Какие минусы таит в себе заманчивое предложение франшизы?

Еще совсем недавно «франшиза» была понятием экзотическим и непонятным и ассоциировалась исключительно с олигархами и многомиллонными прибылями. На самом деле на сегодняшний момент использовать франшизу в качестве дополнительного источника дохода и сравнительно легкого входа в бизнес. Проще говоря, франшиза  — это аренда торговой марки или пролукции, причем с использованием уже существующей модели бизнеса.

История франшизы начинается с пресловутого Макдоналдса. Рэй Крок (мелкий бизнесмен, который занимался продажей мелкого торгового оборудования) был впечатлен популярностью скоростной продажи гамбургеров в придорожной забегаловке и выкупил у владельцев-братьев право продавать франшизу по всей территории Америки.

Эта идея обошлась Рэй Кроку всего-навсего в 15 тысяч долларов, а в конечном итоге принесла миллионы.

Что предполагает франшиза?

То, что Вы выкупаете не только право продавать конкретную продукт с конкретной маркировкой. Самое главное то, что Вам передают всю рецептуру, специфику обслуживания клиентов, какую систему мотивации использовать, как нанимать персонал, какое оборудование и мебель использовать, какое освещение и музыку подбирать. В общем, Вы покупаете готовую раскрученную узнаваемую модель, что уже на начальном этапе предполагает конкретный процент клиентов. При открытии совершенно нового бизнеса такой узнаваемости можно добиться только через год-два…

Естественно, за такое готовое решение нужно выплачивать определенный процент в виде франшизы.

Что понадобится при покупке франшизы?

деньгиВо-первых, франчайзеру нужно будет разово внести так называемый паушальный взнос. Он является безвозвратным платежом. Как правило, размер этого взноса зависит от раскрученности конкретного франчайзера (обычно это несколько тысяч долларов).

Потом Вы выплачиваете 8% от ежемесячного оборота (роялти). Это своего рода арендная плата за то, что Вы используете все готовые технологии и раскрученный бренд.

Кроме того, в затраты входят еще и следующие затраты: аренда помещения, текущий ремонт, покупка оборудования и мебели, рекламы, сырья и т.д.

Плюсы франшизы

  • Покупатель получает готовый раскрученный бренд. Как правило, это уже какая-то узнаваемая марка (может, и не  мировом масштабе, а в рамках крупных городов России).
  • Бизнес по франшизе отличается высокой скоростью раскрутки. Если начинать бизнес с нуля, то потребуется достаточно много времени на завоевание доверие клиентов и на узнаваемость торговой марки.

Ведь в случае, когда покупается готовый бренд, уже с первых же дней можно получать прибыли, которые при открытии совершенно нового бизнеса могут быть возможными только через несколько месяцев (а то, и лет).

  1. Не нужно будет тратить деньги и силы на разработку дизайна и общей концепции бизнеса (ассортимент, фирменный стиль, логотип и т.д.). Вместе с франшизой Вы получаете самую подробную инструкцию по всем нюансам внешней атрибутики и цветов. Кроме того, некоторые франчайзеры даже предоставляют бизнесменам оборудование (правда, его стоимость будет включена в паушальный взнос).
  2. Наряду со всем остальным Вам гарантировано также широкомасштабная рекламная поддержка. Кроме того, франчайзеры часто предоставляют своим партнерам кредиты (товарами или деньгами), а также гарантируют информационную поддержку и консультации (в том числе, и бесплатное обучение в виде тренингов, семинаров, специальных мероприятий).
  3. Все покупатели франшизы обладают правом на эксклюзивность предоставления данных товаров или услуг на конкретной территории. В этом случае, паушальный взнос будет больше, чем обычно, зато Вы вполне можете стать «монополистом» в одном районе или даже маленьком городе.

Минусы франшизы

  1. Высокая стоимость покупки франшизы. Что и говорить, стоит такая «готовая и раскрученная модель бизнеса» далеко не символическую сумму.
  2. Жесткие ограничения по ведения самого бизнеса. Существуют правила, рука, ручканарушение которых будет тормозить развитие бизнеса и даже может привести к его банкротству. Франчайзер будет диктовать Вам по сути все: стандарты обслуживание клиентов и ассортимент предоставляемых услуг, устанавливать часы работы заведения и ценовую политику и т.д.
  3. Франчайзеры составляют договора о сотрудничестве исключительно в свою пользу. Над текстом и условиями сотрудничества обычно работает целый штат высокопрофессиональных юристов.
  4. Нет пространства для развития. Допустим, Вы четко видите, что какая-то дополнительная услуга или товар наверняка бы «пошли» (специфика местности или близлежащего заведения). От этого лично Вы получили бы дополнительную прибыль. Однако по условиям договора франчайзинга, «шаг влево, шаг вправо караются расстрелом».
  5. Ограничение по новым свежим идеям. Этот минус франшизы плавно вытекает из одного из ее же плюсов — предприниматель покупает полностью готовую бизнес-идею.

Ему уже не нужно ничего придумывать! Это плохо уже потому, что такой бизнес выглядит (и является) на самом деле очень обезличенным. Самого предпринимателя там попросту нет ни в каком качестве — все (от расположения столиков в кафе до дизайна рекламы) за него уже давным-давно придумали.

восклицательный знакЗа нарушение каких-либо пунктов договора франчайзеры предусматривают довольно жесткие наказания (штрафы и даже лишение права на франшизу).

Еще более серьезные последствия коснутся тех предпринимателей, франчайзеры которых объявят себя банкротами или передадут дело другим собственникам. При таком варианте условия сотрудничесва могут быть кардинально пересмотрены (и явно не в пользу предпринимателя).

Очень часто поставщики расходных материалов для покупателя франшизы  ограничиваются либо самим франчайзром, либо четким перечнем партнеров. Получается, что сэкономить на сырье, полуфабрикатах и расходниках покупателю франшизы не получится. А это, между прочим, солидный кусок всех затрат любого предпринимателя.

Тамара Розмина,

специально для NeBankir.Ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *