Что такое банк идей

Обновлено: 17.04.2024

Идеи преследуют нас повсюду. Нет человека, у которого нет идей. Есть люди, которые считают себя не креативными, не творческими просто потому, что не замечают то количество интересных идей, которые приходят им в голову. А между тем, осознанное отношение к своим идеям - это важный навык для любого человека, который строит карьеру или развивает бизнес.

Существует множество техник для генерации большого количества идей в один присест. А существуют люди, которые постоянно фонтанируют потрясающими идеями. Идей много и они разные - и не всегда могут быть применимы, относительно текущих проблем. Многие считают такие идеи бесполезными и не обращают на них внимание. Самый главный секрет профессиональных креативщиков: то, что не актуально сегодня, может пригодиться завтра.

Успеха и продуктивности в своей деятельности добивается лишь тот, кто не только придумывает новые идеи, но и фиксирует их, а затем воплощает. Это единственная работающая стратегия не только при развитии креативного мышления, но и для осуществления любой продуктивной деятельности. Особенно при осознанном подходе к своим целям. Особенно для вывода своих талантов на высокий уровень. И особенно - в бизнесе.

Наш мозг устроен так, что новые мысли, промелькнувшие однажды, задерживаются в памяти только на короткое время. Если повезет, то они останутся в кратковременной памяти на несколько минут, а в общем - всего несколько секунд. Затем их вытесняют новые мысли. В долговременную память отправляются только те мысли, которые мозг расценивает как важные для жизнедеятельности. Обычно это те мысли, которые человек обдумывает регулярно, к которым возвращается снова и снова. Но опять же, не актуальные мысли отправляются в архивы “мозгохранилища”, в подсознание. Чтобы работать с идеями целенаправленно, они должны всегда быть в зоне доступности. Поэтому очень важно записывать идеи и уметь с ними работать в последующем.

Быть креативным, стать креативным или иметь убеждение “я - креативный!” - каждый решает сам. Самое важное - настрой на то, чтобы использовать свою креативность практически. Идеи без реализации не имеют никакой ценности. А чтобы получить ценность и извлечь из нее реальную пользу, нужно реализовать те классные идеи, которые приходят вам на ум.

Поговорим об одном из самых важных из инструментов креативной деятельности. В целом, продуктивный процесс работы с идеями состоит из нескольких блоков. Эти блоки могут использоваться совместно, разделяя креативный процесс на логические этапы. Но также можно использовать блоки без привязки одного к другому. Самая общая схема работы с идеями выглядит так:

Это важный пункт, когда вы решаете, что вы - креативный и способный создать нечто потрясающее. Если вы тренируете свои креативные способности, то каждый день можно брать “тему дня” и работать с ней. Если у вас есть конкретная проблема, которую нужно решить, то работайте с ней. Поставьте себе конкретную задачу для которой нужны новые идеи.

Задайте себе квоту идей - сколько идей вы должны придумать за отведенное время (за день, за час, за 10 минут), чтобы почувствовать удовлетворение от своей креативной деятельности. Тренируйтесь ежедневно и старайтесь выполнить назначенную квоту. Бывают продуктивные дни, когда идеи придумываются легко. А бывает, что их приходится в буквальном смысле притягивать за уши. Это нормально. Главное - выполнить свою квоту, приучая свой мозг к этой умственной деятельности.

Чтобы эффективно работать с идеями, заведите “банк идей” - место, куда вы будете собирать идеи. Это будет ваш накопитель, с которым можно работать в любой момент. Формы банка идей тоже могут быть самые разнообразные: тетрадь, дневник, коробка, банка, файл на компьютере, магнитная доска на стене, специальная компьютерная программа. Можно распределять идеи по темам, по проблемным вопросам. Выберите тот формат, с которым вам работать проще всего. Смысл не в том, чтобы просто накапливать идеи, а в том, чтобы постоянно их видеть, перечитывать, обдумывать дальше и отбирать для использования.

Работа с идеями - это управление идеями для их практического применения. В бизнесе это - менеджмент идей. Это очень важный пункт, ведущий к конкретным результатам. Работайте с накопленными идеями ежедневно. Вернемся к первоначальному настрою и той задаче, которую вы себе поставили в начале процесса - тренировка или решение конкретной проблемы. Помните про свою цель и прорабатывайте записанные идеи, исходя из нее. Записывайте дополнительные мысли, комментарии, вопросы - все, что поможет приблизиться к реализации цели.

После такой деятельности вы заметите, что стали придумывать более весомые идеи, практичные, годные для реализации. Это процесс станет для вас привычен. Повысится ваша общая продуктивность и вера в свои силы. У вас появится дополнительная мотивация к реализации своих честолюбивых планов. У вас появятся возможности и ресурсы для достижения своих целей.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Мастер-класс на тему: "Банк идей. Как найти отличную идею"

Цель: Сформировать банк идей.

1) Ознакомить учащихся с методами поиска новых идей.

2) Выбрать методы, способствующие реализации деятельности ДЮОО.

3) Научить применять различные методы поиска новых идей на практике.

Оборудование: Карточки с методами, 10 картинок, 3 ватмана, ручки, карандаши

Ход занятия

-Здравствуйте. ребята, меня зовут Иван Сергеевич и я рад приветствовать вас на мастер-классе, посвященном поиску новых идей.

-Поднимите руки кто сталкивался с проблемой, когда в короткий срок нужно придумать какое-либо мероприятие.

(дети поднимают руки)

Какими методами вы пользуетесь для поиска новой идеи?

(ответы детей)

-Сегодня мы с вами рассмотрим еще несколько методов решения этой проблемы. Существует огромное количество методов для поиска новых идей, все они различаются по числу участников и времени.

-Например: Метод Киплинга (Группа: 1-12 человек. Время: 15-45 минут), Мозговой штурм с чередованием индивидуальной и групповой работы (Группа: 2-6 человек. Время: 20-60 минут.), Мозговой штурм на основе изображений (Группа: 2-6 человек. Время: 15-30 минут), Случайные слова (Группа: 3-10 человек. Время: 3-30 минут.), Мозговой штурм (Группа: 2-12 человек. Время: 20-45 минут.), Визуальный мозговой штурм (Группа: 1-30 человек. Время: 2-60 минут.), Метод шести шляп Эдуарда Де Боно

(развешиваются названия методов)

-Некоторые из этих методов мы с вами рассмотрим подробнее.

1) Мозговой штурм. Широко известный метод генерации идей в группах. Мозговой штурм определяется как любая командная работа по поиску новых идей. Этот метод позволяет группе людей искать новые решения на основе общих представлений о проблеме, рассматривая её под разными углами.

Первая причина для проведения мозгового штурма — потребность в большом числе возможных решений и вовлечение членов команды в творческий процесс. В теории, проведя мозговой штурм в группе из 5-10 человек, вы приобретёте намного больше разнообразных идей за более короткий срок, чем один человек смог бы когда- либо предложить.

Соберите команду за круглым столом. Убедитесь, что у всех есть ручки и стикеры. Обсудите правила и форму проведения предстоящего мозгового штурма. Затем дайте возможность каждому члену группы самостоятельно подумать и записать свои мысли. Поощряйте самые дикие идеи. Когда все закончат, пусть каждый поделится своими мыслями и прикрепит стикеры на стену или к письменной доске. Если кто-то из членов группы желает передать обратную связь , добавить что-то или высказать своё мнение, разрешите ему отметить идею красным крестиком. Когда её автор закончит выступление, дайте две минуты на то, чтобы оставшаяся часть группы могла передать обратную связь. В дополнение к методу можно попробовать объединить разные идеи и решения. Процесс должен идти в следующем направлении:

Можно и нужно

Понимать важность всех идей.

Сосредоточиться на поиске новых точек зрения.

Допускать и поощрять появление абсурдных идей.

Думать, что идеи непременно должны быть привязаны к брифу или проблеме.

Углубляться в детали.

2) Одной из разновидностей мозгового штурма является Визуальный мозговой штурм — это творческое упражнение, которое можно использовать для поиска новых или развития предложенных ранее идей. При визуальном мозговом штурме участники вместе в произвольном порядке рисуют эскизы. Это стимулирует невербальную активность правого, творческого, полушария, что полезно при поиске новых точек зрения, идей и мыслей относительно проекта.

Используйте метод, когда необходимо найти новые решения и дополнить или развить старые идеи новыми мыслями.

Закрепите на стенах комнаты от трёх до семи страниц флипчарта. Запасите маркеры для флипчарта, чтобы каждый смог делать на них записи. Хорошо иметь маркеры нескольких цветов.

Начните заполнять рисунками один из листов. Пусть участники продолжают рисунки друг друга. Основная мысль заключается в том, чтобы члены команды дорисовывали то, что уже есть на бумаге. Упражнение считается завершённым, когда все листы покрыты рисунками.

Попросите участников рассказать о том, что они видят на изображениях, что это им напоминает и как это можно использовать в генерации идей и решении проблемы .

Можно и нужно

Использовать много разных цветов.

Использовать много бумаги для заполнения рисунками.

Запрещать кому-либо участвовать в создании рисунка.

3) Следующий метод который мы рассмотрим – случайные слова .

Ассоциирование решений с различными словами — полезный инструмент для развития идей. Для доработки идей или предложенных ранее решений эффективно выстраивать ассоциации с другими элементами, такими как слова, статьи или истории. Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему, которая перед вами стоит.

Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему, которая перед вами стоит.

Приготовьте много случайных слов, коротких историй или твитов. Соберитесь за одним столом и показывайте каждое слово, твит или историю по минуте. В течение этой минуты все члены команды пишут свои ассоциации со словом, твитом или историей на стикерах. Старайтесь найти как можно больше нелепых ассоциаций. Если команда зашла в тупик, смените слово, твит или историю. Продолжайте процесс до тех пор, пока не наберётся достаточно много ассоциаций. В дополнение к этому методу можно попробовать привязать свои ассоциации к предложенным ранее решениям или попытаться найти новые.

Можно и нужно

Писать первое, что приходит в голову.

Думать от обратного.

Использовать много разных случайных слов, твитов и историй, желательно, не имеющих отношения к идее, проблеме.

Подолгу задерживаться на одном слове. Если вы зашли в тупик, просто смените его на новое.

Новые идеи могут приходить отовсюду: формы, запахи, воспоминания, общие и детальные размышления, числа. Связывайте как близкие, так и далёкие идеи.

- Давайте попробуем применить этот метод.

Ведущий называет несколько случайных слов(например: лес, воздушный шар, газета, кинотеатр);

учащиеся записывают свои ассоциации к каждому слову.

- посмотрим что же у нас получилось.

Учащиеся называют ассоциации к каждому слову

- Отлично, перейдем к следующему методу.

4) Мозговой штурм на основе изображений

Ассоциирование решений с разными изображениями —полезный инструмент для развития и поиска новых идей. Для доработки идей или предложенных ранее решений эффективно выстраивать ассоциации с другими элементами, такими как изображения или визуальные данные. Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему, которая перед вами стоит.

Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему, которая перед вами стоит.

Приготовьте много разных иллюстраций. Соберитесь за одним столом и показывайте каждое изображение по минуте. В течение этой минуты все члены команды пишут свои ассоциации с изображением на стикерах. Старайтесь найти как можно больше нелепых ассоциаций. Если команда зашла в тупик, смените изображение. Продолжайте процесс до тех пор, пока не наберётся достаточно много ассоциаций. В дополнение к этому методу можно попробовать привязать свои ассоциации к предложенным ранее решениям или попытаться найти новые.

Можно и нужно

Писать первое, что приходит в голову.

Думать от обратного.

Использовать много случайных изображений, желательно, не имеющих отношения к идее, проблеме или фокусным вопросам.

Подолгу задерживаться на одном изображении. Если вы зашли в тупик, просто смените иллюстрацию.

Новые идеи могут приходить отовсюду: формы, запахи, воспоминания, общие и детальные размышления, числа. Связывайте как близкие, так и далёкие идеи.

- Давайте представим что нам нужно придумать мероприятие для младших классов, поможет нам в этом несколько изображений.

Ведущий поочередно показывает несколько картинок, учащиеся записывают появившиеся идеи мероприятий, связанные с изображением.

После чего зачитывают результаты.

5) Мозговой штурм с чередованием индивидуальной и групповой работы

Мозговой штурм в небольшой группе — просто следуйте правилам!

Командный мозговой штурм может быть очень эффективным средством для генерации большого числа новых идей. Однако для получения качественного результата необходимо преодолеть много препятствий и ограничений:

каждый старается перекричать остальных, и, в результате, забывает слушать то, что говорят другие;

шум мешает сосредоточиться;

приём «Да, и ещё. » легко применять вербально, гораздо труднее контролировать язык тела;

все найденные командой решения очень близки, так как неизбежно их влияние друг на друга;

как результат вы имеете множество идей, но все они — лишь искры, и требуют тщательной доработки.

При использовании метода каждому участнику выделяется уголок для самостоятельного поиска решений и развития мыслей, которыми он затем делится с остальными членами группы. Каждому дают возможность высказаться, в результате появляются более разнообразные решения, и больше времени остаётся на развитие идей.

Этот метод можно использовать в команде из 2-6 человек. Не стоит набирать большую группу, иначе не получится выслушать всех за отведённое время.
5 минут: самостоятельный поиск решений.
20 минут: соберитесь всей группой для обсуждения идей. Каждый высказывается за лучшую, на его взгляд, идею с помощью голосования. Затем лучшие решения совместно прорабатываются группой во время регулярных мозговых штурмов.
5 минут: после завершения этапа озвучивания и развития лучших идей команда расходится для индивидуальной работы в течение следующих пяти минут. Приветствуется поиск новых идей, а также построение их на основе уже предложенных.
20 минут: соберитесь последний раз вместе, чтобы поделиться мыслями и снова проработать решения, одобренные всей группой. Прежде чем завершить собрание, запишите лучшие идеи команды для их развития во время следующих сессий.

Если возможно, стоит познакомить команду с задачей за пару дней до семинара, чтобы дать им время подумать над решением и развить идеи ещё до встречи.

Благодаря самостоятельному поиску решений членам команды удастся избежать влияния чужих идей, и решения будут более разнообразны. Во время встречи каждому найдётся что сказать, и не придётся опасаться, что услышат только самого голосистого. Перед завершением сессии куратор озвучивает лучшие идеи, чтобы убедиться в единодушии команды, и сохраняет наброски для дальнейшей работы.

Можно и нужно

Выражать свои идеи кратко и лаконично — так у каждого будет время высказаться.

Искать и высказывать внезапно появившиеся идеи во время 20-минутного этапа.

6) «Банка идей»

В определенном месте (учебное заведение, магазин и т.д.) ставится банка, на нее крепится проблема (задача), которую необходимо решить. Все проходящие (желающие) пишут на листах решение этой проблемы (со своей точки зрения) и опускают в банку. Через некоторое время банку забирают и организаторы рассматривают предложенные решения проблемы.

Благодаря этому методу участники могут найти много новых решений и развить мысли коллег.

Благодаря этому методу участники могут найти много новых решений и развить мысли коллег. В результате получается прекрасная мозаика из идей, способная вдохновлять на интересные решения в рамках всего проекта и даже после его завершения.

Правила

Поставьте стол (или составьте несколько), чтобы за ним могла поместиться вся команда. Участники должны сидеть вплотную друг к другу по всем сторонам стола.

Положите большой, по размеру стола, лист бумаги.

Убедитесь, что ручек и маркеров хватает на всех. Чем больше будет цветов — тем лучше.

Куратор включает музыку, и все участники начинают записывать мысли, связанные с задачей.

Через 2 минуты музыка прекращается. Все члены группы должны передвинуться влево: каждый садится на место своего соседа.

Снова включают музыку. На этот раз участники развивают идеи своих предшественников.

Повторяйте 5 и 6 шаги, пока весь лист не будет исписан.

Можно:

Быть открытым и дружелюбным.

Творчески подходить к подаче своих мыслей. Приветствуются рисунки и эскизы. Чем больше они будут — тем лучше.

Нельзя:

Во время сессии генерации идей давать им оценку.

Писать негативные комментарии или перечёркивать записи.

Метод шести шляп Эдуарда Де Боно

Красная Шляпа — отвечает за эмоции, предчувствия и др. (эмоциональное мышление).

Желтая Шляпа — описывает выгоды и преимущества (оптимистическое мышление).

Черная Шляпа — учитывает недочеты и возможные риски (критическое мышление).

Зеленая Шляпа — предлагает идеи (творческое мышление).

Белая Шляпа — озвучивает факты и цифры (аналитическое мышление).

Синяя Шляпа — ведущий, контролирует смену шляп (философское мышление).

По очереди примеряя шляпы, участники пытаются взглянуть на проблему с разных точек зрения. Но важно, чтобы роли менялись, и критик по жизни попробовал выступить оптимистом, а логик попытался бы мыслить творчески. Задача Синей шляпы — заставлять команду менять роли. Основная задача метода — заставить людей выйти за привычные рамки, расширить свое видение проблемы, посмотреть на нее по-новому.

-И еще несколько советов:

1) Новое - это хорошо забытое старое. Вспомните свой прошлый опыт или покопайтесь в архивах за прошлые годы. Поспрашивайте старших коллег

2) Решения, полученные в ходе простого обсуждения или мозгового штурма, не оцениваются, а всесторонне исследуются. Даже если идея явно не подходит, не стоит ее сразу «убивать». Лучше отложить обсуждение на первый взгляд бредовой идеи на будущее. А вместо того, чтобы отбрасывать различные нюансы, которые вроде бы не относятся к делу, лучше зафиксировать их: возможно, определенные детали вам еще пригодятся.

3) Решайте сразу несколько задач. Пока вы работаете над второй проблемой, период инкубации решения первой продолжается, мозг перерабатывает полученную информацию. Поэтому, когда Вы вернетесь к первой задаче, решение найдется быстрее.

-Теперь, когда мы с вами познакомились с новыми методами, давайте попробуем применить их на практике.

Обучающиеся делятся на 5 групп, каждая группа тянет карточку с заданием (каждая карточка – разный метод нахождения новой идеи).

Затем в течение 10 минут каждая группа в соответствии с методом указанным в карточке разрабатывает мероприятие.

задания на карточках:

1) Мозговой штурм, тема: День народного единства

2) Визуальный мозговой штурм, тема 23 февраля

3) Случайные слова, тема 8 марта (слова: цветы, ветер, яблоко, карандаш, свет.)

4) Мозговой штурм на основе изображений, тема День космонавтики (прилагается 10 изображений)

5) Развитие идей в формате экспресс-свидания, тема 19 мая

Представители каждой группы рассказывают какое мероприятие им удалось разработать.

- Ребята, вы сегодня отлично поработали, надеюсь, что вы узнали много нового и эти знания пригодятся вам и вашим ДЮОО.


Банк идей - это инструмент, позволяющий вовлечь клиентов, поставщиков, партнёров в улучшение компании, её продуктов и услуг.

Банк идей - это инструмент, позволяющий сотрудникам делиться новыми идеями, основанными на их опыте и наблюдениях, а также осуществлять поиск лучших практик, пилотировать и тиражировать их.

Режим работы возможен в виде Конкурсов, поисковых задач, в форме запросов, а также в режиме нон-стоп (постоянно работающий механизм).

Оценку и экспертизу идей и лучших практик можно осуществлять штатными руководителями, экспертами, сообществами (возможны комбинации).

Основное отличие понятий:

Идея – предложение по улучшению текущего состояния в сфере технологий, процессов и оргструктур, продуктов и услуг, которое никогда не внедрялось в компании или другой компании.

Лучшая практика – предложение по улучшению в сфере технологий, процессов и оргструктур, продуктов и услуг, которое внедрено в компании или другой компании и демонстрирует более эффективные результаты чем действующие образцы.

Обратная связь – отзыв, отклик, ответная реакция.

Назначение инструмента:

Поиск и реализация перспективных идей, лучших практик и обратной связи с целью оптимизации: продуктов, услуг, технологий, бизнес-процессов, структур

Развитие инновационной деятельности и инновационной культуры

Показатели эффективности инструмента:

Финансовые эффекты от реализации проектов (инициированных по идеям, лучшим практикам и обратной связи)

Выше удовлетворённость сотрудников, клиентов, партнёров, поставщиков

Имидж инновационной компании

Развитие инновационной (креативной) и конкурентной корпоративной культуры

Вызовы и задачи компании (в каких случаях инструмент будет полезен):

Компания слабо использует интеллектуальный и творческий потенциал сотрудников, клиентов, партнёров для генерации новых идей по усовершенствованию продуктов/услуг, процессов/технологий

Компания не изучает и не тиражирует лучшие практики

Компания мало интересуется мнением у партнёров, клиентов и сотрудников о своей работе, о том, как улучшить свою работу

Что получит компания, внедрив инструмент СУЗ (примеры):

Ауди. Система работы с предложениями сотрудников

Срок реализации инновационных идей сократился с одного года до 3,6 месяцев

В 2000 году программа принесла 17,4 млн евро. Это прямой эффект от внедрения 1600 идей, а ещё было реализовано 25 тыс. идей с косвенным эффектом

Сбербанк. Экономический эффект от внедрения Банка Идей составил 7 миллиардов рублей за 2 года работы.


Тимур Гареев


У инструмента существуют разные названия: банк идей, фабрика идей, краудсорсинг (в части поиска идей среди «толпы»), рационализаторские предложения и т.д. Суть всех инструментов простая: использование идей для улучшения чего-либо, реализация в виде системного процесса, интеграция данного процесса в основные процессы.

«Банк идей» должен работать со следующими сущностями:

Идея (инновационная идея) – любое предложение по улучшению текущего состояния в сфере технологий, процессов и орг. структур, продуктов и услуг, которое никогда не внедрялось в компании. Также не внедрялось в какой-либо другой компании. Тождественно категории «рационализаторское предложение».

Основные источники идей:

Сотрудники (основной источник)

Описание инструмента управления знаниями:

Инструмент, который позволяет сотрудникам делиться новыми идеями, основанными на их опыте и наблюдениях

Инструмент, который позволяет вовлечь клиентов, поставщиков, партнёров в улучшение компании, её продуктов и услуг

Режим работы возможен в виде конкурсов, поисковых задач, в форме запросов, а также в режиме нон-стоп (постоянно работающий механизм)

Оценку и экспертизу идей можно осуществлять штатными руководителями, экспертами, сообществами (возможны комбинации)

Назначение инструмента управления знаниями:

Поиск и реализация перспективных идей с целью оптимизации: продуктов, услуг, технологий, бизнес-процессов, структур

Развитие инновационной деятельности и инновационной культуры

Снижение затрат по различным статьям при реализации идей

Метрики инструмента управления знаниями:

Количество поданных идей

Количество реализованных идей в виде проектов

Экономический эффект от реализованных проектов

В каких случаях будет полезен инструмент управления знаниями:

Отсутствие обмена опытом между разными подразделениями/сотрудниками

Потеря знаний при увольнении сотрудника. Высокие риски бизнеса при высокой текучести кадров

Проблемы в технологических/бизнес-процессах. Необходимость сокращения сроков выполнения и/или бюджетов и/или повышения качества результата

Не изучаются практики на систематической основе

Не собираются идеи по улучшению продуктов, услуг, внутренних процессов

Не работает систематический поиск и реализация идей с целью улучшения продуктов, услуг, БП и т.д

Проблемы в проектах. Необходимость сокращения сроков и/или бюджетов проектов и/или повышения качества

Ключевые показатели эффективности инструмента управления знаниями:

Для организации – наличие единого и систематизированного справочника

Для организации – наличие механизма систематического мониторинга за трендами, конкурентами

Для организации – повышение эффективности поиска инновационных идей для улучшения процессов, продуктов и услуг, систем организации

Для организации – финансовые эффекты от реализации проектов (инициированных по идеям)

Для организации – выше удовлетворённость сотрудников, клиентов, партнёров, поставщиков

Для организации – имидж инновационной компании

Для организации – развитие инновационной (креативная) и конкурентной корпоративная культуры

Для сотрудников – раскрытие инновационного потенциала сотрудников

Практики внедрения инструмента управления знаниями:

В иностранных компаниях в среднем на одного человека в год приходится более 1 идеи, а эффект от 1 идеи составляет приблизительно 250$.

В отечественных компаниях в среднем на одного человека в год приходится 0,5 идеи, а эффект от 1 идеи составляет приблизительно 1500$.

Larsen & Toubro (Глобальная инжиринговая компания выручка) – L&T Innovation Channel. Инструмент, который позволяет сотрудникам L&T, делиться новыми идеями и предложениям, основанных на наблюдениях сотрудников, предложениях внедрения новых технологий и методов более эффективного способа работы.

МТС (Российская телекоммуникационная компания - выручка $ 12,44 млрд.) – Фабрика идей. Программа «Фабрика идей» работает в МТС с 2008 г. За время работы на «Фабрику идей» поступило более 13 300 предложений по улучшению качества работы и достижению более высоких результатов при снижении затрат; 1 100 из них уже реализовано. Для компании экономический эффект от проекта превысил 62 млн. долларов.

Ауди. Система работы с предложениями сотрудников. Срок реализации инновационных идей сократился с одного года до 3,6 месяцев. В 2000 году программа принесла 17,4 млн евро. Это прямой эффект от внедрения 1600 идей, а ещё было реализовано 25 тыс. идей с косвенным эффектом.

Сбербанк. Экономический эффект от внедрения Банка Идей составил 7 миллиардов рублей за 2 года работы.

Сбербанк. Десятки предложений в день. На старте системы сбора идей было подано 2 предложения с суммарным эффектом 50 млн. руб. в год:

отказ от карточек лицевого счета (эффект – 18 млн. руб.);

объединение устава и приложений к нему в один документ (эффект – 32 млн. руб.).

РЖД. Конкурс молодежных инновационных проектов «Новое звено»:

в 2011 году подано 1065 проектов (за 3 месяца);

по итогам конкурсов призеры получают МВА, назначаются на новые должности (главный инженер региональной дирекции, начальник ремонтного депо и др.).

КАМАЗ. Реализовано 85 382 предложения, высвобождено 4,5 тыс. оборудования и 364 тыс. кв. метров производственных площадей, за пять лет общий экономический эффект составил 3,5 млрд. рублей.

ALCOA. Корпоративная программа по сокращению потерь «Хватит терять!» действует с 2008 года. Собираются инициативы по усовершенствованию рабочего процесса, продукции или производственной деятельности в целом. Каждое принятое предложение добавляет 50 рублей в виртуальную копилку – «Бочку с медом». Когда в «бочке» накапливается 500 тыс. виртуальных рублей, компания конвертирует их в реальные деньги, которые тратятся на благотворительные цели, либо на улучшение условий труда сотрудников предприятия.

ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (РНПК). По итогам 2010 года общий экономический эффект от проектов Системы непрерывных улучшений (СНУ) составил более $60 млн, а в 2011 году – превысил $100 млн. Суммарный экономический эффект от проектов СНУ составил более 2,9 млрд. руб.

Часто в компаниях возникает мысль собирать у сотрудников идеи для развития бизнеса. Простейшая реализация: отправлять предложения непосредственно учредителю. Следующий шаг: создать специальный ящик электронной почты или бизнес-процесс в Битрикс24, где идеи будет оценивать некая комиссия. Чтобы замотивировать людей что-то предлагать, обычно обещается награда.

На волне массового воодушевления идеи присылаются самые разные: от организации благотворительного фонда до изменения строчки в ценнике. Интересное наблюдение: если предложенная идея не одобряется к реализации - автор вскоре увольняется. Чем более неподходящей выглядит идея, тем быстрее случается добровольное увольнение. Возможно, сотрудник чувствует, что компания движется с ним не в ногу. Печальная судьба самого Банка идей качает его наподобие маятника от поощрения не реализованных предложений, до тотального блока чего бы то ни было. Учредителю теперь кажется, что его работники не в силах придумать что-то действительно полезное, и продвижение Банка идей прекращается.

Что нужно изменить, чтобы Банк идей работал?

Несколько лет назад я заметил, что мои самые ценные мысли рождаются не без оснований. Довольно долго я думаю над проблемой, сочиняю варианты, какой-то из них оказывался интереснее других, и в итоге, срабатывает. Оффтоп внизу. Дизайнеры говорят, что чем точнее определены ограничения в техническом задании, тем жизнеспособнее будут проекты. Возможно (это слово я использую здесь риторически, ведь, на самом деле, я абсолютно уверен), сотрудникам просто нужно знать, над чем им следует думать.

Моду набирает аббревиатура GIST (Goals, Ideas, Step-projects, Tasks). Ключевое условие подхода: сотрудники знают, куда движется компания вплоть до нескольких важнейших целей. В российской реальности замечена проблема. Бизнесмены не готовы делиться с коллективом столь "секретной" информацией. Не хочу горько шутить о том, что многие руководители могут и сами не знать. Важно понимать, что общие цели вашей компании (не идеи, не проекты, а именно цели) для ваших конкурентов вполне очевидны. Снижаете себестоимость? Вводите броские новинки в расчете на эмоции? Строите просторные магазины с вежливыми продавцами в шёлковых галстуках? Для конкурентов всё это, как на ладони, ведь они смотрят на широкие мазки.

Максимального содействия собственных сотрудников можно добиться только через их понимание общего направления, исходя из которого они смогут находить наилучший результат на каждом уровне работ. Однажды на совещании слышал даже такую формулировку: поощрение за идею по принципу грантов. Мы признаемся, что не знаем, как что-либо сделать, и награждаем решение.

Что касается моего личного опыта, я сам по привычке группирую мысли в закрытом ЖЖ. Например, вот пост с формулой, переменные которой представляют собой ссылку на подборку идей и материалов с соответствующим тегом.

Могу вас позабавить историей о том, как я впервые испытал гордость за решение важной задачи. Пройдя минимум по три раза культовую игру Fallout 2, мы с одноклассниками начали просто развлекаться. При помощи не менее культовой программы Artmoney мы взламывали количество всех предметов в игре. Сто тысяч бронежилетов? Пожалуйста. Но вот такую банальную и необходимую штуку как патроны одолеть никак не получалось. Летним солнечным днем я ехал в маршрутке и продолжал думать. Почему всё взламывается, а патроны - нет? Момент озарения зарядил меня навсегда. Я понял, что взламывать нужно количество обойм.

Интересуюсь научным подходом к управлению.

Специализируюсь на содержательной стороне корпоративных информационных потоков.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: