Какими законами рф регламентировано требование проведения идентификации налогового резидента в банке

Обновлено: 18.04.2024

Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Стандартом по автоматическому обмену информацией (Common Reporting Standard (CRS)

В связи с принятием Федерального закона от 27.11.2017 №340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» лица, заключающие с банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, обязаны представлять в банк информацию, позволяющую установить их налоговое резидентство, в отношении самих себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих.

В случае непредставления лицом, заключающим с банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, информации, запрашиваемой в соответствии с настоящей главой, банк вправе отказать в заключении такого договора с этим лицом.

В случае непредставления клиентом, имеющим действующие договоры, предусматривающие оказание финансовых услуг, запрашиваемой банком информации, позволяющую установить их налоговое резидентство, банк вправе отказать в совершении операций, осуществляемых в пользу или по поручению клиента, либо расторгнуть в одностороннем порядке договор, предусматривающий оказание финансовых услуг.

Формы самосертификации для определения налогового резиденства

Налогообложение иностранных счетов в соответствии с требованием законодательства FATCA

Банк является участвующим финансовым институтом (Participating FFI) в рамках Закона о налогообложении иностранных счетов США (FATCA). Банку присвоен индивидуальный идентификационный номер участника (GIIN — Global Intermediary Identification Number) — ZDFUFB.00000.LE.643.

В соответствии с пп. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.06.2014 №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в банке были утверждены следующие документы:

В соответствии с требованиями FATCA, банк обязуется выполнять требования по идентификации клиентов, сбору и передаче предусмотренной Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Федеральный закон №173-ФЗ) информации о клиентах уполномоченным государственным органам Российской Федерации, а также иностранному налоговому органу, включая Internal Revenue Service of the United States (Федеральную налоговую службу США) и (или) иностранным налоговым агентам, уполномоченным иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов.

В связи с этим, в соответствии со ст. 2 Федерального Закона №173-ФЗ ПАО «АК БАРС» БАНК рекомендует клиентам:

Если клиентом — физическим лицом или индивидуальным предпринимателем дан хотя бы один положительный ответ на вопросы в Анкете, а клиентом — юридическим лицом дан любой ответ на вопросы в Анкете, ему необходимо документально подтвердить или опровергнуть предположение об отнесении его к категории клиентов — иностранных налогоплательщиков, посредством предоставления в банк одной из форм в соответствии с требованиями FATCA (W-8BEN, W-8BEN-E, W-9, W-8IMY и W-8ECI), а также предоставить в банк подписанное Согласие банку на обработку персональных данных (открыть Согласие банку на обработку персональных данных).

Выбор формы для заполнения зависит от статуса налогоплательщика, к которому относится клиент.

Настоящим Публичное акционерное общество Банк «Финансовая корпорация Открытие» (далее — Банк) доводит до сведения физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, планирующих установить деловые взаимоотношения с Банком 1 , что 30.06.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 173-ФЗ).

В соответствии с требованиями Федерального закона 173-ФЗ Банк принимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с Банком договор 1 , предусматривающий оказание финансовых услуг, лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.

В соответствии с требованиями Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act) (далее — Закон FATCA) Банк заключил соглашение с Налоговым управлением США (Internal Revenue Service (IRS)) и зарегистрировался на сайте Налогового управления США, тем самым подтвердив свое согласие на сбор и представление Налоговому управлению США информации о Налогоплательщиках США 2 .

Основной целью Закона FATCA является противодействие уклонению от налогообложения в США доходов Налогоплательщиков США 2 , полученных через финансовые институты за пределами США.

Банк с 01.07.2014 осуществляет сбор сведений, позволяющих определить принадлежность вновь обратившегося лица (впервые обратившегося с 01.07.2014 в Банк для установления деловых взаимоотношений) к лицам, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.

Сведения о Налогоплательщиках США, включая данные о номерах счетов Клиента в Банке, остатках на счетах, об операциях по счетам, могут быть переданы Банком в Налоговое управление США (IRS) и/или лицу, исполняющему обязанности такого органа, а также уполномоченным органам в объеме и порядке, установленном законодательством РФ.

Обращаем Ваше внимание, что Банк не консультирует клиентов по вопросам применения Закона FATCA. В случае возникновения вопросов рекомендуем Вам проконсультироваться с профессиональным налоговым консультантом.

Об установлении статуса клиентов для целей CRS

CRS (Common Reporting Standard, далее CRS) — Стандарт по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах, разработанный ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития). 12 мая 2016 года ФНС России от имени Российской Федерации подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года.

CRS направлен на предотвращение глобального уклонения от уплаты налогов с использованием офшорных юрисдикций и обеспечения прозрачности информации.

CRS в России реализован посредством принятия Федерального закона 340-ФЗ от 27.11.2017г., дополнившего Главой 20.1 Налоговый кодекс РФ, и утверждения Постановления Правительства от 16.06.2018г. № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)».

В целях международного обмена информацией с иностранными налоговыми органами указанные документы обязывают Банк устанавливать налоговое резидентство клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, и направлять сведения об иностранных налогоплательщиках в ФНС РФ.

Клиенты, в свою очередь, обязаны в соответствии с Налоговым кодексом РФ предоставлять запрашиваемую Банком информацию о налоговом резидентстве указанных лиц.

В случае непредставления лицом, заключающим с Банком договор 1 , предусматривающий оказание финансовых услуг, информации, запрашиваемой в соответствии с настоящей главой, организация финансового рынка вправе отказать в заключении такого договора с этим лицом.

Банк вправе в случае непредставления клиентом запрашиваемой в соответствии с Главой 20.1 Налогового кодекса РФ информации отказать в совершении операций, осуществляемых в пользу или по поручению клиента по договору 1 , предусматривающему оказание финансовых услуг, и (или) в случаях, предусмотренных указанной главой, расторгнуть в одностороннем порядке договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, уведомив об этом клиента не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

Банк вправе в одностороннем порядке расторгнуть заключенный с клиентом договор 1 , предусматривающий оказание финансовых услуг, если в результате проведения мер, предусмотренных пунктом 1 статьи 142.4 Главы 20.1 НК РФ, Банк выявит недостоверность или неполноту представленной клиентом информации либо придет к выводу о противоречии представленной клиентом информации сведениям, имеющимся в распоряжении Банка, в том числе полученным из иных общедоступных источников информации.

Банк в целях выполнения вышеуказанных требований по FATCA/CRS при установлении деловых отношений с клиентом и заключении договоров 1 об оказании финансовых услуг, а также при наличии оснований полагать, что предоставленная клиентом по запросу Банка информация/документы для целей FATCA/CRS перестали соответствовать действительности, запрашивает 3 у клиентов информацию и документы, в том числе:

Проверку структуры иностранного идентификационного номера налогоплательщика можно осуществить по ссылке.

Информация по CRS для клиентов, размещенная на сайте ФНС:

1 Открытие банковского счета/вклада, заключение договора на брокерское обслуживание, депозитарные услуги и другие финансовые услуги.

2 Под понятием «Налогоплательщик США» понимается физическое лицо, которое является гражданином США или налоговым резидентом США. Если наличие статуса налогового резидента США вызывает у Вас сомнения, мы рекомендуем проконсультироваться с профессиональным налоговым консультантом.

По общему правилу, Вы можете быть признаны налоговым резидентом США, если:

Вы родились в США; ИЛИ

  1. Вы являетесь гражданином США или у Вас есть «Грин-карта» США; ИЛИ
  2. Вы отвечаете критерию существенного присутствия. Чтобы отвечать этому критерию, Вы должны физически находиться в США по крайней мере:
    1. 31 день в течение текущего года, и
    2. 183 дня в течение трехлетнего периода, который включает текущий год и два непосредственно предшествующих года, включая в расчет, что:
      Все дни, в течение которых Вы находились в США в течение текущего года; И
      1/3 дней, в течение которых Вы находились в США в течение первого года, предшествующего текущему году; И
      1/6 дней, в течение которых Вы находились в США в течение второго года, предшествующего текущему году.

    В качестве признаков Налогоплательщика США в отношении физических лиц дополнительно рассматриваются:

    • Наличие регистрации/места жительства в США
    • Почтовый адрес в США (включая почтовый ящик)
    • Телефонный номер с кодом США (префикс «+1»)
    • Постоянно действующие инструкции по платежам в США
    • Действующая доверенность, выданная лицу, имеющему право на управление счетом, с адресом в США
    • Право подписи, выданное лицу с адресом в США
    • Адрес до востребования в США (в отсутствии иного адреса)
    • Налоговый резидент США (по иным основаниям, например, при покупке недвижимости в США)

    4 Форма Налогового управления США, которая используется для определения статуса Налогоплательщика США

    5 Свидетельство об утрате гражданства США (CLN) — форма Бюро консульских дел Государственного департамента США, составленная сотрудником консульской службы Соединенных Штатов, подтверждающая отказ от гражданства США. Данная форма утверждается Государственным Секретарем США на основании Закона об иммиграции и гражданстве США 1952 г.


    Валютный резидент и налоговый резидент — два понятия, сосуществующие в российском законодательстве. Почему они не идентичны, ответит данный материал.

    Кто относится к категориям валютного резидента и налогового резидента — закон о резидентстве

    Начнем с того, что статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных НПА:

    • относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять по нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ в актуальной редакции от 02.07.2021;
    • является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, нужно уточнять по нормам, содержащимся в НК РФ.

    Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — это не одно и то же. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.

    Каковы характеристики налоговых и валютных резидентов РФ в 2021 - 2022 годах

    Налоговыми резидентами (НР) признаются физлица, которые фактически находятся на территории РФ 183 и более календарных дней в течение 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).

    О нюансах присвоения или утраты налогового резидентства узнайте еще из статьи «Налоговый резидент РФ — это…».

    НР РФ признаются юрлица (ст. 246.2 НК РФ), которые:

    Как учитывать валютные операции, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный демодоступ к системе К+ и бесплатно переходите в Путеводитель.

    Наличие статуса НР РФ влечет за собой обязанности по исчислению и уплате налогов в РФ, а также по декларированию, предоставлению информации российским контролирующим органам. Это общеустановленные действующие на текущий момент нормы, касающиеся НП РФ. Как пример единичного исключения можно рассмотреть ситуацию с пандемией в 2020 году. Тогда для получения статуса резидента физическому лицу нужно было находиться в России не меньше 90 дней на протяжении налогового периода — 2020 года. Помимо этого надо было подавать заявление на резидента до 30.04.2021. Тот, кто этого не делал, получал статус резидента общим порядком. Данная норма была введена законом от 31.07.2020 № 265, который внес изменение в НК РФ — дополнительный п. 2.2 к ст. 207.

    Валютными резидентами (ВР) РФ признаются физлица (ст. 1 закона № 173-ФЗ), которые:

    • имеют гражданство РФ (все россияне) — кроме тех, кто постоянно проживает в другом государстве и признается проживающим постоянно по закону этого другого государства;
    • признаваемые постоянно проживающими в РФ с видом на жительство иностранцы и лица, не имеющие гражданства.

    ВР РФ признаются юрлица (ст. 1 закона № 173-ФЗ):

    • созданные в РФ по внутреннему законодательству, а также филиалы и представительства этих юрлиц, даже находящиеся за рубежом;
    • официальные представительства самой РФ, находящиеся за границей (в т. ч. федеральных органов исполнительной власти, дипмиссии, консульства, представительства при международных организациях);
    • субъекты и муниципальные образования РФ, которые вступают в валютные правоотношения.

    Наличие статуса ВР РФ влечет за собой комплекс обязанностей и прав, установленных законодательством РФ в сфере валютных правоотношений. Например, уведомление ИФНС РФ об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в зарубежных банках, а также движении средств по ним.

    Таким образом, статус резидента РФ для целей налогового контроля соотносится с количеством дней пребывания лица на территории РФ в течение 12 месяцев подряд. Статус же валютного резидента соотносится с наличием ВНЖ. Иностранец без ВНЖ — валютный нерезидент РФ.

    Поэтому физическое лицо, которое теряет статус налогового резидента, может иметь статус валютного резидента. Например, если россиянин постоянно живет заграницей (больше года) либо временно пребывает там не меньше года, то он признается валютным резидентом.

    Подробно о правах и обязанностях участников валютных операций в РФ, а также о последних изменениях валютного законодательства узнавайте из нашей рубрики «Валютные операции в 2021–2022 годах (коды, виды, справка)».

    Итоги

    Статусы валютного и налогового резидента — это не идентичные категории, т. к. устанавливаются разными НПА с разными целями и налагают на владельца статуса разные обязанности.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


    Налоговый резидент - это человек, находящийся под налоговой юрисдикцией определенного государства. От того, является физлицо резидентом РФ или нет, зависит налогообложение его доходов. Причем важно это не только для самого налогоплательщика, но и для налогового агента, поскольку за правильность расчета НДФЛ отвечает именно он. Как определить, подпадает ли сотрудник под статус резидента РФ, а также каковы нюансы отечественного законодательства в области налогового резидентства, читайте в нашей статье.

    Статус налогового резидента

    Определить статус налогового резидентства необходимо для корректного начисления и удержания налога на доходы (НДФЛ). Ставка НДФЛ для налогового резидента — это 13% (из этого правила есть исключения, подробнее см. п. 2 ст. 224 НК РФ). Нерезиденты уплачивают налог в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). При этом у нерезидентов нет права на налоговые вычеты по НДФЛ.

    Более подробно о налогах для нерезидентов узнайте из материалов:

    Законодательство и контролирующие органы установили временные рамки для получения резидентства. Так, минимально необходимый период для утверждения в статусе налогового резидента — это 183 (не менее) календарных дней в течение 12 месяцев подряд нахождения на территории РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ). День въезда и день выезда учитываются (письма ФНС России от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702@, Минфина России от 15.02.2017 № 03-04-05/8334).

    ПРИМЕР расчета времени пребывания в России от «КонсультантПлюс»: 20 марта 2020 года организация выплатила работнику И. И. Иванову доход (премию к юбилею). Для исчисления налога она определяет налоговый статус работника. 12 месяцев, предшествующих этой дате, это период с 20 марта 2019 года по 19 марта 2020 года (включительно). В это время И. И. Иванов находился на территории РФ в следующие дни. См. пример в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к К+ предоставляется бесплатно.

    Отъезд на короткий срок (до полугода) для обучения или лечения для налогового резидента — это не повод для разрыва периода исчисления резидентства. Кроме того, военнослужащие и работники органов государственной власти и местного самоуправления признаются резидентами РФ независимо от времени, проведенного в России.

    Может ли гражданин РФ утратить статус резидента, проведя в России период менее установленного срока? ФНС России считает, что если физлицо находится в России менее 183 дней, то для такого налогового резидента — это не критично по аналогичной причине, и не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ, если иное определено международным соглашением (письмо ФНС РФ от 29.10.2015 № ОА-3-17/4072@). Например, международным договором РФ об избежании двойного налогообложения, в том числе с Республикой Кипр, может быть предусмотрено, что при наличии в РФ постоянного места жительства, личных или рабочих интересов (наличие семьи, работы, бизнеса) статус налогового резидента сохраняется.

    ВНИМАНИЕ! По новым правилам, физлица, которые в период с 1 января по 31 декабря 2020 года находились на территории РФ от 90 до 182 дней включительно, получили возможность считаться налоговыми резидентами РФ. Подробности см. здесь.

    Подтверждение статуса налогового резидента РФ

    Подтвердить статус резидента РФ сотрудник может, представив документ, выданный ИФНС по форме из приказа ФНС от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Этот документ подтверждает статус за календарный год.

    На сайте ФНС сейчас работает специальный сервис для подтверждения статуса.

    Кроме этого, подтвердить пребывание в РФ можно отметками пограничных служб в паспорте (письмо Минфина от 18.05.2018 № 03-04-05/33747). Если паспорта нет, подойдут и другие документы, такие как (письма Минфина от 13.01.2015 № 03-04-05/69536, ФНС России от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@, от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

    • табель учета рабочего времени;
    • миграционные карты;
    • регистрация лица по месту жительства или пребывания в РФ.

    Имейте в виду, что, по разъяснениям Минфина России, факт наличия миграционной карты с отметками о въезде в Россию налогового резидента — это еще не подтверждение фактического нахождения лица в РФ после даты въезда (письмо Минфина РФ от 29.12.2010 № 03-04-06/6-324).

    Образец письма на статус резидента в налоговую

    В некоторых обстоятельствах подтвердить резидентность может потребоваться и налогоплательщику-организации. Обращаться по такому поводу следует в ИФНС, в которой она стоит на учете. Заявление для налогового резидента — это способ получить нужный документ, который затем будет представлен в иностранное государство, для избежания двойного налогообложения.

    Налоговики не установили обязательной формы для заявления. Есть лишь рекомендации, какую информацию следует приводить в таком обращении, а именно:

    • надо указать, за какой год требуется подтвердить, что налоговый резидент — это для данной компании заслуженный статус;
    • каково название страны, налоговики которой потребовали подтверждение статуса;
    • данные заявителя;
    • ИНН;
    • для ИП налогового резидента — это еще и регистрационный номер по реестру;
    • список приложенных документов и контактные данные.

    Для пользователей нашего сайта мы подготовили пример составления, скачать его можно по ссылке ниже:


    Помимо самого заявления следует представлять и в налоговую инспекцию еще и пакет документов, которые могли бы подтвердить, что доходы получены за рубежом РФ. Для налогового резидента – это следующий список:

    • контракт с иностранным партнером (копия) для компаний;
    • постановление собрания АО о выделении дивидендов для компаний и физлиц;
    • документ, с помощью которого можно убедиться, в праве физлица на пенсию из-за рубежа;
    • прочие документы.

    Если документы составлены на иностранном языке, нужен их перевод без заверки нотариусом.

    Итоги

    Итак, кто такой резидент и нерезидент РФ? Налоговый резидент. Статусом налогового агента физическое лицо, которое в соответствии с законодательством РФ имеет право на пониженную ставку НДФЛ (13%). Чтобы получить статус налогового резидента РФ, необходимо провести в стране большую часть времени в течение года и подтвердить это соответствующими документами.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


    Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Указание Банка России от 6 июля 2020 г. N 5495-У “О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам требований к идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (документ не вступил в силу)


    Обзор документа

    Указание Банка России от 6 июля 2020 г. N 5495-У “О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам требований к идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (документ не вступил в силу)

    На основании абзаца двенадцатого пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2020, N 15, ст. 2239):

    1.1. Абзац пятый пункта 1.2 изложить в следующей редакции:

    "Некредитная финансовая организация идентифицирует представителей клиентов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, с учетом особенностей, установленных пунктом 1.3.1 настоящего Положения.".

    1.2. В абзаце третьем пункта 1.3 слово "национальным" заменить словом "кредитным".

    1.3. После пункта 1.3 дополнить пунктом 1.3.1 следующего содержания:

    "1.3.1. Некредитная финансовая организация вправе не идентифицировать представителя, являющегося единоличным исполнительным органом (руководителем):

    клиента, указанного в абзацах втором - пятом подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона;

    клиента, являющегося Банком России;

    клиента - иностранной организации, имеющей в соответствии с ее личным законом право оказывать услуги, связанные с привлечением от клиентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента, при условии, что такая организация является резидентом иностранного государства - члена Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), имеет показатель рейтинговой оценки, присвоенный российским кредитным рейтинговым агентством или международным рейтинговым агентством, а также включена в перечень (реестр) действующих организаций соответствующего иностранного государства.

    Настоящий пункт не применяется в случае, когда у некредитной финансовой организации в отношении клиента, указанного в настоящем пункте, или в отношении операции с денежными средствами или иным имуществом этого клиента возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также в случае, если представитель клиента, являющийся единоличным исполнительным органом (руководителем), совершает от имени клиента действия, необходимые для приема некредитной финансовой организацией клиента на обслуживание, либо совершает от имени клиента операцию с денежными средствами или иным имуществом.".

    1.4. Пункт 2.4 дополнить новым абзацем следующего содержания:

    "Некредитная финансовая организация самостоятельно определяет в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ способ заверения копий документов (в том числе выписок из документов), представленных для целей идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновления сведений о них.".

    1.5. В приложении 2:

    пункт 1.6 признать утратившим силу;

    в пункте 2.1 слова "одним процентом" заменить словами "пятью процентами";

    в абзаце первом пункта 2.5 слово "национальных" заменить словами "российских кредитных";

    абзац второй пункта 2.6 изложить в следующей редакции:

    "Некредитная финансовая организация в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ самостоятельно определяет иной вид документов или источник сведений, которые могут быть использованы некредитной финансовой организацией в целях определения деловой репутации клиента, а также в целях обновления сведений о ней".

    2.1. Абзац пятый пункта 1.3 изложить в следующей редакции:

    "Кредитная организация идентифицирует представителей клиентов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, с учетом особенностей, установленных пунктом 1.4.1 настоящего Положения.".

    2.2. В абзаце третьем пункта 1.4 слово "национальным" заменить словом "кредитным".

    2.3. После пункта 1.4 дополнить пунктом 1.4.1 следующего содержания:

    "1.4.1 Кредитная организация вправе не идентифицировать представителя, являющегося единоличным исполнительным органом (руководителем):

    клиента, указанного в абзацах втором - пятом подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ;

    клиента, являющегося Банком России;

    клиента - иностранной организации, имеющей в соответствии с ее личным законом право оказывать услуги, связанные с привлечением от клиентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента, при условии, что такая организация является резидентом иностранного государства - члена Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), имеет показатель рейтинговой оценки, присвоенный российским кредитным рейтинговым агентством или международным рейтинговым агентством, а также включена в перечень (реестр) действующих организаций соответствующего иностранного государства.

    Настоящий пункт не применяется в случае, когда у кредитной организации в отношении клиента, указанного в настоящем пункте, или в отношении операции с денежными средствами или иным имуществом этого клиента возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также в случае, если представитель клиента, являющийся единоличным исполнительным органом (руководителем), совершает от имени клиента действия, необходимые для приема кредитной организацией клиента на обслуживание, либо совершает от имени клиента операцию с денежными средствами или иным имуществом.".

    2.4. Пункт 3.2 дополнить новым абзацем следующего содержания:

    "Кредитная организация самостоятельно определяет в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ способ заверения копий документов (в том числе выписок из документов), представленных для целей идентификации или обновления сведений.".

    2.5. В приложении 2:

    пункт 1.6 признать утратившим силу;

    в пункте 2.4 слова "одним процентом" заменить словами "пятью процентами";

    в абзаце первом пункта 2.7 слово "национальных" заменить словом "кредитных";

    абзац второй пункта 2.8 изложить в следующей редакции:

    "Кредитная организация в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ самостоятельно определяет иной вид документов или источник сведений, которые могут быть использованы кредитной организацией в целях определения деловой репутации клиента, а также в целях обновления сведений о ней.".

    3. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

    Председатель
    Центрального банка
    Российской Федерации
    Э.С. Набиуллина

    Обзор документа

    Определены случаи, когда допускается не идентифицировать представителя клиента, являющегося его единоличным исполнительным органом (руководителем).

    Финансовые организации вправе самостоятельно определять в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ способ заверения копий документов, представленных для целей идентификации или обновления сведений.

    Уточнен состав сведений, получаемых для идентификации клиентов и выгодоприобретателей.

    Указание вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

    Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: