Когда отменят комиссию за оплату жкх в сбербанке

Обновлено: 19.04.2024

Прием платежей предложено оплатить поставщикам услуг

Банки не отказываются от борьбы за комиссии по платежам ЖКХ. Законопроект, утверждающий отмену комиссии, 14 апреля принят в первом чтении, но финансисты уже подготовили свои предложения ко второму: переложить расходы на инфраструктуру приема платежей на поставщиков услуг ЖКХ. Депутаты идею не поддерживают, предлагая банкам с получателями платежей договариваться самостоятельно.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ / купить фото

Госдума на заседании 14 апреля приняла в первом чтении законопроект, который вводит запрет на взимание банковских комиссий с коммунальных и обязательных платежей. Однако финансисты с этим мириться не готовы и уже подготовили поправки ко второму чтению, которые во вторник обсуждались на заседании Ассоциации банков России (АБР). «Все банковское сообщество выступает категорически против данного запрета и до конца этой недели АБР направит в Госдуму предложения по изменению ряда норм данного проекта»,— говорит сопредседатель комитета по платежным системам АБР Алексей Маслов.

Принятый в первом чтении законопроект вносит изменения в статью 155 ЖК РФ, она дополняется положением, согласно которому «комиссия за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней, неустоек, штрафов… не взимается».

Предложения АБР (есть у “Ъ”) сводятся к тому, чтобы, запретив взимать комиссию с граждан за платежи ЖКХ, правительство установило обязанности поставщиков услуг ЖКХ (в том числе УК, ТСЖ, ЖСК) самостоятельно или с привлечением иных организаций обеспечить наличие инфраструктуры приема платежей без взимания комиссий с плательщика. Норматив доступности такой инфраструктуры должно установить правительство. Оно же должно определить максимально допустимый размер затрат поставщика услуг ЖКХ на оплату расходов организации такой инфраструктуры, как своими силами, так и сторонними.

Также банкиры хотят скорректировать постановление правительства №1164 — отменить запрет на включение поставщиками услуг ЖКХ в экономически оправданные затраты расходов на платежные услуги. По словам исполнительного директора Национальной платежной ассоциации Марии Михайловой, по сути речь идет об обязанности поставщиков услуг платить за использование банковской инфраструктуры по сбору платежей, но в ограниченном размере, если они не имеют собственной, достаточной для обеспечения приема платежей.

Доводы банкиров известны (см. “Ъ” от 10 апреля): прием платежей за услуги ЖКХ сопровождается расходами для банков, указывают в АБР, и в случае запрета на взимание комиссии многие будут вынуждены свернуть такой вид деятельности, что скажется на доступности услуг.

Запрет комиссий может привести к потенциальному росту стоимости других банковских услуг, увольнениям тысяч сотрудников, занимающихся приемов платежей за ЖКХ в кредитных организациях.

В рамках прошедшей 14 апреля представитель одного из региональных банков заявил, что запрет на взимание комиссий за платежи ЖКХ, обсуждаемый в нынешнем виде, добавит стране порядка 450 тыс. дополнительных безработных. Кроме того, одобренные в первом чтении меры могут привести к сокращению точек по приему платежей и увеличению очередей — от 40 до 90 минут, оценивают в АБР. Расходы же поставщиков услуг на организацию и поддержание собственных пунктов приема платежей, по оценкам экспертов, могут оказаться выше в 4–5 раз, чем расходы на агентскую сеть.

Правительство запретило штрафовать за просрочку коммунальных платежей

Впрочем, депутаты не готовы идти на поводу у банкиров. По словам первого зампреда комитета Госдумы по финансовому рынку Игоря Дивинского, учитывая, что годовой оборот по платежам ЖКХ составляет около 3 трлн руб. и эти деньги банки перечисляют поставщикам услуг не моментально, они могут зарабатывать на ликвидности. «Идти по кругу и отменять постановление правительства 1164 нет смысла, кредитным организациям и поставщикам услуг придется договориться самим об условиях взаимодействия,— отмечает он.— Впрочем, поставщики имеют возможность создать собственную инфраструктуру приема платежей. С наличием Системы быстрых платежей ЦБ, к которой уже подключается ГИС ЖКХ, это вполне реально».

 Сегодня общий оборот всего ЖКХ в год состав­ляет 4,2 трлн руб., из них население платит 2,5 трлн руб.

Знаете ли вы, что, оплачивая счета за жилищно-коммунальные услуги, вы дважды платите банкам?

Двойные комиссии

Первая комиссия скрыта от наших глаз, потому что проценты «зашиты» в самом тарифе. Дело в том, что ресурсоснабжающие и управляющие компании заранее закладывают в цену ЖКУ услуги банка, через который идут их платежи. ФАС выявляла случаи, когда в состав тарифа была заложена комиссия платёжных организаций в размере до 7% от суммы переводов. Ну а вторая комиссия известна любому потребителю, который идёт оплачивать счёт за «коммуналку».


«Хорошо помню, как лет 15 назад банки брали с людей комиссию при оплате ЖКУ не больше 0,1–0,2%. Но потом она с каждым годом становилась всё больше и больше… И сейчас некоторые банки накручивают сверху до 3–5%. Даже за онлайн-оплату многие ввели проценты. Это просто варварство какое-то! – возмущается зам­председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. – Жители больших городов хотя бы могут выбрать банк с меньшей комиссией или оплатить ЖКУ через интернет. Но у людей в сельской местности и малых городах нет такого выбора. При этом банки устанавливают минимум, который им надо заплатить за перевод денег: от 10 до 50 руб. В результате человек идёт платить за мусор 70 руб. и сверху ещё должен выложить почти столько же.

Наживаются на простых людях, как хотят. Сегодня общий оборот всего ЖКХ в год состав­ляет 4,2 трлн руб., из них население платит 2,5 трлн руб.

Даже забрав в качестве комиссии 1% от этой суммы, получается очень много. Банки делают деньги буквально на пустом месте».

Проценты – запретить!

Кажется, власть, наконец, обратила внимание на ситуацию с банковскими комиссиями. 5 сентября 2019 г. премьер Медведев подписал постановление правительства № 1164, которое запрещает включать в тарифы расходы на оплату перевода платы за ЖКУ. Изменения внесены в нормативно-правовые акты, касающиеся ценообразования в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, водоснабжения и водоотведения, обращения с ТКО, а также государственного регулирования цен на газ. Однако поправки вступят в силу лишь с 13 сентября 2020 г., а значит, ещё год скрытые проценты будут «сидеть» в тарифах. «К указанному времени департаменты по тарифам и ценам должны рассмотреть возможность снижения тарифов за ЖКУ в соответствии с указанным постановлением, – говорит руководитель Улья­нов­ского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Руслан Хайров. – Сейчас граждане ежемесячно платят не за одну коммунальную услугу, а за целый комплекс услуг, и в каждую платёжную квитанцию закладывается комиссионный сбор кредитного или расчётно-кассового учреждения».

Запрет скрытых комиссий – это только начало. На прошлой неделе глава фракции «Единой России» в Госдуме Сергей Неверов сообщил о том, что будет внесён законопроект об отмене реальных комиссий банков за оплату услуг ЖКХ. Мало того, инициатива уже обсуждалась с главой Центробанка Эльвирой Набиуллиной и была поддержана. «Банк может зарабатывать на коммерческих платежах и услугах. Но оплата ЖКХ – это не услуга, это обязательство», – говорит депутат и уточняет, что в законопроекте речь идёт не только о платежах за ЖКУ, но и о пошлинах и штрафах.


Послушаются ли банки?

Безусловно, народ порадует отмена комиссий. Но как эту новость воспримут банки? «Мне кажется, если банкам не дадут зарабатывать прозрачно, они всё равно найдут способы получать свои доходы, – считает профессор Финансового университета при правительстве РФ Светлана Криворучко. – Банки вкладывают большие деньги в сети, терминалы, банкоматы, безопасность и всё это должны как-то окупать. Нельзя власти быть добренькой за счёт коммерческих организаций. Надо искать баланс между соцзащитой людей и интересами банков. Возможно, надо не отменять, а ограничивать плату. Или делать её в виде небольшой фиксированной суммы. Банки лукавят, когда берут процент от размера платежа. Их издерж­ки зависят от операции, а не от суммы. Например, при платежах юрлиц никто не берёт плату в зависимости от размера суммы. Почему же физлица должны переплачивать?»


Первое чтение документ благополучно прошёл в апреле ­2020-го. Осенью его хотели принять, чтобы с 1 января 2021-го он уже начал работать. Но не тут-то было. Сначала в нём оставили только пенсионеров и получателей субсидий ЖКХ. Потом отмену комиссий вновь распространили на всех граждан, но расплатиться с банками обязали поставщиков ресурсов. Теперь документ хотят отложить ­«до окончания пандемии». Но когда она закончится? Неужели в этой схватке победят банки и нам по-преж­нему придётся платить ­комиссии?

Андрей Пинчуков, руководитель межрегиональной комиссии НП «ЖКХ Контроль»:


Сейчас существует серьёзная дискриминация при оплате жилищно-коммунальных услуг. Люди, которые платят через мобильный банк у себя в смарт­фоне или по интернету, отдают 0–1%. А пенсионеры и жители отдалённых посёлков, в которых нет устойчивого интернета, вынуждены идти на почту или в отделение банка, где у них забирают немалую сумму сверх той, что указана в платёжке. В среднем банков­ская комиссия составляет 3%, но не меньше 30–50 руб. То есть если человек платит всего 100 руб., он должен отдать банку 50 руб. Комиссия – 50%! Это грабёж средь бела дня, причём самого бедного населения.


Возможно ли совсем отменить комиссии? Думаю, нет. Банки оказывают услугу, за которую всё равно кто-то должен заплатить. В последней редакции это переложили на ресурсо­снабжающие организации. И чем всё это закончится? Они переложат расходы на граждан, которые в итоге заплатят ещё больше. Хотели сэкономить 150 руб., а отдадут 200–300. Так что закон выйдет боком именно тем, кого он, по идее, должен был защитить.

Надо не отменять, а ограничивать комиссии, умерив аппетиты банков. И по рукам стоит дать не только банкам, но и расчётным центрам. Многие наши граждане даже не подозревают, что это ещё один посредник при оплате ЖКУ, которому они отдают свои день­ги. Нередко расчётные центры являются монополистами в городах и взвинчивают цену на свои услуги. Договор с ними заключают УК, ТСЖ, ресурсо­снабжающие компании и платят обычно 3%, а потом эти расходы закладывают в счета граждан. Схема, удобная для всех участников. Но вопрос – в цене услуги: почему так дорого?

 Сегодня общий оборот всего ЖКХ в год состав­ляет 4,2 трлн руб., из них население платит 2,5 трлн руб.

В конце 2020 г. был принят закон о регулировании цен на социально значимые продукты. Почему по такому же принципу нельзя ограничить комиссии посредникам при оплате ЖКУ? Это в силах сделать государство. Платежи за ЖКУ – не менее значимая социальная тема. Она касается всех граждан нашей страны.

Банки и платежные агенты предупредили, что могут закрыть свои сервисы по приему платежей за ЖКХ из-за планов отменить комиссии с населения. Брать на себя расходы за такие платежи не готовы и коммунальные компании

Фото: Ярослав Чингаев / ТАСС

Законопроект «Единой России», который запрещает банкам, платежным агентам и «Почте России» взимать с клиентов комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг, может привести к снижению доступности платежей для населения, подорожанию других банковских услуг и монополизации рынка. Об этом говорится в отзыве Национального совета по финансовому рынку (НСФР) на этот документ.

РБК ознакомился с проектом, который направлен в думский комитет по жилищной политике и ЖКХ. Теперь банки и управляющие компании спорят, кто должен нести расходы по этим комиссиям, но депутаты менять законопроект не готовы.

Как власти борются с комиссиями

Основные участники рынка — банки и платежные агенты, пояснил ситуацию директор компании по приему платежей за услуги ЖКХ «Фрисби» Алексей Зайков. Для переводов используются кассы банков и онлайн-банкинг. Если у банка заключен договор с управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией (РСО), комиссия за платеж входит в общую сумму тарифа за ЖКХ и ложится на клиента. Если договора нет, комиссия оплачивается клиентом отдельно в момент совершения платежа. Кроме банковских сервисов услуги можно с комиссией оплатить через платежных агентов, отделения «Почты России» и кассы самих ресурсоснабжающих организаций.

В России насчитывается около тысячи участников рынка приема платежей за услуги ЖКХ без учета банков, продолжает Зайков. По его словам, на отдельных территориях Сбербанк принимает до 30–70% платежей, а где-то сбор аналогичной доли обеспечивают платежные агенты.

Размер комиссии, взимаемой банками, в среднем составляет 1% с использованием дистанционного банковского обслуживания, 1,5% через операционного работника и до 3% при оплате через банковских платежных агентов, которым из суммы комиссии выплачивается вознаграждение, отмечается в отзыве НСФР.

В сентябре 2019 года правительство своим постановлением запретило включать комиссии на платежные услуги в тарифы ЖКХ, документ вступит в силу в сентябре 2020 года. В ФАС, которая была инициатором этой меры, пояснили, что введение запрета должно способствовать росту конкуренции на этом рынке. «Известны случаи, когда ресурсоснабжающие организации, договариваясь с ограниченным кругом, например, банков, включали в тариф расходы на перевод платы граждан за коммунальные услуги по непрозрачным и завышенным ценам», — отмечали в ФАС. А если граждане оплачивали ЖКХ в других банках, они платили комиссию дважды: в самом банке, с которым не заключено никаких соглашений, и в составе тарифа.

В феврале 2020 года с идеей запретить банкам и платежным агентам взимать комиссии за операции по оплате услуг ЖКХ с самих клиентов на встрече с президентом России выступил лидер фракции «Единая Россия» Сергей Неверов. Владимир Путин его поддержал, назвав комиссии квазинагрузкой. 20 февраля законопроект внесли в Госдуму, его первым автором значится спикер Вячеслав Володин. Документ должен способствовать защите интересов граждан и привести к снижению финансовой нагрузки населения, отмечается в пояснительной записке. Этот законопроект могли внести, чтобы банки из-за запретительного постановления правительства не переложили все свои затраты на клиентов, объяснили два источника РБК, знакомых с ходом обсуждения документа.

Похожий законопроект еще в конце января внесли депутаты КПРФ.

К чему приведет запрет

Введение запрета на взимание комиссий при оплате ЖКХ грозит убытками банкам, и они будут вынуждены принять меры по оптимизации бизнес-процессов, за чем последуют негативные последствия для клиентов, предупреждают в НСФР, в состав которого входит большинство системно значимых банков:

  • некоторые банки могут уйти с рынка приема платежей за ЖКХ, что снизит доступность услуги для населения и повлечет дальнейшую монополизацию этого сегмента, а также приведет к снижению качества услуги и увеличению очередей;
  • банки-эквайеры будут вынуждены прекратить прием переводов за услуги ЖКХ с использованием карт, выпущенных другими банками, в связи с необходимостью выплаты ими не компенсируемого теперь вознаграждения банку-эмитенту;
  • банковские платежные агенты могут уйти с рынка или снизить качество услуги, так как отсутствие дохода у банка от указанных операций приведет к вынужденному снижению комиссии, выплачиваемой агентам;
  • оставшиеся на этом рынке банки могут начать оказывать эту услугу за счет доходов от оказания иных услуг — путем снижения процентов по вкладам, роста ставок по кредитам и роста тарифов по важным для потребителей видам финансовых услуг, в том числе по переводам в Системе быстрых платежей;
  • банки будут вынуждены сократить инвестиции в системы предотвращения мошеннических действий, что может привести к росту объемов хищений.

О чем банки предупредили ЦБ

В ассоциации банков «Россия» 27 февраля состоялась встреча банковского и платежного сообществ с представителями регулятора, на котором сотрудники кредитных организаций предупредили ЦБ о возможном сокращении инфраструктуры по приему платежей за ЖКХ и выдвинули свои предложения, как смягчить последствия законопроекта, сообщили РБК три источника на финансовом рынке, близких к участникам встречи. По словам одного из собеседников, в первую очередь запрет отразится на Сбербанке, ВТБ и Почта Банке. Подавляющую долю на рынке приема платежей за ЖКУ занимает первый с показателем около 60%, отмечает еще один источник.

Запрет на комиссии должен распространяться только на случаи, когда поставщики коммунальных услуг компенсируют их банкам, считает управляющий директор управления транзакционного бизнеса банка «Открытие» Михаил Щипков: «Если в законопроекте это не будет учтено, то, очевидно, пропадет целесообразность в заключении договоров на прием платежей между банками и поставщиками услуг ЖКХ, все действующие договоры будут расторгаться, банки продолжат нести издержки на прием платежей, но перестанут получать компенсацию. В результате банки будут думать над вариантами сокращения издержек, вплоть до ограничения приема платежей в каналах с высокой себестоимостью (банковские отделения. — РБК)».

В МКБ и ПСБ не ожидают, что принятие законопроекта отразится на доступности их сервисов, рассказали представители кредитных учреждений. Сбербанк вместе с экспертным сообществом сформулировал предложения, как скорректировать законопроект, сообщили в его пресс-службе, не уточнив деталей. В ВТБ отказались от комментариев, в остальных крупных банках не ответили на запросы РБК. «Почта России» воздержалась от комментариев. В ЦБ и Минстрое не ответили на запросы РБК. В ФАС сообщили, что позиция службы будет сформирована только после того, как туда поступят указанные предложения.

Как компенсировать расходы

Как рассказал РБК вице-президент ассоциации банков «Россия» Алексей Войлуков, банки разработали два предложения о компенсациях затрат на проведение платежей.

Во-первых, изменить осеннее постановление правительства так, чтобы траты банков на проведение платежей включались в тарифы наравне с тратами на проведение платежей наличными через кассы ресурсоснабжающих компаний — их включение в тариф постановление не запретило.

Во-вторых, разработать и прописать в законопроекте схему, при которой банк получателя платежа (управляющей компании, ТСЖ, ресурсоснабжающей компании) будет компенсировать траты на проведение платежа банку-отправителю. Это нужно, поскольку банк-отправитель в случае принятия законопроекта не сможет взимать с плательщика комиссию. Банк-получатель платежа, в свою очередь, получает такую компенсацию трат по договору от управляющей компании или ресурсоснабжающей организации. Но остается открытым вопрос, будет ли учтена эта комиссия в тарифе или компании будут выплачивать ее со своей прибыли.

Управляющие компании тоже не хотят платить

Рост тарифов на услуги ЖКХ регулируется правительством. Оно каждый год утверждает максимальный размер процентов, на которые могут вырасти тарифы в разных регионах. Под ограничение роста тарифов не подпадает плата за жилищные услуги, которые обычно оказывают управляющие компании (за управление, вывоз мусора и т.п.), а также за капремонт.

Перекладывать комиссию на ресурсоснабжающие организации неправильно, считает председатель совета директоров компании «Российские коммунальные системы» (оператор водоснабжения и водоотведения) Григорий Терян: «Во всех сферах плательщик оплачивает комиссии самостоятельно, если платит через банк. Непонятно, почему в этой отдельной сфере ситуация должна быть иной». Он указывает, что ресурсоснабжающие организации живут в условиях ограниченных тарифов. «Плюс есть трудности, связанные с взысканием задолженностей. Откуда ресурсоснабжающим организациям брать средства на эту комиссию?» — вопросил Терян.

Если оплату комиссии переложат на ресурсоснабжающие организации без дополнительного роста тарифа, то из-за ограничений в росте тарифов РСО будут нести убытки или снизят объем инвестиций на реконструкцию инфраструктуры, продолжает Терян. «Если же учет комиссии в тарифе приведет к росту тарифа на размер этой комиссии, то что поменяется для потребителя? Он также будет платить эту комиссию, но через тариф», — говорит Терян.

Фото:Роман Храмовник / ТАСС

Если же компании из сферы ЖКХ откажутся оплачивать комиссии, то банки и другие финансовые организации просто перестанут принимать платежи — им это будет невыгодно, говорит собеседник РБК в одном из банков: граждане будут вынуждены оплачивать эти услуги через кассы с бумажными платежками. Резкое сокращение числа точек по сбору платежей и сложности с внесением оплаты могут увеличить объем и без того огромной задолженности за услуги ЖКХ, которая сегодня оценивается в 1,5 трлн руб., предупредил Зайков из «Фрисби». За 2018 год предприятия из сферы ЖКХ выставили счетов на сумму 2,63 трлн руб., отмечают авторы законопроекта.

При подготовке предложений депутаты учли все последствия запрета, сказал РБК один из авторов документа, депутат Игорь Дивинский. «По нашим оценкам, он не должен привести к сокращению инфраструктуры по приему платежей за ЖКХ, только если в единичных случаях. Вообще обязанность принимать платежи за ЖКУ возложена на ресурсоснабжающие организации, банки только им помогают. Мы готовы обсуждать с рынком технические вопросы законопроекта, но не его замысел, который не подлежит изменению», — подчеркнул он.

Банки и платежные агенты предупредили, что могут закрыть свои сервисы по приему платежей за ЖКХ из-за планов отменить комиссии с населения. Брать на себя расходы за такие платежи не готовы и коммунальные компании

Фото: Ярослав Чингаев / ТАСС

Законопроект «Единой России», который запрещает банкам, платежным агентам и «Почте России» взимать с клиентов комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг, может привести к снижению доступности платежей для населения, подорожанию других банковских услуг и монополизации рынка. Об этом говорится в отзыве Национального совета по финансовому рынку (НСФР) на этот документ.

РБК ознакомился с проектом, который направлен в думский комитет по жилищной политике и ЖКХ. Теперь банки и управляющие компании спорят, кто должен нести расходы по этим комиссиям, но депутаты менять законопроект не готовы.

Как власти борются с комиссиями

Основные участники рынка — банки и платежные агенты, пояснил ситуацию директор компании по приему платежей за услуги ЖКХ «Фрисби» Алексей Зайков. Для переводов используются кассы банков и онлайн-банкинг. Если у банка заключен договор с управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией (РСО), комиссия за платеж входит в общую сумму тарифа за ЖКХ и ложится на клиента. Если договора нет, комиссия оплачивается клиентом отдельно в момент совершения платежа. Кроме банковских сервисов услуги можно с комиссией оплатить через платежных агентов, отделения «Почты России» и кассы самих ресурсоснабжающих организаций.

В России насчитывается около тысячи участников рынка приема платежей за услуги ЖКХ без учета банков, продолжает Зайков. По его словам, на отдельных территориях Сбербанк принимает до 30–70% платежей, а где-то сбор аналогичной доли обеспечивают платежные агенты.

Размер комиссии, взимаемой банками, в среднем составляет 1% с использованием дистанционного банковского обслуживания, 1,5% через операционного работника и до 3% при оплате через банковских платежных агентов, которым из суммы комиссии выплачивается вознаграждение, отмечается в отзыве НСФР.

В сентябре 2019 года правительство своим постановлением запретило включать комиссии на платежные услуги в тарифы ЖКХ, документ вступит в силу в сентябре 2020 года. В ФАС, которая была инициатором этой меры, пояснили, что введение запрета должно способствовать росту конкуренции на этом рынке. «Известны случаи, когда ресурсоснабжающие организации, договариваясь с ограниченным кругом, например, банков, включали в тариф расходы на перевод платы граждан за коммунальные услуги по непрозрачным и завышенным ценам», — отмечали в ФАС. А если граждане оплачивали ЖКХ в других банках, они платили комиссию дважды: в самом банке, с которым не заключено никаких соглашений, и в составе тарифа.

В феврале 2020 года с идеей запретить банкам и платежным агентам взимать комиссии за операции по оплате услуг ЖКХ с самих клиентов на встрече с президентом России выступил лидер фракции «Единая Россия» Сергей Неверов. Владимир Путин его поддержал, назвав комиссии квазинагрузкой. 20 февраля законопроект внесли в Госдуму, его первым автором значится спикер Вячеслав Володин. Документ должен способствовать защите интересов граждан и привести к снижению финансовой нагрузки населения, отмечается в пояснительной записке. Этот законопроект могли внести, чтобы банки из-за запретительного постановления правительства не переложили все свои затраты на клиентов, объяснили два источника РБК, знакомых с ходом обсуждения документа.

Похожий законопроект еще в конце января внесли депутаты КПРФ.

К чему приведет запрет

Введение запрета на взимание комиссий при оплате ЖКХ грозит убытками банкам, и они будут вынуждены принять меры по оптимизации бизнес-процессов, за чем последуют негативные последствия для клиентов, предупреждают в НСФР, в состав которого входит большинство системно значимых банков:

  • некоторые банки могут уйти с рынка приема платежей за ЖКХ, что снизит доступность услуги для населения и повлечет дальнейшую монополизацию этого сегмента, а также приведет к снижению качества услуги и увеличению очередей;
  • банки-эквайеры будут вынуждены прекратить прием переводов за услуги ЖКХ с использованием карт, выпущенных другими банками, в связи с необходимостью выплаты ими не компенсируемого теперь вознаграждения банку-эмитенту;
  • банковские платежные агенты могут уйти с рынка или снизить качество услуги, так как отсутствие дохода у банка от указанных операций приведет к вынужденному снижению комиссии, выплачиваемой агентам;
  • оставшиеся на этом рынке банки могут начать оказывать эту услугу за счет доходов от оказания иных услуг — путем снижения процентов по вкладам, роста ставок по кредитам и роста тарифов по важным для потребителей видам финансовых услуг, в том числе по переводам в Системе быстрых платежей;
  • банки будут вынуждены сократить инвестиции в системы предотвращения мошеннических действий, что может привести к росту объемов хищений.

О чем банки предупредили ЦБ

В ассоциации банков «Россия» 27 февраля состоялась встреча банковского и платежного сообществ с представителями регулятора, на котором сотрудники кредитных организаций предупредили ЦБ о возможном сокращении инфраструктуры по приему платежей за ЖКХ и выдвинули свои предложения, как смягчить последствия законопроекта, сообщили РБК три источника на финансовом рынке, близких к участникам встречи. По словам одного из собеседников, в первую очередь запрет отразится на Сбербанке, ВТБ и Почта Банке. Подавляющую долю на рынке приема платежей за ЖКУ занимает первый с показателем около 60%, отмечает еще один источник.

Запрет на комиссии должен распространяться только на случаи, когда поставщики коммунальных услуг компенсируют их банкам, считает управляющий директор управления транзакционного бизнеса банка «Открытие» Михаил Щипков: «Если в законопроекте это не будет учтено, то, очевидно, пропадет целесообразность в заключении договоров на прием платежей между банками и поставщиками услуг ЖКХ, все действующие договоры будут расторгаться, банки продолжат нести издержки на прием платежей, но перестанут получать компенсацию. В результате банки будут думать над вариантами сокращения издержек, вплоть до ограничения приема платежей в каналах с высокой себестоимостью (банковские отделения. — РБК)».

В МКБ и ПСБ не ожидают, что принятие законопроекта отразится на доступности их сервисов, рассказали представители кредитных учреждений. Сбербанк вместе с экспертным сообществом сформулировал предложения, как скорректировать законопроект, сообщили в его пресс-службе, не уточнив деталей. В ВТБ отказались от комментариев, в остальных крупных банках не ответили на запросы РБК. «Почта России» воздержалась от комментариев. В ЦБ и Минстрое не ответили на запросы РБК. В ФАС сообщили, что позиция службы будет сформирована только после того, как туда поступят указанные предложения.

Как компенсировать расходы

Как рассказал РБК вице-президент ассоциации банков «Россия» Алексей Войлуков, банки разработали два предложения о компенсациях затрат на проведение платежей.

Во-первых, изменить осеннее постановление правительства так, чтобы траты банков на проведение платежей включались в тарифы наравне с тратами на проведение платежей наличными через кассы ресурсоснабжающих компаний — их включение в тариф постановление не запретило.

Во-вторых, разработать и прописать в законопроекте схему, при которой банк получателя платежа (управляющей компании, ТСЖ, ресурсоснабжающей компании) будет компенсировать траты на проведение платежа банку-отправителю. Это нужно, поскольку банк-отправитель в случае принятия законопроекта не сможет взимать с плательщика комиссию. Банк-получатель платежа, в свою очередь, получает такую компенсацию трат по договору от управляющей компании или ресурсоснабжающей организации. Но остается открытым вопрос, будет ли учтена эта комиссия в тарифе или компании будут выплачивать ее со своей прибыли.

Управляющие компании тоже не хотят платить

Рост тарифов на услуги ЖКХ регулируется правительством. Оно каждый год утверждает максимальный размер процентов, на которые могут вырасти тарифы в разных регионах. Под ограничение роста тарифов не подпадает плата за жилищные услуги, которые обычно оказывают управляющие компании (за управление, вывоз мусора и т.п.), а также за капремонт.

Перекладывать комиссию на ресурсоснабжающие организации неправильно, считает председатель совета директоров компании «Российские коммунальные системы» (оператор водоснабжения и водоотведения) Григорий Терян: «Во всех сферах плательщик оплачивает комиссии самостоятельно, если платит через банк. Непонятно, почему в этой отдельной сфере ситуация должна быть иной». Он указывает, что ресурсоснабжающие организации живут в условиях ограниченных тарифов. «Плюс есть трудности, связанные с взысканием задолженностей. Откуда ресурсоснабжающим организациям брать средства на эту комиссию?» — вопросил Терян.

Если оплату комиссии переложат на ресурсоснабжающие организации без дополнительного роста тарифа, то из-за ограничений в росте тарифов РСО будут нести убытки или снизят объем инвестиций на реконструкцию инфраструктуры, продолжает Терян. «Если же учет комиссии в тарифе приведет к росту тарифа на размер этой комиссии, то что поменяется для потребителя? Он также будет платить эту комиссию, но через тариф», — говорит Терян.

Если же компании из сферы ЖКХ откажутся оплачивать комиссии, то банки и другие финансовые организации просто перестанут принимать платежи — им это будет невыгодно, говорит собеседник РБК в одном из банков: граждане будут вынуждены оплачивать эти услуги через кассы с бумажными платежками. Резкое сокращение числа точек по сбору платежей и сложности с внесением оплаты могут увеличить объем и без того огромной задолженности за услуги ЖКХ, которая сегодня оценивается в 1,5 трлн руб., предупредил Зайков из «Фрисби». За 2018 год предприятия из сферы ЖКХ выставили счетов на сумму 2,63 трлн руб., отмечают авторы законопроекта.

При подготовке предложений депутаты учли все последствия запрета, сказал РБК один из авторов документа, депутат Игорь Дивинский. «По нашим оценкам, он не должен привести к сокращению инфраструктуры по приему платежей за ЖКХ, только если в единичных случаях. Вообще обязанность принимать платежи за ЖКУ возложена на ресурсоснабжающие организации, банки только им помогают. Мы готовы обсуждать с рынком технические вопросы законопроекта, но не его замысел, который не подлежит изменению», — подчеркнул он.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: