Какие ценные бумаги может эмитировать коммерческий банк для формирования своего уставного капитала

Обновлено: 28.03.2024

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Минимальный размер уставного капитала на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме:

1) 1 миллиард рублей - для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;

2) 300 миллионов рублей - для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией;

3) 90 миллионов рублей - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента;

4) 300 миллионов рублей - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента.

Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала.

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается, за исключением денежных требований о выплате объявленных дивидендов в денежной форме. Банк России устанавливает порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации.

Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Если иное не установлено федеральными законами, приобретение (за исключением случая, если акции (доли) приобретаются при учреждении кредитной организации), в том числе в результате пожертвования, и (или) получение в доверительное управление (далее - приобретение) в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок одним юридическим либо физическим лицом более одного процента акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 10 процентов - предварительного согласия Банка России. Установленные настоящей статьей требования распространяются также на случаи приобретения более одного процента акций (долей) кредитной организации, более 10 процентов акций (долей) кредитной организации группой лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - группа лиц).

Получение предварительного согласия Банка России в порядке, установленном настоящей статьей, требуется также в случае приобретения:

1) более 10 процентов акций, но не более 25 процентов акций кредитной организации;

2) более 10 процентов долей, но не более одной трети долей кредитной организации;

3) более 25 процентов акций кредитной организации, но не более 50 процентов акций;

4) более одной трети долей кредитной организации, но не более 50 процентов долей;

5) более 50 процентов акций кредитной организации, но не более 75 процентов акций;

6) более 50 процентов долей кредитной организации, но не более двух третей долей;

7) более 75 процентов акций кредитной организации;

8) более двух третей долей кредитной организации.

Предварительного согласия Банка России требует также установление юридическим или физическим лицом в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок прямого либо косвенного (через третьих лиц) контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более чем 10 процентами акций (долей) кредитной организации (далее - установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации).

Требования, установленные настоящей статьей, распространяются также на случай установления контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации группой лиц.

Банк России не позднее 30 дней со дня получения ходатайства о согласии Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - о согласии или об отказе. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, соответствующая сделка (сделки) считается согласованной.

Уведомление о приобретении более одного процента акций (долей) кредитной организации и (или) об установлении контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации направляется в Банк России не позднее 30 дней со дня приобретения акций (долей) кредитной организации и (или) совершения сделки (сделок), направленной на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации.

Согласие Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, может быть получено после совершения сделки (далее - последующее согласие) в случае, если приобретение акций кредитной организации и (или) установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации осуществляются при публичном размещении и (или) публичном обращении акций, а также в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях. Предусмотренная настоящей частью возможность получения последующего согласия распространяется также на приобретение более 10 процентов акций кредитной организации при публичном размещении и (или) публичном обращении акций, а также на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации группой лиц, признаваемой таковой в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Порядок получения предварительного согласия и последующего согласия Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, и порядок уведомления Банка России о приобретении более одного процента акций (долей) кредитной организации и (или) об установлении контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Банк России отказывает в даче согласия на совершение сделки (сделок), направленной (направленных) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, в случае:

1) установления неудовлетворительного финансового положения в соответствии с основаниями для признания финансового положения неудовлетворительным, установленными нормативным актом Банка России, следующих лиц:

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении указанного юридического лица;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение 10 и менее процентов акций (долей) кредитной организации, и входящего в состав группы лиц, приобретающей более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении указанного юридического лица;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации, и этих акционеров (участников), если в результате совершения такой сделки (таких сделок) указанные акционеры (участники) войдут в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

2) отсутствия положительного решения антимонопольного органа по ходатайству о даче согласия на осуществление сделки (сделок), представленному в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", если сделка (сделки), направленная (направленные) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, подлежит (подлежат) контролю в соответствии с антимонопольным законодательством;

3) отсутствия решения о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", если сделка (сделки), направленная (направленные) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, подлежит (подлежат) контролю в соответствии с указанным Федеральным законом;

4) установления в соответствии с основаниями, установленными пунктом 5 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, неудовлетворительной деловой репутации следующих лиц:

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении указанного юридического лица;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение 10 и менее процентов акций (долей) кредитной организации, и входящего в состав группы лиц, приобретающей более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении указанного юридического лица;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации, и этих акционеров (участников), если в результате совершения такой сделки (таких сделок) указанные акционеры (участники) войдут в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации, входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

единоличного исполнительного органа юридического лица, совершающего такую сделку (такие сделки), единоличного исполнительного органа юридического лица, осуществляющего контроль в отношении юридического лица, совершающего такую сделку (такие сделки), направленную на приобретение акций (долей) кредитной организации, единоличного исполнительного органа юридических лиц - акционеров (участников) кредитной организации, указанных в абзаце пятом настоящего пункта;

5) наличия других оснований, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Часть семнадцатая утратила силу. - Федеральный закон от 29.07.2017 N 281-ФЗ.

Часть восемнадцатая утратила силу. - Федеральный закон от 02.12.2013 N 335-ФЗ.

Финансовое положение следующих лиц должно соответствовать требованиям, установленным нормативным актом Банка России, в течение всего периода владения акциями (долями) кредитной организации и осуществления контроля:

юридических лиц - акционеров (участников), владеющих более 10 процентами акций (долей) кредитной организации, и юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении таких акционеров (участников);

юридических лиц - акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации, и юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении таких акционеров (участников).

Кредитная организация обязана в письменной форме в порядке, установленном нормативным актом Банка России, уведомить Банк России о фактах несоответствия установленным настоящим Федеральным законом требованиям, выявленных ею в отношении следующих лиц:

физических или юридических лиц, владеющих более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физических или юридических лиц, владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении акционеров (участников), владеющих более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа указанных юридических лиц.

В какое подразделение Банка России следует направлять комплект документов для регистрации условий выдачи сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций?

Комплект документов представляется в Департамент корпоративных отношений Банка России почтой по адресу: ул. Неглинная, д. 12, г. Москва, 107016 или нарочно в экспедицию по адресу: Ленинский проспект, д. 9, г. Москва. Часы работы экспедиции: понедельник — четверг: пятница:

Комплект документов следует направлять в Департамент корпоративных отношений Банка России.

В каких случаях необходимо получать согласие Банка России на приобретение акций (долей) кредитных организаций?

Приобретение (за исключением случая, если акции (доли) приобретаются при учреждении кредитной организации) и (или) получение в доверительное управление в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок одним юридическим либо физическим лицом свыше 1% акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 10% — предварительного согласия Банка России.

Согласия Банка России требует также установление юридическим или физическим лицом в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок прямого либо косвенного (через третьих лиц) контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более чем 10% акций (долей) кредитной организации.

Указанные требования распространяются также на случаи приобретения, в том числе на вторичном рынке, более 1% акций (долей) кредитной организации, более 10% акций (долей) кредитной организации и (или) установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации группой лиц, признаваемой таковой в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № «О защите конкуренции».

Согласие Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10% акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, может быть получено после совершения сделки (далее — последующее согласие), в случае если приобретение акций кредитной организации и (или) установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации осуществляются при публичном размещении акций, а также в иных установленных Федеральным законом от 02.12.1990 № «О банках и банковской деятельности» случаях. Возможность получения последующего согласия распространяется также на приобретение более 10% акций кредитной организации при публичном размещении акций и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации группой лиц, признаваемой таковой в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № «О защите конкуренции».

5. Положение ЦБ РФ № 215-П «О методике определения собственных средств капитала кредитных организаций».

7. Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 г. № 109-И «О порядке принятия БР решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдача лицензий на осуществление банковских операций и изменениями 2008г.

Банк должен обладать определенным размером собственных средств (капиталом) для выполнение своих функций, для обеспечения обязательств и защиты от непредвиденных потерь. В процессе своей деятельности капитал расходуется, поэтому для поддержание его на установленном уровне его необходимо пополнять. Необходимый и достаточный капитала является в настоящее время одной из важных проблем деятельности кредитной организации.

Существует несколько видов (источников) банковского капитала: уставный, добавочный, резервный, прочие собственные и приравненные к ним средства (нераспределенная прибыль). Значение данных источников капитала неравнозначно, не все они являются одинаково стабильными в ходе деловой активности, поэтому наиболее стабильная часть собственных средств банка относится к основному капиталу, а менее стабильная часть к дополнительному капиталу.

Уставный капитал является наиболее стабильной частью основного капитала банка. Уставный капитал АО (ЗАО, ОАО) представляет собой сумму номинальной стоимости акций распределенных между его акционерами. УК банка созданного в форме ООО представляет собой сумму номинальной стоимости долей, распределенных между участниками общества.

Величина уставного капитала должна быть обязательно указана в учредительных документах банка, т.е. в уставе. Для кредитных организаций минимальный размер уставного капитала регулируется банковским законодательством и нормативными документами ЦБ РФ.

Согласно закону «О банках и банковской деятельности» и указаний БР минимальный размер УК кредитной организации установлен в размере не менее 5 млн. евро, а для не банковской кредитной организации 500 тыс. евро.

Учредители кредитной организации должны оплатить 100% УК в течении одного месяца после получения уведомления о государственной регистрации.

При первичном формировании УК Акционерного банка составляется проспект эмиссии, в котором оговариваются все условия выпуска – номинальная стоимость акции и другая информация.

Банк выпускает именные эмиссионные ценные бумаги – акции (обыкновенные и привилегированные).

При первичном выпуске кредитной организацией открывается временный накопительный счет на балансовом счете 30208, в РКЦ Национального банка открывается аналогичный счет (параллельный). В период подписки акций денежные средства поступающие в оплату, блокируются.

Источники оплаты акций банка имеют следующие нормативные ограничения:

1.Не могут быть использованы привлеченные и заемные денежные средства. Не могут быть использованы средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности находящиеся в ведении органов государственной власти (кроме случаев установленных законом). Средства бюджета субъектов РФ и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования УК банка только на основании соответствующего законодательного акта субъектов РФ.

2. Средства, поступившие в иностранной валюте в оплату акций учитываются в рублевом эквиваленте и переоценке в дальнейшем не подлежат.




3. В оплату акций могут вносится материальные активы, но ЦБ лимитирует размер такой оплаты. Неденежная часть УК не должна превышать 20%. Материальные активы оцениваются в денежной форме и утверждаются общим собранием учредителей (для ООО); для АО советом директоров банка.

4.В оплату акций вносятся наличные денежные средства в рублях и в иностранной валюте от физ. лиц; Юр. лица могут вносить денежные средства только в безналичном порядке.

5.Нельзя вносить эмитированные третьими лицами ценные бумаги, за исключением облигаций федерального займа (не более 25%) с постоянным купонным доходом.

Акционерами могут быть юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, кроме осужденных лиц, партийных и религиозных организаций, общественных и бюджетных органов. При покупке акций юридическим лицом более 20% от УК, и физическим лицом более 5% необходимо разрешение Центрального банка. Количество привилегированных акций должно быть не более 25% размера УК.

Выпуск акций проводится в 2 этапа.

В учете выпуск акций оформляется следующим образом:

1этап:

Продажа или выпуск акций. Регистрируется проспект эмиссии, открывается накопительный счет банку №-30208 и временные лицевые счета вносителям денежных средств на балансовом счете 60322 « Расчеты с прочими кредиторами» Все средства поступившие в оплату акций зачисляются на накопительный счет банка 30208 и на лицевые счета вносителей 60322 « Расчеты с прочими кредиторами». Если вносятся наличные денежные средства, то они проводятся через кассу банка 20202 т. е.: Дт 20202 - Кт 60322.

Наличность внесенная в оплату акций в течении трех дней должна быть списана с корреспондентского счета банка и перечислена на временный накопительный счет : Дт 30208 – Кт 30102. Период подписки акций один месяц. Если продано 50% + 1 акция, то выпуск считается состоявшимся.

2 этап:

Все средства поступившие в оплату акций по номинальной стоимости зачисляются на соответствующие лицевые счета, открываемые акционерам банка на счете 10207 «Уставный фонд .следующим образом : Дт 60322 –Кт 10207.

При первичном выпуске акции продаются по цене не ниже номинальной стоимости, а если они проданы выше номинала, то положительная разница составляет для банка эмиссионный доход, который зачисляется на счете 10602.

Увеличение УК может производиться следующим образом:

1. Размещение дополнительных акций путем новой подписки;

1. Путем конвертации ранее выпущенных ценных бумаг в акции;

2. Путем капитализации фондов банка, дивидендов невыплаченных акционерами и прибыли банка в акции;

3. Уставный фонд может быть изменен в результате реорганизации банка.

Кредитные организации выплачивают дивиденды по своим акциям акционерам (решает общее собрание акционеров). На выплату дивидендов направляется прибыль после ее налогообложения. Выплата дивидендов в учете оформляется следующим образом: Дт 70501 – Кт 60320.

Акции кредитной организации могут выкупаться акционерами банка по рыночной стоимости с целью их конвертации, либо сокращение общего числа.

Чтобы ценные бумаги появились на фондовом рынке и стали доступны инвесторам, необходимо провести ряд процедур, без этого бумаги не смогут войти в оборот. Ряд действий, которые необходимо предпринять, обозначается специальным термином – эмиссия ценных бумаг. Что она собой представляет, как и кем проводится и для чего нужна, узнаем в этой статье.

Что такое эмиссия, её виды и цель

Эмиссия – это последовательность процедур, позволяющих вывести на биржу ценные бумаги. Благодаря тому, что бумаги появляются в открытом доступе, выпустившие их компании могут получить дополнительное финансирование от инвесторов, развивать существующие проекты или запускать новые.

Понятие эмиссии, как правило, применяют в отношении следующих видов ЦБ:

  • акций;
  • облигаций;
  • депозитарных расписок;
  • опционов.

Эмиссия ценных бумаг проводится не только банками, частными и муниципальными лицами, государственные бумаги тоже проходят эту процедуру.

Особенность эмиссии ценных бумаг состоит в том, что весь процесс строго регулируется законом РФ на каждом этапе. Ответственный за это орган – Федеральная служба по финансовым рынкам. На территории РФ действует документ «Стандарты эмиссии ценных бумаг», именно он регулирует все этапы этого процесса.

Зачем проводить эмиссию

Основная цель эмиссии в том, чтобы эмитент – представитель исполнительной власти местного самоуправления или юрлицо – смог получить финансирование от инвесторов. Это можно сделать двумя основными способами:

  • с помощью акций — увеличить уставной капитал и выпустить на рынок дополнительный объём ценных бумаг;
  • с помощью облигаций — на заёмных условиях, то есть компания выпускает облигации, обязуясь погасить их к определённому сроку.

Эмитент, привлекая инвесторов, несёт перед ними обязательства. Он должен обеспечить соблюдение прав, которые закреплены в ЦБ.

Получение дополнительных средств — важная, но не единственная цель эмиссии. Есть и другие причины:

  • смена номинала ценных бумаг, выпущенных ранее;
  • изменение свойств (прав) ЦБ;
  • создание акционерного общества.

Виды эмиссии

Рассмотрим, как можно классифицировать эмиссию.

  1. Первичная — происходит в том случае, если компания выпускает ЦБ впервые или проводит в первый раз эмиссию определённых их типов или видов.
  2. Вторичная — бумаги размещаются на рынке повторно.

По методу размещения

    Открытая — ЦБ может приобрести любой желающий.

Кто может проводить эмиссию

Для проведения процедуры необходимо привлечь андеррайтеров – профессиональных участников фондового рынка. После заключения договора с эмитентом – компанией, выпустившей бумаги, андеррайтер берёт на себя ответственность за все этапы выпуска и размещения на рынке ЦБ. За эти услуги он получает определённую плату, обозначенную в договоре.

Помимо выполнения всех этапов эмиссии, андеррайтер может также брать на себя дополнительные обязательства.

    Покупка ценных бумаг по оговорённой заранее стоимости. Андеррайтер должен выкупить все бумаги, а затем продать их уже по рыночной цене.

Как проводится эмиссия ЦБ: основные этапы

Эмиссия ценных бумаг – довольно трудоёмкий процесс, требующий внимательности от эмитента. Необходимо привлекать профессиональных юристов, которые смогут проконсультировать и без ошибок оформить все необходимые документы. Если они будут оформлены неправильно или их пакет будет неполным, провести эмиссию не получится. Однако, если эмитент соблюдает законодательство, проблем при условии правильного оформления документации возникнуть не должно.

Для начала рассмотрим, каким требованиям должны отвечать сами ценные бумаги:

  1. Они появились в результате допвыпуска.
  2. Владелец ЦБ получает определённый свод прав.
  3. Бумаги обязаны иметь одинаковую ценность.

Эмиссия предполагает определённые риски для эмитента:

  1. Падение эмиссионной стоимости.
  2. Повышение комиссионных для андеррайтера.
  3. Размещение в неправильное время (например, рынок на данный момент находится в перегретом состоянии).
  4. Задержка оплаты держателями ценных бумаг или использование для оплаты не денег, а других ценностей.
  5. Невозможно разместить весь предполагаемый объём ЦБ.

Теперь пошагово рассмотрим этапы, из которых состоит эмиссия:

  1. Эмитент принимает решение о выпуске ЦБ. После этого он утверждает проведение допвыпуска.
  2. Создаётся проект эмиссии.
  3. Эмиссия ценных бумаг проходит процедуру государственной регистрации. Госрегистрация проводится в обязательном порядке для всех разновидностей ЦБ, в процессе утверждается решение о допразмещении, проспект ценных бумаг (при необходимости) и их бланки, если допразмещение происходит в документарном виде. Срок, в течение которого эмитент обязан предоставить ЦБ для регистрации, составляет три месяца, в некоторых случаях — один месяц.
  4. Создание сертификатов ЦБ.
  5. Раскрытие информации проекта.
  6. Размещение ЦБ.

Отчёт необходимо зарегистрировать не позднее 30 дней с момента окончания размещения. В нём нужно отразить следующие данные:

  • дата начала и окончания допразмещения;
  • количество ЦБ;
  • цена ЦБ;
  • размер денежных поступлений, полученных в ходе размещения.

Чем отличается эмиссия государственных ценных бумаг от частных или муниципальных

Допразмещение ЦБ, выпускаемых государством, решает другие задачи и производится в первую очередь для поддержки экономики. Оно нужно, чтобы:

  • покрыть дефицит бюджета;
  • привлечь допфинансирование для осуществления государственных проектов;
  • регулировать инфляцию;
  • погасить задолженность по другим ЦБ;
  • влиять на валютный курс;
  • регулировать денежную массу.

Особенности эмиссии ценных бумаг в России и США

Законодательное регулирование допразмещения ЦБ в России и США происходит по-разному. В РФ верхний уровень регулирования — Конституция. В статье 75 обозначены особые правила выпуска государственных ЦБ. В американской конституции этот аспект не рассматривается. В целом для США характерно следование принципу равенства участников рынка, поэтому процедуре размещения государственных займов не уделяется особого внимания. В России же исторические аспекты развития этого направления предполагают установление ряда особых правил.

Следующий уровень регулирования — федеральное законодательство. В США регулирование на законодательном уровне гораздо сложнее и запутаннее, чем в РФ: российский Гражданский кодекс охватывает практически все аспекты этого процесса. Похожим документом в законодательстве США можно назвать Единообразный торговый Кодекс, однако он регулирует процессы лишь для институтов, наиболее важных для хозяйственной деятельности США. Кроме того, этот документ не относится к федеральному законодательству и находится в компетенции штатов.

На следующем этапе в России процесс эмиссии регулирует Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». В США для этого используется два закона — Закон о ценных бумагах 1933 года и Закон о ценных бумагах и биржах 1934 года.

Эмиссия — важный процесс для компаний, которые собираются привлекать дополнительное финансирование. Также для инвесторов эмиссия позволяет получить точные и полные данные об эмитенте. Благодаря прозрачной и достоверной информации есть возможность принять взвешенное решение, прежде чем делать инвестиции в те или иные ЦБ.

Чтобы не пропустить ничего важного, подпишитесь на нашу рассылку — интересные статьи и актуальные предложения будут приходить прямо на вашу электронную почту. Сделать это можно буквально в два клика — с помощью специальной формы внизу страницы.

Приобретение ценных бумаг — прекрасный способ сохранить и приумножить свой капитал. Работа с ними достаточно комфортна: они понятны, ликвидны и подходят для регулярной торговли в спокойном темпе. Эмитентами подобных инструментов выступают юридические лица и органы власти, в том числе местного уровня, которым предоставлено право выпуска различных ценных бумаг, подкреплённых обязательствами. Наша статья об одних из самых надёжных их видов — государственных ценных бумагах (ГЦБ).

Понятие и сущность термина

ГЦБ — это ценные бумаги, чаще всего облигации, обязательства по которым гарантированы государством. Их выпуск преследует конкретную цель — наполнить бюджет свободными денежными средствами. Поступления из основных источников — налогов и госпошлин — привязаны к определённым срокам, установленным нормативными актами. Расходы же регулярны, поэтому дефицит финансов на исполнение государственных программ и проектов — вполне закономерное и ожидаемое явление.

ГЦБ относятся к долговым бумагам, эмитенты которых должны погасить задолженность и выплатить проценты в строго оговорённые сроки. Договор купли-продажи ценных бумаг, помимо начисления процентного дохода, может предусматривать иные способы выполнения обязательств, например, индексацию стоимости или выигрыши.

Суть эмиссии государственных ценных бумаг заключается в привлечении правительством страны средств на развитие и выполнение собственной экономической и социальной политики. Интерес покупателей ГЦБ также понятен — получение гарантированного дохода. Напрашивается вывод: подобные финансовые инструменты — взаимовыгодный и надёжный способ денежного оборота для обеих сторон сделки.

Виды государственных ценных бумаг

Рынок ГЦБ в России насчитывает около сорока видов бумаг. Все они имеют одну общую черту — приносят доход. Классифицировать их можно по различным параметрам:

  • по срокам обращения — долгосрочные (более пяти—семи лет), среднесрочные (до пяти—семи лет), краткосрочные (до одного года);
  • по способу обращения — рыночные (со свободной продажей), нерыночные (нет права перепродажи) и целевые (для определённого круга лиц);
  • виду эмитента — федеральные, муниципальные, госучреждений, со статусом государственных;
  • виду дохода — процентные с фиксированной или плавающей ставкой, дисконтные (прибыль — разница в цене), индексированные (номинальная цена со временем растёт), выигрышные и комбинированные.

Некоторые специалисты выделяют ещё один определяющий фактор — цель выпуска. В соответствии с ним эмиссия ГЦБ обоснована:

  • дефицитом федерального или регионального бюджета;
  • долгов по ранее выданным займам;
  • средств на конкретные проекты;
  • выплат по долговым обязательствам.

Сегодня ГЦБ представлены тремя основными направлениями — облигации, казначейские обязательства и сберегательные сертификаты. Наиболее ходовыми являются облигации. Эти государственные ценные бумаги относятся к долговым. Их эмитент обязан выплатить сумму займа и процент по нему после оговорённого срока. Доход по ним может быть купонным и дисконтным. Первый — периодическое начисление процентов по фиксированной или плавающей ставке. Второй — получение прибыли за счёт разницы в цене при покупке и погашении бумаги.

По времени обращения к ним применима стандартная классификация — кратко-, долго- и среднесрочные. В мировой истории встречались случаи, когда государство эмитировало бессрочные бумаги. Например, так было с военным займом Великобритании — War Loan — во время Второй мировой. Доход по ним составлял 3,5% годовых, а цена на бирже — около 70% от номинала.

Казначейские обязательства — это ценные бумаги, которые оформляются на предъявителя. Их владение — знак участия в бюджете страны и право получения дохода. В нашей стране казначейские обязательства эмитировались в 1994-м, но уже через год их выпуск был прекращён.

Последняя разновидность государственных ценных бумаг — сберегательные сертификаты. Это свидетельства, которые выдаёт банк в качестве подтверждения депонирования денежных средств на определённый срок. После его окончания владелец ценной бумаги возвращает средства и процент по ним. Также термин может использоваться для обозначения облигаций государственных сберегательных займов.

Российская история облигаций обширна. В разные годы в стране выпускались следующие бумаги.

    Облигации российского внутреннего выигрышного займа. Выпущены в свободное обращение в октябре 1992 года, в 2009-м все выплаты прекращены.


Рынок государственных ценных бумаг России

Рынок ГЦБ — особый мир, где посредством торговли ценными бумагами происходит перераспределение финансовых потоков. Его развитие находится в прямой зависимости от типа и состояния экономики страны, ведь это непосредственно влияет на основополагающие механизмы работы рынка — законодательную базу, взаимоотношения Центробанка с рынком и цели, выполнение которых он должен обеспечивать.

С точки зрения обоснованной потребности государства в средствах населения, на него возлагаются определённые роли в работе рынка — эмиссионная (для привлечения финансовых ресурсов в бюджет), координирующая (для обеспечения развития экономики) и контролирующая (для поддержания и роста торговых оборотов).

Эмитенты, которые имеют право на выпуск государственных ценных бумаг, в нашей стране определены статьёй 121.1 Бюджетного Кодекса РФ. Это органы исполнительной власти федерального, регионального и муниципального значения, Правительство РФ или уполномоченное им Министерство финансов. У них есть право на выпуск долговых ценных бумаг в виде облигаций в документарной или бездокументарной форме.

Координация рынка и контроль за ним осуществляется с помощью регулирования экономических механизмов через административные ресурсы. Это работа с нормативной базой по обороту ГЦБ, управление ресурсами страны, корректировка кредитно-денежной политики и специфики налогообложения. Подобные функции доступны для Банка России и Правительства Российской Федерации.

Любой рынок государственных ценных бумаг, в котором государство выступает эмитентом и гарантом исполнения обязательств, имеет свои особенности — и российский не исключение. Сегодня для него характерны следующие черты:

    низкий процент задействованного в инвестициях населения, что обусловлено отсутствием доверия к власти и низкой финансовой грамотностью;

Особенности работы рынков ценных бумаг других стран

Нюансы работы с ценными бумагами во многом определены состоянием экономики и экономической моделью страны. Любая из них имеет свои особенности и проблемы. Так, ГЦБ в США считаются самыми надёжными инвестиционным инструментами. Будучи доступными для иностранных инвесторов, они выступают прекрасным индикатором общего состояния мировой экономики.

Всего выпускают три вида бумаг — краткосрочные бескупонные казначейские обязательства, казначейские процентные облигации (от одного до девяти лет) и процентные облигации со сроком обращения более десяти лет. Львиная доля госдолга приходится на эмитированные страной ценные бумаги, при этом среднесрочные инструменты составляют более половины от общего объёма.

В Японии ценные госбумаги также представлены в трёх категориях — краткосрочные (с периодом погашения до двух месяцев), среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (от десяти до двадцати лет). Причём для средне- и долгосрочных существует собственный рынок — Gensaki. Большая часть ценных бумаг принадлежит различным банкам и страховым компаниям. Доля задействованного населения — около 5%. Контролирует рынок центральный банк, а для иностранных инвесторов существует утверждённый лимит по объёму владения бумагами. Большинство ГЦБ относятся к бездокументарным.

Китай — практически закрытый для иностранцев рынок. Основные владельцы государственных ценных бумаг — коммерческие банки. Эмитентами выступают Народный Банк и Министерство финансов, есть несколько отраслевых банков, чьи облигации входят в зону гарантирования государством. Сделки по ценным бумагам не попадают под налогообложение.

ГЦБ в России — есть ли перспектива?

Особенности российского рынка ГЦБ отрицательно сказываются на скорости его развития рынка, и существование проблем нельзя не признать. Но заинтересованность страны в притоке капитала и повышение финансовой грамотности населения способны сотворить чудо. Спустя одиннадцать лет после дефолта доверие к органам власти растёт, как и уверенность в завтрашнем дне. При возможности выгодного взаимодействия перспективы развития экономики и рынка государственных бумаг кажутся оптимистичными.

Источник данных: investing.com

Ценные бумаги, гарантом которых выступает государство, отличаются надёжностью, следовательно, не слишком высокой прибылью в сравнении с другими инструментами. Средняя доходность по российским ОФЗ — именно они сегодня являются государственными ценными бумагами, эмитентом которых выступают органы власти, — составляет 6–8% годовых. Тем не менее вкупе с льготами по части налогообложения и высокой ликвидностью они представляют интерес для желающих сберечь собственные средства.

Если сравнивать доходность ОФЗ и проценты по банковским депозитам, сравнение будет явно не в пользу последних. А на фоне регулярных снижений ключевой ставки Центробанком, наблюдаемых в 2019 году, и перспективы сохранения тенденции разница становится ещё заметнее. Этот фактор в сочетании с увеличением объёма торгов гособлигациями за последние пару лет вселяет уверенность, что востребованность подобных ценных бумаг на ближайший год как минимум не упадёт.

Мы рады, если ответили в этой статье на все ваши вопросы по теме. Если нет — вы всегда можете задать нам новые, для этого просто заполните форму обратной связи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: