Каким образом всемирный банк рассчитывает уровень бедности

Обновлено: 24.04.2024

Девиз Группы Всемирного банка – «Наша цель – мир без бедности». Он выбит в мраморе у входа в здание штаб-квартиры организации в Вашингтоне и лежит в основе всей нашей аналитической и текущей работы и усилий по созыву конференций, осуществляемых более чем в 145 странах-клиентах. Достижение этой главной цели поддерживается целями искоренения крайней бедности в течение жизни одного поколения и устойчивого повышения всеобщего благосостояния во всем мире.

В последние десятилетия в сокращении бедности зафиксирован заметный прогресс. Первый показатель из Целей развития тысячелетия, а именно, снижение уровня бедности 1990 года в два раза к 2015 году, достигнут в мире с опережением – в 2010 году. Несмотря на эти достижения, доля мирового населения, живущего в крайней бедности, остается неприемлемо высокой.

  • Согласно последним оценкам, в 2012 году, доля мирового населения, живущего на 1,9 доллара в день или меньше, составляла 12,7%. Для сравнения: в 1990 году этом показатель был равен 37%, а в 1981 году – 44%.
  • Это означает, что в 2012 году менее чем на 1,9 доллара в день жили 896 миллионов человек - по сравнению с 1,95 млрд. в 1990 году и 1,99 млрд. в 1981 году.

При том что уровни бедности снизились повсеместно, прогресс по регионам был неравномерным:

  • Самое радикальное сокращение крайней бедности произошло в Восточной Азии, где ее уровень упал с 80% в 1981 году до 7,2% в 2012 году. В Южной Азии доля населения, живущего в крайней бедности, достигла самого низкого уровня с 1981 года, сократившись с 58% в 1981 году до 18,7% в 2012 году. В странах Африки к югу от Сахары уровень бедности в 2012 году составлял 42,6%.
  • Наибольшая часть сокращения крайней бедности за последние три десятилетия пришлась на Китай. За период с 1981 года по 2011 год порог крайней бедности в 1,9 доллара в день преодолели 753 миллионов жителей Китая. Во всех развивающихся странах вместе взятых число бедных сократилось за тот же период на 1,1 миллиарда человек.
  • В 2012 году немногим более 77,8% крайне бедного населения проживало в Южной Азии (309 млн.) и странах Африки к югу от Сахары (388,7 млн.). Еще 147 млн. человек приходилось на Восточную Азию и Тихоокеанский регион.
  • В Латинской Америке и странах Карибского бассейна, Восточной Европе и Центральной Азии, вместе взятых, проживало менее 44 млн. крайне бедных.

Работа по искоренению крайней бедности далека от завершения, и остается немало проблем. Становится все труднее доводить помощь до крайне бедного населения, которое зачастую проживает в политически нестабильных регионах и на отдаленных территориях. Доступ к хорошим школам, медицинским услугам, электричеству, безопасной воде и другим важнейшим услугам для многих людей по-прежнему затруднен, что нередко определяется их социально-экономическим статусом, гендерными, этническими и географическими факторами. Кроме того, для людей, кому удалось преодолеть бедность, прогресс нередко оказывается временным: экономические потрясения, отсутствие продовольственной безопасности и изменение климата угрожают лишить их с трудом завоеванных достижений и вновь столкнуть в бедность. На пути к 2030 году крайне важно найти способы решения этих проблем.

Первая цель Группы Всемирного банка – покончить с крайней бедностью в течение жизни одного поколения – предусматривает конкретный показатель сокращения крайней бедности в мире к 2030 году до уровня, не превышающего 3%, поскольку небольшая часть «фрикционной» бедности, скорее всего, сохранится. Достичь этой цели можно, но потребуются огромные усилия, и если в дальнейшем продолжать работать в обычном режиме, этого будет недостаточно. Важно стимулировать устойчивый экономический рост всеобъемлющего характера, создавать больше рабочих мест более высокого качества, разрабатывать действенные программы социальной защиты, призванные помогать самым уязвимым группам населения справляться с последствиями шоковых изменений. При том что экономический рост жизненно важен сам по себе, его качество тоже имеет большое значение.

Вторая цель – повышение всеобщего благосостояния в каждой стране. Ее достижение измеряется ростом доходов беднейших 40 процентов населения в каждой стране, но в более широком смысле предполагается повышение благосостояния наименее обеспеченных граждан в каждой стране. Достижение этой цели осуществляется параллельно с целью искоренения бедности и предусматривает ликвидацию сохраняющихся видов неравенства, которые держат людей в бедности из поколения в поколение.

Единственно правильного решения для искоренения бедности не существует – стратегии по оказанию помощи наименее обеспеченным людям должны учитывать специфику каждой отдельной страны, последние данные и результаты анализа, а также нужды конкретных людей. Для достижения успеха в сокращении бедности странам необходимо действовать в трех направлениях:

  • Обеспечивать экономический рост всеобъемлющего характера с привлечением дополнительных трудовых ресурсов.
  • Осуществлять инвестиции в человеческий капитал, особенно тех людей, которые не способны воспользоваться важнейшими услугами в силу обстоятельств, находящихся вне их контроля.

Обеспечивать социальную защиту малоимущих и уязвимых слоев населения от шоков, которые могут еще глубже погрузить их в бедность, в частности от суровых погодных условий, пандемий, неустойчивости продовольственных цен и последствий экономических кризисов.

Группа Всемирного банка ведет работу, направленную на искоренение бедности, в самых разных формах – от финансирования проектов, которые преображают жизнь местного населения, сбора и анализа данных и доказательств, крайне важных для обеспечения адресной направленности программ на самых бедных и социально уязвимых граждан, до содействия правительствам стран в формировании всеобъемлющей, действенной политики, которая пойдет на пользу всему населению и заложит основу для благосостояния будущих поколений. Вот некоторые примеры:

Экономический рост

    , благодаря которому семьи в сельских районах получили доступ к городским рынкам, более качественным школам и чистой воде.
  • Подготовка аналитического доклада на основе междисциплинарного подхода, который помог установить новый стандарт для измерения бедности на Гаити и служит подспорьем правительству в усилении адресной направленности программ и мер государственной политики.
  • Анализ бедности и социального воздействия, например, в части торговых барьеров в Африке, помог правительствам-партнерам и другим заинтересованным лицам понять, какое воздействие предлагаемые меры и программы могут оказать на положение бедных людей, а также на степень неравенства в доходах и возможностях.

Инвестиции

  • Проведение обучающего курса по привитию навыков девочкам-подросткам в Руанде, способствующего формированию жизненно важных технических навыков и навыков самостоятельности, помогающих успешно трудить на рабочем месте и жить в обществе.
  • Сбор данных и проведение анализа в области неравенства возможностей среди детей во всем мире, что позволяет правительствам стран-клиентов учитывать результаты проведенных исследований при выполнении анализа своих бюджетов и формировании социальных программ.
  • Подготовка подробных карт в таких странах, как Афганистан, Бангладеш, Палестинские территории и Вьетнам, показывающих, где в конкретной стране существуют зоны экономической диверсификации и дефицита предоставления услуг. Наличие таких карт позволяет властям в рамках процесса оценки бедности обеспечивать более строгую адресную направленность мер и программ на бедное население.

Социальная защита

    , в рамках которого системы преобразования солнечной энергии в электрическую используются для освещения домов миллионов семей, решения проблем, связанных с изменением климата, и одновременно для оказания важнейших услуг.
  • Инициативы по ежемесячному сбору данных в таких странах, как Либерия и Сьерра-Лионе во время вспышек лихорадки Эбола, для дополнения традиционных обследований домохозяйств и выявления острых нужд населения.

Программа по реформированию системы государственных финансов в Доминиканской Республике, включающая разработку программы «Обусловленные денежные трансферты», предназначенной для улучшения социальной защиты бедного населения.

Принимаемые российскими властями меры социальной поддержки в пандемию, по расчетам Всемирного банка, позволят по итогам 2020 года снизить уровень бедности в стране. Но положение самых бедных россиян ухудшится, оценили эксперты

Фото: Максим Шеметов / Reuters

Антикризисные решения государства по поддержке необеспеченных слоев российского населения, предположительно, позволят в полной мере компенсировать негативное влияние пандемии COVID-19 на уровень бедности, следует из очередного доклада Всемирного банка (ВБ) об экономике России, заранее предоставленного журналистам пресс-службой международной организации. Компенсационные меры властей позволят удержать над официальной чертой бедности до 3,8 млн россиян, следует из расчетов ВБ.


В то же время другие метрики бедности в России, например коэффициент остроты бедности — показатель степени неравенства в доходах бедного населения, ухудшаются. «Некоторые домохозяйства, которые испытывают снижение доходов (а не занятости) и которые уже были за чертой бедности, теперь находятся еще дальше от черты бедности, — уточнили РБК в пресс-службе Всемирного банка. — Это результат моделирования, которое включает как потери занятости (особенно среди неформальных работников), так и потери заработной платы (особенно в трех секторах — строительстве, производстве и розничной торговле/гостиничном бизнесе)». При этом общее число бедных, по прогнозам ВБ, по итогам года уменьшится, а разрыв бедности (poverty gap, средняя разница между доходом, определяющим черту бедности, и фактическим доходом домохозяйства, которая измеряется в процентах от черты бедности) увеличится в 2020 году незначительно.

Влияние господдержки на бедность

При помощи специальной компьютерной модели экономисты ВБ рассчитали, что, исходя из прогнозируемого снижения ВВП России на 4%, уровень бедности должен был бы вырасти с 12,3% в 2019 году до 14,2% населения по итогам 2020 года. Компенсационные меры властей, согласно моделированию, обеспечивают его снижение до 11,6% на конец 2020 года.

Потенциальная разница в 2,6 п.п. за счет антикризисных мер эквивалентна 3,8 млн человек, которые не окажутся за чертой бедности (исходя из оценки численности населения России в конце 2020 года по демографическому прогнозу Росстата). «Уровень бедности в России все равно измеряется двузначными цифрами, что неприемлемо много», — сказал на брифинге для журналистов главный экономист ВБ по России Апурва Сангхи.


Сотрудник переехал за границу: 4 варианта, как оформить работу

Встань на мое место: пять главных принципов клиентоориентированности

Фото: Jamie Squire / Getty Images

Как не оставить наследников ни с чем при переезде и релокации бизнеса

Фото: Chris McGrath / Getty Images

Почему фрилансеры все-таки не заменят компании ключевых сотрудников

Фото: Michael Short / Getty Images

Осторожные инновации: почему Google избегает революционных разработок

Фото: insta_photos / Shutterstock

Что делать с ETF: мнения аналитиков

Фото: Shutterstock

Почему инвесторы бегут из крипты: две причины и одна теория заговора

Фото: David McNew / Getty Images

Как сильно стагфляция может ударить по экономике в 2022 году

По итогам первого полугодия 2020 года уровень бедности, определяемый Росстатом как доля населения с доходами ниже общероссийского прожиточного минимума, повысился до 13,2% (на 0,9 п.п., или 1,3 млн человек, с начала года). Это произошло прежде всего из-за сокращения реальных располагаемых доходов (на 4,3% в январе—сентябре к тому же периоду годом ранее). Однако уровень бедности остается ниже, чем в первом полугодии 2018–2019 годов, отмечает ВБ, потому что «меры социальной поддержки частично амортизируют сильное негативное воздействие кризиса на занятость и располагаемые доходы населения».

Исходя из допандемического прогноза ВБ по экономике России, уровень бедности мог бы составить 12% в 2020 году. То есть по модельным оценкам ВБ антикризисные меры поддержки населения позволят снизить уровень бедности даже больше, чем в сценарии с отсутствием пандемии.

Что предприняло правительство

  • Повышение максимального размера пособий по безработице с 8 тыс. до 12,13 тыс. руб.
  • Выплата до 1 октября 2020 года максимального пособия по безработице каждому, кто потерял работу из-за пандемии.
  • Ежемесячная выплата с апреля по июнь в размере 5 тыс. руб. на каждого ребенка в возрасте до трех лет.
  • Единовременная выплата 10 тыс. руб. на всех детей в возрасте от трех до 16 лет.
  • Увеличение размера пособия по уходу за первым ребенком в возрасте до полутора лет для неработающих родителей.
  • Налоговый вычет в размере МРОТ для самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей в наиболее пострадавших отраслях и т.д.

Разные эффекты для разных групп населения

Однако компенсационные меры по-разному повлияли на различные социально-демографические группы населения. Так, располагаемые доходы домохозяйств, состоящих из одного человека, пар с одним ребенком, снизились, а располагаемые доходы семей как минимум с двумя детьми, неполных семей и пенсионеров увеличились, следует из данных ВБ.

Антикризисная поддержка населения действительно помогла снизить риски существенного роста уровня бедности, который мог произойти в том числе из-за потери трудового дохода, поскольку она была направлена прежде всего на уязвимые группы населения — семьи с детьми и безработных, сказала РБК ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина. Помощь государства стала бы более эффективной, если бы была основана на принципах адресности и учитывала доходы и нуждаемость именно в текущий момент, а не оказывалась по таким простым критериям отбора — есть дети или нет детей, полагает она.

По оценкам РАНХиГС, наиболее уязвимыми категориями населения во время пандемического кризиса стали именно молодые работники до 30 лет, которые не имеют детей (поэтому большая часть мер на них не распространялась) и у которых нет достаточного опыта, чтобы найти работу. По мнению Гришиной, во время второй волны пандемии, начавшейся осенью, безусловно, необходимы дополнительные меры поддержки населения.

Российская система социальной поддержки населения не всегда ориентирована на бедных, но даже в тех случаях, когда они охвачены мерами помощи, получаемая ими поддержка недостаточна для того, чтобы выбраться из бедности, отмечает ВБ. Размер пособий, выплачиваемых на основе проверки нуждаемости, незначителен, указывают эксперты банка, рекомендуя принять меры для повышения адресности социальной поддержки.

Пространство для меньшего сокращения бюджета

Ухудшение условий на рынке труда особенно сильно ударило по неформальной занятости и трудовым мигрантам, отмечает ВБ. С середины 2019 года по середину 2020-го занятость в неформальном секторе России сократилась почти на 1,9 млн человек. «Сравнение этой цифры с данными по сокращению общего количества рабочих мест позволяет предположить, что самый сильный удар кризис нанес по работникам неформального сектора», — пишет ВБ. Однако, по последним данным Росстата, в течение третьего квартала 2020 года неформальная занятость восстановилась на 1,18 млн человек.


Многие из трудовых мигрантов, особенно в таких отраслях, как строительство, розничная торговля, индустрия гостеприимства, потеряли работу и вернулись в свои страны или «застряли» в России, где условия жизни для них ухудшились, также отмечает ВБ.

После сильного фискального импульса, полученного российской экономикой в 2020 году, в 2021–2022 годах Россию ожидает более глубокая бюджетная консолидация, чем в других развивающихся странах, отмечается в исследовании. По оценкам института, данный фактор будет тормозить экономический рост. Эти ожидания сходятся с выводами российских экономистов, о которых сообщал РБК. Снижение бюджетных расходов отнимет от роста ВВП до 1 п.п. в будущем году, оценивали экономисты. Однако Всемирный банк не предоставил конкретных оценок негативного эффекта бюджетной консолидации в отношении экономического роста.

С учетом относительно небольшого объема госдолга и значительных буферных резервов «у России есть определенное бюджетное пространство для более постепенной бюджетной консолидации», утверждает Сангхи.

Прогнозы на 2021 год

Всемирный банк пересмотрел прогноз по экономике России в сторону повышения в 2020 году: ВВП снизится на 4%, а не на 5%, как ожидал институт в сентябре. Вторая волна пандемии, особенно за пределами Москвы, отличается большей интенсивностью, чем весной, однако более мягкие ограничительные меры позволят сдержать замедление экономической активности.

Ввиду стагнирующего роста зарплат и повышения уровня безработицы потребление домохозяйств, как ожидается, сократится в 2020 году на 6,2%.

В 2021 году экономика сможет отыграть только часть потерь, понесенных в 2020-м, прогнозирует ВБ (рост на 2,6%). При предположении о безопасности и эффективности российской вакцины, которую выведут в гражданский оборот, будет заложена основа для устойчивого восстановления российской экономики со второй половины 2021 года.

Однако риски ухудшения экономического прогноза велики. В случае реализации менее благоприятного сценария (продолжение резкого роста числа новых случаев заболевания COVID-19 во втором полугодии 2021 года) прогнозируемый рост ВВП в 2021 году составит лишь 0,6%, говорится в материалах Всемирного банка.

РБК направил запрос в секретариат вице-премьера Татьяны Голиковой, а также в Минтруд и Минэкономразвития.

Принимаемые российскими властями меры социальной поддержки в пандемию, по расчетам Всемирного банка, позволят по итогам 2020 года снизить уровень бедности в стране. Но положение самых бедных россиян ухудшится, оценили эксперты

Фото: Максим Шеметов / Reuters

Антикризисные решения государства по поддержке необеспеченных слоев российского населения, предположительно, позволят в полной мере компенсировать негативное влияние пандемии COVID-19 на уровень бедности, следует из очередного доклада Всемирного банка (ВБ) об экономике России, заранее предоставленного журналистам пресс-службой международной организации. Компенсационные меры властей позволят удержать над официальной чертой бедности до 3,8 млн россиян, следует из расчетов ВБ.


В то же время другие метрики бедности в России, например коэффициент остроты бедности — показатель степени неравенства в доходах бедного населения, ухудшаются. «Некоторые домохозяйства, которые испытывают снижение доходов (а не занятости) и которые уже были за чертой бедности, теперь находятся еще дальше от черты бедности, — уточнили РБК в пресс-службе Всемирного банка. — Это результат моделирования, которое включает как потери занятости (особенно среди неформальных работников), так и потери заработной платы (особенно в трех секторах — строительстве, производстве и розничной торговле/гостиничном бизнесе)». При этом общее число бедных, по прогнозам ВБ, по итогам года уменьшится, а разрыв бедности (poverty gap, средняя разница между доходом, определяющим черту бедности, и фактическим доходом домохозяйства, которая измеряется в процентах от черты бедности) увеличится в 2020 году незначительно.

Влияние господдержки на бедность

При помощи специальной компьютерной модели экономисты ВБ рассчитали, что, исходя из прогнозируемого снижения ВВП России на 4%, уровень бедности должен был бы вырасти с 12,3% в 2019 году до 14,2% населения по итогам 2020 года. Компенсационные меры властей, согласно моделированию, обеспечивают его снижение до 11,6% на конец 2020 года.

Потенциальная разница в 2,6 п.п. за счет антикризисных мер эквивалентна 3,8 млн человек, которые не окажутся за чертой бедности (исходя из оценки численности населения России в конце 2020 года по демографическому прогнозу Росстата). «Уровень бедности в России все равно измеряется двузначными цифрами, что неприемлемо много», — сказал на брифинге для журналистов главный экономист ВБ по России Апурва Сангхи.


По итогам первого полугодия 2020 года уровень бедности, определяемый Росстатом как доля населения с доходами ниже общероссийского прожиточного минимума, повысился до 13,2% (на 0,9 п.п., или 1,3 млн человек, с начала года). Это произошло прежде всего из-за сокращения реальных располагаемых доходов (на 4,3% в январе—сентябре к тому же периоду годом ранее). Однако уровень бедности остается ниже, чем в первом полугодии 2018–2019 годов, отмечает ВБ, потому что «меры социальной поддержки частично амортизируют сильное негативное воздействие кризиса на занятость и располагаемые доходы населения».

Исходя из допандемического прогноза ВБ по экономике России, уровень бедности мог бы составить 12% в 2020 году. То есть по модельным оценкам ВБ антикризисные меры поддержки населения позволят снизить уровень бедности даже больше, чем в сценарии с отсутствием пандемии.

Что предприняло правительство

  • Повышение максимального размера пособий по безработице с 8 тыс. до 12,13 тыс. руб.
  • Выплата до 1 октября 2020 года максимального пособия по безработице каждому, кто потерял работу из-за пандемии.
  • Ежемесячная выплата с апреля по июнь в размере 5 тыс. руб. на каждого ребенка в возрасте до трех лет.
  • Единовременная выплата 10 тыс. руб. на всех детей в возрасте от трех до 16 лет.
  • Увеличение размера пособия по уходу за первым ребенком в возрасте до полутора лет для неработающих родителей.
  • Налоговый вычет в размере МРОТ для самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей в наиболее пострадавших отраслях и т.д.

Разные эффекты для разных групп населения

Однако компенсационные меры по-разному повлияли на различные социально-демографические группы населения. Так, располагаемые доходы домохозяйств, состоящих из одного человека, пар с одним ребенком, снизились, а располагаемые доходы семей как минимум с двумя детьми, неполных семей и пенсионеров увеличились, следует из данных ВБ.

Антикризисная поддержка населения действительно помогла снизить риски существенного роста уровня бедности, который мог произойти в том числе из-за потери трудового дохода, поскольку она была направлена прежде всего на уязвимые группы населения — семьи с детьми и безработных, сказала РБК ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина. Помощь государства стала бы более эффективной, если бы была основана на принципах адресности и учитывала доходы и нуждаемость именно в текущий момент, а не оказывалась по таким простым критериям отбора — есть дети или нет детей, полагает она.

По оценкам РАНХиГС, наиболее уязвимыми категориями населения во время пандемического кризиса стали именно молодые работники до 30 лет, которые не имеют детей (поэтому большая часть мер на них не распространялась) и у которых нет достаточного опыта, чтобы найти работу. По мнению Гришиной, во время второй волны пандемии, начавшейся осенью, безусловно, необходимы дополнительные меры поддержки населения.

Российская система социальной поддержки населения не всегда ориентирована на бедных, но даже в тех случаях, когда они охвачены мерами помощи, получаемая ими поддержка недостаточна для того, чтобы выбраться из бедности, отмечает ВБ. Размер пособий, выплачиваемых на основе проверки нуждаемости, незначителен, указывают эксперты банка, рекомендуя принять меры для повышения адресности социальной поддержки.

Пространство для меньшего сокращения бюджета

Ухудшение условий на рынке труда особенно сильно ударило по неформальной занятости и трудовым мигрантам, отмечает ВБ. С середины 2019 года по середину 2020-го занятость в неформальном секторе России сократилась почти на 1,9 млн человек. «Сравнение этой цифры с данными по сокращению общего количества рабочих мест позволяет предположить, что самый сильный удар кризис нанес по работникам неформального сектора», — пишет ВБ. Однако, по последним данным Росстата, в течение третьего квартала 2020 года неформальная занятость восстановилась на 1,18 млн человек.


Многие из трудовых мигрантов, особенно в таких отраслях, как строительство, розничная торговля, индустрия гостеприимства, потеряли работу и вернулись в свои страны или «застряли» в России, где условия жизни для них ухудшились, также отмечает ВБ.

После сильного фискального импульса, полученного российской экономикой в 2020 году, в 2021–2022 годах Россию ожидает более глубокая бюджетная консолидация, чем в других развивающихся странах, отмечается в исследовании. По оценкам института, данный фактор будет тормозить экономический рост. Эти ожидания сходятся с выводами российских экономистов, о которых сообщал РБК. Снижение бюджетных расходов отнимет от роста ВВП до 1 п.п. в будущем году, оценивали экономисты. Однако Всемирный банк не предоставил конкретных оценок негативного эффекта бюджетной консолидации в отношении экономического роста.

С учетом относительно небольшого объема госдолга и значительных буферных резервов «у России есть определенное бюджетное пространство для более постепенной бюджетной консолидации», утверждает Сангхи.

Прогнозы на 2021 год

Всемирный банк пересмотрел прогноз по экономике России в сторону повышения в 2020 году: ВВП снизится на 4%, а не на 5%, как ожидал институт в сентябре. Вторая волна пандемии, особенно за пределами Москвы, отличается большей интенсивностью, чем весной, однако более мягкие ограничительные меры позволят сдержать замедление экономической активности.

Ввиду стагнирующего роста зарплат и повышения уровня безработицы потребление домохозяйств, как ожидается, сократится в 2020 году на 6,2%.

В 2021 году экономика сможет отыграть только часть потерь, понесенных в 2020-м, прогнозирует ВБ (рост на 2,6%). При предположении о безопасности и эффективности российской вакцины, которую выведут в гражданский оборот, будет заложена основа для устойчивого восстановления российской экономики со второй половины 2021 года.

Однако риски ухудшения экономического прогноза велики. В случае реализации менее благоприятного сценария (продолжение резкого роста числа новых случаев заболевания COVID-19 во втором полугодии 2021 года) прогнозируемый рост ВВП в 2021 году составит лишь 0,6%, говорится в материалах Всемирного банка.

РБК направил запрос в секретариат вице-премьера Татьяны Голиковой, а также в Минтруд и Минэкономразвития.

Россия тратит на социальную помощь 3% ВВП — много по меркам развивающихся стран, но бедность в стране сокращается медленно, утверждает Всемирный банк. Он предложил программу, которая позволит сокращать бедность быстрее и дешевле

Фото: Андрей Любимов / РБК

Российское правительство ставит задачу сократить уровень бедности в стране до 6,6% к 2030 году, однако при сохранении существующих условий эта цель «остается недостижимой», считает Всемирный банк (ВБ). Эта цель вряд ли будет достигнута без реформирования системы помощи малоимущим или по крайней мере без существенного ускорения экономического роста, сказал журналистам главный экономист ВБ по России Апурва Санги.

Действующая российская система социальной помощи является дорогостоящей, но недостаточно эффективной, говорится в очередном (полугодовом) докладе ВБ об экономике России, представленном 26 мая. В частности, указано там, помощь малоимущим не является для российского государства приоритетной, если судить по тому, что бедное население до пандемии получало лишь 10% выплат в рамках всей социальной помощи. Институт предложил новую национальную программу борьбы с бедностью в России, которая будет более экономной и более результативной.

«Многие из предложений Всемирного банка уже реализуются на практике. В частности, расширение контингента получателей помощи, внедрение комплексной оценки нуждаемости, дифференциация размеров выплат по отдельным мерам поддержки, установление единых правил предоставления поддержки», — сообщили РБК в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты. На вопрос, обсуждал ли ВБ свои идеи с российскими властями, представитель международного института ответил журналистам: «Все, что можно сделать публичным, мы публикуем. Наши частные коммуникации пускай останутся частными».

По итогам 2020 года уровень бедности составил 12,1% (17,8 млн человек за официальной чертой бедности), сообщал Росстат. В 2020 году воздействие пандемии было смягчено компенсирующими мерами социальной поддержки, что помогло даже сократить уровень бедности с 12,3% по итогам 2019 года. В 2021 году уровень бедности может снизиться до 11,4%, исходя из «совокупного эффекта экономического роста и изменений в мерах социальной поддержки (при допущении о полной и адресной реализации новых объявленных мер)», ожидает ВБ. Организация ждет роста ВВП России в 2021 году на 3,2%, согласно ее базовому прогнозу.


Сценарии экономического роста

Базовый прогноз ВБ по российской экономике исходит из постепенного сокращения числа новых случаев заболевания COVID-19. Институт также составил оптимистичный и пессимистичный варианты прогноза:

  • в позитивном сценарии рост ВВП России ускоряется до 3,8, 4,8 и 3,3% в 2021–2023 годах (предпосылки — более быстрая вакцинация, более высокий спрос на нефть в мире);
  • в негативном сценарии ВВП России растет на 2,6% в 2021 году, снижается на 0,7% в 2022 году и увеличивается на 0,6% в 2023-м (распространение новых штаммов коронавируса, слабый спрос на нефть).

Минимальный гарантированный доход

«Россия традиционно имела весьма впечатляющий комплекс систем социального обеспечения. Однако страна расходует на системы социального обеспечения больше средств (3% ВВП, или $30 млрд ежегодно), чем другие страны региона Европы и Центральной Азии, где этот показатель составляет 2,2% ВВП», — указал директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Рено Селигманн. По его словам, можно ликвидировать бедность быстрее и с меньшими затратами для бюджета.

Сейчас размер пособий в России слишком мал, чтобы помочь малоимущим выбраться из бедности; во многих случаях методики проверки нуждаемости неэффективны; 1 руб., израсходованный всей системой социальной помощи в России, обеспечивает сокращение дефицита дохода бедных только на 0,17 руб., утверждает международная организация. Под дефицитом дохода понимается разница между доходом домохозяйства и линией бедности.

ВБ предлагает альтернативную программу борьбы с бедностью в России («национальная программа минимального гарантированного дохода»), стоимость которой может составить всего лишь 0,33% ВВП. Создавать ее можно на базе действующей программы социального контракта, считает ВБ. Однако для успеха такой программы нужно обеспечить ее адресность — в частности, отсутствие утечек средств (например, из-за включения в программу тех, кто в помощи реально не нуждается). Одновременно нужно избежать ошибок, когда в программу не включается тот, кто нуждается в помощи.

В идеальной модели ВБ (на основе данных за 2019 год) средний дефицит дохода малоимущего населения в России был оценен в 2,8 тыс. руб. в месяц. Если бы каждая такая семья получала выплату в размере своего дефицита дохода, ориентировочная сумма бюджетных расходов на ликвидацию бедности составила бы 530 млрд руб., говорится в докладе банка.

Аналогичное решение предлагала Счетная палата. «Мы считаем возможным рассматривать пособия по социальной поддержке, которые исходили бы из дефицита [дохода] семьи, и распространять на другие категории населения, не только имеющие детей», — говорил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин в конце марта.

Система социального контракта

Для перехода к программе минимального гарантированного дохода Россия «могла бы развивать систему, опираясь на сильные стороны своей действующей программы социального контракта, призванной избавлять семьи от бедности с помощью комплекса мер поддержки, включая предоставление денег, условий и услуг», пишет ВБ. Программа предусматривает «контракт» между получателями поддержки и государством: в обмен на пособия и льготы их получатели должны принимать определенные меры, например искать работу и соглашаться на работу, когда она предлагается.

В Минтруде РБК сообщили, что такие рекомендации, как «усилить адресность поддержки, внедрить единую методологию оценки нуждаемости», уже реализуются. Например, выплаты на детей от трех до семи лет, выплаты женщинам, ожидающим детей, и одиноким родителям вводятся с учетом комплексной оценки нуждаемости: органы соцзащиты на основании данных информационных систем оценивают доходы и имущество граждан.

«В основе предложений Всемирного банка — трансформация механизма социального контракта. Предлагается использовать этот механизм по всей стране на единых для Федерации правилах и контролировать его эффективность», — отмечает Минтруд. До 2019 года социальный контракт реализовывался лишь в отдельных регионах, в 2020 году в 21 субъекте был проведен пилот, по итогам которого были выработаны единые правила, система учета эффективности мероприятий соцконтракта, и он был распространен на всю страну с федеральным софинансированием, напоминает ведомство. Если нужно, будут предложены дополнительные меры по борьбе с бедностью, так что цель по сокращению бедности в два раза к 2030 году будет достигнута, заверили в Минтруде.


Группа Всемирного банка поставила перед собой цель - добиться снижения числа людей, живущих в условиях крайней бедности, до уровня менее 3% мировой численности населения к 2030 году. В течение предстоящих нескольких дней международное сообщество также объединит усилия для достижения этой цели и утвердит первые Цели устойчивого развития на заседании Генеральной ассамблеи ООН.

Через несколько недель Всемирный банк объявит об обновлении глобального уровня бедности для мониторинга прогресса в достижении этой цели. Этот показатель отражает изменение стоимости жизни и позволяет более точно представить, как распределено население, живущее в условиях крайней бедности, во всем мире, и, в конечном счете, удостовериться в том, что оно охвачено мерами в области здравоохранения, образования, водоснабжения, очистки сточных вод, а также другими ключевыми услугами, которые позволят им в целом изменить жизнь к лучшему.

Как мы этого достигнем?

Во-первых, следует отметить, что в большинстве стран существуют собственные показатели бедности, учитывающие собственные нужды, условия и нормативные стандарты. Так, в богатых странах, как правило, установлены более высокие уровни бедности, чем в странах со средними или низкими доходами. Вполне логично, что страны будут использовать свои собственные уровни для принятия многих государственных решений.

Вместе с тем, когда мы хотим выделить наиболее бедное населении в мире, используя некоторые абсолютные стандарты независимо от их места проживания, нам нужно использовать «глобальный» уровень бедности. Поэтому первый вопрос, на которой нам следует ответить, заключается в том, каков этот уровень?

В 1990 году группа независимых исследователей и сотрудников Всемирного банка предложила измерять численность бедного населения в мире с использованием стандартов, принятых в беднейших странах мира. Они изучили национальные уровни бедности в некоторых наиболее бедных странах мира и преобразовали их в доллары США на основе паритета покупательной способности (ППС; более подробное объяснение приведено ниже), использовали среднее значение и получили уровень бедности, равный примерно 1 доллару США в день на человека.
После того как в 2005 году был завершен новый этап сбора более обширных данных о международных сопоставимых ценах и был рассчитан новый ППС, международный уровень бедности был пересмотрен на основе средних значений 15 национальных уровней бедности, принятых в то время в некоторых наиболее бедных странах мира. Уточненное значение составило 1,25 доллара США на человека в день.
Был ли этот метод правильным? Этот вопрос является предметом жарких споров, а суть вопроса состоит в следующем. Предположим, что в силу внутренней политики уровень бедности в Эфиопии (одной из беднейших 15 стран) повышается. Если использовать метод, принятый в 2005 году, то уровень бедности в мире повысится, в результате чего численность населения, которое считается бедным в Кении (не входит в число беднейших 15 стран), увеличится. Многие усомнятся в обоснованности таких расчетов.

К счастью, на этот раз такие споры не должны нас сдерживать. Учитывая, что Всемирный банк в 2013 году поставил перед собой цель искоренить крайнюю хроническую бедность к 2030 году, наиболее важной задачей сейчас является обеспечить неизменность критериев для измерения бедности.

Паритет покупательной способности (ППС): от местных показателей к мировым

Поэтому когда были получены новые показатели ППС В 2011 году (стали доступны в 2014 году), мы решили скорректировать уровень бедности, установленный в 2005 году и составлявший 1,25 доллара США. Это было сделано лишь для того, чтобы учесть, что цены с тех по выросли и что за 1,25 доллара США в ценах 2011 года уже нельзя купить то, что можно было приобрести в 2005 году. Поэтому метод, который мы применили, состоит в том, чтобы использовать средний показатель инфляции в беднейших странах мира и повысить номинальный уровень бедности так, чтобы его реальное значение оставалось неизменным. Скорректированный уровень бедности, который в скором времени будет объявлен, будет учитывать это обстоятельство.

ППС, рассчитываемый на основе данных цен по всему миру в рамках Программы международных сопоставлений (ПМС), означает, что при расчете бедности в разных странах учитывается возможность неравномерного роста цен в разных странах.

Что это означает для регионов и стран?

Глобальный уровень бедности используется, главным образом, для того, чтобы проводить мониторинг мирового уровня бедности и оценивать прогресс в достижении мировых целей, поставленных Всемирным банком, ООН и другими партнерами в области развития. Важность этого, казалось бы, тривиального расчета нельзя переоценить. Принимая во внимание, что Цели устойчивого развития (ЦУР) основаны на мировом уровне бедности в 1,25 доллара США в ценах 2005 года, решение о повышении или понижении этого показателя в значительной степени будет влиять на государственную политику, мировые потоки помощи и, в конечном счете, на благосостояние человечества.

Другие аспекты бедности

Несмотря на важность этих расчетов, их охват весьма узок и основан на денежном измерении. Бедность характеризуется многими другими аспектами, которые не всегда коррелируют с показателями бедности, основанными на измерении численности населения, живущего за чертой бедности – какой бы точной она ни была. Однако многочисленные неденежные аспекты, такие как как образование, здравоохранение, очистка сточных вод, водоснабжение, электроснабжение и даже экономические связи в современных условиях мира ставит вопросы о том, какие из них использовать, и как. Следует ли суммировать многие показатели или выделить их в разные колонки? И если мы их сложим, как мы сможем взвесить их, и т.д.

Что дальше?

На эти вопросы нельзя отвечать в спешке. После принятия ЦУР эти вопросы будут какое-то время оставаться актуальными. Поэтому в июне этого года я сформировал Комиссию по вопросам глобальной бедности, в которую входят одни из лучших экономистов в этой области, а возглавляет Комиссию Сэр Тони Эткинсон, ведущий международный авторитет по вопросам бедности и неравенства. Комиссия подготовит рекомендации для Группы Всемирного банка о том, как нам следует корректировать данные после появления новых наборов данных о ППС, а также как учитывать многие аспекты бедности, которые усугубляют проблему.

Сегодня уровень процветания в мире настолько высок, что мы не имеем права игнорировать проблемы бедности и неравенства, которые достигли столь значительных масштабов во всем мире.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: