Каким правом регламентируется порядок осуществления международных банковских переводов

Обновлено: 28.03.2024

Глава 1. Общие положения

1.1. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России (далее при совместном упоминании - законодательство) в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 настоящего Положения распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании федерального закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками.

(в ред. Указания Банка России от 11.10.2018 N 4930-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

расчетов платежными поручениями;

расчетов по аккредитиву;

расчетов инкассовыми поручениями;

расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и договорами с учетом требований настоящего Положения.

Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами (далее - основной договор).

1.2. Плательщиками, получателями средств являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, физические лица (далее - клиенты), банки. Взыскатели средств могут являться получателями средств. По распоряжениям взыскателей средств, в том числе органов принудительного исполнения, налоговых органов, получателем средств может быть также орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

Взыскатель средств в распоряжении, направляемом с исполнительным документом о взыскании, указывает получателем средств себя или орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

1.3. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам посредством:

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям средств - физическим лицам;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств.

1.4. Кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством:

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу;

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств.

1.5. Перевод денежных средств может быть осуществлен банком с последующим возмещением в соответствии с договором банком плательщика денежных средств в размере сумм распоряжений, исполненных банком получателя средств.

1.6. Перевод денежных средств может осуществляться с участием банка, не являющегося банком плательщика и банком получателя средств (далее - банк-посредник).

1.7. Безотзывность, безусловность, окончательность перевода денежных средств наступает в соответствии с федеральным законом.

1.8. Кредитные организации утверждают внутренние документы, содержащие:

порядок составления распоряжений;

порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений;

порядок исполнения распоряжений;

иные положения об организации деятельности кредитных организаций по осуществлению перевода денежных средств.

Внутренние документы не могут содержать положения, противоречащие законодательству, в том числе настоящему Положению.

1.9. Перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (далее - отправители распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.

1.10. Перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и 8 к настоящему Положению. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения.

Формы платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера на бумажных носителях приведены в приложениях 2, 4, 6 и 9 к настоящему Положению.

Номера реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 3, 5, 7 и 10 к настоящему Положению.

Максимальное количество символов в реквизитах платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера, составляемых в электронном виде, установлено приложением 11 к настоящему Положению.

1.11. Распоряжения, для которых настоящим Положением не установлены перечень реквизитов и формы, составляются отправителями распоряжений с указанием установленных банком реквизитов, позволяющих банку осуществить перевод денежных средств, и по формам, установленным банком или получателем средств по согласованию с банком. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения, и должны содержать наименования распоряжений, отличные от указанных в пункте 1.10 настоящего Положения.

Положения настоящего пункта распространяются на заявления, уведомления, извещения, запросы, ответы, составляемые в случаях, предусмотренных настоящим Положением, на заявления, составляемые в соответствии с федеральным законом в целях взыскания денежных средств.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящего пункта распространяются на составляемые юридическим лицом в электронном виде или на бумажном носителе распоряжения о получении наличных денежных средств с банковского счета юридического лица при недостаточности денежных средств на его банковском счете.

Положения настоящего пункта распространяются на распоряжение физического лица, форма которого на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2012, N 53, ст. 7592; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2315, ст. 2317; N 43, ст. 5803; 2015, N 1, ст. 8, ст. 14) (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) устанавливается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России.

(абзац введен Указанием Банка России от 06.11.2015 N 3844-У)

1.12. Платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами.

1.13. Форма распоряжения на бумажном носителе, указанного в пунктах 1.10 и 1.11 настоящего Положения, не должна превышать лист формата A4. Если форма распоряжения, указанного в пункте 1.11 настоящего Положения, состоит из нескольких листов, каждый из листов оформляется в порядке, установленном банком, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

Количество экземпляров распоряжений на бумажных носителях устанавливается банком.

1.14. Банки применяют распоряжения в соответствии с настоящим Положением в случаях:

списания (зачисления) денежных средств по банковскому счету, если банк является получателем средств (плательщиком);

перевода денежных средств без открытия банковского счета, включая перевод электронных денежных средств, если банк является получателем средств.

1.15. На основании распоряжения плательщика, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк плательщика может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовый и (или) периодический перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщику, в том числе использующему электронное средство платежа, в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой плательщиком, получателю средств в этом или ином банке.

1.16. На основании распоряжения получателя средств, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк получателя средств может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовое и (или) периодическое предъявление распоряжений получателя средств к банковскому счету плательщика, открытому в этом или ином банке, или в целях осуществления перевода электронных денежных средств плательщика в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой получателем средств.

1.17. Плательщик может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым одним банком.

В случаях, предусмотренных договором, плательщик может составлять распоряжение на общую сумму с реестром в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым разными банками.

1.18. Получатель средств может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в котором указываются плательщики, обслуживаемые одним банком.

В случаях, предусмотренных договором, получатель средств может составлять распоряжение, в котором указывается информация о плательщиках, обслуживаемых разными банками.

1.19. В реестре указываются информация о банках получателей средств (банках плательщиков), получателях средств (плательщиках), суммы по получателям средств (плательщикам), даты, номера распоряжений и назначение платежа (назначения платежей), а также общее количество распоряжений. Если реестр направляется отдельно от распоряжения на общую сумму, то в нем указываются общая сумма распоряжений, включенных в реестр, а также номер и дата распоряжения на общую сумму. Сумма, указанная в реестре, должна соответствовать сумме, указанной в распоряжении на общую сумму. В реестре плательщик (получатель средств) может по согласованию с банком указать дополнительную информацию.

1.20. Банк на основании принятых к исполнению распоряжений, распоряжений на общую сумму с реестрами, представленными в банк, может составлять распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности. В реестре указываются общая сумма и общее количество распоряжений, информация о плательщиках или плательщике (в предусмотренных федеральным законом или договором случаях), получателях средств или получателе средств, обслуживаемых данным или другим банком, содержащая предусмотренные договором реквизиты, достаточные для зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств, выдачи наличных денежных средств получателям средств, сумма каждого распоряжения. Даты, номера распоряжений и информация о назначении платежа (назначениях платежей) указываются в реестре при их наличии в распоряжениях.

1.21. Порядок направления распоряжений, передачи реестров, указанных в пунктах 1.17, 1.18 и 1.20 настоящего Положения, определяется банками с учетом срока осуществления перевода денежных средств в соответствии с федеральным законом.

1.21.1. В распоряжениях указывается уникальный идентификатор платежа в случаях его присвоения получателем средств. Уникальный идентификатор платежа доводится получателем средств до плательщика в соответствии с договором. Банк получателя средств осуществляет контроль уникального идентификатора платежа в случаях и порядке, установленных договором с получателем средств. В случае осуществления перевода денежных средств на банковский счет получателя средств, открытый в целях идентификации платежа, формирование и контроль уникального идентификатора платежа осуществляются в порядке, установленном в приложении 12 к настоящему Положению.

(см. текст в предыдущей редакции)

В распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями (далее - распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации) уникальный идентификатор платежа указывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых на основании части 1 статьи 8 Федерального закона N 161-ФЗ Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России.

(в ред. Указания Банка России от 06.11.2015 N 3844-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

В распоряжениях о переводе денежных средств указывается уникальный идентификатор платежа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(абзац введен Указанием Банка России от 19.05.2015 N 3641-У)

(п. 1.21.1 введен Указанием Банка России от 15.07.2013 N 3025-У)

1.21.2. В распоряжении, требующем выполнения условий перевода денежных средств (далее - условия перевода), указывается признак, определяющий наличие условий перевода денежных средств (далее - признак условий перевода), если он предусмотрен договором.

(п. 1.21.2 введен Указанием Банка России от 11.10.2018 N 4930-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.23. Банк обеспечивает возможность воспроизведения, в том числе по запросу, в электронном виде и на бумажных носителях (в формах, установленных для соответствующих распоряжений) принятых к исполнению и исполненных распоряжений в электронном виде.

1.24. Распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).

Распоряжение получателя средств, взыскателя средств в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями, иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) получателем средств, взыскателем средств или уполномоченным на это лицом (лицами).

При воспроизведении распоряжений в электронном виде в соответствии с пунктом 1.23 настоящего Положения должна обеспечиваться возможность установления лица (лиц), указанного (указанных) в настоящем пункте.

Положения настоящего пункта применяются к распоряжениям в электронном виде, реестрам, составляемым банками.

1.25. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.28. Настоящее Положение распространяется на осуществление перевода денежных средств с участием государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк).

Установлены временные ограничения на осуществление перевода денежных средств (Указы Президента РФ от 01.03.2022 N 81, от 28.02.2022 N 79, Информации Банка России от 01.04.2022, от 16.05.2022).

Статья 5. Порядок осуществления перевода денежных средств

1. Оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента).

2. Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета.

3. Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.

4. Внесение наличных денежных средств на свой банковский счет или получение наличных денежных средств со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом денежных средств.

С 01.10.2022 в ч. 5 ст. 5 вносятся изменения (ФЗ от 19.11.2021 N 369-ФЗ). См. будущую редакцию.

5. Перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

С 01.10.2022 ст. 5 дополняется частью 5.1 (ФЗ от 19.11.2021 N 369-ФЗ). См. будущую редакцию.

6. В осуществлении перевода денежных средств наряду с оператором по переводу денежных средств, обслуживающим плательщика, и оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, могут участвовать другие операторы по переводу денежных средств (далее - посредники в переводе).

7. Если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

8. Безусловность перевода денежных средств наступает в момент выполнения определенных плательщиком и (или) получателем средств либо иными лицами условий осуществления перевода денежных средств, в том числе осуществления встречного перевода денежных средств в иной валюте, встречной передачи ценных бумаг, представления документов, либо при отсутствии указанных условий.

9. В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживает один оператор по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или обеспечения получателю средств возможности получения наличных денежных средств.

10. В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживают разные операторы по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств, с учетом требований статьи 25 настоящего Федерального закона.

11. При переводе денежных средств обязательство оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, перед плательщиком прекращается в момент наступления его окончательности.

12. Оператор по переводу денежных средств до осуществления перевода денежных средств обязан предоставлять клиентам возможность ознакомления в доступной для них форме с условиями осуществления перевода денежных средств в рамках применяемой формы безналичных расчетов, в том числе:

1) с размером вознаграждения и порядком его взимания в случае, если оно предусмотрено договором;

2) со способом определения обменного курса, применяемого при осуществлении перевода денежных средств в иностранной валюте (при различии валюты денежных средств, предоставленных плательщиком, и валюты переводимых денежных средств);

3) с порядком предъявления претензий, включая информацию для связи с оператором по переводу денежных средств;

4) с иной информацией, обусловленной применяемой формой безналичных расчетов.

13. Клиент обязан предоставить оператору по переводу денежных средств достоверную информацию для связи с клиентом, а в случае ее изменения своевременно предоставить обновленную информацию. Обязанность оператора по переводу денежных средств по направлению клиенту уведомлений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, считается исполненной при направлении уведомления в соответствии с имеющейся у оператора по переводу денежных средств информацией для связи с клиентом.

Российские резиденты не смогут зачислять иностранную валюту на свои счета и вклады в зарубежных банках и брокерах, следует из указа президента Владимира Путина об ответе на западные санкции.

Владимир Путин

Запрет вступает в силу 1 марта 2022 года. Он затронет переводы не только на свой счет, но и вывод денег без открытия счета, если для него используются иностранные поставщики услуг. В других пунктах указа, касающихся работы с валютой, сообщается, что они затрагивают участников внешнеэкономической деятельности. В пункте 3б, регулирующем вопрос конкретно вывода валюты в зарубежные банки, такого уточнения нет.

Эльвира Набиуллина

Предмет запрета звучит следующим образом: запретить «зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, а также осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг».

Кроме того, указ запрещает кредитование российскими резидентами иностранцев, если оно происходит в иностранной валюте.

Сократить, заморозить: новая реальность PR-отделов российских компаний

Встань на мое место: пять главных принципов клиентоориентированности

Фото: David Ramos / Getty Images

Некоторым даже поднимут зарплату: краткосрочный прогноз для рынка труда

Фото: Shutterstock

Telegram все ближе к мечте о супераппе. Чего еще в нем не хватает бизнесу

Фото: Mario Tama / Getty Images

От этих 40 акций избавились Баффет, Гейтс и другие гуру инвестиций: обзор

Будьте как мы: зачем Сoca-Cola сменила название в Китае на Ke Kou Ke Le

Всему голова: как перейти на российскую ERP и что выбрать

Фото: Pexels

Потолок выше 700 тыс. руб. в месяц: cколько получают No-code разработчики

Чем обернутся ограничения

Ограничения на вывод валюты нужны, чтобы остановить отток капитала физлиц и юрлиц за рубеж, сказал РБК партнер налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе. «Но вряд ли идея контрсанкций — запретить переводы родственникам. Скорее всего, власти предусмотрят исключения и оговорки. Возможно, допустят переводы от физлиц физлицам на небольшие суммы», — рассуждает юрист.

«К сожалению, из текста указа неясно, что понимается под иностранной платежной системой. Так, непонятно, будет ли расцениваться как иностранная платежная система, если оператор платежной системы является российским юридическим лицом, созданным оператором иностранной платежной системы. Исходя из логики указа думается, что в любом случае, если платежная система связана с иностранной платежной системой, то ее нельзя будет использовать для перевода иностранной валюты», — говорит адвокат, партнер коллегии адвокатов «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов.

Указ не затронет иностранные компании, владельцы которых — россияне (КИК), считает старший советник Hill Consulting Сергей Нестеренко: «Такие компании и ранее использовались для хранения средств в зарубежных банках с целью снятия ограничений российского валютного контроля».

Документ коснется платежных систем, которые используют небольшие компании и фрилансеры: Paysera (она уже отказалась работать с российскими клиентами), Paysend, Cardpay, Payoneer и PayPal, которые в том числе позволяли осуществлять переводы с карты на карту в разных странах, указывает Нестеренко. Среди других сегментов, попадающих под ограничения, — перечисление зарплаты на зарубежные счета от работы на иностранные компании, а также зачисления на брокерские счета дивидендов или выручки от продажи финансовых инструментов.

По оценке Капианидзе, мигрантов, перечисляющих деньги семьям в другие страны, ограничения не коснутся, потому что они не являются резидентами России. Указанные ограничения могут затронуть только мигрантов, отвечающих признакам валютного резидента России, например, если они постоянно проживают в России на основании вида на жительство, считает адвокат, советник юридической фирмы Vegas Lex Илья Шенгелия.

Указ может затронуть и иностранцев, если с точки зрения валютного законодательства они являются резидентами, то есть имеют вид на жительство, добавляет Дубов.

«Те или иные правила, определяющие порядок проведения валютных операций, существовали всегда в новейшей истории России, но подобного рода ограничения на перевод отсутствовали», — резюмирует Дубов. В начале 1990-х было время, когда нужно было получать разрешение ЦБ на открытие счета за рубежом, но тотального запрета на зачисления на такие счета никогда не было, напоминает Нестеренко. Он полагает, что это временная мера.

Как сдерживают рубль

Это уже не первая мера, призванная стабилизировать рубль. Так, Минфин ввел обязательную продажу иностранной валюты на уровне 80% от выручки для компаний-резидентов (не использовалась с 2007 года). Это в первую очередь затронет экспортеров сырья, которые получают валютную выручку. Путин в своем указе закрепил эту инициативу. Из него следует, что на продажу должна идти валюта, полученная с 1 января.

Кроме того, ЦБ с 28 февраля запретил брокерам продавать ценные бумаги по поручениям иностранных клиентов (и физических, и юридических лиц). Это означает, что фактически их инвестиции в российские бумаги заморожены.

Фото:Константин Кокошкин / Global Look Press

ЦБ также резко повысил ключевую ставку — с 9,5 до 20%, объяснив свой шаг «кардинальным изменением» внешних условий для российской экономики.

Столь жесткие меры меры принимаются в условиях, когда ЦБ практически не может поддерживать курс за счет валютных интервенций. Он начал это делать в четверг, 24 февраля, направив на эти операции в первый день почти 85 млрд руб. в эквиваленте (и чуть меньше — 25 февраля). Но к понедельнику Евросоюз принял решение запретить любые транзакции своим резидентам с Банком России, заморозив его активы. Позднее о таком же решении объявили США (хотя ЦБ и не вошел в блокирующий список SDN). Около 50% резервов ЦБ размещено в валютных активах стран, присоединившихся к санкциям, и они будут заблокированы, говорил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина подтвердила, что интервенции с сегодняшнего дня остановлены.

Лидия Новикова, выпускающий редактор ленты новостей Банки.ру

Сделать зарубежный SWIFT-перевод стало сложнее даже в банках, которые не попали под санкции — переводы идут долго и могут «зависнуть». Через какие организации можно делать переводы и с какими проблемами сталкиваются россияне, эксперты рассказали Forbes.

После февральских событий от системы SWIFT для переводов за границу были отключены ВТБ, банк «Открытие», Совкомбанк, Промсвязьбанк и Новикомбанк. В начале мая стало известно, что Евросоюз также планирует отключить от SWIFT Сбербанк, Россельхозбанк (РСХБ) и Московский Кредитный Банк (МКБ).

Сбербанк, как и Альфа-Банк, потерял возможность проводить международные переводы из-за блокировки корсчетов в банках США и попадания в список SDN.

Что нужно учитывать

При переводе денег через SWIFT нужно знать, что:

  • Иностранный банк может запросить подтверждение происхождения денег. Такая ситуация произошла с клиентом Тинькофф Банка, который рассказал Forbes, что израильский банк запрашивал информацию о происхождении денег. Клиент должен собрать банковские выписки, показывающие движение денег.
  • Банк — отправитель перевода не отвечает за действия банка-корреспондента. У банка-отправителя должен быть открыт счет в иностранном банке, выполняющим платежные поручения. Сейчас корреспондентские отношения с контрагентами из России начинают разрывать.
  • Каждый платеж получает номер отслеживания через сервис GPI-трекера. Такой сервис доступен в Тинькофф Банке, Росбанке и Россельхозбанке. Из-за повышения сроков перевода (до двух недель и более) популярность сервиса увеличилась, так как в некоторых банках проверка происходит вручную.

Какие банки выполняют SWIFT-переводы

  • Газпромбанк выполняет платежи в долларах или евро во все страны, кроме Великобритании, Австралии и Канады. Комиссия составит 1%, сумма — от 1 тыс. до 15 тыс. рублей. Перевод выполняется за два дня.
  • Россельхозбанк выполняет переводы во все страны, если у страны-получателя нет ограничений на входящие переводы из России. Комиссия составит 1,5%, сумма — от 20 до 300 единиц валюты. Перевод занимает до пяти рабочих дней.
  • МКБ выполняет переводы только через отделение банка. Комиссия — 3%, сумма — от 3 тыс. до 15 тыс. рублей. Перевод выполняется за три рабочих дня.
  • Райффайзенбанк выполняет переводы долларов и рублей с комиссией 1,5%. Сумма — от 30 до 250 единиц валюты. Длительность зависит от банка-корреспондента. Если перевод в евро, а принимающий банк находится внутри банковской системы Райффайзенбанка, комиссия в офисе банка составит 1,2%, сумма — от 24 до 200 единиц, 0,8% — при сумме от 24 до 160 единиц валюты в личном кабинете.
  • Росбанк выполняет перевод в любой валюте, комиссия зависит от тарифа. Обычная через онлайн-банк составляет 1% при сумме от 500 до 10 тыс. рублей, в офисе — 2% при сумме от 1 тыс. до 18 тыс. рублей. Перевод занимает до семи рабочих дней.

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t


Валютный контроль - 2021 для юридических лиц традиционно вызывает много вопросов и является горячей темой для бухгалтеров. Каково определение валютных операций, все ли они подвергаются контролю? Какие действия обязана произвести бухгалтерия, если в организации проходят валютные операции? Какие документы для работы с валютными операциями необходимо иметь? Расскажем о порядке работы с валютой в 2021 году в нашем обзоре.

Что относится к операциям с валютой

Валютные операции регулируются федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. По этому закону к валютным операциям относятся следующие сделки:


Далее поясним, кто относится к резидентам в контексте рассматриваемого закона, а кто — к нерезидентам.

Резидентами могут быть как физлица, так и организации-юрлица:


Нерезидентами также выступают и юрлица, и физлица:


Из вышесказанного можно сделать вывод, что валютному контролю в 2021 году подвержены не только организации, но и обычные граждане.

Если стороны валютной операции резидент и нерезидент, то она производится без ограничений.

В общей формулировке валютные операции между резидентами — вне закона (п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ). Однако предусмотрено достаточно большое количество исключений, то есть перечень валютных операций, которые могут производить между собой резиденты. Полный список исключений указан в п. 1 ст. 9 закона 173-ФЗ. Приведем самые распространенные случаи допустимых валютных операций:


Подробности о валютных операциях между резидентами и нерезидентами — в статье.

Ниже рассмотрим, как происходит валютный контроль для юридических лиц и валютный контроль для физических лиц.

Кто принимает участие в контроле операций с валютой

Валютный контроль — это процесс слежения за соблюдением валютного законодательства.


Органы валютного контроля — это Центральный банк РФ, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба. Агенты налогового контроля — уполномоченные банки.

Валютный контроль за валютными договорами кредитных и некредитных финансовых предприятий осуществляет Центральный банк РФ.

Резидентов и нерезидентов, не относящихся к финансовым организациям, контролируют органы и агенты валютного контроля в РФ: ФТС, ФНС и уполномоченные банки. Уполномоченные банки участвуют в этом процессе, так как только через них организации могут совершать валютные операции.

Уполномоченные банки — это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензии Центробанка совершать банковские операции в иностранной валюте.

Центральный банк координирует действия уполномоченных банков в валютном контроле. Правительство, в свою очередь, координирует работу органов валютного контроля и Центрального банка.

Права тех, кто осуществляет валютный контроль:


Также те, кто проводит валютный контроль, обязаны:


За несоблюдение правил валютного законодательства, выявленное валютным контролем в 2021 году, штрафы назначаются по КоАП РФ.

Как заполнить платежку при валютном переводе, мы рассказывали в статье «Образец заполнения валютного платежного поручения».

Суть валютного контроля

В чем же заключается процедура валютного контроля? В запросе документов валютного контроля.


Посмотрите, что относится к подтверждающим документам для валютного контроля:


Порядок представления подтверждающих документов регулирует Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

Согласно этой Инструкции полному валютному контролю подвержены не все контракты. Важна договорная сумма для валютного контроля. По контрактам с суммой ниже 200 тыс. руб. в банк достаточно сообщить лишь код операции. Коды всех операций приведены в приложении № 1 к Инструкции, их перечень достаточно обширен.

Если сумма контракта превышает 200 тыс. руб., то пакет необходимых документов валютного контроля для банков значительно расширяется. Резиденты при совершении операций по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет в уполномоченном банке или при списании иностранной валюты должны представить в банк документы, связанные с проведением этих операций. Таковыми документами могут быть инвойсы, акты, накладные, счета-фактуры.

При импорте валютный контроль так же, как и валютный контроль экспортных операций, имеет особенности. Какие должны быть лимиты сумм контракта для учета в валютном контроле экспорта и импорта:

  • кредитный договор или импортный контракт - валютный контроль начинается с 3 млн руб.;
  • экспортный контракт — 6 млн руб.

В этих случаях предусмотрен учет контрактов валютного контроля.

Порядок документооборота при валютном контроле

Итак, мы обозначили три разновидности действий при валютном контроле:

  • операция до 200 тыс. руб. — в банк сообщают код операции;
  • операция свыше 200 тыс. руб. — в банк представляют документы, сопровождающие сделку;
  • операции экспорта и импорта с определенным лимитом — происходит регистрация договора для валютного контроля.

ВАЖНО! Сумма переводится в рубли и исчисляется на дату заключения договора по курсу ЦБ РФ.

Сроки представления документов в 2021 году для валютного контроля

Для контрактов свыше 200 тыс. руб. документы представляют:

  • при поступлении валюты на транзитный валютный счет — в течение 15 дней с даты поступления;
  • при списании валюты или при списании в пользу нерезидента — одновременно с распоряжением о списании.

Сроки постановки контракта на учет валютного контроля аналогичные. Только помимо того, что резидент должен представить в уполномоченный банк необходимые документы, сопровождающие сделку, банк после получения этих документов не позднее следующего рабочего дня присваивает контракту уникальный номер валютного контроля. Применяемые раньше паспорта сделки валютного контроля не используются, теперь вместо них — УНК валютного контроля (уникальный номер контракта).

Кроме того, резидент должен самостоятельно осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки и сообщить о ее сроках в банк.

Также необходимо представить подтверждающие документы и справку о подтверждающих документах для валютного контроля в 2021 году в следующих случаях:


ВАЖНО! Если речь идет о периодических платежах, например по договорам аренды, лизинга и прочее, то в этом случае на периодические платежи справку и документы представлять не надо.

Информацию о том, как заполнить справку о подтверждающих документах, вы найдете в готовом решении «КонсультантПлюс», если оформите пробный бесплатный доступ к системе.

Подведем итоги в таблице:


Итоги

При осуществлении валютных операций резиденты могут использовать только уполномоченные банки. Также они обязаны отчитываться по совершаемым валютным операциям путем представления подтверждающих документов. Перечень документов и порядок валютного контроля зависят от суммы контракта и от его содержания.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: