Чем условия эксперимента с контрольными банками отличались от условий в других сосудах

Обновлено: 27.03.2024

Каждый вариант диагностической работы состоит из 18 заданий: 5 заданий с выбором ответа, 8 заданий с кратким ответом, 5 заданий с развёрнутым ответом. Содержание диагностической работы охватывает учебный материал курса биологии основного общего образования.

Сложные задания и ответы с варианта МЦКО:

1)В изображённом на рисунке опыте экспериментатор поместил кристалл соли в каплю воды с живыми амёбами. Через некоторое время все простейшие стали двигаться в одном направлении. Какое ОБЩЕЕ свойство живого на примере амёбы иллюстрирует данный опыт?

Ответ: раздражимость

2)Сущность клеточной теории отражена в следующем положении:

  • 1) из клеток состоят только животные и растения
  • 2) клетки всех организмов способны к фотосинтезу
  • 3) все организмы состоят из клеток
  • 4) клетки всех организмов имеют ядро

Ответ: 3

3)Плесневые грибы человек использует при

Ответ: 3

4)У яблони, в отличие от сосны,

  • 1) тело составляют органы и ткани
  • 2) оплодотворение происходит при наличии воды
  • 3) зародыш является частью семени
  • 4) осуществляется двойное оплодотворение

Ответ: 4

5)Поступление кислорода в тело гидры происходит через

Ответ: 4

6)Что из перечисленного отличает шимпанзе от человека?

Ответ: 1

7)Изучите график зависимости скорости одной из ферментативных реакций в холоднокровном организме от температуры (по оси х отложена температура организма (°С), а по оси у – относительная скорость химической реакции (усл. ед.)).

Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур? Скорость ферментативной реакции в холоднокровном организме

  • 1) с повышением его температуры резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего возрастает
  • 2) с повышением его температуры непрерывно медленно растёт
  • 3) имеет минимальное значение в интервале 20–25 усл. ед.
  • 4) с повышением его температуры растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается
  • 5) достигает максимума при его температуре в пределах 37–39 ºС

Ответ: 45

8)Что из перечисленного может стать причиной заражения ВИЧ (заболевания СПИДом)? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  • 1) пользование общественным туалетом
  • 2) поцелуй в щёку заражённого ВИЧ
  • 3) беседа с больным СПИДом
  • 4) вступление в интимную связь с заболевшим СПИДом
  • 5) многократное использование одноразового шприца
  • 6) нанесение татуировки нестерильными инструментами

Ответ: 456

9)Известно, что пырей ползучий – многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  • 1) Растение обитает на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий.
  • 2) Питательные вещества у пырея откладываются в хорошо развитые подземные побеги.
  • 3) Фрагменты корневища пырея не отмирают в почве в течение двух-трёх лет.
  • 4) Растение служит кормом для домашнего скота.
  • 5) Растение относят к семейству Злаковые (Мятликовые).
  • 6) Сок свежих листьев в народной медицине используют для лечения простуды, бронхита и воспаления лёгких.

Ответ: 123

11)Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян огурцов. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу.

  • 1) На влажную фильтровальную бумагу положите 10 семян огурцов.
  • 2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.
  • 3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.
  • 4) Через несколько дней обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений.
  • 5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.
  • 6) Поставьте закрытую тарелку в тёплое место.

Ответ: 531264

15)Учёные изучали влияние бактерий, поражающих клетки печени, на развитие гепатита у мышей. Одной группе мышей давали культуру бактерий с едой, а второй – контрольной – давали бактерии, предварительно убитые кипячением. Выяснилось, что количество изменённых клеток в печени становится очень большим при заражении живыми бактериями, но не меняется у мышей, получавших убитую культуру. Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, почему в качестве контроля использовались убитые кипячением бактерии, а не просто вода.

16)Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы. 1) Какое оборудование использовал в своём эксперименте Ф. Реди? 2) Чем условия эксперимента с контрольными банками отличались от условий в других сосудах? 3) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

18)В понедельник девятиклассник Василий в школьной столовой выбрал на обед следующие блюда: борщ из свежей капусты с картофелем, два мясных биточка с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.


Задание 27 № 14752

Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.

1) Какое оборудование использовал в своём эксперименте Ф. Реди?

2) Чем условия эксперимента с контрольными банками отличались от условий в других сосудах?

3) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.


Задание 27 № 1803

Демонстрационный вариант ОГЭ по биологии 2020 года с ответами. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 30 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом. На выполнение ОГЭ по биологии отводится 3 часа (180 минут).

Часть 1

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2–19 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. В изображённом на рисунке опыте экспериментатор осветил под микроскопом часть капли воды с живыми амёбами. Через некоторое время все простейшие стали двигаться в одном направлении.

Рисунок к заданию 1

Какое свойство живого на примере амёбы иллюстрирует данный опыт?

2. Сущность клеточной теории отражена в следующем положении:

1) из клеток состоят только животные и растения
2) клетки всех организмов близки по своим функциям
3) все организмы состоят из клеток
4) клетки всех организмов имеют ядро

3. Плесневые грибы человек использует при

1) выпечке хлеба
2) силосовании кормов
3) получении сыров
4) приготовлении столового вина

4. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,

1) тело составляют органы и ткани
2) оплодотворение происходит при наличии воды
3) в семени формируется зародыш
4) осуществляется двойное оплодотворение

5. Поступление кислорода в тело гидры происходит через

1) жаберные щели
2) дыхальца
3) стрекательные клетки щупалец
4) всю поверхность тела

6. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?

1) строение передних конечностей
2) уровень обмена веществ
3) общий план строения
4) наличие заботы о потомстве

7. Нервные узлы в нервной системе человека относят к её

1) периферическому отделу
2) центральному отделу
3) коре больших полушарий
4) подкорковым ядрам

8. Какой сустав человека изображён на рентгеновском снимке?

1) тазобедренный
2) коленный
3) плечевой
4) локтевой

9. До применения вакцины многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения ребёнком этого инфекционного заболевания?

1) естественный врождённый
2) естественный приобретённый
3) искусственный активный
4) искусственный пассивный

10. На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой цифрой на ней обозначено правое предсердие?

11. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?

1) участвуют в образовании водорастворимых витаминов
2) повышают скорость продвижения пищи во время переваривания
3) нейтрализуют поступающие с пищей вредные вещества
4) увеличивают поверхность соприкосновения пищи со стенкой кишечника

12. Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека?

1) защищает организм от ультрафиолетового излучения
2) служит резервным питательным веществом для клеток
3) способствует сохранению тепла организмом
4) укрепляет клетки кожи

13. Где расположены рецепторы, позволяющие изображённому на рисунке гимнасту выполнять данные упражнения?

Гимнаст

1) полукружные каналы
2) гипоталамус
3) кожа
4) улитка

14. Великий русский учёный XIX в. И.М. Сеченов сказал, что: «Человек без … остался бы вечно в положении новорождённого». Какой термин из предложенных следует поставить на место пропуска?

1) характер
2) память
3) эмоция
4) потребность

15. Если кровь из раны вытекает пульсирующей струёй и имеет ярко-алый цвет, то кровотечение у пострадавшего

1) венозное, и достаточно наложить тугую повязку
2) артериальное, и достаточно наложить тугую повязку
3) артериальное, и необходимо наложить жгут
4) венозное, и необходимо наложить жгут

16. Какова роль разрушителей в экологических сообществах?

1) обеспечивают производителей минеральным питанием
2) синтезируют глюкозу из неорганических веществ
3) поедают живые растительные организмы
4) служат дополнительным источником энергии для агроценозов

17. На рисунке изображён отпечаток археоптерикса. Многие учёные считают его ископаемой переходной формой между древними

1) птицами и млекопитающими
2) пресмыкающимися и птицами
3) пресмыкающимися и млекопитающими
4) земноводными и птицами

18. Между структурами клетки и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

Структура клетки Процесс
Цитоплазматическая мембрана Транспорт веществ
Синтез белков

Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) лизосома
2) вакуоль
3) рибосома
4) клеточный центр

19. Верны ли следующие суждения о цепях питания?

А. При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии увеличивается.
Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям 20–26 является последовательность цифр.

20. Изучите график зависимости скорости ферментативных реакций в холоднокровном организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у – относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).

График зависимости скорости ферментативных реакций в холоднокровном организме от температуры

Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

Скорость ферментативных реакции в холоднокровном организме

1) с повышением его температуры резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего возрастает
2) с повышением его температуры непрерывно медленно растёт
3) имеет минимальное значение в интервале 20–25 условных единиц
4) с повышением его температуры растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается
5) достигает максимума при его температуре в пределах 37–39 °С

21. Что из перечисленного может стать причиной заражения ВИЧ (возникновения СПИДа)?

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пользование общественным туалетом
2) поцелуй в щёку зараженного ВИЧ
3) беседа с больным СПИДом
4) посещение маникюрного салона
5) прокалывание ушей
6) нанесение татуировки

22. Известно, что пырей ползучий – многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Растение обитает на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий.
2) Питательные вещества пырей откладывает в хорошо развитые подземные побеги.
3) Предоставленная самой себе заросль пырея существует шесть-семь лет, затем постепенно изреживается и гибнет.
4) Растение служит кормом для домашнего скота.
5) Растение относят к семейству Злаковые (Мятликовые).
6) Сок свежих листьев используют для лечения простуды, бронхита и воспаления лёгких.

23. Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А) У части представителей в развитии имеется стадия куколки.
Б) Подавляющее большинство представителей – хищники.
В) Тело животных состоит из головы, груди и брюшка.
Г) Животные способны поглощать только жидкую пищу.
Д) Животные имеют четыре пары ходильных ног.
Е) На голове животных могут располагаться простые и сложные глаза.

КЛАССЫ

1) Насекомые
2) Паукообразные

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

24. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности.

1) На влажную фильтровальную бумагу положите 10 семян огурцов.
2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.
3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.
4) Через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений.
5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.
6) Поставьте закрытую тарелку в тёплое место.

РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

В природе существует два способа размножения: __________(А) и __________(Б). Первый способ связан с __________(В), происходящим в результате слияния мужских и женских _________(Г). Биологическим значением второго способа является сохранение всей наследственной информации материнского организма у потомков.

1) вегетативное
2) митоз
3) половое
4) почкование
5) бесполое
6) оплодотворение
7) спора
8) гамета

26. Рассмотрите фотографию листа дуба черешчатого. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы используйте линейку.

А. Тип листа

1) черешковый
2) сидячий

Б. Жилкование листа

1) параллельное
2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое

В. Форма листа

Форма листа

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части

Тип листа

Д. Форма края листа

Форма края листа

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Часть 2

27. Рассмотрите рисунок с изображением стопы человека. Как называют нарушение формы стопы, изображённое на рисунке под цифрой 2? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

Стопа человека

Прочитайте текст и выполните задание 28.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель.

В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. С этой целью он провел эксперимент. В первые четыре банки исследователь положил по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В закрытые банки мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах, появились черви. В закрытых банках червей обнаружено не было.

В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

28. Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.

1) Какое оборудование использовал в своём эксперименте Ф. Реди?
2) Чем условия эксперимента с контрольными банками отличались от условий в других сосудах?
3) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

29. Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Таблица 1
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)

Таблица 1

1) Концентрация какого неорганического вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?

Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задание 30.

Таблица 2
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Таблица 2

Таблица 3
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой

Таблица 3

30. В понедельник девятиклассник Василий посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем, два мясных биточка с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?
2) Какое ещё количество углеводов должно быть в пищевом рационе Василия в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 14 лет?
3) Каковы функции углеводов в организме человека? Назовите одну из таких функций.


Задание 27 № 1803

Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.

1) Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?

2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

3) Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Демонстрационный вариант 2021 г. БИОЛОГИЯ, 8 класс. 1 / 16 Демонстрационный вариант 2021 г. БИОЛОГИЯ, 8 класс. 2 / 16

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя

30 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2

содержит 3 задания с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 2.5 часа

Ответы к заданиям 2–19 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответы к заданиям 20–25 записываются в виде последовательности цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы,

К заданиям 26–30 следует дать развёрнутый ответ.

На контрольной по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.

Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

На рисунке показано строение нейрона. Что обозначено буквой А?

Вариант 1

В результате предупредительной прививки в организм человека вводятся

1) защитные вещества — антитела

2) лекарства, убивающие микроорганизмы

3) убитые или ослабленные микроорганизмы

Демонстрационный вариант 2021 г. БИОЛОГИЯ, 8 класс. 3 / 16

Какое вещество в желудке человека предохраняет слизистую желудка от механических и химических повреждений?

3) соляная кислота

4) панкреатический сок

Что из перечисленного может служить примером рудимента у человека?

1) наличие хвоста

2) дополнительная пара молочных желёз

3) избыточная волосатость

4) наличие зачаточных ушных мышц

Поджелудочная железа в организме человека

1) участвует в иммунных реакциях

2) соединена с желудком

3) соединена с тонким кишечником

4) выделяет желчь

Что из перечисленного отличает шимпанзе от человека?

1) строение кисти

2) постоянная температура тела

3) общий план строения

4) забота о потомстве Ответ:

Нервные узлы в нервной системе человека относят к её

1) периферическому отделу

2) центральному отделу

3) коре больших полушарий

4) подкорковым ядрам Ответ:

Демонстрационный вариант 2021 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 4 / 16


Какой сустав человека изображён на рентгеновском снимке?

4) локтевой Ответ:

До применения вакцины многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает у ребёнка после перенесения им этого инфекционного заболевания?

1) естественный врождённый

2) естественный приобретённый

3) искусственный активный

4) искусственный пассивный Ответ:

На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой цифрой на ней обозначено правое предсердие?

Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?

1) участвуют в образовании водорастворимых витаминов

2) повышают скорость продвижения пищи во время переваривания

3) нейтрализуют поступающие с пищей вредные вещества

4) увеличивают поверхность соприкосновения пищи со стенкой кишечника Ответ:

Демонстрационный вариант 2021 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 5 / 16

Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека?

1) защищает организм от ультрафиолетового излучения

2) служит резервным питательным веществом для клеток

3) способствует сохранению тепла организмом

4) разрыхляет клетки кожи Ответ:


Демонстрационный вариант 2021 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 6/ 16

Если кровь из раны вытекает сильной пульсирующей струёй и имеет ярко- алый цвет, то кровотечение у пострадавшего

1) венозное, и достаточно наложить тугую повязку

2) артериальное, и достаточно наложить тугую повязку

3) артериальное, и необходимо наложить жгут

4) венозное, и необходимо наложить жгут Ответ:

Где расположены рецепторы, позволяющие изображённому на рисунке гимнасту выполнять данные упражнения?


1) полукружные каналы

3) кора больших полушарий

Великий русский учёный XIX в. И.М. Сеченов сказал, что: «Человек без … остался бы вечно в положении новорождённого». Какой термин из предложенных следует поставить на место пропуска?

4) темперамент Ответ:

В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь:

2) жирных кислот

Вторичная моча у человека образуется в

1) почечной лоханке

3) почечной капсуле

4) почечном канальце

Демонстрационный вариант 2021 г. БИОЛОГИЯ, 8 класс. 7/ 16 Демонстрационный вариант 2021 г. БИОЛОГИЯ, 8 класс. 8 / 16

Между структурами клетки и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

Структура клетки

Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?

4) клеточный центр Ответ:

Верны ли следующие суждения о мышечных тканях человека?

А. Волокна сердечной мышцы имеют контактные участки, благодаря которым сигнал от одной клетки быстро передаётся соседним клеткам.

Б. Гладкая мышечная ткань обладает способностью к быстрому сокращению.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны Ответ:

Изучите график зависимости скорости одной из ферментативных реакций в холоднокровном организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у – относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).

0 31 33 35 37 39 41 43 45 x

Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют

данную зависимость в указанном диапазоне температур?

Скорость ферментативной реакции в холоднокровном организме

1) с повышением его температуры резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего возрастает

2) с повышением его температуры непрерывно медленно растёт

3) имеет минимальное значение в интервале 20–25 усл. ед.

4) с повышением его температуры растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается

5) достигает максимума при его температуре в пределах 37–39 ºС Ответ:

Демонстрационный вариант 2021 г. БИОЛОГИЯ, 8 класс. 9 / 16 Демонстрационный вариант 2021 г. БИОЛОГИЯ, 8 класс. 10 / 16

Что из перечисленного может стать причиной заражения ВИЧ (заболевания СПИДом)?

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) пользование общественным туалетом

2) поцелуй в щёку зараженного ВИЧ

3) беседа с больным СПИДом

4) вступление в интимную связь с заболевшим СПИДом

5) многократное использование одноразового шприца

6) нанесение татуировки нестерильными инструментами Ответ:

Известно, что аскарида человеческая — паразитический круглый червь. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

А) состоят из остатков молекул аминокислот.

Б) выполняют роль биологических катализаторов .

В) являются обязательными веществами плазматической мембраны.

Г) являются главными источниками энергии.

Д) входят в состав клеточной стенки растений и грибов.

Е) образуют отдельные гормоны.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) Длина тела представителей разных видов варьирует от 2 см до 3 м.

2) Тело вытянутое, цилиндрическое, круглое в поперечном сечении.

3) Каждая половозрелая особь обладают женской и мужской половой системой.

4) У самца задний конец тела загнут к брюшной стороне тела.

5) Самка за день выделяет до 245 тыс. микроскопических яиц, покрытых прочной оболочкой.

6) Если человек не вымыл руки, на них могут оставаться яйца червей, которые попадают в пищу и передаются другому человеку через рукопожатие.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.

2) Ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп.

3) В момент исчезновения пульса манометр указывает минимальное (диастолическое) давление.

4) Плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её.

5) В момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению.

6) Приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе

Демонстрационный вариант 2021 г. БИОЛОГИЯ, 8 класс. 11 / 16 Демонстрационный вариант 2021 г. БИОЛОГИЯ, 8 класс. 12 / 16

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

В организме человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система жёлез ___________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества — ___________ (Б). Так, адреналин вырабатывается ___________ (В). Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётся иммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________ (Г) и др.

Часть 2

Рассмотрите рисунки 1 и 2 с изображениями стоп человека. Как называют нарушение формы стопы, изображённое на рисунке 2?

Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.



ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель.

В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. С этой целью он провёл эксперимент. В четыре банки исследователь положил по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. В четыре другие аналогичные банки он соответственно положил такие же куски мяса, но оставил их открытыми. В закрытые банки мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах, появились черви. В закрытых банках червей обнаружено не было.

В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел.

Демонстрационный вариант 2021 г. БИОЛОГИЯ, 8 класс. 13 / 16

Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, считавших, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.

1) Какое оборудование использовал в своём эксперименте Ф. Реди?

2) Чем условия эксперимента с контрольными банками отличались от условий в других сосудах?

3) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: