.Ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.