Какой социальный институт относится к институтам культуры церковь государство суд банк

Обновлено: 19.04.2024

Социальный институт — это устойчивая совокупность учреждений, групп, людей, деятельность которых строится на основе утвержденных норм, нацелена на выполнение определенных общественных функций.

Значение таких совокупностей, их воздействие на жизнь человека прослеживается в разных областях:

  1. Семья, как социальный институт, выполняет функцию первичной социализации.
  2. Полиция и суды обеспечивают безопасность.
  3. Учреждения здравоохранения поддерживают здоровье.
  4. Заведения профессионального и общего образования дают профессию.

При этом каждая из совокупностей не только выполняет ряд возложенных на нее функций, но и заставляет человека подчиняться утвержденным правилам, порядкам.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Типы социальных институтов и их признаки

В обществознании принято выделять следующие фундаментальные виды:

  1. Экономический. Сюда относятся рынок, собственность, разделение труда, биржи, банки.
  2. Политический, представленный ветвями власти, армией, партиями, судебной структурой, правительством, государством, системой органов, осуществляющих внутреннюю и внешнюю политику.
  3. Культурный, включающий разнообразные творческие союзы, художественные учреждения, заведения искусства, средства массовой информации.
  4. Образовательный. Среди представителей этой категории выделяют учреждения науки, школы, училища, колледжи, университеты.
  5. Религиозный.

Каждый из фундаментальных видов делится на несколько более мелких типов. К примеру, экономический можно условно разделить на финансовый, маркетинговый и производственный. А политический — на систему органов местного самоуправления, президентство, парламентаризм.

Признаки

Главной характеристикой каждой из устойчивых совокупностей является наличие цели деятельности. Для ее достижения организации выполняют ряд функций, формируют правила и нормы. Поэтому для каждого из институтов свойственно:

  • распределение ролей, разделение их на руководящие и исполнительские;
  • наличие определяющей цель создания общественной функции;
  • выработка правил, норм и порядка поведения;
  • наличие сети учреждений.

Все эти характеристики раскрывают сущность социального института, являются его признаками.

Функции социального института

В современном обществе социальные институты выполняют следующие функции:

  1. Выстраивание структуры статусов и ролей.
  2. Формирование образцов поведения.
  3. Поддержание преемственности социального опыта.
  4. Определение норм общественных отношений.
  5. Стимуляция взаимодействия членов общества, утверждение его механизмов.

Важной функцией также выступает коммуникация, налаживание взаимосвязей с другими институтами.

Формируя образцы поведения, социальный институт предъявляет особые требования к участникам системы. Так, при неисполнении обязанностей, игнорировании предписанной социальной роли участник рискует лишиться своего статуса: нерадивый служащий будет уволен, а безответственного родителя лишат родительских прав.

Развитие социальных институтов и институционализация

Институционализация — это процесс перехода от неформальных отношений в обществе к формальным.

Проще говоря, это предсказуемое поведение, приходящее на смену спонтанному, не поддающемуся регулировке и направлению в нужное обществу русло. Если условно разделить процесс институционализации и развития социальных институтов на несколько этапов, то получится следующий алгоритм:

  1. Возникновение необходимости в организованных действиях с целью удовлетворения какой-либо общественной потребности.
  2. Формирование общих для всех целей.
  3. Определение норм, возникших в процессе взаимодействия людей внутри общества.
  4. Утверждение процедур, связанных с определенными нормами, особенностями.
  5. Наложение санкций за невыполнение правил, норм.
  6. Распределение ролей и статусов.

О начале формирования института можно говорить уже на этапе определения норм. Об окончании процесса судят по наличию удовлетворяющей большинство людей статусно-ролевой структуры.

friedzig

написать сочинение-рассуждение по высказыванию Максима Горького «Дети-это живые цветы земли». Примерный план: 1.Как Вы понимаете высказывание писателя … ? 2.Согласны ли Вы с мнением автора? (да или нет,обосновать своё мнение). 3.Если дети-живые цветы земли,то,кто такие родители?​ Срочно!!​

План розповіді на тему "Коли я стану мамою (татом),що я роскажу своїм дітям про вплив ЗМІ на здоров'я?"​

"Вежливость есть символически условное выражение уважение ко всякому человеку" запишите развернутый ответ​

К социальным потребностям относится: 1) Потребность в еде 2) потребность в красоте 3) Потребность в тепле 4) Потребность в труде

написать сочинение-рассуждение по высказыванию Максима Горького «Дети-это живые цветы земли». Примерный план: 1.Как Вы понимаете высказывание писателя … ? 2.Согласны ли Вы с мнением автора? (да или нет,обосновать своё мнение). 3.Если дети-живые цветы земли,то,кто такие родители?​ Срочно!!

1) К духовной сфере общества относятся отношения между 1.режиссером кинофильма и актерами 2.зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра 3.зрител … ем кинотеатра и охранникам зала 4.директором кинозала и ремонтной бригадой 5.между актерами и кино критиками 2) Выберете верное суждение о государственном бюджете и запишите цифры под которыми которыми они указаны 1. К расходам бюджета относятся обслуживание государственного долга 2. Государство перерасправляет через бюджет полученные доходы и направляет средства на обеспечение своих задач и функций 3. Государственный бюджет является сбалансированным когда доходы и расходы примерно равны 4. Одна из статей доходов государственного бюджета-развитие инфоструктуры 5. Дефицит государственного бюджета характеризуется превышением доходов государства над расходами 3) найдите в приведённом ниже списке два примера правильного пользования банкомата и запишите цифры под которыми они указаны 1. Кирилл не забрал карту из банкомата после окончания работы с ним 2. Ринат, не обратил внимание на информацию о внимание процесса, воспользуется для снятия наличных денег банкомата не того банка которым выдана его карта 3. Мирон оплатил через банкомат коммунальные услуги, х воспользовавшись помощью консультанта банка 4. Леонид, следовал инструкциям голосового меню и снял наличные деньги 5. Ирида, набирая пин-код в присутствии посторонних произнесла его в слух, чтобы не ошибиться 4) верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов? А) общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов Б. Проблема экономического выбора обусловлено недостаточностью факторов 1. верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения не верны 5) Человека от животного отличает 1. Наличие мозга 2. Наличие инстинктов 3. Развитая кисть руки 4. Способность мыслить 6) Какая из названных социальных групп выделено по профессиональному 1. Военнослужащий 2. Молодёжь 3. Консерваторы 4. Москвичи​

Письменный ответ на вопрос "Можно ли считать, что по мере развития человеческого общества ценность гуманизма пользуется все большим признанием? Обосну … йте ответ".

1) какие из перечисленных терминов используется, в первую очередь, при описании социальной сферы общества?1. Религия2.класс3.власть4.семья 2) Верны ли … следующие суждения о личности?А. Личность формируется во взаимодействии с окружающими.Б. Формирование личности не прекращается на протяжении всей жизни человека.1.верно только А2.верно только Б3.верны оба суждения4.оба суждения неверны ​

Урок в классе

Современное человеческое общество представляет собой сложную систему, существование которой возможно только благодаря наличию социальных институтов. Они задают правила поведения, диктуют нормы морали, предписывают выполнять одни действия и запрещают другие. Благополучное существование и развитие современного общества возможно именно благодаря тому, что вся наша жизнь подчинена социальным институтам. И сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют, как устроены, какими бывают и какие функции выполняют.

Что такое социальный институт?

Социальный институт – исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации взаимодействия людей в определенной сфере жизни общества, в рамках которой реализуются определенные функции, главной из которых является удовлетворение потребностей. Основу социального института составляют правила поведения, которых должны придерживаться все члены общества.

Термин «социальный институт» образован от латинских слов socius (общий, совместный) и institutum (учреждение, обычай). Словом «социальный» обозначают понятия, связанные с обществом. Словом «институт» – определенный класс организаций и общественных явлений.

Социальный институт должен обеспечивать решение таких задач как:

  • согласование интересов членов общества;
  • реализация базовых потребностей каждого человека;
  • стабильность и развитие;
  • формирование общепринятых правил и норм.

Автором данного понятия считается Герберт Спенсер (правда, он сам предпочитал термин «социальное учреждение»). Он провёл параллель между обществом и обычным биологическим организмом, в котором разные органы отвечают за разные сферы жизнедеятельности (позже эта концепция получила название «органицизм»).

Изучая принципы функционирования общества, Спенсер выделил в нём функциональные элементы, отвечающие за конкретные сферы жизни данного общества, и назвал их социальными учреждениями или институциями. Современный термин «социальный институт» ввёл американский социолог Торстейн Веблен, чьи взгляды на сущность данного понятия несколько отличались. Разница во взглядах Спенсера и Веблена заключалась в том, что первый считал социальный институт органом, осуществляющим регулирующую функцию, а второй – совокупностью принципов поведения.

Примеры социальных институтов

Чтобы лучше понять, что такое социальный институт, рассмотрим основные примеры, наглядно демонстрирующие суть данного понятия:

  • Семья. Это важнейший институт, с которым в своей жизни сталкивается каждый из нас. У семьи есть несколько функций: репродуктивная (рождение детей), воспитательная (совместное воспитание детей, формирование у них основных ценностей, норм и принципов поведения), экономическая (совместное использование ресурсов, ведение общего хозяйства).
  • Государство. Данный институт решает большое количество задач, направленных на обеспечение безопасности, стабильности и развития, а также на реализацию базовых потребностей каждого члена общества. Государство регулирует экономику, обеспечивает медицинское обслуживание и образование, строит и поддерживает инфраструктуру, защищает население от преступности, обороняет страну от внешних опасностей.
  • Право. Это система обязательных норм поведения, направленная на обеспечение стабильности и общего благополучия. В отличие от норм морали, правовые нормы являются общеобязательными и регулируются государством. Основные функции права – это определение правил поведения, полезных для общества, и обеспечение их выполнения.
  • Образование. Задача этого института заключается в том, чтобы передавать подрастающим поколениям накопленный опыт, знания и навыки, необходимые для продуктивной работы. К функциям образования относятся адаптация молодых людей к будущей самостоятельной жизни информирование у них профессиональных навыков, социализация.
  • Наука. Задача этого института заключается в том, чтобы добывать объективные знания, накапливать и интерпретировать их. К функциям науки относятся познание мира, определение взглядов на мир, интерпретация знаний, интеллектуальное и техническое развитие.
  • Церковь. Этот институт формируется на основе веры. К функциям церкви относятся формирование мировоззрения, объединение верующих, выработка моральных и нравственных норм.
  • СМИ. Это институт, обеспечивающий публичную передачу информации с помощью доступных технических средств. Функции СМИ включают сбор, анализ, упорядочивание и распространение информации.

Разумеется, это далеко не полный список институтов, так или иначе влияющих на нашу жизнь. Важно отметить, что некоторые из них сложились исторически и выглядят примерно одинаково в разных культурах (например, семья). Другие же сформированы целенаправленно для обеспечения порядка и развития (например, право).

Структура социального института

Любой социальный институт – это система с довольно сложной структурой. При этом разные исследователи могут по-разному понимать определение социального института и, соответственно, по-разному интерпретировать его структуру. В качестве основных структурных составляющих социального института можно выделить такие элементы как:

  • нормы поведения;
  • специфические символы (герб государства, обручальное кольцо, иконы и прочее);
  • кодексы поведения (правила, предписания, запреты, законы);
  • материальные атрибуты (жилье семьи, территория государства, здание школы);
  • ценности и моральные нормы (любовь в семье, поклонение в религии, уважение и подчинение в государстве).

Некоторые исследователи полагают, что уместнее рассматривать не отельные элементы социального института, а его признаки, основными из которых являются следующие:

  • наличие специальных учреждений, поддерживающих функционирование данных институтов (загсы, школы, вузы, церкви);
  • наличие материальных ресурсов, позволяющих институтам полноценно решать свои задачи;
  • наличие норм, предписаний и запретов, задающих правила поведения граждан;
  • наличие системы ценностей;
  • использование метода «кнута и пряника» для того, чтобы мотивировать людей придерживаться правил института и разделять его ценности;
  • наличие культурных символов, атрибутов и ритуалов.

Функции социальных институтов

С точки зрения современной социологии, социальный институт – это система, основная цель которой заключается в том, чтобы удовлетворять определенные потребности социума. Для этого каждый институт осуществляет специфические функции в рамках сферы жизни общества, которую он регулирует. Таких функций довольно много (мы рассматривали их выше, перечисляя примеры институтов), но четыре из них являются основополагающими:

  1. Воспроизводство. Эту функцию выполняет в первую очередь семья, но задействованы также государство, медицина и прочие институты.
  2. Социализация. За данную функцию отвечают преимущественно семья, образование и религия.
  3. Обеспечение материальными благами. Данную функцию выполняют в первую очередь государство и экономические институты (рынок, частная собственность).
  4. Управление и контроль. Данная функция осуществляется государством, правом и, реже, религией.
  5. Воспроизводственная функция. Подразумевает обеспечение устойчивости и соблюдения правил, продиктованных институтом (к примеру, семья должны быть устойчивой, а возможность её распада – ограниченной).
  6. Регулятивная функция. Связана с регулированием отношений между людьми в рамках определенной сферы взаимодействия. Это обеспечивает предсказуемость требований и поведения людей.
  7. Интегративная функция. Обеспечивает сплоченность и взаимную ответственность людей, связанных между собой определенными отношениями.
  8. Транслирующая функция. Обеспечивает сохранение правил при смене поколений людей, представляющих определенный институт. Для её выполнения каждый институт предусматривает механизмы приобщения к его нормам.
  9. Коммуникативная функция. Обеспечивает распространение информации. Данная функция имеет особую важность для СМИ и науки.

Социальные институты могут выполнять свои функции только тогда, когда большинство населения признаёт их целесообразность и легитимность.

Классификация социальных институтов

Лучше понять, что такое социальный институт, позволяет изучение существующих подходов к классификации. Существует много способов делить институты на разные виды. Рассмотрим несколько наиболее распространенных подходов:

Классификация по масштабности:

  • главные (удовлетворяющие базовые потребности);
  • второстепенные (обеспечивающие деятельность главных институтов).

Классификация по сложности:

  • простые (самостоятельные институты без сложной внутренней структуры);
  • сложные (составные системы, в структуру которых входят другие институты).

Классификация по сфере деятельности:

  • семейные (семья, брак);
  • политические (государство, президентство, парламентаризм);
  • экономические (рынок, банки, торговля);
  • нормативные (право, суд);
  • религиозные (церковь, религия, секта);
  • социально-культурные (искусство, наука, образование).

Классификация по наличию нормативной базы:

  • Формальные. Это институты, действующие в соответствии с четко прописанными правилами и подразумевающие санкции за несоблюдение правил (часто также поощрение за их соблюдение). Формальные институты защищены законом и контролируются государством.
  • Неформальные. В качестве распространенных примеров можно привести культуру, дружбу и гражданский брак. В рамках неформальных институтов также существуют определенные правила, но никакие официальные органы не следят за их соблюдением. Обязанности контроля за соблюдением данных правил возложены на общество.

Институционализация

Развитие общества до современного уровня было бы невозможно без становления и развития социальных институтов – институционализации. Данный процесс продолжается и сегодня, поскольку в предыдущие годы развитие общества не только не остановилось, но и значительно ускорилось. У людей появляются новые потребности, а вместе с этим возникают и новые социальные институты.

Случается и так, что давно сформировавшиеся институты теряют актуальность, что приводит к их реформированию или даже исчезновению. К примеру в XIX веке были ликвидированы такие социальные институты как рабство и крепостное право. К XX веку во многих странах была ликвидирована монархия. В то же время в некоторых странах монархия продолжает благополучно существовать и сегодня, хоть и претерпела значительные изменения. Также в последние годы переживают заметную трансформацию такие институты как семья, брак и религия.

3. Устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил:
а) институты социума
б) социальные институты
в) институты общества +

4. Потребность в воспроизводстве людей:
а) институт семьи и брака +
б) духовные институты
в) экономические институты

5. Потребность в добывании средств к существованию:
а) институт семьи и брака
б) политические институты
в) экономические институты +

6. Потребность в безопасности и социальном порядке:
а) духовные институты
б) политические институты +
в) экономические институты

7. Потребность в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, социализация подрастающего поколения:
а) экономические институты
б) институт семьи и брака
в) духовные институты +

8. Одним из четырех фундаментальных институтов общества считается:
а) семья +
б) образование
в) наука

9. Последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи:
а) жизненный путь семьи
б) опыт
в) жизненный цикл семьи +

10. Основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность:
а) семья
б) государство +
в) закон

11. Социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков:
а) образование +
б) наука
в) право

12. Особый социокультурный институт по производству объективных знаний:
а) образование
б) наука +
в) право

13. К экономическим институтам относится:
а) деньги +
б) право
в) суд

14. К экономическим институтам относится:
а) образование
б) армия
в) рынок +

15. К экономическим институтам относится:
а) заработная плата +
б) суд
в) семья

16. К политическим институтам относится:
а) собственность
б) армия +
в) заработная плата

17. К политическим институтам относится:
а) наука
б) воспитание
в) суд +

18. К духовным институтам относится:
а) материнство
б) моральные нормы +
в) брак

19. К духовным институтам относится:
а) дети
б) материнство
в) воспитание +

20. К институтам в сфере семьи относится:
а) собственность
б) отцовство +
в) деньги

21. К институтам в сфере семьи относится:
а) брак +
б) заработная плата
в) государство

22. С позиций распределения власти в семье матриархат можно определить как:
а) власть детей
б) доминирование женщин +
в) доминирование мужчин

23. Отношения в рамках семьи, которые называют «браком» это отношения:
а) связывающие родителей и детей
б) недоброкачественные и недружелюбные
в) связывающие супругов правами и обязанностями +

24. Социальным институтом не является:
а) образование
б) авторитет +
в) семья

25. Самый ранний социальный институт:
а) религия
б) государство
в) власть +

26. По взаимодействию друг с другом выделяют социальные институты:
а) первичные и поздние
б) сотрудничающие и конфликтующие +
в) организованные и стихийные

27. Функциями социальных институтов, которые Мертон назвал латентными, являются:
а) замедленные +
б) отсроченные
в) реальные

28. К главным социальным институтам не относится:
а) институт семьи
б) образование
в) институт монархии +

29. По времени возникновения социальные институты подразделяются на:
а) первичные и поздние +
б) главные и второстепенные
в) массовые и групповые

30. Причина появления любого социального института:
а) стремление к объединению
б) насущная потребность +
в) стремление структурировать общество

Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленно форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворять социальные, экономические, политические, культурные потребности общества в целом или его части.

  • определенная группа людей, выполняющих общественные функции;
  • организационный комплекс функций, которые выполняют отдельные лица, члены группы от имени всей группы;
  • совокупность учреждений, организаций, средств деятельности;
  • некоторые социальные роли, особенно важные для группы, нацеленные на удовлетворение потребностей и регулирование поведения людей.

Правила, установленные институтами, влияют на поведение людей в обществе.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Суды в качестве социальных институтов выступают как:

  • группы людей, которые выполняют определенные функции;
  • организационные формы функций: суды анализирует, разбирают, судят;
  • учреждения, средства функционирования;
  • социальные роли участников процесса: судья, государственный обвинитель, защитник.

Характер общественных институтов страны определяет успех или провал ее развития в долгосрочной перспективе.

Классифицируют их по разным критериям. Наиболее распространено деление по целям (содержанию заданий) и сферам деятельности:

  1. Экономические— наиболее устойчивые, строго регламентированные социальные связи в хозяйственной деятельности. Макроинституты сферы промышленности, сельского хозяйства, финансов, торговли, которые обеспечивают производство и распределение социального богатства и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда. Строятся из собственности, управления, конкуренции, ценообразования, банкротства и т.д. Удовлетворяют потребности в производстве средств существования.
  2. Политические— государство, парламент, суд, прокуратура, политические партии. Деятельность связана с установлением, исполнением и поддержанием определенной формы политической власти, сохранением и воспроизводством идеологических ценностей. Удовлетворяют потребность в безопасности жизни и обеспечении порядка в обществе.
  3. Установления культуры и социализации— наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия в сферах науки, образования, религии, искусства, творческих учреждениях. Создают, укрепляют и распространяют системы ценностей, научные знания, социализируют молодое поколение.
  4. Социальные — организуют добровольные объединения, жизнедеятельность коллективов. Регулируют повседневное социальное поведение людей, межличностные отношения.
  5. Институт семьи и брака— возник до религии, политики, государства, образования. Подразумевает также институты родства, материнства и отцовства, наследования социального статуса родителей, родовой мести, опеки.

По характеру целевых функций делятся на:

  • нормативно-ориентирующие. Осуществляют морально-этическую ориентацию поведения людей, утверждают общечеловеческие ценности, кодексы, этику;
  • нормативно-регулирующие. Регулируют поведение на основе норм, правил, специальных приписок, закрепленных в юридических и административных актах. Гарантом выполнения являются представительские органы государства;
  • церемониально-символические и ситуативно-конвенционные. Определяют правила взаимного поведения, регламентируют способы обмена информацией, коммуникативные формы неофициальной субординации — разновидности обращений, приветствий, утверждений.

В зависимости от количества выполняемых функций:

  • монофункциональные (предприятие, организация);
  • полифункциональные (семья).

По критериям способа регулирования поведения людей:

1. Формальные — государство, армия, школа. Действуют в соответствии с четкими принципами (правовые акты, законы, указы, регламенты, инструкции), управляют на основе санкций, связанных с поощрением и административным или уголовным наказанием. Контролируются государством, которое охраняет силой своей власти принятый порядок вещей. Определяют прочность общества. Регулируются не только писаными правилами, но и неписаными стандартами, морально-нравственными эталонами, обычаями, традициями.

2. Неформальные — культурные и социальные фонды, объединения по интересам, дружба, соседство, кровная месть. Не имеют четкой нормативной базы. Результат творчества на основе волеизъявления граждан. Контроль устанавливается с помощью норм, соответствующих гражданским традициям, обычаям.

Социальные институты современной России с примерами

Институт семьи и брака

В течение прошлого века в стране в результате урбанизации и крупных миграционных процессов многочисленные крестьянские семьи превратились в городские малые нуклеарные, близкие по размерам к европейским. Только 10% городских и 12% сельских насчитывают пять и более членов семьи.

При этом 90% всех российских семей проживает в городах. Эти факты дают основания прогнозировать демографическую убыль населения в ближайшие десятилетия.

Понятие брака в современной России уходит на второй план. В дореволюционное время диктовался правильный выбор супруга среди представителей своего класса, этнической группы, вероисповедания. В нынешней ситуации происходят изменения в структуре населения: сельские невесты уезжают в города, городские невесты испытывают острую конкуренцию, сельским женихам остается скромный выбор.

Получили распространение гражданский брак, добрачные отношения. Растет процент разводов. В результате этих изменений многие экономические функции, функции ухода за детьми, воспитания и обучения перешли от семьи к другим общественным институтам.

Но семья, как прежде, остается основной ячейкой социума. Почти 90% населения России живет в семьях, вне ее – каждый десятый (пожилые одинокие, призывники), что по современным меркам считается неплохим показателем. Для решения демографической проблемы на федеральном уровне принимаются законы о материнском капитале, для защиты прав детства — Семейный кодекс, нормативные акты в сфере опеки и попечительства.

Институты образования и науки

Российская система образования и науки включает:

  1. Органы управления и подведомственные им организации (министерства, Академии наук, ГорОНО).
  2. Сеть учреждений — школы, колледжи, гимназии, лицеи, институты, университеты, академии.
  3. Творческие объединения — союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы.
  4. Инфраструктура науки и образования — проектные, производственные, клинические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии.
  5. Образовательные программы и государственные образовательные стандарты (ФГОС).
  6. Учебники и учебно-методические пособия.
  7. Специализированные периодические издания.

Основные функции образования:

  • передача знаний от поколения к поколению и распространение культуры;
  • генерирование и хранение культуры общества;
  • социализация молодежи, ее интеграция в социум;
  • формирование статуса личности;
  • социальный отбор, дифференциация молодых членов общества для воспроизводства и изменения социальной структуры общества, индивидуальной мобильности;
  • обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора;
  • создание базы знаний для последующего непрерывного образования;
  • создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;
  • социальный контроль.

Созданная в стране система обучения школа-техникум-курсы-вуз-аспирантура выполняет многие функции.

Характерная особенность науки в России — зависимость от государства.

  1. Государственность института науки и научного образования делает сферу зависимой от госполитики.
  2. Исследования и подготовка кадров зависят от социально-экономического заказа.
  3. На процессы в науке и образовании влияет общекультурная атмосфера в обществе.

Институт религии

Религия — сложное многоуровневое социальное образование, смысл существования которого определяется потребностью общества в священном. Приблизиться к тому, что воспринимается с благоговением и трепетом, возможно через ритуал — социальное действие, предписанное специальными правилами поведения.

Функции института религии:

  1. Мировоззренческая. Дает ответы на вопросы о смысле жизни, причине страданий и сущности смерти.
  2. Компенсаторная. Ответы о смысле существования даруют верующим утешение и убеждение в том, что страдания на земле не напрасны.
  3. Адаптационная. Может помочь людям адаптироваться к новой среде.
  4. Охранительная. Церковь поддерживает существующую власть, власть поддерживает лояльные ей конфессии (РПЦ и действующая власть).
  5. Контролирующая. Религиозные нормы устанавливают ограничения для верующих (христианин должен соблюдать пост, выполнять требования заповедей).
  6. Социальная самоидентификация. Учения объединяют верующих в сообщества единомышленников, разделяющих одинаковые ценности и преследующих единые цели (религиозные общины, наличие духовенства).

Экономические институты

Механизмы организации хозяйственной деятельности, структуры управления конкретными отношениями включают в себя:

  • систему регуляторов взаимодействия между людьми (правила и нормы поведения);
  • организации или структуры управления, определяющие способ кооперации или конкуренции хозяйственных единиц.

Под экономическими институтами обычно понимаются правила игры в обществе или формально созданные людьми ограничения, формирующие их взаимодействие. Являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения).

Создавались людьми для обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли:

  • набор альтернатив;
  • издержки производства и обращения;
  • прибыльность;
  • вероятность привлечения к экономической деятельности.

Формальные законы могут меняться быстро, но принуждение и неформальные правила развиваются стихийно и меняются медленно. Примером неформальных правил может служить традиция «делать подарки», что в цивилизованном мире расценивается как коррупция, сохранившаяся в России и после формальной ломки правил в 1917 году.

Политические институты

Основные институты политической системы современного российского общества:

  • президентства;
  • парламентаризма, представленный Федеральным Собранием;
  • исполнительной власти в лице правительства;
  • судебной власти;
  • гражданства;
  • гражданского общества (деятельность негосударственных политических организаций);
  • всеобщего избирательного права (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»);
  • политических партий и общественных организаций;
  • местного самоуправления (собрания представителей, сходы, местная администрация и их главы).

Политические образования, в свою очередь, включают соответствующие организации, учреждения, решающие специфические задачи в рамках институциональных отношений.

Подразделяются на институты:

  • власти. Осуществляют госвласть по иерархии (президент-полпреды-губернаторы областей и главы регионов, двухпалатный Совет федерации-парламенты регионов-муниципальные думы, правительство-агенства-управления и т.д);
  • участия (структуры гражданского общества в виде неправительственных некоммерческих организаций, объединений).

Трансформация политической системы России проходила в три периода:

  1. Переход от авторитарного советского режима перестроечного времени к свободному обществу с рыночной экономикой и демократическими методами формирования власти.
  2. Переход от олигархического к государственному капитализму, укрепление государственности.
  3. Формирование политических институтов для обеспечения претензии России на статус «великой державы» и реализацию идеи суверенной демократии.

Как социальные институты взаимосвязаны между собой

Социальных институтов, которые действовали бы в изоляции от остальных, нет. Производство учитывает потребности семей в новых квартирах, детских садах и школах. Система образования зависит от деятельности правительства по поддержанию престижа и развития перспектив учреждений образования и науки.

Действующая власть издает нормативные акты, одинаково воздействующие на родителей, священников, чиновников, руководителей предприятий, педагогов.

Многочисленные взаимосвязи объясняют и невозможность со стороны институтов тотально контролировать поведение своих членов.

Школы применяют стандартные планы обучения и воспитания для всех учеников. В семье, где родители поощряют развивающее чтение, школьник быстрее приобретает интеллектуальные интересы, чем в семье, где предпочитают только развлекательные направления.

Чтобы привести к балансу систему ролей, предписанных индивидам, институты идут путем договоренностей.

Промышленность, торговля зависят от поддержки правительства, которое ответственно за налогообложение, налаживание обмена и хозяйственных связей между ними. Правительство зависит от экономической поддержки со стороны этих институтов.

Наиболее важные социальные институты часто испытывают давление со стороны других, пытающихся захватить контроль над ними.

Значительное влияние образования и семьи на общество заставляет бороться за влияние на образование и семью со стороны политических, производственных организаций, церкви, армии. Политики поддерживают в школах установки на патриотизм и национальное самосознание. Производственные учреждения — профессионально ориентировать учеников с детства. Военные — вырастить будущих призывников.

Государство регулирует количество браков, разводов, рождаемость, устанавливает стандарты заботы о детях. Школы организовывают родительские комитеты для кооперации с семьей. Церковь пытается воспитать веру в бога, проповедует идеалы семейной жизни, стремится проводить семейные церемонии в религиозных рамках.

Иногда институциональные роли конфликтуют из-за принадлежности исполняющей их личности к нескольким институтам.

Выбор между карьерой или семьей. Предприятия и организации, чтобы включить деятельность супругов в сферу своего влияния, предлагают систему льгот, семейный отдых. Армия предусматривает включение жен в гарнизонную жизнь офицеров. Христианская церковь пошла другим путем — духовенство принимает обет безбрачия.

Институты адаптируются к изменениям в социуме. Изменение в одном неизменно влечет изменения в других.

Повсеместная урбанизация привела к тому, что в городах крестьяне создали свою субкультуру — и партии для привлечения электорального большинства, юридические организации в своей ежедневной деятельности изменили действия. Современная характеристика нуклеарной семьи изменила определение социального обеспечения государств, демографическую политику.

Социальное обеспечение влияет на покупательскую способность, экономическое положение влияет на электоральную активность и смену власти, преступность и политические решения определяют степень влияния церкви, социальная политика определяет количество работающих и т.д.

Социальные институты какого типа появились исторически последними

По мере развития общества возникают новые социальные потребности, для их удовлетворения образовываются новые институты. Прежние приспосабливаются к изменившимся условиям или исчезают (рабство, крепостничество, монархия). На их месте возникли институты президентства, парламентаризма, гражданского общества, СМИ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: