Новые требования цб к банкам

Обновлено: 23.04.2024

Ужесточение антиотмывочных требований под микроскопом, с комментариями председателя правления банка и комплаенс-экспертом IT-компании, поставляющей банкам алгоритмы оценки предпринимателей.

Всем отличной пятницы! Я бренд-директор сервиса Чёрная Бухгалтерия. Для большинства предпринимателей до сих пор остаётся загадкой то, как устроен механизм контроля за оборотом наличных и почему из-за него страдает честный бизнес. Эта статья всё расставит по полочкам у вас в голове, но если останутся вопросы — пишите в комментарии.

Новые правила игры для банков

Центральный Банк разослал банкам письмо, в котором сообщил о новых критериях оценки их работы. По итогам II квартала 2021 года и последующих, признаком высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных операций будет считаться:

Превышение 2 % доли сомнительных операций по дебетовым оборотам клиентов банка, или превышение величины 500 млн. рублей сомнительных операций всех клиентов суммарно.

Раньше этот объём составлял 1 млрд. в квартал.

Требования ЦБ РФ никогда не отличались особой гибкостью и не учитывали реалии российского бизнеса, а допустимая величина сомнительных операций в банках продолжает снижаться с 2014 года. Тогда их объём оставался безнаказанным в пределах 5 % дебетового оборота или 4 млрд. рублей в квартал. Это затягивание гаек обусловлено и тем, что уровень таких операций уверенно снижается все эти годы.

Как новые требования регулятора скажутся на работе банков и чего ждать их клиентам в ближайшем будущем? За развёрнутым ответом я обратился к председателю правления Модульбанка:

предправления банка для бизнеса

«. Конечно, для нас эта новость была неожиданностью, но мы недавно проделали большую работу над отладкой скоринг-системы и обновили продукты под категорию тех клиентов, чьи операции в других банках могли бы попасть в число „сомнительных“. Как и раньше, у нас нет возможности просто дистанцироваться и не играть в эту игру. Если мы не будем анализировать операции и соблюдать требования регулятора, мы просто рискуем потерять лицензию. Раньше мы могли сдерживать объёмы сомнительных операций с помощью плавающих комиссий ПОД/ФТ и пропорционально надёжности клиента устанавливали лимит на переводы без комиссии. Такая комиссия позволяла не превышать допустимую ЦБ долю переводов и, одновременно с этим, зарабатывать».

Каким образом банкам удаётся проверять 40-50 тысяч операций в сутки и выявлять те, что попадают под определение «сомнительных»?

— «. Алгоритм присваивает рейтинг надёжности клиентам и автоматически запускает процесс проверки, если такой рейтинг опускается ниже допустимого уровня, а дальше дело переходит в руки специалиста отдела финмониторинга и его задача в том, чтобы оперативно взять комментарии клиента и принять решение о (не)проведении рисковой операции. Такая процедура обычно занимает 3-5 дней».

У скоринг-платформ много названий — светофор, белый бизнес, знай своего клиента и т. д.

Регулярно появляются сервисы комплаенс-поддержки, помогающие снять блокировку со счёта и реабилитироваться после попадания в чёрный список, похожие на наш.

На фоне такого внимания к проблеме, регулятор обещал запустить к 2022 году собственный, централизованный сервис «Знай своего клиента», который бы как раз доносил до банков репутационную оценку их клиентов. Инициативу встретили критикой по ряду тезисов, узнал я из этого поста:

  • Ответственность за решения ЦБ будут нести банки. Банки по-прежнему будут вынуждены следовать предписаниям регулятора. Если оценка рейтинга клиента окажется неверной, оспаривать её в суде он будет явно не в отношении ЦБ: )
  • Вместо экономии — дополнительные расходы. Новый механизм взаимодействия потребует от банков серьезных вложений в доработку систем оценки рисков. Оценивать придется не только самого клиента, но и его контрагентов по каждому платежу.
  • Позиция ЦБ может «вытеснить» собственную оценку банков. Это противоречит рекомендациям Международной группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег.
  • ЦБ создает конфликт интересов внутри себя. ЦБ является надзорным органом и оценивает, как банки соблюдают антиотмывочные нормы. Став «непосредственным участником оценки риска клиента», он будет вынужден контролировать собственную работу.
  • Могут пострадать добросовестные предприниматели. В новой редакции понятие «подозрительных операций» сильно шире, чем «отмывание денег». При отсутствии «правоохранных» знаний и компетенций его легко трактовать неверно.

Новые правила игры для бизнеса

Помочь понять, как новые требования ЦБ скажутся на предпринимателях и какие операции могут привести к блокировке счёта в 2021 году, я попросил комплаенс-специалиста Анастасию Амелькину. Она 6 лет работает над созданием действующих AML и KYC алгоритмов, которыми пользуются банки для бизнеса..

«. Снижение допустимых величин, думаю, повлияет на нижний порог по сумме в операциях, на которые раньше бы алгоритм даже не обратил внимание. Как следствие, предприниматели с небольшим оборотом, которые раньше не сталкивались с проверками счёта, скорее всего ощутят все прелести ограничений, блокировок, запросов документов.»

А что сейчас чаще всего является причиной срабатывания скоринг-алгоритма и как избежать блокировки?

«. Транзитность по прежнему является популярной причиной ограничений и проверок, высокий оборот и низкая налоговая нагрузка по счету, — все признаки необычного характера сделки остались прежними, но если 6 лет назад высоким оборотом мы считали 10 млн в месяц, то теперь эти цифры намного много ниже. Сейчас как никогда важно заниматься финансовой гигиеной, пользоваться специальными сервисами и быть в курсе своего банковского рейтинга.»

Какой прогноз AML-Technology делает на запуск централизованной платформы «Знай своего клиента» от ЦБ РФ? Не означает ли это, что у банков пропадёт потребность в ваших услугах?

«. Наша система пересчитывает транзакционный профиль клиента с каждой операцией: сейчас он зеленый, а вот новый платеж и клиент в красной зоне. Как технически будет реализован пересчет и обновление рейтинга в системе Центробанка пока не ясно, ведь за час можно провести операций на такой объем, что он загонит клиента не то что в красную, а прямиком в чёрную зону, не говоря уже про целый операционный день. Снимет ли запуск системы ответственность с банков за эти операции, если клиент на момент последней оценки был зеленый? Слишком много вопросов к будущей платформе регулятора. Возможно, наши услуги будут еще более востребованы и актуальны с внедрением их системы ;)»

Вот такими разными и живыми оказались мнения экспертов. На наших глазах закон из «противодействия отмыванию и терроризму» окончательно превратился в выявление даже незначительных теневых операций в реальном секторе бизнеса. В инстаграме я скоро выпущу серию постов на тему того, как вести себя во время банковской проверки и что поможет её избежать. Подписывайтесь ;)

Буду рад, если вы поделитесь этой статьёй с другими предпринимателями и они будут знать о проблеме с блокировкой счетов по 115-ФЗ чуть больше.

Банк России с 1 октября 2021 года изменяет обязательные резервные требования и устанавливает коэффициенты для расчета резервируемых обязательств кредитных организаций одновременно со вступлением в силу Положения Банка России от 11 января 2021 года № «Об обязательных резервах кредитных организаций».

Для нейтрализации роста величины резервируемых обязательств, рассчитанных в соответствии с указанным Положением, нормативы обязательных резервов снижены:

на 0,25 п.п. по всем обязательствам в валюте Российской Федерации для банков с универсальной лицензией, небанковских кредитных организаций — до 4,5%;

на 3,75 п.п. по обязательствам перед юридическими лицами — нерезидентами в валюте Российской Федерации для банков с базовой лицензией — до 1,0%.

Иные нормативы обязательных резервов с 1 октября 2021 года установлены на действующем уровне:

1,0% — по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам в валюте Российской Федерации для банков с базовой лицензией;

8,0% — по всем обязательствам в иностранной валюте для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций.

Одновременно в целях повышения возможностей для кредитных организаций по управлению своей ликвидностью Банк России принял решение о повышении коэффициента усреднения обязательных резервов для банков с базовой лицензией и банков с универсальной лицензией с 0,8 до 0,9.

Новые нормативы обязательных резервов и коэффициенты усреднения обязательных резервов будут применяться начиная с расчета размера обязательных резервов за октябрь 2021 года.

Для определения величины резервируемых обязательств кредитных организаций — участников операций репо и депозитных сделок с централизованным клирингом Банк России также принял решение о поэтапном установлении коэффициентов по этим операциям, применяемых по обязательствам в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте:

0,15 — с 1 октября 2021 года (применение — начиная с расчета размера обязательных резервов за октябрь 2021 года);

0,3 — с 1 января 2022 года (применение — начиная с расчета размера обязательных резервов за январь 2022 года).

Размер корректировочного коэффициента, устанавливаемого в целях определения суммы обязательств кредитной организации перед другими кредитными организациями — резидентами по выпущенным долговым ценным бумагам, подлежащих исключению из состава резервируемых обязательств, оставлен без изменений — в размере 0,2.

При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

С 1 октября банкам станет менее выгодно выдавать беззалоговые ссуды клиентам с высокой долговой нагрузкой. Для ЦБ это вторая попытка «охладить» рынок. С начала года долги россиян по потребкредитам выросли почти на ₽1,5 трлн

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

С 1 октября для российских банков обновляются правила выдачи необеспеченных кредитов физическим лицам: к новым ссудам они должны применять повышенные макропруденциальные надбавки. ЦБ применяет этот инструмент, чтобы снизить активность банков в работе со слишком закредитованными заемщиками — величина надбавки зависит от показателя долговой нагрузки (ПДН) клиента, и чем она выше, тем больше капитала приходится направлять банку на выдачу такого кредита.

Банк России уже ужесточал требования к банкам с 1 июля. Октябрьское второе повышение коэффициентов риска затрагивает в основном новые ссуды, которые будут выдаваться наиболее закредитованным заемщикам с ПДН выше 80%, то есть тем, кто уже тратит на платежи по обязательствам более 80% своего ежемесячного дохода. В сентябре глава Банка России Эльвира Набиуллина не исключила, что регулятор может пойти на третий раунд увеличения риск-коэффициентов, если ситуация на рынке кредитования не стабилизируется.

30 сентября ЦБ уточнил, что планирует рассмотреть вопрос о новом повышении уже в четвертом квартале. Это нужно для «дестимулирования предоставления потребительских кредитов на длительные сроки и в целом кредитования заемщиков с уже чрезмерно высокой долговой нагрузкой».

Как растут выдачи кредитов

Банк России зафиксировал заметное ускорение необеспеченного кредитования в марте 2021 года. С тех пор месячные темпы роста банковских портфелей в этом сегменте не падали ниже 1,6%, а в некоторые месяцы достигали 2,2%.

Повышение надбавок с 1 июля привело к временному замедлению в необеспеченной рознице, но уже в августе банки выдали россиянам рекордный для российского рынка объем таких кредитов. По данным ЦБ, за январь—август портфель беззалоговых ссуд увеличился на 1,4 трлн руб., до 11,1 трлн руб. на 1 сентября (.pdf). В годовом выражении рост составил 18,5%.

Фото:Григорий Сысоев / ТАСС

Какой эффект дают надбавки

Повышение надбавок не создает немедленной нагрузки на капитал банков, поясняет старший кредитный эксперт Moody’s Ольга Ульянова: «Повышенные риск-веса действуют только по вновь выдаваемым кредитам, а это значит, что каждый банк может самостоятельно регулировать эту дополнительную нагрузку, настраивая свои системы принятия решения в зависимости от характеристик выдаваемых кредитов».

Фото: Jeenah Moon / Getty Images

Какие секреты Google и Apple прячут в отчетности

Фото: David McNew / Getty Images

Как сильно стагфляция может ударить по экономике в 2022 году

Фото: Jamie Squire / Getty Images

Как не оставить наследников ни с чем при переезде и релокации бизнеса

Не все можно заменить: без этих ИТ-сервисов бизнесу будет особенно сложно

Продажи вакцины от короновируса упадут. За счет чего будет расти Pfizer

Фото: Paz Arando/Unsplash

На рынке продовольствия паника. Сможет ли мир избежать голода

Фото: Shutterstock

Alibaba торгуется по рекордно низкой цене. Стоит ли покупать

Вы хотите запустить производство: на какие льготы можно рассчитывать

Опрошенные РБК аналитики считают, что повторное ужесточение требований не окажет значительного эффекта на темпы роста необеспеченного кредитования.

У большинства банков есть либо достаточный запас капитала, либо они генерируют достаточно доходов, чтобы поддержать капитал в будущем, отмечает аналитик Fitch Антон Лопатин. «Для некоторых банков капитал может стать ограничением роста, однако в силу неравномерного распределения капитала в секторе клиентов этих банков смогут кредитовать другие, поэтому сильного эффекта от новых надбавок мы не ожидаем», — говорит он. Лопатин напоминает, что надбавки с 1 октября в большей степени затронут сегмент кредитов с полной стоимостью (ПСК) выше 30%, а таких ссуд в секторе, по оценкам аналитика, не больше 5%.

«Даже если бы новые веса применялись к уже существующим портфелям, то эффект был бы небольшим, а учитывая, что речь идет о новых выдачах, то заметного снижения показателей капитала мы не ожидаем», — заключает аналитик Fitch.

Банк России действует постепенно, чтобы не остановить кредитование совсем, но введенные ограничения уже достаточно сильно влияют на банки, говорила глава департамента финансовой стабильности ЦБ Елизавета Данилова на форуме Ассоциации банков России в Сочи.

«Мы видим, что уже принятые надбавки в составе достаточности капитала по банкам [занимают] где-то 2 п.п., по розничным банкам, которые специализируются на этом сегменте, это будет до 6 п.п., то есть уже надбавки очень высоки. Возможно, они даже больше, чем говорит нам стресс-тест», — оценивала она совокупный эффект от мер с 1 июля и 1 октября. По словам Даниловой, повышение надбавок — это «попытка заставить банки учесть те внешние эффекты, которые они создают, закредитовывая заемщиков».

Будет ли третий раунд

Макропруденциальные надбавки — хороший инструмент, но недостаточно эффективный, признавала в интервью РБК Набиуллина. В Банке России считают более эффективным вводить прямые количественные ограничения на выдачу некоторых видов кредитов, но законопроект, который даст регулятору право на такие меры, по-прежнему не прошел ни одного чтения в Госдуме и встретил возражения со стороны правительства. Пока законопроект не будет принят, ЦБ продолжит повышать надбавки, говорила глава Банка России.

Фото:Андрей Любимов / РБК

Повторное применение надбавок с октября может привести к тому, что темпы необеспеченного кредитования замедлятся до 1% в месяц, прогнозирует директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Людмила Кожекина. «Однако ЦБ будет принимать решение о следующем этапе повышения надбавок, основываясь не только на темпах прироста кредитования, но и на качестве новых выдач и уровне долговой нагрузки заемщиков. Учитывая то, что многие банки уже стали сдерживать рост необеспеченного потребкредитования, качество новых выдач с высокой вероятностью улучшится. Поэтому следующий раунд повышения надбавок может и не понадобиться», — допускает аналитик.

Очередное повышение надбавок может сдержать рост кредитования наиболее уязвимых заемщиков с высоким ПДН, считает управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин. «При сохранении темпов роста потребительского кредитования свыше 15% годовых могут последовать новые ограничения, но все-таки регулятор будет оценивать прежде всего динамику выдач кредитов с высоким ПСК и ПДН», — говорит эксперт.

ЦБ не прекратит ужесточать требования к банкам до тех пор, пока рост в сегменте необеспеченного кредитования «не приблизится вплотную к росту номинальных доходов населения», считает Ульянова. По ее оценкам, речь идет о темпах на уровне 10% в год. «Единственное, что, на наш взгляд, удерживает ЦБ от проведения третьего раунда повышения надбавок, это ожидание подвижек по внесенному в Думу закону о прямом ограничении некоторых видов кредитов. Как только судьба этой законодательной инициативы будет ясна, ЦБ либо поспешит воспользоваться вводимой новой опцией, либо в случае, если закон принят не будет, вернется к ужесточению надбавок», — прогнозирует старший кредитный эксперт Moody’s.

Что еще волнует ЦБ

Банк России ранее обращал внимание на три аспекта, которые могут приводить к накоплению рисков в банковской рознице.

Центробанк намерен пересмотреть подход к надзору за крупнейшими банками. Изменятся критерии отнесения кредитных организаций к системно значимым, а требования к капиталу будут отличаться в зависимости от размера банка

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Центральный банк изменит подход к формированию списка системно значимых банков и введет новые требования, предъявляемые к ним, следует из консультативного доклада регулятора. ЦБ считает, что особый статус таких банков не должен рассматриваться «только лишь как преимущество», говорится в докладе.

Задача регулятора — свести к минимуму вероятность наступления проблем у крупных участников рынка, сообщил журналистам глава департамента обеспечения банковского надзора ЦБ Александр Данилов, до осени 2019 года работавший аналитиком рейтингового агентства Fitch. Он подчеркнул, что новый подход в перспективе может снизить и затраты государства на оздоровление проблемных банков.

Кого считать значимым для рынка

ЦБ указывает, что действующие критерии отнесения банков к системно значимым требуют серьезного вовлечения банка в международную деятельность. Но после введения санкций в 2014 году ситуация изменилась. Почти за шесть лет обязательства российских банков перед нерезидентами сократились в три раза — до $59 млрд на 1 декабря 2019 года, следует из данных Банка России.

«Критерий международной активности в том виде, в котором он сейчас сформулирован, в значительной мере утратил свою актуальность», — говорится в докладе. ЦБ предлагает снизить удельный вес этого критерия при определении системной значимости банков. «На основании формального подхода банки просто могут выпасть из списка», — пояснил предстоящие изменения Данилов. Он не исключил, что список системно значимых кредитных организаций может измениться, и подчеркнул, что прежние участники списка из него «не выпадут».

В список системно значимых сейчас входят Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, «Открытие», «ЮниКредит», Райффайзенбанк, Промсвязьбанк, Альфа-банк, Росбанк и Московский кредитный банк.

Надбавки за влияние на рынок

В России — новые правила гособоронзаказа. Кому стало невыгодно работать

Фото: Andyfang / Twitter

Сооснователь DoorDash: отличной идеи недостаточно для создания бизнеса

Фото: insta_photos / Shutterstock

Что делать с ETF: мнения аналитиков

Фото: Jeenah Moon / Getty Images

Какие секреты Google и Apple прячут в отчетности

Фото: Александр Артеменков / ТАСС

Как не ошибиться, создавая собственную торговую марку

Не все можно заменить: без этих ИТ-сервисов бизнесу будет особенно сложно

Два кейса, как удерживать работников с помощью stay-интервью

Фото: Christian Charisius / Reuters

Не все деньги должны работать: как создать в компании резервный фонд

Банк России в докладе напоминает, что с 2020 года крупные игроки обязаны соблюдать надбавку за системную значимость в полном размере — 1% от активов, взвешенных по риску. Показатель един для всех 11 кредитных организаций, но регулятор допускает, что он может стать дифференцированным.

«Банки сильно различаются по размеру и структуре активов, капиталу, бизнес-модели и, в конечном счете, по вкладу в системный риск финансового сектора», — поясняет ЦБ. Поэтому надбавка должна быть пропорциональна уровню значимости банка.

ЦБ предлагает рассчитывать размер надбавки в зависимости от того, какую роль на рынке играет банк. За основу будет браться средняя доля, рассчитанная по отдельным статьям активов. Для тех, чья доля на рынке составит от 1 до 10%, надбавка сохранится на текущем уровне — 1%. Чем выше показатель, тем больше будет буфер. Прежняя надбавка сохранится для девяти системно значимых игроков, следует из предварительных расчетов регулятора. Для двух банков надбавки могут увеличиться до 2,5 и 1,5% соответственно.

«Это сдерживающий элемент регулирования, направленный на то, чтобы корректировать поведение самых больших банковских групп», — сказал директор департамента банковского регулирования Алексей Лобанов. Он пояснил, что крупные игроки отчасти будут «платить» за риск, который могут нанести системе в случае возникновения финансовых проблем. В перспективе это позволит сократить масштабы господдержки тех, кто столкнется с трудностями. По словам Лобанова, срок вступления изменений в силу еще будет обсуждаться с рынком: «Это точно не вопрос этого года».

Новые оценки клиентов

Кроме того, с 1 января 2022 года системно значимые банки должны будут перейти на новый стандарт оценки риска крупных клиентов. Для этого им придется соблюдать норматив концентрации риска (Н30), которого раньше не существовало, следует из консультативного доклада ЦБ. Так регулятор намерен предотвращать ситуации, когда дефолт крупного контрагента банка может привести к неплатежеспособности других клиентов.

Участники рынка, в частности, должны будут следить за связанными заемщиками и считать, что риск одного такого клиента равен риску всей группы. Новый показатель может считаться «инструментом для снижения риска «заражения» между системно значимыми кредитными организациями», поясняет ЦБ. Требование скорее новое по форме, чем по духу, пояснил Лобанов, напомнив, что российские банки уже обязаны рассчитывать норматив концентрации заемщиков (Н6).

Что изменится

Российские банки рассчитывают риск концентрации заемщиков на индивидуальной, а не консолидированной основе, напомнил Лобанов. Новый норматив Н30 будет учитывать совокупность кредитных требований без взвешивания их по уровню риска. Он будет вычисляться как отношение всех кредитных требований к клиенту или группе связанных клиентов к размеру основного, а не совокупного капитала банка. Н30 не сможет превышать 25% от основного капитала. Банки должны будут рассчитывать норматив концентрации для всех контрагентов, за исключением суверенных заемщиков, говорится в докладе.

Для определения связи клиентов будет использоваться понятие контроля из международных стандартов отчетности, а также понятие экономической связи. Особое значение, по мнению ЦБ, норматив Н30 будет иметь для групп, построенных вокруг системно значимых банков: риск может передаваться в том числе от некредитных финансовых организаций. По закону к банковской группе можно отнести кредитную организацию и несколько подконтрольных ей или находящихся под ее значительным влиянием юридических лиц. У всех системно значимых банков есть дочерние кредитные или финансовые организации — другие банки, страховые и лизинговые компании и т.д. Но банки с иностранным участием (Райффайзенбанк, «ЮниКредит», Росбанк) не являются центром таких групп, так как сами входят в международные банковские группы.

Изменения будут чувствительными, признают в ЦБ. «Банки уже не смогут брать на себя избыточный риск, им придется перераспределять его: продавать, использовать синдицированное кредитование, продажу активов. В российской практике это нечастое явление, — пояснил Данилов.

Источник для надбавок

В докладе ЦБ напомнил о планах перехода крупнейших банков на ПВР-подход — оценку рисков и капитала на основе внутренних рейтингов заемщиков, которые присваивают сами банки. О такой идее в октябре рассказывал бывший зампред Банка России Василий Поздышев.

Сейчас ПВР-подход в России применяют только Сбербанк и Райффайзенбанк. В 2020 году на эту модель планировал перейти Альфа-банк. ПВР-подход, или IRB-подход, — это продвинутый способ оценки кредитного риска банков. Банк на ПВР-подходе может присваивать заемщикам собственные рейтинги качества и за счет этого экономить на резервах, высвобождая капитал.

ЦБ считает, что переход системно значимых банков на ПВР-подход может занять около пяти лет. Вопрос сроков еще предстоит обсудить с рынком, уточнил Лобанов. По его словам, капитал, который высвободится от перехода банка на ПВР-подход, теоретически может быть использован для формирования повышенных надбавок за системную значимость.

К чему приведут новые меры ЦБ

ЦБ не раскрыл, какие банки могут столкнуться с повышением надбавок за системную значимость. По данным «Эксперт РА», долю на рынке свыше 10% сейчас имеют только Сбербанк (30,67%) и ВТБ (15,82%). В 2018 году регулятору пришлось сделать отсрочку для финального этапа введения надбавок за системную значимость ради поддержки ВТБ и Газпромбанка, писали аналитики Fitch. В ЦБ не уточнили, какой переходный период могут получить банки, которым потребуется повышать буфер.

Привязка размера надбавки к рыночной доле — неоднозначное решение, считает управляющий директор по валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов. «Больший охват рынка, как правило, означает и большую диверсификацию кредитных рисков. А при большей диверсификации ниже риск масштабных единовременных стрессов капитала и, соответственно, менее обоснованно поддержание избыточного буфера капитала. Кроме того, крупнейшие банки растут органичными рыночными темпами», — поясняет аналитик.

Дифференцированные надбавки будут препятствовать росту концентрации на банковском рынке, считает управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков. Но у этого регулирования есть обратная сторона: оно будет сдерживать кредитную активность банков.

Аналитики неоднозначно оценивают и желание ЦБ перевести все системно значимые банки на ПВР-подход. Стандартизированный подход к оценке кредитных рисков в его базовом варианте «простоват» для системно значимых игроков, говорит Беликов.

Переход потребует не только расходов от банков, но и усилий от ЦБ по оценке банковских моделей, считает Волков. «Внутренние рейтинги, как правило, базируются на весьма сложных, а главное, намного менее прозрачных моделях по сравнению с методологиями рейтинговых агентств. В связи с этим регулятору будет крайне сложно обеспечить сопоставимость моделей разных банков не только во время их первичной валидации, но и в ходе их применения», — поясняет аналитик НКР.


30 апреля 2020г. на сайте ЦБ РФ опубликовано Положение Банка России от 10 января 2020 г. №710-П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков».

Требования Банка России предусматривают новые методические правила к определению финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков. Изменяется подход к расчету собственных средств (капитала) и к определению достаточности капитала с учетом риска изменения стоимости активов и обязательств.

Вступление в силу положения предполагает поэтапный ввод, а именно:

  • 01 июля 2021 г. вступают методические требования к расчету величины собственных средств, а в расчете нормативного соотношения учитывается оценка влияния концентрационного риска и нормативный размер маржи платежеспособности.
  • 01 июля 2022 г. вводится оценка влияния всех рисков на платежеспособность страховщика, предусмотренных Положением, в ограниченном объеме.
  • 01 июля 2025 г. планируется, что Положение будет применяться в полном объеме.

Таким образом страховщики должны пересмотреть методику расчёта активов и обязательств, с учётом особенностей новых требований и выполнить подготовительные мероприятия к применению Положения.

Одним из этапов перехода является автоматизация процесса расчёта величины собственных средств и подготовка экономического баланса.

Компания Ортикон Групп предлагает решение по автоматизации этого Положения «Ортикон: 710-П», которое можно использовать как самостоятельный модуль, отделённый от существующих учётных систем, так и как встраиваемый дополнительный модуль в существующую информационную систему на базе 1С:Предприятие.

Решение позволяет настроить интеграционную связь для получения данных из внешних систем по видам активов и обязательств, используя данные по счетам учёта второго порядка бухгалтерского учёта, с помощью предустановленного фильтра - так называемый мэппинг счетов.

После загрузки (заполнения) данных и установки признаков, оказывающих влияние на величину актива в соответствии с Положением, можно выполнить расчёт экономического баланса.


Программный продукт «Ортикон: 710-П»позволяет вводить корректирующие документы по данным активов и обязательств, что позволяет отслеживать историю изменений, а также предполагает использование различных вариантов и сценариев расчёта экономического баланса.

Часть активов признается равной нулю, по отдельным активам устанавливается процентный удельный вес, либо особые правила определения их стоимости, в соответствии с Положением. Иные активы, порядок определения стоимости, которых не установлен, оцениваются по справедливой стоимости, в соответствии с МСФО-13 «Оценка справедливой стоимости» и внутренними методиками страховщика. Стоимость обязательств определяется по данным бухгалтерского учета, с учетом особенностей для отдельных обязательств, в соответствии с Положением.

После выполнения расчёта величины собственных средств и влияния рисков, программный модуль позволяет выполнить расчёт показателя «Нормативное cоотношение», определённого Положением.


При снижении нормативного соотношения до порогового значения страховая организация обязана представить в Банк России план оздоровления финансового положения.

Данное программное решение позволяет выполнить выгрузку показателей, в части применения Положения, в соответствии с требованиями таксономии XBRL ЦБ РФ, для последующей интеграции в основной пакет отчётности.

По мысли регулятора исполнение страховыми организациями новых требований приведет к повышению устойчивости страхового сектора экономики. Поэтому автоматизация процессов необходима для оперативности и точности расчетов в требуемые сроки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: