Грех ли держать деньги в банке под проценты

Обновлено: 02.10.2022

Асаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. В первую очередь хочется поблагодарить всех за этот великолепный сайт. Мне хочется совершить какую-нибудь крупную покупку (купить квартиру, автомобиль). Понятно, что нужную для этого сумму быстро не скопишь. Подскажите какой-нибудь разрешенный вариант хранения денег. Хранить деньги дома я не могу, поскольку это небезопасно, а если заведу банковский депозит, это будет ростовщительством. И как поступают подобных случаях семьи (особенно молодые) в исламских странах? На одном из сайтов я прочитал, что заводить депозиты можно, но только потом проценты с них нужно отдавать как закят.

Ва алейкуму ссалям ва рахматуллахи ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

На Ваш вопрос отвечает д-р Музаммиль Сиддик: «Рост (риба) в исламе запрещен. Поскольку беспроцентных банков на Западе нет, нам разрешено пользоваться обычными банками. Согласно фатвам многих ученых, выплачиваемые этими банками проценты необходимо снимать [со счета] и раздавать на благотворительность, а не использовать для себя или выплачивать в качестве закята. Ин ша Аллах, Вы получите награду от Аллаха за то, что не используете проценты с Ваших денег».

Вот что добавляет д-р Монзер Кахф: "Шариат устанавливает такие правила, касающиеся средств, вложенных в процентные банки:

1. Проценты, выплачиваемые обычными банками, – это однозначно риба, запрещенная Кораном. В 1965 г. это было подтверждено Академией исламских исследований при университете Аль-Азхар, а в 1985 г. (решением № 10 на пленарной сессии в 1406 г. по хиджре) – Академией исламского фикха при Организации исламской конференции.

2. Мусульмане должны заботиться о том, чтобы все [финансовые] операции с их участием не шли вразрез с Шариатом независимо от того, как их соблюдает другая сторона. Иными словами, мы можем сотрудничать с мусульманами, которые придерживаются Шариата, мусульманами, которые не придерживаются Шариата, и немусульманами, если сама операция не противоречит нормам Шариата. Следовательно, с процентными банками сотрудничать разрешено, если операции [проводимые мусульманами при участии таких банков] не противоречат Шариату. Следовательно, разрешено открыть беспроцентный счет, переводить деньги, менять валюту и т.д.

3. Однако любая операция, игнорирующая запрет на ростовщичество, является харамом, где бы она ни осуществлялась – в обычных банках мусульманских или немусульманских стран.

4. На подобные запреты влияет правило Шариата об облегчении трудностей, в особенности если исламских банков нет; если они есть, но берут больше денег за свои операции; если они настолько неэффективны, что мусульмане (клиенты) только тратят на них время; если они не занимаются осуществлением крупных операций. Это правило Шариата особенно важно для той категории людей, которые желают качественного удовлетворения своих потребностей.

5. Проблемы, возникающие при упомянутых в 4 пункте обстоятельствах, следует решать с минимальным отхождением от закона. Так, если человеку приходится иметь дело с процентами в обычных банках, он должен снизить их до минимума. Это означает, что если человек имеет возможность иметь лишь процентный депозит, нужно минимизировать его [держать на нем минимально необходимую сумму денег].

6. Если мусульманин получает проценты, как упомянуто в 4 пункте, или же если он получил проценты, но раскаивается и сожалеет об этом и т.д, полученные таким образом проценты не становятся, согласно Шариату, его собственностью, и он должен от них избавиться. В принципе, их нужно вернуть тому, кто их дал. Но этот принцип не применим к обычным банкам как в мусульманских, так и в немусульманских странах, поскольку владелец банка будет использовать эти деньги для укрепления позиций банка через расширение процентного кредитования и, соответственно, для роста своей прибыли. Кроме того, Вы, как мусульманин, поставите себя в дурацкое положение, поскольку согласно законам, которые очевидно не соотносятся с Шариатом, вам добровольно отдает деньги банкир, который занимается харамом. Следовательно, эти заработанные проценты необходимо рассматривать как харамные деньги, владелец которых неизвестен. Вы поэтому должны избавиться от них, потратив их на мусульманскую благотворительность, отдав бедным и нуждающимся либо тем, кто сражается за себя или свою землю".


Ростовщичество не то чтобы просто осуждается Церковью. Его однозначно и ясно запрещает Священное Писание. Так, уже в Пятикнижии мы находим вполне конкретное наставление: «не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Втор. 23:19). Также у пророка Иезекииля, ростовщичество упоминается в числе вещей, являющихся мерзостью в очах Господних: «…разбойник, проливающий кровь… на горах ест жертвенное, жену ближнего оскверняет, бедного и нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает, и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость, в рост даёт и берёт лихву» (Иез. 18:11–13). Так что Церковь в своём неприятии ростовщичества опирается ни много ни мало на повеление Божие.

Конкретно это означает, что христианин не имеет права давать деньги в долг под проценты. Ни больше ни меньше. Объяснение этому запрету столь же простое, сколь и сам запрет. Выгода от дачи денег в рост – это всегда заработок на другом человеке. Однако не это плохо: если бы Писание запрещало нам зарабатывать на ближнем, в нём бы и торговля была запрещена. Между тем, к честной торговле Библия относится вполне нормально. «Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (Притч. 11:1) читаем мы в Притчах Соломоновых. Всё дело в том, что деньги в долг от хорошей жизни не берут. Одалживаются те, кто попал с тяжёлое положение, те, кого постигла беда, те, у кого неожиданно появилась необходимость помочь близкому человеку. Иногда, конечно, влезают в долги и по другим поводам: например, деньги могут быть нужны для расширения собственного дела или для того, чтобы вложиться в выгодное предложение. Довести до долгов может и грех: всем известны ситуации, когда безнадёжными должниками становятся отъявленные лентяи, неисправимые игроки, алко- или наркозависимые люди. То есть в долги обычно влезают если не от трудности, то по глупости. Не даром ведь Христос ставит, по сути, на одну ступень просящего и хотящего занять, повелевая и первому дать, и от второго не отвращаться (Мф. 5:42). Итак, дающий деньги в рост зарабатывает либо на чужой беде, либо на чужой трудности, либо на чужой глупости. С точки же зрения Евангелия уязвимому человеку следует помочь. Точнее даже, христианин не может не помочь тому, кто в помощи нуждается. Поэтому дать в долг – значит оказать милость. То есть и ближнему помочь, и душе своей пользу принести. Пытаться же заработать на том, кто находится в трудной ситуации, – безнравственно и греховно. Поэтому Церковь и смотрит на ростовщичество крайне отрицательно.

А теперь давайте разберёмся с банковским депозитом. Кладя деньги на деопзитный счёт, человек знает, что на данную сумму с течением времени будут начисляться проценты прибыли. С одной стороны, такой доход не стоит никакого труда, с другой – процент прибыли невелик, поэтому, если на депозитном счету лежит не несколько миллионов, то прибыль в данном случае – скорее мелкая приятность, нежели серьёзный доход. Итак, даём ли мы кому-то в долг, кладя деньги на депозит? Однозначно нет. Мы даём деньги банку на хранение. Да, банк этими деньгами может распоряжаться, за счёт чего нам, собственно, и платится процент, но, когда мы изъявляем желание снять деньги частично или полностью, мы получаем их назад. В некотором роде банковская деятельность в этом отношении похожа на то, чем должны были заниматься рабы в притче о талантах (Мф. 25:14–30). Господин поручил им пустить в оборот оставленные на хранение деньги, чтобы получить с этого прибыль. Как известно, единственный, кто оказался осуждённым в этой притчи, стал раб, отказавшийся из страха рисковать деньгами господина и спрятавший их, чтобы потом в целости, но без прибыли вернуть. Если Сам Господь рассуждает о подобной операции как о норме и даже употребляет её как образ в притче, то едва ли можно полагать, что в Его глазах подобное предосудительно. Так за что же тогда осуждать владельца депозитного счёта? Он ни на чьей беде не наживается, не пользуется ни чьим уязвимым положением, не выгадывает ни на чьей немощи.

Итак, никакого отношения к ростовщичеству депозит в банке не имеет и в открытии депозитного счёта нет ни малейшего греха. Следовательно, осуждение, с которым и Писание, и Церковь относятся к ростовщичеству, никоим образом не касается ни депозитов, ни их обладателей.

21 мая — День защиты от безработицы. Карантин показал, что потерять работу и остаться совсем без денег в нашем просвещённом XXI, веке банковских карточек и кредитов, очень даже возможно. Стоит ли всё время откладывать на «чёрный день», чтобы перестраховаться?


Вкалывать на двух-трёх работах и жить в сплошном кошмаре без сна и отдыха ради светлого будущего, которое на деле окажется всего лишь несколькими месяцами финансовой свободы?

У святых отцов мы встречаем советы копить не деньги, а молитвы и добрые дела. В житиях читаем, как они отдают просящему последнюю обувь со своих ног. А как же мы? Должны ли следовать по их стопам в этом, а на свои насущные нужды брать кредиты и ипотеку?

Насколько большой должна быть финансовая подушка безопасности? Мечта многих сегодня — накопить достаточно денег, чтобы не работать. Но святой апостол Павел говорит: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Грешно ли мечтать превратить свою жизнь в отдых?

Как быть, если накопление денег на «чёрный день» мешает жить по-настоящему — потратить на путешествия или покупку заветной лодки с мотором, вложиться в своё любимое дело? Всегда ли приобретение желанных материальных вещей нам во благо? Не окажется ли оно всего лишь разновидностью греха стяжательства?

Христианин — равно нестяжатель?

Нередко мы встречаем высказывания святых о том, что копить нужно молитвы и милостыни, а не богатства. Но надо понимать, когда и кому святые отцы рекомендуют отказываться от накопления денег. Если человек живёт в монастыре, без семьи, и полностью посвятил себя Богу, тогда, конечно, он может все поступающие средства раздавать и жертвовать.

Давайте возьмём среднестатистического человека, живущего в XXI веке. Безусловно, у большинства из нас есть дети, которые ходят в школы, садики, которых надо кормить, одевать. Многие отягощены кредитами на автомобили, квартиры, бытовую технику и прочие блага, которыми пользуются. Если сравнивать реалии, например, XIII, XV веков и XXI века, они абсолютно разные. Мы не можем жить в тех реалиях, в которых жили люди раньше. Сегодня, если есть возможность отложить копейку, нужно себя подстраховать. Финансовая безопасность, правильное ведение своих денежных дел — залог процветающей, крепкой семьи.

Жить не работая: мечта или реальность?

Не секрет, что телевидение и интернет навязывают современным людям определённые образ жизни и нравственные ценности. Многие сегодня отказывают себе во всём, чтобы съездить на отдых за границу. Таким людям даже не важен сам факт отдыха: им важны те фотографии, которые они сделают и потом выставят в инстаграм или куда-то ещё, тем самым показывая, что они не хуже остальных и могут себе позволить этот отдых. Хотя люди при этом не ели, не пили и во всём себе отказывали. Я, безусловно, не поддерживаю такую точку зрения. Это неправильно.

В моём городе, моём окружении я не знаю таких людей, которые накопили достаточную сумму денег и могут теперь не работать. Может быть, такие люди где-то и есть. Но в наших сегодняшних реалиях, тем более в условиях войны, накопить достаточную сумму денег для удовлетворения всех своих потребностей, по-моему, крайне проблематично.

Можно отложить какую-то сумму на необходимые вещи — на ремонт в квартире, ремонт автомобиля, и, действительно, на отпуск для своей семьи. Но чтобы накопить денег и потом вообще не работать — я не знаю таких людей. Думаю, что это скорее исключение, чем правило. Всем людям всегда не хватает каких-то средств и каких-то благ.

Трудиться человеку необходимо: тогда он задумывается над собой, своей жизнью, нравственными ценностями и духовными ориентирами. Если человек абсолютно ничем не занят, он, по сути, превращается в овощ.

С экранов телевизоров нам пропагандируют идею лёгкого заработка или пассивного дохода. Любой разумный человек должен понимать, что это иллюзия. Нам показывают во всевозможных сериалах молодых людей, которые ездят на дорогих машинах, и никогда не показывают, как они работают, как они зарабатывают свои деньги. У молодого героя уже сразу есть квартира и машина, дорогая одежда, тот же самый айфон.

Идёт пропаганда такого образа жизни, когда не надо трудиться. У тебя сразу должно всё быть. Если у тебя этого нет — пойди в банк, возьми кредит. Но мы должны понимать, кому выгодно навязывать такой образ жизни. Прежде всего это финансовые организации, которые кредитуют население и на этом делают деньги. Им выгодно навязывать молодёжи такой стереотип. И молодёжь ему следует.

Безусловно, это порочно. Потому что любой взрослый человек прекрасно знает: чтобы что-то иметь, чего-то достичь, нужно действительно работать. Не только физически, но и умственно. Прилагать и моральный труд, работу над самим собой: это и терпение, и смирение своей гордости. Это тоже работа — не одного дня, а многих лет, чтобы ты чего-то достиг.

Грех ли посвящать большую часть жизни зарабатыванию денег?

Мы можем подойти к любому успешному в нашем понимании человеку и спросить, как он достиг своих высот. Проснулся ли он сразу богатым и знаменитым? Он скажет: нет, я работал, я действительно тяжело работал. Если это бизнесмен, он скажет: я на своей фирме сутками пропадал, не спал, не ел, лишь бы заработать первый капитал. Если мы подойдём к какому-то известному певцу, артисту, он скажет: я репетировал днями и ночами для того, чтобы стать тем, кем стал. Если мы подойдём к известному спортсмену и тоже спросим, сразу ли он стал известным футболистом или боксёром, он скажет: сначала сойдёт с тебя семь потов, и только потом у тебя что-то начнёт получаться, и лишь затем ты достигнешь каких-то своих целей.

Я приведу такой пример. У нас есть известный в прошлом футболист Сергей Ребров. Я в своё время сам занимался футболом, и мне ребята рассказывали, что когда команды играли и потом расходились по домам, этот Серёжа оставался на футбольном поле и очень долго играл с мячом — отрабатывал штрафные удары, другие футбольные приёмы. Потом он стал известным футболистом, о котором узнал весь мир. Но для этого был приложен очень и очень большой труд.

Так что все разговоры и фильмы о том, что можно не работать и иметь пассивный доход, — это иллюзия. Так не бывает. По крайней мере, я не знаю ни одного примера, когда бы человек не работал, а просто получал деньги и жил очень хорошо. Те же самые брокеры, которые имеют, на первый взгляд, пассивный заработок — вкладывают деньги в акции, — тоже тяжело работают. Они постоянно отслеживают котировки, весь биржевой рынок. И делают это не только утром или днём, или в рабочее время, а круглосуточно. Не стоит вестись на эти иллюзии и красивые картинки. На них очень приятно смотреть в сериале, но в жизни такое невозможно.

Я не вижу греха, если человек корпит на двух и даже трёх работах ради своей семьи. По соседству со мной живёт семья. Отец семейства работал водителем, но когда началась война, его сократили. Его две дочери были уже в том возрасте, когда им пора поступать в учебные заведения. И отец поехал в другую страну на заработки, чтобы его дети могли учиться. Я в таком поступке вижу жертвенность. Этот мужчина искал любой возможный заработок, чтобы обеспечить не только себя, но и свою семью.

В подавляющем большинстве случаев, когда люди уделяют зарабатыванию денег всё свободное время в ущерб своей жизни, мы видим отцовскую и материнскую жертвенность. Ради своих детей они едут зарабатывать какую-то копейку даже в далёкие края. Мне очень грустно, что наше государство не может своих граждан обеспечить достойной работой с достойной зарплатой, чтобы люди не уезжали, а работали на своей земле.

Не в ущерб семье и духовной жизни

Конечно, очень плохо и печально, если материальные вещи мешают духовной жизни, духовному развитию. Есть люди, которые одержимы своей работой. Они не просто работают, а одержимы только этим делом. Духовно и нравственно они не растут. От такого человека страдает семья, потому что во имя своей работы он жертвует всем, что вокруг него, и теми людьми, которые когда-то были для него важны. Это очень плохо, потому что никакая работа не заменит нам Господа Бога, наших детей, семью. Всё должно быть в меру.

Если на разные чаши весов ложатся семья и работа, конечно, человек должен выбрать свою семью, потому что её за деньги не купишь. Безусловно, надо трудиться, но работа должна всегда оставаться работой. Должно оставаться время и для семьи, и для храма, и для Бога.

За что был осуждён евангельский богач

Конечно, хорошо сидеть сложа руки и говорить «Бог пошлёт…» Но чтобы Бог послал, ты должен сам что-то сделать, чем-то заняться. В народе есть очень хорошая пословица: «Под лежачий камень вода не течёт». Если человек ничего не делает и ни к чему не стремится, у него ничего не будет.

Тот, кто уже чего-то достиг, никогда не останется сидеть сложа руки. Его богатство означает, что он успешен в своей области. Это может быть медицина, наука, бизнес, педагогика — что угодно. Такой человек никогда не сядет наслаждаться плодами своих трудов. Как правило, такие люди очень целеустремлённые, им всё время мало, но не денег: они будут стремиться открывать всё новые и новые горизонты, совершенствоваться, прогрессировать в своём развитии.

Не знаю таких примеров, когда, чего-то достигнув, успешные люди сели, сложили руки и сказали: «пей и ешь, душа моя». Мы знаем евангельскую притчу, в которой Христос говорит о таком безумном богаче. Он собрал большой урожай и сказал: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:18). Сам Господь говорит о том, что грех так относиться к своей жизни. Если ты чего-то достиг, если у тебя что-то получилось, прежде всего поблагодари Бога, Который дал тебе разум, мудрость. И, конечно, сам ты тоже постарался, потому что если ты стал успешным, значит, был приложен труд, и немалый.

«Подушка безопасности» или… стяжательство?

Зачастую человек ошибочно думает, что зарабатывание денег — это самоцель и конец пути. Но деньги — это средство. Если человек к чему-то идёт, над чем-то работает в любой области — медицине, педагогике, спорте, бизнесе, автомеханике, чём угодно, — к нему деньги придут и так. Не нужно за ними гоняться. Если ты успешный специалист, тебя знают, ценят, и финансовая состоятельность у тебя будет.

В любом городе и посёлке, когда болеют наши дети, мы спрашиваем: кто у нас лучший детский врач? И идём к тому, кого нам советуют другие. Когда заболел зуб, мы спрашиваем: а кто у нас лучше всего лечит зубы? Сломался автомобиль — мы начинаем искать хорошего автомеханика, и нам тоже посоветуют специалиста в этой области. То есть если ты чего-то достиг, стал действительно профессионалом в своей области, финансовая независимость к тебе придёт и так. Нельзя ставить целью деньги. Надо ставить цель быть профессионалом, лучшим в своей области. А деньги приложатся.

Я общался со многими специалистами в разных областях. Никто из них никогда не ставил перед собой цель заработать денег. Все ставили себе цель стать хорошими, отличными специалистами. И даже говорить о деньгах они считали моветоном.

Если человек чем-то жертвует ради своей семьи или друзей, чтобы им помочь, это, безусловно, благое деяние. Если же он живёт ради какого-то мнимого «статуса» и копит деньги на последнюю модель айфона или более престижный автомобиль, безусловно, это грех. Человек теряет духовные ориентиры. Для него важен внешний вид, то, как он выглядит среди остальных, но зачастую нравственность такого человека очень сильно страдает. Жертвуешь ты ради кого-то или пытаешься поднять себя в глазах окружающих через покупку каких-то вещей — от этого зависит, благое ли дело твоё накопление денег.

Дорогая мечта: греховная роскошь или невинное увлечение?

У каждого из нас свои увлечения. Если человек с детства мечтал о какой-либо вещи, антикварном предмете, собаке редкой породы, ему это нравилось, он интересовался историей предмета, читал книги, статьи и откладывал деньги, чтобы потом купить этот предмет, почему бы и нет? За что мы такого человека должны осуждать? Он идёт к своей цели, своей мечте. Я ничего плохого в этом не вижу.

Давайте вспомним примеры известных филателистов. Люди, которые готовы отдать целое состояние за маленький клочок бумажки, этим живут, это их интерес, им это нравится. Грешно ли это? Я не вижу здесь греха. Я вижу увлечённость человека своим хобби, которое одновременно может стать и источником его дохода. Известные антиквары — очень состоятельные люди, например.

Единственное, нельзя эти вещи ставить выше духовных ценностей. Для христианина самый главный смысл жизни — Христос. Но если тебе что-то приносит радость и оно не греховно, не противоречит христианским ценностям, почему нет? Покупайте то, что вам нравится, если у вас есть возможность. Я только порадуюсь за человека, который, наконец, обрёл то, о чём мечтал.

Добрый день, о. Олег!
Как-то Вы уже отвечали на данный вопрос и также слышал в одной из Вашей лекции на CD. Все же хотелось бы получить чуть более развернутый ответ, если возможно со ссылками из Писания.
Также прошу объяснить, если вклад в банк под процент - грех. То почему у РПЦ есть банк "Пересвет", который ничем не отличается от других банков (Также есть вклады и т.п.).
Спаси Господи!

протоиерей Олег Стеняев

Moderator

Церковь учила с древних времен, что, брать ростовщический процент за данные взаймы деньги неправедно само по себе, поскольку это означает продавать то, чего не существует, что, со своей стороны, приводит к неравенству, которое противно божественной справедливости и является мерзостью в глазах Бога.

«Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; [Я Господь,] чтоб жил брат твой с тобою» (Лев.25:35-36; Исх.22:25).
В Книге Второзаконие назначено то обстоятельство, при котором ростовщичество не запрещено: «иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (Втор.23:19-20).
То есть, под проценты можно давать только иноверцу и инородцу, который потенциально может оказаться и врагом на войне.

Церковное право накладывает канонические прещения за занятие ростовщичеством — 44 Апостольское правило, 17 правило I Вселенского собора, 10 правило VI Вселенского собора, 4 правило Лаодикийского собора, 5 правило Карфагенского собора.
«Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен» (44 Апостольское правило).
5 правило Карфагенского собора: «Подобает удержавати похоть любостяжания, которую никто не усумнится нарещи материю всех зол: … никому из клира отнюдь да не будет позволено брати рост от какой бы то ни было вещи… Что укоризненно в мирянах, то кольми паче достойно осуждения в принадлежащих к клиру».

«О церковной и о монастырской казне, еже в росты дают. Угодно ли се богови, и что писание о сем глаголет? Божественное писание и миряном резоимство возбраняет, нежели церквам божиим денги в росты давати, а хлеб в наспы, где то писано во святых правилех. О сем пишет: "Церковное богатство - нищих богатство и прочим на погребу". Якоже пишет» (Стоглавый Собор, О церковных и о монастырских денгах. Вопрос 16).

«Мы же не только остаемся бесчувственными и не сострадательными к такой их горькой участи и не удостаиваем их никакого утешения, хотя имеем заповедь заботиться милостиво о терпящих убожество и скудость житейских потреб, но еще и весьма бесчеловечно увеличиваем для них эту их скудость ежегодными требованиями обременительнейших ростов за взятое ими у нас взаем серебро, и никогда не прощаем им этой ежегодной уплаты, хотя бы в десять раз уже получили с них данное в долг. И не только угнетаем их этим способом, но еще, если бы кто, по причине крайней нищеты не мог внести процентов на наступающей год, то требуем с него – о бесчеловечие! – другие проценты; если же не могут внести, отнимаем у них все, что имеют, и выгоняем их из своих сел с пустыми руками» (Преп. Максим Грек. Нравоучительные сочинения. Слово 4).

протоиерей Олег Стеняев

Moderator

"Закон запрещает брату давать деньги под проценты брату, братом называя не только родившегося от одних и тех же родителей, но и принадлежащего к одному и тому же роду, имеющего одни и те же традиции, причастника Одного и Того же Слова (т. е. Христа - О. С.). Закон не считает правильным брать проценты сверх, но давать щедрою рукой и с благими мыслями нуждающимся. Ибо Бог является творцом этого доброго намерения. Щедрый же человек уже получает значительные проценты, особо ценимые людьми: хорошее отношение, почтительность, уважение, доброе имя и славу" (Климент Александрийский, Строматы).

Что такое лихоимство? Почему святитель Иоанн Златоуст сравнивает лихоимца с идолослужителем? Какие распространенные сегодня формы экономических отношений принимаются Священным Писанием и святыми отцами, а какие безоговорочно отвергаются и почему? Рассказывает протоиерей Олег Стеняев.

Квентин Метсис. Ростовщик с женой. 1514. Лувр

Квентин Метсис. Ростовщик с женой. 1514. Лувр

«Восходя выше, мы достигли мытарства, называемого мытарством лихоимства, где испытываются отдающие в рост свои деньги и через то получающие неправедные приобретения. Здесь же отдают отчет те, кто присваивает себе чужое. Лукавые духи этого мытарства тщательно обыскали меня и, не найдя за мной никакого греха, заскрежетали зубами; мы же, возблагодарив Бога, пошли выше», – свидетельствует блаженная Феодора.

Восьмое мытарство – лихоимство, или проценты: давать денег в рост под проценты, нечестные и непорядочные отношения в денежных вопросах, обесценивающие настоящий и производительный человеческий труд. Как общеизвестно, подлинное, а не призрачное богатство любого общества созидается в первую очередь потом и кровью трудящихся.

Взять, например, систему кредитов. Когда вы идете в банк, вам дают кредит, вы получаете бумагу, что всё обеспечено, что есть якобы какие-то денежные отношения между банком и магазином, магазином и банком. А на самом деле эта денежная масса не всегда обеспечивается тем, что мы хотим от нее иметь, рано или поздно возникает инфляция, потому что этот бумажный вакуум нельзя наполнить, обеспечить никаким конкретным содержанием. Сейчас даже деньги Пенсионных фондов «прокручивают» в разных денежных операциях, махинациях без ведома самих будущих или настоящих пенсионеров. И люди, вольно или нет, могут принимать участие в нечистом криминальном обороте денег под проценты. Но главная проблема – возникает класс людей, которые, ничего не производя, не создавая никаких ценностей, рискуют капиталом общества, подвергая его опасности инфляции или мирового экономического кризиса, который разразился и в настоящее время.

Писание категорично по данному вопросу. Сказано: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста (то есть процентов. – прот. О.С.)» (Исх. 22: 25); и еще: «Не бери от него (то есть брата по вере. – прот. О.С.) роста и прибыли и бойся Бога твоего; [Я Господь,] чтоб жил брат твой с тобою» (Лев. 25: 36).

Разрешается давать в долг под проценты иноземцу. Сказано: «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле» (Втор. 23: 20).

Вся банковская система в Европе и создавалась не европейцами, а теми, которым Закон Божий не запрещает давать деньги чужим под проценты. Но эти законы распространяются и на нас, мы можем дать «чужому» под проценты деньги, но не своему брату по вере. Так работает вся огромная система мусульманских и иудейских банков, деньги даются своим без процентов, а банк, давший деньги, имеет долевое участие в вашем вложении, куда вы направите полученные деньги. Следовательно, такой банк всегда заинтересован в вашем успехе. И напротив, банк, давший под проценты, прямо заинтересован в вашем разорении или просрочке выплат. В действительности современная банковская система, не основанная на религиозных принципах, – это узаконенное мошенничество.


Особенно осуждается в Законе Божием спекуляция на продуктах питания в тяжелые времена

Особенно осуждается в Законе Божием спекуляция на продуктах питания в тяжелые, неурожайные времена, когда обычно и повышают цены на продукты питания. Сказано: «…не отдавай ему (то есть брату по вере. – прот. О.С.) в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25: 37). «Хлеб» в Писании – это обобщающее слово, обозначающее все виды пищи первой необходимости.

Климент Александрийский, христианский богослов II–III века, писал: «Закон запрещает брату давать деньги под проценты брату, братом называя не только родившегося от одних и тех же родителей, но и принадлежащего к одному и тому же роду, имеющего одни и те же традиции, причастника Одного и Того же Слова. Закон не считает правильным брать проценты сверх, но давать щедрой рукой и с благими мыслями нуждающимся. Ибо Бог является Творцом этого доброго намерения. Щедрый же человек уже получает значительные проценты, особо ценимые людьми: хорошее отношение, почтительность, уважение, доброе имя и славу» 1 .

Фома Аквинский: «По самой природе денег брать плату за их использование – незаконно»

Когда в Западной Европе в XIII веке зарождались «банковские» отношения, то наблюдавший за ними отец западной схоластики Фома Аквинский с возмущением писал: «Брать ростовщический процент за данные взаймы деньги неправедно само по себе, поскольку это означает продавать то, чего не существует, что, со своей стороны, приводит к неравенству, которое противно правосудности. Чтобы прояснить это положение, нам надлежит вспомнить, что есть некоторые вещи, использование которых состоит в их потреблении; так, мы потребляем вино, когда используем его для питья, и потребляем пшеницу, когда используем ее для еды. Поэтому, когда речь идет о такого рода вещах, использование вещи не должно рассматривать в отрыве от самой вещи, и тот, кто предоставляет возможность пользоваться такой вещью, предоставляет саму эту вещь. Следовательно, предоставление такого рода вещи означает передачу собственности. Поэтому если бы человек продавал вино отдельно от права использования вина, то, значит, он либо продавал бы одну и ту же вещь дважды, либо же продавал бы то, чего не существует, откуда понятно, что он совершал бы грех неправосудности. И точно так же было бы неправосудно предоставлять вино или пшеницу за двоякую оплату, а именно, во-первых, за возвращение вещи в полном объеме и, во-вторых, за цену использования, которая называется ростовщическим процентом.

С другой стороны, есть вещи, использование которых не состоит в их потреблении; так, использование дома состоит в проживании в нем, а не в его уничтожении. Поэтому такие вещи могут предоставляться обоими способами; например, один человек может передать свой дом в собственность другому и при этом сохранить за собою право в течение какого-то времени пользоваться им, или, наоборот, он может предоставить другому право пользоваться домом и при этом сохранит его в своей собственности. Таким образом, человек может законно назначить цену за использование своего дома и при этом впоследствии вернуть этот дом себе, как это имеет место в случае аренды и найма дома.

Но деньги, как говорит Философ (то есть Аристотель. – прот. О.С.), были изобретены в первую очередь ради обмена 2 , и, следовательно, главным и надлежащим использованием денег является их потребление или отчуждение, посредством которого они участвуют в обмене. Следовательно, по самой их природе брать плату за использование предоставленных денег, каковая плата известна как ростовщический процент, незаконно, и подобно тому, как человек обязан воздавать за другие неправедно приобретенные блага, точно так же он обязан возвращать те деньги, которые он получил за ростовщичество» 3 .

Правило святых апостолов 44-е постановляет: «Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен» 4 .

Правило I Вселенского Собора 17-е постановляет: «Понеже (поскольку. – прот. О.С.) многие, причисленные к клиру, любостяжанию и лихоимству (ростовщичеству. – прот. О.С.) последуя, забыли Божественное Писание, глаголющее: сребра своего не даде в лихву, и, давая в долг, требует сотых, судил святой и великий Собор, чтобы, если кто после сего определения обрящется взимающим рост с данного взаем или иной оборот дающим сему делу, или половинного роста требующим, или нечто иное вымышляющим ради постыдной корысти, таковой был извержен из клира и чужд духовного сословия» 5 . 6

Святитель Иоанн Златоуст учил: «Лихоимец отдаляется от Бога подобно тому, как идолослужители» 7 . Златоуст сравнивает лихоимца с идолослужителем, так как в те времена языческие капища были и местами торга, ростовщичества и даже «храмовой проституции» – за деньги, в пользу языческих капищ. Последнее считалось приличным деянием и для женатых мужчин, и для замужних женщин. Существовала у язычников и сексуальная «симония» – получение почетных религиозных должностей за сексуальные услуги, оказанные жрецам, в данном случае подобное не считалось прелюбодеянием или блудом, но «даром богу», то есть идолу. Христиане и иудеи с древних времен любой грех считали идолопоклонством 8 , если грех использовался в ритуальных целях язычниками 9 .

«Ссуда имеет целью не обогащение, наживу кредитора, а поддержание обедневшего ближнего (Лев. 25: 35–37), поэтому с него и нельзя брать процентов, ни серебра, ни хлеба отдавать в рост (Втор. 23: 20; Пс. 14: 5; Иез. 18: 8, 13 и др.). Основанием для этого частного предписания является общее положение, что в народе еврейском не должно быть бедности (Втор. 15: 4)» 10 .

Читаем: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор. 15: 7–8); и еще: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42).

Блаженный Иероним: «Даром получив, даром и раздавай. Сокровище такого рода никогда не истощается»

«Если мы будем понимать это только как сказанное о милостыне, то для большинства бедняков это неисполнимо, да и богачи, если будут постоянно отдавать, то не смогут отдавать всегда. Так, после блага милостыни апостолам, то есть учителям, даруются заповеди, чтобы они, даром получив, даром и раздавали. Сокровище такого рода никогда не истощается (то есть то, что отдается на благотворительность. – прот. О.С.), но чем больше оно раздается, тем больше увеличивается; ведь и источник, хотя орошает находящиеся рядом с ним нивы, однако никогда не иссушается» 11 , – пишет блаженный Иероним.

24 ноября 2016 г.

1 Климент Александрийский, пресвитер. Строматы // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет. Т. III. «Герменевтика», 2010. С. 158.

2 Ethic. V, 8; Polit. I, 3.

3 Фома Аквинский. Сумма теологии. II-II, 78.1.

4 «Зонара. Это правило епископам, и пресвитерам, и диаконам предписывает не требовать лихвы. А 5-е правило Карфагенского Собора всякому клирику запрещает взимать лихву. Ибо если это запрещено Ветхим Законом в словах: “да не даси брату твоему в лихву серебра” (Втор. 23: 19), то тем более должно быть возбранено взимать лихву тем, которые дали обет жить по Евангелию. Поэтому правило предписывает и извергать дающих в долг с лихвою, если не перестанут. И 17-е правило I Собора, и 10-е Трулльского воспрещают это.

Аристен. Священник, требующий роста за долг, если не перестанет, извергается. Тот, от кого требуется сострадание к другим, когда сам отнимает и чужое через рост, подлежит извержению, если не перестает этого делать.

Вальсамон. Ветхий закон говорит: “да не даси брату твоему в лихву серебра” (Втор. 23: 19). Итак, следуя сему, и настоящее правило говорит, что извергается всякий епископ, пресвитер и диакон, берущий лихву, если не перестанет. А 5-е правило Карфагенского Собора, 17-е Первого и 10-е Трулльского говорят, что извергается всякий клирик, если не перестанет брать лихву. Ищи еще 9-й титул настоящего собрания глава 27-я.

Славянская кормчая. Епископа, и пресвитера, и диакона, лихву вземлющего, правило сие от сана извергает. Лихву вземля от должника, святитель, аще не останется того, да извержется.

Толкование. Господу глаголющу, продадите имение ваше и дадите нищим (Лук. 67). И паки, блаженны милостивые, яко тии помилованы будут (Матф. 10). И наводит, милости хощу, а не жертвы (Иосиа. 6). Аще который епископ, или пресвитер, или диакон не токмо не милует, не дая от своего имения, но к тому еще и чужая восхищает, лихву вземля от должник, да аще не останется таковое, творя, да извержется». – См.: Толкование Книги Правил.

5 «Зонара. Давать взаймы за проценты запретил всем и Ветхий закон, ибо говорит: “да не даси брату твоему в лихву сребра твоего” (Втор. 23: 19). А если так узаконил менее совершенный (закон), то тем паче совершеннейший и духовнейший. Ибо “се церкве боле есть зде” (Мф. 12: 6). Итак, всем запрещено давать в заем за проценты. А если всем, то тем паче это было бы неприлично посвященным, которые и для мирян должны быть примером и поощрением в добродетели. Посему и это правило запрещает числящимся в списке, то есть находящимся в клире, требовать сотых, то есть сотенного роста. Многочисленны виды лихвы, но из них тяжелее других сотенная. Ныне у нас в литре (фунте золота) считается 72 монеты, а у древних считалось 100, и рост со 100 монет был 12 монет, потому и назывался сотенным, что требовался со 100. Итак, Собор, запретив находящимся в клире брать рост, тем, которые не будут соблюдать правила, назначает и епитимию. То есть “судил святый Собор” – сказано вместо: “признал справедливым” – подвергать наказанию, если кто после состоявшегося тогда определения окажется взимающим рост с данного в заем, или замышляющим какое-нибудь предприятие для взимания роста, или иной оборот дающим сему делу (ибо некоторые, избегая, чтобы говорили о них, что они берут рост, дают желающим деньги и соглашаются с ними вместе делить прибыль и называют себя не ростовщиками, а участниками и, не участвуя в убытке, участвуют только в прибыли). Итак, правило, запрещая это и все подобное сему, повелевает извергать изобретающих подобные ухищрения, или измышляющих другое что ради постыдной прибыли, или требующих половинного роста. Сказав выше о сотенном росте, который, как замечено выше, есть самый тяжелый рост, правило, спускаясь ниже, упомянуло и о более легком – половинном, который составляет половину целого роста, то есть 12 монет, кои составляют полный и целый процент со 100. Пусть сочтет, кто хочет, половинный рост и по арифметике: в арифметике одни числа называются целыми с третями, другие целыми с четвертями, с пятыми и с шестыми, а иные половинными, как например шесть и девять, потому что содержат в себе целые числа и половины их, ибо шесть, например, имеет в себе четыре и половину четырех, то есть два, а девять имеет шесть и половину шести, то есть три. Итак, выражением “половина”, как разумеется она, правило выражает только то, чтобы находящиеся в клире не брали не только более тяжелого роста, но и никакого другого более умеренного.

Аристен. Если кто берет рост или половины, тот, по сему определению, должен быть отлучен от Церкви и извержен. Сотенные росты, которые признаются и большими всех ростов, составляют 12 золотых монет, а половина их – 6. И так, если кто из посвященных, дав кому в заем, потребует или самых тяжелых процентов, то есть сотых, или половинных, то есть половину сего, или шесть, тот должен быть извержен из клира как забывший Божественное Писание, которое говорит: “сребра своего не даде в лихву” (Пс. 14: 5); хотя 44-е правило Святых Апостолов и 10-е Шестого Собора Трулльского не тотчас извергают такового, а когда, после увещания, не перестанет это делать». – См.: Толкование Книги Правил.

6 Подобно: Шест. 10; Лаод. 4; Карф. 21. См.: Толкование Книги Правил.

7 Энциклопедия православной веры. СПб., 2009. С. 275.

8 На иврите: авода зара – «чуждое служение».

9 Отсюда запрет в Ветхом Завете вкушения свинины, так как народы Ханаана, особенно филистимляне, приносили свиней в жертву своим идолам.

10 См.: Православная Толковая Библия.

11 См.: Иероним Стридонский, блаженный. Комментарий на Евангелие от Матфея.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: