Какие операции не вправе осуществлять банк с базовой лицензией

Обновлено: 27.11.2022

Правовые основы деятельности кредитных организаций установлены:

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 № «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Созданному путем учреждения банку может быть выдана:
1) универсальная лицензия на осуществление банковских операций;
2) базовая лицензия на осуществление банковских операций.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

  • привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,
  • размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом о банках специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

  • 1 млрд рублей — для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;
  • 300 млн рублей — для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией.
  • 3 млрд 600 млн рублей — для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией, предусматривающей привлечение во вклады денежных средств физических лиц.

Для государственной регистрации банка и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также внесения сведений о нем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций (КГР КО) соискатель представляет в Банк России документы в соответствии со статьей 14 Закона о банках, Инструкцией Банка России от 02.04.2010 № «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Для государственной регистрации банка с иностранными инвестициями и получения лицензии на осуществление банковских операций до представления документов, указанных в статье 14 Закона о банках, необходимо представить в Банк России документы, предусмотренные статьей 17 Закона о банках и Положением Банка России от 23.04.1997 № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями».

В соответствии со статьей 15 Закона о банках срок рассмотрения документов, представленных для принятия Банком России решения о государственной регистрации банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом — 6 месяцев с даты предоставления всех документов.

1. Изучите необходимые федеральные законы и нормативные акты.

2. Проверьте соответствие кандидатов на должность руководителей и иных лиц создаваемого банка предъявляемым квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.

Перечень лиц указан в статье 11.1 Закона о банках и статье 60 Федерального закона от 10.07.2002 №

Квалификационные требования и требования к деловой репутации этих лиц установлены статьей 16 Закона о банках.

    , федеральных арбитражных судов РФ и Федеральной службы судебных приставов, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федеральной службы по финансовому мониторингу; ; ; ; ; для проверки сведений о документе, подтверждающем наличие высшего образования.

3. Соберите документы для проведения оценки финансового положения учредителей банка и иных лиц, предусмотренных Законом о банках.

Проведение такой оценки предусмотрено Федеральным законом от 02.12.1990 № «О банках и банковской деятельности».

Порядок и критерии оценки финансового положения, а также требования к финансовому положению установлены Положением Банка России от 28.12.2017 № .

4. Выберите уникальное наименование для создаваемого банка.

Требования к наименованию установлены статьями 54 и 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 7 Закона о банках и Инструкцией Банка России от 02.04.2010 №

Для проверки уже используемых наименований рекомендуем воспользоваться КГР КО и единым государственным реестром юридических лиц (ЕГРЮЛ).

5. Уплатите государственную пошлину за предоставление лицензии на осуществление банковских операций.

За предоставление лицензии на осуществление банковских операций уплачивается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 93 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Размер госпошлины — 0,1% заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 500 тыс. рублей.

6. Подготовьте и представьте в Банк России комплект документов для государственной регистрации банка.

7. Получите уведомление о внесении сведений о банке в ЕГРЮЛ и свидетельство о регистрации Банка России.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации банка направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению ЕГРЮЛ.

На основании решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней со дня их получения вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Банк России.

Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации банка уведомляет об этом его учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала банка. Также регулятор выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о банке в ЕГРЮЛ, и свидетельство о регистрации Банка России, присваивает банку регистрационный номер Банка России и вносит сведения о нем в КГР КО.

8. Оплатите уставный капитал и получите лицензию на осуществление банковских операций.

При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала банка, Банк России в трехдневный срок выдает банку лицензию на осуществление банковских операций.

Информация о банке после его создания и выдачи ему лицензии размещается в Справочнике финансовых организаций на официальном сайте Банка России.

Банк имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

Статья 5.1. Особенности осуществления банком с базовой лицензией банковских операций и сделок

(введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Банк с базовой лицензией не вправе осуществлять банковские операции, предусмотренные пунктами 2, 7, 7.1 - 7.3 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона, а также сделки, предусмотренные пунктом 8 части третьей статьи 5 настоящего Федерального закона, с иностранными юридическими лицами, с иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами по иностранному праву, а также с физическими лицами, личным законом которых является право иностранного государства.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2017 N 212-ФЗ, от 26.07.2019 N 249-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не допускается открытие банком с базовой лицензией банковских (корреспондентских) счетов в иностранных банках, за исключением открытия счета в иностранном банке для целей участия в иностранной платежной системе.

Банк с базовой лицензией не вправе приобретать права требования к субъектам, указанным в части первой настоящей статьи, осуществлять лизинговые операции с указанными субъектами, а также выдавать в отношении указанных субъектов поручительства.

Банк с базовой лицензией вправе размещать привлеченные денежные средства в ценные бумаги, соответствующие требованиям, установленным частью пятой статьи 24 настоящего Федерального закона.

Банк с универсальной лицензией, получивший статус банка с базовой лицензией или изменивший свой статус на статус небанковской кредитной организации, либо банк с базовой лицензией, изменивший свой статус на статус небанковской кредитной организации, вправе продолжать осуществление банковских операций и сделок в целях исполнения договоров, заключенных до изменения его статуса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Банк с универсальной лицензией, получивший статус банка с базовой лицензией или изменивший свой статус на статус небанковской кредитной организации, либо банк с базовой лицензией, изменивший свой статус на статус небанковской кредитной организации, вправе продолжать осуществление банковских операций и сделок, не являющихся разрешенными соответственно для банка с базовой лицензией, небанковской кредитной организации, в целях исполнения договоров, заключенных до изменения его статуса, до истечения срока действия указанных договоров, но не более чем 5 лет с даты изменения статуса банка с универсальной лицензией или банка с базовой лицензией, если иной срок не предусмотрен настоящей статьей.

Банк с универсальной лицензией, получивший статус банка с базовой лицензией или изменивший свой статус на статус небанковской кредитной организации, либо банк с базовой лицензией, изменивший свой статус на статус небанковской кредитной организации, вправе продолжать осуществление банковских операций и иных сделок в целях исполнения заключенных до изменения их статуса кредитных договоров до истечения первоначально установленного срока действия договоров.

В отношении договоров, указанных в частях шестой и седьмой настоящей статьи, не подлежат изменению первоначально установленные цена (сумма денежного обязательства) и срок действия соответствующих договоров.

Банк с универсальной лицензией, получивший статус банка с базовой лицензией или изменивший свой статус на статус небанковской кредитной организации, либо банк с базовой лицензией, изменивший свой статус на статус небанковской кредитной организации, обязан расторгнуть договор банковского (корреспондентского) счета с иностранным банком в течение года с даты приобретения указанного статуса. Данное ограничение не распространяется на случаи открытия счета в иностранном банке для целей участия в иностранной платежной системе.


установлены особенности осуществления банком с базовой лицензией банковских операций и сделок (например, не допускается открытие банком с базовой лицензией банковских (корреспондентских) счетов в иностранных банках, за исключением открытия счета в иностранном банке для целей участия в иностранной платежной системе);

определено, что банк с универсальной лицензией, получивший статус банка с базовой лицензией, вправе продолжать осуществление банковских операций и сделок, не являющихся разрешенными для банка с базовой лицензией, в целях исполнения договоров, заключенных до изменения его статуса, до истечения срока действия указанных договоров, но не более чем 5 лет с даты изменения статуса банка;

предусмотрено, что банк с универсальной лицензией, получивший статус банка с базовой лицензией, обязан расторгнуть договор банковского (корреспондентского) счета с иностранным банком в течение года с даты приобретения указанного статуса;

установлен порядок получения банком с универсальной лицензией статуса банка с базовой лицензией, банком с базовой лицензией статуса банка с универсальной лицензией, а также получения микрофинансовой компанией статуса банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации;

предусматривается, что банки с универсальной лицензией, имеющие собственные средства (капитал) в размере менее 1 миллиарда рублей, при наличии у них генеральной лицензии вправе до 1 января 2019 года создавать на территории иностранного государства с разрешения Банка России филиалы и после уведомления Банка России представительства, а также иметь с разрешения Банка России на территории иностранного государства дочерние организации при условии соответствия указанных банков требованиям Банка России, установленным в соответствии с частями первой и второй статьи 35 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции настоящего федерального закона).

Кроме того, соответствующие изменения и дополнения внесены в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации", "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

Предусматривается, что кредитные организации, являющиеся банками на день его вступления в силу, признаются с указанной даты банками с универсальной лицензией.

Лицензия на осуществление банковских операций, предоставляющая кредитной организации право осуществлять банковские операции с денежными средствами в рублях и иностранной валюте, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте и выданная до дня вступления в силу настоящего федерального закона, сохраняет силу до момента получения банком новой лицензии на осуществление банковских операций.

Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.

Российский центробанк при разделении банков на кредитные организации с универсальной и базовой лицензиями не планирует ограничивать у последних операции привлечения средств, но запретит кредитование нерезидентов, крупных заёмщиков и вложения в ценные бумаги за пределами первого котировального списка.

Законопроект о введении многоуровневой банковской системы ЦБ предполагал ввести в действие с 1 января 2018 года, но банкиры просят перенести этот срок и дать им ещё время нарастить капитал.

Этим законом ЦБ повышает требования к минимальному капиталу для универсальных банков до 1 миллиарда рублей, банки с базовой лицензией будут иметь капитал от 300 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей.

"Банк с базовой лицензией не будет иметь ограничений на операции по привлечению средств, на размещение будут некоторые особенности", - сказал зампред ЦБР Василий Поздышев в Госдуме.

"Для таких банков мы вводим невозможность кредитования нерезидентов", - добавил он.

ЦБ выделил две причины такого запрета - во-первых, это единственная возможность и обязательное условие для вывода банка из-под международного регулирования по Базелю.

Во-вторых, работа с нерезидентами и их кредитование является наибольшей зоной риска для банка, по мнению ЦБ.

"Это наименее транспарентная деятельность для нас", - сказал Поздышев.

"Если кредит выдан на офшор, то найти следы этих средств практически невозможно и по нашему надзорному опыту эти истории заканчиваются всегда плохо", - добавил он.

ЦБР не видит необходимости небольшим банкам кредитовать нерезидентов, поскольку обычно это кредитование проектов собственника банка в других юрисдикциях.

Ещё одно ограничение в кредитовании - это ограничение в размере заемщика.

"Мы хотели бы сфокусировать небольшие банки на работе с малым и средним бизнесом. Поскольку крупные банки с этим сегментом не работают", - сказал Поздышев.

Риск концентрации, по его словам, для небольших банков очень важен, этот норматив составляет 25 процентов от собственных средств.

"У крупных банков этот лимит не выбран. А у небольших он выбран полностью, и они стараются его обойти, кредитуя через схемы связанных заемщиков для того, чтобы потом убедить нас, что эти заёмщики не связаны", - сказал Поздышев.

Дискуссии с банками ведутся не в плоскости как запретить кредитовать крупных заёмщиков, а как понизить концентрацию риска, добавил он.

ЦБР сформирует списки предприятий, куда войдут и муниципальные предприятия, и субъекты РФ, "главное чтобы они удовлетворяли нормативам".

Ещё одно ограничение для банков с базовой лицензией связано с возможностью размещения средств в ценные бумаги.

По мнению ЦБ, небольшие банки не имеют средств на качественную аналитику и у таких банков регулятор видит большое число схем с ценными бумагами с закрытыми паевыми инвестиционными фондами.

"Мы предлагаем только небольшой список высоконадежных бумаг - мы предполагаем ограничить только первым котировальным списком биржи", - сказал Поздышев.

Других ограничений для банков с базовой лицензией ЦБ не предусматривает.

Взамен для небольших банков ЦБР оставит пять нормативов: два - достаточности капитала, один норматив текущей ликвидности и два норматива концентрации кредитного риска.

Все новые базельские нормативы, которые будут вводиться с 2018 года, не будут распространяться на небольшие банки.

К 1 марта 2017 года в России было 264 банка с капиталом до одного миллиарда рублей, 27 из них "при желании могут достаточно легко увеличить капитал до 1 миллиарда рублей", сказал Поздышев, - их капитал составляет от 700 миллионов до 1 миллиарда рублей.

По данным ЦБ, 303 банка на 1 марта уже имели капитал свыше миллиарда рублей.

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t

Реализация в России концепции пропорционального банковского регулирования с созданием благоприятного правового режима для небольших банков оправданна не только мотивами поддержания конкуренции и финансовой устойчивости банковской системы, но и тем, что такие кредитные организации представляют собой оптимальную базу для развития доступности финансовых услуг для граждан, а также для малого и среднего бизнеса. Об этом говорится в статье заместителя председателя Банка России Василия Поздышева и специалистов департамента банковского регулирования ЦБ Анны Говаковой и Дмитрия Гавриленко «Реализация приоритетных направлений развития банковского законодательства в апреле 2017 года», которая опубликована в майском номере журнала «Деньги и кредит».

В материале детально анализируются две ключевые новации — переход к пропорциональному банковскому регулированию и новому механизму санации кредитных организаций. Госдума приняла соответствующие законодательные поправки 21 апреля 2017 года, а президент подписал их 1 мая. Авторы материала напоминают, что, в частности, поправки о пропорциональном регулировании предусматривают разделение банков по размеру собственных средств (капитала) на банки с универсальной и базовой лицензией. С 1 января 2018 года минимальный размер собственных средств для банков с универсальной лицензией будет установлен в размере 1 млрд рублей, а для банков с базовой лицензией не меняется — 300 млн. Процедуры, связанные с увеличением размера собственных средств (капитала) банка с универсальной лицензией, должны быть завершены к 1 января 2019 года. Требования по пропорциональному регулированию вступают в силу с июня 2017 года.

Президент России Владимир Путин подписал закон о разделении кредитных организаций на банки с универсальной и базовой лицензиями в зависимости от размера их собственных средств (капитала). Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.

В своей статье авторы обращают внимание на то, что спектр операций, которые будут разрешены банкам с базовой лицензией, пересматривался в процессе работы над законопроектом.

Так, законом в его утвержденной редакции не предполагается ограничивать деятельность банков с базовой лицензией определенным регионом, как это планировалось на стадии разработки концепции. В рамках подготовки соответствующего законопроекта ко второму чтению также было принято решение не ограничивать и субъектный состав возможных контрагентов банков с базовой лицензией, оставив лишь запрет на кредитование иностранных физических и юридических лиц. Кроме того, не допускается открытие банковских (корреспондентских) счетов в иностранных банках, за исключением открытия счета в иностранном банке для целей участия в международной платежной системе.

Одновременно предусматривается, что банки с базовой лицензией вправе совершать операции и сделки только с ценными бумагами, включенными в котировальный список первого (высшего) уровня Московской биржи. «Это ограничение, способствуя целям управления рисками небольших банков, позволит создать условия для осуществления банками деятельности только с высоколиквидными рыночными финансовыми инструментами хорошего качества», — подчеркивается в статье. При этом за Банком России закрепляется право устанавливать требования к другим ценным бумагам, с которыми банки с базовой лицензией смогут совершать операции и сделки.

Принципиально важным вопросом является установление специальных требований для банков с базовой лицензией при кредитовании российских крупных заемщиков, отмечают в ЦБ. Как поясняется, данная мера представляется оправданной и разумной с учетом небольшого капитала банков с базовой лицензией и должна рассматриваться в контексте повышения их финансовой устойчивости. Так, максимальный размер риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков) (Н6) в соответствии с законом устанавливается в размере 20% при одновременном наделении Банка России правом определять особенности расчета норматива. Максимальный риск на связанное с банком лицо (группу связанных с банком лиц) (Н25) также планируется ограничить уровнем в 20%, предусмотрев особенности расчета норматива в нормативном акте ЦБ. Банком России в настоящее время подготавливается проект нормативного акта об обязательных нормативах банков с базовой лицензией.

Банк России разработал проект инструкции «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией» в связи с внесением в законодательство изменений, предусматривающих введение новой категории кредитных организаций — банков с базовой лицензией. Документ опубликован на сайте регулятора.

Помимо двух нормативов концентрации кредитного риска для банков с базовой лицензией будут обязательными еще три норматива: норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1.0), норматив достаточности основного капитала банка (Н1.2) и норматив текущей ликвидности (Н3), напоминают авторы материала.

Также подчеркивается, что для банков с базовой лицензией будет действовать упрощенный порядок отчетности, а технически сложные стандарты и подходы не будут к ним применяться.

Например, такие банки будут освобождены от требований раскрытия информации о применяемых процедурах управления рисками и капиталом в соответствии с требованиями компонента 3 «Базеля II» и об инструментах капитала и расчете требований к капиталу в отношении значимых рисков. «Важно отметить, что для банков с базовой лицензией допускается возможность совмещения должности руководителя службы внутреннего контроля и службы управления рисками через прямую норму закона», — добавляют в ЦБ.

В числе прочего отмечается, что для банков с базовой лицензией будут подготовлены изменения в указание от 7 декабря 2015 года № 3883-У «О порядке проведения Банком России оценки качества систем управления рисками и капиталом, достаточности капитала кредитной организации и банковской группы», определяющие двухлетний цикл оценки качества систем управления рисками и капиталом, достаточности капитала.

После вступления в силу изменений банки, получившие статус банка с базовой лицензией, будут вправе продолжать осуществление не разрешенных для них банковских операций и сделок по договорам, заключенным до изменения их статуса, до прекращения действия таких договоров, но не более пяти лет с даты изменения статуса. Вместе с тем по кредитным договорам (договорам займа) осуществление операций может быть продолжено до истечения срока их действия, установленного по состоянию на день подачи кредитной организацией в Банк России ходатайства об изменении своего статуса.

В течение года с даты изменения статуса банки с базовой лицензией должны закрыть банковские (корреспондентские) счета в иностранных банках, открытые не для целей участия в иностранной платежной системе.

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: