Индекс условий ведения бизнеса doing business всемирного банка

Обновлено: 28.03.2024

Рейтинг Doing Business — это список стран, в которых легче всего основать собственное предприятие. Он рассчитывается по огромному количеству показателей: сколько ждать решения по кредиту, сколько надо заплатить налогов, есть ли коррупция.

Содержание

План запуска нового рейтинга

В ноябре 2021 г было объявлено, что Всемирный банк планирует примерно через два года начать публикацию нового рейтинга вместо Doing Business, который отменили из-за скандала с фальсификацией данных. Об этом рассказала главный экономист Всемирного банка Кармен Рейнхарт.

По ее словам, некоторые ключевые концепции нового рейтинга уже определены. В частности, они обеспечат большую прозрачность методологии, большее доверие к данным опросам компаний и меньшее внимание к ранжированию стран.

«Основные гайки и болты станут достоянием общественности. Публичное раскрытие информации — важная опора в восстановлении доверия», — уточнила Рейнхарт.

Всемирный банк решил прекратить публикацию рейтинга Doing Business

Всемирный банк 16 сентября 2021 года объявил о решении прекратить публикацию ежегодного рейтинга Doing Business, посвященного оценке условий ведения бизнеса в разных странах мира.

Во Всемирном банке уточнили, что это решение принято в связи с появлением в июне 2020 года сведений о нарушениях, допущенных при подготовке прошлых отчетов. В августе того же года Всемирный банк приостановил публикацию Doing Business.

После этого начались «систематический обзор и оценка изменений данных» последних пяти публикаций Doing Business. Был выявлен ряд нарушений, касающихся изменений данных в отчетах Doing Business-2018 и Doing Business-2020.

Всемирный банк составлял рейтинг Doing Business с 2002 года. Благоприятные условия для ведения бизнеса оценивались по десяти категориям: регистрация предприятий, получение разрешения на строительство, подключение к электросетям, регистрация собственности, получение кредитов, уплата налогов и т.п.

Рейтинг Doing Business использовался правительствами разных стран, включая Россию, в качестве официального KPI. В 2019 году Минэкономразвития по поручению Владимира Путина включило в план своей деятельности цель достичь 20-й позиции в этом рейтинге к 2024 году. В начале 2020 года Михаил Мишустин одним из первых своих решений на посту премьер-министра утвердил изменения в плане мероприятий «Трансформация делового климата», за который отвечает Минэкономразвития, добавив туда мероприятия, направленные на продвижение в рейтинге Doing Business: в частности, был обозначен целевой ориентир сократить срок технологического присоединения в Москве и Санкт-Петербурге к системе электроснабжения, соответственно, с 70 до 39 дней и с 80 до 45 дней к 2022 году.

Как заявили РБК в Минэкономразвития, в ходе совместных заседаний с участием исполнительных директоров стран — участниц Всемирного банка будут определены подходы к оценке делового климата и дальнейшие шаги по трансформации рейтинга.

В 2019 году, когда флагманский рейтинг Всемирного банка был обновлен в последний раз, министр экономического развития Максим Орешкин (на сентябрь 2021 года — помощник президента) говорил, что это исследование не отражает в полной мере состояние и динамику инвестиционного климата, ориентируясь лишь на стандартные регулируемые процедуры.

В 2019 году Мишустин, тогда возглавлявший Федеральную налоговую службу, также говорил о претензиях к рейтингу Doing Business в части оценки налогового администрирования.

В декабре 2020 года, после проведения внутреннего расследования, Всемирный банк сообщал, что его управляющие оказывали давление на сотрудников, занимавшихся непосредственно подготовкой рейтинга, чтобы они манипулировали данными по Саудовской Аравии и Китаю, искусственно завышая их позиции в рейтинге. Некорректные данные также сказались на положении Азербайджана в рейтинге, но наоборот — в худшую сторону, следует из опубликованного 16 сентября доклада американской юрфирмы WilmerHale, посвященного итогам расследования во Всемирном банке. Россия в этом отчете не фигурирует [1] .

2020: Выявление нарушений при составлении рейтинга

Публикация ежегодного рейтинга Doing Business, в котором оцениваются условия для предпринимательской деятельности в разных странах мира, в августе 2020 г приостановлена на время проведения оценки допущенных при его составлении нарушений, объявил Всемирный банк.

Отдел независимого внутреннего аудита Всемирного банка изучит и оценит данные последних пяти отчетов Doing Business. По результатам этой работы будут ретроспективно исправлены данные по странам, которые больше всего пострадали от нарушений.



2017: Главный экономист Всемирного банка: рейтинг делается из сфабрикованных данных

В январе 2018 г. громкое увольнение поставило под сомнение репутацию Всемирного банка: из организации со скандалом ушел главный экономист Пол Ромер. Главный экономист во Всемирном банке не принимает решений — он просто аналитик, рассказали «Коммерсантъ FM» специалисты. Но Пол Ромер на этой должности позволил себе больше: он анализировал не только макроэкономическую ситуацию, но и принципы работы самого Всемирного банка. В частности, он публично раскритиковал методы расчета известного рейтинга Doing Business, который ежегодно составляет организация. В интервью изданию The Wall Street Journal он обвинил коллег в «бесстыдной саморекламе» и использовании «явно сфабрикованных данных».

Директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев считает, что Ромер не мог поступить иначе:

«Он все-таки академический ученый, а академическим ученым бывает довольно тяжело войти обратно в мир реальной экономики, реальных корпоративных обязательств. Потому что в чем хороша позиция ученого — он может в любой момент говорить то, что думает, давать оценки, исходя из собственного разума, собственной совести. Ему давать оценки и быть честным перед самим собой оказалось важнее корпоративных соображений» [2] .

Doing Business критиковали и раньше: например, когда в 2016 Руанда в рейтинге обогнала Италию, Хорватию и Бельгию.

Пол Ромер раскритиковал Всемирный банк еще и за то, что методы расчета постоянно менялись, и это давало пространство для манипуляций. В некоторых случаях это было необходимо, парирует советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие брокер» Сергей Хестанов:

«Примерно поровну делятся сторонники и противники этого подхода, но некоторые изменения методики просто неизбежны. Допустим, та же самая величина госдолга в условиях относительно высоких процентных ставок достаточно сильно опускает кредитоспособность. И наоборот — в условиях, когда доминируют достаточно низкие ставки, совершенно незначительно увеличиваются кредитные риски».

Кто будет новым главным экономистом банка, и будет ли он покладистее, неизвестно. Пока кажется, что некогда влиятельная организация из последних сил пытается сохранить лицо. Но к чему приводят ненадежные рейтинги, экономисты помнят по опыту 2008 года.

После выхода интервью в The Wall Street Journal Ромер поспешил заявить, что его слова были неправильно поняты. «Я не вижу никаких признаков манипуляции с данными», — уточнил он в соцсетях.

2017: Россия на 35 месте

В 2017 году Россия на 35 строчке рейтинга.

2016: Россия на 40-м месте (+11), Новая Зеландия - лидер

Россия поднялась на 11 позиций в рейтинге комфортности ведения бизнеса Doing Business 2017 от Всемирного банка по сравнению с 2015 годом.

РФ заняла 40-е место из 190. Возглавляет рейтинг Новая Зеландия, лидер прошлого года — Сингапур — опустился на второе место. Замыкает тройку Дания.

Рейтинг комфортности ведения бизнеса измеряется по нескольким показателям, в их числе защита прав миноритарных акционеров, простота регистрации предприятий, разрешений на строительство и подключения к электросетям, легкость получения кредитов и ряд других. В 2016 году Россия была на 51-й строчке рейтинга, также поднявшись за год на 11 строчек.

В середине лета 2016 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил на совещании по улучшению инвестклимата в РФ, что считает неприемлемым 170-е место России в рейтинге Doing Business по показателю внешнеторговой деятельности.

«Мы также работаем по ускорению процедур контроля грузов, которые пересекают нашу границу, результаты должны улучшить наши позиции по направлению международной торговли. Здесь, кстати, у нас все плохо. У нас 170-е место в рейтинге Doing Business. Сами можете посчитать количество членов ООН, и 170-е место, в общем, это очень плохой результат, это неприемлемо», — сказал он.


Пользователь Reddit составил [3] карту Европы на основе индекса Doing Business - а если точнее, показателя Distance to Frontier [4] , который систематизирует результаты составления рейтинга с 2005 года. Эта карта помогает понять, в каких странах континента легче начать своё дело.

2012: Россия на 124 месте. Путин требует войти в топ-20 к 2018 году

В 2012 году, когда Россия находилась на 124 месте, Владимир Путин потребовал войти в двадцатку к 2018 году.

Всемирный банк (World Bank) опубликовал аналитический доклад «Ведение бизнеса в 2017 году» — XVI издание серии в рамках проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business), выпускаемой Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC, входит в группу ВБ). В новом отчёте приводится рейтинг 189 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса.

«Ведение бизнеса» — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса. В рамках проекта оцениваются и отслеживаются изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность местных, прежде всего малых и средних компаний, на протяжении всего их жизненного цикла — от создания и до ликвидации. Одна из основополагающих предпосылок исследования заключается в том, что для ведения хозяйственной деятельности требуются качественные правила, которые являются прозрачными и могут использоваться всеми экономическими субъектами. Авторы исследования отмечают, что в системах с прозрачными и эффективными нормами регулирования бизнеса доступ к деловым возможностям в меньшей степени обусловлен личными связями или специальными привилегиями, а бóльшая часть экономической деятельности осуществляется в формальном секторе экономики, где она может пользоваться надлежащим регулированием и налогообложением. В проекте участвуют более 7000 экспертов в разных странах мира — консультанты по вопросам предпринимательства, юристы, экономисты, правительственные чиновники, а также ведущие учёные разных стран, оказывающие методическую и экспертную помощь.

Рейтинг составляется на основании 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, обеспечению исполнения контрактов, налогообложению и закрытию предприятия. Каждый индикатор имеет равный вес. При этом не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. Таким образом, условия организации и ведения бизнеса рассматриваются без учёта политических аспектов, исключительно на уровне государственного регулирования. В итоговом рейтинге все страны ранжируются по уровню благоприятных условий ведения бизнеса, где высокая позиция страны означает, что её регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Уровень благоприятствия является средним показателем страны по 10 индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес.

Нынешнее исследование проводилось с июня 2015 по июнь 2016 года. За этот период эксперты зафиксировали в 137 государствах 283 нормативно-правовых реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности, направленных на улучшение условий для создания и ведения бизнеса. Наибольшая часть реформ была направлена на упрощение процедуры создания предприятий. Следующие по популярности были реформы в сфере налогообложения, доступа к кредитам и регулирования международной торговли. Список стран, продемонстрировавших значительные улучшения в облегчении ведения бизнеса за последний год, возглавили: Бруней, Казахстан, Кения, Беларусь, Индонезия, Сербия, Грузия, Пакистан, Объединённые Арабские Эмираты и Бахрейн. В совокупности эти десять стран провели 48 регуляторных реформ, направленных на улучшение предпринимательской среды. Однако несмотря на значительные улучшения, в указанных странах всё ещё существуют проблемы, требующие решений.

В этом году первое место по суммарной степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности заняла Новая Зеландия, которая сместила на второе место Сингапур, бывший лидером рейтинга в течение девяти лет подряд. В первую десятку стран-лидеров также вошли: Дания, Гонконг, Южная Корея, Норвегия, Великобритания, Соединённые Штаты Америки, Швеция и Македония.

В целом, наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса по-прежнему отмечаются в странах с высоким уровнем дохода, являющихся членами ОЭСР, а наименее благоприятные — в странах Африки и в Южной Азии. Например, во многих африканских государствах создание компании обходится во много раз дороже, чем в странах ОЭСР, поэтому многие предприятия просто отказываются от официальной регистрации и работают нелегально, в теневом секторе экономики. В таких государствах для предпринимателей закрыт доступ к организованному кредитованию и рынкам, а их сотрудники не получают льгот и остаются за рамками систем социальной защиты. Кроме того, излишне сложные процедуры затрудняют деятельность легальных предприятий, равно как и отсутствие институтов и норм регулирования, обеспечивающих защиту собственности и позволяющих предпринимателям эффективно использовать имеющиеся у них активы. Вместе с тем, за последние годы страны с низким уровнем дохода сократили удалённость от передовых практик в два раза больше по сравнению со странами с высоким уровнем дохода. Самыми неблагоприятными странами для ведения бизнеса в этом году признаны Южный Судан, Ливия и Эритрея.

Российская Федерация за минувший год поднялась в рейтинге на 11 пунктов с 51 до 40 места (см. рейтинг прошлого года). По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности страна занимает место между Болгарией и Венгрией. Следует однако отметить, что в нынешнем году авторы исследования поменяли методологию, пересчитав по ней и прошлогодние показатели. В результате оказалось, что Россия занимала в 2015 году не 51, а 36 место, поэтому с учётом новых данных общий рейтинг страны ухудшился на четыре позиции. За минувший год Россия улучшила условия ведения бизнеса лишь по двум из 10 показателей, рассматриваемых в исследовании, хотя ещё годом ранее входила в первую пятёрку экономик по числу проводимых реформ в области регулирования предпринимательской деятельности.

Ключевые показатели Российской Федерации таковы. По показателю простоты регистрации бизнеса страна занимает 26 место в мире; простоты регистрации прав собственности — 9 место; обеспечению исполнения контрактов — 12 место; возможности кредитования — 44 место; по уровню защиты инвесторов — 53 место; по уровню налогообложения — 45 место; по уровню ведения международной торговли — 140 место; по показателю простоты ликвидации предприятий — 51 место; возможности подключения к системе электроснабжения — 30 место; по показателю простоты получения разрешений на строительство — 115 место. Подробнее с показателями России можно ознакомиться на специальной странице.

Ведение бизнеса (Doing Business) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса. Исследование проводится по методике Всемирного банка (World Bank) и Международной финансовой корпорации (входит в группу Всемирного банка), основанной на комбинации анализа нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и общедоступных статистических данных о регулировании предпринимательской деятельности. Проект разработан экономистом Всемирного банка Симеоном Дьянковым (Simeon Djankov) и реализуется с 2002 года. На данный момент исследование представляет наиболее полный комплекс показателей регулирования предпринимательской деятельности по всему миру. Методика исследования и типовая модель анализа являются единственными типовыми инструментами, применяемыми в разных странах для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий.

Проект «Ведение бизнеса» посвящён анализу деятельности национальных, прежде всего малых и средних предприятий, на протяжении всего их жизненного цикла — от создания и до ликвидации, а также оценке государственного регулирования их деятельности. Исследование позволяет объективно оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность на национальном уровне, и обеспечение их соблюдения в исследуемых странах (и отдельных городах) на субнациональном и региональном уровнях.

Изначально определённое назначение проекта: дать объективную основу для понимания и совершенствования систем нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности по всему миру. Авторы исследования считают, что в системах с прозрачными и эффективными нормами регулирования предпринимательской деятельности доступ к деловым возможностям в меньшей степени обусловлен личными связями или специальными привилегиями, а бóльшая часть экономической деятельности осуществляется в формальном секторе экономики, где она может пользоваться надлежащим регулированием и налогообложением. При этом подразумевается, что для ведения хозяйственной деятельности требуются качественные правила, которые являются прозрачными и могут использоваться всеми экономическими субъектами. Результаты исследования способствовали дебатам по вопросам экономической политики во многих государствах и сделали возможным появление всё большего числа исследований, изучающих взаимосвязь регулирования на уровне компаний с показателями развития экономики разных стран.

В рамках исследования осуществляется сбор и анализ всесторонних количественных данных для сопоставления условий регулирования предпринимательской деятельности между странами, тем самым проект побуждает государства к более эффективному регулированию, обеспечивает измеримые ориентиры для проведения реформ и служит ресурсом для учёных, журналистов, исследователей из частного сектора и других лиц, интересующихся деловым климатом в каждой стране. В проекте участвуют более 7000 экспертов в разных странах мира — консультанты по вопросам предпринимательской деятельности, юристы, экономисты, представители правительств, а также ведущие учёные разных стран, оказывающие методическую и экспертную помощь.

Исследование содержит рейтинг стран мира по показателю благоприятствования ведению бизнеса, который рассчитывается по среднему арифметическому десяти контрольных индикаторов:

  1. Процесс регистрации предприятий.
  2. Процесс получения разрешений на строительство.
  3. Процесс подключения к системе электроснабжения.
  4. Процесс регистрации собственности.
  5. Кредитование.
  6. Защита инвесторов.
  7. Налогообложение.
  8. Международная торговля.
  9. Обеспечение исполнения контрактов.
  10. Процесс ликвидации предприятий.

Актуальность информации для подготовки рейтингов фиксируется в течение финансового года (окончание 30 июня) и обновляется ежегодно. В итоговом рейтинге все страны, охваченные исследованием, ранжируются с первого до последнего места, первое место — наиболее высокое. Высокая позиция страны означает, что её регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. При расчёте не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. Таким образом, условия организации и ведения бизнеса рассматриваются без учёта политических аспектов, исключительно на уровне законодательных положений и нормативов.

Кроме того, в рамках проекта предлагаются развёрнутые субнациональные доклады, в которых даётся исчерпывающий анализ регулирования предпринимательской деятельности и реформ в разных городах и регионах конкретной страны. Эти доклады содержат данные о степени лёгкости ведения бизнеса, рейтинге каждого региона и о реформах, которые рекомендуется провести для повышения оценки по каждой из тематических категорий, к которым относятся составляемые показатели. Участвующие в исследовании города могут сравнивать действующие у них нормы регулирования предпринимательской деятельности с другими городами страны или региона, а также с городами других стран, включённых в рейтинг «Ведение бизнеса».

Всемирный банк (World Bank) опубликовал аналитический доклад «Ведение бизнеса в 2016 году» — XIII издание серии в рамках проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business), выпускаемой Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC, входит в группу ВБ). В новом отчёте приводится рейтинг 189 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса.

«Ведение бизнеса» — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса. В рамках проекта оцениваются и отслеживаются изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность местных, прежде всего малых и средних компаний, на протяжении всего их жизненного цикла — от создания и до ликвидации. Одна из основополагающих предпосылок исследования заключается в том, что для ведения хозяйственной деятельности требуются качественные правила, которые являются прозрачными и могут использоваться всеми экономическими субъектами. Авторы исследования отмечают, что в системах с прозрачными и эффективными нормами регулирования бизнеса доступ к деловым возможностям в меньшей степени обусловлен личными связями или специальными привилегиями, а бóльшая часть экономической деятельности осуществляется в формальном секторе экономики, где она может пользоваться надлежащим регулированием и налогообложением. В проекте участвуют более 7000 экспертов в разных странах мира — консультанты по вопросам предпринимательства, юристы, экономисты, правительственные чиновники, а также ведущие учёные разных стран, оказывающие методическую и экспертную помощь.

Рейтинг составляется на основании 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, обеспечению исполнения контрактов, налогообложению и закрытию предприятия. Каждый индикатор имеет равный вес. При этом не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. Таким образом, условия организации и ведения бизнеса рассматриваются без учёта политических аспектов, исключительно на уровне государственного регулирования. В итоговом рейтинге все страны ранжируются по уровню благоприятных условий ведения бизнеса с 1 до 189 места, первое место — наиболее высокое. Высокая позиция страны означает, что её регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Уровень благоприятствия является средним показателем страны по 10 индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес.

Нынешнее исследование проводилось с июня 2014 по июнь 2015 года. За этот период эксперты зафиксировали в 122 государствах 230 нормативно-правовых реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности, направленных на улучшение условий для создания и ведения бизнеса. Наибольшая часть реформ была направлена на упрощение процедуры создания предприятий. Следующие по популярности были реформы в сфере налогообложения, подключения к электроснабжению и регистрации собственности. Интересно, что страны с самыми сложными процедурами и неразвитыми правовыми институтами постепенно перенимают некоторые практики, которые применяются в лидирующих странах. Так, в регионе Африки к Югу от Сахары было зафиксировано наибольшее количество подобных реформ. Список стран, продемонстрировавших значительные улучшения в облегчении ведения бизнеса за последний год, возглавили: Коста-Рика, Уганда, Кения, Кипр, Мавритания, Узбекистан, Казахстан, Ямайка. Сенегал и Бенин. В совокупности эти десять стран провели 39 регуляторных реформ, направленных на улучшение предпринимательской среды. Однако несмотря на значительные улучшения, в указанных странах всё ещё существуют проблемы, требующие решений.

По результатам текущего исследования, первое место по суммарной степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности девятый год подряд занимает Сингапур, последовательно проводящий реформы, нацеленные на улучшение условий ведения бизнеса. В первую десятку стран-лидеров также вошли: Новая Зеландия, Дания, Южная Корея, Гонконг (Особый административный район Китая), Великобритания, США, Швеция, Норвегия и Финляндия.

В целом, наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса по-прежнему отмечаются в странах с высоким уровнем дохода, являющихся членами ОЭСР, а наименее благоприятные — в странах Африки и в Южной Азии. Например, во многих африканских государствах создание компании обходится во много раз дороже, чем в странах ОЭСР, поэтому многие предприятия просто отказываются от официальной регистрации и работают нелегально, в теневом секторе экономики. В таких государствах для предпринимателей закрыт доступ к организованному кредитованию и рынкам, а их сотрудники не получают льгот и остаются за рамками систем социальной защиты. Кроме того, излишне сложные процедуры затрудняют деятельность легальных предприятий, равно как и отсутствие институтов и норм регулирования, обеспечивающих защиту собственности и позволяющих предпринимателям эффективно использовать имеющиеся у них активы. Вместе с тем, за последние годы страны с низким уровнем дохода сократили удалённость от передовых практик в два раза больше по сравнению со странами с высоким уровнем дохода. Самыми неблагоприятными странами для ведения бизнеса в этом году признаны Южный Судан, Ливия и Эритрея.

Российская Федерация за минувший год улучшила свои позиции на 11 пунктов и поднялась с 62 на 51 место в рейтинге (см. рейтинг прошлого года). По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности страна занимает место между Перу (50 место) и Молдовой (52). Начиная с прошлого года Всемирный банк включает в расчёты данные не только по Москве, как раньше, но и по Санкт-Петербургу. В целом, Россия улучшила условия ведения бизнеса по пяти из 10 показателей, рассматриваемых в исследовании, при этом результаты эксперты отмечают, что только 12 из 189 стран провели больше четырёх реформ, а в России за год было проведено пять реформ, делающих ведение бизнеса в стране более комфортным. Тем не менее, впереди России в рейтинге по-прежнему находятся большинство экономически развитых стран мира.

Ключевые показатели Российской Федерации таковы. По показателю простоты регистрации бизнеса страна занимает 41 место в мире; простоты регистрации прав собственности — 8 место; обеспечению исполнения контрактов — 5 место; возможности кредитования — 42 место; по уровню защиты инвесторов — 66 место; по уровню налогообложения — 47 место; по уровню ведения международной торговли — 170 место; по показателю простоты ликвидации предприятий — 51 место; возможности подключения к системе электроснабжения — 29 место; по показателю простоты получения разрешений на строительство — 119 место. Подробнее с показателями России можно ознакомиться на специальной странице. Таким образом, из всех критериев, по которым оцениваются экономики, в России лучше всего обстоят дела с обеспечением исполнения контрактов и процедурой регистрации прав собственности. Впрочем, по некоторым показателям страна всё ещё находится во второй половине рейтинга. Так, для получения разрешения на строительство (119 место) предпринимателям необходимо пройти 19 процедур, что в среднем занимает 244 дня. Кроме того, предпринимателям сложно вести международную торговлю (170 место) — временные затраты и финансовые расходы, необходимые для экспорта и импорта, значительно выше, чем в большинстве стран, отмечается в докладе. Следует отметить, что ещё в мае 2012 года президент России Владимир Путин подписал указ «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором говорилось о необходимости принятия мер, направленных на повышение позиции России в рейтинге «Ведение бизнеса» до 20 места в 2018 году.

Фото: Getty Images Russia

С одной стороны, правительству так и не удалось выполнить амбициозную задачу по вхождению к 2018 году в топ-20 рейтинга, поставленную президентом в первых майских указах 2012 года. С другой — взлет почти на сто позиций за восемь лет не продемонстрировала ни одна другая экономика мира. Сейчас в рейтинге Россия расположилась между Австрией и Японией, опережая все другие страны БРИКС, Францию (32-е место), Швейцарию (36-е) и целый ряд других европейских стран, однако уступая на постсоветском пространстве Грузии (седьмое место) и Казахстану (25-е). Лидерами рейтинга в этом году стали Новая Зеландия, Сингапур, Гонконг, Дания и Южная Корея, в первую десятку попали также США, Великобритания, Норвегия и Швеция.

Конкуренция в рейтинге DB с каждым годом усиливается, заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин, комментируя его итоги. «Китай с 46-го места передвинулся на 31-е место и нас уже вплотную поджимает. Даже для того, чтобы сохранять свои позиции, нам придется очень активно двигаться вперед», — подчеркнул министр.

Важно, что Россия впервые вошла в тридцатку экономик мира с наилучшими условиями для ведения бизнеса, отмечает заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ имени Плеханова Дмитрий Завьялов. «За год прогресс на три позиции — это неплохо, с учетом того, что чем ближе к топовым позициям, тем труднее это прогресс достается», — говорит эксперт.

Доступ к регистрации

«От того, как выстроена процедура регистрации прав, во многом зависит инвестиционный климат в стране. В этом направлении мы имеем хорошую динамику. С 2013 года позиции России по регистрации собственности улучшились почти в четыре раза. Мы значительно сократили сроки регистрации, количество процедур — с пяти до четырех», — прокомментировала результаты глава Росреестра Виктория Абрамченко. По ее словам, ведомство продолжает работу по сокращению сроков регистрации за счет развития электронных сервисов: сейчас около 65% всех услуг ведомство оказывает в цифровом формате.

Сложнее всего, считают во Всемирном банке, в России обстоят дела с международной торговлей (99-е место). «Другими словами, трансграничная торговля — это все еще дорого и долго, что явно не вяжется с целями программы по наращиванию экспорта компаниями малого и среднего бизнеса», — замечает Дмитрий Завьялов.

Отстает страна и по критерию защиты миноритарных инвесторов, причем в текущем году этот показатель снизился, передвинув страну с 57-го на 72-е место, хотя составители DB засчитали реформы в этом направлении. Но уровень ответственности директоров, как и год назад, был оценен всего в два балла из десяти, поскольку руководители предприятий редко привлекаются к правовой ответственности за ненадлежащее использование корпоративных активов.

Кривое зеркало?

Методология Doing Business, как и любого другого рейтинга, может вызывать критику и не всегда, например, отражает все позитивные перемены, говорит Дмитрий Завьялов: «Тем не менее рейтинг основывается на анализе стандартных процедур, связанных с ведением предпринимательской деятельности, то есть он достаточно объективен». С другой стороны, по словам эксперта, прозрачность и легкость выполнения официальных процедур и инвестиционная привлекательность страны — это не одно и то же.

С этим согласны и в правительстве РФ. По словам Максима Орешкина, рейтинг не является полным отражением инвестиционного климата, а только демонстрирует, насколько стандартные процедуры, связанные с регистрацией компании, налогообложением и рядом других процедур, легче или тяжелее по сравнению с другими странами.

Кроме того, отмечают эксперты, рейтинг анализирует лишь ситуацию в крупнейших городах страны — Москве и Санкт-Петербурге. «Очевидно, что для нашей страны проецировать ситуацию в двух столицах на все города и веси не вполне корректно», — говорит Дмитрий Завьялов. «При хорошем положении России в страновом рейтинге имеется серьезный разрыв внутри страны в части ведения бизнеса в различных регионах», — подтверждает замглавы Ассоциации инновационных регионов России Рустам Хафизов.

Стимул для реформ

Впрочем, на место страны в рейтинге обращают внимание инвесторы, а обозначенные проблемы становятся стимулом для дальнейших реформ. Например, как отмечалось в недавнем исследовании Всемирного банка, широта освещения рейтинга в национальных СМИ коррелировала с проведением реформ для улучшения бизнес-климата в течение двух последующих лет. Страны, уделявшие наибольшее внимание этой теме (в их числе оказалась и Россия), выступили самыми активными реформаторами.

В апреле 2019 года президент Владимир Путин вновь повторил поручение по улучшению позиций России в рейтинге: теперь достичь 20-го места предполагается к 2024 году. «Если сказать языком спорта, сейчас мы сделали хороший результат на спринтерской дистанции, при этом не надо забывать про марафонский забег. Мы понимаем, что для регионов, которые каждый день работают в режиме «многозадачности», поручение президента и контроль его исполнения позволит приоритизировать задачу», — говорит Рустам Хафизов.

Россия имеет значительный потенциал роста показателей по рейтингу, который может быть реализован оперативно и без значительных издержек, уверен торговый представитель РФ в Малайзии Никита Пономаренко. По его словам, прогресс может быть достигнут по таким показателям, как получение разрешения на строительство (сейчас это минимум 165 дней, в то время как в странах — лидерах рейтинга процедура занимает около месяца); старт нового бизнеса (сейчас для России это десять дней, а с учетом передовых ИТ-решений и возможностей удаленной идентификации личности процедуру можно реализовать в течение нескольких минут); снижение издержек при пересечении границы (судя по опыту лидеров рейтинга, стоимость можно снизить в два раза); решение вопроса с неплатежеспособностью (в России — два года, в развитых странах вдвое быстрее).

«Законодателям стоит обратить особое внимание на многие процессные вещи, связанные с взаимодействием приходящих инвесторов с регуляторами, с органами исполнительной власти, с участием в специализированных госпрограммах, которые сегодня работают для привлечения бизнеса с иностранным капиталом», — отмечает генеральный директор ОЭЗ «Технополис «Москва» Игорь Ищенко.

Например, улучшить общее положение России в части ведения бизнеса позволят службы «одного окна», считает он: «Бизнесу необходимо комплексное решение с набором сложноструктурированных сервисов, которые позволят прозрачно и комфортно взаимодействовать практически со всеми государственными ведомствами».

По мнению Рустама Хафизова, резкое повышение позиции страны в рейтинге DB, то есть 25-е место и выше, невозможно без изменения основ всей контрольно-надзорной деятельности. Вторая и самая важная задача, по его словам, повышение качества человеческого капитала.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: