Можно ли мусульманам класть деньги в банк под проценты

Обновлено: 28.03.2024

Вопрос: Можно ли мусульманину ставить свои деньги в банк на депозитный счёт с целью получения дохода? Является ли это харамом?

Ответ: Ставить деньги в банк на депозитный счет с целью получения дохода, то есть процента, по Корану считается ростовщичеством. Аллах запрещает такой вид заработка и наживы на чужом имуществе и деньгах. Но если вы ставите в банк свои деньги на хранение, тогда в этом нет ничего страшного. А если вы считаете, что ваши деньги в любом случае будут использоваться и в кредитовании под проценты, тогда вам нужно найти такой халяльный банк, в котором не выдаются процентные кредиты, а лишь осуществляются переводы денег, делаются выплаты и еще некоторые банковские услуги. Конечно, если вы найдете такой банк!

Сегодня даже банки под видом исламских выдают кредиты, но как они говорят, это кредиты с нулевыми процентами. Это все вранье! Не бывает нулевых кредитов, там в расчете и оформлении кредита уже включен скрытый процент, который клиент не видит. Предлагаю вам ознакомиться с информацией из статьи «Кредит без процентов»:

Прежде всего стоит в принципе разобраться в понятии «кредит». Это сумма, которую банк выдает заемщикам с двумя условиями. Первое – возвратность, то есть вы обязательно должны вернуть полученную сумму кредитору в установленное в договоре время. Второе условие – платность. За оказанную услугу нужно платить в размере начисленных процентов, которые выплачиваются на протяжении всего срока действия сделки. И как же займ в банке может быть бесплатным, если это одно из его основных условий? Разве может финансовая организация упустить собственную выгоду? На самом же деле кредиты без процентов скрывают множество нюансов. Естественно, они приносят кредиторам прибыль – и, к слову, могут оказаться не так уж и выгодны для заемщика, как кажется на самом деле.

В заключении можно сказать, что в кредите с нулевым процентом, все равно есть процент и это уловка, которой дурачат заемщика и покупателя. Здесь можно вспомнить некоторые аяты, которые прямо указывают на недозволенность процентных услуг и процентных сделок. Аллах говорит так:

«Те, кто пожирают лихву (процент), подобны тем, кого шайтан поразил безумием. Это за то, что они говорили: «Поистине, торговля подобна ростовщичеству». Но Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество. И кто примет увещание (предписание) от своего Господа и прекратит, тому будет возвращено (прощено) то, что предшествовало. И дело его принадлежит Аллаху. И те, кто вернется к этому, станут обитателями огня, где будут бессмертными» (Бакара 2/275).

«О, те, которые уверовали (и надеются на Аллаха)! Не поедайте лихву (процент) в многократно умноженном размере и остерегайтесь греховного против Аллаха. Быть может, вы преуспеете» (Али-Имран 3/130).

Ассаляму алейкум! У меня есть сберегательный банковский счет. Проблема в том, что банк начисляет на эти деньги проценты. Я знаю, что ростовщичество запрещено в Исламе. Можно ли мне пожертовать эти деньги на строительство мечети, отдать в детдом, накормить бедняков или подарить их тому, кто не может отдать долг?

Ва алейкум салям ва рахматухлахи ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

Ростовщичество запрещено в Исламе. Ученые издали много фатв, которые гласят, что проценты, выплачиваемые банками, необходимо использовать исключительно на благотворительные цели. Не следует использовать их для собственных расходов, и они не учитываются при оплате закята.

Таким образом, разрешено жертвовать процентные накопления на благотворительность, но это не будет вознаграждаться как акт благотворительности. Скорее человек будет вознагражден за акт покаяния и за очищение его денег от источников харама.

На Ваш вопрос ответил шейх Монзер Кахф:

«Принцип заключается в том, что рост, будучи наиболее распространенным видом риба, запрещается брать и отдавать. Это установлено в Коране, прежде всего в аяте 2:279, и во многих достоверных хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Согласно шариату, ростовщичества не должно быть вообще. Это означает, что мусульманин не должен взимать проценты по долгу, который он может давать другим, и, следовательно, их не следует брать. Но это относится к отдельным плательщикам процентов, тогда как по отношению к банку это проблематично, поскольку банк берет на себя обязательство одалживать деньги, которые Вы вкладываете на процентной основе, другим людям, а оставление процентов банку позволит ему больше зарабатывать. Кроме того, банк будет обманывать Вас, бесплатно пользуясь деньгами с Ваших счетов.

Таким образом, фатва состоит в том, чтобы не оставлять сумму процентов, которую выплачивает банк, а использовать их, но не в качестве собственных денег, что, несомненно, будет харамом, а отдавая их на благотворительность. Другими словами, хоть эти деньги и харам для вас, они не харам для бедных, сирот и т. д.

Следовательно, да, Вы можете использовать эти деньги, чтобы кормить малоимущих, давать их нуждающимся, детским домам и т. д. И Вы можете добавить к ним деньги, заработанные халяльным способом, и выплачивать их в качестве милостыни. Тем не менее, мечети и копии Корана священны, и не следует использовать для этого такие деньги».

Асаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. В первую очередь хочется поблагодарить всех за этот великолепный сайт. Мне хочется совершить какую-нибудь крупную покупку (купить квартиру, автомобиль). Понятно, что нужную для этого сумму быстро не скопишь. Подскажите какой-нибудь разрешенный вариант хранения денег. Хранить деньги дома я не могу, поскольку это небезопасно, а если заведу банковский депозит, это будет ростовщительством. И как поступают подобных случаях семьи (особенно молодые) в исламских странах? На одном из сайтов я прочитал, что заводить депозиты можно, но только потом проценты с них нужно отдавать как закят.

Ва алейкуму ссалям ва рахматуллахи ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

На Ваш вопрос отвечает д-р Музаммиль Сиддик: «Рост (риба) в исламе запрещен. Поскольку беспроцентных банков на Западе нет, нам разрешено пользоваться обычными банками. Согласно фатвам многих ученых, выплачиваемые этими банками проценты необходимо снимать [со счета] и раздавать на благотворительность, а не использовать для себя или выплачивать в качестве закята. Ин ша Аллах, Вы получите награду от Аллаха за то, что не используете проценты с Ваших денег».

Вот что добавляет д-р Монзер Кахф: "Шариат устанавливает такие правила, касающиеся средств, вложенных в процентные банки:

1. Проценты, выплачиваемые обычными банками, – это однозначно риба, запрещенная Кораном. В 1965 г. это было подтверждено Академией исламских исследований при университете Аль-Азхар, а в 1985 г. (решением № 10 на пленарной сессии в 1406 г. по хиджре) – Академией исламского фикха при Организации исламской конференции.

2. Мусульмане должны заботиться о том, чтобы все [финансовые] операции с их участием не шли вразрез с Шариатом независимо от того, как их соблюдает другая сторона. Иными словами, мы можем сотрудничать с мусульманами, которые придерживаются Шариата, мусульманами, которые не придерживаются Шариата, и немусульманами, если сама операция не противоречит нормам Шариата. Следовательно, с процентными банками сотрудничать разрешено, если операции [проводимые мусульманами при участии таких банков] не противоречат Шариату. Следовательно, разрешено открыть беспроцентный счет, переводить деньги, менять валюту и т.д.

3. Однако любая операция, игнорирующая запрет на ростовщичество, является харамом, где бы она ни осуществлялась – в обычных банках мусульманских или немусульманских стран.

4. На подобные запреты влияет правило Шариата об облегчении трудностей, в особенности если исламских банков нет; если они есть, но берут больше денег за свои операции; если они настолько неэффективны, что мусульмане (клиенты) только тратят на них время; если они не занимаются осуществлением крупных операций. Это правило Шариата особенно важно для той категории людей, которые желают качественного удовлетворения своих потребностей.

5. Проблемы, возникающие при упомянутых в 4 пункте обстоятельствах, следует решать с минимальным отхождением от закона. Так, если человеку приходится иметь дело с процентами в обычных банках, он должен снизить их до минимума. Это означает, что если человек имеет возможность иметь лишь процентный депозит, нужно минимизировать его [держать на нем минимально необходимую сумму денег].

6. Если мусульманин получает проценты, как упомянуто в 4 пункте, или же если он получил проценты, но раскаивается и сожалеет об этом и т.д, полученные таким образом проценты не становятся, согласно Шариату, его собственностью, и он должен от них избавиться. В принципе, их нужно вернуть тому, кто их дал. Но этот принцип не применим к обычным банкам как в мусульманских, так и в немусульманских странах, поскольку владелец банка будет использовать эти деньги для укрепления позиций банка через расширение процентного кредитования и, соответственно, для роста своей прибыли. Кроме того, Вы, как мусульманин, поставите себя в дурацкое положение, поскольку согласно законам, которые очевидно не соотносятся с Шариатом, вам добровольно отдает деньги банкир, который занимается харамом. Следовательно, эти заработанные проценты необходимо рассматривать как харамные деньги, владелец которых неизвестен. Вы поэтому должны избавиться от них, потратив их на мусульманскую благотворительность, отдав бедным и нуждающимся либо тем, кто сражается за себя или свою землю".

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Господь проклял поедающего проценты (живущего на проценты; дающего под проценты), берущего под проценты, свидетеля (обоих свидетелей) данного процесса и писаря [который фиксирует процентные взаимоотношения, ставки и сроки]»[1].

Риба (ростовщичество) в мусульманском богословии — любая прибавка (надбавка), прописанная в договоре и не имеющая (убедительного, конкретного, соответствующего канонам) обоснования (эквивалента, возмещения).

К примеру, человек или организация дали индивиду один миллион долларов на год и обязывают договором вернуть этот миллион через год с 10%-й надбавкой. Данная надбавка ничем не обоснована, кроме как предоставлением денег на определенный срок, а потому запретна и греховна. То есть риба (ростовщичество) — это возвращение большего количества денег ни за что (за одолжение этих денег), при обмене денег на деньги (при обмене одинаковых видов денежных единиц). Это — процент, указанный в договоре, когда взявший возвращает через определенный срок больше того, что взял[2]. Если человек возвращает больше того, что взял, из благодарности к тому, кто, например, помог ему в трудную минуту, учитывая, предположим, инфляцию, притом что ни письменной, ни устной договоренности между сторонами насчет того, чтобы вернуть большее, не было, тогда это не считается риба, это — лишь форма проявления внимания и благодарности. Такое не запретно.

Поэтапный запрет ростовщичества в Исламе

Введение запрета на ростовщичество в Исламе, подобно введению запрета на употребление спиртного, происходило поэтапно, по мере ниспослания строк Священного Писания:

«Все то, что вы передали в качестве риба (дали под проценты), чтобы это росло, находясь в деньгах других людей, оно не будет расти пред Всевышним [такая форма достатка не будет иметь Божественного благословения]» (см. Св. Коран, 30:39);

«[И были наказаны они (иудеи) Богом] за то, что занимались ростовщичеством (брали проценты), а это было запретно для них; за то, что они незаконно поедали (забирали) имущество других. Безбожникам из их числа Мы [говорит Господь миров, указывая на Свое величие] уготовили болезненное наказание» (см. Св. Коран, 4:161);

«О верующие! Не поедайте [запретную прибыль] ростовщичества, многократно удвоенную, и бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [не берите проценты, не живите на проценты], возможно, вы будете счастливы. [Стремитесь же к счастью, делая то, что способствует этому]» (Св. Коран, 3:130);

«Бог разрешил [людям] торговлю [различного рода финансовые взаимоотношения], но запретил [все виды] ростовщичества» (см. Св. Коран, 2:275).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Допуская у себя [в местах проживания; распространяя, развивая] ростовщичество и прелюбодеяние, люди сами подвергают себя наказанию Аллаха (Бога, Господа) [проблемы различного характера будут пропорционально развитию и распространению этих двух грехов в обществе лишь увеличиваться и нарастать]»[3].

Суть вопроса о процентах, думаю, каждому ясна: человек не имеет морального права жить на проценты. Позиция верующего — активный образ жизни, при котором имеет место быть как накопление, сохранение, так и инвестирование, вложение денежных средств в бизнес, в интеллектуальные или научные проекты, в ценные бумаги, в недвижимость и т. п.

На сегодняшний день кредитование возможно только в вынужденных и жизненно необходимых ситуациях[4]. Лучше будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.

Всевышний запретил ростовщичество. А как тогда в мусульманских странах работает банковская система, которая предполагает кредитование под процент?

Разрешается ли воспользоваться услугой банка по предоставлению кредита на покупку квартиры в рассрочку? Примерно такая схема: я плачу 30% от стоимости квартиры, а остальные 70% платит банк. В течение 5 лет я расплачиваюсь с банком равными долями плюс за кредит 10% в год.

Процентные взаимоотношения запрещены в Исламе, и это всем хорошо известно. Однако есть мнение ученых, что из этого правила можно делать исключение в тех случаях, когда система денежных взаимоотношений основана на процентах и люди волей-неволей вовлечены в нее. Это исключение касается неисламских государств. Но, к огромному сожалению, сегодня такая система существует практически во всех государствах, в том числе и в мусульманских.

Мы должны избегать процентных отношений и получения доходов с них независимо от нашего места пребывания, так как Коран явно запрещает это. Однако если вы вынуждены по стечению обстоятельств оплачивать процент, на выплату которого вы дали документальное согласие, то, возможно, Всевышний не накажет вас за это. Вера — это не усложнение жизни, а облегчение. К тому же взятые на себя обязательства, особенно письменные, мусульманин должен выполнять.

Кредитование допустимо только в вынужденных ситуациях[5]. Наиболее правильным будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.

Суть данного запрета в том, что человеку непозволительно заниматься накопительством и жить, бездействуя, на проценты с накопленного за счет других.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Ибн Мас‘уда и др.; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 297, хадис № 3725; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 446, хадис № 7256, «сахих»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 92; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 376, хадис № 1209, «хасан сахих»; Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 18 т. Т. 1. С. 171.

[2] Богословских определений у слова «риба» немало, здесь приведено основное его смысловое значение.

Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламиваадиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 5. С. 3697–3764; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 102–109. Му‘джамулюгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 218; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 503.

[3] Хадис от Ибн Мас‘уда. См.: Ахмад бин Ханбаль. Муснад ахмад ибн ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Бейрут: Рисаля, 1998. Т. 6. С. 358, хадис № 3809; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 303, хадис № 3809.

[4] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 108, 109, 408–410.

В Коране, например, сказано: «Воистину, запретил вам [Господь] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не с именем Бога. А кто будет вынужден, не являясь при этом преступником и грешником (не совершая при этом преступления или греха), то Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 16:115).

[5] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 408–410.

Что делать с деньгами, полученными в качестве процента по банковскому счету?

Вопрос: Мне пришлось открыть счет в обычном банке, так что мне ежемесячно начисляются проценты по счету. Как я могу распоряжаться этими процентными деньгами – можно ли их отдать на благотворительные нужды? И чем будет считаться это пожертвование?


Вам следует раздать процентные деньги в качестве садака бедным и нуждающимся или отдать их в благотворительную организацию, которая распределит их между нуждающимся как милостыню (садака). Это не будет считаться вашей личной садака, поскольку это запретные деньги. Поступая таким образом, вы просто избавляетесь от запретных денег, давая им достойное применение.


В качестве общего правила, каждому мусульманину следует по возможности избегать вкладывать деньги на депозитный счет обычного банка или иным образом участвовать в процентных схемах обычного банкинга.


Если мусульманин внес свои деньги на процентный счет по какой-либо причине, либо процентные деньги пришли на его счет без его выбора или намерения, ему не следует пользоваться суммой процентов для своих нужд, но ее следует отдать обратно тем, кто выплатил их (проценты) ему.


Однако в немусульманских странах он может забрать эту сумму с четким намерением не использовать ее для своей личной выгоды. В данном случае на него будет возложена обязанность раздать эту сумму в качестве садака бедным, не имеющим нисаба для выплаты закята. Это не будет обычной садака, которую мусульманин отдает из своих законных доходов с намерением получить награду в будущей жизни. Эта садака предназначена только для избавления от нечистых запретных денег.


Но следует помнить, что эта сумма является запретной только для человека, который получил ее в качестве процентов. Бедный человек, который получает ее как садаку, может использовать эту сумму для своих личных нужд. Данная сумма также может быть отдана близким родственникам, которые имеют право на получение закята. Даже взрослые дети этого человека могут получить от него эти деньги, если они настолько бедны, что им полагается закят. (Из книги «Современные фетвы» муфтия Таки Усмани, с. 242)

وَقَالَ فِي النِّهَايَةِ: قَالَ بَعْضُ مَشَايِخِنَا: كَسْبُ الْمُغَنِّيَةِ كَالْمَغْصُوبِ لَمْ يَحِلَّ أَخْذُهُ، وَعَلَى هَذَا قَالُوا لَوْ مَاتَ الرَّجُلُ وَكَسْبُهُ مِنْ بَيْعِ الْبَاذَقِ أَوْ الظُّلْمِ أَوْ أَخْذِ الرِّشْوَةِ يَتَوَرَّعُ الْوَرَثَةُ، وَلَا يَأْخُذُونَ مِنْهُ شَيْئًا وَهُوَ أَوْلَى بِهِمْ وَيَرُدُّونَهَا عَلَى أَرْبَابِهَا إنْ عَرَفُوهُمْ، وَإِلَّا تَصَدَّقُوا بِهَا لِأَنَّ سَبِيلَ الْكَسْبِ الْخَبِيثِ التَّصَدُّقُ إذَا تَعَذَّرَ الرَّدُّ

والسبيل في المعاصي ردها، ولذلك ههنا يرد المأخوذ إن تمكن من رده بأن عرف صاحبه، وبالتصدق منه إن لم يعرفه ليصل إليه نفع ماله إن كان لا يصل إليه عين ماله؛

وَفِي الْمُنْتَقَى إبْرَاهِيمُ عَنْ مُحَمَّدٍ - رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى - فِي امْرَأَةٍ نَائِحَةٍ أَوْ صَاحِبِ طَبْلٍ أَوْ مِزْمَارٍ اكْتَسَبَ مَالًا قَالَ إنْ كَانَ عَلَى شَرْطٍ رَدَّهُ عَلَى أَصْحَابِهِ إنْ عَرَفَهُمْ يُرِيدُ بِقَوْلِهِ عَلَى شَرْطٍ إنْ شَرَطُوا لَهَا فِي أَوَّلِهِ مَالًا بِإِزَاءِ النِّيَاحَةِ أَوْ بِإِزَاءِ الْغِنَاءِ وَهَذَا لِأَنَّهُ إذَا كَانَ الْأَخْذُ عَلَى الشَّرْطِ كَانَ الْمَالُ بِمُقَابَلَةِ الْمَعْصِيَةِ فَكَانَ الْأَخْذُ مَعْصِيَةً وَالسَّبِيلُ فِي الْمَعَاصِي رَدُّهَا وَذَلِكَ هَاهُنَا بِرَدِّ الْمَأْخُوذِ إنْ تَمَكَّنَ مِنْ رَدِّهِ بِأَنْ عَرَفَ صَاحِبَهُ وَبِالتَّصَدُّقِ بِهِ إنْ لَمْ يَعْرِفْهُ لِيَصِلَ إلَيْهِ نَفْعُ مَالِهِ إنْ كَانَ لَا يَصِلُ إلَيْهِ عَيْنُ مَالِهِ أَمَّا إذَا لَمْ يَكُنْ الْأَخْذُ عَلَى شَرْطٍ لَمْ يَكُنْ الْأَخْذُ مَعْصِيَةً وَالدَّفْعُ حَصَلَ مِنْ الْمَالِكِ بِرِضَاهُ فَيَكُونُ لَهُ وَيَكُونُ حَلَالًا لَهُ.

وَإِنَّمَا طَابَ لِلْمَسَاكِينِ عَلَى قِيَاسِ اللُّقَطَةِ قَالَ وَهَذَا الرِّبْحُ لَا يَطِيبُ لِهَذَا الْمُشْتَرِي، وَإِنْ كَانَ فَقِيرًا لِأَنَّهُ يَكْتَسِبُهُ بِمَعْصِيَةٍ وَيَطِيبُ لِلْمَسَاكِينِ وَهُوَ أَطْيَبُ لَهُمْ مِنْ اللُّقَطَةِ، وَإِنْ لَمْ يَتَصَدَّقْ بِالرِّبْحِ حَتَّى عَمِلَ الثَّمَنَ وَرَبِحَ رِبْحًا وَبِيعَتْ فِيهَا بُيُوعٌ كُلُّهَا رِبْحٌ قَالَ يَتَصَدَّقُ بِالْفَضْلِ فِي جَمِيعِ ذَلِكَ

وَفِي التَّنْوِيرِ مَنْ عَلَيْهِ دُيُونٌ وَمَظَالِمُ جَهِلَ أَرْبَابَهَا وَأَيِسَ مِنْ مَعْرِفَتِهِمْ فَعَلَيْهِ التَّصَدُّقُ بِقَدْرِهَا مِنْ مَالِهِ وَإِنْ اسْتَغْرَقَتْ جَمِيعَ مَالِهِ وَيَسْقُطُ عَنْهُ الْمُطَالَبَةُ فِي الْعُقْبَى.

(عَلَيْهِ دُيُونٌ وَمَظَالِمُ جَهِلَ أَرْبَابَهَا وَأَيِسَ) مَنْ عَلَيْهِ ذَلِكَ (مِنْ مَعْرِفَتِهِمْ فَعَلَيْهِ التَّصَدُّقُ بِقَدْرِهَا مِنْ مَالِهِ وَإِنْ اسْتَغْرَقَتْ جَمِيعَ مَالِهِ) هَذَا مَذْهَبُ أَصْحَابِنَا لَا تَعْلَمُ بَيْنَهُمْ خِلَافًا

سود کی رقم ثواب کی نیت سے دیناہ گناہ ہے، کیونکہ مال حرام سے صدقۃ، صدقۃ کی توہین ہے، البتہ بلا نیت صدقۃ یتیم لڑکی کی شادی یا بمار شخص کے علاج کے لۓ سود کی رقم دی جاسکتی ہے، بشرطیکہ وہ اس کے محتاج ہوں، اور شادی اور علاج کے لۓ ان کے پاس جائز رقم موجود

سود اور ہر قسم کا مال حرام و ارباح فاسدۃ بحکم لقطۃ ہیں اور بوقت خوف ضیاع لقطہ کا اٹہانا واجب ہے، پہر مالک پر اس کا رد اور اس کا علم نہی سکے تو اس کی طرف سےبلا نیت مساکین پر تصدق واجب ہے (احسن الفتاوی، ج7، ص16 )

بہتر یہ ہے کہ بینک یا ڈاخانہ میں کوئی رقم جمع ہی نہ کیا جاۓ، اگر کردی ہے تو فاضل رقم وہاں سے وصول کر کے غرباء کو دیدی جاۓ اس نیت سےکہ اللہ پاک اس کے وبال سے محفوظ رکہی یہی احوط ہے- اگر سرکاری محکمہ سے سود کی رقم حاصل ہوئی تو اس کو غیر واجبی ٹیکس میں ادا کرنا بہی درست ہے، بلکہ صدقہ مقدم ہے (فتاوی محمودیہ، ج16، ص381-382، جامعیہ فاروقیہ)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: