Как выйти из черного списка банков

Обновлено: 19.04.2024

Банки вносят в стоп-листы клиентов, которые нарушают условия кредитного договора. Например, клиент забывает вовремя вносить долги по оплате или пытается обмануть банк. В стоп-листы попадают заемщики, которые не совершали ничего противозаконного, но банк счел их действия «подозрительными».

Рассказываем, как выйти из стоп-листа, и оформить кредит на лояльных условиях, если попали в черный список по ошибке или из-за долгов.

Критерии черного списка в банке

Третьи лица не имеют доступа к базе данных. Определить, по какой причине клиент попал в черный список сложно, т. к. у разных банков свои критерии.

Некоторые удивляются тому, что никогда не нарушали условия кредитного договора, но банки стали отказывать в выдаче нового займа. Возможно, у службы безопасности банка возникли подозрения, поэтому клиента занесли в черный список. Например, заемщика подозревают в связях с организованной преступностью или клиент отсидел срок за экономическое преступление. Скандалисты и обманщики, которые предоставляют ложные сведения о себе, также попадают в черный список.

Если случилась техническая ошибка, например, произошел сбой в системе и оплата поступила с задержкой на два дня, вас не внесут в стоп-лист.

Технические просрочки по вине банка легко списать, если подтвердить оплату определенного числа и приложить копию чека. Проверьте кредитную историю. Сделать это можно через портал Госуслуг или личный кабинет Сбербанка (если вы их клиент).

МБК делает подробный отчет о кредитной истории с выдачей на руки.


Варианты черных списков

Существуют несколько вариантов стоп-листов.

Внутри банка. В такой список вносят клиентов, которые регулярно нарушали условия кредитного договора. Возникали постоянные просрочки по вашей вине или не соблюдали условия кредитного договора? Будьте готовы к тому, что вам начнут отказывать в оформлении займа и другие кредиторы.

Список судебных приставов. В такой список попадают заемщики, с которых приходилось взыскивать деньги через судебных приставов. Даже после погашения долга банки с недоверием относятся к таким клиентам и стараются не давать денег в долг.

Стоп-лист Росфинмониторинга. В этот список попадают граждане, которые получают деньги обманом и преступным путем. В Росфинмониторинг поступают все подозрительные операции из банков, а потом передаются в ЦБ.

Стоп-лист в БКИ. В отчет БКИ попадают заемщики, которые хоть раз оформляли кредит в банке. На основании полученных данных формируется рейтинг клиента. Систематические просрочки и задолженности приводят к тому, что клиент при следующем обращении в банк получит отказ, т. к. попал в черный список.

Как попадают в стоп-лист?

Некоторые банки вносят в такой стоп-лист даже за небольшую задержку по оплате. Другие кредиторы более лояльны и вносят в черный список только после систематического нарушения договора.

Проверьте кредитную историю

Банки не сообщают клиентам, что внесли их в черный список. Если оформите дебетовую, зарплатную или пенсионную карту, никаких ограничений не будет. Проблемы начинаются, если подаешь заявку на кредит — все банки вдруг отказывают.

Если исправите ошибку, например, закроете старые долги и не будете допускать просрочек, менеджеры сделают пометку, но оставят в стоп-листе. Когда оформите карту рассрочки или возьмете заем и оплатите вовремя, банк вычеркнет вас из черного списка.

Получите сведения о КИ через сайт Госуслуг. Услугу предоставляют бесплатно два раза в год. После этого услуга будет стоить 300−400 руб. (на момент написания статьи).

Или закажите подробный отчет в МБК с выдачей на руки.

Что делать, если кредитная история испорчена?

Мы уже писали статью о том, как улучшить кредитную историю. Алгоритм улучшения КИ такой:

оформите кредит на меньшую сумму или получите карту рассрочки;

обратитесь в банк, в котором зарплатная карта;

после выплаты долга по кредиту сведения отправят в БКИ;

в итоге восстановите репутацию и заслужите доверие банка.

В банках бывают технические сбои, и оплата приходит с задержкой на пару дней. Это называется технической просрочкой. Чтобы этого избежать, старайтесь вносить деньги за 3−4 дня заранее.

Второй способ улучшения кредитной статистики — покупка бытовой техники в рассрочку.

Допустим, купите телевизор за 100 тыс. руб. и оформите рассрочку на 10 месяцев. Сумма ежемесячного платежа составит 10 тыс. руб. Если банк отказывает, внесите первоначальный взнос — 30% от суммы займа. В таком случае банк разрешает оформить заем даже заемщикам с плохой КИ.

Хотите знать, какая просрочка портит кредитную историю? Читайте здесь.

Как поступить, если оказались в списке по ФЗ-115?

В список ФЗ-115 попадают граждане, которых подозревают в нарушении закона. Банки обязали давать пояснения заемщикам, если внесли их в черный список по ФЗ-115.

Для начала установите причину попадания в такой стоп-лист.

Самый надежный способ выйти из этого списка — узнать, какие именно операции показались банку подозрительными. В итоге будет проще избежать повторного попадания в черный список.

Соберите документы, прикрепите чеки по оплате, которые доказывают, что просрочили платеж по ошибке и вашей вины нет.

Существует два сценария развития событий:

менеджер банка отправит данные в Росфинмониторинг, где проанализируют заявку и при положительном исходе исключат из стоп-листа;

банк откажет в исключении из черного списка.

Получили отказ? Придется подавать апелляцию в Центробанк, где проведут расследование. При положительном исходе вас исключат из стоп-листа и восстановят репутацию.

Как не попасть в стоп-лист?

Выше мы написали про погрешности банка — технические ошибки и подозрения в мошенничестве, к которому заемщик не имеет отношения.

Обратитесь в банк

Потеряли работу или попали под сокращение? Не можете вовремя заплатить по кредиту? Сообщите о проблеме менеджеру, постарайтесь договориться о кредитных каникулах или рефинансируйте кредит. Дайте банку понять, что вы не отказываетесь от обязательств, а хотите найти выход из ситуации.

Избегайте поручительств

Друзья предлагают выступить в роли поручителя или созаемщика? Подумайте, прежде чем давать согласие. Если родственник или знакомый нарушит обязательства, вы окажетесь в списке недобросовестных клиентов.

Что делать, если банки отказали?

Часто в черный список попадают из-за систематических просрочек по выплате кредита и невыполнение обязательств перед банком.

Если обращались в банк, предоставляли выписки платежей, но банк все равно отказался идти навстречу, обращайтесь в МБК. Бесплатно проконсультируем и поможем получить рефинансирование на выгодных условиях.

Обращайтесь в МБК и не попадайте в стоп-листы!

Хотите знать больше о банках и кредитах? Тогда подписывайтесь на нашу рассылку.

© «МБК». При полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна. Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Марина Крицкая

Согласно официальному отчету Росфинмониторинга, в 2017 году банками было принято 620 000 решений об отказе в заключении договора обслуживания и в проведении операций. Предприниматели продолжают попадать в так называемый черный список, что вызывает напряжение и беспокойство в бизнес-сообществе. К тому же недавно появилась информация о скором появлении нового черного списка.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ, который направлен на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, обязывает банки проверять компании при открытии счета и в процессе их работы с этим счетом. Если в результате проверки банк подозревает клиента в неблагонадежности, то он вправе отказать ему в заключении договора банковского обслуживания, блокировать проведение операции или расторгнуть договор банковского обслуживания.

Информацию о подозрительной компании банк передает в Росфинмониторинг, который и занимается формированием черного списка. Он обязан передавать этот список в Центробанк. Последний, в свою очередь, делится сводной информацией о сомнительных компаниях со всеми банками, как бы предупреждая их о возможных проблемах с клиентами из списка.

Таким образом, компания с подозрительным «резюме» попадает в черный список, который становится доступен всем банкам (Положение ЦБ от 30.04.2018 № 639-П).

Как вы можете попасть в черный список

Нахождение клиента в списке — это не черная метка, предупреждает заместитель председателя Центробанка Дмитрий Скобелкин. Это просто некая информация для другого банка, которая должна использоваться для оценки риска того или иного клиента. Например, они вправе не открыть счет подозрительному клиенту, а могут просто детальнее проверить его.

  1. отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30% и более;
  2. с даты создания юрлица прошло менее 2-х лет;
  3. деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денег на счет и списанию денег со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
  4. деньги на банковский счет поступают от контрагентов, по счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных;
  5. поступление от контрагента денег на счет клиента происходит с одновременным поступлением денег от того же контрагента на банковские счета других клиентов;
  6. суммы, поступающие на счет, не превышают 600 000 руб.;
  7. наличные снимаются регулярно — ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
  8. снятие наличных производится в сумме не более 600 000 руб. либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных, которая может выдаваться клиенту — юрлицу, ИП в течение одного операционного дня;
  9. снятие наличных производится в конце операционного дня с последующим снятием наличных в начале следующего операционного дня;
  10. у клиента нескольких корпоративных карт, они используются преимущественно для проведения операций по получению наличных.

Речь идет о совокупности следующих признаков:

  • списание денег со счета не превышает 3 млн руб. в месяц (в том числе в счет уплаты коммунальных услуг, аренды недвижимого имущества, а также иных платежей, связанных с деятельностью клиента);
  • операции по банковскому счету носят нерегулярный характер;
  • уплата налогов или других обязательных платежей со счета не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по такому счету, при этом размер сумм НДФЛ, уплачиваемых с зарплаты работников, может свидетельствовать о занижении налогооблагаемой базы.

Клиенты, о которых говорится в методических рекомендациях, обычно обладают двумя или более нижеследующими признаками:

  • размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, установленный законом для создания юрлица;
  • учредитель клиента, его руководитель и лицо, осуществляющее ведение бухучета клиента, — это одно лицо;
  • адрес постоянно действующего исполнительного органа клиента является, по информации ФНС, массовым;
  • постоянно действующий исполнительный орган клиента, иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени клиента без доверенности, отсутствует по адресу, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.

Стоит изучить и те признаки, которые приводятся в более раннем документе – Методических рекомендациях ЦБ РФ от 02.04.2015 № 10-МР.

Благодаря комплексу мер по устранению номинальных юридических лиц в 2017 году, по данным Росфинмониторинга, удалось пресечь вывод в теневой сектор более 181 млрд руб.

В 2016 году на 24% возросло количество решений об отказе в регистрации юрлиц. За полтора года из ЕГРЮЛ исключено около 1 млн юрлиц.

Количество фирм-однодневок сократилось до исторического минимума: по состоянию на 1 июня 2018 года их 7,3% от общего числа юрлиц.

Комплекс мер, которые осуществляет государство по устранению номинальных юридических лиц:

  • Осуществляются меры превентивного характера в виде единого списка клиентов, которым банки отказали в проведении операции, заключении договора банковского обслуживания или с которыми расторгли договора банковского обслуживания в связи с подозрениями в отмывании денег или финансировании терроризма.
  • Росфинмониторинг формирует реестр (черный список), который передается в Банк России, далее его используют банки при оценке уровня риска своих клиентов.
  • ФНС проверяет достоверность ЕГРЮЛ для предотвращения регистрации и деятельности организаций, создаваемых для недобросовестной деятельности. ФНС и кредитные организации взаимодействуют, чтобы принимать меры к расторжению договоров банковского обслуживания в случае подозрения на осуществление операций от имени фирмы-однодневки.
  • ФНС использует специальную систему контроля за возмещением НДС (АСК НДС-2) для выявления действий, направленных на минимизацию подлежащей уплате в бюджет разницы между входящим и исходящим НДС за счет подставных фирм и фиктивных счетов-фактур.
  • Банк России ориентирует поднадзорные организации на типологические признаки и схемы отмывания доходов с участием фирм-однодневок.
  • РФ присоединилась к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией. Это позволит ФНС с сентября 2018 года получать сведения о финансовых счетах российских налогоплательщиков от компетентных органов 7421 иностранных юрисдикций (включая оффшорные).

Реабилитация компаний, попавших в черный список банков

Как показала практика, некоторые банки стали формально относиться к критериям неблагонадежности. Это привело к тому, что к октябрю 2017 года, с начала года, банки заблокировали около 500 000 счетов предпринимателей (данные общественной организации «Деловая Россия»).

В ноябре 2017 года заработал механизм реабилитации добросовестных клиентов, попавших в черный список по ошибке. По словам заместителя председателя Центробанка Дмитрия Скобелкина, чтобы выйти из черного списка, клиенту нужно обратиться в банк, где специальная комиссия или специально назначенные должностные лица рассматривают претензии, связанные с вопросами ограничения в обслуживании. Однако сразу же стало возникать много вопросов о том, как именно этот механизм работает. Он явно нуждался в проработке.

30 марта 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ, который внес поправки в «антиотмывочный» закон. Они, в частности, внесли коррективы в процесс выхода из черного списка банков и фактически создали систему двухуровневой реабилитации банковских клиентов. На первом уровне банк проверяет клиента и, удостоверившись в том, что он попал в черный список случайно, устраняет основания для включения его в список и передает сведения в ЦБ и Росфинмониторинг.

Если банк отказывается пересматривать решение, клиент может воспользоваться вторым уровнем реабилитации — обратиться в Центробанк, который на комиссии совместно с Росфинмониторингом рассмотрит заявление клиента.

Как поэтапно выглядит механизм реабилитации:

  • У банков появилась возможность уведомлять клиентов о применении мер по отказу о совершении операций, заключения договора банковского счета, расторжении договора банковского счет, а также об их причинах.
  • В случае принятия решения об отказе от проведения операции или от заключения договора банковского счета клиент, с учетом полученной информации о причинах, может представить документы и сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе.
  • Банк рассматривает документы и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их представления сообщает клиенту об устранении оснований.
  • Если оказывается, что основания устранить невозможно, клиент обращается с заявлением и документами в межведомственную комиссию, созданную при Центробанке.
  • По результатам рассмотрения заявления и документов от клиента, а также мотивированных обоснований межведомственная комиссия принимает либо решение об отсутствии оснований для отказа, либо решение об отсутствии оснований для пересмотра принятого решения.
  • Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и банку не позднее 3-х рабочих дней со дня его принятия.
  • При устранении оснований отказа организации, осуществляющие операции с денежными средствами, кредитные организации обязаны представить в Росфинмониторинг сведения о таком устранении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания.
  • Если в связи с решением об отказе от проведения операции, в отношении которого впоследствии были устранены основания его принятия, кредитной организацией был расторгнут договор банковского счета с клиентом, то она обязана представить в Росфинмониторинг сведения об отсутствии оснований для расторжения договора.

В июне 2018 года Госдума внесла законопроект № 492235-7, предлагающий обязать банки предоставлять письменный мотивированный отказ в открытии счета (поправки в ст. 846 и ст. 859 ГК РФ). Причем этот отказ может быть обжалован в суде.

На днях Центробанк выпустил Информационное письмо от 12.09.2018 N ИН-014-12/61, в котором, в частности, говорится о порядке информирования клиентов финансовых организаций о причинах отказа.

Как выйти из черного списка банков: необходимые документы

Законодательно список документов, которые необходимо предоставить банку для выхода компании из черного списка, не установлен. Поэтому компания сама вправе решать, как и с помощью чего доказывать легальность своей деятельности. В ряде случаев банк подсказывает, какие именно документы нужны. Например, он может запросить налоговую декларацию и некоторые другие документы, если отказывает в переводах со счета.

На руках нужно иметь:

  • письменный отказ банка в реабилитации;
  • копию документа, удостоверяющего личность, СНИЛС и ИНН;
  • копию документов, предоставленных в банк для проведения операции или открытия счета;
  • реквизиты банка;
  • копии документов, предоставленных в банк с заявлением об исключении из черного списка;
  • другие документы, которые вы посчитаете нужными.

Что известно о новом черном списке банков

Центробанк опубликовал проект указа, который вводит порядок информирования банками регулятора о несанкционированных переводах со счетов их клиентов. Он создан с целью исполнения Федерального закона от 27.06.2018 № 167-ФЗ о защите средств клиентов банков от хищений, который вступит в силу 26 сентября 2018 года. То есть на этот раз будет создан черный список дропперов.

Документ примечателен тем, что:

  • наделяет банки правом приостанавливать операции на два дня, если возникают подозрения о выводе денег без ведома клиента;
  • дает Центробанку право вести базу компаний и физлиц, на счета которых пытались вывести или вывели денежные средства клиентов;
  • у Центробанка появляются полномочия доводить полученную информацию до кредитных организаций.

Алгоритм взаимодействия кредитных организаций с Центробанком, который предусматривает проект указа, довольно прост. При выявлении подозрительной операции банк передает в Центробанк номер карты, электронного кошелька, мобильного телефона или счета получателя средств. Центробанк запрашивает у банка данные паспорта и СНИЛС для идентификации получателя. Далее Центробанк обобщает и доводит до всех кредитных организаций информацию о лицах, на счета которых был осуществлен вывод денег. Банки, которые «вычислят» дропперов среди своих клиентов, будут ограничивать им перевод денежных средств и снятие наличных.

У вас заблокировали счет? Разберемся в ситуации и поможем с разблокировкой

Эксперты не сомневаются, что в новый черный список банков снова могут попасть добропорядочные компании и физлица, как это уже было в прошлом году, когда вступил в силу Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Один из сценариев-ловушек может быть таким: хакер обращается с просьбой к знакомым, чтобы они получили деньги на свои карты, при этом знакомые не догадываются об источнике происхождения денег.

Экспертов беспокоит и тот факт, что в проекте указа не прописано право на реабилитацию. Кроме того, добропорядочные компании могут не догадываться о своем присутствии в черном списке. Возникнет угроза новой массовой блокировки счетов клиентов банков.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Росфинмониторинг выпустил информационное письмо № 55 от 30.07.2018, в котором разъяснил, как должен функционировать механизм реабилитации банковских клиентов, получивших отказ в обслуживании.

1. Списки

Росфинмониторинг формирует только Перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Включение в этот Перечень и исключение из него осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 2.1. и 2.2. статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Ведение Росфинмониторингом каких-либо перечней лиц, участвующих в сомнительных операциях, действующим законодательством РФ не предусмотрено.

2. РФМ и блокировка счетов

Вправе ли Росфинмониторинг выдать распоряжение кредитным организациям о блокировке счетов, ограничить или запретить выдачу банковских карт, установить запрет на открытие банковского счета (вклада), ввести ограничения на использование дистанционного банковского обслуживания?

Нет, ответили в РФМ. Таких полномочий у ведомства нет.

3. Почему счет блокируют

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты, поименованные в статье 5, обязаны:

  • применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 указанного закона,
  • приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

— физлицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Кроме того, по решению суда на основании заявления уполномоченного органа операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством РФ.

4. РФМ и блокировка сделок

Согласно статье 8 Федерального закона № 115-ФЗ Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом на срок до 30 суток в случае, если полученная в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ информация по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, указанного постановления уполномоченного органа субъект осуществляет операцию по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством РФ не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

5. Основания блокировки

На каком основании субъекты, поименованные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, расторгают договор банковского счета или отказывают в совершении операции?

Cогласно пункту 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации вправе:

отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Решения об отказе или расторжении субъекты принимают самостоятельно на основании программ и порядка, закрепленных в их правилах внутреннего контроля.

Обо всех случаях отказа или расторжения субъекты обязаны информировать Росфинмониторинг.

6. Где банки берут информацию

Откуда кредитная организация или некредитная финансовая организация узнает, что с клиентом расторг договор банковского счета другой банк?

В соответствии с пунктом 13.2. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Росфинмониторинг направляет информацию, представленную субъектами, в Банк России.

Согласно пункту 13.3. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Банк России доводит полученную от РФМ информацию до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в порядке, установленном положением ЦБ от 30.03.2018 № 639-П.

7. Как обжаловать

Какой порядок обжалования действий кредитной организации или некредитной финансовой организации при отказе в обслуживании клиенту по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ?

В случае принятия кредитной организацией или некредитной финансовой организацией решения об отказе или расторжении, предусмотренных пунктами 5.2. и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, клиент вправе обжаловать их действия.

1. В соответствии с пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ клиент вправе представить в кредитную организацию (некредитную финансовую организация) документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее — решение об отказе).

Кредитная организация (некредитная финансовая организация) обязана рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.

Перечень сведений и документов, необходимых для представления в межведомственную комиссию, определен Указанием ЦБ от 30.03.2018 № 4760-У.

Согласно пункту 13.6. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ по результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, а также мотивированных обоснований соответствующей кредитной организации (некредитной финансовой организации) межведомственная комиссия принимает решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе либо решение об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого кредитной организацией (некредитной финансовой организацией), исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем. Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и соответствующей кредитной организации (некредитной финансовой организации), для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

После получения кредитной организацией (некредитной финансовой организацией) решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной кредитной организацией (некредитной финансовой организацией) ранее было принято решение об отказе, такая кредитная организация (некредитная финансовая организация) обязана представить в Росфинмониторинг сведения согласно абзацам второму и третьему пункта 13 или абзацу второму пункта 13.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а в случае обращения заявителя не вправе отказать заявителю в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада) соответственно.

Кроме того, действия кредитной организации (некредитной финансовой организации) по-прежнему можно обжаловать в суде.

8. РФМ не информирует

РФМ не уполномочен информировать лиц, в отношении которых субъектом приняты решения об отказе или расторжении о причинах принятия указанных решений.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты самостоятельно информируют клиентов об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах.

Порядок такого информирования определяется субъектом в правилах внутреннего контроля.

На минувшей неделе в третьем чтении принят законопроект № 313457-7, который вводит механизм «реабилитации» физических и юридических лиц, которым было отказано в заключении договора банковского счета (вклада) или проведении операции.

Поясним, речь идет о «списках отказников» или так называемых «черных списках», которые были сформированы согласно Положению Банка России от 20.07.2016 № 550-П.

Какие изменения для банков и их клиентов содержатся в новом законопроекте? Разъяснения по этому вопросу подготовили специалисты Ассоциации российских банков.

В банк надо представить документы

Изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ, вносимые этим законопроектом, были разработаны и приняты в крайне сжатые сроки и во многом повторяют предложения Банка России ранее озвученные в еще Методических рекомендациях Банка России от 10.11.2017 г. № 29-МР.

Законодатель предлагает следующий механизм «реабилитации» клиентов. Кредитная организация информирует клиента не только о факте отказа от проведения операции или заключения договора банковского счета (вклада), но и о причинах такого отказа.

Далее клиент вправе представить в эту организацию документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия указанного решения об отказе. Банк обязан рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.

В законе не сказано, какое именно подразделение банка должно рассматривать указанные обращения клиентов. Однако стоит заметить, что представители Банка России, комментируя еще Методические рекомендации 29-МР, указывали, что данное подразделение должно быть отличным от специального структурного подразделения в сфере ПОД/ФТ.

Можно понять логику, которой руководствуется Банк России, – кажется, что подразделению, принявшему решение об отказе, будет сложнее изменить свою точку зрения и пересмотреть его. Однако именно для этого клиенту, который направляет в кредитную организацию жалобу, необходимо предоставить сведения и документы, которые помогут по-новому оценить ситуацию и в свете новых фактов отменить ранее принятое решение об отказе в проведении операции или принятии на обслуживание.

Сейчас же может сложиться ситуация, когда правомерность ранее принятого решения об отказе будут оценивать сотрудники кредитной организации, не являющиеся экспертами в области ПОД/ФТ. Банкам предстоит аккуратно решить эту непростую кадровую задачу, отметили в АРБ.

Куда обратиться после отказа банка

Закон предполагает создание при Банке России межведомственной комиссии, в которую физическое или юридическое лицо сможет обратиться в случае, если их не удовлетворит решение кредитной организации, вынесенное по итогам рассмотрения жалобы по процедуре, описанной выше.

Банки обязаны представлять в межведомственную комиссию мотивированное обоснование принятого решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также мотивированное обоснование о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято данное решение. Решение межведомственной комиссии является обязательным для кредитной организации.

Требования к заявлению, состав межведомственной комиссии, порядок и сроки рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и сведений, представленных заявителем, и порядок принятия решения по результатам такого рассмотрения устанавливаются Центральным банком по согласованию с уполномоченным органом.

Банки будут отзывать отказы

Дополнительно вводится обязанность для кредитных организаций при устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или заключении договора банковского счета (вклада), сведения о котором были представлены в уполномоченный орган, представлять в уполномоченный орган сведения о таком устранении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания.

Положения закона, регламентирующие механизм «реабилитации», вступят в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования.

В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Совете Федерации.

Проблема с черными списками и вопросом исключения из них очень волновала предпринимателей, особенно последние полгода 2017-го, когда более 460 тысяч компаний попали в эти списки. На рынке псевдо-юридических услуг даже появилось новое предложение — проверять списки и уточнить, не находится ли человек или компания в черных банковских списках Росфинмониторинга или ЦБ.

Принятые 10.11.2017 ЦБ РФ Методические рекомендации от № 29-МР особенно предпринимателям не помогают, так как это всего лишь подзаконный нормативный акт и он не содержит конкретных рекомендаций и мероприятий по исключению из списков.

И вот проблему предпринимателей решили разрешить законодательно и внести поправки уже в федеральное законодательство. Федеральный закон от 29.12.2017 N 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (опубликован 31.12.2017) вносит поправки в ФЗ РФ от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Когда банк или иная кредитная организация считает сомнительной сделку своего клиента, отказывается провести платежи по ней и сообщает эту информацию в Росфинмониторинг — это путь, по которому организации попадают в черные списки.

Сегодня новые нормы подразумевают, что в этом случае компания вправе получить от кредитной организации информацию о причинах принятия такого решения и представить в эту организацию документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета или вклада — в частности это договоры с контрагентами, отзывы контрагентов, налоговая и бухгалтерская отчетность и иные доказательства реальности деятельности.

Банк обязан рассмотреть представленные клиентом документы и сведения в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления и сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), либо о невозможности устранения соответствующих оснований, исходя из документов и сведений, представленных клиентом.

В последнем случае у предпринимателя еще остается возможность обжалования — он вправе обратиться с заявлением и указанными документами в межведомственную комиссию, созданную при Центральном банке Российской Федерации. Срок рассмотрения межведомственной комиссией заявления не может превышать двадцать рабочих дней со дня обращения.

Но она будет детально разбираться в деле: запрашивать у банков мотивированное обоснование о причинах отказа клиенту, которое банк должен подготовить в течении трех дней.

Если межведомственная комиссия сочтет причины отказа незаконными — то банк обязан открыть счет или провести операцию, которую посчитал сомнительной в течении 3 дней после получения ответа из комиссии, и соответственно оснований для внесения компании в черный список не будет.

Честно говоря, некоторые участники таких черных списков — это люди, которые занимались операциями по обналичиванию денежных средств и прочими незаконными действиями. Но отсутствие механизма исключения из этого списка было, мягко говоря, незаконным и несправедливым. И в ряде случаев делала невозможным ведение бизнеса нормальными предпринимателями, которые не исполняли не всегда законные требования банков.

В конце 2017 года имел место рост регистраций новых предприятий и ИП, и многие связывали это с тем, что предприниматели бросали компании, попавшие в черные списки, и создавали новые.

Статистика действительно показывает рост регистрации новых ИП и ООО, чего не было последние несколько лет. Но не всем это поможет, часто компании регистрируют на аффилированных лиц — и тогда у банков снова есть повод отказать.

Новый порядок вступает в силу с 30.03.2018 и надеюсь будет в помощь добросовестным предпринимателям, так как содержит последовательность и сроки действий по обжалованию незаконного включения в черные списки банков.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: