Лицензирование финансовых организаций какой банк

Обновлено: 28.03.2024

В настоящее время в России существует два вида банков: «обычные», имеющие так называемую универсальную лицензию, и банки с базовой лицензией. На получение универсальной лицензии могут претендовать только кредитные организации с капиталом свыше 1 млрд рублей. Однако если собственные средства банка с базовой лицензией достигают 3 млрд рублей, на него распространяются регуляторные нормы, предусмотренные для универсальной лицензии. Таким образом, базовая лицензия адресована кредитным учреждениям довольно скромных размеров. На 1 июня 2020 года на рынке действовал 131 банк с базовой лицензией. Какими игроками представлена эта часть банковского сектора?

Обладателями базовой лицензии действительно являются небольшие банки — в этом легко убедиться, ранжировав их по величине (см. рэнкинг ниже). Так, активы Банка ПТБ, занявшего первую строчку, составляют всего 13,3 млрд рублей, а у ФорБанка, замыкающего первую десятку, активы чуть менее 6,3 млрд рублей. Объем активов самого маленького банка с базовой лицензией — КБЦА — составляет 255 млн рублей. У половины кредитных организаций показатель не превышает 1,8 млрд рублей. Суммарные активы этого сегмента банковской системы — 309 млрд рублей на 1 июня 2020 года — можно условно соотнести с размером баланса одного российского банка из топ-30.

Есть ли у модели банка с базовой лицензией какие-либо особенности, влияющие на спектр его операций? Первоначально предполагалось, что такие банки должны фокусироваться исключительно на кредитовании субъектов малого предпринимательства и физических лиц. Но, как ни странно, соответствующие пруденциальные ограничения были установлены лишь косвенно, в виде повышающих коэффициентов при расчете норматива Н6 (при этом его предельное значение для банков с базовой лицензией было понижено до 20%), и содержались в нормативном документе Банка России. Вступившая в силу в мае 2017 года редакция закона «О банках и банковской деятельности» обладателям базовой лицензии запретила лишь заключать сделки с нерезидентами и совершать операции с драгоценными металлами (которые и ранее предполагали особую лицензию). С апреля 2020 года Банк России отменил упомянутые повышающие коэффициенты к нормативу Н6 для банков с базовой лицензией, и перечень доступных им операций теперь почти не отличается от возможностей их «коллег» с универсальной лицензией.

Данные о структуре вложений банков с базовой лицензией демонстрируют, что эти игроки не проявляют высокой кредитной активности. На 1 июня 2020 года доля активов таких банков, приходящаяся на ссудную задолженность юридических и физических лиц, в среднем не превышала 34%. В то же время средний удельный вес их ликвидных активов был близок к 50%. Так как на 1 марта 2020 года значения этих показателей практически не отличались от приведенных, низкую относительную величину ссуд нельзя объяснить кризисными явлениями. В составе ликвидных активов банков с базовой лицензией, как правило, довольно значительное место занимают депозиты в Банке России, межбанковские кредиты и ценные бумаги, а не остатки на ностро-счетах. Последнее заставляет усомниться в том, что внушительная подушка ликвидности в большинстве случаев связана с бизнесом таких банков в сфере платежей и расчетов. Обращает на себя внимание величина кассовых остатков у четырех банков с базовой лицензией: у Кросна-Банка, банка «Нейва», Севастопольского Морского Банка и Геобанка она превышает 25% от размера активов. Еще у трех — банка «Сервис Резерв», КБ «Спутник» и ФФИН Банка — показатель превышает 10% от активов.

Рассмотрим структуру пассивов банков с базовой лицензией. Преобладание остатков на счетах физлиц в общем объеме привлеченных ими средств клиентов (129 млрд из 207 млрд рублей на 1 июня 2020 года) закономерно: 90% этих небольших кредитных организаций включены в ССВ. При этом доля средств населения в пассивах прямо пропорциональна размеру банка: у первой половины банков в рэнкинге она составляет в среднем 42%, у второй половины — 24%. Для банков с базовой лицензией установлены более низкие нормативы обязательных резервов по рублевым средствам клиентов в сравнении с «универсальными»: 1% против 4,75%. Очевидно, что это «послабление» повышает процентную маржу обладателя базовой лицензии всего на 10–20 базисных пунктов. Для среднего банка с базовой лицензией с рублевыми остатками на счетах клиентов в размере 1 млрд рублей эта разница в нормативах повысит годовую чистую прибыль лишь на 1–2 млн рублей. Такая сумма несущественна даже по меркам самых небольших кредитных организаций, которые, кстати, часто демонстрируют невысокую стоимость привлеченных средств (рэнкинг по стоимости фондирования за I квартал 2020 года).

Банки с базовой лицензией показывают комфортный уровень обеспеченности собственными средствами, если ориентироваться на значения нормативов достаточности капитала Н1.2 и Н1.0. В частности, у 75% банков показатель Н1.2 на 1 июня 2020 года превышал 15%. Запас прочности* в нормативах Н1.2 и Н1.0 этих банков крайне значителен: у двух третей обладателей базовой лицензии он превышает 30% чистой ссудной задолженности. Другими словами, с этой точки зрения препятствий для наращивания кредитных портфелей банками с базовой лицензией нет. Оговоримся, что эти выводы оставляют за рамками вопросы о реальном качестве активов и источников формирования капитала банков. Проблема заключается в другом: капитал многих из этих кредитных учреждений лишь ненамного превышает минимальное значение, установленное Банком России (300 млн рублей), а у некоторых уже опустился ниже. Во многих случаях это сочетается с солидным запасом прочности банка в нормативах Н1.2, Н1.0. С учетом этого буфер абсорбирования потерь у 40% банков с базовой лицензией можно охарактеризовать как умеренный — менее 15% чистой ссудной задолженности, причем на фоне весьма небольшого ее удельного веса в активах.

Еще одно важное замечание о нормативах Н1: вопреки распространенному мнению, банки с базовой лицензией не получили реальных «льгот» на их соблюдение, несмотря на отмену для них нормативов Н1.1 и Н1.4. Во-первых, у 122 из 130 кредитных организаций (мы исключили один санируемый банк) базовый капитал совпадает с основным**. При этом знаменатели нормативов Н1.1 и Н1.2 тождественны. Таким образом, большинство банков с базовой лицензией, соблюдая Н1.2, с еще большим запасом выполняли бы и требования по Н1.1, если бы они были для них установлены. У 116 из таких кредитных организаций Н1.1 на 1 июня 2020 года достигал бы 10% и более, а значения ниже 6% продемонстрировали бы лишь два банка.

Соблюдение норматива левериджа (Н1.4) в размере 3% не представляет большой сложности для банков с универсальной лицензией, имеющих, как правило, большую долю ссуд в активе и меньшую — капитала в пассиве, нежели банки с базовой лицензией. Поэтому нет оснований предполагать, что наличие норматива Н1.4 серьезно ограничило бы кредитные операции последних***.

Рассмотрим финансовые результаты банков с базовой лицензией. За пять месяцев 2020 года они продемонстрировали суммарный убыток в размере 1 056 млн рублей, хотя аналогичный период 2019 года те же банки завершили с прибылью в 1 028 млн рублей. Примерно половину от этого «провала» чистой прибыли более чем на 2 млрд рублей обеспечили два банка. Убыток Севастопольского Морского Банка за пять месяцев 2020 года составил 670 млн рублей против 60 млн рублей годом ранее (с января 2020 года банк проходит процедуру санации). Муниципальный Камчатпрофитбанк, продемонстрировавший экстраординарный рост прибыли до 540 млн рублей в первом полугодии 2019 года, показал во втором полугодии сопоставимый убыток.

Удельный вес убыточных банков с базовой лицензией значителен — и заметно вырос в 2020 году. Если на 1 июня 2019 года убыточными были 44 из 141 банка с базовой лицензией, то год спустя отрицательный финансовый результат показывают уже 62 из 131 банка. Такую динамику можно в равной мере связать как с конъюнктурными факторами, так и с фундаментальной слабостью бизнес-моделей банков с базовой лицензией, с их неспособностью найти приемлемые рыночные ниши.

Низкая прибыльность и уязвимая капитализация банков с базовой лицензией заставляют задуматься о том, насколько высок для этих игроков риск отзыва лицензии. Такая статистика за пандемийный 2020 год непоказательна, поэтому обратимся к более благоприятному прошлому году. За 2019 год 11 из 149 банков, обладавших базовой лицензией на начало года, ее лишились (без учета случаев реорганизации и аннулирования лицензии). Таким образом, докризисный годовой «уровень смертности» банков с базовой лицензией можно оценить приблизительно в 7,4%. Для банков с универсальной лицензией этот показатель ниже и составлял 4,5%. Такая разница обусловлена, на наш взгляд, не только и не столько факторами финансовой устойчивости, сколько различиями в реализации Банком России надзорной политики применительно к двум типам банков.

Нельзя обойти вниманием и вопрос о владельцах банков с базовой лицензией. Прежде всего отметим, что среди них нам не удалось найти ни одного банка, который находился бы под контролем зарубежных финансовых институтов, хотя капитал нескольких из принадлежащих им кредитных организаций в РФ не превышает 2,7 млрд рублей. Вероятно, эта форма банковской деятельности не привлекательна для финансовых организаций — нерезидентов. Тем не менее шесть банков с базовой лицензией находятся в бенефициарном владении иностранных физических и юридических лиц (их доля в капитале превышает 50%), которые, по-видимому, не являются «техническими». В частности, Икано Банк и Оней Банк контролирует основатель Credit Europe Group Хюсню Озйегин, в первом случае совместно с владельцами «Икеи», во втором — с группой «Ашан» и BPCE. Конечными владельцами свыше 60% долей в капитале Примтеркомбанка заявлены граждане КНР. Рента Банк и банк «Берейт» принадлежат гражданам Израиля, а Прокоммерцбанк — подданному Турции. Кроме того, можно выделить группу из пяти банков с базовой лицензией, свыше 25% капитала которых находятся в собственности субъектов РФ: ЧБРР, банк «Элита», банк «Йошкар-Ола», НБТ и Енисейский Объединенный Банк. Наконец, одна кредитная организация — Севастопольский Морской Банк — проходит процедуру санации, то есть контролируется АСВ. Ключевыми конечными владельцами остальных 119 банков с базовой лицензией являются граждане РФ. Иностранные физические и юридические лица, а также субъекты не имеют прямого или косвенного участия в их капитале, либо это участие несущественно.

Банки с базовой лицензией 01.06.20

Рэнкинг банков с базовой лицензией по величине активов на 1 июня 2019 года

Правовые основы деятельности кредитных организаций установлены:

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 № «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Созданному путем учреждения банку может быть выдана:
1) универсальная лицензия на осуществление банковских операций;
2) базовая лицензия на осуществление банковских операций.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

  • привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,
  • размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом о банках специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

  • 1 млрд рублей — для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;
  • 300 млн рублей — для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией.
  • 3 млрд 600 млн рублей — для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией, предусматривающей привлечение во вклады денежных средств физических лиц.

Для государственной регистрации банка и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также внесения сведений о нем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций (КГР КО) соискатель представляет в Банк России документы в соответствии со статьей 14 Закона о банках, Инструкцией Банка России от 02.04.2010 № «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Для государственной регистрации банка с иностранными инвестициями и получения лицензии на осуществление банковских операций до представления документов, указанных в статье 14 Закона о банках, необходимо представить в Банк России документы, предусмотренные статьей 17 Закона о банках и Положением Банка России от 23.04.1997 № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями».

В соответствии со статьей 15 Закона о банках срок рассмотрения документов, представленных для принятия Банком России решения о государственной регистрации банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом — 6 месяцев с даты предоставления всех документов.

1. Изучите необходимые федеральные законы и нормативные акты.

2. Проверьте соответствие кандидатов на должность руководителей и иных лиц создаваемого банка предъявляемым квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.

Перечень лиц указан в статье 11.1 Закона о банках и статье 60 Федерального закона от 10.07.2002 №

Квалификационные требования и требования к деловой репутации этих лиц установлены статьей 16 Закона о банках.

    , федеральных арбитражных судов РФ и Федеральной службы судебных приставов, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федеральной службы по финансовому мониторингу; ; ; ; ; для проверки сведений о документе, подтверждающем наличие высшего образования.

3. Соберите документы для проведения оценки финансового положения учредителей банка и иных лиц, предусмотренных Законом о банках.

Проведение такой оценки предусмотрено Федеральным законом от 02.12.1990 № «О банках и банковской деятельности».

Порядок и критерии оценки финансового положения, а также требования к финансовому положению установлены Положением Банка России от 28.12.2017 № .

4. Выберите уникальное наименование для создаваемого банка.

Требования к наименованию установлены статьями 54 и 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 7 Закона о банках и Инструкцией Банка России от 02.04.2010 №

Для проверки уже используемых наименований рекомендуем воспользоваться КГР КО и единым государственным реестром юридических лиц (ЕГРЮЛ).

5. Уплатите государственную пошлину за предоставление лицензии на осуществление банковских операций.

За предоставление лицензии на осуществление банковских операций уплачивается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 93 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Размер госпошлины — 0,1% заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 500 тыс. рублей.

6. Подготовьте и представьте в Банк России комплект документов для государственной регистрации банка.

7. Получите уведомление о внесении сведений о банке в ЕГРЮЛ и свидетельство о регистрации Банка России.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации банка направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению ЕГРЮЛ.

На основании решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней со дня их получения вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Банк России.

Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации банка уведомляет об этом его учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала банка. Также регулятор выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о банке в ЕГРЮЛ, и свидетельство о регистрации Банка России, присваивает банку регистрационный номер Банка России и вносит сведения о нем в КГР КО.

8. Оплатите уставный капитал и получите лицензию на осуществление банковских операций.

При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала банка, Банк России в трехдневный срок выдает банку лицензию на осуществление банковских операций.

Информация о банке после его создания и выдачи ему лицензии размещается в Справочнике финансовых организаций на официальном сайте Банка России.

Банк имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

Статья 13. Лицензирование банковских операций

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, указанных в частях девятой и десятой настоящей статьи и в Федеральном законе "О национальной платежной системе".

(см. текст в предыдущей редакции)

Формы лицензий на осуществление банковских операций для кредитных организаций устанавливаются Банком России.

(часть вторая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" вправе осуществлять банковские операции, право на осуществление которых предоставлено ей на основании Федерального закона "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ".

(часть десятая в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2015 N 403-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк с универсальной лицензией, получивший статус банка с базовой лицензией, вправе получить статус банка с универсальной лицензией не ранее чем через два года с даты государственной регистрации изменений, внесенных в устав этого банка и связанных с получением им статуса банка с базовой лицензией. При присоединении банка с универсальной лицензией к банку с базовой лицензией требование о соблюдении указанного срока не применяется. При преобразовании банка с базовой лицензией указанный срок не прерывается.

Статья 12. Государственная регистрация кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

За государственную регистрацию кредитных организаций взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Кредитная организация обязана информировать Банк России об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от кредитной организации сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о кредитной организации.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

Часть восьмая утратила силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 03.05.2006 N 60-ФЗ.


Банковская лицензия - это специальное разрешение Банка России на осуществление банковской деятельности, удостоверяющее право кредитного учреждения на проведение указанных в нем финансовых операций. В РФ, согласно Федеральному закону N 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности», все банковские операции производятся на основании лицензии, выдаваемой Банком России, внесенной в реестр. Документ выдаётся без ограничения сроков его действия. Отзыв лицензии осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

  1. Виды банковских лицензий
  2. Возврат банковской лицензии
  3. Выдача банковских лицензий
  4. Генеральная банковская лицензия
  5. Лицензия на осуществление банковской деятельности
  6. Отзыв банковской лицензии
  7. Срок банковской лицензии

Виды банковских лицензий

Банк России выдает 8 видов лицензий на осуществление банковских операций:
- лицензия на проведение банковских операций со средствами в рублях без права привлечения средств физических лиц;
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте без права привлечения средств физических лиц;
- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов без права привлечения во вклады средств физических лиц;
- лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях;
- лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
- генеральная лицензия;
- лицензия на проведение банковского клиринга;
- лицензия на производство инкассации.

Возврат банковской лицензии

Финансовое учреждение, у которого Центральный банк РФ отозвал разрешение на осуществление банковской деятельности, имеет право на возврат лицензии. Для этого, кредитная организация должна в судебном порядке оспорить действия Банка России. В случае положительного решения, лицензия будет возвращена. Такие прецеденты имели место в судебной практике.

Банк России может по собственной инициативе вернуть банковскую лицензию финансовому учреждению, у которого она была отозвана. Это происходит после устранения всех нарушений в деятельности банка.

Выдача банковских лицензий

Выдача банковских лицензий осуществляется Центральным банком РФ. Для получения документа, разрешающего финансовую деятельность, кредитная организация должна соответствовать целому ряду требований.

Выдача банковских лицензий производится после регистрации финансовой организации, внесения данных о ней в реестр; оплаты 100% уставного капитала; открытия для кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. После выполнения всех этих условий, лицензия выдается кредитному учреждению в трехдневный срок.

Генеральная банковская лицензия

Генеральная банковская лицензия - это документ, дающий финансовому учреждению право на осуществление банковских операций с денежными средствами в рублях и иностранной валюте, на привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте.

Кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может:
- создавать филиалы и дочерние организации на территории иностранного государства;
- размещать в банковские депозиты средства федерального бюджета;
- инвестировать в депозиты в рублях средства пенсионных накоплений и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих;
- участвовать в конкурсе на право выполнения функций агента по размещению государственных сберегательных облигаций и осуществлять ряд других операций.

Лицензия на осуществление банковской деятельности

В лицензии на осуществление банковской деятельности указываются финансовые операции, на проведение которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти операции могут осуществляться. Вновь созданному банку могут быть выданы лишь три вида лицензий. После нескольких лет успешной работы и выполнения ряда условий, финансовое учреждение может получить другие виды лицензий. В итоге, все полученные документы можно заменить генеральной лицензией. Осуществление банковской деятельности без лицензии - серьезное правонарушение.

Отзыв банковской лицензии

Отзыв банковской лицензии финансового учреждения осуществляет Банк России. Лишение кредитной организации лицензии производится при ее ликвидации. Основанием для такого решения могут стать систематические нарушения законодательства, допускаемые банком, банкротство, непредоставление отчетности и другие факторы. Информация об отзыве банковской лицензии публикуется в открытых источниках - в прессе, на сайте финансового учреждения. Ежегодно Центральный банк РФ отзывает лицензии у нескольких десятков финансовых учреждений.

Срок банковской лицензии

Банковская лицензия выдается без указания срока ее действия. Финансовое учреждение может осуществлять виды деятельности, указанные в документе, до момента отзыва лицензии Центральным банком РФ и прекращения работы кредитной организации. В документе можно найти только одну дату выдачи лицензии кредитному учреждению. Ежегодно проводятся проверки финансовых организаций, по результатам которых банки могут быть лишены лицензии.

Совет от Сравни.ру: Планируя открыть счет в банке, стоит ознакомиться с лицензией финансового учреждения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: