Дворянский банк при александре 3
Обновлено: 26.04.2024
Александр III, сын Александра II, правил в 1881–1894 гг. В царствование Александра III Россия вошла в пятерку самых развитых стран мира. Была построена Транссибирская магистраль к Тихому океану.
Законодательная деятельность при этом правлении в сфере кредитных учреждений была очень разнообразной. Существующие кредитные учреждения подверглись большим изменениям, возникали новые государственные кредитные учреждения. В отношении общественных и частных кредитных учреждений приняты меры, направленные на соответствие деятельности этих учреждений экономическим потребностям страны.
Можно отметить следующие преобразование Государственного Банка. По уставу 1860 г. Госбанк должен был решать две главные задачи: усиление торговых оборотов и стабилизацию денежной кредитной системы. Эти задачи были слабо решены Госбанком. Главной причиной такого ситуации был недостаток денежных средств. Поэтому, еще при правлении Александра II, были приняты меры для развития коммерческой деятельности банка, с одной стороны, увеличением операций его и допускаемых к ним круга лиц, а с другой – обеспечением его для этого необходимыми оборотными средства и, главным образом, возмещением ему сумм, затраченных на нужды казны в прежнее время из его средств.
1 января 1881 г. велено было прекратить заимствование денег на нужды казны из Госбанка, приняв меры увеличения средств Госбанка, чтобы он имел возможность производить как платежи по распоряжению государственного казначейства, так и ссуды для развития промышленности и торговли. Не прибегая к эмиссии, т. е. дальнейшему выпуску кредитных билетов, и с тем, чтобы число уже выпущенных кредитных билетов имело возможность сокращения.
4 июня 1893 г. было принято Высочайшее соизволение о временных мерах по обеспечению деятельности Управляющего Госбанком и Правлением банка, которое поможет облегчить управление Госбанком непосредственным заведованием текущими делами и операциями банка в Санкт-Петербурге.
Заведование текущими делами и операциями поручали особому лицу, с наделением его теми же правами, что и Управляющих конторами банка; оставить в ведении Управляющего Госбанком и Правления банка общее заведование делами Госбанка в Санкт-Петербурге и в его провинциальных учреждениях, а также непосредственное заведование особыми операциями, которые не принадлежат ведомству контор – это заведование металлическим фондом и фондом кредитных билетов, распоряжение портфелем процентных бумаг, особые операции с заграницей и другие.
Министру финансов давалось право в инструкционном порядке определять круг дел, которые подлежат временному изъятию из непосредственного ведома Управляющего Госбанком «Правления банка».
Устав Госбанка 1860 г. не подвергался тщательному пересмотру. Были осуществлены лишь изменения и дополнения в некоторых подробностях второстепенного характера. Опыт свидетельствовал, что Устав и основанная на ней деятельность Госбанка не полностью отвечали условиям современной банковской политики и изменившимся за 35 лет экономическим условиям страны. Поэтому министр финансов С. Ю. Витте (в дальнейшем председатель Совета Министров в царствование Николая II) посчитал срочной необходимостью подвергнуть переработке Устав Госбанка. 21 сентября 1892 г. была сформирована особая комиссия по переработке Устава Госбанка под председательством Министра финансов.
Комиссия создала проект нового устава Госбанка. Он был внесен Министром финансов на законодательное обсуждение (Государственному Совету). Госсовет, рассмотрев проект устава и изменив некоторые моменты, постановил проект Устава Госбанка и роспись должностей этого банка представить на утверждение Императору. Утверждение было осуществлено 6 июня 1884 г.
На основе нового устава Госбанка с 1 сентября 1884 г. учреждается Центральное Управление во главе с Советом и Управляющим Банком.
Состав Центрального управления:
1) управляющий банком;
2) отдел кредитных билетов, заведовавший выпуском в обращение билетов, обменом и уничтожением билетов (изъятых из обращения); для хранения разменного капитала билетов и металлического фонда;
3) судейский отдел, осуществляющий наблюдение за производством взысканий по просроченным долгам Банку и за оставшимися за Банком залогами и закладными. Отдел ведал составлением договоров и прочих гражданских актов и документов;
4) центральная бухгалтерия, в которой осуществляется общее счетоводство по Банку; бухгалтерия составляет периодические балансы и торговые отчеты;
5) инспекция – для надзора за операциями местных учреждений Банка и для производства ревизий этих учреждений;
6) канцелярия – для переписи и делопроизводства по административным вопросам;
7) управление сберегательными кассами.
Указанные учреждения существовали и раньше, а Судебный отдел был создан впервые.
В 1885 г. были образованы местные учреждения Госбанка. Изначально предполагалось, что к местным учреждениям Госбанка будут относится конторы, отделения и агентства. Но в дальнейшем, опасаясь излишней децентрализации управления, Госбанк решил не учреждать агентства.
К концу правления Александра III действовало 94 отделения и 10 контор.
Конторы образовывались в наиболее крупных торгово-промышленных центрах и непосредственно подчинялись Центральному Управлению Госбанка.
В порядке управления отчетности в каждой конторе формировалось определенное число отделений.
По уставу 1894 г. основной капитал Госбанка учрежден величиной 50 млн руб., а запасной (резервный) – 5 млн руб.
Госбанком осуществлялись следующие операции: открытие кредитов по специальным текущим счетам; учет векселей; выдача ссуд на различные нужды; покупка и продажа процентных бумаг за свой счет; покупка и продажа иностранных тратт; прием вкладов – срочных и бессрочных; расчет между железными дорогами; перевод сумм между пунктами, в которых есть учреждения Госбанка.
С 1881 г. правительство заостряет свое внимание на развитии сберегательного дела.
Процент по вкладам был увеличен с 3 до 4. Постоянно открываются новые сберкассы. К 1 января 1889 г. количество сберкасс равнялось 622, сумма вкладов которых была около 93 млн руб. по 523736 сберкнижкам.
К 1 января 1881 г. в России было всего 76 сберкасс, вкладов принято на сумму около 9 млн руб., сберкнижек выдано 104072 штук. Из этого видно, что сберегательное дело за 8 лет достигло заметного развития.
Открывались городские сберкассы, а также сберкассы при фабриках и заводах, при учреждениях почтово-телеграфного агентства, при таможнях.
20 мая 1881 г. императором утверждается положение о Крестьянском Поземельном Банке, которое находилось в ведении Министерства финансов. Кредиты этот банк выдавал для покупки земель.
В 1883 г. учреждения банка были созданы в 11 местных отделениях, а к 1894 г. открылось уже 43 отделения. В период с 1883 г. по 1894 г. крестьяне приобрели за 98,4 млн руб. при содействии Банка 2228 тыс. десятин земли.
Положение о Государственном Дворянском Земельном Банке было утверждено 3 июня 1885 г. Банк создавался для выдачи кредитов потомственными дворянам под залог их земли. Действия Банка были распространены на Европейскую Россию, исключением являлись Финляндия, Прибалтийских губерний и губернии Царства Польского. В 1890 г. в интересах грузинского дворянства положение Банка была распространено на Закавказский край.
Изданным Законом от 5 апреля 1883 г. в существующие правила об открытии новых акционерных коммерческих банков вносятся изменения и дополнения и действовали под контролем правительства.
К 1895 г. деятельность акционерных коммерческих банков в России значительно расширилась. На тот момент существовало 34 акционерных коммерческих банков. Основные капиталы банков выросли более, чем на 35 млн руб., резервные – на 25 млн руб., а сумма вкладов увеличилась на 100 млн руб.
Продолжали действовать в большом количестве общественные городские банки. В 1883 г. новым положением их деятельность была упорядочена.
Проводилась ревизия банков. По ее результатам были приняты соответствующие меры.
В результате полнейшего расстройства деятельности банков было их массовое закрытие (1883–1894 гг. прекратило свою деятельность 44 банка).
Таким образом, период царствования Александра III был отмечен весьма активной и разносторонней правительственной деятельностью в сфере улучшения кредитной системы Российского государства: издан новый Устав Госбанка, открыты новые Государственные банки – Крестьянский и Дворянский, созданы периферийные учреждения банков, росло число сберегательных касс, учреждены городские ломбарды, упорядочена деятельность общественных городских банков.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
§ 27. ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III
§ 27. ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III Перед выбором. Трагическая гибель Александра II породила тревогу в обществе – что будет? Пойдёт ли Россия дальше по пути реформ, призвав к управлению страной народных представителей, или начнёт искоренять революционную крамолу
ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I
ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I Александр, преемник императора Павла, вступил на престол с более широкой программой и осуществлял ее обдуманнее и последовательнее предшественника.Я указывал на два основных стремления, которые составляли содержание внутренней
Царствование императора Александра I
Царствование императора Александра I Александр, преемник императора Павла, вступил на престол с более широкой программой и осуществлял ее обдуманнее и последовательнее предшественника. Я указывал на два основных стремления, которые составляли содержание внутренней
Глава 5 Царствование Александра Третьего
Глава 5 Царствование Александра Третьего Вопросы Государь и его семейство Вопрос 5.1В мае 1883 года состоялась коронация Александра Третьего.Кто и почему возложил на него корону?Вопрос 5.2В Москве через несколько дней после коронации Александра Третьего состоялось
ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I
ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I Александр, преемник императора Павла, вступил на престол с более широкой программой и осуществлял ее обдуманнее и последовательнее предшественника.Я указывал на два основных стремления, которые составляли содержание внутренней
ЦАРСТВОВАНИЕ Александра III 1881-1894
ЦАРСТВОВАНИЕ Александра III 1881-1894 После того как Александр II в 1881 г. был убит революционерами, царем стал его сын Александр III, приостановивший все военные и гражданские реформы. Подавший в отставку с поста военного министра генерал Милютин уехал в Крым, в свое имение. Не
Глава III Московские учреждения в царствование Романовых
Глава III Московские учреждения в царствование Романовых Царствование первых трех царей из дома Романовых, хотя и не составляет новой эры в развитии русских политических учреждений, тем не менее значительно отличается от правления монархов первой династии. Большая часть
Глава VI Реформы Александра I. — Центральные учреждения
Глава VI Реформы Александра I. — Центральные учреждения Царствование Екатерины II отнюдь не может быть рассматриваемо как отправной момент в истории развития центральных учреждений. Она удерживает сенат, созданный, как мы видели, Петром Великим; она восстановляет
1. Кредитные учреждения России до XIX столетия
1. Кредитные учреждения России до XIX столетия В XVIII веке были первые попытки государственного кредитного установления в России.Начало этих попыток относится к правлению императрицы Анны Иоанновны.В 1733 г. своим указом она распорядилась из Монетной конторы открыть ссуды.
2. Кредитные учреждения в царствование Александра I
2. Кредитные учреждения в царствование Александра I Родился Александр I 12 декабря 1777 г., умер 19 ноября 1825 г. На престол вступил 12 марта 1801 г. в 24-летнем возрасте и правил 24 года.В первую половину царствования Александра I правительство, поглощенное военными событиями
3. Кредитные учреждения в царствование Николая I
3. Кредитные учреждения в царствование Николая I Николай I (1796–1855 гг.) царствовал на престоле 30 лет – с 14 декабря 1825 г. Николай I, брат Александра I, который был бездетен и не имел наследников.Система государственных кредитных учреждений при царствование Николая I не
5. Кредитные учреждения в царствование Александра III
5. Кредитные учреждения в царствование Александра III Александр III, сын Александра II, правил в 1881–1894 гг. В царствование Александра III Россия вошла в пятерку самых развитых стран мира. Была построена Транссибирская магистраль к Тихому океану.Законодательная деятельность
6. Кредитные учреждения в царствование Николая II
6. Кредитные учреждения в царствование Николая II Николай II, сын Александра II, был последним царем России, на престоле находился в 1894–1917 гг.На правление Николая II выпало две войны – русско-японская и первая мировая война.В царствование Николая II постоянно развивалась
ДВОРЯ́НСКИЙ ЗЕМЕ́ЛЬНЫЙ БАНК, рос. гос. ипотечное кредитное учреждение, выдававшее на льготных условиях ссуды помещикам – потомств. дворянам. Учреждён для поддержки дворянского землевладения рескриптом имп. Александра III «Благородному Российскому дворянству», опубликованным 21.4(3.5).1885. Подчинялся мин. финансов. Управляющий Д. з. б. одновременно управлял и Крестьянским поземельным банком . Первоначально Д. з. б. действовал в Европ. России, с 1891 – также в Закавказье, с 1894 – в Зап. крае. В состав совета банка и его местных отделений входили представители поместного дворянства, избиравшиеся губернскими дворянскими собраниями. Банк выдавал ссуды под залог находившейся вне городов земельной собственности, чья стоимость превышала 500 руб. (до 1890 – 1 тыс. руб.). Размер ссуды составлял 60–75% от стоимости имения. Ссуды выдавались в 1885–1889 из 5% годовых, в 1889–94 – из 4,5%, затем – из 4% годовых (частные земельные банки выдавали ссуды под 6,25–7,5% годовых). В 1897 платежи по ранее выданным ссудам уменьшены до 3,5% при сохранении прежних платежей по вновь выдаваемым ссудам. Сроки погашения ссуд составляли 11–66,5 года. Ссуды выдавались закладными листами, в 1890–1906, при отсутствии долгов за имениями или при условии погасить их из назначенной ссуды, – деньгами. В случае неуплаты платежей по ссуде заложенное имение продавалось на открытых торгах (в 1900–10 на торгах продано 431 имение); продажа земли через Д. з. б. являлась одним из важных факторов формирования земельного рынка в России. Количество заложенных банку имений (тыс.) составляло: 20,2 в 1895, 28,2 в 1905, 31,9 в 1915, их общая площадь (млн. га) была равна 17,2 в 1895, 20,7 в 1905, 16,6 в 1915, а стоимость (млн. руб.) достигала 887,9 в 1895, 1734 в 1905, 1564,8 в 1915 (29,2% от объёма ипотечной задолженности в стране). Среди заёмщиков Д. з. б. преобладали владельцы имений ср. размера (0,11–1,1 тыс. га). Б. ч. имений (в 1886 – 70%, в 1915 – 79%), принятых банком под залог, была обременена долгами др. ипотечным учреждениям, ссуды владельцам таких имений выдавались за вычетом прежних долгов. Д. з. б. ликвидирован декретом СНК от 25.11(8.12).1917 в связи с принятием Декрета о земле .
Дворянский земельный банк являлся крупным российским государственным ипотечным учреждением. Банк осуществлял финансово-кредитную деятельность по важным для всего Российского государства направлениям. Это учреждение активно кредитовало помещиков (потомственных дворян) на выгодных для них льготных условиях.
Работа Дворянского земельного банка
Рескрипт «Благородному Российскому дворянству» был издан императором Александром III и опубликован 21.04.1885 г. В нем говорилось об учреждении Дворянского земельного банка для реализации комплекса мер по поддержке дворянского землевладения. Учреждение должно было подчиняться непосредственно министру финансов. Причем управляющий, который возглавил Дворянский земельный банк, одновременно выполнял полномочия по управлению деятельностью Крестьянского поземельного банка.
Изначально деятельность этого государственного ипотечного учреждения была ограничена территориями Европейской России. Однако в последующем наблюдалось постепенное расширение его полномочий в льготном кредитовании дворян и на других российских землях. С 1891 г. банк осуществлял деятельность уже в Закавказье, а с 1894 г. — работал на территории Западного края. Совет банка, а также его отделений на местах состоял из представителей пометного дворянства. Они избирались по решению губернских дворянских собраний.
Условия выдачи займа
Дворянским земельным банком ссуды оформлялись под залог объектов собственности, которые были расположены за пределами границ городских поселений, при условии, что их стоимость была больше 500 руб. До 1890 г. минимальная сумма денежной оценки залогового имущества была установлена в размере 1 тыс. руб.
Величина выдаваемого дворянам займа в среднем не превышала 60-75% стоимостной оценки их имения. Выдача ссуд производилась на протяжении 1885-1889 гг. из расчета процентной ставки 5% годовых. В последующие годы размер ставки снижался, делая ссуду более доступной для заемщиков. В 1889-1894 гг. ее величина составляла 4,5% годовых, а затем — не более 4%. Для сравнения земельными банками частной формы собственности кредитование под залог собственности производилось под значительно более высокий процент — 6,25-7,5%.
В 1897 г. было принято решение снизить сумму процентных платежей по обязательствам ранее оформленных займов до уровня 3,5%. А вот для новых ссуд, выдаваемых дворянам, размер прежних платежей остался без изменения.
Период пользования займами составлял 11-66,5 лет, за которые они должны были полностью возвращаться заемщиками. Выдача ссуд производилась закладными листами. В период 1890-1906 гг. займы начали выдаваться деньгами. Однако для такой возможности банком выдвигались определенные условия. Получение денег было доступно, если у дворян-заемщиков отсутствовали долги по принадлежащим им имениям. Если заемщик не исполнял свои финансовые обязательства и не выплачивал должную сумму платежей в срок, то имение, которое находилось в залоге, подлежало продаже на открытом аукционе. Известно, что только за период 1900-1910 гг. с помощью торгов ушло 431 имение.
Результаты работы банка
Отмечается, что именно реализация земельных наделов и имений через Дворянский земельный банк стала важнейшим фактором, стимулирующим активное формирование рынка земли на территории Российской империи. За период функционирования этого государственного ипотечного учреждения число заложенных имений ежегодно возрастало. Если в 1895 г. их количество не превышало 20,2 тыс. ед., то в 1905 г. достигло 28,2 тыс. ед., а уже в 1915 г. — 31,9 тыс. имений. Одновременно изменялись и другие параметры оценки заложенной собственности:
- общая площадь всех заложенных кредитному учреждению имений в 1895 г. равнялась 17,2 млн. гектарам, в 1905 г. — 20,7 млн. гектарам, а в 1915 г. — 16,6 млн. гектарам;
- стоимость имущества, находящегося в залоге, составляла 887,9 млн. руб. — в 1895 г., 1734 млн. руб. — в 1905 г. и 1564,8 млн. руб. — в 1915 г. (показатель достиг 29,2% от суммарной величины ипотечного долга в России).
Заемщики, которые обращались в Дворянский земельный банк за получением ссуды, были представлены в основном владельцами имений средней величины с площадью в пределах 0,11-1,1 тыс. гектар. Значительная доля имений, под залог которых учреждение выдавало ссуды, имела обременение другими долгами. В 1886 г. доля такой собственности составляла 70%, а уже в 1915 г. она достигла 79%. Поэтому банк кредитовал собственников этих имений с учетом вычета всех сумм другой ранее сформированной задолженности.
Просуществовал Дворянский земельный банк до конца 1917 г. Совет Народных Комиссаров 25.11.1917 г. принял Декрет о земле. С этого момента и произошла полная ликвидация земельного банка.
Дворянский земельный банк, учрежденный в 1885 г., стал ключевым государственным ипотечным кредитным учреждением в России. Он оформлял льготные займы помещикам и представителям потомственного дворянства.
Начало деятельности банка
Кредитная организация была создана для осуществления необходимой помощи дворянам-землевладельцам. Учреждение состоялось в соответствии с положениями императорского рескрипта Александра III от 21.04.1885 г. Дворянский банк был подконтролен министру финансов России. Управляющий финучреждения одновременно выступал и главой банка.
На первом этапе сфера функционирования госбанка была очерчена границами Европейской России. В 1891 г. его отделения были представлены на Закавказье, а с 1894 г. – в губерниях Западного края. Совет банковского учреждения и его местных отделений был представлен поместным дворянством. Их избирали члены губернского дворянского собрания.
Профессиональная деятельность
Банком выдавались займы с оформлением в залог земельной собственности за пределами городской черты. Ее стоимость должна была превышать 500 руб. К 1890 г. эта сумма составляла 1 тыс. руб. Сумма кредита в среднем достигала 60-75% от цены имений дворян. При этом процентная ставка сначала равнялась 5% годовых. 1889 г. ее снизили до 4,5%, а после 1894 г. – до 4%. При этом ставка кредитования частных финучреждений превышала 6,25%. В 1897 г. дворянам оформили льготу – по ранее оформленным займам ставку снизили до 3,5%, если прежние платежи будут сохранены.
Выдача займов выполнялась на основе закладных. С 1890 г. и до 1906 г. их выдавали деньгами, если у заемщиков не было долгов по собственности либо при их согласии выплатить долговые обязательства за счет ссуды. Невыплата платежей приводила к продажам имений по процедуре открытых торгов. При этом сам инструмент продаж земли через структуры банка стал ключевым фактором построения рынка земли в государстве. Если в 1895 г. количество имений, переданных в залог, составляло 20 тыс. ед., то в 1915 г. их было уже более 30 тыс. ед. Хотя площадь этих владений сократилась за указанный период с 17,2 млн. га до 16,6 млн. га.
Стоимостная оценка находящихся в залоге владений в 1895 г. составляла 800 млн. руб. Затем в 1915 г. данная стоимость уже составляла 1500 млн. руб. В итоге значение этого показателя достигло 29,2% от всех долгов по ипотеке в России. Главными заемщиками были собственники средних по размеру имений. Залоговая земля имела и другие обременения финучреждений.
Ликвидация банка произошла в 1917 г. Основанием послужил Декрет СНК от 25.11.1917 г. после принятия Декрета о земле.
Период 80-х и начала 90-х гг. XIX века вошел в историю Российской империи как время контрреформ. Такое политическое направление инициировал император Александр III, пожелавший пересмотреть нововведения своего предшественника. Главная цель государя – восстановить социальные привилегии дворянства, которые были сильно урезаны при Александре II.
Усиление самодержавия и поддержка дворянства
Взойдя на престол, Александр III уже в 1881 году подписал Манифест «О незыблемости самодержавия». Автором документа был К. Победоносцев, обер-прокурор Синода. Соавтором – М. Катков, редактор «Московских ведомостей». Из-за смены политического курса в отставку ушел ряд министров: Д. Милютин (военное дело), А. Абаза (финансы), М. Лорис-Меликов (внутренние дела). Приход к власти Александра III поставил крест на желаниях либералов внедрить конституцию.
С середины 80-х гг. император решил сделать дворян своими союзниками. А для этого нужно было расширить их привилегии. В 1885 году открылся Дворянский земельный банк, выдававший помещикам ссуды под залог земель. В 1886 году вышло положение «О найме на сельские работы». Помещики могли хорошо сэкономить при расчете с батраками. Экономическое положение дворянства постепенно крепло.
Ограничение самоуправления
Император был недоволен самостоятельностью земского и городского самоуправления. Он хотел усилить позиции правительства в городах, губерниях. В 1889 году заработал институт земских участковых начальников. Как правило, ими становились местные помещики. Назначался такой начальник министром внутренних дел. В его обязанности входил контроль над самоуправлением крестьян, своевременной уплатой налогов. В итоге на местах помещики вновь стали управлять крестьянами.
В 1890 году вышло новое положение «О губернских и уездных земских учреждениях». Согласно документу в избирательной системе произошло увеличение гласных от помещиков. Имущественный ценз дворян сократился. Это привело к господству богатых сословий в органах самоуправления.
В 1892 году император подписал обновленное «Городское положение». У мелких собственников повысился имущественный ценз. В связи с этим они были отстранены от выборов. Все постановления городской думы проходили через губернское начальство, которое утверждало их или отвергало. Городское самоуправление стало полностью подконтрольным центральной власти.
Пересмотр судебной реформы и введение полицейского режима
Александр III в 1881 году обеспокоился охраной государственной безопасности и общественного покоя, в связи с чем, подписал соответствующее Положение. Он хорошо помнил о череде покушений на своего отца, поэтому дал право местным властям арестовывать всех лиц, вызывавших хоть малейшее подозрение.
По указанию государя в любой момент в городе, уезде или губернии могли ввести чрезвычайное положение. Людей, заподозренных во враждебности к правительству, без суда отправляли в ссылку на 5 лет. Намека на оппозицию к царю было достаточно, чтобы закрыть орган печати, учебное заведение и даже прекратить деятельность земств. В стране был введен политический сыск.
Александр III решил сделать дворянство своей опорой. Поэтому были подкорректированы правила судебной системы.
- В 1887 году присяжным заседателям повысили образовательный и имущественный ценз. Дворяне оказались в более выигрышных условиях в сравнении с другими сословиями.
- В 1887 году утвержден ряд ограничений для гласных и публичных судебных заседаний.
- В 1889 году все присяжные дела о «сопротивлении властям» были изъяты из суда.
- В 1889 году мировой суд ликвидирован.
Результатом стало укрепления консервативного подхода в судебной системе.
Цензура при Александре III
Император активно боролся с оппозиционерами. В связи с этим жестко контролировал образовательные учреждения, органы печати. Важные нововведения:
- В 1882 году введены «временные» правила о печати. Обер-прокурор Синода и министр внутренних дел получили право закрывать подозрительные издания. Из-за оппозиционной деятельности пострадали: «Отечественные записки», «Земство», «Голос», «Дело». Усилилась карательная цензура.
- В 1884 году обновился университетский устав. Университеты лишились автономии. Появилась инспекция, контролирующая деятельность студентов. Повысилась плата за обучение. Правительство назначало всех профессоров и ректоров.
- В 1887 году вышел циркуляр «о кухаркиных детях». Гимназии закрыли двери для детей лавочников, поваров, кучеров, прачек.
Печать и образование оказались под полным контролем правительства. Демократическая печать прекратила существование. Низшим сословиям был перекрыт доступ к знаниям.
Пересмотр аграрного вопроса
Александр III выбрал политику поддержки помещиков. Крестьянам предстояло забыть об улучшении благосостояния. Важные указы императора:
- 1881 год – все бывшие помещичьи крестьяне обязаны были заплатить выкуп. Зависимое временнообязанное положение было отменено.
- 1881 год – выкупные платежи снизились.
- 1882 год – открылся Крестьянский поземельный банк. Крестьянские общества и отдельные крестьяне могли взять ссуду на покупку земель для частного владения.
- 1885 год – подушная подать с крестьян была отменена.
В целом от законов Александра III больше выигрывали помещики, нежели крестьяне. Император был заинтересован в оседлом образе жизни низших сословий. Крестьяне очень тяжело добивались разрешения на уход в город. Лишь при согласии 2/3 членов сельского схода можно было бросить земельный надел и уйти из села.
Создание рабочего законодательства
Промышленники часто эксплуатировали рабочих, вызывая недовольство последних. Император попытался регламентировать отношения между двумя сторонами. Важные законы:
- В 1882 году был запрещен труд детей младше 12 лет. Специальная фабричная инспекция контролировала соблюдение этого указа.
- С 1885 года несовершеннолетних и женщин запрещалось ставить в ночные смены.
- В 1886 году были четко определены условия найма и увольнения рабочих.
Эти указы стали основой для российского рабочего законодательства.
Популяризация национальных ценностей
Император стремился укрепить русский дух. Он большое внимание уделял идеологии, культуре, национальным отношениям. Главные изменения при Александре III:
- Русская национальная самобытность стала в приоритете.
- Преследовалось религиозное инакомыслие.
- Неправославные имели меньше прав по сравнению с православными.
- Предвзятое отношение к евреям: в черте оседлости евреи получили 10% нормы, введена квота для поступления в гимназии, университеты.
Государь пытался усилить национальные ценности в стране. Но в итоге ущемил интересы народов, проживавших на окраинах Российской империи. В связи с этим начали формироваться национальные движения.
Политика контрреформ получила двоякую оценку. Она не была достаточно жесткой для полного сокрушения городского или земского самоуправления. Ей не удалось полностью трансформировать судебную систему. Либералы и дальше продолжали внедряться в органы самоуправления. Но нельзя не отметить подыгрывание императора дворянам, его ненависть к инакомыслящим людям. Это настраивало низшие сословия против государя.
Автор статьи
Читайте также: