Мировой опыт показывает что банковский надзор эффективен если

Обновлено: 28.03.2024

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 июля 1998 года

Основополагающие принципы
эффективного банковского надзора
(Основополагающие базельские принципы)

1. Слабость банковской системы какой-либо страны, развивающейся или развитой, может угрожать финансовой стабильности как этой страны, так и других государств. Растущую озабоченность мирового сообщества вызывает потребность совершенствования финансовых систем. Заключительное Коммюнике встречи на высшем уровне стран - членов Группы 7 в Лионе в 1996 году призывает к принятию действий в этой области. В последнее время некоторые официальные организации, в т.ч. Базельский комитет банковского надзора, Банк международных расчетов, Международный валютный фонд и Всемирный банк, изучают пути укрепления финансовой стабильности в мире.

2. Базельские комитет банковского надзора* в течение многих лет работает в этой области как непосредственно, так и через свои многочисленные контакты с органами банковского надзора различных государств.

* Базельский комитет банковского надзора - это Комитет органов банковского надзора, основанный управляющими центральными банками стран - членов Группы 10 в 1975 году. В него входят высшие руководители органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов. Обычно комитет проводит свои заседания в Банке международных расчетов в Базеле, где расположен его постоянный секретариат.

На протяжении последних полутора лет комитет изучает возможность активизации усилий по укреплению пруденциального надзора во всех странах мира, выстраивая свои взаимоотношения со странами, не являющимися членами Группы 10, а также способствуя укреплению пруденциального надзора в странах - членах Группы 10. В частности, комитет подготовил два документа:

- всесторонний набор Основополагающих принципов эффективного банковского надзора (Базельские основополагающие принципы) (которые приложены).

- Компендиум (который будет прилагаться периодически) действующих рекомендаций Базельского комитета, руководящие указания и стандарты, на большинство которых даются перекрестные сноски в Основополагающих принципах.

Оба документа были одобрены управляющими центральными банками стран - членов Группы 10. Они были предоставлены министрам финансов стран - членов Группы 7 и Группы 10 при подготовке к июньской (1997 год) встрече на высшем уровне в Денвере в надежде на то, что эти документы явятся полезным механизмом укрепления финансовой стабильности во всех странах мира.

3. При разработке Принципов Базельский комитет тесно сотрудничал с органами банковского надзора стран, не являющихся членами Группы 10. Документ готовился группой, куда входили представители Базельского комитета, а также Чили, Китая, Чешской Республики, Гонконга, Мексики, России и Таиланда. В работе группы принимали активное участие представители девяти других стран (Аргентины, Бельгии, Венгрии, Индии, Индонезии, Кореи, Малайзии, Польши и Сингапура). При выработке принципов большую роль сыграли интенсивные консультации, проводившиеся с большой группой национальных органов банковского надзора, как непосредственно, так и через региональные группы банковского надзора.

4. Базельские основополагающие принципы включают в себя двадцать пять основных Принципов, которые должны применяться для обеспечения эффективности системы банковского надзора. Эти принципы относятся к:

- предварительным условиям для эффективного банковского надзора - Принцип 1;

- лицензированию и структуре - Принципы 2-5;

- пруденциальным нормам и требованиям - Принципы 6-15;

- методам постоянного банковского надзора - Принципы 16-20;

- требованиям к информации - Принцип 21;

- официальным полномочиям органов банковского надзора - Принцип 22;

- международным банковским операциям - Принципы 23-25.

Кроме самих Принципов, документ содержит объяснение различных методов, которые могут использовать надзорные органы при их применении.

5. Национальные органы должны применять Принципы при осуществлении надзора за всеми банковскими организациями, подпадающими под их юрисдикцию*.

* В странах, где небанковские финансовые институты предоставляют финансовые услуги, похожие на финансовые услуги, предоставляемые банками, многие из содержащихся в этом документе принципов можно применять к таким небанковским финансовым институтам.

Принципы представляют собой минимальные требования и во многих случаях должны дополняться другими мерами, направленными на оценку положения и рисков финансовых систем отдельных стран.

6. Базельские основополагающие принципы призваны служить основной рекомендацией надзорным и другим государственным органам как в национальном, так и в международном масштабе. Национальным надзорным органам, многие из которых в настоящее время активно стремятся совершенствовать свои режимы надзора, следует использовать прилагаемый документ в целях пересмотра их существующих надзорных механизмов и инициации программ, направленных на устранение по мере необходимости в рамках их правоспособности любых недостатков и сбоев. Принципы были разработаны таким образом, чтобы они могли поддаваться проверке надзорными органами, региональными надзорными группами, а также самим рынком. Базельский комитет наряду с другими заинтересованными организациями сыграет отведенную ему роль в отслеживании применения Принципов отдельными странами. Предполагается, что МВФ, Всемирный банк и другие заинтересованные организации будут использовать Принципы при оказании содействия отдельным странам в деле укрепления их надзорных механизмов в связи с усилиями, направленными на укрепление макроэкономической и финансовой стабильности. Применение Принципов будет оценено на Международной конференции органов банковского надзора в октябре 1998 года, а затем оно будет оцениваться раз в два года.

7. Надзорным органам всех стран рекомендуется одобрить Базельские основополагающие принципы. Члены Базельского комитета и 16 национальных органов банковского надзора, которые принимали участие в их разработке, согласны с содержанием документа.

8. Руководители региональных надзорных групп выражают поддержку усилиям Базельского комитета и свою готовность способствовать принятию Основополагающих принципов членами соответствующих групп. В настоящее время проводятся дискуссии с целью определения роли, которую региональные группы могут играть в деле принятия Принципов и их выполнения своими членами.

9. Базельский комитет считает, что выполнение Основополагающих принципов каждой страной явится важным шагом в процессе укрепления финансовой стабильности как в национальном, так и в международном масштабе. Темпы достижения этой цели будут различными. Во многих странах необходимо будет осуществить значительные изменения законодательной базы и полномочий надзорных органов, т.к. многие надзорные органы в настоящее время не обладают закрепленными в законодательном порядке полномочиями применения всех Принципов. В этих случаях Базельский комитет полагает, что законодательным органам отдельных стран следует срочно рассмотреть вопрос о внесении в законодательство изменений, необходимых для практического применения Принципов.

10. Базельский комитет будет продолжать свою деятельность по разработке стандартов для ключевых областей риска, а также в ключевых отраслях банковского надзора, которая нашла свое отражение в документах, таких, как те, которые приводятся в Компендиуме. Базельские основополагающие принципы послужат отправной точкой для будущей работы комитета, которая, когда в этом возникнет необходимость, будет проводиться совместно с органами надзора стран - членов Группы 10 и их региональными группами. Комитет совместно с другими надзорными органами и заинтересованными сторонами готов поощрять работу, ведущуюся на национальном уровне, в целях применения Принципов. Наконец, комитет обязался укреплять взаимодействие с надзорными органами стран, не являющихся членами Группы 10, а также увеличить объем средств, выделяемых этим странам в рамках технического содействия и подготовки кадров*.

* Арабский комитет банковского надзора, Карибская группа органов банковского надзора, Ассоциация органов банковского надзора Латинской Америки и бассейна Карибского моря, Группа органов банковского надзора Восточной и Южной Африки, Группа органов банковского надзора, Исследовательская группа по банковскому надзору ЕМЕАР, Группа органов банковского надзора стран Центральной и Восточной Европы, Комитет органов банковского надзора Совета по сотрудничеству стран Персидского залива, Оффшорная группа органов банковского надзора, Региональная надзорная группа стран Центральной Азии и Закавказья, Форум органов банковского надзора стран Юго-Восточной Азии, Новой Зеландии и Австралии, Комитет органов банковского надзора стран Западной и Центральной Африки.

Основополагающие принципы эффективного банковского надзора

Предварительные условия для
эффективного банковского надзора

1. Эффективная система банковского надзора предполагает четко определенные обязанности, функции и цели для каждого органа, вовлеченного в осуществление банковского надзора. Каждый орган должен обладать оперативной самостоятельностью и необходимыми ресурсами. Для банковского надзора необходима также соответствующая правовая основа, включая:

- требования, относящиеся к лицензированию банковских учреждений и к надзору над ними в процессе функционирования;

- полномочия по проверке соблюдения законов, равно как и вопросов надежности, безопасности и устойчивости банков;

- правовую защиту для органов банковского надзора и их сотрудников. Должны быть обеспечены правовые условия для обмена информацией между различными органами банковского надзора и обеспечение конфиденциальности такой информации.

2. Разрешаемые виды деятельности юридических лиц, которые лицензируются и подлежат надзору в качестве банков, должны быть четко установлены. Использование слова "банк" в названии этих юридических лиц следует контролировать как можно строже.

3. Лицензирующие органы должны иметь право устанавливать критерии создания банков и отклонять заявки на их создание, не отвечающие установленным стандартам. Процесс лицензирования как минимум должен охватывать оценку:

- структуры собственности банка;

- состава его директоров и высшего руководства;

- организации его деятельности, плана и внутреннего контроля;

- предполагаемых финансовых условий, включая его капитальную базу. В случае, если предполагаемым владельцем или материнской организацией банка выступает иностранный банк, надлежит получать предварительное согласие органа банковского надзора страны происхождения этого иностранного банка.

4. Органы банковского надзора должны обладать полномочиями рассматривать и отклонять любые предложения по передаче значительной доли собственности или контроля над существующими банками другим сторонам.

5. Органы банковского надзора должны обладать полномочиями устанавливать критерии для проверки крупных приобретений или капитальных вложений, производимых банком, и для обеспечения того, чтобы развитие структуры банка не подвергало его необоснованным рискам и не мешало эффективному надзору.

Пруденциальные нормы
и требования

6. Органы банковского надзора должны устанавливать требования к минимальному уровню собственных средств банков, отражающему риски, которым подвергаются банки, и определять компоненты капитала, учитывая его способность покрывать потери. Для действующих в международном масштабе банков эти требования не должны быть меньше тех, что установлены в Базельском соглашении о капитале.

7. Обязательной составной частью любой системы надзора является независимая оценка политики, практики и правил банка, связанных с предоставлением кредитов и с вложением капитала, и постоянный контроль за кредитными и инвестиционными портфелями.

8. Органы банковского надзора должны быть убеждены в том, что банки устанавливают и придерживаются адекватной политики, практики и процедур при оценке качества активов и достаточности резервов на возможные потери по ссудам и иных резервов.

9. Органы банковского надзора должны быть убеждены в том, что банки располагают системами управления информацией, которые помогают руководству идентифицировать концентрации внутри портфелей, и инспектора должны устанавливать пруденциальные пределы с целью ограничения риска потенциальных убытков банка от единого заемщика или группы связанных между собой заемщиков.

10. В интересах предотвращения злоупотреблений, связанных с кредитованием, органы банковского надзора должны разработать требования о том, чтобы банки предоставляли кредиты связанным между собой компаниям и индивидуальным лицам по принципу "на расстоянии вытянутой руки", чтобы такие предоставления кредита подвергались эффективному текущему контролю и чтобы предпринимались другие соответствующие шаги для контролирования или снижения степени рисков.

11. Органы банковского надзора должны быть убеждены в том, что банки располагают адекватными политикой и правилами для идентификации, мониторинга и контролирования страхового риска и риска ограничения перевода средств в их деятельности по международным кредитованию и капиталовложениям и для поддержания достаточных резервов для покрытия такого рода рисков.

12. Органы банковского надзора должны быть убеждены в том, что банки располагают системами, которые точно оценивают, контролируют рыночные риски и адекватно ими управляют; инспектора должны иметь полномочия накладывать специальные ограничения и/или производить специальные начисления процентов на капитал в связи с рыночными рисками потенциальных убытков, если для этого есть основания.

13. Органы банковского надзора должны быть убеждены в том, что банки полностью контролируют процесс управления риском (включая соответствующий надзор за советом директоров и высшим руководством) с целью идентификации, оценки, проверки и контроля всех других существенных рисков, и там, где это необходимо, предусматривать капитал для покрытия этих рисков.

14. Органы банковского надзора должны определять, что банки располагают средствами внутреннего контроля, которые достаточны для характера и масштаба их бизнеса. Сюда должны входить четкая система делегирования полномочий и распределения обязанностей; разделение функций, которые обязан выполнять банк, оплачивая свои фонды и отчитываясь за свои активы и пассивы; урегулирование этих процессов; ответственное хранение активов; соответствующий независимый внутренний или внешний аудит, а также функция наблюдения для проверки эффективности этих средств контроля, равно как и соблюдения применяемых законов и правил.

15. Органы банковского надзора должны определять, что у банков есть четкие политика, практика и правила, включая строгие правила "знай своего клиента", которые обеспечивают высокие этические и профессиональные стандарты в финансовом секторе и препятствуют тому, чтобы банки использовались, преднамеренно или непреднамеренно, криминальными элементами.

Методы постоянного
банковского надзора

16. Система эффективного банковского надзора должна представлять собой определенную форму как выездных проверок, так и проверок на основе отчетности.

17. Органы банковского надзора должны иметь регулярные контакты с руководством банка и полнейшее понимание операций данного учреждения.

18. Органы банковского надзора должны располагать средствами сбора, проверки и анализа пруденциальных отчетов и статистических ведомостей из банков на единоличной и консолидированной основе.

19. Органы банковского надзора должны располагать средствами независимой оценки надзорной информации посредством либо выездных проверок, либо привлечения внешних аудиторов.

20. Необходимым элементом банковского надзора выступает способность инспекторов осуществлять надзор за банковской организацией на консолидированной основе.

Требования к информации

21. Органы банковского надзора должны быть убеждены в том, что каждый банк ведет адекватную отчетность, составляемую в соответствии с последовательной политикой и практикой бухгалтерской отчетности, которая позволяет инспекторам оценивать в реальном и правильном свете финансовое положение банка и прибыльность его бизнеса. И в том, что банк публикует на регулярной основе финансовые отчеты, которые точно отражают его положение.

22. Органы банковского надзора должны иметь в своем распоряжении адекватные надзорные средства, с тем чтобы осуществлять корректировочные акции, если банки не выполняют пруденциальных требований (подобных коэффициентам минимального уровня достаточности собственного капитала), когда происходят регулярные нарушения или в случае, если интересам вкладчиков угрожает что-либо еще.

23. Органы банковского надзора должны практиковать глобальный консолидированный надзор, осуществляя адекватный мониторинг и применяя соответствующие пруденциальные нормы ко всем аспектам бизнеса, проводимого банковскими организациями во всем мире, в первую очередь в их зарубежных отделениях и дочерних компаниях.

24. Ключевым компонентом консолидированного надзора является налаживание контактов и обмена информацией с другими различными вовлеченными инспекторами, в первую очередь с органами надзора стран пребывания.

25. Органы банковского надзора должны требовать, чтобы местные операции иностранных банков осуществлялись в соответствии с такими же высокими стандартами, которые выдвигаются в отношении национальных учреждений, и должны обладать полномочиями обмениваться информацией, необходимой инспекторам стран происхождения этих банков для проведения консолидированного надзора.

Раздел I

Эффективный надзор за банковскими организациями является важнейшим компонентом устойчивой экономической среды, в которой банковская система играет центральную роль при осуществлении платежей и мобилизации и распределении накоплений. Задачей надзора является обеспечение безопасной и надежной деятельности банков, а также то, чтобы они обладали капиталом и резервами, достаточными для нейтрализации рисков, возникающих при проведении операций. Сильный и эффективный банковский надзор обеспечивает общественные ценности, которые не может полностью обеспечить рынок, и наряду с эффективной макроэкономической политикой имеет исключительно важное значение для обеспечения финансовой стабильности страны. В то время как издержки осуществления банковского надзора действительно высоки, издержки плохого надзора еще выше.

Важнейшие функции Банка России — надзор за деятельностью коммерческих банков и координация их рабоы.

На первом месте стоит надзор — процесс внешнего контроля над деятельностью банков. Он включает отслеживание, наблюдение (мо­ниторинг), проведение проверок и анализ всех параметров их работы, существенных с точки зрения надзорного органа, включая как харак­теристики деятельности этих предприятий, так и ее результаты, в це­лях контроля соблюдения их сотрудниками норм законодательства, правил, устанавливаемых ЦБ РФ, и положений внутренних докумен­тов самих банков. Кроме того, надзорные органы могут и должны вы­являть типовые проблемы в отрасли и обеспечивать органы управле­ния банками информацией, позволяющей принимать соответствующие решения.

Надзор нужен для того, чтобы заставить или побудить предпри­ятие изменить направление своей деятельности в случае, если непри­нятие таких мер может иметь негативные последствия для самого бан­ка, его клиентов и для банковского сектора в целом. Такое воздействие на банк со стороны ЦБ РФ и/или иных руководящих органов и будет означать регулирование его деятельности.

Подобное регулирование Банком России частично базируется на данных надзора и включает внешнее управление функционирова­нием и развитием предприятия, которое реализуется в нормативных актах ЦБ РФ, адресованных одновременно всем банкам или их груп­пам (категориям); а также в решениях ЦБ РФ или его учреждений, относящихся к конкретному банку.

Идеальной системы надзора, которая могла бы полностью обес­печивать устойчивость банковского сектора, не существует. Однако рациональный надзор и эффективное регулирование предотвращают или по крайней мере ограничивают тот ущерб, который может быть причинен вкладчикам, кредиторам и банковской системе в целом из-за неправильного управления тем или иным банком.

По результатам осуществления надзорных мероприятий, а так-де после проведенного анализа отчетности Банк России относит все банки в одну из пяти классификационных групп в соответствии с Ука­занием от 30 апреля 2008 г. № 2005-У «Об оценке экономического по­ложения банков». Первые две группы — устойчивые банки, две следу­ющие — проблемные банки, последняя — банки с признаками банкротства.

Надзорный орган вправе применять к банкам меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные. Конкретный на­бор применяемых мер может состоять как из операций одного лишь типа (предупредительных либо принудительных), так и сочетать их.

15.1. Подберите каждому термину соответствующее определение, со­вместив левую часть таблицы (цифра) и правую (буква).

Перестройка процедур взаимодействия ЦБ РФ и банков, устранение раздражающих и меша­ющих моментов

Проверки кредитных организаций уполномо­ченными представителями ЦБ РФ на местах

Обязательность исполнения законных требо­ваний органов надзора

Надзор Банка России

Специалист надзора, курирующий банк

Центральный банк Российской Федерации

Надзорные функ­ции Банка России осуществляются через

Построен на основе единых экономических нормативов, не дифференцированных в зависимости от размеров и видов банков

Комитет банковского надзора

Орган банковского надзора

Процесс внешнего контроля и анализа всех параметров деятельности банка и ее резуль­татов

Оптимизация банковского надзора

Орган банковского регулирования и банковского надзора

Надзор, осуществляемый путем анализа отчетных документов

15.2. Оцените, верны ли следующие утверждения (ответ — да или нет).

1. Надзор за банковской деятельностью осуществляют как регу­лирующие органы, так и саморегулируемые организации.

2. Банк России выступает единственным органом банковского надзора в нашей стране.

3. Совмещение банковского регулирования и надзора централь­ным банком характерно для всех стран с рыночной экономи­кой.

4. Банк России выступает органом пруденциального надзора за деятельностью банков, а ФНС России — органом финансового надзора.

5. Агентами банковского надзора являются аудиторские компа­нии, специализирующиеся на банковском аудите.

6. В странах, где действует обязательное страхование банковско­го бизнеса, сювейверы выступают как агенты банковского над­зора.

7. Надзор и контроль — равнозначные понятия.

8. Базель-2 устанавливает новые принципы банковского надзора.

9. В рыночной экономике функцию внешнего надзора выполня­ет рыночная капитализация банка.

10. Центральный банк как орган пруденциального надзора несет ответственность за поддержание финансовой устойчивости всех прочих банков.

11. Банковский надзор необходим для поддержания финансовой стабильности в стране.

12. Количество отозванных банковских лицензий — показатель эффективности банковского надзора.

13. Банковский надзор может осуществляться на микро- и макро­уровнях.

14. Банковский надзор относится к административным методам управления банковской системой.

15. Надзорные органы могут и должны выявлять типовые пробле­мы в банковской сфере.

16. Надзор не может быть дистанционным.

17. Частью надзора являются инспекционные проверки.

18. Надзорный орган не вправе применять предупредительные меры воздействия.

19. Банк России осуществляет в нашей стране консолидирован­ный надзор за всем финансовым рынком.

20. Как орган надзора Банк России осуществляет мониторинг раз­вития финансовых рисков.

15.3. Выберите правильный ответ.

1. Основных принципов банковского надзора:

д) нет верного ответа.

2. Орган банковского надзора несет ответственность:

а) за поддержание стабильного функционирования банковской системы;

б) проведение точного стресс-тестирования банков;

в) своевременное выявление кризисных ситуаций;

г) реализацию пруденциальных мер воздействия на проблем­ные банки;

д) нет верного ответа.

3. Критерии эффективного банковского надзора устанавливает:

а) Комитет по европейскому банковскому надзору;

б) Международный валютный фонд (МВФ);

в) Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

г) Базельский комитет глав центральных банков;

д) национальный центральный банк.

4. В современном банковском надзоре выделяют следующие на­ правления деятельности:

а) мотивированное (профессиональное) суждение;

б) таргетирование индикаторов финансовой стабильности банков;

в) разработка способов передачи рисков при трансграничных операциях;

г) контроль над соблюдением норм противодействия легали­зации незаконно полученных доходов.

5. К индикаторам финансовой стабильности банков относятся:

а) быстрый рост кредитных портфелей;

б) спрэд ставок на межбанковском кредитном рынке;

в) темпы роста накоплений населения;

г) темпы роста выручки торговых предприятий;

д) верны пункты «а» и «б»;

е) верны пункты «а» и «в».

6. Положение на межбанковском кредитном рынке для органа банковского надзора является:

а) показателем возможного банковского кризиса;

б) катализатором возможного банковского кризиса;

в) показателем активности национальных банков;

г) индикатором проблем с ликвидностью;

д) нет верного ответа.

7. Мотивированное (профессиональное) суждение — это:

а) точка зрения официального представителя органа банковского надзора;

б) оценка финансового специалиста;

в) мнение аудитора банка;

г) взгляд научного эксперта.

8. Децентрализованный банковский надзор могут осуществлять:

а) саморегулируемые организации;

б) банковские аудиторы;

в) рейтинговые компании;

г) финансовые специалисты;

9. Мировой опыт показывает, что банковский надзор эффективен, если:

а) деятельность органов банковского надзора строго формали­зована;

б) надзор осуществляют специалисты, обладающие такой же квалификацией, что и сотрудники банков;

в) в банках созданы эффективные системы управления;

г) количество надзорных органов неограниченно;

д) применяется гибкая система бухгалтерского учета.

10. К основным принудительным мерам воздействия не относят:

б) требование о замене руководителя;

в) рекомендации об исправлении создавшейся в банке ситуа­ции;

г) введение в банке временнной администрации;

д) отзыв у банка лицензии.

11. К принципам банковского надзора не относят:

а) единство требований органов надзора;

б) универсальность и обязательность;

в) профессионализм контроля;

г) оперативность надзора;

д) достоверность данных и полная ответственность за их качество и конфиденциальность.

12. В большинстве стран банковский надзор осуществляет:

а) специализированный орган в составе правительства;

б) отдельное подразделение центрального банка;

в) комитет в рамках банковских ассоциаций;

г) саморегулируемые организации;

д) государственно-частное партнерство.

1. Банковский надзор позволяет осуществлять мониторинг:

а) рыночного риска;

б) кредитного риска;

в) риска ликвидности;

г) инфляционного риска;

д) риска нелояльности персонала;

е) качества корпоративного управления;

ж) уровня квалификации персонала.

2. Консолидированный надзор — это надзор:

а) над банком и связанными с ним лицами;

б) банковскими холдингами;

в) членами финансово-промышленных групп;

г) банковскими группами;

д) банком и его филиалами, имеющими самостоятельный баланс;

е) банком и его зарубежными филиалами и представитель­ствами;

ж) банками и небанковскими кредитными организациями.

3. Банковский надзор главным образом нацелен:

а) на обеспечение финансовой стабильности реальных соб­ственников банков;

б) поддержание финансовой стабильности в отрасли;

в) соблюдение банками принципов корпоративного управления;

г) сохранение финансовой устойчивости конкретных социально значимых банков;

д) противодействие легализации доходов, полученных пре­ступных путем;

ж) достижение транспарентности деятельности банков;

е) регулирование кредитного риска, принимаемого банками;

ж) недопущение дефляции банковских активов.

4. Банк России как орган банковского надзора:

а) руководствуется рекомендациями Базельского комитета;

б) разрабатывает собственные принципы банковского надзора;

в) учитывает только отдельные методики, принятые в между­народной практике;

г) обязан следовать положениям, принятым Базельским коми­тетом;

д) может сочетать собственные методики и нормы, принятые в международной практике;

е) подчиняясь рекомендациям Базельского комитета, утрачи­вает свою независимость;

ж) подчиняясь рекомендациям Базельского комитета, не в со­стоянии проводить самостоятельную денежно-кредитную политику.

5. Банк России как орган банковского надзора обязан:

а) нести ответственность за достижение поставленных целей денежно-кредитной политики;

б) согласовывать свои нормативные документы с банковским сообществом;

в) регулярно проводить стресс-тестирование национальной банковской системы;

г) контролировать соблюдение банками пруденциальных тре­бований;

д) регулярно публиковать доклады «О финансовой стабильно­сти»;

е) отслеживать изменения в деловой репутации руководите­лей и собственников банков;

ж) проводить повышение профессиональной квалификации ра­ботников банков.

6. Инновационные направления развития банковского надзора в нашей стране охватывают:

а) переход на международные стандарты бухгалтерского учета;

б) увеличение требований, предъявляемых к собственникам банков;

в) внедрение новых методик расчета достаточности собствен­ного капитала банка;

г) разработку новых методов оценки основных банковских рис­ков;

д) переход к индивидуальной оценке рисковости активов в каждом банке;

е) возможность расчета уровня кредитных рисков в конкрет­ном банке надзорными органами;

ж)обеспечение транспарентности раскрытия информации о принимаемых банком рисках.

15.5. Предложите свои решения.

1. Банк обратился в ЦБ РФ за получением кредита в размере 130 млн руб. под 14% годовых сроком на один месяц. В каче­стве обеспечения были предоставлены облигации Банка Рос­сии в количестве 130 шт. номиналом 1 млн руб. Поправочный коэффициент на стоимость ценных бумаг, принимаемых ЦБ РФ в обеспечение его кредитов, — 0,85.

Как называется испрашиваемый кредит? Кто и какие платежи проведет, если разрешение на кредит будет получено? Обоснуй­те свой ответ расчетами.

2. Уставный капитал банка — 2000 ед., вклады и депозиты, вне­сенные в банк, — 4000 ед. Определите:

а) какую сумму обязательных резервов должен депонировать банк в ЦБ РФ по действующей ныне ставке;

б) какого размера достигнет указанная сумма, если ЦБ РФ ста­нет использовать максимальную ставку резервирования, раз­решенную законодательством.

3. Капитал банка составляет 8,1 млн руб., а достаточность соб­ственных средств — 5,3%. На какую величину учредители долж­ны увеличить капитал банка, чтобы повысить надежность бан­ка и соблюсти требования регулирующих органов?

4. Активы банка составляют 850 млн руб., обязательства превы­шают капитал в пять раз. Каким должен быть размер капитала банка?

5. Кредитная организация на отчетную дату однократно за пос­ледние шесть месяцев допустила следующие нарушения:

а) норматив достаточности собственных средств составляет 8,5%;

б) норматив Н2 — 12%;

в) недосозданы обязательные резервы в размере 600 тыс. руб.

В какую группу будет отнесена кредитная организация Бан­ком России с точки зрения финансового состояния?

6. Кредитная организация на отчетную дату (второй раз за по­следние шесть месяцев) допустила следующие нарушения:

а) норматив достаточности собственных средств составляет 9,6%;

б) норматив Н2 — 13%;

в) недосозданы резервы на возможные потери по ссудам в раз­мере 200 тыс. руб.

В какую группу будет отнесена кредитная организация Бан­ком России с точки зрения финансового состояния?

Проблемные вопросы

15.6. Дайте письменные ответы.

1. В мировой банковской практике сложилось пять моделей орга­низации банковского надзора 1 . К какой модели относится орга­низация банковского надзора в нашей стране? Сопоставьте от­личительные черты этой деятельности в России и в других развитых странах. Какие органы и каким образом осуществля­ют банковский надзор на наднациональном уровне?

2. В докризисный период президент Ассоциации региональных банков «Россия» А.Г. Аксаков утверждал, что оганизация бан­ковского надзора и регулирования «по большинству ключевых признаков приблизилась к общемировым стандартам» 2 . После начала кризиса в 2008 г. Ассоциация российских банков выс­тупила с предложениями, нацеленными на совершенствование банковского надзора. Перечислите основополагающие принци­пы банковского надзора. Покажите, каково текущее положе­ние с соблюдением основополагающих принципов эффектив­ного банковского надзора в нашей стране.

3. Банк России начиная с 2001 г. разрабатывает и публикует «От­чет о развитии банковского сектора и банковского надзора». Какие достижения, недостатки и задачи на будущее в разви­тии банковского надзора были выделены ЦБ РФ в очередном докладе? Насколько программа действий Банка России согла­суется с рекомендациями Базель II?

1 Силиг С, Новоа А. Практика управления агентств по финансовому регу­лированию и надзору // Банки: мировой опыт. 2009. № 4.

2 Аксаков А.Г. Надзорная практика и пути ее совершенствования // Бан­ковское дело. 2007. № 3. С. 42—44.

4. С 2009 г. развитые страны начинают переход на новые стан­дарты деятельности и надзора, получившие название Базель И. В Европе их внедрение должно быть завершено уже к 2008 г. В нашей же стране, по заявлению Банка России, только в 2008 г. началось внедрение первой компоненты Базель II. Но разви­тие глобального финансового кризиса выявило серьезные не­достатки новых подходов к макропруденциальному подходу, усугубившие многие проблемы, которые должны были предот­вратить 1 . Какие проблемы банковского надзора, порождаемые новыми стандартами банковской деятельности, эксперты счи­тают критически важными?

5. Как можно определить, достигает ли надзор своих конечных целей? Существует ли угроза кризисов в банковской сфере при наилучшей постановке надзорной работы регулирующих ор­ганов? Если да, то нужен ли вообще такого рода надзор?

6. Целесообразно ли к разным группам банков применять разные режимы надзора или надзор должен быть одинаковым для всех? Каков характер этого процесса — непрерывный или периоди­ческий? Нужны ли банкам кураторы от надзорного органа?

7. Каких направлений деятельности банков касается или должен касаться надзор? Каковы требования ЦБ РФ в рамках надзор­ных процедур к собственникам и менеджерам банков, к техно­логиям и качеству управления в банках? Насколько реалистич­ны и оправданы такие требования?

8. Какие меры воздействия на банки могут применяться органа­ми надзора? Какие меры фактически реализуются чаще всего и какие, с вашей точки зрения, наиболее эффективны?

9. Отзыв банковской лицензии — «высшая карательная мера», применяемая к банкам. На основании чего надзорный орган мо­жет отозвать банковскую лицензию и когда он должен сделать это? Почему существует такое разделение?

10. Дистанционный банковский надзор опирается на анализ фи­нансовой и банковской отчетности. Какую отчетность банк обя­зан представлять ежемесячно, а какую — ежегодно? Есть ли не­обходимость в сокращении этих процедур?

1 Бенар В. Базельские соглашения породили кризис, который должны предотвратить // Банки: мировой опыт. 2009. № 3. С. 42—46: Ландо Ж.-П. «Пузы­ри» и макропруденциальный надзор // Там же. С. 47—50.

Содержательно осмыслить основные понятия, определения и утверждения дисциплины.

1.2. Задачи занятия.

Выработать навыки применения понятийного аппарата в сфере банковского надзора.

1.3. Решение заданий.

Задание. Подберите каждому термину соответствующее определение, со­вместив левую часть таблицы (цифра) и правую (буква).

Перестройка процедур взаимодействия ЦБ РФ и банков, устранение раздражающих и меша­ющих моментов

Проверки кредитных организаций уполномо­ченными представителями ЦБ РФ на местах

Обязательность исполнения законных требо­ваний органов надзора

Надзор Банка России

Специалист надзора, курирующий банк

Центральный банк Российской Федерации

Надзорные функ­ции Банка России осуществляются через

Построен на основе единых экономических нормативов, не дифференцированных в зависимости от размеров и видов банков

Комитет банковского надзора

Орган банковского надзора

Процесс внешнего контроля и анализа всех параметров деятельности банка и ее резуль­татов

Оптимизация банковского надзора

Орган банковского регулирования и банковского надзора

Надзор, осуществляемый путем анализа отчетных документов

1.4. Задания для самостоятельного решения.

Задание. Оцените, верны ли следующие утверждения (ответ — да или нет).

1. Надзор за банковской деятельностью осуществляют как регу­лирующие органы, так и саморегулируемые организации.

2. Банк России выступает единственным органом банковского надзора в нашей стране.

3. Совмещение банковского регулирования и надзора централь­ным банком характерно для всех стран с рыночной экономи­кой.

4. Банк России выступает органом пруденциального надзора за деятельностью банков, а ФНС России — органом финансового надзора.

5. Агентами банковского надзора являются аудиторские компа­нии, специализирующиеся на банковском аудите.

6. В странах, где действует обязательное страхование банковско­го бизнеса, сювейверы выступают как агенты банковского над­зора.

7. Надзор и контроль — равнозначные понятия.

8. Базель-2 устанавливает новые принципы банковского надзора.

9. В рыночной экономике функцию внешнего надзора выполня­ет рыночная капитализация банка.

10. Центральный банк как орган пруденциального надзора несет ответственность за поддержание финансовой устойчивости всех прочих банков.

11. Банковский надзор необходим для поддержания финансовой стабильности в стране.

12. Количество отозванных банковских лицензий — показатель эффективности банковского надзора.

13. Банковский надзор может осуществляться на микро- и макро­уровнях.

14. Банковский надзор относится к административным методам управления банковской системой.

15. Надзорные органы могут и должны выявлять типовые пробле­мы в банковской сфере.

16. Надзор не может быть дистанционным.

17. Частью надзора являются инспекционные проверки.

18. Надзорный орган не вправе применять предупредительные меры воздействия.

19. Банк России осуществляет в нашей стране консолидирован­ный надзор за всем финансовым рынком.

20. Как орган надзора Банк России осуществляет мониторинг раз­вития финансовых рисков.

2. Практическое занятие №2

2.1 Цель занятия.

Добиться понимания основных разделов дисциплины.

2.2 Задачи занятия.

Освоить навыки выбора правильного решения на основе полученных теоретических знаний на лекциях.

2.3. Решение заданий.

Задание. Выберите правильный ответ.

1. Основных принципов банковского надзора:

д) нет верного ответа.

2. Орган банковского надзора несет ответственность:

а) за поддержание стабильного функционирования банковской системы;

б) проведение точного стресс-тестирования банков;

в) своевременное выявление кризисных ситуаций;

г) реализацию пруденциальных мер воздействия на проблем­ные банки;

д) нет верного ответа.

3. Критерии эффективного банковского надзора устанавливает:

а) Комитет по европейскому банковскому надзору;

б) Международный валютный фонд (МВФ);

в) Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

г) Базельский комитет глав центральных банков;

д) национальный центральный банк.

4. В современном банковском надзоре выделяют следующие на­ правления деятельности:

а) мотивированное (профессиональное) суждение;

б) таргетирование индикаторов финансовой стабильности банков;

в) разработка способов передачи рисков при трансграничных операциях;

г) контроль над соблюдением норм противодействия легали­зации незаконно полученных доходов.

5. К индикаторам финансовой стабильности банков относятся:

а) быстрый рост кредитных портфелей;

б) спрэд ставок на межбанковском кредитном рынке;

в) темпы роста накоплений населения;

г) темпы роста выручки торговых предприятий;

д) верны пункты «а» и «б»;

е) верны пункты «а» и «в».

6. Положение на межбанковском кредитном рынке для органа банковского надзора является:

а) показателем возможного банковского кризиса;

б) катализатором возможного банковского кризиса;

в) показателем активности национальных банков;

г) индикатором проблем с ликвидностью;

д) нет верного ответа.

7. Мотивированное (профессиональное) суждение — это:

а) точка зрения официального представителя органа банковского надзора;

б) оценка финансового специалиста;

в) мнение аудитора банка;

г) взгляд научного эксперта.

8. Децентрализованный банковский надзор могут осуществлять:

а) саморегулируемые организации;

б) банковские аудиторы;

в) рейтинговые компании;

г) финансовые специалисты;

9. Мировой опыт показывает, что банковский надзор эффективен, если:

а) деятельность органов банковского надзора строго формали­зована;

б) надзор осуществляют специалисты, обладающие такой же квалификацией, что и сотрудники банков;

в) в банках созданы эффективные системы управления;

г) количество надзорных органов неограниченно;

д) применяется гибкая система бухгалтерского учета.

10. К основным принудительным мерам воздействия не относят:

б) требование о замене руководителя;

в) рекомендации об исправлении создавшейся в банке ситуа­ции;

г) введение в банке временной администрации;

д) отзыв у банка лицензии.

11. К принципам банковского надзора не относят:

а) единство требований органов надзора;

б) универсальность и обязательность;

в) профессионализм контроля;

г) оперативность надзора;

д) достоверность данных и полная ответственность за их качество и конфиденциальность.

12. В большинстве стран банковский надзор осуществляет:

а) специализированный орган в составе правительства;

б) отдельное подразделение центрального банка;

в) комитет в рамках банковских ассоциаций;

г) саморегулируемые организации;

д) государственно-частное партнерство.

2.4. Задания для самостоятельного решения.

1. Банковский надзор позволяет осуществлять мониторинг:

а) рыночного риска;

б) кредитного риска;

в) риска ликвидности;

г) инфляционного риска;

д) риска нелояльности персонала;

е) качества корпоративного управления;

ж) уровня квалификации персонала.

2. Консолидированный надзор — это надзор:

а) над банком и связанными с ним лицами;

б) банковскими холдингами;

в) членами финансово-промышленных групп;

г) банковскими группами;

д) банком и его филиалами, имеющими самостоятельный баланс;

е) банком и его зарубежными филиалами и представитель­ствами;

ж) банками и небанковскими кредитными организациями.

3. Банковский надзор главным образом нацелен:

а) на обеспечение финансовой стабильности реальных соб­ственников банков;

б) поддержание финансовой стабильности в отрасли;

в) соблюдение банками принципов корпоративного управления;

г) сохранение финансовой устойчивости конкретных социально значимых банков;

д) противодействие легализации доходов, полученных пре­ступных путем;

ж) достижение транспарентности деятельности банков;

е) регулирование кредитного риска, принимаемого банками;

ж) недопущение дефляции банковских активов.

4. Банк России как орган банковского надзора:

а) руководствуется рекомендациями Базельского комитета;

б) разрабатывает собственные принципы банковского надзора;

в) учитывает только отдельные методики, принятые в между­народной практике;

г) обязан следовать положениям, принятым Базельским комитетом;

д) может сочетать собственные методики и нормы, принятые в международной практике;

е) подчиняясь рекомендациям Базельского комитета, утрачи­вает свою независимость;

ж) подчиняясь рекомендациям Базельского комитета, не в со­стоянии проводить самостоятельную денежно-кредитную политику.

5. Банк России как орган банковского надзора обязан:

а) нести ответственность за достижение поставленных целей денежно-кредитной политики;

б) согласовывать свои нормативные документы с банковским сообществом;

в) регулярно проводить стресс-тестирование национальной банковской системы;

г) контролировать соблюдение банками пруденциальных требований;

д) регулярно публиковать доклады «О финансовой стабильности»;

е) отслеживать изменения в деловой репутации руководителей и собственников банков;

ж) проводить повышение профессиональной квалификации работников банков.

6. Инновационные направления развития банковского надзора в нашей стране охватывают:

а) переход на международные стандарты бухгалтерского учета;

б) увеличение требований, предъявляемых к собственникам банков;

в) внедрение новых методик расчета достаточности собственного капитала банка;

г) разработку новых методов оценки основных банковских рисков;

д) переход к индивидуальной оценке рисковости активов в каждом банке;

е) возможность расчета уровня кредитных рисков в конкретном банке надзорными органами;

ж)обеспечение транспарентности раскрытия информации о принимаемых банком рисках.

3. Практическое занятие № 3

3.1 Цель занятия

Овладеть методами выбора правильного решения при возникновении конкретных ситуаций в деятельности банка.

3.2 Задачи занятия

Выбрать оптимальное решение конкретных ситуаций в деятельности банка, используя различные варианты.

3.3. Решение заданий.

Задание. Предложите свои решения.

Задача 1. Банк обратился в ЦБ РФ за получением кредита в размере 130 млн руб. под 14% годовых сроком на один месяц. В каче­стве обеспечения были предоставлены облигации Банка Рос­сии в количестве 130 шт. номиналом 1 млн руб. Поправочный коэффициент на стоимость ценных бумаг, принимаемых ЦБ РФ в обеспечение его кредитов, — 0,85.

Как называется испрашиваемый кредит? Кто и какие платежи проведет, если разрешение на кредит будет получено? Обоснуйте свой ответ расчетами.

Задача 2. Уставный капитал банка — 2000 ед., вклады и депозиты, вне­сенные в банк, — 4000 ед. Определите:

а) какую сумму обязательных резервов должен депонировать банк в ЦБ РФ по действующей ныне ставке;

б) какого размера достигнет указанная сумма, если ЦБ РФ ста­нет использовать максимальную ставку резервирования, раз­решенную законодательством.

Задача 3. Капитал банка составляет 8,1 млн руб., а достаточность соб­ственных средств — 5,3%. На какую величину учредители долж­ны увеличить капитал банка, чтобы повысить надежность бан­ка и соблюсти требования регулирующих органов?

Задача 4. Активы банка составляют 850 млн руб., обязательства превы­шают капитал в пять раз. Каким должен быть размер капитала банка?

3.4. Задания для самостоятельного решения

Задание. Решить следующие задачи.

Задача 1. Кредитная организация на отчетную дату однократно за пос­ледние шесть месяцев допустила следующие нарушения:

а) норматив достаточности собственных средств составляет 8,5%;

б) норматив Н2 — 12%;

в) недосозданы обязательные резервы в размере 600 тыс. руб.

В какую группу будет отнесена кредитная организация Банком России с точки зрения финансового состояния?

Задача 2. Кредитная организация на отчетную дату (второй раз за по­следние шесть месяцев) допустила следующие нарушения:

а) норматив достаточности собственных средств составляет 9,6%;

б) норматив Н2 — 13%;

в) недосозданы резервы на возможные потери по ссудам в размере 200 тыс. руб.

В какую группу будет отнесена кредитная организация Банком России с точки зрения финансового состояния?

4. Практическое занятие № 4

Проблемные вопросы

4.1 Цель занятия

Научиться оценивать ситуацию в банковской системе и банковском бизнесе, при изменении макроэкономических параметров в мировой и российской экономике, условий ведения банковского бизнеса.

4.2 Задачи занятия

Изучить варианты изменений в банковском секторе при возникновении мировых и локальных финансовых кризисов различных внешних и внутренних угроз.

4.3. Решение заданий

Задание. Дать письменные ответы.

Задание 1. В мировой банковской практике сложилось пять моделей орга­низации банковского надзора. К какой модели относится орга­низация банковского надзора в нашей стране? Сопоставьте отличительные черты этой деятельности в России и в других развитых странах. Какие органы и каким образом осуществля­ют банковский надзор на наднациональном уровне?

Задание 2. В докризисный период президент Ассоциации региональных банков «Россия» А.Г. Аксаков утверждал, что организация бан­ковского надзора и регулирования «по большинству ключевых признаков приблизилась к общемировым стандартам». После начала кризиса в 2008 г. Ассоциация российских банков выступила с предложениями, нацеленными на совершенствование банковского надзора. Перечислите основополагающие принципы банковского надзора. Покажите, каково текущее положение с соблюдением основополагающих принципов эффективного банковского надзора в нашей стране.

Задание 3. Банк России, начиная с 2001 года, разрабатывает и публикует «От­чет о развитии банковского сектора и банковского надзора». Какие достижения, недостатки и задачи на будущее в развитии банковского надзора были выделены ЦБ РФ в очередном докладе? Насколько программа действий Банка России согласуется с рекомендациями Базель II?

Задание 4. Как можно определить, достигает ли надзор своих конечных целей? Существует ли угроза кризисов в банковской сфере при наилучшей постановке надзорной работы регулирующих органов? Если да, то нужен ли вообще такого рода надзор?

4.4. Задания для самостоятельного решения

Задание. Дать письменные ответы.

Задание 1. Целесообразно ли к разным группам банков применять разные режимы надзора или надзор должен быть одинаковым для всех? Каков характер этого процесса — непрерывный или периодический? Нужны ли банкам кураторы от надзорного органа?

Задание 2. Каких направлений деятельности банков касается или должен касаться надзор? Каковы требования ЦБ РФ в рамках надзорных процедур к собственникам и менеджерам банков, к технологиям и качеству управления в банках? Насколько реалистичны и оправданы такие требования?

Задание 3. Какие меры воздействия на банки могут применяться органа­ми надзора? Какие меры фактически реализуются чаще всего и какие, с вашей точки зрения, наиболее эффективны?

Задание 4. Отзыв банковской лицензии — «высшая карательная мера», применяемая к банкам. На основании чего надзорный орган может отозвать банковскую лицензию и когда он должен сделать это? Почему существует такое разделение?

Задание 5. Дистанционный банковский надзор опирается на анализ фи­нансовой и банковской отчетности. Какую отчетность банк обязан представлять ежемесячно, а какую — ежегодно? Есть ли необходимость в сокращении этих процедур?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: