Центральный банк российской федерации как орган валютного регулирования

Обновлено: 01.05.2024

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

До вступления в силу актов в сфере бухгалтерского учета для бюро кредитных историй и кредитных рейтинговых агентств, утвержденных Банком России в соответствии с п. 14 ст. 4 (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ), применяются такие акты для некредитных финансовых организаций.

14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения, планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и порядок их применения;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14.1) утратил силу с 1 января 2022 года. - Федеральный закон от 02.07.2021 N 359-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

(п. 16.1 введен Федеральным законом от 19.10.2011 N 285-ФЗ)

16.2) организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

(см. текст в предыдущей редакции)

16.3) для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;

(см. текст в предыдущей редакции)

17) утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 21.11.2011 N 327-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

(п. 18 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

(п. 18.1 введен Федеральным законом от 29.07.2004 N 97-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 322-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

(п. 18.2 введен Федеральным законом от 03.11.2010 N 291-ФЗ)

18.3) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

(п. 18.3 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

18.4) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

(п. 18.4 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(п. 18.5 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

18.6) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

(п. 18.6 введен Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ)

18.7) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

(п. 18.7 введен Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ)

О временных ограничениях в осуществлении валютных операций с участием иностранных лиц - нерезидентов см. Указ Президента РФ от 18.03.2022 N 126.

Статья 5. Органы валютного регулирования

1. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

2. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

5. Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

В статье рассматриваются положения федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле, устанавливающие полномочия органов валютного регулирования. Автором даются понятия « органы валютного регулирования », «компетенции органов валютного регулирования», формулируются полномочия органов валютного регулирования.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вагин Валерий Денисович

TO THE QUESTION OF THE BODIES OF CURRENCY REGULATION IN RUSSIA

The article discusses the provisions of the Federal law on currency regulation and currency control, setting out the powers of bodies of currency regulation . The author defines «the bodies of currency regulation », "the competence of bodies of currency regulation », defines powers of bodies of currency regulation .

Текст научной работы на тему «К вопросу об органах валютного регулирования в России»

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНАХ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В статье рассматриваются положения федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле, устанавливающие полномочия органов валютного регулирования. Автором даются понятия «органы валютного регулирования», «компетенции органов валютного регулирования», формулируются полномочия органов валютного регулирования.

Ключевые слова: органы валютного регулирования, полномочия, исключительные компетенции, совместные компетенции.

Органами валютного регулирования в России являются Банк России и Правительство России (далее — органы валютного регулирования). Указанные органы валютного регулирования при выполнении своих функций руководствуются нормами Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон) [1].

Законом устанавливаются полномочия органов валютного регулирования. При этом полномочия — это строго очерченный и закрепленный Законом перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации функций органов валютного регулирования.

Органами валютного регулирования принимаются в пределах своей компетенции акты, обязательные для исполнения резидентами и нерезидентами, т. е. актами органов валютного регулирования являются нормативные правовые (далее — нормативные) акты по вопросам валютного регулирования, издаваемые органами валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Законом [1]. Если порядок осуществления валютных операций, а также порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Законом, то валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные Законом. Не допускается также установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений и требования о предварительной регистрации.

Заметим, что нормативные акты органов валютного регулирования, которые устанавливают новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшают их положение, не имеют обратной силы. Однако, нормативные акты органов валютного регулирования, которые, например, отменяют ограничения на осуществление валютных операций или улучшают положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если это прямо предусматривают.

Нормативные акты органов валютного регулирования подлежат официальной публикации. При этом официальной публикацией нормативных актов Правительства

Российской Федерации считается публикация их текстов в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Официальной же публикацией нормативных актов Банка России является их публикация в «Вестнике Банка России».

Таким образом, валютное регулирование в России осуществляется органами валютного регулирования. Однако, несмотря на наличие применяемого в Законе термина «органы валютного регулирования», его содержание в Законе не приводится.

По нашему мнению, под «органами валютного регулирования» следует понимать федеральные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями (правами и обязанностями) по осуществлению валютного регулирования в системе валютных правоотношений.

При этом в системе валютных правоотношений выделяется несколько групп: валютные правоотношения в области валютного регулирования; валютные правоотношения в области валютного контроля; валютные правоотношения в области валютного обращения [2]. Следовательно, основная цель органов валютного регулирования заключается в регулировании валютных правоотношений области валютного регулирования, в области валютного контроля и в области валютного обращения путем издания нормативных актов.

Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», по вопросам, отнесенным к его компетенции, он издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами [3]. Таким образом, Банк России осуществляет валютное регулирование путем издания нормативные акты, определяющие порядок и правила осуществления всех видов валютных операций, правила выдачи соответствующих лицензий, формы учёта и отчётности.

В соответствии с Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации», по вопросам, отнесенным к его компетенции, Правительство Российской Федерации издает правовые акты в виде постановлений и распоряжений [4]. При этом акты, имеющие характер нормативного применения, издаются в форме постановлений; акты, затрагивающие вопросы оперативного и других текущих применений издаются в форме распоряжений и не являются нормативными. Таким образом, акты Правительства Российской Федерации как органа валютного регулирования издаются только в форме постановлений Правительства Российской Федерации.

Формы нормативных актов органов валютного регулирования приведены в таблице 1.

Формы нормативных актов, издаваемых органами валютного регулирования

Органы валютного регулирования Формы актов органов валютного регулирования

постановление указание положение инструкция

Правительство Российской Федерации + - - -

Что касается Правительства Российской Федерации, то оно осуществляет валютное регулирование путем издания нормативных актов, определяющих порядок

совершения операций с любыми драгоценными камнями и металлами, правила выдачи соответствующих лицензий и этапы формирования государственного фонда драгоценных металлов и камней, обеспечивает функционирование на уровне государства единой политики в сфере обращения драгоценных металлов и камней.

Закон различает исключительную и совместную компетенции органов валютного регулирования [5]. При этом под «компетенциями органов валютного регулирования» следует понимать совокупность юридически установленных Законом прав и обязанностей органов валютного регулирования. Вместе с тем, заметим, что компетенции органов валютного регулирования определяют их правовой статус (место) в системе валютных правоотношений.

Исключительной компетенцией Банка России является, например, принятие нормативных актов, которые устанавливают единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (ч. 4 ст. 5 Закона), порядок проведения валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (ч. 2 ст. 9 Федерального закона), порядок представления резидентами и нерезидентами агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций (пп. 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона) и др.

Исключительной компетенцией Правительства Российской Федерации является, например, принятие нормативных актов, которые устанавливают порядок представления резидентами и нерезидентами федеральным органам исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций (пп. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона) и др.

Совместной компетенций органов валютного регулирования является, например, представление органами и агентами валютного контроля органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (ч. 11 ст. 23 Закона).

Другим примером совместной компетенции является представление резидентами по месту своего учета (за исключением физических лиц-резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях) налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, или представление физическими лицами - резидентами по месту своего учета налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (ч. 7 ст. 12 Закона).

Таким образом, полномочия органов валютного регулирования представляют собой индивидуальные и совместные компетенции, являющиеся важнейшими эле-

ментами их правового статуса, и определяющие совокупность прав и обязанностей государственно-властного характера конкретного содержания и объема, определяемые Законом. Причем органы валютного регулирования в своей деятельности не имеют права выходить за рамки полномочий, установленных Законом.

2. Крохина Ю. А., Смирникова Ю. Л., Тютина Ю. В. Валютное право: учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2007. 378 с.

TO THE QUESTION OF THE BODIES OF CURRENCY REGULATION

The article discusses the provisions of the Federal law on currency regulation and currency control, setting out the powers of bodies ofcurrency regulation. The author defines «the bodies of currency regulation», "the competence of bodies of currency regulation», defines powers of bodies of currency regulation.

Key words: bodies of currency regulation, powers of exclusive competence, joint competence.

About the author

Vagin Valerii Denisovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Acting Head of Department of Customs Payments and Currency Control, Department of Customs, Russian Academy of National Economy and State Service Under the President of Russian Federation, Russia.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БАНКОВСКИЙ НАДЗОР / ПРОВЕРКИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ДИСТАНЦИОННЫЙ (ПРУДЕНЦИАЛЬНЫЙ) НАДЗОР / ИНСПЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИ / DOCUMENTARY (PRUDENTIAL) SUPERVISION / THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION / BANKING REGULATION / BANKING SUPERVISION / CHECKS OF CREDITING ORGANIZATIONS / INSPECTION BY THE BANK OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рукосуева Александра Андреевна, Пономарев Олег Владимирович

В данной статье рассматриваются важные функции Центрального банка Российской Федерации : банковское регулирование и банковский надзор . Путем анализа научной литературы и источников финансового права выявлено отсутствие единого понимания изучаемых понятий. На основе проведенного исследования в статье представлены и раскрыты элементы банковского регулирования и надзора. В заключение приводится информация о том, какие перспективы развития ожидают банковский сектор в области регулирования и надзора деятельности кредитных организаций.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рукосуева Александра Андреевна, Пономарев Олег Владимирович

THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION AS AN ORGAN OF BANKING REGULATIONS AND BANKING SUPERVISION

In this article there are examined such important functions of the Central Bank of the Russian Federation as banking regulations and banking supervision . By means of analyzing scientifical literature and financial law sources there is elicited the absence of a uniform understanding of studying notions. On the basis of the undertaken study elements of banking regulations and supervision are highlighted and releasedin the article. In conclusion there is given information about development prospects that are to be waited for banking sector in the field of regulations and supervision of credit institutions’ inspections.

Текст научной работы на тему «Центральный Банк Российской Федерации как орган банковского регулирования и банковского надзора»

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАН БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И БАНКОВСКОГО НАДЗОРА

Рукосуева Александра Андреевна

помощник конкурсного управляющего, г. Владивосток E-mail: a l exan d ra rukosu e va @m a il. ru Пономарев Олег Владимирович

преподаватель Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток

E-mail: o. v.ponomarev@mail. ru

THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION AS AN ORGAN OF BANKING REGULATIONS AND BANKING SUPERVISION

Assistant of bankruptcy manager, Vladivostok

Teacher of Far Eastern Federal University, Vladivostok АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются важные функции Центрального банка Российской Федерации: банковское регулирование и банковский надзор. Путем анализа научной литературы и источников финансового права выявлено отсутствие единого понимания изучаемых понятий. На основе проведенного исследования в статье представлены и раскрыты элементы банковского регулирования и надзора. В заключение приводится информация о том, какие перспективы развития ожидают банковский сектор в области регулирования и надзора деятельности кредитных организаций.

In this article there are examined such important functions of the Central Bank of the Russian Federation as banking regulations and banking supervision. By means of analyzing scientifical literature and financial law sources there is elicited the absence of a uniform understanding of studying notions. On the basis of the undertaken study elements of banking regulations and supervision are highlighted and releasedin the article. In conclusion there is given information about development prospects that are to be waited for banking sector in the field of regulations and supervision of credit institutions’ inspections.

Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации; банковское регулирование; банковский надзор; проверки кредитных организаций; дистанционный (пруденциальный) надзор; инспекционная деятельность Банка России.

Keywords: the Central Bank of the Russian Federation; banking regulation; banking supervision; checks of crediting organizations; documentary (prudential) supervision; inspection by the Bank of Russia.

Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 10.07.2002 г. одной из функций главного банка страны является осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор) [4]. Ни один нормативно -правовой акт Российской Федерации не содержит конкретного определения термина «банковский надзор». Вдобавок, анализируя нормы действующего российского законодательства и научную литературу, можно столкнуться с отождествлением «надзора» с такими понятиями, как «регулирование» и «контроль» [7].

Путем систематизации различных подходов А.В. Аксеничев пришел к выводу, что банковский надзор и контроль являются частью более широкого понятия «банковское регулирование». По его мнению, банковский надзор и контроль, в целом, представляют собой совокупность мер, позволяющих осуществлять банковское регулирование [1].

При изучении вопроса о понятии банковского надзора А.А. Пономарева отметила, что рассматриваемый термин является разновидностью государственного финансового контроля, и определила банковский надзор как «обязательное звено в замкнутой системе управления государственными финансами», которое позволяет достичь стабильности банковской системы «посредством активных упорядочивающих действий Банка России», направленных на соблюдение кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России и установленных ими

обязательных нормативов [8].

Заслуживает внимания определение банковского надзора, сформулированное Т.Э. Рождественской. Банковский надзор — это вид публично-правовой деятельности, основной целью которой является поддержание стабильности и развитие банковской системы страны и защита интересов вкладчиков и кредиторов [10]. В статье 56 Федерального закона «О Центральном Банке РФ» вышеназванные цели относятся не только к банковскому надзору, но и к банковскому регулированию. Согласно данной статье, Центральный банк РФ является органом и банковского регулирования, и банковского надзора [4]. Таким образом, отсутствие единой трактовки рассматриваемых понятий, в особенности, на уровне банковского законодательства, существенно затрудняет их понимание и практическое применение.

Следует согласиться с мнением С.Л. Ермакова, который рассматривает банковское регулирование как систему мер, с помощью которых государство через Банк России или иной надзорный орган обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банковской системы. Под системой мер подразумевается разработка и издание конкретных правил или инструкций, основанных на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковского дела в стране [3].

В соответствии со ст. 57 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила:

• проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности;

• организации внутреннего контроля;

• составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности;

• составления и представления другой информации, предусмотренной федеральными законами Российской Федерации [4].

В свою очередь, банковский надзор С.Л. Ермаков представляет как

систему норм государственно-властного характера, имеющую целью обеспечение стабильного функционирования банковской системы в целом, а также защиту интересов вкладчиков с помощью государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности, юридического установления экономических нормативов функционирования банков и осуществления иных мер банковского надзора, главным инструментом которого выступает применение мер воздействия от имени государства [3].

Регулирующие и надзорные функции Центрального Банка Российской Федерации осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора [4], в состав которого входят:

• Председатель Комитета и его заместители;

• Департамент банковского надзора;

• Департамент банковского регулирования;

• Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;

• Главная инспекция кредитных организаций;

• Департамент финансового мониторинга и валютного контроля;

• Департамент финансовой стабильности;

• Главное управление безопасности и защиты информации;

• Московское главное территориальное управление Центрального банка Российской Федерации [6].

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.

Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на

безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц. При этом поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.

Банк России, осуществляя банковское регулирование и банковский надзор, публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации.

В случае выявления нарушений или предоставления кредитными организациями неполной и недостоверной информации, Банк России в зависимости от вида нарушения имеет право:

• ограничить проведение кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией;

• ограничить открытие кредитной организацией филиалов;

• потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению, замены ее руководителей и осуществления реорганизации банка и др. [4, 9]

Согласно формулировке А.З. Арсланбековой, банковский надзор и банковское регулирование как система состоят из:

• регистрации и лицензирования;

• дистанционного (документарного) надзора;

• работы с проблемными банками;

• ликвидационных процедур [2].

Согласно статье 59 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным

организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их [4]. Согласно официальному отчету Центрального Банка РФ о развитии банковского сектора и банковского надзора 1 января 2013 г. лицензией на осуществление банковских операций обладало 956 кредитных организаций [5].

Дистанционный или документарный надзор по-другому называют пруденциальным (от англ. «prudential» — осторожный, мягкий, благоразумный). Он подразумевает проверку форм отчетности, которые предоставляет кредитная организация в Центральный Банк РФ, об осуществляемой деятельности за определенный период времени. Если отчеты заполняются достоверно, в полном объеме и своевременно, то пруденциальный надзор может быть использован «как система раннего предупреждения сбоев в работке банковского сектора». При проведении на постоянной основе анализа достаточности уровня капитала и положительных, отрицательных тенденций в деятельности конкретного банка можно заранее выявить проблемы, способные привести к неплатежеспособности и, возможно, к банкротству кредитной организации [3].

Третий элемент системы банковского надзора — проведение инспекционных проверок кредитных организаций — предусматривает оценку общего состояния банков или отдельных направлений их деятельности непосредственно на месте. Контроль над деятельностью банков с выездом на место осуществляется сотрудниками Главной инспекции кредитных организаций. Перед надзорно-инспекционным блоком Центрального Банка России поставлены такие важнейшие задачи как определение фактического финансового состояния банка, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, а также проверка соблюдения кредитной организацией действующего банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ [3]. Проверки осуществляются либо с уведомлением кредитной организации, либо без предварительного уведомления [2]. В 2012 году уполномоченными представителями Банка России были проведены

1118 проверок в 692 банках: 757 плановых проверок и 361 проверка на внеплановой основе [5].

Перспективы развития системы банковского регулирования и банковского надзора в Российской Федерации направлены на повышение «прозрачности» деятельности, т. е. осуществление публикаций финансовых отчетов; разработку и внедрение системы раннего реагирования; разработку действенного механизма предупреждения банкротства кредитных организаций и их ликвидации в рамках банкротства [3, 5].

Таким образом, Центральный Банк Российской Федерации играет ключевую роль в системе регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

1. Аксеничев А.В. Банковский контроль и надзор в России: современное состояние и перспективы развития: автореф. дис. к.э.н. / Аксеничев А.В. — СПб., 2010. — 24 с.

2. Арсланбекова А.З. Организация банковского надзора в Российской Федерации // Российский Юридический журнал. — 2008. — № 4. — С. 95—99.

3. Ермаков С.Л. Основные вопросы банковского регулирования и

банковского надзора // Известия Иркутской государственной

экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2012. — № 3. — С. 30—41.

4. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Парламентская газета. — 2002. — № 131—132. — 13 июля.

5. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2012 году / Центральный Банк Российской Федерации, 2013. — [Электронный ресурс] Режим доступа. — URL:

6. Положение о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров Банка России от 10.08.2004, протокол № 21) (ред. от

02.04.2013) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: Научн.библ-ка ДВФУ. — СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 27.05.2013).

7. Пономарева А.А. К вопросу о понятии банковского надзора // Актуальные проблемы российского права. — 2008. — № 4. — С. 111—116.

8. Пономарева А.А. К вопросу о понятии банковского надзора (окончание статьи) // Актуальные проблемы российского права. — 2009. — № 1. — С. 157—162.

9. Румянцева Е.В. Органы, осуществляющие контроль за банковской деятельностью // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2012. — № 7. — С. 167—170.

10. Финансовое право: учебник для бакалавров / под ред. Е.Ю. Грачевой. — М.: Проспект, 2013. — 576 с.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: