К какой ветви власти относится центральный банк

Обновлено: 18.04.2024

До вступления в силу актов в сфере бухгалтерского учета для бюро кредитных историй и кредитных рейтинговых агентств, утвержденных Банком России в соответствии с п. 14 ст. 4 (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ), применяются такие акты для некредитных финансовых организаций.

14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения, планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и порядок их применения;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14.1) утратил силу с 1 января 2022 года. - Федеральный закон от 02.07.2021 N 359-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

(п. 16.1 введен Федеральным законом от 19.10.2011 N 285-ФЗ)

16.2) организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

(см. текст в предыдущей редакции)

16.3) для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;

(см. текст в предыдущей редакции)

17) утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 21.11.2011 N 327-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

(п. 18 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

(п. 18.1 введен Федеральным законом от 29.07.2004 N 97-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 322-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

(п. 18.2 введен Федеральным законом от 03.11.2010 N 291-ФЗ)

18.3) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

(п. 18.3 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

18.4) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

(п. 18.4 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(п. 18.5 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

18.6) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

(п. 18.6 введен Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ)

18.7) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

(п. 18.7 введен Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ)

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:


К ВОПРОСУ О РОЛИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С каждым годом в гражданских правоотношениях роль органов государственной власти и органов местного самоуправления возрастает. Независимость Центрального банка РФ при осуществлении им функций, установленных Конституцией РФ, является основой, главным принципом его конституционно-правового статуса. Согласно Конституции РФ Центральный банк РФ не входит ни в одну из ветвей власти, это дало основания многим авторам говорить о наличии некоей четвертой ветви власти - "денежной власти", представленной Центральным банком РФ[1]. 1

Центральный банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) – системообразующий и центральный орган управления, контроля и надзора в банковской системе России. Он занимает особое место в государственном механизме и рыночной экономике нашей страны. Деятельность ЦБ РФ по регулированию банковской и денежной системы направлена на реализацию социальных и экономических основ конституционного строя Российской Федерации. Полномочия ЦБ РФ по развитию денежной системы, защите и обеспечению устойчивости рубля являются ключевыми для формирования экономики государства, а следовательно, для реализации прав граждан Российской Федерации на собственность, занятие предпринимательской деятельностью, социальное обеспечение.

Говоря о целях деятельности, функциях, статусе и полномочиях Банка России, следует отметить, что они определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Взаимодействия между Банком России и кредитными организациями регламентируются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Исключительное правовое положение Банка России обусловлено тем, что он является главным банком государства. Особенность и сложность его правовой природы проявляется в том, что Банк России, с одной стороны, - юридическое лицо и является субъектом гражданско-правовых сделок, а с другой – выступает государственным органом, наделенным специальными властными полномочиями, надзорными функциями. Некоторые юристы предлагают признать за Банком России особую организационно-правовую форму федерального юридического лица публичного права, сочетающего в себе черты юридического лица и государственного органа[2]. 2

В отличие от других федеральных органов государственной власти Банк России имеет соответствующие органы управления (включая совет директоров), уставный капитал, ведет годовую финансовую отчетность, уплачивает налоги и сборы в соответствии с Налоговым кодексом РФ, ежегодно подвергается аудиторской проверке. Банк России в пределах полномочий, предоставляемых ему федеральными законами, относительно независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий.

Относительная независимость Банка России обеспечивается следующим:

- неделимостью и не отчуждаемостью уставного капитала и иного имущества, находящихся в федеральной собственности;

- освобождением от ответственности по обязательствам государства, за исключением случаев, когда Банк России и государство не примут на себя такие обязательства и т.д. И, говоря о независимости Банка России, следует указать на то, что в Государственной Думе, еще в августе 2012 года был внесен законопроект об изменении статуса ЦБ. Законопроектом предполагалось:

- установить, что все свои функции и полномочия Центральный банк Российской Федерации осуществляет совместно с Правительством Российской Федерации;

- полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, включая золотовалютные резервы, Центральный Банк Российской Федерации осуществляет совместно с Правительством Российской Федерации;

- эмиссия рубля осуществляется посредством механизма кредитования банковской системы (по низким процентным ставкам), что в свою очередь позволит стимулировать, как развитие банковской системы, так и развитие отечественного малого и среднего бизнеса. Механизм кредитования и процентная ставка определяется Правительством Российской Федерации;

- управление золотовалютными резервами, как федеральной собственностью, предлагается осуществлять в соответствии с критериями установленными Правительством Российской Федерации, а именно посредством определения и выбора иностранных валют на основе их доходности, доли иностранных валют в объеме ЗВР, а также посредством принятия решения о инвестировании их в отечественное производство (исходя из положений Бюджетного послания о бюджетной политике на 2013—2015 годы);

Нужно отметить, что некоторые депутаты Государственной Думы, из фракций «Единая Россия» и «Справедливая Россия» весьма своеобразно отнеслись к словам президента России и фактически просаботировали голосование по закону о ЦБ.

Спустя два года после внесения на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации законопроекта о национализации Центрального Банка России, разработанного при участии экспертов ПВО, законопроект был рассмотрен. Из 450 депутатов Госдумы в голосовании принял участие лишь 151 человек, в то время как для кворума необходимо участие не менее 226 народных избранников. Фракция ЛДПР приняла участие в голосовании в полном составе. Все 54 депутата выступили «ЗА» принятие законопроекта, обязывающем ЦБ РФ действовать в интересах собственной страны. Из 92 депутатов фракции КПРФ участие в голосовании приняло 90 человек и все 90 поддержали законопроект: 90 голосов «ЗА», 2 – не голосовало. Фракции партии «Справедливая Россия», насчитывающей в своих рядах 63 депутата, в полном составе уклонилась от голосования. Рассмотрение законопроекта о ЦБ фактически просаботировали и члены фракции партии «Единая Россия». Из 233 человек этой фракции проголосовало только 7 депутатов. Из них пять «ЗА» и 2 «ПРОТИВ». Остальные отказались принять участие в голосовании по законопроекту. То есть 226 депутатов от «Единой Росси» не приняли участие в голосовании.

Как результат, важнейший законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в части ограничения независимости Банка России при осуществлении своих функций за счет расширения полномочий Правительства Российской Федерации) был отклонен из-за отсутствия кворума.

На сегодняшний день, в сложившейся на мировой арене обстановке, в связи с введением огромного пакета санкций в отношении нашей страны, обладающими «неприятными» последствиями для экономики России, Банк России начал активную политику по выздоровлению банковской системы. В частности, к одной из функций Банка России отнесено принятие решений о приостановлении действия лицензий кредитных организаций и их отзыва. По мнению Нарека Авакяна, аналитика финансовой компании AForex, отзывы лицензий у банков необходимы для большей финансовой дисциплины банковского сектора в целом. Как правило, отзываются лицензии у небольших банков, чтобы не наносить ощутимого ущерба сектору в целом. Однако тотальные отзывы лицензий даже небольших банков, и даже если эти отзывы будут по делу, могут вызвать некоторую панику не только в банковской среде, но и среди населения, и банкам будут доверять еще меньше обычного. «В будущем такая политика должна иметь только положительные последствия. Ведь прозрачность банковской системы – это основа инвестиционного роста», – отмечает в разговоре с «НИ» старший научный сотрудник сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований РИСИ Николай Трошин.

Действительно, с рынка ушел ряд банков, которые в течение многих лет имели репутацию недобросовестных и ставших, по сути, для своих владельцев средством отмывания нелегальных финансовых потоков. Но, как отметил директор стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, вопрос заключается в своевременности проведения этих мер. В текущей кризисной ситуации агрессивная чистка выглядит, по мнению экспертов, сомнительной. Ведь тесная взаимосвязь бизнеса ликвидированных банков с бизнесом большого числа легальных компаний и средствами десятков тысяч вкладчиков как раз и повлекла за собой в результате их принудительного банкротства тяжелые последствия для бизнеса и населения. Нельзя забывать и об эффекте «домино», когда в результате паники усилился процесс перетока вкладчиков в государственные банки.

Как справедливо отметил В.С. Черников, Конституция РФ не устанавливает основных параметров системы управления банками, отсутствует также и закон по данному вопросу, "цели по регулированию банковской деятельности к основным функциям Центрального банка Конституцией РФ не отнесены, и следование им не является причиной "независимости" главного банка страны"[3]. 3

В этой связи представляется необходимым закрепление в Законе о ЦБ РФ нормы, содержащей четкое указание на место нормативных актов Банка России в системе нормативных актов (это может быть также и Федеральный закон о нормативных актах).

Фактически в рамках управления банковской системой страны Центральный банк РФ соединяет в себе три властные функции: нормотворческую, исполнительную и квазисудебную. В этой связи представляются обоснованными предложения Г.А. Тосуняна и А.Ю. Викулина о необходимости распространения принципа разделения властей как методологического и на систему "денежной власти"[4]. 4

Авторы полагают, что именно такое разделение "денежной власти" вполне будет формально соответствовать Конституции РФ и установленному ею принципу независимости Центрального банка при принятии им решений (ст. 75 Конституции РФ).

Е.Н. Пастушенко считает, что Банк России является особым независимым органом государственной власти специальной компетенции, не входящим ни в одну из трех ветвей власти (законодательную, исполнительную и судебную), и вся его деятельность, включая его деятельность как юридического лица, имеет публичный характер.

Подводя итоги, можно обозначить следующие положения: с одной стороны, Центробанк России - орган государственной власти, занимающий особую позицию в банковской системе страны, и имеющий специальную компетентность в сфере управления этой системой, и с другой стороны, Центральный банк РФ - юридическое лицо с организационно-правовой формой, неведомой действующему Гражданскому кодексу РФ.

На текущий момент, в законодательстве России нет органа, наиболее полно умеющего отразить всю специфику правового положения ЦБ РФ. Однако ряд ученых в качестве такого института рекомендуют категорию юридического лица гласного права. Такой итог следует из того, что Банк России является органом национальной власти, снабженный характерными полномочиями, и вся его жизнедеятельность, в том числе деятельность в качестве юридического лица, носит гласный характер.

Таким образом, необходимо вписать в ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» коррективы, касающиеся законодательного закрепления за Центробанком статуса юридического лица публичного прав

Список использованных источников:

[1] Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и

проблемы банковской системы. М., 2010. С. 31 - 55

[2] Рудько-Силиванов В.В., Кучина Н.В., Жевлакова М.А. Организация

деятельности Центрального банка.// КноРус. 2013.

[3] Черников В.С. Правовые проблемы организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности // Современное право. 2010. N 5.

[4] Миропольцев В.Ю. Конституционно-правовые основы банковской системы Российской Федерации: Дис. к.ю.н. 2006.

1  Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. М., 2010. С. 31 - 55

2  Рудько-Силиванов В.В., Кучина Н.В., Жевлакова М.А. Организация деятельности Центрального банка.// КноРус. 2013.

3  Черников В.С. Правовые проблемы организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности // Современное право. 2010. N 5.

4  Миропольцев В.Ю. Конституционно-правовые основы банковской системы Российской Федерации: Дис. к.ю.н. 2006.

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

7865.jpg

В учебниках по общей теории государства и права (равно как и в учебниках по ряду других юридических и политологических дисциплин) достаточно подробно разжевывается концепция (теория, учение) разделения властей. Согласно этой теории, государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Идея разделения пестовалась на протяжении многих веков и даже тысячелетий. Ее основы были теоретически и практически заложены еще в Римской империи. Наукообразное обоснование она получила в работах английского философа Джона Локка. Однако так получилось, что в широкий научный и политический оборот теория разделения властей была введена французским философом-просветителем Шарлем-Луи де Монтескье (1689-1755 гг.).

С тех пор и Европа, и Америка стали строить свою общественную жизнь «по Монтескье». Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между властью федерального уровня и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов». Практическое воплощение этой системы получило мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.

В новой и новейшей истории были (и сохраняются) некоторые отклонения от «классической» схемы разделения властей. Например, в Советском Союзе формально существовали все три ветви власти. Но была еще одна неформальная, которая называлась «партийной». И в советских конституциях (их было всего три) везде говорилось о «руководящей и направляющей роли КПСС». Де-факто эта четвертая ветвь и была высшей, стоявшей над тремя классическими ветвями французского просветителя Монтескье.

Пришла перестройка в Советский Союз, произошел развал СССР, на его развалинах образовалась Российская Федерация. И народу сообщили: мы возвращаемся к «нормальной» жизни. «Нормальность» заключалась, в том числе, в том, что нам обещали возврат к модели государственной власти, базирующейся на трех ветвях. Коммунистическая партия была низвергнута с пьедестала, с которого она на протяжении семи десятков лет руководила этими ветвями государственной власти.

Кроме того, было обещано, что подобного в будущем никогда не повторится: никаким партиям над официальными органами власти государства не будет позволено стоять. Народу обещали, что отныне будет «правовое государство». А даже обещали, что не на словах, а на деле «источником власти» будет народ. 12 декабря 1993 года в Российской Федерации был принят высший нормативный правовой акт страны - Конституция РФ. Статья 10 Конституции четко зафиксировала «принцип Монтескье»:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

До разделения власти
Следующая статья (11) конкретизировала, какие институты скрываются за тремя ветвями государственной власти:

«Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

А далее Основной закон страны «разжевывает» содержание отдельных институтов государственной власти: глава 4 «Президент Российской Федерации», глава 5 «Федеральное собрание», глава 6 «Правительство Российской Федерации», глава 7 «Судебная власть и прокуратура». На первый взгляд, все стройно и логично, все в русле «классической» концепции «разделения властей»: президент страны, стоящий над тремя властями, и три равноправные и взаимосвязанные ветви.

Но вот когда начинаешь вчитываться в отдельные статьи Конституции, то возникают вопросы. В данном случае речь идет о таком институте, как Банк России, он же - Центральный банк Российской Федерации. О нем мы находим упоминание в Конституции, в статьях 75, 83 и 103. В статье 83 (пункт «г») говорится о том, что Президент РФ

«представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации».

В статье 103 (пункт «г») говорится о том, что в ведении Государственной думы находится «назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации».

Из этих двух статей можно сделать вывод, что Банк России - важный государственный институт. В той же статье 83 говорится о том, что Президент представляет кандидатуры на должности судей Конституционного суда РФ, Генерального прокурора РФ и его заместителей. То есть руководитель Банка России - фигура очень серьезная. И тут мы переходим к статье 75. Интереснейшая статья! Пункт 1 указанной статьи гласит:

«Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются».

Вроде бы все правильно и логично. Из этой статьи мы узнаем, чем должен заниматься ЦБ - эмиссией национальной денежной единицы - рубля (а он увлеченно занимается другим - «таргетированием инфляции»).

Центральный Банк России

А вот пункт 2 статьи 75:

«Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

Это самый важный пункт моих рассуждений. Любой человек, владеющий русским языком, даст однозначную трактовку того, каков статус Центрального банка Российской Федерации. Это орган государственной власти, на что указывает слово «других».

Еще более внятно эта мысль сформулирована в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации». В статье 1 указанного закона мы читаем:

«Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Из этой формулировки мы выводим, что Банк России не просто орган государственной власти, а федеральный орган.

Теперь опять возвращаемся к Конституции Российской Федерации и внимательно штудируем главы: «Федеральное собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть и прокуратура». В них прописаны многие важные детали, касающиеся трех ветвей власти. Но нет даже намека на то, что Банк России принадлежит к какой-нибудь из них.

Итак, Банк России - федеральный орган государственной власти (как это следует из статьи 75 Конституции РФ и статьи 1 Закона «О Центральном банке РФ»), но при этом не входит ни в одну из трех ветвей государственной власти. Значит, число логически можно сделать вывод, что Центральный банк РФ - федеральный орган государственной власти, образующий еще одну ветвь власти. Получается четвертая ветвь власти. Существующая де-факто. И совсем не обязательно, что если она четвертая по порядку, то она такова и по своей значимости. На самом деле (я об этом постоянно пишу) она по значимости находится на первом месте. Она заменила ту неформальную власть, которая в советское время называлась «КПСС». Та действовала поверх закона и поверх конституции. ЦБ действует точно так же.

Советские рубли

Мы помним, что в советское время правительство и партия тесно между собой взаимодействовали и в то же время были достаточно автономны друг от друга. Такая же дистанция и автономия сегодня просматривается в отношениях государства и Центробанка. Статья 2 Закона «О Центральном банке РФ» содержит следующую любопытную формулировку:

«Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства».

Вот так: Банк России - федеральный орган государственной власти (как это вытекает из статьи 1 указанного закона), а в статье 2 говорится, что этот орган государственной власти не отвечает по обязательствам государства! А наиболее непонятливым эта же статья закона разъясняет:

«Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются».

Вот оно как! Нам глава правительства господин Медведев любит с гордостью докладывать, что золотовалютные резервы страны растут. Что сегодня они перевалили за планку в $400 млрд. А оказывается, что это резервы не Российской Федерации, и даже не правительства, а «золотовалютные резервы Банка России». Который, может быть, и не собирается делиться этими резервами ни с Российской Федерацией, ни с правительством РФ.

У нас вузы Российской Федерации каждый год выпускают десятки тысяч молодых специалистов по разным юридическим специальностям. Количество юристов в нашей стране измеряется, по некоторым оценкам, двумя миллионами. Среди них - тысячи кандидатов и докторов юридических наук. Неужели никому не приходили на ум те вопросы, которые я поставил выше? А ведь у нас еще есть Дума, которая каждый год штампует по несколько сот законов.

Казалось бы, у наших народных избранников должен быть наметанный глаз в отношении законов не только принимаемых, но и принятых. А Конституционный суд Российской Федерации? Ведь там, наверное, работают судьи, которые должны знать наизусть (как «Отче наш») Основной закон Российской Федерации? Почему никто не замечает тех дикостей и несуразностей, на которые я обратил внимание?

Для меня нет никаких сомнений в том, как писались Конституция РФ, законы о банковской деятельности и о Центральном банке РФ. Все это делалось в «лихие» 90-е годы под диктовку американских консультантов. Цель такого законотворчества - подчинить Россию и политически, и экономически Западу. В первую очередь, - «хозяевам денег», главным акционерам Федеральной резервной системы США. Напомню, что Америка стала первой страной, где практически, можно сказать, в «рафинированном» виде была реализована модель трех ветвей власти. И она же стала страной, где эта модель была наиболее последовательно уничтожена.

Это уничтожение началось с 23 декабря 1913 года, когда Конгресс США принял закон о Федеральном резерве. Этот новый институт стал главной властью в стране (причем это не нашло своего отражения в Конституции США). ФРС США подчинила себе и законодательную, и исполнительную, и судебную власти Америки. На этот счет уже написано много книг. Закончив подчинение Америки, «хозяева денег» двинулись подчинять себе мир. Одним из главных инструментов «хозяев денег» стали центральные банки, создававшиеся в разных странах и незримо находившиеся в сфере влияния главных акционеров ФРС.

Важнейшая роль в подчинении нашей страны «хозяевам денег» еще на старте «рыночных реформ» отводилась Банку России, который получил в нашем законодательстве «мутный» статус. Как сказал А.С. Пушкин, «не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка». «Мутный» статус ЦБ позволил Западу действовать через Банк России как через «троянского коня» и разрушать нашу экономику. Сегодня это более или менее понятно многим здравомыслящим гражданам России. «Мутный» статус Банка России можно отчасти списать на «лихие 90-е», когда нас оглоушили каскадом «демократических» и «рыночных» реформ. Но с тех пор прошло уже два десятка лет. Мы приходим в себя. Мы понимаем всю абсурдность той модели экономики и финансово-банковской системы, которую нам сумели навязать в годы перестройки и реформ.

Я писал недавно о необходимости срочного и радикального реформирования банковской системы России. В качестве первой меры я предложил отказ от так называемого частичного покрытия депозитно-кредитными организациями своих обязательств. Покрытие должно быть полным, 100-процентным. Иначе бессмысленный и разрушительный для страны процесс «отзыва лицензий» коммерческих банков будет продолжаться. А ведь это фактически перманентный банковский кризис, не позволяющий начать восстановление экономики. Нам надо поставить жирную точку на этом кризисе.

Не менее срочной и важной мерой должно стать принятие мер по неукоснительному выполнению положения Конституции РФ о том, что Банк России - орган государственной власти. Нет никакого сомнения, к какой ветви власти должен относиться этот орган - к исполнительной. Так было у нас и во времена Российской империи (Госбанк был создан в 1860 году), так было и в Советском Союзе (одно время Госбанк находился даже в составе Минфина как его эмиссионное подразделение).

В любом случае Банк России должен быть лишен своего особого статуса, делающего его формально четвертой властью, а фактически - первой, стоящей даже над Президентом РФ.

Очень надеюсь, что наши юристы и законодатели наконец-то очнутся и увидят те вопиющие несуразности, которые присутствуют в Конституции РФ (в части, касающейся банков и банковской деятельности), законе о Центробанке и других нормативно-законодательных актах, определяющих жизнь финансово-банковской сферы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: