Может ли банк быть лизингодателем

Обновлено: 24.04.2024

В недрах бюрократического аппарата созрела ко второму чтению в Государственной думе похожая на окончательную версия законопроекта о публичном регулировании лизинга, отражающая ведомственные интересы Центрального банка.

Введение жёсткого публичного регулирования. Этим документом вводится всеобъемлющее регулирование лизинговой деятельности посредством ее отнесения к деятельности некредитных финансовых организаций, в отношении которых Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор.

Это означает, что Банк России получает полномочия принятия нормативных актов в сфере лизинговой деятельности, надзора за их соблюдением, сможет устанавливать для лизинговых компаний обязательные (финансовые, экономические) нормативы, требования к обеспечению защиты информации, проводить проверки соответствия деятельности лизинговых компаний установленным им правилам, направлять предписания лизинговым компаниям. В компетенцию Банка России передается также контроль за соблюдением лизинговыми компаниями законодательства о противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Кроме того, через техничное отнесение лизинговых компаний к числу некредитных финансовых организаций и аннексию таким образом рынка лизинговых услуг в вотчину Центрального банка, эта сфера тихой сапой выводится из-под действия недавно принятого и вступившего в силу Закона об обязательных требованиях, предусматривающего самоограничение регуляторных и прочих административных поползновений государства.

По существу, всё общество становится свидетелем того, как чрезмерно сильный регулятор подгребает под свой тотальный контроль целую отрасль, которая за четверть века своего существования и успешного развития ни разу не давала поводов задуматься о целесообразности государственного регулирования и сколько-нибудь заметных рисках его отсутствия.

Зачем вводится регулирование? Государственное регулирование в экономической сфере требуется лишь тогда, когда имеет место “провал рынка”, т.е. когда в силу каких-то понятных изъянов не работают стандартные рыночные механизмы.

Применительно к финансовой сфере примерами таких изъянов являются ключевые проблемы банковской и страховой деятельности. Банки и страховые компании привлекают колоссальные средства мелких контрагентов и в случае неэффективного распоряжения этими средствами могут стать банкротами и лишиться возможности выполнить требования вкладчиков и страхователей, что причинит последним существенный ущерб. Поэтому требуется регулирование банковской и страховой деятельности – с целью установления ряда правил, соблюдение которых позволит снизить риск краха этих финансовых институтов.

Есть ли что-то похожее в случае с лизингом? Нет. Лизинговые компании не привлекают и не аккумулируют средства незащищенных участников оборота. Основные контрагенты лизинговых компаний – это займодавцы, лизингополучатели, поставщики лизингового имущества и покупатели изъятого имущества.

Основные каналы привлечения финансирования лизинговых компаний – это банковское кредитование и фондовый рынок. В обеих сферах действуют свои правила и институты, призванные нивелировать риски кредиторов.

Банки, которые кредитуют лизинговые компании, нельзя назвать беззащитными верителями – с одной стороны, банки сами являются профессиональными кредиторами, с другой – они находятся под неусыпным контролем Банка России.

Кстати, опыт прохождения через серьезные проблемы очень крупных банков наглядно показывает, что этот “неусыпный контроль” или работает, мягко говоря, выборочно, или – при похожем на фикцию предположении о равном отношении регулятора ко всем участникам контролируемого им рынка – не является гарантией беспроблемного функционирования регулируемой отрасли, несмотря на все издержки, которые сопровождают такое регулирование.

На фондовом рынке действуют свои правила, призванные защитить инвесторов, и в этом плане приобретатели ценных бумаг лизинговых компаний получают защиту, равную защите, предоставляемой приобретателям ценных бумаг, скажем, металлургических заводов и торговых сетей.

Клиенты лизинговых компаний оптимально защищены нормами гражданского права, и такая защита совершенствуется с каждым годом благодаря практике высших судебных инстанций.

Лизингополучатели от краха лизингодателя защищены свойством следования своих прав на предмет лизинга: каждый, к кому переходит право собственности на предмет лизинга, связан правами лизингополучателя, включающими правомочия владения и пользования в течение срока действия договора лизинга и право выкупа по внесении всех лизинговых платежей. Даже если лизингодатель обанкротится и предмет лизинга как элемент его конкурсной массы будет реализован с торгов, лизингополучатель может противопоставить свои права на актив его приобретателю с торгов. Единственный незащищенный период – это время с момента внесения лизингополучателем аванса лизингодателю до момента его перечисления лизингодателем поставщику (несколько дней), в отношении таких сумм у лизингополучателя к лизингодателю в случае его банкротства будет голое обязательственное требование, которое можно только включить в реестр, но единовременно это не бог весть какие суммы, чтобы ради них вводить всё громоздкое государственное регулирование.

При этом на рынке лизинговых услуг имеет место конкуренция, близкая к совершенной, что заставляет лизинговые компании идти навстречу потребностям клиентов и всем ходом лизинговой операции обеспечивать их удовлетворенность оказываемыми им услугами, совершенствовать сервисы, технологии и коммуникации.

Поставщики в основном продают лизинговым компаниям любое имущество на условиях полного авансирования, поэтому они защищены. Даже, как иногда, к сожалению, показывает практика, – сверх меры.

Покупатели изъятого имущества приобретают его у лизинговых компаний на условиях полного авансирования и в этом смысле рискуют, но не больше, чем при покупке автомобиля в салоне, тогда как деятельность автосалонов, насколько сейчас известно, никто не планирует регулировать.

Получается, что у лизинговой компании нет такой массовой категории контрагентов, для которых ее возможный крах был бы связан с таким риском, который не был бы уже поводом для существующего регулирования или давал основания для дополнительного регулирования.

Истоки безумной идеи. Ноги истории с введением публичного регулирования растут из банкротства авиакомпании “Трансаэро”, которой “ВЭБ-лизинг” профинансировал приобретение воздушных судов. Крах авиаперевозчика породил проблемы “ВЭБ-лизинга”, которые рассматривались на высоком правительственном уровне.

Когда при разборе полетов по государственной привычке был задан вопрос “а какое ведомство отвечает за лизинг?” и получен ответ “никакое”, последовало искреннее удивление. Ну и закрутилось.

А ведь проблема всего лишь в том, что государство как собственник “ВЭБ-лизинга” оказалось некомпетентным в деле контроля за ведением его предприятием лизингового бизнеса.

Эта проблема решается грамотной кадровой политикой (каждый собственник предприятия должен ставить на управление им квалифицированный менеджмент, выстраивать систему корпоративного управления и контроля), а не введением дополнительного публичного регулирования.

Если завтра государство как основной акционер швейной фабрики или типографии провалится на этом рынке – неужели это будет достойным поводом введения публичного регулирования легкой или полиграфической промышленности?

Фиговый листок, прикрывающий захват новой регуляторной поляны. Всё описанное здесь бюрократическое безумие вводится с симулированием на уровне разговоров стремления предоставить через лизинговые компании государственное финансирование на льготных условиях.

Версия Банка России – он якобы хочет давать лизинговым компаниям деньги через банки под низкий процент ради стимулирования бизнеса клиентов лизинговых компаний, но для этого нужно сделать так, чтобы лизинг стал “прозрачным”. Но это лукавство.

С одной стороны, лизинг сейчас и так прозрачнее некуда, поскольку или финансируется на фондовом рынке, раскрывая информацию о своей деятельности, или как минимум представляет исключительно подробную отчетность банкам.

С другой стороны, этих же целей можно добиться через банковское регулирование, введя кредитование Центральным банком коммерческих банков на льготных условиях, если оно идет с целевым назначением на финансирование лизинговых компаний, которые отвечают определенным требованиям.

При этом никто ни разу так и не ответил на вопрос, что мешает государству, – становящемуся всё эффективнее и эффективнее на глазах у изумленной публики не по дням, а по часам, – сформулировать сколь угодно жесткие условия предоставления финансирования (через подконтрольные государству банки) и контролировать (через них же) соблюдение этих условий реципиентами таких вливаний, а тем лизинговым компаниям, которые сочтут за благо привлекать финансирование по иным каналам, остаться в русле действующих правил.

А дальше рынок всё расставит по своим местам – лизинговые компании, ориентируясь на конъюнктуру, будут решать, что им выгоднее: кредитоваться на стандартных условиях и не подстраиваться под льготные условия, экономя на издержках соблюдения нормативов, или наоборот, потратиться на соблюдение строгих нормативов, но сэкономить за счет льготных условий кредитования. Такого выбора Центральный банк участникам рынка дать не хочет.

Между тем на уровне формулируемых в законопроекте целей даже не декларируется стремление государства в лице Банка России через публичное регулирование лизинга содействовать инвестированию, хотя в действительности только эта цель и может служить единственным оправданием властного вмешательства в ту сферу, которая прекрасно функционирует и без чиновничьей опеки.

В сфере лизинговой деятельности также вводится “саморегулирование” по правилам о СРО в сфере финансового рынка (Закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ), включая разработку, согласование и утверждение базовых стандартов внутреннего контроля и управления рисками. Лизинговые компании обязываются вступить в одну из СРО, организовать и осуществлять внутренний контроль и управление рисками в соответствии с этими стандартами.

Лизинговой компанией может быть только хозяйственное общество, указание на осуществление лизинговой деятельности должно быть включено в его устав. Для этого им потребуется пройти квазилицензионную процедуру включения в “государственный реестр лиц, осуществляющих лизинговую деятельность”. Специальную правоспособность лизинговой компании такое хозяйственное общество приобретает только по получении квазилицензии Банка России (включения в реестр).

Нельзя не вспомнить, что во второй половине 90-х гг. лизинговая деятельность лицензировалась, после чего лицензирование в этой сфере в ходе административной реформы начала 2000-х гг. было отменено ввиду самоочевидной избыточности.

Ныне квазилицензирование лизинговых компаний под эвфемизмом “ведения государственного реестра”, а также определение условий и порядка квазилицензирования, выдачи квазилицензий (включения в реестр) и аннулирования квазилицензий (исключения из реестра), установление процедурных правил, форм документов, порядка их представления возлагаются на Банк России и оставляются на его ничем не ограниченное благоусмотрение.

Одним из оснований отказа в выдаче квазилицензии (включении реестр) может быть несоответствие документов и информации, представленных заявителем, требованиям, установленным самим Банком России. Одним из оснований аннулирования квазилицензии (исключения из реестра) служит нарушение требований, установленных самим Банком России. (Ежу ясно, какие бескрайние возможности для лихоимства открывает такое бланкетное регулирование.)

В отношении договоров лизинга, заключенных в отсутствие у лизингодателя квазилицензии (т.е. лизингодателем, не включенным в реестр), предусматриваются правила, тождественные установленным п. 3 ст. 450¹ ГК РФ: лизингополучатель наделяется секундарным правом заявить односторонний отказ от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. При этом на лизингодателя возлагается обязанность уведомить всех клиентов о возникновении у них такого права. Аналогичные правила предусмотрены на случай аннулирования у лизингодателя квазилицензии (исключения из реестра).

Остальные нововведения. Вводятся требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) лизинговой компании: для компаний с валютой баланса менее 500 млн руб. – на уровне 20 млн руб.; для компаний с валютой баланса 500 млн руб. и более – на уровне 70 млн руб.

Вводятся обязательность составления лизинговыми компаниями консолидированной финансовой отчетности, обязательность ее аудита и представления в Банк России, обязательность раскрытия лизинговыми компаниями информации о своей деятельности на собственных сайтах.

Банк России наделяется полномочием устанавливать состав, формы, сроки и порядок составления и представления отчетности лизинговых компаний, включая утверждение отраслевых стандартов бухгалтерского учета, плана счетов бухгалтерского учета, порядок его применения.

Перевод учета лизинговых компаний с нынешнего общего плана счетов, по которому ведут учет все хозяйствующие субъекты, на банковский план счетов потребует от лизинговых компаний колоссальных затрат на автоматизацию.

Разработка и соблюдение новых требований, контроль за их соблюдением и разрешение споров в этой сфере займут бесполезным трудом немыслимое число людей, которые могли бы потратить свои таланты и время на что-то более нужное другим людям.

ЦБ добился перевода под свое регулирование почти всех организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, исключение может быть сделано лишь для компаний, полностью принадлежащих государству, пишет «Коммерсант». По решению правительства они будут включаться в специальный перечень и окажутся неподнадзорными ЦБ. Согласно подготовленным поправкам к закону «О лизинге», такой деятельностью смогут заниматься только те компании и банки, сведения о которых были внесены в специальный реестр Банка России. Только эти компании смогут использовать слово «лизинг» и производные от него в своем наименовании, и на них будет распространяться регулирование ЦБ.

Однако требования к фирменному наименованию и полномочиям ЦБ по регулированию, контролю и надзору за лизинговой деятельностью не распространяются на юридических лиц, в капитале которых доля прямого участия РФ составляет 100% и которые включены в утвержденный правительством перечень. Такие компании смогут осуществлять лизинговую деятельность без вхождения в реестр ЦБ.

Правительство РФ установило пороговое значение для сделок в отношении лизинговых компаний, требующих согласования с Федеральной антимонопольной службой. С 1 марта 2022 года такие сделки будут согласовываться в случаях, когда активы лизинговых компаний превышают 8 млрд рублей, сообщили в ФАС.

В отзыве на законопроект от Объединенной лизинговой ассоциации отмечается, что исключение из-под норм действия закона отдельных компаний вводит для участников рынка неравные условия, «особенно в сегментах транспорта и авиатехники, приведет к нарушению конкуренции, обеспечит таким компаниям более выгодные условия деятельности».

По словам гендиректора «Европлана» Александра Михайлова, положение по исключению госкомпаний из-под норм закона «возникло в полном противоречии к формулировкам законопроекта, принятого в первом чтении в январе 2019 года». Такие компании получают преимущества: они могут не соблюдать ограничения по лизинговой деятельности, наложенные на другие компании, не вступать в СРО, не соблюдать обязательные для других будущие нормативы, они подпадают под неприменимость надзора, ведения плана счетов, заполнения форм документов, отметил эксперт. Операционные расходы малых и средних участников рынка существенно вырастут, добавил директор по правовым вопросам «Интерлизинга» Сергей Шишкин.

Объем нового лизингового бизнеса за первое полугодие 2021 года составил 945 млрд рублей, что на 66% больше аналогичного периода прошлого года, при этом 16 из 19 выделяемых сегментов показали положительную динамику. Такие данные приводит рейтинговое агентство «Эксперт РА», подготовившее соответствующее исследование при поддержке Объединенной лизинговой ассоциации на основе анкетирования лизинговых компаний.

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t


Сегодня свои лизинговые подразделения и даже группы компаний есть в России практически у всех крупных банков. В рэнкинге рейтингового агентства «Эксперт РА» за первое полугодие 2019 года среди топ-30 лизинговых компаний около трети составляют банковские «дочки». Соответствующие структуры есть у Сбербанка, ВТБ, Альфа-банка, Газпромбанка, Райффайзенбанка, ЮниКредит Банка, ПСБ и пр.

При этом, как говорит директор некоммерческого партнерства «Лизинговый союз», председатель подкомитета по лизингу совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Евгений Царев, для банков лизинг — непрофильная деятельность, связанная с рядом обременений: «Это хлопотное для банков дело: актив передается в лизинг, за ним надо следить, а в случае неисполнения клиентом условий договора изымать, ставить на свой баланс, а потом реализовывать как проблемный актив». При этом оценка клиента и проекта может проводиться по банковским моделям, как при кредитовании, под которые подходят не все лизингополучатели. Почему же банки идут на этот рынок и чем их предложение отличается по отношению к специализированным лизинговым компаниям?

Растущий рынок

Лизинг является одним из самых быстрорастущих сегментов финансового рынка. Согласно данным «Эксперт РА», по итогам первого полугодия 2019 года объем нового бизнеса в сегменте лизинга составил 730 млрд руб., увеличившись на 13% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Это меньше, чем в первые шесть месяцев в 2018 и 2017 годах, когда рост был на уровне 55 и 51% соответственно. По прогнозам аналитиков «Эксперт РА», по итогам 2019 года рост составит 15%. Доля лизингового бизнеса в ВВП также показывает положительный тренд — за первые шесть месяцев текущего года она достигла уровня 1,5% против 1% по итогам прошлого года. Объем чистых инвестиций в лизинг по итогам 2018 года составил в России около 1,75 трлн руб., что на 32% больше по отношению к предыдущему году.

Как считает генеральный директор компании «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев, в перспективе лизинговый рынок снова наберет хорошие темпы: «Даже если экономика будет стоять на месте, сегмент лизинга в ближайшее время вырастет до 5–6 трлн руб.». В первом полугодии 2019-го совокупный лизинговый портфель в России, по данным «Эксперт РА», составил 4,5 трлн руб.

«В идеале до 30% инвестиций в основные фонды, в частности в обновление оборудования, как показывает мировая практика, эффективнее осуществлять через лизинг», — говорит Евгений Царев.

Банки vs компании

По словам представителя ТПП РФ, лизинговые подразделения нужны банкам в первую очередь потому, что соответствующую опцию хотят иметь их клиенты. «Также часто бывает, что сделки банкам интереснее проводить именно через лизинг», — уточняет он. Данный инструмент становится все популярнее у компаний разного профиля и размера, что подтверждается увеличением доли лизинга в ВВП нашей страны. «Около половины рынка занимают крупные корпоративные группы, преимущественно со сделками по железнодорожному и авиационному транспорту. Остальной рынок представлен компаниями среднего и малого бизнеса. Мы наблюдаем устойчивый спрос на лизинговые решения со стороны клиентов данного сегмента», — говорит генеральный директор компании «Райффайзен-Лизинг» Александр Бобылев. Он подтверждает, что банкам данный инструмент интересен в первую очередь «для закрытия всех продуктовых потребностей клиента», кроме того, наличие предмета лизинга в собственности лизингодателя является дополнительным аргументом с точки зрения рискованности сделки. Председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России» Павел Самиев добавляет, что сам малый бизнес в опросах относительно наиболее предпочтительных, удобных инструментов финансирования сегодня отмечает лизинг как инструмент номер один — более доступный, чем кредит и другие формы финансирования.

Если лизинг осуществляет банковское подразделение, то клиент может получить преимущества в виде быстрого принятия решения, сниженной ставки и более длинных сроков погашения, говорит Евгений Царев.

Если лизинг осуществляет розничная лизинговая компания, то возможные плюсы для клиента — быстрое принятие решения (или в принципе принятие положительного решения по проекту, если банковское кредитование использовать не удается), получение более гибких условий — по требуемой сумме, по срокам договора лизинга, говорит Евгений Царев. «Поэтому иногда бизнесу предпочтительнее обратиться в лизинговую компанию, которая готова принять на себя часть рисков клиента по проекту, решая вопросы финансирования, в том числе с банками», — уточняет эксперт.

Председатель комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов «Деловой России» Екатерина Авдеева отмечает важность такой составляющей, как финансовая стабильность лизинговой компании. «Здесь, конечно, стоит отметить, что по этому критерию преимущество имеют лизинговые компании, созданные при кредитных организациях. Мы видим, что многие крупнейшие банки создают успешные дочерние лизинговые компании, которые хорошо показывают себя на рынке, предлагая привлекательные продукты», — говорит она.

Гендиректор «Райффайзен-Лизинга», в свою очередь, к плюсам банковских «дочек» относит более широкие возможности для цифровизации лизинговых сделок и сопутствующих операций. Например, недавно «Райффайзен-Лизинг» представил онлайн-решение по лизингу для микро— и малого бизнеса. «Результатом стала возможность выпуска готовой договорной документации без привлечения к этому процессу сотрудников, то есть полностью в автоматическом режиме», — говорит Александр Бобылев. Достаточно при заведении потенциального клиента внести лишь его ИНН или ОГРН, а программа сама сделает основной объем работы, собрав о нем максимум информации из открытых источников через интеграционные решения с базами данных. Это приводит к сокращению операционных расходов, что позволит делать более привлекательные условия лизинга для клиентов. «Сотрудничество с крупнейшими производителями обеспечит возможность предложить покупку транспорта и техники через лизинг с существенными скидками», — продолжает эксперт.

Тренды и перспективы

Вообще, основным трендом в лизинге, по словам Александра Бобылева, является уменьшение срока проведения сделки, что опять же достигается путем цифровизации всех процессов лизинговой компании. «Купить в один клик — вот чего от поставщика услуг сегодня требует пользователь. Переход на электронный документооборот с использованием квалифицированной электронной подписи позволяет сократить время на обработку и пересылку документов на 80%, скорость доставки документа «от двери до двери» составляет семь секунд», — говорит он. Также за счет интеграции внутренних систем лизинговых компаний с внешними и внутренними источниками данных (ЕГРЮЛ, БКИ и пр.) достигается уменьшение объема запрашиваемой у клиента информации и документов.

Одним из наиболее перспективных направлений для расширения лизингового бизнеса Александр Бобылев называет массовое привлечение на рынок в качестве клиентов физических лиц. «Сейчас лизингом остается практически не охвачен такой крупный потребительский сегмент, как физические лица. Для стимулирования лизинга здесь необходима отмена НДС на лизинговые платежи. Без этого кредитование выглядит привлекательнее», — говорит он.

Екатерина Авдеева отмечает, что в последнее время лизинговые компании уже начали заключать договоры лизинга с физическими лицами. Преимущества лизинга для физических лиц почти такие же, как и для юридических: возможность получить скидку, которую предоставляет лизинговая компания, минимальный пакет документов при значительном авансовом платеже, возможность выбрать не только аннуитетные платежи, что позволяет минимизировать переплату, ускоренная амортизация ТС и пр. «Нет только возможности законной налоговой оптимизации, как для юрлиц. Но для физического лица важен дисконт на предмет лизинга, например автомобиль. Некоторые дилеры предоставляют такие скидки, которые могут покрыть все переплаты по лизингу, и это большое преимущество», — говорит Екатерина Авдеева. Возможность более лояльной оценки лизингополучателя по сравнению с оценкой заемщика, запрос небольшого пакета документов для потенциального лизингополучателя, по ее словам, тоже будет плюсом для граждан-лизингополучателей. Но при этом важно должным образом оценивать свои финансовые возможности, осознавая, что лизингодатель не будет долго ждать с изъятием предмета лизинга в случае нарушения финансовых обязательств, подчеркивает она.

15 правил лизинга от Президиума Верховного суда

Предприниматели часто берут в лизинг автомобили и оборудование для производства. Это особенно выгодно, если лизинг с выкупом: в конце имущество можно забрать в собственность. Как решать проблемные вопросы по лизинговым делам, рассказал Верховный суд в тематическом Обзоре, где он ищет баланс интересов всех сторон договора. В частности, лизингодатель не отвечает за невозможность использования предмета лизинга, который был приобретен у выбранного лизингополучателем продавца. В то же время, если лизингодатель не помогает связаться с продавцом в случае существенных неустранимых недостатков предмета, это позволяет контрагенту требовать расторжения договора.

Лизингодателю и лизингополучателю не нужно заключать отдельный договор купли-продажи. Ведь договор выкупного лизинга по общему правилу и так подразумевает переход права собственности на предмет лизинга в случае уплаты лизингополучателем всех платежей (п. 4 Обзора).

По общем правилу лизингодатель не отвечает за невозможность использования предмета лизинга, который был приобретен у выбранного лизингополучателем продавца. Лизингополучатель все равно должен платить, хотя может предъявить продавцу требования, связанные с ненадлежащим исполнением им договора (п. 6 Обзора).

Но иногда лизингодатель все же отвечает перед лизингополучателем за убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства продавцом — даже тем, которого выбрал сам лизингополучатель. Такое происходит в случаях, когда продавец не передал предмет лизинга или передал с недостатками по обстоятельствам, которые зависели от лизингодателя, не проявившего должную осмотрительность (п. 7 Обзора).

Лизингополучатель обнаружил существенные неустранимые недостатки предмета лизинга. Он хочет предъявить требования к продавцу, но для этого ему нужна помощь лизингодателя. Если лизингодатель уклоняется от содействия, то это может быть признано существенным нарушением договора лизинга. Лизингополучатель вправе потребовать расторжения договора (п. 8 Обзора).

Бывает так, что лизингодатель заплатил за имущество для лизингополучателя, а продавец договор не исполнил и лизинг не состоялся. Тогда лизингодатель может одновременно потребовать свои деньги и от продавца, и от лизингополучателя, считает ВС. Ведь они солидарные кредиторы в совпадающей части (п. 11 Обзора).

Лизингодатель обязан компенсировать убытки лизингополучателя, если незаконно расторг договор или неправомерно забрал предмет лизинга. То, что лизингополучатель сначала вернул предмет лизинга, а потом пошел судиться, ни на что не влияет. Важно, что лизингодатель отказался от договора неправомерно, объясняет ВС. Претендовать можно и на компенсацию упущенной выгоды, напоминает суд (п. 12 Обзора).

В п. 13 Обзора ВС разъяснил, когда суд не обязан изымать предмет лизинга:

  • лизингополучатель нарушал договор только незначительно;
  • размер задолженности явно меньше стоимости предмета лизинга;
  • изъятие приведет к значительным имущественным потерям лизингополучателя.

Если лизингодатель в одностороннем порядке отказался от договора и забрал свою вещь, неустойка начисляется дальше, отметил ВС в п. 16 Обзора. Она перестанет увеличиваться только тогда, когда контрагент исполнит свое обязательство — вернет деньги лизингодателю.

Если предмет лизинга ушел с торгов, его цена считается рыночной. Лизингополучатель может опровергнуть это, если докажет, что порядок проведения торгов нарушен. К примеру, можно сослаться на непрозрачные условия, отсутствие гласности и ограничение доступа к участию в торгах, рассказал ВС в п. 19 Обзора.

Если договор расторгли, срок исковой давности нужно считать со дня продажи предмета лизинга. ВС отметил, что если лизингодатель не сообщил о реализации, то срок будет отсчитываться с момента, когда второй стороне стало об этом известно (п. 23 Обзора).

Заключая договор лизинга, стороны предусмотрели условие: «Даже если получатель досрочно вернет все деньги или договор расторгнут, то он обязан будет погасить все будущие платежи по графику». Такое условие противоречит закону и является ничтожным, указал ВС. Иначе выходило бы, что лизинговая компания извлекает двойную выгоду (п. 26 Обзора).

Другая компания передала предпринимателю в лизинг несколько машин. В договоре они указали, что к отношениям сторон применяются «Общие условия лизинга», которые разработала компания. В них был пункт, что при расторжении договора лизингополучатель отказывается от получения сальдо встречных предоставлений. ВС указал, что такое навязанное условие, которое ставит лизингодателя в более выгодное положение при расторжении договора, можно признать ничтожным (п. 28 Обзора).

В договор можно внести условие, что лизингодатель пересматривает размер платежей в зависимости от курса валют. Но только в случае, если стороны сразу определили, в каких пределах их можно изменять (п. 29 Обзора).

Если лизингодатель отказывается или уклоняется от получения страхового возмещения, то лизингополучатель может потребовать уступить ему соответствующее право требования. Если лизингодатель не сделает этого в разумный срок или вовсе откажется, то лизингополучатель вправе приостановить внесение платежей (п. 31).

Если лизингополучатель обанкротился, то лизингодатель может изъять предмет лизинга в связи с досрочным расторжением договора в общем исковом производстве (п. 33).

Если лизингополучатель-банкрот продолжает платить лизингодателю, чтобы выкупить вещь, это не обязательно сделка с предпочтением, указал ВС в п. 34 Обзора. Ведь имущество попадет в конкурсную массу. А лизингодатель — собственник предмета лизинга, поэтому он может получить деньги за нее в обход обычного порядка удовлетворения требований кредиторов.

Соглашение о передаче лизингополучателем прав и обязанностей по договору оспаривают как причиняющее вред кредиторам. ВС указал, что факт причинения вреда можно установить из соотношения коммерческой ценности договорной позиции предыдущего лизингополучателя и размером встречного предоставления нового (п. 38 Обзора).

Вопросам о несостоятельности в Обзоре посвящен целый раздел. Доцент Российской школы частного права, председатель банкротного клуба Олег Зайцев назвал день выхода нового тематического Обзора ВС «грустным для банкротного права». По его мнению, в оОбзоре реализована идея, что «лизингодатель не подчиняется банкротному праву и свободен от учета интересов должника и его кредиторов».

Деловой журнал Банковское обозрение №05 Май (279)/2022

Банковские кредиты все еще остаются основным источником финансирования лизинговых компаний,но нормативы на одного заемщика не дают банкам разогнаться в их энтузиазме по отношению к дочернему лизингу. А самим лизинговым компаниям становятся все интереснее услуги инвестиционного банкинга, которые можно получить не толькоу материнского банка, — облигации, кредитные ноты, секьюритизация активов — вплоть до IPO.

Яблоко от яблони недалеко падает


Значительная часть лизинговых компаний в России возникла изначально как дочерние подразделения банков. Многие из них стали потом независимыми фирмами, однако, даже обретя формальную самостоятельность, многие лизинговые компании остаются крепко привязанными к банку, так как нуждаются в значительном объеме кредитных ресурсов. Эти средства направляются на приобретение имущества, которое и предоставляется лизингополучателям (клиентам) на условиях финансовой аренды. Для быстрого развития бизнеса собственных средств компании, как правило, не хватает, и таким образом лизинговые компании попадают в категорию клиентов кредитных институтов.

Заместитель генерального директора компании «Локат Лизинг Руссия» Дмитрий Шабалин рассказал «БО» о двух основных формах сотрудничества лизинговых компаний и банков. Первая — когда банки служат основным источником кредитных средств для лизинговых компаний. Это верно как для фирм, которые являются дочерними предприятиями банков, так и для независимых лизингодателей. Вторая форма сотрудничества — привлечение кредитной организацией своих клиентов для лизинговой фирмы. Подобная схема работы характерна для игроков рынка финансовой аренды, которые являются банковскими «дочками». «У всех «банковских» лизинговых компаний доля клиентов, которые привлечены кредитным институтом, составляет как минимум половину портфеля сделок», — уверяет Дмитрий Шабалин.

В зависимости от степени самостоятельности дочерней лизинговой компании материнский банк может обеспечивать лизингодателя дополнительными услугами: администрированием текущих сделок, проверкой потенциальных клиентов, юридическим сопровождением. В некоторых случаях кредитная организация выступает для лизинговой фирмы клиентом-лизингополучателем. В основном это касается сделок финансовой аренды автомобилей и банковского IT-оборудования.

От кредитов до IPO

«Среди всех перечисленных вариантов сотрудничества на первом месте, естественно, находится прямое банковское кредитование, — считает Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия»). — Однако его размер ограничен нормативом Банка России». Банк может кредитовать одного заемщика на сумму, не превышающую 25% от собственного капитала кредитной организации. Когда этот лимит исчерпывается, банкам и лизинговым компаниям приходится изобретать другие способы финансирования. Выходом может стать как дробление дочернего лизингового бизнеса, создание целой группы дочерних лизинговых компаний, так и организация синдицированного кредитования или выпуска ценных бумаг. Есть у банкиров и другие способы найти деньги для лизингодателя, например, выход на фондовые рынки, участие в подготовке секьюритизационных схем, организация IPO. По словам специалистов лизинговой компании «Центр-Капитал», зачастую для средней лизинговой компании банк выступает как незаменимый финансовый консультант и помощник в организации привлечения западного финансирования и подготовке CLN (Credit Linked Notes, еврооблигации-кредитные ноты. — Прим. «БО»).

По словам финансового директора компании «ВКМ-Лизинг» Дениса Махова, вексельные программы и облигационные займы наиболее актуальны для независимых или быстрорастущих компаний, за которыми не стоят финансовые институты или нет мощной поддержки со стороны производителя. Например, если на начальном этапе развития фирма «ВКМ-Лизинг» активно пользовалась поддержкой компании «Рузхиммаш», то сейчас для сохранения существующих темпов развития лизингодателю придется выходить на фондовый рынок.

Кредит для лизинга — свидетельство слабости или надежности?

Руководители лизинговых компаний согласны в том, что банковские кредиты остаются одним из самых популярных способов привлечения средств, однако расходятся в оценке компаний, которые преимущественно пользуются кредитами. «Любая рыночная компания использует прежде всего банковские кредиты для финансирования реализуемых лизинговых проектов», — уверяет финансовый директор компании «Глобус-Лизинг» Павел Коржавин. Денис Махов («ВКМ-Лизинг») считает, что кредиты в банках — это традиционный способ привлечения денежных средств для лизинговых компаний с целью финансового обеспечения сделок. «Ссуды или использование кредитных линий является эволюционным элементом развития любой лизинговой компании», — объясняет эксперт. Когда компания полностью выбирает установленный банком-партнером лимит, она или останавливается в росте, чего, как правило, не происходит, или ищет финансирование иного рода. Это неизбежный этап, так как требуется чем-то заместить привлеченные кредиты и высвободить установленные банковские лимиты. Чтобы иметь возможность развиваться, лизинговой компании необходимо использовать весь спектр финансовых инструментов для привлечения заемных средств (векселя, облигации, секьюритизация, IPO).

Эксперты расходятся и в оценках доли банковских кредитов в общей массе займов лизинговых фирм, но большинство из них согласно с тем, что этот показатель не опускается ниже 60%. По словам финансового директора компании «Скания Лизинг» Александра Рябчинского, сейчас кредиты банков являются основным источником финансирования российских лизинговых компаний и составляют до 90% в общей массе полученных заемных средств. Конечно, есть и исключения, отмечает эксперт. У некоторых компаний, как правило, аффилированных с госструктурами, значительную долю финансирования может составлять уставный капитал или облигационные займы.

Финансовый директор компании «Стоун-XXI» Владимир Панибратец более сдержан в оценках. Он полагает, что доля кредитов составляет около 80% в общем объеме заемного финансирования лизинговых компаний. А Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия») говорит о еще меньшей доле ссуд — 60% от размера источников формирования пассивов лизинговой компании. Однако эксперт отмечает, что остальные источники денег (авансы лизингополучателей, коммерческие кредиты поставщиков, собственные средства лизингодателя) играют значительно меньшую роль.

Статистика упоминания слова "лизинг"

в российских печатных СМИ за последние 10 лет

Кредиты популярные и недоступные

На лизинговом рынке часто говорят о том, что есть масса альтернатив банковским кредитам — облигации или секьюритизация обязательств клиентов. Только вот освоить такие способы получения финансирования многим лизингодателям, особенно небольшим фирмам, до сих пор не по силам. У кого-то кредитный рейтинг клиентов не достаточно высокий, кто-то не может найти специалистов, чтобы провести сделку. Поэтому банковский кредит остается пусть не самым дешевым (в среднем кредиты выдаются под 14%), зато отработанным и доступным способом найти деньги.

По мнению специалистов компании «Центр-Капитал», ситуация вряд ли изменится, и в ближайшем будущем кредиты сохранят свою популярность. Ведь несмотря на то, что тот же выпуск облигаций — это далеко не новый способ достать деньги, число лизинговых компаний, выпустивших такие ценные бумаги, на сегодняшний день очень и очень мало. Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия») тоже считает, что существенного сокращения банковских кредитов, предоставленных лизинговым компаниям, не произойдет. Во-первых, их просто нечем заменить, особенно в условиях постоянного роста объема лизингового рынка, а для лизинговых компаний это самый легкий путь привлечения заемных средств. Во-вторых, у многих российских банков сегодня существует реальная проблема размещения своих свободных средств, а лизинговый бизнес является довольно надежным вариантом их инвестирования.

Впрочем, и банковские кредиты лизинговым компаниям не всегда даются легко. Конечно, проще всего получить ссуду кэптивным лизинговым фирмам. А вот если в банк обращается независимый лизингодатель, процесс получения ссуды значительно усложняется. Далеко не все кредитные организации адекватно оценивают лизинговые фирмы, пытаясь привязать финансируемые контракты к какому-то виду производства. Поэтому число банков, готовых кредитовать операции финансовой аренды, ограничено, как и объемы займов, которые могут привлечь лизинговые компании. Это связано не только с ограничениями у банков, но и с территориальными требованиями. Например, многие кредитные организации отказываются выдавать ссуду, если лизингодатель или его клиент располагаются в другом регионе.

«Капризы» банкиров имеют объяснение. «Нормативные акты, регулирующие работу банков, не в полной мере адаптированы к условиям лизинговой деятельности, — рассказывает Денис Махов («ВКМ-Лизинг»). — В частности, коэффициентный анализ, который применяется при кредитовании промышленных предприятий, нельзя использовать для лизинговых компаний». Поэтому, несмотря на то, что лизингодатель показывает растущие показатели, банки, опираясь на нормативные акты, помещают компанию в категорию рискованных и низкоклассных клиентов, со всеми вытекающими последствиями (повышение ставки, снижение сроков финансирования).

Но даже если не брать во внимание факт несовершенства нормативной базы, то банкам все равно довольно сложно принять решение о выдаче кредита лизингодателю «со стороны». В случае неплатежей по ссуде с дочерней фирмой разобраться будет просто. А сторонняя организация может повести себя совершенно непредсказуемо, как и ее клиент, под контракт с которым выдавалась ссуда. «Главная проблема при кредитовании лизингодателей — это степень кредитного риска», — считает Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия»). Ведь лизинговая компания не сама по себе генерирует выручку, достаточную для погашения банковского кредита, — это делает лизингополучатель. Поэтому, предоставляя ссуду лизинговой фирме, банк принимает на себя не только кредитный риск заемщика-лизингодателя, но еще и риск конечного пользователя средств — лизингополучателя. «При совершении некрупных лизинговых сделок анализ банком лизингополучателя экономически неэффективен — это снижает возможность финансирования таких сделок, — отмечает Владимир Панибратец («Стоун-XXI»). — Кроме того, кредитные организации иногда требуют поручительство лизингополучателя, на что последние идут не всегда охотно». Однако такой скрупулезный подход банкиров приносит свои плоды. «Пока доля сомнительных долгов в российском лизинговом секторе значительно меньше, чем доля проблемных банковских кредитов в остальных отраслях», — отмечает Дмитрий Шабалин.

Еще одним серьезным препятствием в предоставлении кредитов сторонним лизингодателям для банков, по словам заместителя генерального директора компании «Экспо-лизинг» Татьяны Шульги-Морской, является непрозрачность лизингополучателей. Это приводит к тому, что банк долго рассматривает и оценивает проекты, под которые запрашивается кредит, и заставляет предоставлять огромное количество документов как лизингодателя, так и лизингополучателя. А вот Александр Рябчинский («Скания Лизинг») уверен, что главная трудность — размер и имя лизинговой фирмы. Чем фирма больше и известнее, тем лучше условия, которые банки могут ей предложить. А вот маленьким компаниям придется потрудиться, чтобы доказать банку свою надежность. Кроме того, по словам финансового директора лизинговой компании «Каркаде» Алексея Смирнова, лизинговые фирмы, не входящие в банковско-промышленные группы, при привлечении финансовых ресурсов через банк сталкиваются с наличием в его структуре компании-конкурента, что иногда серьезно осложняет ситуацию.

Формы сотрудничества банков и лизинговых компаний

Упражнение для инвестиционного банкира

Лизинговые компании, которые специализируются на финансовой аренде имущества, как правило, не имеют в штате специалистов, способных, например, организовать выпуск внутренних облигаций или евробондов. В этом деле лизинговые фирмы часто пользуются помощью банкиров. Банки могут и сами выступить с той или иной инициативой. Причем если лизингодатель тесно связан с банком, то поле для деятельности расширяется. Например, на базе сотрудничества инвестиционного банка «КИТ Финанс» и его дочерней лизинговой компании «Магистраль Финанс», а также фирм «Инвестиционный партнер» и «Объединенные инвесторы», была реализована первая сделка по секьюритизации лизинговых обязательств. Она позволила лизингодателю получить большой объем средств — 12,57 млрд рублей на выгодных условиях (под 7,875% годовых). Основной смысл схемы заключался в том, чтобы собрать в единый пул (пакет) обязательства по лизинговым контрактам Российских железных дорог, далее перепродать их иностранной компании специального назначения — Red Arrow International Leasing PLC, которая выступит эмитентом облигаций.

Как рассказал генеральный директор лизинговой компании «Магистраль Финанс» Константин Яковлев, сделка имела сложную структуру, как и любой процесс секьюритизации активов, который сам по себе достаточно трудный и дорогостоящий. Ведь в нем участвует много звеньев: оригинатор, основной и запасной сервисные агенты, андеррайтеры, управляющий денежными средствами, юрисконсульты, платежный агент, рейтинговое агентство. Вряд ли «Магистраль Финанс» была бы в состоянии организовать выпуск бумаг без поддержки материнского инвестбанка. Интересно, что и сама кредитная организация изначально рассматривала лизинг как вариант структурного финансирования. По словам управляющего директора банка «КИТ Финанс» Максима Цыганова, его организации было важно найти новый сегмент рынка, где он смог бы предложить структурные продукты как инвестиционный банк. То есть не только поддерживать дочернюю лизинговую фирму собственными вливаниями, но и помочь ей получить дополнительные средства на развитие по низкой цене и на долгий срок. Для этого как раз подошла схема секьюритизации лизинговых обязательств.

Структура источников финансирования деятельности лизинговых фирм

Дорога в светлое будущее

Сейчас на российском рынке финансовой аренды самостоятельных компаний стало больше, чем «банковских» лизингодателей. Однако этот факт не мешает укреплению и развитию сотрудничества лизинговых фирм и банкиров. В компании «Центр-Капитал» считают, что со временем заинтересованность банков в лизинговых компаниях как в клиентах будет повышаться. Ведь игроки рынка финансовой аренды — это крупные клиенты и заемщики. Да и лизингодатель, как правило, приходит в кредитную организацию не с пустыми руками, а со своими клиентами, которые в будущем могут начать работать и с самим банком.

Павел Коржавин («Глобус-Лизинг») прогнозирует, что в дальнейшем произойдет упрощение процедур кредитования лизинговых компаний. При этом получат развитие скоринговые подходы. Кроме того, банки станут активнее участвовать в организации облигационных выпусков лизинговых фирм.

Татьяна Шульга-Морская («Экспо-лизинг») считает, что лизинговые компании будут организовывать все более и более сложные проекты, требующие тесного взаимодействия с кредитующим банком и совместной работы по организации финансирования. Те лизингодатели, которые сейчас работают только с одним финансовым институтом, по мере роста бизнеса будут расширять список банков-партнеров, что вызовет увеличение конкуренции между кредитными организациями за интересные лизинговые проекты.

Что касается альтернативных кредитованию инструментов привлечения финансирования, то здесь опрошенные «БО» эксперты тоже были единодушны. Они полагают, что все большее количество лизингодателей будет обращаться к помощи банков для размещения своих векселей и облигаций, а интерес лизинговых компаний к новому и перспективному для них направлению — секьюритизации, а также выходу на рынок через IPO, значительно возрастет.

Трудности, которые встают на пути сотрудничества лизинговых компаний и кредитных организаций:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: