Фонд консолидации банковского сектора что это

Обновлено: 24.04.2024

Статья 76.10. Банк России в целях осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций, мероприятий по предупреждению банкротства страховых организаций или негосударственных пенсионных фондов вправе в качестве единственного участника учредить общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора", действующее в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

(в ред. Федеральных законов от 23.04.2018 N 87-ФЗ, от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Управляющая компания в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от имени Банка России участвует в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, страховых организаций или негосударственных пенсионных фондов и использует денежные средства, составляющие Фонд консолидации банковского сектора, Фонд консолидации страхового сектора или Фонд консолидации пенсионного сектора.

(в ред. Федеральных законов от 23.04.2018 N 87-ФЗ, от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Управляющая компания с согласия Совета директоров за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора, создаваемый в соответствии со статьей 76.12 настоящего Федерального закона, вправе предоставлять кредитным организациям, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, а также инвесторам, указанным в подпункте 1 пункта 8 статьи 189.49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и являющимся банками, субординированные займы (облигационные займы, депозиты), соответствующие требованиям, установленным статьей 25.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

(часть третья введена Федеральным законом от 07.03.2018 N 53-ФЗ)

Управляющая компания в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" и на основании лицензии управляющей компании вправе осуществлять деятельность по доверительному управлению паевыми инвестиционными фондами, создаваемыми по решению Совета директоров в целях осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, страховых организаций или негосударственных пенсионных фондов.

(в ред. Федеральных законов от 23.04.2018 N 87-ФЗ, от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В доверительное управление паевыми инвестиционными фондами, создаваемыми по решению Совета директоров в целях осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, страховых организаций или негосударственных пенсионных фондов, могут быть переданы денежные средства, имущество, предусмотренное статьей 13 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" для паевого инвестиционного фонда соответствующего вида, а также имущество, предусмотренное статьей 76.11 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 23.04.2018 N 87-ФЗ, от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Управляющая компания вправе осуществлять дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

Деятельность по учету и хранению имущества, составляющего паевые инвестиционные фонды, за исключением учета прав на ценные бумаги, Управляющая компания осуществляет самостоятельно. Права на ценные бумаги, составляющие паевые инвестиционные фонды, учитываются на счете депо (счетах депо) в депозитарии (депозитариях) на основании заключенного с Управляющей компанией договора. При этом формирование паевых инвестиционных фондов осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 13.2 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".

Управляющая компания не вправе оказывать консультационные услуги в области инвестиций.

При осуществлении Управляющей компанией деятельности по управлению паевым инвестиционным фондом, созданным в соответствии с положениями настоящей статьи, не подлежат применению положения Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах":

1) об осуществлении специализированным депозитарием контроля за распоряжением имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, и контроля за деятельностью управляющей компании, а также об участии специализированного депозитария в деятельности, связанной с доверительным управлением паевым инвестиционным фондом;

2) о привлечении управляющей компанией агентов по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев;

3) о требованиях к составу и структуре активов паевого инвестиционного фонда;

4) об ограничениях деятельности управляющей компании, предусмотренных пунктом 4 статьи 38, подпунктами 4 - 9, 11 пункта 1 и подпунктами 1 - 3 пункта 3 статьи 40 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";

5) предусматривающие право общего собрания владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда принимать решение о передаче прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании или решение о досрочном прекращении срока действия договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом;

6) о соответствии правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом требованиям к указанным правилам, установленным нормативными актами Банка России, и типовым правилам - в отношении правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом, создаваемым по решению Совета директоров в целях осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, страховых организаций или негосударственных пенсионных фондов.

(см. текст в предыдущей редакции)

В отношении Управляющей компании не подлежат применению положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", а также положения Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" и Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" об обязательном участии в саморегулируемых организациях.

В связи с погашением инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, создаваемого по решению Совета директоров в целях осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, страховых организаций или негосударственных пенсионных фондов, при его прекращении из имущества, составляющего этот фонд, может быть произведен выдел доли в натуре и ее передача уполномоченному лицу, определенному статьей 11 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", в случаях и порядке, предусмотренных правилами доверительного управления этим фондом, без применения правил о реализации и распределении имущества, предусмотренных пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".

(в ред. Федеральных законов от 23.04.2018 N 87-ФЗ, от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

К паевому инвестиционному фонду, созданному в соответствии с положениями настоящей статьи, правила доверительного управления которым предусматривают, что его инвестиционные паи предназначены исключительно для квалифицированных инвесторов, применяются положения Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", предусматривающие регистрацию Банком России правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом и изменений и дополнений в них, утверждение отчета о прекращении паевого инвестиционного фонда, установленные для паевого инвестиционного фонда, правила доверительного управления которым не предусматривают, что его инвестиционные паи предназначены исключительно для квалифицированных инвесторов.

К паевому инвестиционному фонду, созданному в соответствии с положениями настоящей статьи, правила доверительного управления которым предусматривают, что его инвестиционные паи предназначены исключительно для квалифицированных инвесторов, не применяются требования статьи 20 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".

Изменения и дополнения в правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом, созданным в соответствии с положениями настоящей статьи, которые предусматривают, что его инвестиционные паи предназначены исключительно для квалифицированных инвесторов, вступают в силу со дня их регистрации Банком России, если более поздний срок не предусмотрен указанными правилами.

В своей деятельности ООО «УК ФКБС» руководствуется законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «Об инвестиционных фондах», Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» учреждено Банком России согласно статье 76.10 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Целью создания ООО «УК ФКБС» является осуществление от имени Банка России мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций, мероприятий по предупреждению банкротства страховых организаций или негосударственных пенсионных фондов

Основные виды деятельности Управляющей компании

  • Участие в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от имени Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, страховых организаций или негосударственных пенсионных фондов с использованием денежных средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора, Фонд консолидации страхового сектора или Фонд консолидации пенсионного сектора;
  • Осуществление мероприятий, направленных на реализацию Банком России акций (долей в уставном капитале) кредитных организаций, страховых организаций или негосударственных пенсионных фондов, имущества (имущественных прав), приобретенных Банком России в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства;
  • Деятельность по доверительному управлению:
    • акциями (долями) кредитных организаций, страховых организаций или негосударственных пенсионных фондов, передаваемыми ей в управление Банком России;
    • паевыми инвестиционными фондами, учредителем доверительного управления которых при их формировании может быть только Банк России;
    • правами (требованиями) по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), иным кредитам, депозитам, банковским гарантиям, денежными средствами, иным имуществом (имущественными правами), передаваемыми ей в управление Банком России, а также имуществом, полученным в процессе управления;

    Мы используем файлы cookie на нашем веб-сайте. Нажимая «Принять», вы соглашаетесь на использование всех файлов cookie.

    Privacy Overview

    В соответствии с Решением Совета директоров Банка России от 14 апреля 2022 года и принятым 21.04.2022 года решением, ООО «УК ФКБС» не раскрывает на своем сайте бухгалтерскую отчетность и расчет собственных средств УК.

    Банк России принял решение приостановить подготовку к продаже ПАО Банк «ФК Открытие» (регистрационный номер 2209).

    О возобновлении подготовки Банк России сообщит дополнительно.

    Банк России и ТОО «Pioneer Capital Invest» подписали договор купли-продажи 100% акций «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (АО) (рег. № 1810) (далее — Банк).

    В оплату акций Банком России получены средства в размере 14 000 000 013,13 рублей. Перечисление новым собственником части чистой прибыли Банка за 9 месяцев 2021 года Банку России ожидается в срок до 30.11.2021.

    05.10.2021 акции Банка переданы новому собственнику — ТОО «Pioneer Capital Invest».

    Дальнейшие корпоративные решения и стратегия развития Банка будут определяться его новым собственником.

    Совет директоров Банка России принял решение завершить проведение мер по предупреждению банкротства «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО) (рег. № 1810) (далее – Банк) в связи с выполнением всех предусмотренных в Плане участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства Банка (далее – План участия) мероприятий.

    До 01.11.2021 право собственности на акции Банка будет передано новому собственнику ТОО «Pioneer Capital Invest» — победителю состоявшихся 17.09.2021 торгов по реализации принадлежащих Банку России 100% акций Банка. В связи с завершением мероприятий, предусмотренных Планом участия, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» больше не осуществляет доверительное управление акциями Банка.

    17 сентября 2021 года Банк России провел торги по реализации принадлежащих Банку России 100% акций «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (АО) (рег. № 1810) в форме закрытого аукциона первой цены.

    В торгах приняли участие трое из четырех приглашенных Банком России участников: ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «Совкомбанк», ТОО «Pioneer Capital Invest» (Республика Казахстан).

    Победителем по результатам торгов признано ТОО «Pioneer Capital Invest», предложившее наибольшую цену в размере 14 000 000 013,13 рублей. Также в соответствии с условиями продажи победитель аукциона до 30.11.2021 перечислит Банку России часть чистой прибыли Банка за 9 месяцев 2021 года.

    Информация о сроках осуществления перехода прав собственности на акции «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (АО) содержится в пресс-релизе Банка России.

    Порядок подачи документов для проведения заинтересованным лицом проверки финансово-хозяйственной деятельности (Due Diligence) Банка и участия в процедурах реализации акций размещен на сайте Банка России.

    Банк России сообщил о принятии решения в отношении реализации акций «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (акционерное общество) (регистрационный номер 1810) в процессе торгов, организованных в форме закрытого аукциона первой цены.

    Порядок подачи документов для проведения заинтересованным лицом проверки финансово-хозяйственной деятельности (Due Diligence) Банка и участия в процедурах реализации акций размещен на сайте Банка России.

    Проблемы в финансовой системе России, так или иначе, затрагивают каждого инвестора. В банковском секторе они проявили себя наиболее остро. Схемы спасения банков периодически меняются и в нынешнем обзоре мы разберем актуальную на сегодняшний день – через Фонд консолидации банковского сектора.

    Сейчас расскажу о следующем:

    • Для каких целей был создан Фонд консолидации банковского сектора;
    • Чем управляет и как работает ФКБС;
    • Чего ожидать от банковского сектора и как ФКБС может предотвратить его кризис.

    Зачем был создан Фонд консолидации банковского сектора

    курс ленивого инвестора

    Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций. Сейчас мой публичный инвестпортфель - более 5 000 000 рублей.

    Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.

    Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.

    Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС) создан в соответствии с законом 84-ФЗ от 1 мая 2017 года. Реальную деятельность Фонд ведет менее года, с 12 июля 2017. ФКБС является отдельным юридическим лицом и одновременно автономным подразделением Банка России. Оператором, реализующим решения совета директоров фонда на рынке, выступает Управляющая компания ФКБС. Она имеет статус НФО (некредитная финансовая организация) и организационно-правовую форму ООО, то есть является коммерческой. ЦБ значится единственным участником общества.

    Список участников ООО

    Прежняя схема «реанимации» проблемных банков была реализована через Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Оно руководило процедурой санации, назначало кризисных управляющих, выдавало банкам кредиты для выхода из сложной ситуации. Правом на санацию наделялись коммерческие банки, то есть более успешные конкуренты. Они брали в АСВ льготный кредит под 0.5% годовых. По сути, получали почти бесплатные «длинные» деньги на 10 лет. При этом ликвидность для кредита черпалась из взносов всех банков – участников системы страхования вкладов. То есть тот, кто проводил санацию, получал выгоду за счет других игроков рынка. Заодно он скидывал на санируемый банк собственные плохие активы и забирал хорошие. Прямо скажем, «банк–санитар» не был заинтересован в возрождении своими руками обанкротившегося конкурента.

    Несмотря на очевидную прибыльность сделки для банков-санаторов, нам не известно ни одного заметного случая успешного оздоровления проблемных банков. Почти все санируемые банки в конечном итоге были ликвидированы либо продолжают влачить жалкое существование. Более того, сами кредитные организации, взявшие на себя санацию конкурентов, также пришли к банкротству. Вспомним наиболее известные примеры:

    • ФК Открытие санировало банк Траст и Росгосстрах;
    • Бинбанк санировал МДМ, Рост, всего 9 банков;
    • Промсвязьбанк – Автовазбанк.

    Еще более показательный пример – санация банка Советский. Его бывший санатор – Татфондбанк – тоже лишился лицензии в марте 2017.


    Текущая ликвидность и мгновенная ликвидность: применение в стоимостном анализе

    Current ratio и quick ratio - текущая ликвидность и мгновенная ликвидность

    Начались поиски путей решения вопроса. Откладывать было опасно, ведь общая сумма проблемных долгов в российских банках составила почти 4 трлн рублей или около 40% собственного капитала всего банковского сектора. По времени это совпало с обострением трудностей в банке Открытие и массовым оттоком средств из него. Он и стал первым, на ком в августе 2017 года была опробована новая схема. В сентябре то же самое проделали с Бинбанком, который сам попросил ЦБ о санации. В декабре 2017 очередь дошла до Промсвязьбанка из первой десятки рейтинга.

    Последней нашумевшей историей стало введение временной администрации в Азиатско-Тихоокеанский банк (АТБ). Он был и остается крупнейшим частным банком в Дальневосточном регионе. Здесь использовались разные серые схемы, в том числе с векселями, которые закладывались кредиторам вместо реальных активов. Векселя даже не печатались на бумажном носителе и выдавались в электронном виде. Экс-владелец банка Андрей Вдовин находится в бегах и заочно арестован. Кажущийся столь строгим, надзор со стороны регулятора не помог избежать этих проблем. Сейчас на спасение больших системно значимых банков ЦБ приходиться выделять сотни миллиардов рублей.

    Чем занимается ФКБС

    Схема работы Фонда консолидации банковского сектора внешне выглядит просто. Банк России выкупает паи фонда, за счет чего у него формируются средства для проведения санаций. Публично озвученная цель – после оздоровления продать банки в частные руки. Менеджеры УК выступают кризисными управляющими, назначаемыми во временную администрацию. Они проводят оценку финансового положения и распоряжаются активами взятого на санацию банка. При этом положительный финансовый результат не является обязательным условием. Тем не менее работа ФКБС по отчетности является прибыльной: за 2017 год фонд получил 15 895 тыс. рублей чистой прибыли за счет купонного дохода по облигациям и процентов на остатки. Конечно, на фоне полутора триллионов, потраченных на санацию, это статистическая погрешность.

    Финансовая отчетность ФКБС

    По новой схеме деньги других банков заменены государствеными. Вместо кредита – прямое вливание капитала без участия посредников. Это снижает риск нецелевого использования денег, ранее оседавших на счетах банка–санатора. «Пациент» выпускает дополнительный пакет акций, которые по бросовым ценам скупает Управляющая компания ФКБС (не менее 75% всего пакета). Почему приобретает дешево? Потому что мало кто на рынке хочет приобретать акции с мусорным рейтингом.

    ЦБ по новой схеме становится фактическим собственником банка с долей 75%. При этом 25% могут остаться у прежних владельцев, но только если собственный капитал не достиг отрицательных значений. Тогда он номинально оценивается в 1 рубль и актив полностью переходит в собственность государства. Так произошло с Открытием, «дыра» в капитале которого достигала 190 млрд руб. Поэтому 99.9% акций банка принадлежат Центральному банку. Если санация пройдет успешно и банк начнет приносить стабильную прибыль, ЦБ может перепродать пакет акций прежним собственникам. Но пока таких случаев мы не знаем.


    Дискретный аукцион: что о нём нужно знать инвестору

    Что такое дискретный аукцион и для чего он нужен

    Стоит признать, что проблемная «троица» начала постепенно возвращать средства ЦБ. Например, в декабре 2017 Открытие вернул регулятору 150 млрд, остался должен 565 млрд. Успокаивающие заявления властей помогли возвратить или удержать часть напуганных корпоративных клиентов, приостановлен вывод частных вкладов. Продолжает относительно стабильно работать Открытие брокер.

    Предотвратит ли ФКБС финансовый кризис в России

    Только на докапитализацию Открытия ЦБ запланировал выделить 1 трлн рублей (около 1% ВВП страны). Совокупный убыток банков, попавших под санацию ФКБС, составил 1.6 трлн рублей. Расходы Центробанка на санацию трех частных банковских групп составили 2,62 трлн руб., заявила Эльвира Набиуллина. Однако ЦБ посчитал эти затраты оправданными, поскольку спасение трех банков от банкротства позволило избежать потери 2.6 трлн рублей. В случае отзыва лицензий у крупнейших частных банков, в России мог наступить финансовый коллапс, сопоставимый по масштабам с кризисом 2008 года. Одновременно под банкротство рисковали попасть крупные негосударственные пенсионные фонды, державшие в портфеле облигации и акции проблемных банков. Сложнсти уже возникли: у всех на слуху поспешная иммиграция в Лондон собственника группы О1 Бориса Минца (НПФ «Будущее» и др.).

    Подсчеты эффективности мероприятий Центрального банка выглядят так. Фонд потратил на докапитализацию трех банков около 1.5 трлн рублей. Исходя из моделирования вероятных потерь 2.6 трлн (убытки держателей бумаг, кредиторов и т. п.), «спасено» более 1 триллиона. Работа ФКБС официально признана эффективной. Вливаниями денег власти избежали и политической проблемы в виде массовых протестов вкладчиков.

    Затраты ФКБС на санацию

    Что ждет банковский сектор в ближайшем будущем и какие кредитные организации стоят в очереди на помощь государства? Перечислим лишь некоторые крупные банки, находящиеся в неоднозначном финансовом положении и поставленные на особый контроль ЦБ:

    • Московский кредитный банк (МКБ) – входит в перечень системно значимых, фигурировал в нашумевшем «списке Гаврилова» наряду с Открытием, Бинбанком и Промсвязьбанком еще до их банкротства;
    • Уральский банк реконструкции и развития УБРР — испытывает трудности из-за выплат по старым вкладам под 1213% годовых;
    • Банк Восточный – его облигации осенью 2017 года оценены ниже уровняBBB;
    • Русский Стандарт – убыточен из-за просроченных долгов физических лиц по кредитным картам.

    Регулятор заявляет, что новая схема санации через ФКБС будет более экономичной, быстрой и эффективной. На практике все еще происходит наоборот. Но, возможно, мы пока не видим долгосрочного результата от прямого вливания крупных сумм. В мире есть опыт, например, «заливание» деньгами проблем больших банков и страховых компаний в США в период кризиса 2008 года. Разница в том, что в Америке всего через пару лет после докапитализации активы были выкуплены обратно в частную собственность. В наших условиях, когда доля госсектора достигла 70% и продолжает расти, такой исход маловероятен.


    Ответы на тесты для неквалифицированных инвесторов с 1 октября 2021 г.

    Ответы на тесты для неквалифицированных инвесторов: учимся и инвестируем

    Декларируется, что после предотвращения банкротства санируемый актив должен быть продан третьим лицам. В такой исход верится с трудом: частные банки в России заняты собственным выживанием и не имеют больших свободных средств. Наиболее успешные из них (как Альфа) активно прорабатывают способы диверсификации, в том числе вывода бизнеса за рубеж. Что касается банков с иностранным капиталом, то время, когда они скупали российские активы, прошло. Покупателя государство в этих условиях скорее не ищет, а назначает из числа банков с государственным капиталом.

    Очевидно, что через ФКБС будет продолжаться огосударствление банковской системы, что сделает её менее конкурентной и менее эффективной. Но это соответствует общему тренду в экономике. ФКБС неслучайно получил название фонда именно консолидации, а не «страхования» или «оздоровления». Нет сомнений, что банковскую систему ждет дальнейшая консолидация в руках государства. В 2019 году запланировано слияние Открытия и Бинбанка. Это значит, что ЦБ к этому времени не рассчитывает их продать.

    P.S. Руководство ЦБ заверяет, что для клиентов банка, попавшего на санацию через ФКБС, нет никаких рисков. Лицензия не отзывается, все операции с физическими и юридическими лицами проводятся в обычном режиме, подключаются новые финансовые продукты и маркетинговые акции. Средства вкладчиков остаются застрахованными в АСВ. В любом случае советую не держать на счетах в одном банке более 1.4 млн рублей (или эквивалент в валюте), даже если ставка превышает среднерыночную.

    Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

    Банк России намерен допустить крупные санированные банки к оздоровлению других кредитных организаций, следует из плана подготовки нормативных актов ЦБ. Во втором квартале 2020 года регулятор готов внести изменения в указание 4009-У, в котором содержатся требования к инвестору при реализации санации по старой схеме, обратил внимание «Интерфакс». Речь идет о новых санациях банков, пояснил РБК представитель ЦБ.

    Предполагается, что инвестором проблемного банка сможет стать организация, которая сама проходила санацию с помощью ЦБ через Фонд консолидации банковского сектора. Оздоровление с привлечением ФКБС стало приоритетным для ЦБ с лета 2017 года.

    Чем отличаются новая и старая схема санации

    Так называемая старая схема санации предполагает, что финансовое оздоровление проблемного банка может осуществляться силами третьих лиц, инвесторов или других кредитных организаций. Используется кредитный механизм: санатор через Агентство страхования вкладов (АСВ) получает льготный кредит для закрытия дыры в капитале проблемного игрока. Инвесторы иногда злоупотребляют кредитной схемой, говорила председатель Банка России Эльвира Набиуллина. По ее словам, в некоторых случаях санаторы используют баланс спасаемых банков для размещения плохих долгов, а полученные на оздоровление средства направляют на свои собственные проекты.

    Это стало аргументом для создания нового механизма санации банков — через специально созданный Фонд консолидации банковского сектора. Такая схема предполагает участие самого ЦБ в спасении проблемных банков: регулятор через ФКБС проводит докапитализацию кредитных организаций и становится их контролирующим акционером.

    С 2017 года таким образом оздоровление проходили банковские группы «Открытия», Бинбанка, Промсвязьбанка, а также Азиатско-Тихоокеанский Банк и Московский индустриальный банк.

    Создание ФКБС и запуск новой схемы оздоровления банков не отменили законность прежнего механизма санации с участием АСВ и других банков. С 2017 года ЦБ применял ее дважды — для организаций, работающих в Крыму. В августе 2017 на санацию по старой схеме перешел Генбанк, его оздоровлением занимается Собинбанк — «дочка» банка «Россия» братьев Михаила и Юрия Ковальчуков. В январе 2019 года ЦБ объявил о санации Севастопольского морского банка, выбрав в качестве инвестора крымский РНКБ.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: