Банк ук что это

Обновлено: 23.04.2024

В настоящее время в условиях жесткой конкуренции в финансовой отрасли главной стратегией конкурентоспособности становится интеграция различных видов финансовых посредников. Яркой современной тенденцией развития финансовых структур как на международном уровне, так и на российском рынке является сотрудничество банков и управляющих компаний.

Под руководством последних находятся активы паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов.

Сегодня многие российские банки стали развивать розничное направление, тем самым создавая «финансовый супермаркет для населения», где клиент - физическое лицо может получить комплекс услуг: положить на депозит деньги, получить потребительский или ипотечный кредит, застраховать имущество, здоровье, жизнь, оплатить коммунальные услуги, выгодно инвестировать свои сбережения, получить квалифицированную консультацию по любым финансовым вопросам.

В свою очередь, большая часть клиентов паевых инвестиционных фондов - это физические лица, поэтому взаимный интерес розничных банков и управляющих компаний очевиден.

Стоит отметить, что некоторые банки создают при себе собственные управляющие компании и регистрируют паевые инвестиционные фонды, другие банки предпочитают сотрудничать с независимыми управляющими компаниями, иногда с несколькими. Здесь все зависит от стратегии развития банка, поскольку именно банк, обладающий большой ресурсной базой, широкой филиальной сетью, разнообразным спектром финансовых услуг, может создать новую управляющую компанию, купить готовую или заключить агентский договор.

Например, Ситибанк выступает в качестве агента трех управляющих компаний: ОАО «Объединенная Финансовая Группа ИНВЕСТ», УК «Тройка Диалог» и ЗАО «Дой- чеБанк Инвестмент». Райффайзен Банк создал собственную управляющую компанию ООО «Управляющая Компания «Райффайзен Капитал». Сбербанк работает в качестве агента нескольких управляющих компаний.

Промсвязьбанк зарегистрировал собственные паевые фонды и работает как агент ПИФов под управлением УК «ЭЛТРА-ИНВЕСТ2, УК «Националъ» и УК «Капиталь».

Создание новой управляющей компании - дело достаточно дорогостоящее и трудоемкое, а рынок коллективных инвестиций в ряде регионов по количеству управляющих компаний и паевых фондов перенасыщен. Более того, необходимо заработать хорошую репутацию, стабильно работая на рынке и показывая хорошую доходность от управления активами ПИФов и НПФов без резких колебаний. Должен быть также хорошо поставлен риск-менеджмент в компании. Сегодня открытие управляющей компании целесообразно только банку, обладающему широкой филиальной сетью, квалифицированным штатом управленцев, серьезным финансовым ресурсом на продвижение и рекламу новой услуги. Срок окупаемости создания «с нуля» напрямую зависит от стоимости чистых активов, находящихся в управлении, т.е. от количества привлеченных средств пайщиков и от результатов работы самой управляющей компании. Как показывает практика, на это уходят годы.

Работая в качестве агента паевого инвестиционного фонда, банк получает вознаграждение в среднем от 0,5 до 1,5% от привлеченных средств. Вознаграждение управляющей компании составляет в среднем от 2,5 до 3,5% от среднегодовой стоимости чистых активов. Если сравнивать цифры в абсолютном выражении, то при хорошей работе в качестве агента банк может зарабатывать практически на уровне вознаграждения управляющей компании, при этом выполняя исключительно функцию - привлечение клиентов.

Существует несколько способов сотрудничества банков и управляющих компаний: - банк - агент паевых инвестиционных фондов. Для банков - это возможность заработать комиссию за распространение паев. Для УК - возможность получения агентской сети для пунктов приема заявок по приобретению или погашению паев. Часто для банков ПИФ - это новая услуга для клиентов, сегодня такая услуга актуальна, так как многие многофилиальные банки развивают розницу. Уже сегодня в качестве агентов работают Сбербанк РФ, Промсвязьбанк, Ситибанк, Банк Москвы и Банк «Возрождение»;

банковское обслуживание ПИФов.

Обычно УК открывают счета ПИФов в банке- агенте. В данном случае банки зарабатывают на расчетно-кассовом обслуживании, на межбанковских переводах;

хранение части средств ПИФов на банковском депозите, а инвестиционная декларация ПИФов денежного рынка предусматривает в основном банковские вклады;

кредитование под залог паев ПИФов. Это новая и достаточно перспективная услуга, позволяющая в долгосрочном плане накапливать средства в паевых инвестиционных фондах, а для краткосрочной потребности использовать банковские кредиты под залог этих паев. Такие услуги сегодня оказывают УК «КИТ» совместно с Вэб-инвест банком;

сотрудничество по ипотеке (ипотечные ПИФы). Сегодня российские законодательные власти работают над проектами по ипотечным бумагам. При развитии ипотечного кредитования в России ипотечные ПИфы будут наиболее востребованным финансовым институтом;

сотрудничество по закрытым паевым инвестиционным фондам (строительство, управление коммерческой недвижимостью, венчурные проекты);

совместные маркетинговые программы (организуя совместные маркетинговые мероприятия, управляющие компании и банки привлекают клиентов сразу же на несколько услуг, таким образом, они получают самого хорошего клиента).

Все способы сотрудничества управляющих компаний и банков обеспечивают комплексное обслуживание клиентов. А бывшие конкуренты - банки и небанковские финансовые посредники - превращаются в партнеров. Чаще всего универсальный банк, сотрудничая с управляющими, страховыми и лизинговыми компаниями, превращается в новый вид финансовых посредников - «финансовый супермаркет». Опираясь на опыт зарубежных стран и практику западных банков возможно оценит положительные и отрицательные стороны владения собственной Управляющей Компанией и партнерского соглашения с Управляющей Компанией (Таблицы 12,13).

Таблица 12. преимущества недостатки возможность распределения и управ-ления средствами внутри своей инвестици-онно-банковской группы

экономия, обусловленная масштабами деятельности (за счет устранения дублирования функций различных работников, централизации ряда услуг, таких, как бухгалтерский учет, финансовый контроль, делопроизводство, повышение квалификации персонала и общее стратегическое управление) долгий срок окупаемости высокие издержки на содержание квалифицированного штата, рекламу и PR, развитие розничной сети

жесткие юридические нормы со сто-роны регулирующих органов, двойное налогообложение Преимущества и недостатки от владения Банком собственной Управляющей Компанией.

Преимущества и недостатки сотрудничества Банка и Управляющей Компании. преимущества недостатки возможность привлечения новых кли-ентов на разные услуги

при сотрудничестве с несколькими УК, банк дает возможность больше дивер-сифицировать инвестиционный портфель клиента

экономия на совместных маркетинговых мероприятиях (PR-компаний, рекламных компаний)

возможность дополнительного зара-ботка. Управляющая компания сама может стать клиентом банка, не только по ПИФу

получение прибыли за счет комиссий, минуя период окупаемости

сотрудничество с крупным банком - положительный момент для имиджа и ре-путации небольшой управляющей компа-нии и наоборот долгая процедура подготовки сотруд-ничества и внедрения совместных услуг (сложность согласования договоров со-трудничества со специализированным де-позитарием, контролирующими органами)

нет унифицированного программного обеспечения по учету ПИФов и НПФов, что затрудняет работу банка одновременно с несколькими управляющими компаниями. 118. В результате, мы видим, что Банк выбирая форму партнерского соглашения с Управляющей Компанией помимо очевидных плюсов - расширение продуктового ряда, улучшения качества обслуживания клиентов, создание имиджа прогрессивного банка, получения дополнительной прибыли, при минимизации издержек; выполняет социально- экономическую функцию - перераспределение средств населения, лежащих на счетах «мертвым грузом», в хозяйственную жизнь страны, что может обеспечить не только вли- вание существенных денежных ресурсов в экономику, но и повысить мотивацию населения, снизить уровень социальной напряженности в стране.

Значительный рост российского фондового рынка, который по итогам 2005 года вырос более чем на 80 процентов, а 2006 года - на 71 процентов, в последнее время выступает одним из основных факторов, привлекающих на отечественный рынок ценных бумаг новых инвесторов.

Этим, в частности, объясняется существенный приток новых пайщиков в ПИФы - объем чистого привлечения (с учетом оттока) средств в паевые фонды, как уже говорилось, достиг в 2006 г. 150 млрд. рублей.

С начала текущего года на российском финансовом рынке можно наблюдать довольно интересные события, связанные с перетоком денежных средств граждан между различными сегментами рынка. Так, к примеру, в январе 2006 года впервые за несколько последних лет произошло снижение объема депозитных счетов в группе крупнейших 25 банков - к 1 февраля показатель снизился до 2,138 триллиона рублей против 2,147 триллиона рублей, зафиксированных на конец 2005 года . По мнению экспертов «Интерфакс- ЦЭА», такая негативная динамика может быть объяснена тем, что на начало года обычно приходится пик закрытия депозитных счетов с различными сроками, и если ранее эти депозиты обычно продлевались гражданами, то, возможно, теперь часть из них была закрыта, а средства использованы на покупку других инвестиционных инструментов, в частности, паев. Ведь в последнее время наплыв новых пайщиков отмечают практически все управляющие компании, которым иногда даже приходится увеличивать штат сотрудников, работающих непосредственно с клиентами, а наибольшим спросом пользуются паи фондов акций и смешанных инвестиций, приносящие наибольший доход.

Согласно информации, опубликованной агентством Investfunds, за первый квартал 2006 года управляющие компании привлекли в открытые ПИФы 10,6 миллиарда рублей (чистый приток за вычетом оттока средств), а в апреле эта цифра увеличилась еще на 4,75 миллиарда рублей. Таким образом, с начала года россияне в общей сложности вложили в ПИФы 15,4 миллиарда рублей, в то время как за весь прошлый год 7,7 миллиарда рублей.

Лидерами по объему привлеченных средств стали открытые ПИФы акций, на долю которых пришлось более 60 процентов инвестиций (9,469 миллиарда рублей, из них 3,7 миллиарда рублей в апреле). Это один из двух типов фондов, которые в настоящее время обеспечивают максимальный уровень доходности - средний показатель прироста стоимости пая в этой группе с начала года составляет 25,9 процента.

Вторыми по популярности среди граждан оказались открытые ПИФы смешанных инвестиций, вложения в которые за четыре месяца составили 3,981 миллиарда рублей (25,5 процента) . Здесь среднее значение прироста стоимости пая за рассматриваемый период был гораздо скромнее по сравнению с фондами акций -16,32 процента. Замыкают же тройку лидеров по объемам привлеченных ресурсов одни из самых консервативных типов фондов - ПИФы облигаций с показателем 1,026 миллиарда рублей (6,6 процента), причем в апреле наблюдался чистый отток средств из фондов этого типа в размере 276,79 миллиона рублей. Средний прирост стоимости пая в этой категории ПИФов за четыре месяца составил всего 3,91 процента.

Самыми же доходными инвестициями в ПИФы оказались вложения в индексные фонды, что еще раз подтверждает тезис о том, что «обыграть» за счет активного управления растущий рынок, каковым сейчас является российский рынок акций, практически невозможно. В такой ситуации наиболее эффективной является индексная стратегия - средний показатель прироста стоимости пая для индексных ПИФов оказался лишь немногим меньше 40%.

Резко возросший в последнее время интерес граждан к ПИФам, по мнению экспертов «Интерфакс-ЦЭА», стал также возможен благодаря достаточно активной маркетинговой и рекламной политике многих управляющих компаний, рекламирующих свои услуги практически во всех средствах массовой информации, в том числе и региональных. И это начинает приносить свои плоды, поскольку рост клиентской базы сейчас отмечается не только за счет жителей Москвы и Санкт-Петербурга, но и за счет пайщиков в регионах, где управляющие развернули бурную деятельность.

К примеру, крупные Управляющая Компания («ОФГ ИНВЕСТМЕНТ», «Тройка Диалог») устраивает бесплатные семинары для населения в Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске. В результате Казань по объемам привлеченных средств вышла на третье место в региональном разрезе после Москвы и Питера. В свою очередь для управляющей компании не менее известного банка 60 процентов продаж паев ПИФов приходится на Сибирь и Дальний Восток. Таких высоких показателей управляющим компаниям удается добиться за счет того, что в регионах пока еще не так высока конкуренция между УК, как в столице, поэтому те компании, которые первыми приходят в тот или иной регион, имеют возможность достаточно быстрыми темпами наращивать клиентскую базу.

Таким образом, банки при правильно выбранной маркетинговой стратегии и, обладая огромным денежными ресурсами, могут стать основным финансовым посредников трансформации средств населения в инвестиции.

Несмотря на потери, понесенные ПИФами в период кризиса (70 млрд рублей; СЧА по состоянию на 16.10.98 составила 170,9 млрд рублей) не дают оснований говорить об их неэффективности в условиях России. Они продолжают свою работу и в настоящее время уже наметились определенные тенденции роста стоимости чистых активов. По мере восстановления российского финансового рынка можно ожидать укрепления указанных позиции. Однако столь серьезное испытание, которое претерпели фонды в период кризиса позволяет с достаточными основаниями говорить о возможном повышения интереса к ним со стороны частных инвесторов. В связи с переходом российского рынка сбережений в новую стадию своего развития также вероятно разворачивание активной деятельности и других форм коллективного инвестирования, и в первую очередь негосударственных пенсионные фондов

На основе опыта стран, где различные формы коллективного инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, развитие рынка ПИФов стимулирует рост финансовых рынков в стране за счет аккумуляции и перераспределения значительных объемов финансовых ресурсов. Кроме того, расширяются возможности населения сохранять и приумножать свои сбережения, что само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к финансовым институтам. По мере развития рынка коллективных инвестиций конкурентная борьба между участниками будет увеличиваться, соответственно, возрастет качество предоставляемых услуг и доступность данных финансовых инструментов.

Существуют колоссальные резервы для увеличения объемов поступлений инвестиций на российский финансовый рынок, в том числе на рынок ПИФов. В то же время, очевидно, что для этого нужно создать условия, которые в первую очередь обеспечат сохранность средств, равные и неменяющиеся для инвесторов правила игры.

При этом на руках у граждан остается колоссальный объем наличности, размер которой, повторимся - в 2006 г. достиг 177 млрд. долл. Также примечательно, что в 2002-

гг. граждане более активно использовали накопленную наличность в отличии от

г. Это может свидетельствовать либо о недостатке инструментов вложений средств, либо о недостающей информированности граждан о таких инструментах, либо о росте их опасений относительно вложения средой на фондовом рынке. Все это еще раз доказывает, что в России ощущается серьезная нехватка инструментов для инвестирования розничного капитала, доступных широким массам, и соответствующей информационной базы.

Последнее представляется особенно актуальным, учитывая низкий уровень финансовой грамотности российских граждан и огромный потенциал привлечения розничного капитала в отрасль. И именно в этом направлении государству, банкам, управляющим компаниям, НПФ и другим заинтересованным участникам рынка коллективных инвестиций предстоит огромная работа, так как от этого будут зависеть перспективы всей отрасли.

При этом, очевидно, что невозможно за короткий срок выстроить идеально функционирующую и отлаженную систему рынка частных капиталов, что показывает международный опыт. Все это создает достаточные риски при значительных вложении и информа-ционную компанию, а тем более что в настоящее время в России в принципе нет положительного опыта существенного роста прибыльности бизнеса управляющих при проведении данных мероприятий.

В этой связи, по нашему мнению, значительная работа в информационном направлении должна проводиться со стороны государства. Это справедливо и с той точки зрения, что это является, прежде всего, социальной функцией. Ведь основная цель проведения любой государственной политики - поддержание и повышения благосостояния населения. Таким образом, возникает система партнерства между частными и государственными институтами в социальном секторе. При этом правительство создает благоприятные условия для развития частного сектора в данной области, что в тоже время четко регулирует всю систему. В результате в совокупности всех устраивает такая система: и правительство, и частые компании, и граждан.

Последнее подтверждает и анализ мирового опыта создания механизмов интерме- диацизации (системы трансформации сбережений), в том числе систем пенсионного обеспечения, где все более активно наблюдаются процессы сближения позиций государства и частных субъектов.

Помимо существующей наличности на руках, очевидно, что для развития рынка пае-вых фондов нужно искать, механизмы использования накопленного потенциала, на-пример, в банковском секторе. Одним из таких механизмов, который уже начал находить свое применение, является выступление банками в роли агентов по распространению паев :за соответствующее комиссионное вознаграждение. Однако задействованность банков в этом направлении пока не слишком велики. В то же время более активное взаимодействие между УК и банками способно повлиять на привлечение существенного объема средств населения.

Статья 11. Уставный капитал кредитной организации

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Требования к соблюдению минимального размера уставного капитала банка не распространяются на приобретение акций (долей) банка в соответствии с мерами по предупреждению банкротства (п. 19 ст. 189.50 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Минимальный размер уставного капитала на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме:

1) 1 миллиард рублей - для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;

2) 300 миллионов рублей - для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией;

3) 90 миллионов рублей - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента;

4) 300 миллионов рублей - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 03.05.2006 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается, за исключением денежных требований о выплате объявленных дивидендов в денежной форме. Банк России устанавливает порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 352-ФЗ, от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Если иное не установлено федеральными законами, приобретение (за исключением случая, если акции (доли) приобретаются при учреждении кредитной организации), в том числе в результате пожертвования, и (или) получение в доверительное управление (далее - приобретение) в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок одним юридическим либо физическим лицом более одного процента акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 10 процентов - предварительного согласия Банка России. Установленные настоящей статьей требования распространяются также на случаи приобретения более одного процента акций (долей) кредитной организации, более 10 процентов акций (долей) кредитной организации группой лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - группа лиц).

(часть восьмая в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Получение предварительного согласия Банка России в порядке, установленном настоящей статьей, требуется также в случае приобретения:

1) более 10 процентов акций, но не более 25 процентов акций кредитной организации;

2) более 10 процентов долей, но не более одной трети долей кредитной организации;

3) более 25 процентов акций кредитной организации, но не более 50 процентов акций;

4) более одной трети долей кредитной организации, но не более 50 процентов долей;

5) более 50 процентов акций кредитной организации, но не более 75 процентов акций;

6) более 50 процентов долей кредитной организации, но не более двух третей долей;

7) более 75 процентов акций кредитной организации;

8) более двух третей долей кредитной организации.

(часть девятая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

Предварительного согласия Банка России требует также установление юридическим или физическим лицом в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок прямого либо косвенного (через третьих лиц) контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более чем 10 процентами акций (долей) кредитной организации (далее - установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации).

(часть введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требования, установленные настоящей статьей, распространяются также на случай установления контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации группой лиц.

(часть введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 146-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России не позднее 30 дней со дня получения ходатайства о согласии Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - о согласии или об отказе. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, соответствующая сделка (сделки) считается согласованной.

(часть введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о приобретении более одного процента акций (долей) кредитной организации и (или) об установлении контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации направляется в Банк России не позднее 30 дней со дня приобретения акций (долей) кредитной организации и (или) совершения сделки (сделок), направленной на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации.

(часть тринадцатая в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Согласие Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, может быть получено после совершения сделки (далее - последующее согласие) в случае, если приобретение акций кредитной организации и (или) установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации осуществляются при публичном размещении и (или) публичном обращении акций, а также в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях. Предусмотренная настоящей частью возможность получения последующего согласия распространяется также на приобретение более 10 процентов акций кредитной организации при публичном размещении и (или) публичном обращении акций, а также на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации группой лиц, признаваемой таковой в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

(часть введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 146-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок получения предварительного согласия и последующего согласия Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, и порядок уведомления Банка России о приобретении более одного процента акций (долей) кредитной организации и (или) об установлении контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

(часть введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 146-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России отказывает в даче согласия на совершение сделки (сделок), направленной (направленных) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, в случае:

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) установления неудовлетворительного финансового положения в соответствии с основаниями для признания финансового положения неудовлетворительным, установленными нормативным актом Банка России, следующих лиц:

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении указанного юридического лица;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение 10 и менее процентов акций (долей) кредитной организации, и входящего в состав группы лиц, приобретающей более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении указанного юридического лица;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации, и этих акционеров (участников), если в результате совершения такой сделки (таких сделок) указанные акционеры (участники) войдут в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) отсутствия положительного решения антимонопольного органа по ходатайству о даче согласия на осуществление сделки (сделок), представленному в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", если сделка (сделки), направленная (направленные) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, подлежит (подлежат) контролю в соответствии с антимонопольным законодательством;

3) отсутствия решения о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", если сделка (сделки), направленная (направленные) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, подлежит (подлежат) контролю в соответствии с указанным Федеральным законом;

4) установления в соответствии с основаниями, установленными пунктом 5 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, неудовлетворительной деловой репутации следующих лиц:

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении указанного юридического лица;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение 10 и менее процентов акций (долей) кредитной организации, и входящего в состав группы лиц, приобретающей более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении указанного юридического лица;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации, и этих акционеров (участников), если в результате совершения такой сделки (таких сделок) указанные акционеры (участники) войдут в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации, входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

единоличного исполнительного органа юридического лица, совершающего такую сделку (такие сделки), единоличного исполнительного органа юридического лица, осуществляющего контроль в отношении юридического лица, совершающего такую сделку (такие сделки), направленную на приобретение акций (долей) кредитной организации, единоличного исполнительного органа юридических лиц - акционеров (участников) кредитной организации, указанных в абзаце пятом настоящего пункта;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) наличия других оснований, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

(часть шестнадцатая в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть семнадцатая утратила силу. - Федеральный закон от 29.07.2017 N 281-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть восемнадцатая утратила силу. - Федеральный закон от 02.12.2013 N 335-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансовое положение следующих лиц должно соответствовать требованиям, установленным нормативным актом Банка России, в течение всего периода владения акциями (долями) кредитной организации и осуществления контроля:

юридических лиц - акционеров (участников), владеющих более 10 процентами акций (долей) кредитной организации, и юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении таких акционеров (участников);

юридических лиц - акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации, и юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении таких акционеров (участников).

(часть девятнадцатая введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

Кредитная организация обязана в письменной форме в порядке, установленном нормативным актом Банка России, уведомить Банк России о фактах несоответствия установленным настоящим Федеральным законом требованиям, выявленных ею в отношении следующих лиц:

физических или юридических лиц, владеющих более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физических или юридических лиц, владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении акционеров (участников), владеющих более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа указанных юридических лиц.

Глава 14. Учет банком УК операций, осуществляемых с использованием аккредитивной формы расчетов по контрактам, поставленным на учет в уполномоченном банке

14.1. При списании для расчетов с использованием аккредитивной формы расчетов (далее - аккредитив) иностранной валюты или валюты Российской Федерации со счета резидента в банке УК, который открывает аккредитив в пользу нерезидента, банк УК должен самостоятельно сформировать в соответствии с главой 3 настоящей Инструкции данные по операциям с кодом вида операции 80120, указанным в приложении 1 к настоящей Инструкции. В этом случае резидент не должен представлять в банк УК документы, связанные с проведением операций, расчетный документ по операции и информацию об уникальном номере контракта, требования о представлении которых установлены главой 2 настоящей Инструкции.

14.2. После передачи резиденту документов, подтверждающих перевод денежных средств в пользу нерезидента при исполнении аккредитива, резидент в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором был исполнен платеж по аккредитиву, должен представить в банк УК, за исключением случая, установленного абзацем вторым настоящего пункта, указанные документы, а также информацию об уникальном номере контракта, по которому осуществляются операции. Банк УК должен отразить в разделе II ведомости банковского контроля сведения об исполнении аккредитива с кодом вида операции, исходя из вида контракта, по которому исполняется аккредитив.

В случае если банк УК располагает всей информацией и документами об исполнении аккредитива для отражения сведений об исполнении аккредитива в разделе II ведомости банковского контроля, банк УК самостоятельно вносит сведения об исполнении аккредитива в раздел II ведомости банковского контроля, исходя из имеющихся у него документов и информации в связи с проведением операций резидента.

14.3. При списании по аккредитиву валюты Российской Федерации со счета нерезидента, открытого в уполномоченном банке, который открывает аккредитив в пользу резидента, уполномоченный банк в соответствии с главой 3 настоящей Инструкции должен сформировать данные по операциям с кодом вида операции 80020, указанным в приложении 1 к настоящей Инструкции, без представления нерезидентом расчетного документа по операции, указанного в главе 2 настоящей Инструкции.

14.4. При зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации при исполнении аккредитива, открытого нерезидентом в пользу резидента, на счет резидента, открытый в банке УК, резидент должен представить в банк УК документы, связанные с проведением операций, а также информацию об уникальном номере контракта, по которому осуществляются операции, в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления на счет резидента иностранной валюты или валюты Российской Федерации.

Информация об указанных в настоящем пункте операциях должна быть отражена банком УК в данных по операциям в соответствии с главой 3 настоящей Инструкции и в ведомости банковского контроля в соответствии с главой 9 настоящей Инструкции.

14.5. При зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет резидента, открытый в банке УК, от уполномоченного банка, являющегося банком, открывшим аккредитив нерезиденту, или исполняющим банком по такому аккредитиву, при исполнении аккредитива в пользу резидента, в случае если в результате такого зачисления денежных средств полностью исполнены обязательства нерезидента по контракту, резидент снимает его с учета по основанию, указанному в подпункте 6.1.2 пункта 6.1 настоящей Инструкции в порядке, установленном главой 6 настоящей Инструкции.

14.1. При списании для расчетов с использованием аккредитивной формы расчетов (далее - аккредитив) иностранной валюты или валюты Российской Федерации со счета резидента в банке УК, который открывает аккредитив в пользу нерезидента, банк УК должен самостоятельно сформировать в соответствии с главой 3 настоящей Инструкции данные по операциям с кодом вида операции 80120, указанным в приложении 1 к настоящей Инструкции. В этом случае резидент не должен представлять в банк УК документы, связанные с проведением операций, расчетный документ по операции и информацию об уникальном номере контракта, требования о представлении которых установлены главой 2 настоящей Инструкции.

14.2. После передачи резиденту документов, подтверждающих перевод денежных средств в пользу нерезидента при исполнении аккредитива, резидент в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором был исполнен платеж по аккредитиву, должен представить в банк УК, за исключением случая, установленного абзацем вторым настоящего пункта, указанные документы, а также информацию об уникальном номере контракта, по которому осуществляются операции. Банк УК должен отразить в разделе II ведомости банковского контроля сведения об исполнении аккредитива с кодом вида операции, исходя из вида контракта, по которому исполняется аккредитив.

В случае если банк УК располагает всей информацией и документами об исполнении аккредитива для отражения сведений об исполнении аккредитива в разделе II ведомости банковского контроля, банк УК самостоятельно вносит сведения об исполнении аккредитива в раздел II ведомости банковского контроля, исходя из имеющихся у него документов и информации в связи с проведением операций резидента.

14.3. При списании по аккредитиву валюты Российской Федерации со счета нерезидента, открытого в уполномоченном банке, который открывает аккредитив в пользу резидента, уполномоченный банк в соответствии с главой 3 настоящей Инструкции должен сформировать данные по операциям с кодом вида операции 80020, указанным в приложении 1 к настоящей Инструкции, без представления нерезидентом расчетного документа по операции, указанного в главе 2 настоящей Инструкции.

14.4. При зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации при исполнении аккредитива, открытого нерезидентом в пользу резидента, на счет резидента, открытый в банке УК, резидент должен представить в банк УК документы, связанные с проведением операций, а также информацию об уникальном номере контракта, по которому осуществляются операции, в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления на счет резидента иностранной валюты или валюты Российской Федерации.

Информация об указанных в настоящем пункте операциях должна быть отражена банком УК в данных по операциям в соответствии с главой 3 настоящей Инструкции и в ведомости банковского контроля в соответствии с главой 9 настоящей Инструкции.

14.5. При зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет резидента, открытый в банке УК, от уполномоченного банка, являющегося банком, открывшим аккредитив нерезиденту, или исполняющим банком по такому аккредитиву, при исполнении аккредитива в пользу резидента, в случае если в результате такого зачисления денежных средств полностью исполнены обязательства нерезидента по контракту, резидент снимает его с учета по основанию, указанному в подпункте 6.1.2 пункта 6.1 настоящей Инструкции в порядке, установленном главой 6 настоящей Инструкции.

Информация об изменениях:

Пункт 14.6 изменен с 20 ноября 2018 г. - Указание Банка России от 5 июля 2018 г. N 4855-У

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля, 8 апреля, 13 мая, 22 июля, 25 ноября, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 13 февраля, 28 апреля, 3, 29 июня, 24, 27, 29 июля, 30 октября, 3, 9 ноября, 17, 27, 29 декабря 2009 г., 21 февраля, 29 марта, 5, 7 апреля, 6, 19 мая, 17 июня, 1, 22, 27 июля, 4 октября, 29 ноября, 9, 23, 28, 29 декабря 2010 г., 7 марта, 6 апреля, 4 мая, 11, 20, 21 июля, 7, 21 ноября, 6, 7 декабря 2011 г., 29 февраля, 1 марта, 5 июня, 10, 20, 28 июля, 16 октября, 12, 29 ноября, 3, 30 декабря 2012 г., 4 марта, 5 апреля, 28, 29 июня, 2, 23 июля, 21 октября, 2, 25 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 5 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 24 ноября, 22, 29, 31 декабря 2014 г., 3 февраля, 8, 30 марта, 23 мая, 8, 29 июня, 13 июля, 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 30 марта, 1 мая, 2, 23 июня, 3, 6 июля, 22 ноября, 19, 28 декабря 2016 г., 7 февраля, 7 марта, 3, 17 апреля, 7 июня, 18, 26, 29 июля, 20, 31 декабря 2017 г., 19 февраля, 23 апреля, 27 июня, 3, 29 июля, 2, 3 октября, 12 ноября, 27 декабря 2018 г., 1, 23 апреля, 29 мая, 6, 17 июня, 26 июля, 2 августа, 16 октября, 4 ноября, 2, 27 декабря 2019 г., 18 февраля, 1, 7 апреля, 8 июня, 31 июля, 27 октября, 8, 30 декабря 2020 г., 24 февраля, 5 апреля, 11 июня, 1 июля, 30 декабря 2021 г., 28 января, 4, 6, 9, 25 марта 2022 г.

Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года

Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации"

См. обзор решений по часто обжалуемым статьям настоящего Кодекса (подготовлено Конституционным Судом РФ, декабрь 2021 г.)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: