Казначейство это банк или нет

Обновлено: 18.04.2024

Человеку, не погруженному в мир финансов, обычно придет на ум ассоциация с государственной казной. И это не так уж и неправильно. Действительно, чаще всего в быту слова « казначей » или « казначейство » употребляются именно в контексте «смотрящего» за казной.

Однако в современном мире «казначейство» и его функции намного шире. Дело в том, что нередко отдельно выделенной казначейской функции на предприятии или в компании нет, но функции казначейства распределены между бухгалтерией, финансовым, аналитическим и даже кредитным отделами. Однако все больше компаний стали задумываться над созданием централизованного казначейства или хотя бы поиском специалистов в данной сфере .

Итак, казначеи должны управлять всеми денежными потоками компании, контролировать финансирование инвестиционных проектов, управлять банковскими счетами, мониторить все платежи, составлять аналитические отчеты по движению денежных средств (так называемые БДДС ), кредиторской и дебиторской задолженности , формировать кредитный портфель , и даже разрабатывать меры защиты бизнеса от финансовых рисков , включая колебания валютных курсов и прочее. В общем спектр ответственности современного казначея выходит далеко за пределы «мастера над монетой».

По сути, если Вы принадлежите или стремитесь вступить в ряды корпоративных казначеев , то будьте готовы к высокой степени ответственности, т.к. деньги – это кровь любого бизнеса, и роль казначейства – это поддержание функционирования этой кровеносной системы, чтобы хватало энергии не только на выживание, но и на развитие.

Профессия казначея имеет отношение не только к корпоративным, но и к личным финансам, ведь как любая компания, так и состоятельный клиент должен стремиться к решению следующих задач (которые как раз и ложатся на плечи всё сведущих казначеев):

  • обеспечение ликвидности , т.е. достаточности денежных средств для решения текущих задач, будь то инвестиционный проект компании или строительство большого загородного дома для всей семьи. В случае, если собственных средств не хватает, казначей поможет их отыскать с минимальными затратами и рисками.
  • и нвестирование избыточных средств , т.е. получение дохода от имеющихся в распоряжении инструментов . Это может быть срочный депозит в банке или Ваши сбережения, вложенные в любой иной доходный инструмент. При этом казначей должен продумать оптимальные условия, чтобы вложенные средства помогли достичь поставленных целей в будущем.
  • построить такую финансовую структуру , чтобы своевременно предупреждать все возможные финансовые риски , в первую очередь, ликвидности и валютные (для частного капитала это также актуально, вспомним с содроганием валютные колебания 2014 года?)

Кто может работать казначеем?

Поскольку эта профессия объединяет в себе функции нескольких, то как таковых специализированных факультетов, которые выпускали бы таких специалистов, пожалуй, Вы не найдете. Для того, чтобы стать профессионалом в этой области, в первую очередь желательно получить высшее финансовое или экономическое образование. Думаем, это и так понятно. Но какие еще знания и навыки потребуются?

Если речь идет о корпоративных финансах, то карьерный рост в этой профессии может составлять несколько уровней. Чтобы было интереснее, перечислим их в порядке возрастания заработной платы:

  • Тактический : администратор или специалист (на англ. это может звучать как “ treasury administrator » или “ treasury assistant ”) — в основном в функции такого специалиста входит работа в корпоративной системе учета и администрирования операций и ведение всей необходимой документации, как например, обработка платежей, отражение операций в ERP-системе, администрирование счетов, подтверждение сделок и т.д. Как правило здесь необходимы не столько глубокие знания в области финансов (в принципе, высшее образование в финансовой сфере также не будет являться определяющим), а больше всего умение работать в специализированных системах типа SAP-ERP , а также знание основ работы с первичной документацией , ведения управленческого и финансового учета.
  • Операционный : дилер или старший специалист (на англ. “ treasurydealer ” или “ treasury finance officer ”) – здесь уже потребуются умения прогнозирования денежных потоков , управления ликвидностью и оборотным капиталом , валютных и иных финансовых обязательств, выполнение операций хеджирования и их контроль, размещение временно свободных денежных средств, контроль соблюдения лимитов, управления расчетами (в том числе, операций внутри кэш-пулинга ) и формирования всевозможной отчетности, связанной с казначейством . На этом уровне уже не обойтись без навыков финансового планирования , отличного владения финансовых функций Excel и опыта работы в специализированных казначейских модулях и торговых платформах (например, Bloomberg или Tomson Reuters ). Нередко на этом же уровне может осуществляться разработка инвестиционной стратегии и стратегии хеджирования , которые впоследствии должны утверждаться вышестоящим руководством казначейского или финансового блока.
  • Стратегический / управленческий : менеджер или руководитель казначейства (англ. “ Treasury manager ”, “ Head of Treasury ” или даже CFO — “ Chief Financial Manager ”) — на этом уровне специалист уже отвечает за формирование и контроль структуры капитала, выстраивает отношения с внешним миром, будь то банки, инвесторы или иные кредитные учреждения, отвечает за выпуск акций или облигаций , заключение сделок слияния и поглощения (M&A) , а также осуществляет общий контроль над всеми казначейскими операциями . В целом менеджер казначейства также несет ответственность за разработку и реализацию финансового плана , поэтому нередко функции руководителя казначейства исполняет финансовый директор .

Исходя из вышеизложенного, начать карьеру в этой сфере можно, проложив путь из смежных отраслей, например, бухгалтерии, административного или даже операционного блока, однако для того, чтобы стать настоящим и востребованным специалистом потребуется немало специфических знаний в финансовой сфере и навыков. Весьма пригодиться могут также специализированные экзамены и сертификаты , например, CIMA или CFA . К тому же, профессия эта активно развивается с развитием банковских технологий и финансовых инструментов, поэтому кому-то может показаться скучной, но на деле является динамичной, востребованной и интересной.

Заработная плата корпоративного казначея/специалиста по корпоративным финансам зависит от размера компании и отрасли. В Москве начинающий специалист может рассчитывать на оклад 60 000 руб. Старший специалист по корпоративным финансам и руководитель отдела — от 130 тысяч рублей. Заработная плата по аналогичным должностям в регионах примерно в полтора раза ниже.

Федеральное казначейство является органом исполнительной власти, который в рамках законодательства РФ обеспечивает исполнение госбюджета РФ и контролирует расходование бюджетных средств всеми причастными сторонами.

Региональные казначейства – контролирующие органы в регионах РФ, которые выполняют целевое расходование денежных средств и способствуют оперативному финансированию программ субъектов федерации.

Их появление связано с тем, что финансовый рынок предъявляет значительные требования к своевременности выполнения государственных заказов.

Назначение федерального и регионального казначейств

Федеральное казначейство наделено Минфином РФ рядом функций:

  • обеспечение эффективного выполнения государственного бюджета и внебюджетных фондов по принципу общей кассы;
  • обеспечение деятельности территориальных представительств;
  • распределение бюджетных средств между территориальными представительствами;
  • подготовка и заполнение единого реестра распорядителей финансов, которые были выделены из бюджета и внебюджетных фондов;
  • распределение денежных дотаций между федеральным бюджетом, субъектами РФ, а также обеспечение контроля перечисления всех сумм отчислений по налогам и сборам в местную казну;
  • управление централизованными финансами, которые контролируются российским правительством и располагаются на банковских счетах;
  • обеспечение регулирования взаимоотношений органов государственной власти с внебюджетными учреждениями;
  • осуществление финансовых операций с отчислениями из бюджета по поручению Министерства юстиции или прочими инстанциями;
  • учет использования средств из государственной казны.

ОНЛАЙН КУРС: Макроэкономика, банковская система и финансовый рынок

В свою очередь на региональные казначейства возлагаются функции:

  • обеспечение целевого расходования бюджетных средств;
  • обеспечение краткосрочного планирования и прогнозирование региональных доходов и расходов;
  • бюджетное управление в части обеспечения оплаты плановых и неотложных нужд;
  • ведение учета и предоставление налоговым органам информации о полученных доходах в разрезе отдельных плательщиков;
  • предоставление займов с целью погашения регионального долга;
  • обеспечение взаиморасчетов между региональным и федеральным бюджетами;
  • оперативная отчетность о факте расходования бюджетных средств;
  • подготовка проектов нормативных актов регионального значения;
  • разработка инструктивных указаний о порядке выполнения региональных бюджетов;
  • ведение расчетных счетов организаций, которые финансируются из бюджетных средств;
  • оформление судебных исков о фактах нецелевого расходования дотаций финансируемыми организациями.

ОНЛАЙН КУРС: Основы оценки и финансового моделирования

Региональные казначейства способствуют развитию регионов, так как контролируют денежные потоки и их использование по назначению.

Конкурентоспособностьпроизводства и расширение рынков сбыта в большой степени зависят от своевременного поступления финансирования.

Также на уровне субъектов федерации определяются те экономические сферы, которые требуют особого внимания и поддержки со стороны государства.

Сюда можно отнести жилищно-коммунальное хозяйство, медицинское обеспечение, природоохранную деятельность и сельское хозяйство.


Роман Артюхин: Современное казначейство — это офис, который сочетает функции банка, управляющей компании и оператора платежей

— Одна из самых обсуждаемых сейчас тем — цифровизация. Что Федеральное казначейство предпринимает для развития цифровых технологий внутри ведомства?

— Я думаю, смело можно заявить, что Казначейство России — одно из самых продвинутых в сфере IT ведомств в ведении правительства. Самые зримые результаты нашей работы — это прежде всего Единая информационная система в сфере закупок. Например, по количеству накопленной информации система уже включает 350 терабайт — это ничто иное, как big data, "большие данные". А ежегодный объем контрактов — около 25 триллионов рублей.

Кроме того, цифровизация дает множество возможностей. Например, это прозрачность. Та степень прозрачности в сфере закупок, которая существует в России, не имеет аналогов в мире. Есть вся информация о каждом государственном заказчике, о каждой закупке — от объявления закупки, какие были ценовые предложения, какова цена контракта, о самом контракте и о его исполнении. Поэтому я уверен, что Россия за эти годы достигла впечатляющих результатов в сфере управления закупками, прозрачности закупок и возможности контролировать эти закупки не только со стороны регулирующих органов, но и со стороны граждан.

— Как будет развиваться система госзакупок?

— В декабре прошлого года были приняты поправки, которые предполагают обязательный перевод с 1 января 2019 года в электронный вид всех форм и способов размещения заказа. Правда, это еще не цифровизация — мы различаем цифровизацию и электронную форму. В чем их отличие: если сейчас какие-то действия совершаются на бумаге, а потом информация размещается в электронной форме, то теперь сами действия будут осуществляться путем электронного взаимодействия только через Единую информационную систему.

— Первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов заявлял, что к 2020 году Федеральное казначейство должно стать полноценной платежной системой в России для упрощения и ускорения бюджетных расчетов. Что уже сделано и что планируется сделать?

— Такая цель была поставлена на коллегии Казначейства — перевод нашей казначейской системы на современные платежные технологии. Все многочисленные счета Казначейства в Банке России, необходимые для обслуживания всех наших клиентов, а это порядка 70 тысяч всевозможных видов счетов, будут переведены на баланс Казначейства. И должен быть открыт единый корреспондентский счет Казначейства в Центральном банке. Появляется огромное количество преимуществ.

Задача этого года — прежде всего нормативно-правовое регулирование. Проект поправок в Бюджетный кодекс уже разработан, мы получили позиции ключевых федеральных органов исполнительной власти. Теперь мы должны все эти предложения и замечания максимально учесть. Сразу отмечу — с Банком России у нас единая позиция по механизму и будущей архитектуре казначейских счетов. Более того, мы обязаны на самом деле такую реформу осуществить, потому что эта реформа будет связана с перспективной платежной системой Банка России, с теми изменениями, которые проводятся в банковском секторе.

Но закон следовало бы принять в этом году. Как минимум год нужен на разработку подзаконных нормативных актов, доработку бизнес-процессов, изменение всех платежных технологий внутри Казначейства. Не менее года требуется, чтобы этот закон реализовать, после чего он смог бы безболезненно работать.

— В декабре правительство РФ разрешило Федеральному казначейству покупать валюту напрямую на организованных торгах, а не в ЦБ РФ. Есть ли необходимость для Казначейства в том, чтобы выходить на валютный рынок напрямую?

— Такая идея осталась, но перестала быть острой. Если вернуться назад во времени, почему острота проблемы пропала — раньше мы делали закупки следующим образом: мы выходили на Центральный банк, и он продавал валюту, не выходя на биржу. Теперь это стало технической операцией: если Казначейство что-то закупает, то ЦБ четко делит свои позиции как оператора Казначейства и собственно свои инструменты денежно-кредитной политики. Если мы выйдем чисто технически на биржу — экономический эффект будет точно такой же. Конечно, можно транзакционные издержки перенести на себя, но это перестало быть вопросом, влияющим на параметры рынка. Это вопрос технологический, а значит, он переходит на уровень рабочего взаимодействия. Мы с удовольствием пользуемся сервисами ЦБ, но если для Банка России есть неудобства — мы готовы.

— Сейчас Казначейство участвует в эксперименте по перечислению социальных выплат получателям этих средств. Есть ли уже какие-либо результаты пилотного проекта?

— Мы говорим о том, что Казначейство должно использовать современные платежные технологии. Они должны быть не хуже, а лучше тех, которые применяются в банковской сфере. Если говорить о результатах эксперимента, то мы вместе с Национальной системой платежных карт (НСПК) и Фондом социального страхования провели в 33 регионах страны внедрение технологии перечисления средств на карты "Мир".

В результате радикально уменьшается документооборот и транзакционные издержки. Раньше было так: есть получатели в кредитных организациях, о каждом из них собирается информация, и деньги перечисляются банкам. Теперь же мы все перечисляем НСПК, а она сама перечисляет средства на карты. Фактически платежи стали проходить мгновенно, и получатели эту разницу чувствуют. День, два или три — это принципиальный вопрос для людей. Возвращаясь к вопросу о платежной системе, наша задача — это быстрые, мгновенные платежи.

Как только обязательство возникло, платеж должен быть сразу, этот срок должен быть минимизирован.

— На ПМЭФ было объявлено о планах по созданию нового специального госфонда для финансирования инфраструктуры, пополнять который министерство планирует за счет внутренних займов. Как будет работать этот фонд: расчеты будут проводиться через единый счет Казначейства или для него будет создаваться отдельный счет?

— Пока официальных документов нет, есть лишь концепция этого фонда. Мы тоже готовим предложения по механизмам работы. Наш будет счет или мы будем оказывать полноценное казначейское сопровождение, не так важно. Механизм должен быть подвергнут стресс-тестированию: мы должны посмотреть, насколько эффективно казначейское сопровождение, другие инструменты. Для Казначейства это пока только начальный этап выработки сопровождения работы фонда.

Но мы, как Федеральное казначейство, видим огромный потенциал для казначейского сопровождения. Оно дает прозрачность расчетов. Также я хочу напомнить, что мы начали обслуживать крупные инфраструктурные проекты, например, строительство стадионов. В результате однозначно идет ускорение расчетов, и это очень важно. Раньше было 30-50 дней, сейчас — гораздо быстрее. Кроме того, мы предъявляем определенные требования, что позволяет в будущем исключить определенные вопросы, и в этой прозрачной системе появляется меньше возможности для правонарушений.

— Некоторое время назад обсуждалось получение Казначейством банковской лицензии. Продолжается ли обсуждение этого вопроса?

— Получать банковскую лицензию мы не предполагаем. Будущая модель — это перспективная система казначейских платежей, которая фактически будет работать по банковским технологиям. Лицевые счета в этом случае будут аналогом расчетных счетов. Эту будущую модель мы должны предусмотреть в законе. Она всем будет понятна — участникам рынка, нашим клиентам, юридическим лицам. Фактически Казначейство станет успешной платежной системой, работающей на современных банковских технологиях.



Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "Закон о персональных данных").

Деловой журнал Банковское обозрение №05 Май (279)/2022

Банк России не требует от своих поднадзорных обязательного выделения казначейства банка как отдельного подразделения. В то же время западные эксперты отсутствие казначействво многих российских банках отмечаютс удивлением. Могут ли функции казначейства распределяться между сотрудниками банка, работающимив других подразделениях? Начинаяс какого объема операций, активов, оборота банку требуется казначейство как самостоятельное подразделение? На вопросы «БО» отвечают эксперты банков.

Сергей Блудов, заместитель председателя правления Русславбанка:


— Многие выделяют казначейство банка в отдельное подразделение. В крупных банках, с большим количеством операций в различных секторах рынка, казначейство в банке имеет узкие функции: формирует структуру распределения ресурсов, устанавливает и контролирует процентные ставки, портфели активов и пассивов, трансфертные цены, следит за процентным риском, риском ликвидности и т.д. С фронт-офисом (подразделением, совершающим сделки и управляющим портфелями) в таких банках казначейство, как правило, непосредственно не связано.

В банках поменьше фронт-офис зачастую включается в состав казначейства и трейдеры подчиняются непосредственно начальнику казначейства банка. Такая структура позволяет более оперативно принимать решения по тактическим вопросам и корректировать действия в зависимости от ситуации на рынке. С другой стороны, в таких банках уделяется меньше внимания глобальным портфелям, они пользуются меньшим набором финансовых инструментов, у них упрощен процесс фондирования и бюджетирования. Бэк-офис (подразделение, ведущее учет и оформление операций) в этом случае в структуру казначейства банка не входит.

Совсем не выделять казначейство можно, если набор операций, осуществляемых банком, минимален как по ассортименту, так и по объемам. В таких банках подразделение, совершающее операцию, само же ее и оформляет. Своих открытых позиций эти банки или не имеют вовсе, или их контролирует высшее руководство. Процентная политика, а зачастую и ставки для конкретных клиентов и по ряду операций в таких банках исходят от первых лиц. Таким образом, в небольших банках функции казначейства делегируются сотрудникам по следующей примерной схеме:

- распределение ресурсов, процентная политика, объекты инвестирования и т.д. — руководству банка;

- операции на валютном рынке — отделу, обслуживающему клиентскую конверсию, обменные операции с наличными средствами. Он же, как правило, составляет отчетность по открытой валютной позиции;

- операции на фондовом и денежном рынках — отделу, работающему с депозитами банков, юридических лиц и долговыми ценными бумагами.

Выделение казначейства коммерческого банка в самостоятельное подразделение зависит от экономической целесообразности. Деятельность казначейства коммерческого банка, как самостоятельного подразделения должна способствовать совершенствованию процессов управления и контроля над рисками, а также увеличению прибыли. Принимая решение о выделении казначейства в отдельную структуру, необходимо также учитывать размер и количество операций, осуществляемых банком, и степень делегирования полномочий. В целом же выделение казначейства, разделение фронт- и бэк-офисов с различным подчинением крайне необходимо. Во-первых, с точки зрения контроля операционных рисков, во-вторых, с точки зрения пресечения злоупотреблений сотрудников.

В нашем казначействе есть самостоятельный руководитель, действующий в рамках лимитов и делегированных полномочий, которые закреплены соответствующими регламентами и положениями. Он подчиняется непосредственно заместителю председателя правления банка, курирующему деятельность казначейства. Вопросами лимитов, объемов портфелей и прочих предельных показателей ведают кредитный и ресурсный комитеты.

Сергей Зыбин, начальник управления операций на финансовых рынках Интерпромбанка:


— Термин «казначейство» в отношении к банкам не определен нормативными документами ЦБ РФ. По сути, в нем отражена идея управления денежной ликвидностью. Зачастую его употребляют, когда говорят об управлении финансовым потоком, cash flow. В нашем банке cash flow контролируется управлением операций на финансовых рынках. В это подразделение стекается вся информация о суммах, сроках расчетов и ставках всех активно-пассивных операций банка, которая и позволяет принимать решения по кратко-, средне- и долгосрочной ликвидности банка и регулировать структуру активов и пассивов. В нормативных документах ЦБ РФ и других регулирующих органов отсутствует требование по обособлению функций казначейства банка в рамках отдельного структурного подразделения. Кредитная организация сама должна определять структуру, которая наиболее адекватно соответствует целям и задачам банка. Необходимо только соблюдать меры по предупреждению конфликта интересов, изложенные в положении ЦБ РФ №242-П.

Понятно, что в любом, даже самом маленьком, банке есть сотрудники, отвечающие за управление ликвидностью. В небольшом банке это может быть дилер или позиционер. По мере роста кредитной организации эта работа требует больше времени и ответственности и, как правило, аккумулируется в подразделениях, осуществляющих операции на финансовом рынке, как это и происходит в нашем банке. Думаю, что выделять казначейство как самостоятельное подразделение имеет смысл в более крупном банке с размерами активов от 0,5 млрд долларов США.

В нашем банке функции главы казначейства возложены на заместителя председателя правления, курирующего управление операций на финансовых рынках.

Артем Шаталов, начальник управления казначейства Славинвестбанка:


— Исторически сложилось, что в большинстве банков существует подразделение, которое выполняет казначейские функции обособленно. В зависимости от специфики деятельности банка данное подразделение аккумулирует в себе несколько основных функций. Функции эти зачастую несут в себе конфликт между банковским бизнесом и управлением текущей и стратегической деятельностью банка. Две основные функции, сосредоточенные в таком подразделении, — это торговая функция (операции на денежном и фондовом рынках и конверсионные операции), а также функция управления ликвидностью. Они противоречат друг другу, поскольку поддержание ликвидности снижает объем активов для формирования прибыли.

На этапе небольшого банка, с активами до 100 млн долларов, без четкого выделения различных направлений бизнеса, эти функции выполняет, как правило, одно подразделение, которое осуществляет торговые операции на рынке МБК, а также осуществляет расчет, контроль и управление текущей платежной позицией. Данный симбиоз позволяет довольно оперативно управлять платежной позицией в текущем режиме, однако при дальнейшем увеличении объема банковской деятельности и внедрении системы управленческого учета и ее производных, а также при переходе банка на более качественный уровень управления необходимо осуществлять выделение основных функций.

Необходимость выделения функции казначейства банка в обособленную может возникать как в процессе роста банка по объемным показателям, так и по качественным. Задача казначейства — оптимизировать структуру баланса таким образом, чтобы достичь необходимого уровня рентабельности, выполняя все свои обязательства.

Как правило, выделение осуществляется по принципу консолидации бизнес-процессов: торговые и конверсионные операции — в одно подразделение, а контроль, анализ и управление ликвидностью — в другое. В нашем банке эти два подразделения обособлены, хотя работают в тесном взаимодействии. Это собственно управление казначейства и управление операций на финансовых рынках (УОФР). Они независимы и подчинены разным руководителям. Управление казначейства осуществляет контроль, анализ и прогнозирование уровня ликвидности на всех горизонтах планирования. Управление операций на финансовых рынках осуществляет торговлю на МБК, операции с ценными бумагами, валютные операции. Вместе с тем УОФР поддерживает необходимый уровень средств для финансирования текущей деятельности банка на основании данных управления казначейства.

Функционально управление казначейства подчиняется Комитету по управлению активами и пассивами (КУАП) — коллегиальному органу, одна из функций которого заключается в управлении риском ликвидности. Это означает, что все решения, связанные с средне- и долгосрочным управлением ликвидностью банка, осуществляются на основании решений КУАП, а по вопросам, связанным с текущей ситуацией, управление казначейства наделено необходимыми полномочиями. По решению КУАП определяется структура активов и пассивов, определяются направления формирования активов и пассивов с учетом структуры баланса.

Выделение казначейства в отдельную структуру оправданно при диверсификации бизнес-процессов внутри банка, при построении системы управления рисками банка или приведении ее к более качественному уровню. Полное управление ликвидностью — это управление структурой баланса банка, управление банком как единым механизмом, поскольку ликвидность является основой деятельности банка.

Руслан Щербаков, руководитель казначейства Москомприватбанка:

— Рассматривая казначейство как одну из целевых задач развития банковского бизнеса в целом, в основу которого положено проведение высокоскоростных операций с денежными средствами, направленное на получение мгновенной спекулятивной прибыли, следует отметить, что одной из функций управления технологическим процессом межбанковского бизнеса является функция управления краткосрочной ликвидностью банка. Решение такого рода управленческих функций в соответствии с миссией и целевыми установками банка возложено на позиционеров казначейства Москомприватбанка. Для предотвращения конфликтов между другими бизнесами кредитной организации казначейство, вне зависимости от объема операций, должно существовать как самостоятельное подразделение.


Казначе́йство организа́ции — ключевое подразделение корпорации, банка или другой финансовой организации. Основной его функцией является обеспечение ликвидности. Под этим подразумевается проведение платежей, привлечение денежных средств при их дефиците или размещение свободных средств на финансовых (денежном, валютном, фондовом и иных) рынках по собственным или клиентским операциям. Операции на финансовых рынках проводятся либо казначейством непосредственно, либо дилинговым подразделением, которое может как входить в состав казначейства, так и быть параллельным ему в структуре управления активами и пассивами организации. В последнем случае говорят о разделении фронт-офиса (дилинговое подразделение) и мидл-офиса (казначейство) [1] .

Вторую функцию казначейства составляет управление рыночным риском с целью извлечения дохода от ожидаемого развития ситуации на рынке (рыночной конъюнктуры). Рыночный риск включает в себя процентный, валютный и фондовый риски.

  • Управление процентным риском осуществляется путём установления базовых процентных ставок и трансфертных цен для филиалов и других доходных подразделений. В зависимости от структуры и размера организации базовые процентные ставки и трансфертные цены устанавливаются либо самим казначейством, либо, по предложению казначейства, комитетом по управлению активами и пассивами.
  • Управление валютным риском осуществляется путём открытия валютных позиций, то есть покупок или продаж одних валют за другие (чаще всего иностранных за национальную), и установления лимитов на величины валютных позиций филиалов и других доходных подразделений.
  • Управление фондовым риском осуществляется путём формирования портфелей ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.)

Третьей функцией казначейства является координация указанных выше функций в рамках централизованного управления активами и пассивами организации.

Примечания

  1. ↑ В любом случае в структуре организации присутствует бэк-офис — операционно-учётное подразделение, обеспечивающее работу подразделений, участвующих в управлении активами и пассивами организации.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Казначейство (банка, корпорации)" в других словарях:

Казначейство — (Treasury) Определение казначейства, структура, задачи и функции казначейства Информация об определении казначейства, структура, задачи и функции казначейства Содержание Содержание Обозначение казначейской системы исполнения по Необходимость… … Энциклопедия инвестора

Казначейство организации — Для термина «Казначейство» см. другие значения. Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Федеральный бюджет Муниципальный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок… … Википедия

Казначейство (организации) — У термина «Казначейство» существуют и другие значения. Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Федеральный бюджет Муниципальный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств … Википедия

Казначейство — В Викисловаре есть статья «казначейство» Казначейство: Федеральное казначейство (Казначейство Росс … Википедия

ЗАКОН О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ СТРАХОВАНИЯ ДЕПОЗИТОВ 1991 г. — FEDERAL DEPOSIT INSURANCE CORPORATION IMPROVEMENT ACT OF 1991Этот закон введен в действие 19 декабря 1991 г. Одно из его основных положений реструктурирование и реформирование кредитно фин. сферы. Законодательство обеспечивало правовую основу… … Энциклопедия банковского дела и финансов

ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕЗЕРВНОГО БАНКА — FEDERAL RESERVE BANK EARNINGSДля федеральных резервных банков получение прибыли не является первичной задачей; мотив прибыльности является вторичным по сравнению с задачей осуществления надлежащей ден. кредитной политикиСистема распределения… … Энциклопедия банковского дела и финансов

Доллар США — (US USD) Доллар США это денежная единица Соединенных Штатов Америки Доллар США : курс и номинал денежной единицы США, история и перспективы развития резервной валюты мира Содержание >>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Федеральная резервная система США — (Federal Reserve System) Федеральная резервная система США это система банков, выполняющая роль центробанка США Федеральная резервная система США: предпосылки и история создания, закон о Федеральном Резерве, функции, Центробанк США, связи с ЦБ РФ … Энциклопедия инвестора

Листинг — (Listing) Листинг это совокупность процедур по допуску ценных бумаг к обращению на фондовой бирже Определение листинга, преимущества и недостатки листинга, виды листинга, этапы процедуры листинга, котировальный список листинга, делистинг… … Энциклопедия инвестора

Федеральный резервный банк Сент-Луиса — (The Federal Reserve Bank of St. Louis) Федеральный резервный банк Сент Луиса это один из банков Федеральной резервной системы Федеральный резервный банк Сент Луиса: назначение и функции, обязанности банка, руководство и филиалы Содержание… … Энциклопедия инвестора

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: