Каким образом банк должен обеспечить хранение персональных данных граждан рф при сборе персональных

Обновлено: 23.04.2024

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судебная практика и законодательство — 152-ФЗ О персональных данных. Статья 7. Конфиденциальность персональных данных

В силу статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 11, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 27.06.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", статьями 5, 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" отказали в удовлетворении заявленных требований. Суды исходили из того, что ходатайство о проведении закрытого судебного заседания в связи с необходимостью сохранения охраняемой законом тайны в ходе рассмотрения дела предпринимателем не заявлялось, условия отнесения информации о его недвижимом имуществе к охраняемой законом тайне не обосновывалось; действующим законодательством не предусмотрено удаление копий судебных актов, размещенных в электронном виде, а также внесение в них каких-либо исправлений.

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7).

Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались статьями 20.3, 126, 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 137, 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 3, 6, 7, 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и исходили из недоказанности конкурсным управляющим права и наличия оснований для получения истребуемой информации, а также обязанности директора ответчика по удовлетворению такого требования в любом случае.

Названный Федеральный закон предусматривает, что обработка персональных данных допускается, когда она, в частности, необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в предоставлении государственных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и должна осуществляться с соблюдением определенных принципов и правил (часть 1 статьи 6): так, обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки; обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (части 4 - 5 статьи 5); обработка персональных данных специальных категорий, в том числе касающихся религиозных убеждений, не допускается, за исключением ряда случаев, к каковым данный Федеральный закон относит необходимость обработки персональных данных для установления или осуществления прав субъекта таких данных или третьих лиц, а равно в связи с осуществлением правосудия (часть 1 и пункт 6 части 2 статьи 10); операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7).

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Е.А. Сазонова оспаривает конституционность статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", согласно которой операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, принимая во внимание характер запрошенных антимонопольным органом у общества сведений, отнесенных статьей 53 Закона о связи к категории информации ограниченного доступа, соблюдение конфиденциальности которых является обязательным в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", суды пришли к выводу о том, что отказ общества (оператора связи) в предоставлении антимонопольному органу информации, содержащей персональные данные физического лица, в отсутствие согласия абонента на их обработку и передачу, является правомерным.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д.А. Шалбин оспаривает конституционность статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", в соответствии с которой операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Решением суда общей юрисдикции заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании отказа в предоставлении всех материалов, послуживших основанием для проведения проверки, незаконным в полном объеме и об обязании устранить допущенное нарушение. При этом суд руководствовался частью 2 статьи 6 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", а также пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", в соответствии с которым обращение гражданина в государственные органы не может рассматриваться как распространение не соответствующих действительности сведений и основание для возложения на него гражданско-правовой ответственности за распространение порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сведений. Суд также принял во внимание, что процедура проведения внеплановой проверки и ее результаты заявителем не оспаривались.

Служебные источники информации, содержащие персональные данные, доступ к которым ограничен Следственным комитетом в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О персональных данных" и другими федеральными законами, не относятся к общедоступным источникам персональных данных. Указанные источники должны использоваться в соответствии с требованиями, установленными для источников информации, содержащих служебную и иную охраняемую законом тайну, по передаче персональных данных.

Названный Федеральный закон предусматривает, что обработка персональных данных допускается, когда она, в частности, необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в предоставлении государственных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и должна осуществляться с соблюдением определенных принципов и правил (часть 1 статьи 6): так, обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки; обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (части 4 - 5 статьи 5); обработка персональных данных специальных категорий, в том числе касающихся религиозных убеждений, не допускается, за исключением ряда случаев, к каковым данный Федеральный закон относит необходимость обработки персональных данных для установления или осуществления прав субъекта таких данных или третьих лиц, а равно в связи с осуществлением правосудия (часть 1 и пункт 6 части 2 статьи 10); операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7).

3. Статья 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

4. Пункт 2.1 Положения Банка России от 9 июня 2012 г. N 382-П "О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств".

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д.А. Шалбин оспаривает конституционность статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", в соответствии с которой операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Решением суда общей юрисдикции заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании отказа в предоставлении всех материалов, послуживших основанием для проведения проверки, незаконным в полном объеме и об обязании устранить допущенное нарушение. При этом суд руководствовался частью 2 статьи 6 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", а также пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", в соответствии с которым обращение гражданина в государственные органы не может рассматриваться как распространение не соответствующих действительности сведений и основание для возложения на него гражданско-правовой ответственности за распространение порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сведений. Суд также принял во внимание, что процедура проведения внеплановой проверки и ее результаты заявителем не оспаривались.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Конфиденциальность ПДн - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к ПДн лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта ПДн или иного законного основания (пункт 10 статьи 3 Федерального закона "О персональных данных"). Обеспечение конфиденциальности ПДн не требуется в случае обезличивания ПДн и в отношении общедоступных ПДн (пункт 2 статьи 7 Федерального закона "О персональных данных").

Федеральный закон "О персональных данных".

Криптографически опасная информация (КОИ) - информация о состояниях криптосредства, знание которой нарушителем позволит ему строить алгоритмы определения ключевой информации (или ее части) или алгоритмы бесключевого чтения.

В соответствии со статьей 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", согласно которой операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом;

Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных", далее – Закон № 152-ФЗ). Однако оператор вправе продолжить обработку сведений о лице без его согласия в случаях, когда это необходимо для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, оператора или третьих лиц или прямо закреплены в законе (п. 2-11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 Закона № 152-ФЗ).

Так, по одному делу, где ответчиком выступил банк, персональные данные по требованию суда изъяты не были (апелляционное определение Московского городского суда от 14 июня 2019 года по делу № 33-25479). Гражданин обратился в банк с заявлением на открытие счета и получение банковской карты, в чем ему отказали. После этого он написал заявление об отзыве согласия на обработку его персональных данных и уничтожении их по соответствующему акту, который ему не был предоставлен. В связи с этим он обратился в суд с требованием к банку прекратить правоотношения между ними, восстановить положение дел, существовавшее до момента обращения в банк об открытии счетов, признать недействительными и отозвать сведения об истце, направленные в Росфинмониторинг.

Районный суд, а позднее, и апелляционный суд, куда обратился гражданин, отказали ему в удовлетворении исковых требований, указав на то, что хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить их владельца, не дольше, чем этого требуют цели обработки полученной информации, если срок хранения сведений не установлен. Суды отметили, что обрабатываемая информация подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если не предусмотрено иное. При этом организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны хранить документы, содержащие сведения для идентификации личности, не менее пяти лет (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"). В связи с этим суды отметили, что банк должен хранить персональные данные истца в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений, а также в предусмотренных законом случаях предоставлять информацию и документы уполномоченному органу по его запросу. Суды также напомнили, что банк обязан предоставлять информацию и документы, по запросу уполномоченного органа и это не будет являться нарушением служебной, банковской или коммерческой тайны.

При этом в случае отзыва согласия субъектом персональных данных, если не предусмотрено иное, оператор обязан прекратить их обработку не позднее 30 дней с даты поступления указанного отзыва, а значит клиенту банка не должны поступать звонки с предложениями услуг, однако суды этот вопрос не уточнили (п. 5 ст. 21 Закона № 152-ФЗ).

Хранение персональных данных

Грамотное организованное хранение документов, содержащих персональные данные, — залог того, что конфиденциальная информация о сотрудниках, клиентах и в целом деятельности организации не попадет в руки посторонних лиц. Ответственность за определение правил, места размещения и защиты информации ложится, согласно закону, на работодателя, однако не все четко понимают, о каких нюансах нужно позаботиться. Добавляют сложностей постоянные дополнения и корректировки нормативно-правовых актов, которые приходится отслеживать, чтобы не получить штраф и не попасть в эпицентр скандала, связанного с распространением личных сведений граждан.

Разберемся, как и где хранить персональные данные, чтобы спокойно проходить проверки и поддерживать имидж серьезной компании, которая заботится об информационной безопасности. Более конкретные рекомендации работодатели или их представители могут получить, воспользовавшись услугами наших экспертов, которые проанализируют текущее положение дел и составят список необходимых изменений.

Существуют ли четкие правила хранения персональных данных?

Многие начинающие бизнесмены полагают, что для урегулирования вопросов, касающихся операций с ПДн, есть четкие инструкции, используя которые получится сформировать четкие правила и привести деятельность в соответствии с законодательными требованиями. На практике единого подхода к решению вопроса нет. Это значит, что каждый руководитель или ИП самостоятельно (или делегируя обязательства на заместителя либо руководителя отдела кадров):

  • разрабатывает регламент хранения персональных данных;
  • определяет, где они будут находиться;
  • подбирает и одобряет предпринимаемые меры защиты и ограничения доступа;
  • назначает сотрудников, которые будут нести ответственность за контроль операций с личными сведениями;
  • выбирает те или иные виды наказаний за нарушения правил;
  • подписывает внутренние распоряжения.

Ответственный подход на начальном этапе дает возможность в будущем не вносить радикальных изменений даже при изменении нормативно-правовой базы. Для того, чтобы все сделать правильно, необходимо принимать в расчет актуальные предписания относительно работы архивов, ограничения доступа к информации разных категорий сотрудников, а также ранее установленный порядок сбора и обработки ПДн (он должен быть закреплен в локальном акте или распоряжении). Еще один существенный момент заключается в том, чтобы политика по данному вопросу учитывала способ выполнения операций (в рамках ИСПДн либо на бумажных носителях).

Важные нюансы, связанные с порядком хранения персональных данных

Для того чтобы гарантировать сохранность и секретность ПДн, необходимо:

  1. Четко определить условия хранения персональных данных на бумажных носителях и в электронном виде. Речь идет не только о месте, но и установлении режима доступа туда для разных категорий сотрудников.
  2. Выбрать людей, которые будут отвечать за конкретные аспекты, связанные с сохранением информации.
  3. Провести разъяснительную работу с персоналом, объяснив степень важности ограничений и правил использования ПДн в рамках профессиональной деятельности, а также дав четкие инструкции, как действовать в той или иной ситуации.
  4. Продумать средства защиты для сейфов, шкафов с замками, а также заняться внедрением специализированного программного обеспечения.
  5. Если ведется работа с биометрическими данными, то дополнительно продумать механизмы контроля и ограничения доступа в соответствии с Правительственным постановлением № 512, вступившем в силу в 2008 году.

При урегулировании вопроса хранения личной информации необходимо понимать, что это не однократная работа, а постоянные усилия, направленные на поддержание информационной безопасности. Каждый год появляются новые угрозы и требования, которым приходится соответствовать, чтобы, во-первых, не платить огромные штрафы, а во-вторых, чтобы не быть хуже конкурентов и рассчитывать на доверие со стороны клиентов и партнеров.

Какой должна быть система хранения персональных данных

Основная нагрузка по работе с ПДн ложится на плечи кадрового департамента, поэтому его работники должны иметь точное представление о том, что и как делать для предупреждения несанкционированного доступа. Законодательной базой является Конституция, ФЗ-152, ФЗ-149, Трудовой Кодекс и другие нормативные акты. Особое внимание должно уделяться срокам хранения, передачи и обработки персональных данных. На сегодняшний день правовые нормы определяют следующие требования:

  • 3 года предприятие имеет право и обязано хранить заявления о трудоустройстве либо увольнении, письма с рекомендациями, автобиографии, указы о переводе на другую должность, анкеты;
  • на протяжении пяти лет сохраняются докладные, служебные записки, командировочные листы, разнообразные справки (которые не включаются в личное дело), а также приказы и выписки;
  • финансовая информация (связанная с выдачей зарплаты, премиальных, пособий и т.д.) находится в архиве 75 лет.

Существует разница между сроком действия согласия на обработку ПДн и длительностью сохранения самих данных. Хранение персональных данных — это процесс, регулируемый законодательством, решением владельца и целями использования сведений. ФЗ-152 закрепляет обязанность оператора сразу после достижения цели обработки обезличить и уничтожить полученные данные.

Все работники, как штатные, так и внештатные, которые работают с личными сведениями, должны подписать соглашение о неразглашении. Типовой документ необходимо предварительно адаптировать под особенности деятельности фирмы.

Сбор, обработка и хранение персональных данных на бумажных и электронных носителях

Выделяют сведения о субъектах, сохраняемые в бумажном и электронном виде. Каждый вариант есть свои плюсы, минусы и особенности. Нередко информация дублируется для эффективного выполнения рабочих задач и в целях безопасности.

  1. Электронное хранение предполагает создание защищенных ИСПДн, которые в автоматическом режиме фиксируют и обрабатывают большие массивы данных. В таком случае не нужно много места или закупки закрывающихся шкафов и сейфов, а отыскать интересующие сведения можно за пару секунд, к тому же при серьезном подходе к обеспечению защиты нет риска кражи или утечки ПДн. Из недостатков следует отметить наличие затрат на оснащение современным программным обеспечением, потребность в постоянном создании резервных копий, а также регулярное обновление оборудования.
  2. Правила хранения персональных данных на бумажных носителях предполагают размещение личных дел в сейфах в алфавитном порядке в зависимости от регистрационного номера. Остальные сведения размещаются согласно внутреннему регламенту, то есть работодатель может сам выбрать место для папок-накопителей, определить ответственных за безопасность сотрудников и установить ограничение доступа. К плюсам бумажных носителей можно отнести оптимизацию учета ПДн, минимальное время поиска информации. К минусам можно отнести существенные финансовые расходы на сейфы, необходимость дополнительного обучения новых сотрудников отдела кадров, потребность в большом свободном и защищенном пространстве (если фирма большая и личных дел много).

Обработка и хранение персональных данных: составление внутренних правил

Документ преимущественно составляют по шаблону, внося некоторые корректировки в зависимости от формы, способа фиксации ПДн и других особенностей деятельности организации. Основные разделы:

  • общие положения;
  • способы выявления и профилактики несанкционированного доступа и распространения ПДн;
  • цели обработки и содержание хранимой личной информации;
  • категории субъектов;
  • сроки обработки и сохранения сведений;
  • механизм уничтожения информации;
  • ответственность за нарушение правил.

После внедрения правил хранения персональных данных в информационных системах и на бумажных носителях необходимо убедиться в том, что:


По российским законам любая компания, работающая с личными данными своих пользователей в России, становится оператором ПДн, хочет она того или нет. Это накладывает на нее ряд формальных и процедурных обязательств, которые не каждый бизнес может или хочет нести самостоятельно.

Как показывает практика – совершенно правильно не хочет, потому что эта область знаний еще настолько новая и не обкатанная на практике, что сложности и вопросы возникают даже у профессионалов. Сегодня мы расскажем о том, как реализовывали проект под хранение персональных данных для нашего заказчика и с какими неочевидными сложностями столкнулись.

Как мы помогали защитить данные по 152-ФЗ

В начале 2019 года к нам обратилась компания ООО «Смарт-Сервис», разработчик платформы для управления сервисным обслуживанием HubEx и приложения для обмена контактами myQRcards.

Первое решение позволяет автоматизировать процесс обслуживания оборудования в самых разных областях – от настройки кофемашин и кондиционеров в офисных помещениях до ремонта газовых турбин. Второе – онлайн-конструктор для создания электронных визитных карточек на базе QR-кодов.



Онлайн-визитка myQRcards.

Обе системы хранят и обрабатывают данные пользователей, подпадающие под классификацию «персональных» в соответствии с 152-ФЗ. В этом случае закон диктует ряд ограничений к системам хранения таких персональных данных для того, чтобы обеспечить требуемый уровень их защищенности и исключить риск несанкционированного доступа с целью хищения или неправомерного использования.

Закон нужно соблюдать, но «Смарт-Сервис» не планировал развивать у себя внутри компетенции по защите ПДн. Поэтому сервисы и данные, которыми делились их пользователи, «переехали» в Linxdatacenter. «Смарт-Сервис» перенес серверные мощности рабочего окружения в отдельную защищенную сетевую зону нашего дата-центра, аттестованную в соответствии с заявленными в 152-ФЗ требованиями – так называемое «Защищенное облако».

КАК УСТРОЕНО ЗАЩИЩЕННОЕ ОБЛАКО

Любая информационная система, обрабатывающая персональные данные, должна удовлетворять трем основным требованиям:

  • доступ к серверам хранения и обработки данных должен производиться через VPN-канал с шифрованием согласно ГОСТ;
  • серверы хранения и обработки данных должны находиться под постоянным мониторингом антивирусной защитой на отсутствие уязвимостей;
  • СХД должен быть расположен в изолированных сетях.

Мы размещаем серверные мощности заказчика в отдельных зонах, удовлетворяющих требованиям 152-ФЗ, и помогаем получить заключение о соответствии.



Архитектура защищенной виртуальной инфраструктуры для ООО «Смарт Сервис».

Ход работ

Первично согласование работ было произведено в июне 2019 года, что можно считать датой начала проекта. Все работы должны быть производиться на «живом» окружении с тысячами запросов в день. Естественно, требовалось выполнить проект, не прерывая штатный режим работы обеих систем.

Поэтому был составлен и согласован четкий план действий, разделенный на 4 этапа:

  • подготовка,
  • миграция,
  • тестирование и проверка в реальных условиях,
  • включение систем мониторинга и ограничения доступа.

Самым сложным этапом, в котором могло «что-то пойти не так», была миграция. Изначально мы планировали проводить миграцию путем переноса виртуальных машин целиком. Это был самый логичный вариант, поскольку он не требовал вовлечения дополнительных ресурсов для переконфигурирования. Казалось бы, что может быть проще vMotion.

Нежданно-негаданно

Однако, как обычно бывает на проектах в относительно новой области, случилось то, чего не ждали.

Поскольку каждая виртуальная машина занимает 500 — 1 000 ГБ, копирование таких объемов даже в рамках одного дата-центра заняло около 3-4 часов на каждую машину. Как итог, мы не уложились в отведенное временное окно. Это произошло по причине физических ограничений дисковой подсистемы при переносе данных в vCloud.

Баг используемой версии vCloud не позволил организовать Storage vMotion в отношении виртуальной машины с разными типами дисков, поэтому диски пришлось менять. В результате перенести виртуальные машины получилось, но это заняло больше времени, чем планировалось.

Второй момент, который мы не предусмотрели, — ограничения по перемещению кластера БД (Failover Cluster MS SQLServer). В результате пришлось перевести кластер в работу с одним узлом и оставить его за рамками защищенной зоны.

Примечательно: по до сих пор непонятной причине в результате переноса виртуальных машин рассыпался кластер приложений, и его пришлось собирать заново.

В результате первой попытки мы получили неудовлетворительное состояние систем и вынуждены были заново браться за планирование и проработку вариантов.

Попытка №2

Проведя работу над ошибками, команда поняла, что правильнее будет все же дублировать инфраструктуру в защищенной зоне и скопировать лишь файлы с данными. Было принято решение не требовать от заказчика доплаты за дополнительные серверные мощности, которые пришлось развернуть для завершения миграции.

В результате, когда кластеры в защищенной зоне были полностью продублированы, миграция прошла без проблем.

Далее требовалось лишь разделить сети защищенной и незащищенной зон. Здесь обошлось несколькими незначительными перебоями в работе. Этап тестирования всей системы в защищенной зоне без какой-либо защиты удалось запустить в штатном режиме. Собрав положительную статистику работы системы в таком режиме, мы перешли к последнему этапу: запуску систем защиты и ограничению доступа.

Результативный исход и полезный урок


В итоге, совместными усилиями вместе с заказчиком удалось внести значительные изменения в существующую серверную инфраструктуру, что позволило повысить надежность и защищенность хранения ПДн, существенно снизить риски несанкционированного доступа к ним, получить аттестат выполнения требований к хранению — достижение, к которому пришли еще далеко не все разработчики аналогичного ПО.

Банк передал вашу личную информацию посторонним лицам, и теперь вы вынуждены отвечать на ежедневные звонки с неизвестных номеров и опасаетесь, что ваши данные попадут в руки мошенников? Если ваши права нарушили – сражайтесь. Закон на вашей стороне

Битва за персональные данные

Драться – плохо. Но если дерешься – побеждай!

(из х/ф «Парень-каратист»)

Купил сим-карту известного сотового оператора. Казалось бы, ничего особенного. А все-таки приятно: новый номер – можно сказать, жизнь с чистого листа. Однако маленькую радость омрачает звонок с неизвестного номера:

«Наталья Михайловна, добрый день. Это сотрудник коллекторского агентства. Звонок записывается. Уведомляем, что за вами числится задолженность…»

И так с десяток звонков ежедневно, включая выходные.

Родители учили быть вежливым. Потому во время первого разговора с коллектором представился, подробно объяснил, что произошла ошибка, что никакой Натальи Михайловны не знаю и знать не хочу, и настоятельно попросил больше не беспокоить. Но собеседник оказался настоящим профессионалом, верным своему нелегкому ремеслу:

«Еще раз спрашиваю, вы – Наталья Михайловна?»

Настроение и карма стремительно портятся. В голове пробежала мысль: взять свои боксерские перчатки и по-мужски ответить обидчику. Потом, правда, берешь себя в руки, вспоминаешь про этику поведения и диспозиции некоторых норм Уголовного кодекса.

Приходится ежедневно блокировать поступающие номера коллекторов, которые, несмотря на мужской голос в трубке, каждый раз недоверчиво интересуются, не Наталья ли ты Михайловна. Список заблокированных номеров близится к нескольким сотням, но звонки продолжают поступать.

Знакомая ситуация? Что делать? Давайте разберемся без лишних эмоций.

Вправе ли банки и МФО передавать персональные данные клиентов коллекторам и другим лицам?

Уважаемый читатель, прошу прощения, но вынужден привести немного сухой теории. Она нам пригодится.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных).

В соответствии с законом персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся к физическому лицу – субъекту этих данных.

Под обработкой персональных данных понимается любое действие с ними, включая их сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.

По общему правилу, обработка персональных данных и передача этой обязанности другому лицу допускаются только с согласия субъекта данных. При этом согласие на обработку данных должно быть конкретным, информированным, сознательным и в любой момент может быть отозвано. Без него операторы 1 и иные лица, получившие доступ к личной информации, не вправе раскрывать и распространять данные, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Выдавая кредит, банк обычно получает у заемщика письменное согласие на обработку и передачу его персональных данных третьим лицам, в частности коллекторам. Вместе с тем законодательством предусмотрено право заемщика отозвать это согласие. Так закон защищает должника, если он при заключении кредитного договора или договора займа не подумал о возможных негативных сценариях. Для реализации указанного права достаточно сообщить кредитору об отзыве согласия заказным письмом с уведомлением о вручении или сделать это через нотариуса.

Но на этом все может и не закончиться. Дело в том, что Закон о персональных данных предусматривает исключения, когда согласие на обработку данных не требуется. К примеру, их обработка допускается:

  • если необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных;
  • если необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”».

В тех случаях, когда заемщик не предоставил банку «универсальное» согласие или отозвал его, кредитная организация может сослаться на вышеуказанные исключения. Тем самым якобы подтверждая правомерность передачи данных третьим лицам.

(Как не допустить передачи долга коллекторскому агентству и что делать тем, на кого взыскатели оказывают давление, читайте в материалах «Берете кредит – помните о коллекторах», «Как должнику защититься от грубого произвола представителей банка».)

Как происходит утечка персональных данных?

Законодательство обязывает операторов принимать серьезные меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке (подробнее об этом читайте в публикации «Операторов обработки персональных данных начнут проверять по новым правилам»). Эти требования столь объемные и затратные, что многие операторы предпочитают их игнорировать.

В небольших компаниях защите персональной информации часто вообще не уделяется внимания. И даже солидные холдинги не всегда выстраивают адекватную систему защиты данных, причем как клиентов, так и своих работников.

Известны случаи, когда документы, содержащие персональные данные, в том числе копии договоров, паспортов, анкет, выбрасывались на помойку. Причинами такого поведения могут быть халатность работников, отсутствие сформированной культуры «конфиденциальности» и контроля работодателей за ее соблюдением, а иногда –надлежащих условий хранения документации. Не менее весомым фактором является то, что сейчас нет тотального контроля за соблюдением требований со стороны регулятора – Роскомнадзора.

Порой информация становится доступной посторонним лицам из-за неосторожности: когда данные отправляются по электронной почте по незащищенным каналам связи (без использования средств шифрования) или через мессенджеры. Бывают случаи «невинного» распространения данных через селфи. Также информация разглашается путем копирования ее на флеш-карты или в результате выноса из здания организации не до конца уничтоженных документов.

Иногда персональная информация раскрывается работниками оператора умышленно из корыстных мотивов. В результате данные кредитных карт, паспортов, анкет клиентов могут попасть в руки мошенников.

Какими могут быть последствия утечки данных?

В эпоху цифровых технологий информация становится валютой. Тем не менее многие раздают свои персональные данные «направо-налево», не думая о последствиях. А они могут быть весьма неприятными. Как минимум это бесконечные звонки из разных организаций. Но бывают последствия и посерьезнее: мошенники могут открыть от вашего имени кредитные линии, удачно пошопиться в Интернете или купить авиабилет в экзотическую страну.

Что делать, если в распространении личной информации виноват банк?

Вычислить вину кредитной организации в разглашении персональных данных не так просто. Для этого необходимо провести настоящее расследование, поэтому запасайтесь терпением.

  • подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
  • правовые основания обработки данных;
  • цели и применяемые оператором способы обработки данных;
  • наименование и местонахождение оператора; сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым они могут быть переданы на основании договора с оператором или федерального закона;
  • обрабатываемые персональные данные и источник их получения;
  • сроки обработки данных, в том числе сроки их хранения;
  • информация об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
  • наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора.

Далее собираем все обращения и ответы на них, готовим претензию о прекращении неправомерного использования персональных данных, возмещении убытков и компенсации морального вреда. Если претензия остается без удовлетворения или ответа – идем в суд.

Помните: персональные данные – настоящая находка для мошенников. Будьте внимательнее при подписании документов. Это поможет уберечься от битвы за свои личные данные, а также от порчи настроения и кармы.

«Драться – плохо. Но если дерешься – побеждай!» – советовал Мастер из старого доброго боевика. Если ваши права нарушены, надо сражаться. Но не стальными кулаками, как учил Мастер. Силой закона.

1 Операторами являются лица, которые обрабатывают персональные данные, т.е. совершают любые действия с ними или определяют цель и способ обработки данных и их состав (п. 2 ст. 3 Закона о персональных данных).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: