Финансовая грамотность для детей уже не роскошь!

После публикации материала о финансовой безграмотности молодежи мы получили множество отзывов, и поэтому решили еще раз коснуться этой животрепещущей проблемы, так как она очень актуализируется особенно в отношении молодых людей с банками.

В очередной раз обратиться к теме финансового воспитания заставила меня соседка по лестничной клетке, которая в одиночке «тянет» сына-подростка. Мальчику 18 лет, он оформил на свое имя потребительский кредит наличными и, естественно, уже вышел на солидную просрочку со всем сопутствующими последствиями в виде штрафов, пени и т.д.

молодежь, молодые людиПричем, находчивый юноша поступил очень умно: указал в качестве домашнего телефона номер своего друга, семья которого буквально через пару недель переезжала на другое место жительства. А свой мобильный мальчишка просто «потерял», поменял номер и думал, что на этом эпопея с кредитов закончилась…

Само собой, за год он не принес банк ни копейки. И само собой последним человеком, который узнал о просрочке, стала его мать. Причем услышала она эту «радостную весть» от коллекторов (угрожающие письма из почтового ящика юный заемщик предусмотрительно уничтожал)…

Проблема эта в России уже принимает масштабы катастрофы (почитайте о кредитомании)! И лично я против того, чтобы максимально снижать возраст, когда вчерашний ребенок может без разрешения родителей оформить на свое имя кредит.

Неважно, что речь при этом идет о символических суммах. Все мы прекрасно знаем, во что эти «копейки» превращаются, если «забыть» о них на годик или два.

Зачем банки выдают кредиты молодым? Затем, что возврат таких кредитов, по сути, обеспечен взрослыми родителями! Согласитесь, что вряд ли узнав о серьезной задолженности подростка перед банком, родители оставят его один на один с проблемой?

Скорее всего, они любой ценой погасят злополучную задолженность собственными средствами! И неважно, что некоторым из них придется в свою очередь залезать в серьезные долги или тратить на погашение большую часть зарплаты… Юные «бизнесмены», не заработавшие в жизни ни копейки, этого просто не понимают!

Наши дети действительно отличаются потрясающей финансовой безграмотностью по сравнению, скажем, с детьми из Европы или США.

Ведь, по сути, чему могут научить их родители, если более-менее современная банковская система появилась в России не так уж и давно – около 20 лет назад!

Кстати, в дореволюционной России в задачках для младших классов можно было найти такие примеры: «Господин открыл в банке депозит на два года под годовой процент … Сколько денег он получит в конце?»

В нашей же стране финансовой грамотности учат только в институте и только на соответствующих специальностях. Зато кредиты и кредитные карты во многих банках можно получить уже с 17-18 лет!

Короче, к элементарным финансовым понятиям ребенка нужно приучать уже с раннего детства. Иначе в один прекрасный момент, Вы очень удивитесь, увидев на пороге «злого дядю», сообщающего Вам о сумасшедшей просрочке по кредиту, который оформило Ваше неразумное дитятко…

Итак

Вырабатываем привычку копить на необходимое

копилкаКупите три ярких и разных конверта и подпишите их вместе с ребенком. Цель – выделить три разных по времени цели (кратковременную, среднесрочную и долгосрочную).

Например, «вкусненькое», «коньки» и «компьютер». В любом случае, у ребенка откуда-то появляются карманные деньги: дарят на день рождения, даете Вы и т.д.

Так вот, с раннего детства ребенок уже должен уметь расставлять для себя приоритеты и уметь справляться с сиюминутными порывами. Понятно, что и коньки и тот же компьютер Вы вполне можете подарить ему на очередной день рождения.

Но ведь можно привлечь к «финансированию» и самого ребенка! Например, пойти в магазин, выбрать конкретную модель и договориться, что треть ее стоимости оплачивается именно им как уже взрослым и умным мальчиком…

Кстати, такой подход с конвертами не мешало бы освоить и многих взрослым, которые часто живут по принципу «от зарплаты до зарплаты».

Понимать, что деньги получаются за работу, а не падают с неба

С ранних лет ребенок должен связывать между собой понятия «работа» и «деньги». Кстати, считается, что нельзя платить ребенку деньги за выполнение им домашней работы – это его обязанность, а не дополнительный заработок.

А вот договориться с кем-нибудь из друзей о том, чтобы ребенок время от времени делал что-то посильное для него в частном магазине, например, или в машине вполне реально. Естественно, за вполне реальные, хотя и небольшие деньги.

Научиться говорить о деньгах в семье

Опыт моих подруг показывает, что даже многие старшеклассники или студенты младших курсов на полном серьезе думают, что деньги в их семье просто «берутся в тумбочке».

Родители не считают нужным посвящать их в нюансы финансового планирования. А ведь совсем несложно, если не «грузить» детей своими финансовыми проблемами, то хотя бы советоваться с ними по поводу планирования бюджета и крупных покупок.

Или попросить помочь в той же домашней работе, мотивируя это тем, что тогда у Вас появится больше времени на свой проект, с полученных от которого денег Вы отели бы купить ему велосипед, кожаную куртку или поехать летом на море. Главное – выбрать что-то понятное и желаемое для ребенка – ведь ремонт в ванной комнате он наверняка посчитает пустой тратой денег и времени…

Многие дети не являются сами по себе «злостными растратчиками». Они просто не видят в пустых тратах ничего плохого – ведь как только у него закончатся деньги, родители дадут еще и еще…

Учим ребенка инвестировать (у нас целый раздел посвящен инвестициям)

игра монополияОчень важно показать ребенку, что деньги можно не только тратить – деньги могут приносить деньги сами по себе.

Идеальный вариант – это игры вроде «Монополии» — когда в игровой форме раскрываются основные понятия риска, инвестирования, прибыли и т.д. Кстати, психологи выяснили, что 90% современных трейдеров в детстве играли в «Монополию» или подобные настольные игры!

Чтобы закрепить теорию практикой, попросите одолжить Вам накопленные ребенком деньги на короткий период под символические проценты.

Учим заниматься благотворительностью

На Западе богатство ассоциируется не с криминалом (как в России), а, в первую очередь, с благотворительностью. Приучите ребенка к тому, что часть денег отдается тем, кто нуждается в этом больше него.

Кстати, не мешало бы с раннего детства создать у ребенка правильный образ финансово состоятельного человека. Ничего зазорного в этом нет, деньги дают возможность жить, так как хочется и предоставляет большие возможности.  Однако считать деньги самоцелью тоже не совсем верно – это просто способ сделать свою жизнь удобнее, безопаснее, комфортнее.

Учим правильно относится к кредитам

С самого начала вбить в голову маленького человека, что «берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда». Объяснить разницу между заниманием денег у друзей и знакомых, и у финансового учреждения. Можно даже с понятными примерами: «берешь в банке две конфеты, а отдать ему нужно будет три».

Объяснить, что все долги нужно обязательно возвращать, а кредит можно брать только в самом крайнем случае.

Самое главное – не нужно воспитывать иждивенца! Практичность и доброта, финансовая грамотность и отзывчивость прекрасно уживаются между собой. Не стоит считать, что люди, умеющие считать деньги с самого детства, на всю жизнь остаются бездушными эгоистами, готовыми ради лишней тысячи на что угодно.

Ребенок должен понимать, что деньги зарабатываются, а не падают с ними. И что ситуация, когда не мама с папой, так какой-нибудь банк «подкинет деньжат» не будет продолжаться вечно. И финансовая зависимость – не самая радужная перспектива.

Наталья Формайер,

специально для NeBankir.Ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *