Определите к каким ветвям власти относятся центральный банк прокуратура администрация президента рф

Обновлено: 05.02.2023

Специфика президентского контроля определяется конституционным статусом Президента РФ как главы государства (ст. 80 Конституции РФ). Формально прези­дент не принадлежит ни к одной ветви власти, хотя влияет на функционирование каждой из них, в том числе и прежде всего исполнительной власти.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ опре­деляет основные направления внутренней и внешней поли­тики государства (ч. 3 ст. 80), имеет право председательство­вать на заседаниях Правительства РФ, утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил страны (ст. 83), вправе приостанавливать действие актов органов исполни­тельной власти субъектов РФ (ст. 85), является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами (ст. 87).

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Пре­зидентом РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ).

На основании Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполни­тельной власти, ведающих вопросами обороны, безопасно­сти, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвра­щения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Пред­седателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председа­тель Совета Безопасности РФ (ч. 1 ст. 32).

Президентский контроль за деятельностью публичной администрации может быть непосредственным либо через соответствующие образуемые Президентом РФ органы.

Непосредственный контроль Президента РФ реали­зуется при отборе и расстановке кадров на федеральном уровне (например, при назначении Председателя Правитель­ства РФ с согласия Государственной Думы; при назначении на должность и освобождении от должности федеральных министров, высшего командования Вооруженных Сил РФ и т.д.).

Реализуя право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, Президент РФ участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов, вносит предложения, непосред­ственно контролирует исполнение принятых решений.

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной вла­сти» руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Контроль­ные полномочия Президента РФ в отношении этих органов закреплены в нормативных правовых актах, регулирующих их деятельность.

Контроль через соответствующие образуемые Прези­дентом РФ органызаключается в следующем.

1. Администрация Президента РФ является государ­ственным органом, обеспечивающим деятельность Прези­дента РФ и осуществляющим контроль за исполнением его решений. В ее состав входят:

• Руководитель Администрации Президента РФ, два заместителя Руководителя Администрации — помощ­ника Президента РФ, помощники Президента РФ, пресс- секретарь Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники Президента РФ, полно­мочные представители Президента РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Феде­рального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, стар­шие референты, референты Президента РФ и иные долж­ностные лица Администрации;

• управления Президента РФ;

• иные самостоятельные подразделения, состоящие из департаментов.

Многие должностные лица и структурные подразделе­ния Администрации вправе контролировать определенные направления работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, орга­нов местного самоуправления, организаций.

Следует учитывать, что Администрация не имеет права самостоятельно издавать нормативные акты, она не отно­сится к органам исполнительной власти, хотя является «государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента». В силу этого она создает условия для реали­зации Президентом РФ его полномочий, готовит его указы и распоряжения.




2. Контрольное управление Президента РФ является самостоятельным подразделением Администрации. Основ­ными его задачами являются:

• контроль и проверка исполнения федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и граж­данина), указов, распоряжений и иных решений Прези­дента РФ;

• контроль за реализацией общенациональных проектов;

• контроль и проверка исполнения поручений Прези­дента РФ и Руководителя Администрации;

• контроль за реализацией ежегодных посланий Прези­дента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посла­ний и иных программных документов Президента РФ;

• информирование Президента РФ и Руководителя Администрации о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Управление для осуществления своих задач и функций имеет право:

• создавать комиссии с привлечением в установленном порядке работников аппаратов полномочных представи­телей Президента РФ в федеральных округах, работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, сотрудников право­охранительных и контролирующих органов;

• направлять работников Управления на заседания Пра­вительства РФ, коллегий федеральных органов исполни­тельной власти, а также на совещания по вопросам контроля, проводимые федеральными органами исполнительной вла­сти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

• вносить в установленном порядке предложения Пре­зиденту РФ, в Правительство РФ, руководителям федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполне­ние или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ, а также о временном отстранении государственных служа­щих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;

• вызывать должностных лиц для дачи устных и пись­менных объяснений по поводу неисполнения или ненадлежа­щего исполнения федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряже­ний и иных решений Президента РФ;

• направлять в органы прокуратуры, органы внутренних дел РФ, органы федеральной службы безопасности и иные государственные органы материалы о выявленных в резуль­тате проверок нарушениях;

• запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделе­ний Администрации, от федеральных органов государствен­ной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц;

• пользоваться банками данных Администрации и феде­ральных органов исполнительной власти;

• привлекать для осуществления отдельных работ уче­ных и специалистов, в том числе на договорной основе.

Работники Управления при проведении проверок и иных мероприятий по контролю имеют право прохода во все зда­ния, занимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также организациями.

Работникам Управления гарантируется государственная защита в соответствии с Федеральным законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

3. Полномочные представители Президента РФ в феде­ральных округах. В соответствии с Положением о полно­мочном представителе Президента Российской Феде­рации в федеральном округе, утвержденным Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849, полномочный пред­ставитель является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа.

Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах указанного округа. Основными его задачами являются:

• организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

• организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной вла­сти;

• обеспечение реализации в федеральном округе кадро­вой политики Президента РФ;

• представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономиче­ском положении в федеральном округе, внесение Прези­денту РФ соответствующих предложений.

Полномочный представитель в целях решения возложен­ных на него задач среди других осуществляет следующие функции:

• обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем феде­ральном округе;

• анализирует эффективность деятельности правоохра­нительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложения;

• организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, полити­ческими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

• организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постанов­лений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

• вносит Президенту РФ представления о награжде­нии государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента РФ высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов госу­дарственной власти) субъектов РФ и руководителей зако­нодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, и об объявлении им благодарности Президента РФ;

• согласовывает материалы о награждении государ­ственными наградами лиц, представляемых Президенту РФ высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъек­тов РФ, а также направляемые в федеральные органы испол­нительной власти органами государственной власти субъ­ектов РФ, находящимися в пределах федерального округа, представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента РФ и об объявлении благодарности Президента РФ, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации, выс­ших воинских и высших специальных званий;

• вручает в федеральном округе по поручению Прези­дента РФ государственные награды Российской Федера­ции, почетные грамоты Президента РФ, а также объявляет о поощрении в виде благодарности Президента РФ;

• вручает по поручению Президента РФ удостовере­ние судьи судьям федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ, специализированных арбитражных судов, федеральных судов общей юрисдикции;

• принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправ­ления, находящихся в пределах федерального округа;

• организует по поручению Президента РФ проведе­ние согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находя­щимися в пределах федерального округа;

• вносит Президенту РФ предложения о приостановле­нии действия актов органов исполнительной власти субъ­ектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, феде­ральным законам, международным обязательствам Россий- ской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;

• взаимодействует с Контрольным управлением Прези­дента РФ и органами прокуратуры при организации прове­рок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распо­ряжений Правительства РФ.

Для реализации указанных полномочий полномочный представитель Президента РФ имеет право:

• направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной вла­сти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нахо­дящихся в пределах федерального округа;

• пользоваться в установленном порядке банками дан­ных Администрации и федеральных органов государствен­ной власти;

• использовать государственные, в том числе правитель­ственные, системы связи и коммуникации;

• организовывать в пределах своей компетенции про­верки исполнения указов и распоряжений Президента РФ, а также хода реализации федеральных программ, использо­вания федерального имущества и средств федерального бюд­жета в федеральном округе;

• направлять на рассмотрение федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, руководителей организаций, находящихся в пределах феде­рального округа, и должностных лиц жалобы и обращения граждан;

• вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руково­дителей их территориальных органов, находящихся в преде­лах федерального округа, и применении к ним мер дисци­плинарного взыскания;

• привлекать сотрудников Контрольного управления Президента РФ, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их террито­риальных органов к проведению проверок, анализу состоя­ния дел в организациях, находящихся в пределах федераль­ного округа.

Полномочный представитель при исполнении должност­ных обязанностей имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответству­ющего федерального округа.

Заметим, что правом обращения в суд для отмены неза­конных решений подконтрольных органов полномоч­ный представитель Президента РФ в федеральном округе не обладает.

Всего три ветви:
1.Исполнительная.(Правительство РФ)
2. Законодательная (Федеральное собрание, которое делится на Совет Федераций и Государственную Думу)
3. Судебная (Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ)

Новые вопросы в Обществознание

У вас День рождения. Родители разрешили пригласить 4 друзей и выделили 4000 руб. на организацию торжества. Составьте меню праздничного стола Срочно ну … жно.

написать сочинение-рассуждение по высказыванию Максима Горького «Дети-это живые цветы земли». Примерный план: 1.Как Вы понимаете высказывание писателя … ? 2.Согласны ли Вы с мнением автора? (да или нет,обосновать своё мнение). 3.Если дети-живые цветы земли,то,кто такие родители?​ Срочно!!​

План розповіді на тему "Коли я стану мамою (татом),що я роскажу своїм дітям про вплив ЗМІ на здоров'я?"​

"Вежливость есть символически условное выражение уважение ко всякому человеку" запишите развернутый ответ​

К социальным потребностям относится: 1) Потребность в еде 2) потребность в красоте 3) Потребность в тепле 4) Потребность в труде

написать сочинение-рассуждение по высказыванию Максима Горького «Дети-это живые цветы земли». Примерный план: 1.Как Вы понимаете высказывание писателя … ? 2.Согласны ли Вы с мнением автора? (да или нет,обосновать своё мнение). 3.Если дети-живые цветы земли,то,кто такие родители?​ Срочно!!

1) К духовной сфере общества относятся отношения между 1.режиссером кинофильма и актерами 2.зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра 3.зрител … ем кинотеатра и охранникам зала 4.директором кинозала и ремонтной бригадой 5.между актерами и кино критиками 2) Выберете верное суждение о государственном бюджете и запишите цифры под которыми которыми они указаны 1. К расходам бюджета относятся обслуживание государственного долга 2. Государство перерасправляет через бюджет полученные доходы и направляет средства на обеспечение своих задач и функций 3. Государственный бюджет является сбалансированным когда доходы и расходы примерно равны 4. Одна из статей доходов государственного бюджета-развитие инфоструктуры 5. Дефицит государственного бюджета характеризуется превышением доходов государства над расходами 3) найдите в приведённом ниже списке два примера правильного пользования банкомата и запишите цифры под которыми они указаны 1. Кирилл не забрал карту из банкомата после окончания работы с ним 2. Ринат, не обратил внимание на информацию о внимание процесса, воспользуется для снятия наличных денег банкомата не того банка которым выдана его карта 3. Мирон оплатил через банкомат коммунальные услуги, х воспользовавшись помощью консультанта банка 4. Леонид, следовал инструкциям голосового меню и снял наличные деньги 5. Ирида, набирая пин-код в присутствии посторонних произнесла его в слух, чтобы не ошибиться 4) верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов? А) общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов Б. Проблема экономического выбора обусловлено недостаточностью факторов 1. верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения не верны 5) Человека от животного отличает 1. Наличие мозга 2. Наличие инстинктов 3. Развитая кисть руки 4. Способность мыслить 6) Какая из названных социальных групп выделено по профессиональному 1. Военнослужащий 2. Молодёжь 3. Консерваторы 4. Москвичи​

Письменный ответ на вопрос "Можно ли считать, что по мере развития человеческого общества ценность гуманизма пользуется все большим признанием? Обосну … йте ответ".

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

· Администрация Президента РФ - обеспечивает деятельность Президента РФ;

· Полномочные представители Президента Российской Федерации в регионах - представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;

· Органы прокуратуры РФ(де юре является органом исполнительной власти, но не подчиняется Правительству РФ) - осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;

· Центральный банк РФ - основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;

· Центральная избирательная комиссия РФ - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;

· Счётная палата РФ - осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;

· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;

· другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.


Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Правовой статус Президента России. Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства.

Глава государства — это должностное лицо, занимающее особое место в системе органов государства.

В мире существуют три вида правового положения президента в системе высших государственных органов государства:

1)президент лишь номинально является главой государства и выходит на политическую арену только во времена политических кризисов (например, в ФРГ);

2)президент, являясь главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства (например, в США);

3)президент не входит непосредственно ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти.

Правовой статус Президента России подпадает под статус третьего вида. Президент России, обладая реальными и широкими полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.

При последовательном проведении принципа разделения властей все равно необходима координация деятельности ветвей власти. В России этим занимается Президент. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Особенно сильными полномочиями Президент обладает в отношении исполнительной ветви власти. В частности, он назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы), единолично назначает всех остальных членов Правительства. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является как бы арбитром в государственном аппарате, дирижером в оркестре, где музыкантами являются ветви власти.

Такому положению Президента в России есть вполне логичное обоснование. Дело в том, что усиление правового статуса Президента крайне необходимо в странах, не имеющих демократических традиций (а именно таковой и является Россия), а также в период проведения реформ.

Однако было бы неправильно думать, что Президент руководит деятельностью ветвей власти. На самом деле ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет не на основе ничем не связанной воли, а в соответствии^ Конституцией РФ и федеральными законами. Каждая из ветвей власти осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, будучи обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента.

В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом. К ним относятся:

1)ограниченность периода полномочий Президента (четыре года);

2)всенародные прямые выборы;

3)альтернативный характер выборов;

4)недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд;

5)возможность отрешения его от должности;

6)возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда РФ.

Функции Президента России. Они связаны с важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества (ст. 80 Конституции РФ).

Президент— гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизма защиты Конституции РФ и прав человека. Он обязан принимать все необходимые меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам. 2.

Президент — гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного или чрезвычайного положения и т. п.). 3.

Президент — гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет координацию деятельности ветвей власти и для этого наделяется соответствующими полномочиями. 4.




Президентопределяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить. О том, какую политику он будет проводить, в определенной мере можно узнать из программы, с которой кандидат в президенты идет на выборы. Разумеется, жизнь корректирует действия Президента. Вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию РФ, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики государства. 5.

Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Компетенция Президента России. Она довольно обширна. Все полномочия Президента можно классифицировать следующим образом.

1. Полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти. Важно заметить, что Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо дает согласие на назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их из предложенных Президентом кандидатур. Президент РФ:

а) назначает Председателя Правительства;

б) назначает заместителей Председателя Правительства;

в) назначает министров;

г) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

д) принимает решения об отставке Правительства;

е) представляет кандидатуры для назначения на должности судей (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ);

ж) представляет кандидатуру Генерального прокурора РФ;

з) представляет кандидатуру Председателя Центрального банка РФ;

и) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

к) формирует Администрацию Президента РФ;

л) назначает и освобождает своих полномочных представителей в федеральных округах, палатах парламента и т. д.;

м) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

н) назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации. 2.

Полномочия по отношению к законодательной власти:

а) назначает выборы Государственной Думы и референдум;

б) распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных Конституцией;

в) вносит законопроекты в Государственную Думу;

г) подписывает и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного вето;

д) обращается с запросами в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о ее толковании. 3.

Полномочия во внешнеполитической области. Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Полномочия по отношению к гражданам:

а) решает вопросы гражданства; б) предоставляет политическое убежище;

в) награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

г) осуществляет помилование.

Правотворческие полномочия. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.

Порядок выборов Президента России. Он определяется ст. 81 Конституции, а также Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Выборы Президента проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы должны носить альтернативный характер. Президент должен обладать необходимым жизненным опытом, поэтому установлено, что на эту должность может претендовать человек не моложе 35 лет. Конституция в отличие от ранее действовавшей сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Это объясняется тем, что, как показывает опыт зарубежных стран, и в весьма зрелом возрасте человек может сохранять достаточно высокий уровень здоровья, энергии, интеллектуальных способностей и эффективно использовать свой большой политический опыт (например, Р. Рейган, Ф. Миттеран и др.). Кандидат в президенты должен быть гражданином России, хорошо знать страну и ситуацию, в которой она находится. Вот почему непременным условием занятия должности Президента является проживание в Российской Федерации не менее 10 лет.

Выдвигать кандидата в президенты вправе избирательные объединения. Допускается и самовыдвижение. Для поддержки кандидата в этом случае образуется инициативная группа в количестве не менее 500 человек. Субъекты, вьщвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее 2 млн подписей избирателей.

Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не избран, назначается второй тур голосования.

Прекращение полномочий Президента России. Таковое предусмотрено ст. 92 Конституции. Существует два варианта прекращения полномочий Президента.

Нормальный порядок. Полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Досрочное прекращение полномочий. Оно может иметь место в случаях:

а) отставки, т. е. инициативы самого Президента;

б) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;

в) отрешения от должности. Основанием для возбуждения данной процедуры может быть только обвинение в государственной измене или совершении иного умышленного тяжкого преступления.

Процедура отрешения, предусмотренная в Конституции (ст. 93), очень сложна. Да это и понятно: речь идет о главе государства, который является лицом страны. Помимо этого смена главы государства — это всегда политическое потрясение для всей страны

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: