Банк как участник лизинговой сделки проблемы и перспективы

Обновлено: 27.03.2024

В недрах бюрократического аппарата созрела ко второму чтению в Государственной думе похожая на окончательную версия законопроекта о публичном регулировании лизинга, отражающая ведомственные интересы Центрального банка.

Введение жёсткого публичного регулирования. Этим документом вводится всеобъемлющее регулирование лизинговой деятельности посредством ее отнесения к деятельности некредитных финансовых организаций, в отношении которых Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор.

Это означает, что Банк России получает полномочия принятия нормативных актов в сфере лизинговой деятельности, надзора за их соблюдением, сможет устанавливать для лизинговых компаний обязательные (финансовые, экономические) нормативы, требования к обеспечению защиты информации, проводить проверки соответствия деятельности лизинговых компаний установленным им правилам, направлять предписания лизинговым компаниям. В компетенцию Банка России передается также контроль за соблюдением лизинговыми компаниями законодательства о противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Кроме того, через техничное отнесение лизинговых компаний к числу некредитных финансовых организаций и аннексию таким образом рынка лизинговых услуг в вотчину Центрального банка, эта сфера тихой сапой выводится из-под действия недавно принятого и вступившего в силу Закона об обязательных требованиях, предусматривающего самоограничение регуляторных и прочих административных поползновений государства.

По существу, всё общество становится свидетелем того, как чрезмерно сильный регулятор подгребает под свой тотальный контроль целую отрасль, которая за четверть века своего существования и успешного развития ни разу не давала поводов задуматься о целесообразности государственного регулирования и сколько-нибудь заметных рисках его отсутствия.

Зачем вводится регулирование? Государственное регулирование в экономической сфере требуется лишь тогда, когда имеет место “провал рынка”, т.е. когда в силу каких-то понятных изъянов не работают стандартные рыночные механизмы.

Применительно к финансовой сфере примерами таких изъянов являются ключевые проблемы банковской и страховой деятельности. Банки и страховые компании привлекают колоссальные средства мелких контрагентов и в случае неэффективного распоряжения этими средствами могут стать банкротами и лишиться возможности выполнить требования вкладчиков и страхователей, что причинит последним существенный ущерб. Поэтому требуется регулирование банковской и страховой деятельности – с целью установления ряда правил, соблюдение которых позволит снизить риск краха этих финансовых институтов.

Есть ли что-то похожее в случае с лизингом? Нет. Лизинговые компании не привлекают и не аккумулируют средства незащищенных участников оборота. Основные контрагенты лизинговых компаний – это займодавцы, лизингополучатели, поставщики лизингового имущества и покупатели изъятого имущества.

Основные каналы привлечения финансирования лизинговых компаний – это банковское кредитование и фондовый рынок. В обеих сферах действуют свои правила и институты, призванные нивелировать риски кредиторов.

Банки, которые кредитуют лизинговые компании, нельзя назвать беззащитными верителями – с одной стороны, банки сами являются профессиональными кредиторами, с другой – они находятся под неусыпным контролем Банка России.

Кстати, опыт прохождения через серьезные проблемы очень крупных банков наглядно показывает, что этот “неусыпный контроль” или работает, мягко говоря, выборочно, или – при похожем на фикцию предположении о равном отношении регулятора ко всем участникам контролируемого им рынка – не является гарантией беспроблемного функционирования регулируемой отрасли, несмотря на все издержки, которые сопровождают такое регулирование.

На фондовом рынке действуют свои правила, призванные защитить инвесторов, и в этом плане приобретатели ценных бумаг лизинговых компаний получают защиту, равную защите, предоставляемой приобретателям ценных бумаг, скажем, металлургических заводов и торговых сетей.

Клиенты лизинговых компаний оптимально защищены нормами гражданского права, и такая защита совершенствуется с каждым годом благодаря практике высших судебных инстанций.

Лизингополучатели от краха лизингодателя защищены свойством следования своих прав на предмет лизинга: каждый, к кому переходит право собственности на предмет лизинга, связан правами лизингополучателя, включающими правомочия владения и пользования в течение срока действия договора лизинга и право выкупа по внесении всех лизинговых платежей. Даже если лизингодатель обанкротится и предмет лизинга как элемент его конкурсной массы будет реализован с торгов, лизингополучатель может противопоставить свои права на актив его приобретателю с торгов. Единственный незащищенный период – это время с момента внесения лизингополучателем аванса лизингодателю до момента его перечисления лизингодателем поставщику (несколько дней), в отношении таких сумм у лизингополучателя к лизингодателю в случае его банкротства будет голое обязательственное требование, которое можно только включить в реестр, но единовременно это не бог весть какие суммы, чтобы ради них вводить всё громоздкое государственное регулирование.

При этом на рынке лизинговых услуг имеет место конкуренция, близкая к совершенной, что заставляет лизинговые компании идти навстречу потребностям клиентов и всем ходом лизинговой операции обеспечивать их удовлетворенность оказываемыми им услугами, совершенствовать сервисы, технологии и коммуникации.

Поставщики в основном продают лизинговым компаниям любое имущество на условиях полного авансирования, поэтому они защищены. Даже, как иногда, к сожалению, показывает практика, – сверх меры.

Покупатели изъятого имущества приобретают его у лизинговых компаний на условиях полного авансирования и в этом смысле рискуют, но не больше, чем при покупке автомобиля в салоне, тогда как деятельность автосалонов, насколько сейчас известно, никто не планирует регулировать.

Получается, что у лизинговой компании нет такой массовой категории контрагентов, для которых ее возможный крах был бы связан с таким риском, который не был бы уже поводом для существующего регулирования или давал основания для дополнительного регулирования.

Истоки безумной идеи. Ноги истории с введением публичного регулирования растут из банкротства авиакомпании “Трансаэро”, которой “ВЭБ-лизинг” профинансировал приобретение воздушных судов. Крах авиаперевозчика породил проблемы “ВЭБ-лизинга”, которые рассматривались на высоком правительственном уровне.

Когда при разборе полетов по государственной привычке был задан вопрос “а какое ведомство отвечает за лизинг?” и получен ответ “никакое”, последовало искреннее удивление. Ну и закрутилось.

А ведь проблема всего лишь в том, что государство как собственник “ВЭБ-лизинга” оказалось некомпетентным в деле контроля за ведением его предприятием лизингового бизнеса.

Эта проблема решается грамотной кадровой политикой (каждый собственник предприятия должен ставить на управление им квалифицированный менеджмент, выстраивать систему корпоративного управления и контроля), а не введением дополнительного публичного регулирования.

Если завтра государство как основной акционер швейной фабрики или типографии провалится на этом рынке – неужели это будет достойным поводом введения публичного регулирования легкой или полиграфической промышленности?

Фиговый листок, прикрывающий захват новой регуляторной поляны. Всё описанное здесь бюрократическое безумие вводится с симулированием на уровне разговоров стремления предоставить через лизинговые компании государственное финансирование на льготных условиях.

Версия Банка России – он якобы хочет давать лизинговым компаниям деньги через банки под низкий процент ради стимулирования бизнеса клиентов лизинговых компаний, но для этого нужно сделать так, чтобы лизинг стал “прозрачным”. Но это лукавство.

С одной стороны, лизинг сейчас и так прозрачнее некуда, поскольку или финансируется на фондовом рынке, раскрывая информацию о своей деятельности, или как минимум представляет исключительно подробную отчетность банкам.

С другой стороны, этих же целей можно добиться через банковское регулирование, введя кредитование Центральным банком коммерческих банков на льготных условиях, если оно идет с целевым назначением на финансирование лизинговых компаний, которые отвечают определенным требованиям.

При этом никто ни разу так и не ответил на вопрос, что мешает государству, – становящемуся всё эффективнее и эффективнее на глазах у изумленной публики не по дням, а по часам, – сформулировать сколь угодно жесткие условия предоставления финансирования (через подконтрольные государству банки) и контролировать (через них же) соблюдение этих условий реципиентами таких вливаний, а тем лизинговым компаниям, которые сочтут за благо привлекать финансирование по иным каналам, остаться в русле действующих правил.

А дальше рынок всё расставит по своим местам – лизинговые компании, ориентируясь на конъюнктуру, будут решать, что им выгоднее: кредитоваться на стандартных условиях и не подстраиваться под льготные условия, экономя на издержках соблюдения нормативов, или наоборот, потратиться на соблюдение строгих нормативов, но сэкономить за счет льготных условий кредитования. Такого выбора Центральный банк участникам рынка дать не хочет.

Между тем на уровне формулируемых в законопроекте целей даже не декларируется стремление государства в лице Банка России через публичное регулирование лизинга содействовать инвестированию, хотя в действительности только эта цель и может служить единственным оправданием властного вмешательства в ту сферу, которая прекрасно функционирует и без чиновничьей опеки.

В сфере лизинговой деятельности также вводится “саморегулирование” по правилам о СРО в сфере финансового рынка (Закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ), включая разработку, согласование и утверждение базовых стандартов внутреннего контроля и управления рисками. Лизинговые компании обязываются вступить в одну из СРО, организовать и осуществлять внутренний контроль и управление рисками в соответствии с этими стандартами.

Лизинговой компанией может быть только хозяйственное общество, указание на осуществление лизинговой деятельности должно быть включено в его устав. Для этого им потребуется пройти квазилицензионную процедуру включения в “государственный реестр лиц, осуществляющих лизинговую деятельность”. Специальную правоспособность лизинговой компании такое хозяйственное общество приобретает только по получении квазилицензии Банка России (включения в реестр).

Нельзя не вспомнить, что во второй половине 90-х гг. лизинговая деятельность лицензировалась, после чего лицензирование в этой сфере в ходе административной реформы начала 2000-х гг. было отменено ввиду самоочевидной избыточности.

Ныне квазилицензирование лизинговых компаний под эвфемизмом “ведения государственного реестра”, а также определение условий и порядка квазилицензирования, выдачи квазилицензий (включения в реестр) и аннулирования квазилицензий (исключения из реестра), установление процедурных правил, форм документов, порядка их представления возлагаются на Банк России и оставляются на его ничем не ограниченное благоусмотрение.

Одним из оснований отказа в выдаче квазилицензии (включении реестр) может быть несоответствие документов и информации, представленных заявителем, требованиям, установленным самим Банком России. Одним из оснований аннулирования квазилицензии (исключения из реестра) служит нарушение требований, установленных самим Банком России. (Ежу ясно, какие бескрайние возможности для лихоимства открывает такое бланкетное регулирование.)

В отношении договоров лизинга, заключенных в отсутствие у лизингодателя квазилицензии (т.е. лизингодателем, не включенным в реестр), предусматриваются правила, тождественные установленным п. 3 ст. 450¹ ГК РФ: лизингополучатель наделяется секундарным правом заявить односторонний отказ от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. При этом на лизингодателя возлагается обязанность уведомить всех клиентов о возникновении у них такого права. Аналогичные правила предусмотрены на случай аннулирования у лизингодателя квазилицензии (исключения из реестра).

Остальные нововведения. Вводятся требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) лизинговой компании: для компаний с валютой баланса менее 500 млн руб. – на уровне 20 млн руб.; для компаний с валютой баланса 500 млн руб. и более – на уровне 70 млн руб.

Вводятся обязательность составления лизинговыми компаниями консолидированной финансовой отчетности, обязательность ее аудита и представления в Банк России, обязательность раскрытия лизинговыми компаниями информации о своей деятельности на собственных сайтах.

Банк России наделяется полномочием устанавливать состав, формы, сроки и порядок составления и представления отчетности лизинговых компаний, включая утверждение отраслевых стандартов бухгалтерского учета, плана счетов бухгалтерского учета, порядок его применения.

Перевод учета лизинговых компаний с нынешнего общего плана счетов, по которому ведут учет все хозяйствующие субъекты, на банковский план счетов потребует от лизинговых компаний колоссальных затрат на автоматизацию.

Разработка и соблюдение новых требований, контроль за их соблюдением и разрешение споров в этой сфере займут бесполезным трудом немыслимое число людей, которые могли бы потратить свои таланты и время на что-то более нужное другим людям.

В статье рассматриваются вопросы законодательного регулирования лизинга в РФ, в том числе правовое положение лизинговых операций в банковском законодательстве. Отмечается сходство лизинга с долгосрочным банковским кредитованием , так как в основе лежат одни и те же приницпы: срочность. возвратность, платность. Раскрывается прямое и косвенное участие коммерческих банков в учреждении и развитиии лизинговаых компаний. В качестве меры по стимулированию данного вида деятельности рассматривается кредитование коммерческих банков ЦБ РФ через специализированные инструменты рефинансирования .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Милова Л.Н.

Анализ проблем и методические аспекты инвестиционного банковского кредитования в условиях современных экономических рисков

PARTICIPATION OF BANKS IN LEASING

The article deals with the issues of legal regulation of leasing in the Russian Federation, including the legal status of leasing operations in the banking legislation. There is a similarity between leasing and long-term bank lending, as it is based on the same principles: urgency, repayment, payment. The direct and indirect participation of commercial banks in the establishment and development of leasing companies is disclosed. As a measure to stimulate this type of activity, lending to commercial banks by the Central Bank of the Russian Federation through specialized refinancing instruments is considered.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ БАНКОВ В ЛИЗИНГЕ»

УЧАСТИЕ БАНКОВ В ЛИЗИНГЕ Л.Н. Милова, канд. экон. наук, доцент

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы законодательного регулирования лизинга в РФ, в том числе правовое положение лизинговых операций в банковском законодательстве. Отмечается сходство лизинга с долгосрочным банковским кредитованием, так как в основе лежат одни и те же приницпы: срочность. возвратность, платность. Раскрывается прямое и косвенное участие коммерческих банков в учреждении и разви-тиии лизинговаых компаний. В качестве меры по стимулированию данного вида деятельности рассматривается кредитование коммерческих банков ЦБ РФ через специализированные инструменты рефинансирования.

Ключевые слова: лизинг, коммерческие банки, инструменты рефинансирования, лизинговые компании, банковское кредитование.

Термин «лизинг» (англ. leasing от англ. to lease - сдать в аренду) - в переводе на русский язык, означает сдавать имущество в наем, в аренду.

В экономической литературе существуют различные подходы к определению лизинга:

- отождествляется с арендой имущества;

- рассматривается как вид долгосрочного кредитования;

- раскрывается как торгово-финансово -кредитная операция;

Лизинг в РФ регулируется специальным законом РФ - ФЗ № 10 от 29.01.2002 г. «О финансовой аренде (лизинге)». Исходя из содержания этого нормативного документа, лизинг представляет собой комплекс как экономических, так и правовых отношений по поводу реализации договора лизинга.

Наиболее развернутое и полное определение лизинга сформулировано было в первой редакции ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»: «Это разновидность инвестиционной деятельности по поводу приобретения имущества хозяйствующим субъектом в целях передачи его во временное пользование за конкретную плату на конкретных условиях другому лицу с правом последующего выкупа» [1].

Данное определение лизинга приводится во многих учебниках по банковскому делу и по финансам организаций.

Лизинг по законодательству не относится к категории банковских операций, как например кредитование, привлечение денежных средств в депозиты, купля-продажа иностранной валюты и др. Он включается в состав прочих сделок, но в тоже время, имеет сходство с долгосрочным банковским кредитованием [2].

Это сходство с экономической точки зрения заключатся в том, что лизинг базируется на тех же принципах: срочность, возвратность, платность, обеспеченность. Лизингодатель выступает в качестве своеобразного кредитора, лизингополучатель выполняет функции заемщика.

Банки участвуют в лизинге как напрямую, так и косвенно. Прямое участие имеет место, когда банк непосредственно выступает в роли лизингодателя и имеет соответствующее структурное подразделение.

Косвенное участие получило большее распространение в отечественной практике, имеет такие варианты:

- банк учреждает лизинговую компанию;

- банк кредитует лизинговую компанию;

- выступает гарантом при кредитовании лизинговых компаний другим кредитором;

- покупают облигации лизинговых компаний.

В качестве примеров лизинговых компаний (ЛК), учрежденных банками РФ можно назвать такие: «ВТБ Лизинг», АО «Сбербанк Лизинг», «Газпромбанк Лизинг», АК Барс Лизинг, «Райффайзен Лизинг».

Лизинг, как одно из приоритетных направлений развития экономики РФ, на протяжении ряда лет поддерживается государством в разных формах (создание специальных фондов для обеспечения инвестиций в лизинг, налоговые льготы при кредитовании банками субъектов лизинга). Данные формы государственной поддержки лизинга отражены в статье 36 Федерального закона № 10-ФЗ [3].

Так, Центральным банком РФ с конца 2014 года предусмотрен ряд специализированных инструментов рефинансирования банков в целях содействия, стимулирования развитию приоритетных отраслей экономики (видов экономической деятельности) и секторов экономики [4, с. 20-25].

Одним из таких специализированных инструментов являются кредиты рефинансирования ЦБ РФ под залог прав требований по кредитам, выданных банками лизинговым компаниям. Данный вид кредита рефинансирования выдается ЦБ РФ банкам на льготных условиях - по процентной ставке, которая ниже ключевой ставки. Срок данного среднесрочного кредита - 3 года.

Данный специализированный инструмент рефинансирования ЦБ РФ банков применяется не на постоянной основе, а временно, как антикризисный инструмент.

Таким образом, лизинг как особая финансовая операция, вид инвестиционной деятельности, имеет общее и с банковским кредитованием.

Банки имеют предпосылки и заинтересованность в проведении лизинга, главным образом, косвенно, через кредитование лизинговых компаний, учредительскую деятельность. Ярким примером этого является АО «Сбербанк Лизинг» [5].

АО «Сбербанк Лизинг» является дочерней организацией одноимённой международной финансовой группы

ПАО Сбербанк - крупнейшего банка Российской Федерации, основанного 12 ноября 1841 года. Занимает лидирующие позиции среди конкурентов, которые специализируются на оказании услуг финансовой аренды коммерческого транспорта и специальной техники. Компания АО «Сбербанк Лизинг» на сегодняшний день имеет развитую региональную сеть, включающую более 40-ка филиалов в крупных городах России.

Из года в год «Сбербанк Лизинг» дии-намично увеличивает кредитный портфель, что является результатом реализации новой стратегии развития компании, направленной на достижение статуса крупнейшей универсальной лизинговой компании федерального масштаба с долей рынка 30% к концу 2014 года. О масштабах деятельности компании можно судить по таким цифрам: она осуществляет 100 тысяч сделок в год. Значимость развития данного вида бизнеса определяется тем, что компания работает с Министерством транспорта РФ и Министерством экономического развития РФ в части реализации программ поддержки транспортной отрасли.

Кроме доступности и финансовой устойчивости, в арсенале преимуществ компании - оперативность (срок рассмотрения заявки по некоторым продуктам составляет всего 8 часов), прозрачность условий соглашения и требование наличия минимального пакета документов для заключения договора.

АО «Сбербанк Лизинг» - пионер среди лизинговых компаний в России в сфере предоставления клиентам возможности подписания договоров в электронной форме. Оформить сделку дистанционно можно на покупку легковых автомобилей и грузовиков, пассажирского транспорта, спецтехники, различного оборудования. Более всего новый электронный формат взаимодействия используется в случаях приобретения легковых автомобилей.

АО «Сбербанк Лизинг» эффективно проводит финансирование крупных инвестиционных проектов организаций реального сектора экономики с целью обновления, модернизации и расширения основ-

ных фондов российских предприятий. Потенциальными клиентами компании являются предприятия крупного, среднего и малого бизнеса.

АО «Сбербанк Лизинг» активно содействует промышленному росту и модернизации экономики России во всех отраслях и регионах, предлагает оптимальный набор решений для любого клиентского сегмента. АО «Сбербанк Лизинг» обеспечивает следующие преимущества для клиентов:

- конкурентные процентные ставки по лизингу;

1. Федеральный закон № 164-ФЗ от 29.10.1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)».

2. Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 г. «О банках и банковской деятельности».

3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге» от 29.01.2002 N 10-ФЗ (последняя редакция).

4. Тершукова М.Б. Денежно-кредитное регулирование: учебное пособие. - Самара: Самарский государственный экономический университет, 2017. - 114 с.

PARTICIPATION OF BANKS IN LEASING

L.N. Milova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. The article deals with the issues of legal regulation of leasing in the Russian Federation, including the legal status of leasing operations in the banking legislation. There is a similarity between leasing and long-term bank lending, as it is based on the same principles: urgency, repayment, payment. The direct and indirect participation of commercial banks in the establishment and development of leasing companies is disclosed. As a measure to stimulate this type of activity, lending to commercial banks by the Central Bank of the Russian Federation through specialized refinancing instruments is considered.

Keywords: leasing, commercial banks, refinancing instruments, leasing companies, bank lending.

- экономию по налогу на прибыль, в т.ч. за счет ускоренной амортизации;

- программы государственной поддержки лизинга;

- оборотные средства клиента не отвлекаются и продолжают приносить доходы.

В целом, можно отметить, что деятельность лизинговых компаний, учрежденных крупными коммерческими банками, масштабна, осуществляется через развитую региональную сеть, позволяет удерживать существенную долю рынка лизинга.

Деловой журнал Банковское обозрение №05 Май (279)/2022

Банковские кредиты все еще остаются основным источником финансирования лизинговых компаний,но нормативы на одного заемщика не дают банкам разогнаться в их энтузиазме по отношению к дочернему лизингу. А самим лизинговым компаниям становятся все интереснее услуги инвестиционного банкинга, которые можно получить не толькоу материнского банка, — облигации, кредитные ноты, секьюритизация активов — вплоть до IPO.

Яблоко от яблони недалеко падает


Значительная часть лизинговых компаний в России возникла изначально как дочерние подразделения банков. Многие из них стали потом независимыми фирмами, однако, даже обретя формальную самостоятельность, многие лизинговые компании остаются крепко привязанными к банку, так как нуждаются в значительном объеме кредитных ресурсов. Эти средства направляются на приобретение имущества, которое и предоставляется лизингополучателям (клиентам) на условиях финансовой аренды. Для быстрого развития бизнеса собственных средств компании, как правило, не хватает, и таким образом лизинговые компании попадают в категорию клиентов кредитных институтов.

Заместитель генерального директора компании «Локат Лизинг Руссия» Дмитрий Шабалин рассказал «БО» о двух основных формах сотрудничества лизинговых компаний и банков. Первая — когда банки служат основным источником кредитных средств для лизинговых компаний. Это верно как для фирм, которые являются дочерними предприятиями банков, так и для независимых лизингодателей. Вторая форма сотрудничества — привлечение кредитной организацией своих клиентов для лизинговой фирмы. Подобная схема работы характерна для игроков рынка финансовой аренды, которые являются банковскими «дочками». «У всех «банковских» лизинговых компаний доля клиентов, которые привлечены кредитным институтом, составляет как минимум половину портфеля сделок», — уверяет Дмитрий Шабалин.

В зависимости от степени самостоятельности дочерней лизинговой компании материнский банк может обеспечивать лизингодателя дополнительными услугами: администрированием текущих сделок, проверкой потенциальных клиентов, юридическим сопровождением. В некоторых случаях кредитная организация выступает для лизинговой фирмы клиентом-лизингополучателем. В основном это касается сделок финансовой аренды автомобилей и банковского IT-оборудования.

От кредитов до IPO

«Среди всех перечисленных вариантов сотрудничества на первом месте, естественно, находится прямое банковское кредитование, — считает Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия»). — Однако его размер ограничен нормативом Банка России». Банк может кредитовать одного заемщика на сумму, не превышающую 25% от собственного капитала кредитной организации. Когда этот лимит исчерпывается, банкам и лизинговым компаниям приходится изобретать другие способы финансирования. Выходом может стать как дробление дочернего лизингового бизнеса, создание целой группы дочерних лизинговых компаний, так и организация синдицированного кредитования или выпуска ценных бумаг. Есть у банкиров и другие способы найти деньги для лизингодателя, например, выход на фондовые рынки, участие в подготовке секьюритизационных схем, организация IPO. По словам специалистов лизинговой компании «Центр-Капитал», зачастую для средней лизинговой компании банк выступает как незаменимый финансовый консультант и помощник в организации привлечения западного финансирования и подготовке CLN (Credit Linked Notes, еврооблигации-кредитные ноты. — Прим. «БО»).

По словам финансового директора компании «ВКМ-Лизинг» Дениса Махова, вексельные программы и облигационные займы наиболее актуальны для независимых или быстрорастущих компаний, за которыми не стоят финансовые институты или нет мощной поддержки со стороны производителя. Например, если на начальном этапе развития фирма «ВКМ-Лизинг» активно пользовалась поддержкой компании «Рузхиммаш», то сейчас для сохранения существующих темпов развития лизингодателю придется выходить на фондовый рынок.

Кредит для лизинга — свидетельство слабости или надежности?

Руководители лизинговых компаний согласны в том, что банковские кредиты остаются одним из самых популярных способов привлечения средств, однако расходятся в оценке компаний, которые преимущественно пользуются кредитами. «Любая рыночная компания использует прежде всего банковские кредиты для финансирования реализуемых лизинговых проектов», — уверяет финансовый директор компании «Глобус-Лизинг» Павел Коржавин. Денис Махов («ВКМ-Лизинг») считает, что кредиты в банках — это традиционный способ привлечения денежных средств для лизинговых компаний с целью финансового обеспечения сделок. «Ссуды или использование кредитных линий является эволюционным элементом развития любой лизинговой компании», — объясняет эксперт. Когда компания полностью выбирает установленный банком-партнером лимит, она или останавливается в росте, чего, как правило, не происходит, или ищет финансирование иного рода. Это неизбежный этап, так как требуется чем-то заместить привлеченные кредиты и высвободить установленные банковские лимиты. Чтобы иметь возможность развиваться, лизинговой компании необходимо использовать весь спектр финансовых инструментов для привлечения заемных средств (векселя, облигации, секьюритизация, IPO).

Эксперты расходятся и в оценках доли банковских кредитов в общей массе займов лизинговых фирм, но большинство из них согласно с тем, что этот показатель не опускается ниже 60%. По словам финансового директора компании «Скания Лизинг» Александра Рябчинского, сейчас кредиты банков являются основным источником финансирования российских лизинговых компаний и составляют до 90% в общей массе полученных заемных средств. Конечно, есть и исключения, отмечает эксперт. У некоторых компаний, как правило, аффилированных с госструктурами, значительную долю финансирования может составлять уставный капитал или облигационные займы.

Финансовый директор компании «Стоун-XXI» Владимир Панибратец более сдержан в оценках. Он полагает, что доля кредитов составляет около 80% в общем объеме заемного финансирования лизинговых компаний. А Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия») говорит о еще меньшей доле ссуд — 60% от размера источников формирования пассивов лизинговой компании. Однако эксперт отмечает, что остальные источники денег (авансы лизингополучателей, коммерческие кредиты поставщиков, собственные средства лизингодателя) играют значительно меньшую роль.

Статистика упоминания слова "лизинг"

в российских печатных СМИ за последние 10 лет

Кредиты популярные и недоступные

На лизинговом рынке часто говорят о том, что есть масса альтернатив банковским кредитам — облигации или секьюритизация обязательств клиентов. Только вот освоить такие способы получения финансирования многим лизингодателям, особенно небольшим фирмам, до сих пор не по силам. У кого-то кредитный рейтинг клиентов не достаточно высокий, кто-то не может найти специалистов, чтобы провести сделку. Поэтому банковский кредит остается пусть не самым дешевым (в среднем кредиты выдаются под 14%), зато отработанным и доступным способом найти деньги.

По мнению специалистов компании «Центр-Капитал», ситуация вряд ли изменится, и в ближайшем будущем кредиты сохранят свою популярность. Ведь несмотря на то, что тот же выпуск облигаций — это далеко не новый способ достать деньги, число лизинговых компаний, выпустивших такие ценные бумаги, на сегодняшний день очень и очень мало. Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия») тоже считает, что существенного сокращения банковских кредитов, предоставленных лизинговым компаниям, не произойдет. Во-первых, их просто нечем заменить, особенно в условиях постоянного роста объема лизингового рынка, а для лизинговых компаний это самый легкий путь привлечения заемных средств. Во-вторых, у многих российских банков сегодня существует реальная проблема размещения своих свободных средств, а лизинговый бизнес является довольно надежным вариантом их инвестирования.

Впрочем, и банковские кредиты лизинговым компаниям не всегда даются легко. Конечно, проще всего получить ссуду кэптивным лизинговым фирмам. А вот если в банк обращается независимый лизингодатель, процесс получения ссуды значительно усложняется. Далеко не все кредитные организации адекватно оценивают лизинговые фирмы, пытаясь привязать финансируемые контракты к какому-то виду производства. Поэтому число банков, готовых кредитовать операции финансовой аренды, ограничено, как и объемы займов, которые могут привлечь лизинговые компании. Это связано не только с ограничениями у банков, но и с территориальными требованиями. Например, многие кредитные организации отказываются выдавать ссуду, если лизингодатель или его клиент располагаются в другом регионе.

«Капризы» банкиров имеют объяснение. «Нормативные акты, регулирующие работу банков, не в полной мере адаптированы к условиям лизинговой деятельности, — рассказывает Денис Махов («ВКМ-Лизинг»). — В частности, коэффициентный анализ, который применяется при кредитовании промышленных предприятий, нельзя использовать для лизинговых компаний». Поэтому, несмотря на то, что лизингодатель показывает растущие показатели, банки, опираясь на нормативные акты, помещают компанию в категорию рискованных и низкоклассных клиентов, со всеми вытекающими последствиями (повышение ставки, снижение сроков финансирования).

Но даже если не брать во внимание факт несовершенства нормативной базы, то банкам все равно довольно сложно принять решение о выдаче кредита лизингодателю «со стороны». В случае неплатежей по ссуде с дочерней фирмой разобраться будет просто. А сторонняя организация может повести себя совершенно непредсказуемо, как и ее клиент, под контракт с которым выдавалась ссуда. «Главная проблема при кредитовании лизингодателей — это степень кредитного риска», — считает Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия»). Ведь лизинговая компания не сама по себе генерирует выручку, достаточную для погашения банковского кредита, — это делает лизингополучатель. Поэтому, предоставляя ссуду лизинговой фирме, банк принимает на себя не только кредитный риск заемщика-лизингодателя, но еще и риск конечного пользователя средств — лизингополучателя. «При совершении некрупных лизинговых сделок анализ банком лизингополучателя экономически неэффективен — это снижает возможность финансирования таких сделок, — отмечает Владимир Панибратец («Стоун-XXI»). — Кроме того, кредитные организации иногда требуют поручительство лизингополучателя, на что последние идут не всегда охотно». Однако такой скрупулезный подход банкиров приносит свои плоды. «Пока доля сомнительных долгов в российском лизинговом секторе значительно меньше, чем доля проблемных банковских кредитов в остальных отраслях», — отмечает Дмитрий Шабалин.

Еще одним серьезным препятствием в предоставлении кредитов сторонним лизингодателям для банков, по словам заместителя генерального директора компании «Экспо-лизинг» Татьяны Шульги-Морской, является непрозрачность лизингополучателей. Это приводит к тому, что банк долго рассматривает и оценивает проекты, под которые запрашивается кредит, и заставляет предоставлять огромное количество документов как лизингодателя, так и лизингополучателя. А вот Александр Рябчинский («Скания Лизинг») уверен, что главная трудность — размер и имя лизинговой фирмы. Чем фирма больше и известнее, тем лучше условия, которые банки могут ей предложить. А вот маленьким компаниям придется потрудиться, чтобы доказать банку свою надежность. Кроме того, по словам финансового директора лизинговой компании «Каркаде» Алексея Смирнова, лизинговые фирмы, не входящие в банковско-промышленные группы, при привлечении финансовых ресурсов через банк сталкиваются с наличием в его структуре компании-конкурента, что иногда серьезно осложняет ситуацию.

Формы сотрудничества банков и лизинговых компаний

Упражнение для инвестиционного банкира

Лизинговые компании, которые специализируются на финансовой аренде имущества, как правило, не имеют в штате специалистов, способных, например, организовать выпуск внутренних облигаций или евробондов. В этом деле лизинговые фирмы часто пользуются помощью банкиров. Банки могут и сами выступить с той или иной инициативой. Причем если лизингодатель тесно связан с банком, то поле для деятельности расширяется. Например, на базе сотрудничества инвестиционного банка «КИТ Финанс» и его дочерней лизинговой компании «Магистраль Финанс», а также фирм «Инвестиционный партнер» и «Объединенные инвесторы», была реализована первая сделка по секьюритизации лизинговых обязательств. Она позволила лизингодателю получить большой объем средств — 12,57 млрд рублей на выгодных условиях (под 7,875% годовых). Основной смысл схемы заключался в том, чтобы собрать в единый пул (пакет) обязательства по лизинговым контрактам Российских железных дорог, далее перепродать их иностранной компании специального назначения — Red Arrow International Leasing PLC, которая выступит эмитентом облигаций.

Как рассказал генеральный директор лизинговой компании «Магистраль Финанс» Константин Яковлев, сделка имела сложную структуру, как и любой процесс секьюритизации активов, который сам по себе достаточно трудный и дорогостоящий. Ведь в нем участвует много звеньев: оригинатор, основной и запасной сервисные агенты, андеррайтеры, управляющий денежными средствами, юрисконсульты, платежный агент, рейтинговое агентство. Вряд ли «Магистраль Финанс» была бы в состоянии организовать выпуск бумаг без поддержки материнского инвестбанка. Интересно, что и сама кредитная организация изначально рассматривала лизинг как вариант структурного финансирования. По словам управляющего директора банка «КИТ Финанс» Максима Цыганова, его организации было важно найти новый сегмент рынка, где он смог бы предложить структурные продукты как инвестиционный банк. То есть не только поддерживать дочернюю лизинговую фирму собственными вливаниями, но и помочь ей получить дополнительные средства на развитие по низкой цене и на долгий срок. Для этого как раз подошла схема секьюритизации лизинговых обязательств.

Структура источников финансирования деятельности лизинговых фирм

Дорога в светлое будущее

Сейчас на российском рынке финансовой аренды самостоятельных компаний стало больше, чем «банковских» лизингодателей. Однако этот факт не мешает укреплению и развитию сотрудничества лизинговых фирм и банкиров. В компании «Центр-Капитал» считают, что со временем заинтересованность банков в лизинговых компаниях как в клиентах будет повышаться. Ведь игроки рынка финансовой аренды — это крупные клиенты и заемщики. Да и лизингодатель, как правило, приходит в кредитную организацию не с пустыми руками, а со своими клиентами, которые в будущем могут начать работать и с самим банком.

Павел Коржавин («Глобус-Лизинг») прогнозирует, что в дальнейшем произойдет упрощение процедур кредитования лизинговых компаний. При этом получат развитие скоринговые подходы. Кроме того, банки станут активнее участвовать в организации облигационных выпусков лизинговых фирм.

Татьяна Шульга-Морская («Экспо-лизинг») считает, что лизинговые компании будут организовывать все более и более сложные проекты, требующие тесного взаимодействия с кредитующим банком и совместной работы по организации финансирования. Те лизингодатели, которые сейчас работают только с одним финансовым институтом, по мере роста бизнеса будут расширять список банков-партнеров, что вызовет увеличение конкуренции между кредитными организациями за интересные лизинговые проекты.

Что касается альтернативных кредитованию инструментов привлечения финансирования, то здесь опрошенные «БО» эксперты тоже были единодушны. Они полагают, что все большее количество лизингодателей будет обращаться к помощи банков для размещения своих векселей и облигаций, а интерес лизинговых компаний к новому и перспективному для них направлению — секьюритизации, а также выходу на рынок через IPO, значительно возрастет.

Трудности, которые встают на пути сотрудничества лизинговых компаний и кредитных организаций:

Деловой журнал Банковское обозрение №05 Май (279)/2022

9 декабря 2020 года в гибридном онлайн-офлайн-формате состоялась XIX Ежегодная аналитическая конференция «Российский лизинг: адаптация к новым реалиям», организованная рейтинговым агентством «Эксперт РА», аналитической компанией «Эксперт Бизнес-Решения» и аналитическим центром «БизнесДром», при поддержке Объединенной лизинговой ассоциации

Директор по рейтинговым и аналитическим проектам аналитического агентства «БизнесДром»

По словам Сергея Тищенко, генерального директора «Эксперт РА», структура управления и экономика справляются с текущими трудностями и сложностями. Однако не стоит смотреть на это только как на проблемы, это еще и большие возможности, которые есть и появляются, в том числе для лизинговой отрасли.

Сергей Тищенко («Эксперт РА»). Фото: «Эксперт РА»

Сергей Тищенко («Эксперт РА»). Фото: «Эксперт РА»

Павел Самиев, генеральный директор аналитического центра «БизнесДром», отметил, что лизинг очень чувствителен к изменениям в экономике, это одна из тех отраслей, которая чувствует, что происходит в других секторах. По мнению эксперта, МСБ как генератор спроса и важный сегмент лизингового рынка показывает неплохой спрос, и есть вероятность, что доля сегмента будет расти. Лизинговый рынок зависит и от политики государства. Реформа институтов развития, которая сейчас намечается, также окажет влияние на лизинговый рынок, в том числе продуктов для МСП.

Павел Самиев («Бизнесдром»). Фото: «Эксперт РА»

Павел Самиев («Бизнесдром»). Фото: «Эксперт РА»

С докладом о реформе регулирования в лизинговой отрасли выступил Иван Чебесков, директор департамента финансовой политики Минфина России. В своем выступлении он рассказал, что, несмотря на непростое для индустрии время, объем лизингового рынка России занимает второе место в стране после банковского сектора. Ранее в лизинговой отрасли было много разных недобросовестных компаний, совершающих неправомерные действия, и это стало социальной проблемой. Законопроект, вводящий регулирование лизинговой деятельности в России, направлен на обеспечение стабильности и поможет прежде всего защитить права граждан. Отсутствие прозрачной статистики, отчетности делает невозможным системное прорабатывание мер поддержки для отрасли. Это послужило драйвером законопроекта, содержащего в себе введение госреестра лизингодателей, перевод на отчетность по МСФО, обязательный аудит отчетности, перевод на саморегулирование и создание стандартов защиты прав граждан. В долгосрочной перспективе это добавит ценности индустрии.

Зоя Советкина, младший директор отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА», представила доклад «Исследование рынка лизинга по итогам девяти месяцев 2020 года». Согласно отчету, в 2019 году прирост нового бизнеса был на уровне 15%. В 2020 году лизинговый рынок, как и все, столкнулся с ограничениями, в результате по итогам первого полугодия новый бизнес сократился на 22%. У агентства были консервативные ожидания относительно дальнейшего развития рынка, но они не оправдались: по итогам девяти месяцев 2020 года снижение нового бизнеса составило только 5%, а прирост в третьем квартале оказался 70% против 41% годом ранее. Этому способствовали реализация отложенного спроса в рознице, преимущественно в автолизинге, а также совершение крупных сделок с государственными компаниями в сегменте морских и речных судов и железнодорожной техники. Корпоративные сегменты сократились на 33%, розничные выросли на 13%. Основной драйвер — автолизинг, в общем объеме нового бизнеса его доля больше 40%. В числе новых возможностей — оперативный лизинг, выход лизинговых компаний на рынок облигаций, рост уровня цифровизации лизинга. По базовому прогнозу, ожидается восстановление рынка к 2022 году. В числе внутренних драйверов — развитие инфраструктурных проектов и шеринговой экономики, инвестиционная активность МСБ, а также динамика грузоперевозок и авиаперевозок.

Зоя Советкина («Эксперт РА»). Фото: «Эксперт РА»

Зоя Советкина («Эксперт РА»). Фото: «Эксперт РА»

Первым в панельной дискуссии «Российский лизинг: адаптация к новым реалиям» выступил Алексей Киркоров, заместитель генерального директора «Сбербанк Лизинг», вице-президент Объединенной Лизинговой Ассоциации (ОЛА). Он рассказал о деятельности ОЛА в течение 2020 года и проведенной работе: были сформированы предложения для поддержки отрасли, собрана информация о проведенных реструктуризациях, проведен анализ структуры рынка. Также проработали программы субсидирования вместо предоставления лизинговых каникул. В выступлении он прокомментировал текущие предложения Банка России по регулированию отрасли и озвучил предложения лизингового сообщества. Например, вместо прекращения действия договоров с лизинговыми компаниями, не входящими в реестр Банка России, предлагается сохранить действие таких договоров до конца срока их действия. Также, несмотря на превалирующую долю электронного подписания документов, до сих пор не решена проблема предоставления оригиналов в ГИБДД. В числе трендов отрасли были выделены: цифровизация, развитие операционного лизинга и дополнительных услуг.

Алексей Киркоров («Сбербанк Лизинг»). Фото: «Эксперт РА»

Алексей Киркоров («Сбербанк Лизинг»). Фото: «Эксперт РА»

О масштабной государственной программе по обновлению автотранспорта в России рассказал Виктор Китаев, директор дирекции по реализации программ некоммерческого лизинга и развития инфраструктуры департамента по работе с клиентами Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Сегодня в России 75% всех поездок совершаются на общественном транспорте. Чем удобнее, безопаснее и быстрее можно будет передвигаться, тем лучше для бизнеса и общества. Использовать старый, экологически грязный транспорт небезопасно. В 2020 году была запущена госпрограмма по обновлению автотранспорта. ГТЛК участвовала в масштабном обновлению парков, в программе принимают участие уже 100 агломераций. Это существенный шаг для будущего российских регионов — превратить транспортную систему из ограничительного фактора в стимульный фактор.

Продолжил дискуссию Михаил Лысков, руководитель дивизиона «Москва» компании «Балтийский лизинг». Он поделился своим видением перспектив операционной аренды. Ее преимущества — решение проблемы клиента по обслуживанию автотранспорта. Во время пандемии компания была вынуждена работать дистанционно, в результате удалось запустить агрегаторы, был обновлен личный кабинет, мобильное приложение, но ключевой результат — подписание сделок через ЭДО (сейчас так подписывается примерно 25–30% сделок).

Михаил Лысков («Балтийский лизинг»). Фото: «Эксперт РА»

Михаил Лысков («Балтийский лизинг»). Фото: «Эксперт РА»

Про лизинг в сельском хозяйстве рассказал Дмитрий Крамаренко, заместитель генерального директора компании «Росагролизинг». Здесь ситуация более позитивная: качество портфеля улучшается, снижается стоимость долгосрочного фондирования. Компания подготовилась к пандемии: были адаптированы процессы, решения по сделке принимаются за несколько часов, так как есть данные по каждому фермеру в онлайн-режиме, а доля клиентов по онлайн-сделкам была и до пандемии на уровне 65%. Лизинг сектора АПК и дальше будет активно расти, а сектор АПК в целом в ближайшие годы станет драйвером развития экономики.

Артем Языков, председатель совета директоров компании «Совкомбанк Лизинг», поделился результатом запуска нового продукта — лизинга для физлиц. В июле 2020-го уже были проведены первые лизинговые сделки для физлиц, на 2021-й в планах компании — заключать ежемесячно свыше тысячи сделок. Данный продукт представлен уже в 400 дилерских центрах страны.

В конце первой сессии спикеры ответили на вопрос, каким они видят рынок лизинга в 2021 году. В целом, участники настроены позитивно, и 2021 год они видят через формулу «Кризис — время возможностей» и ожидают от него «особенно высокой конкуренции», «низких ставок как возможности для роста», «позитива», «ответа на вызовы» и «открывающиеся возможности».

Спикеры и все присутствовавшие конференции приняли участие в интерактивном голосовании. Главным вызовом для лизингового рынка в 2021 году они назвали инвестиционную активность бизнеса, на втором месте — конкуренция с банками за клиентов. Среди участников опроса проблем с реструктуризацией банковских кредитов / получением новых не отметили 44% лизинговых компаний. Участники рынка смотрят позитивно на его перспективы в 2021 году: по данным 48% проголосовавших, прирост нового бизнеса в 2021 году составит 5–15% (результаты голосования на момент проведения конференции, итоги будут опубликованы позднее).

Фото: «Эксперт РА»

Фото: «Эксперт РА»

Вторую сессию «Лизинг будущего: тренды и новые возможности развития» открыл Владимир Гамза, председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП России. Он отметил сложность в определении лизинга с точки зрения законодательства. В связи с этим актуален вопрос, подлежит ли лизинг как бизнес регулированию Банком России. Для регулирования отрасли Банком России есть несколько оснований: предоставление финансов в качестве услуги, предоставление нефинансовой услуги при использовании средств деятельности (потребитель как неквалифицированный инвестор). В лизинговой деятельности такого нет, поэтому ТПП России считает, что оснований для регулирования лизинговой отрасли Банком России не существует. Корректно, чтобы лизинг регулировался Минэкономразвития.

В качестве трендов в развитии лизинга Виталий Милованов, генеральный директор компании «Райффайзен-Лизинг», выделил тщательный выбор узкой ниши; например, «Райффайзен-Лизинг» выбрала для себя цифровой лизинг колесной техники для компаний МСП. В этом направлении высокая маржинальность, которую можно поддерживать. Продукт хорошо подходит для продаж онлайн, а также обеспечен ликвидной техникой. Платформу компания разработала собственными силами и успешно запустила. На сентябрь 2020 года уже 14% продаж проводилось через сайт. Для оформления сделок требуются только паспорт генерального директора клиента — компании МСП — и заполнение анкеты, остальную информацию «Райффайзен-Лизинг» берет из открытых источников. Также компанией организован собственный маркетплейс. В числе других трендов: бесшовная интеграция клиентских сервисов лизинговых компаний и банков, обмен API лизинговых компаний с производителями и дистанционный осмотр предмета лизинга.

Комплексному решению для лизинговых компаний был посвящен доклад Екатерины Буториной, директора по развитию бизнеса «Комиссар». В портфеле этой компании более 20 услуг — участие в приемке-передаче предмета лизинга, осмотр бизнеса с составлением фотоотчета, хранение предмета лизинга на спецстоянке, предоставление интересов заказчика в ФССП, доставка предметов лизинга, выезд аварийного комиссара, госрегистрация средств в ГИБДД и т.д. В результате лизинговый комиссар позволяет исключить мошенничество в сделках компании, поскольку привлекаются независимые эксперты, сокращаются расходы на содержание штата, а сотрудники отдела продажи могут посвящать свое время общению с действующими клиентами и привлечению новых.

Алексей Киркоров, заместитель генерального директора, финансовый директор компании «Сбербанк Лизинг», прокомментировал «Б.О» реформу лизинга

Алексей Киркоров, заместитель генерального директора, финансовый директор компании «Сбербанк Лизинг», прокомментировал «Б.О» реформу лизинга

— Как вы оцениваете реформу регулирования лизинговой деятельности, в частности введение госреестра лизингодателей, перевод на саморегулирование и создание стандартов защиты прав граждан?

— Как мы неоднократно заявляли, если такое решение будет принято, мы готовы к введению регулирования. Главное, чтобы при этом не терялась основная цель — развитие отрасли.

Что касается введения госреестра лизингодателей, то это, по сути, является аналогом лицензирования, от которого в свое время отказались в силу его очевидной избыточности. И сейчас, по прошествии десяти лет, в возврате к нему нет никакой объективной необходимости. Переход к саморегулированию станет дополнительной финансовой нагрузкой на отрасль — особенно сложно придется небольшим региональным игрокам. На мой взгляд, существующие ассоциации лизинговых компаний вполне способны взять на себя все необходимые представительские и организационные функции для снижения нагрузки на контролирующий орган.

На рынке лизинговых услуг осуществляют деятельность организации, называющие себя лизинговыми компаниями и предоставляющие займы физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, в обход требований законодательства о потребительском кредитовании и о защите прав потребителей, считая такие займы «возвратным лизингом».

Если в общем возвратный лизинг следует развивать, то в случае с недвижимостью, когда договор заключается с физическими лицами, а квартира является единственным жильем, его следует ограничить или запретить, и это никак не связано с необходимостью введения регулирования рынка в целом.

Это защитит права граждан, поскольку данный вид лизинга может использоваться недобросовестными предпринимателями для подмены договора ипотеки и введения в заблуждение физических лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: