Пдл что это в банковской сфере

Обновлено: 22.05.2024

Наши специалисты подготовили новую редакцию правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ в соответствии с требованиями Методических рекомендаций Росфинмониторинга по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами от 12.12.2017 г.

Видеоролик о публичных должностных лицах и их видах

С указанными методическими рекомендациями необходимо ознакомить сотрудников в форме дополнительного инструктажа. Кроме этого, указанные методические рекомендации предполагают внесение изменений и дополнений в правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ . Рассмотрим подробнее указанные рекомендации. Нужно отметить, что методические рекомендации по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также национальных публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами (далее - Методические рекомендации) подготовлены Росфинмониторингом в целях оказания методической помощи субъектам первичного финансового мониторинга по организации надлежащей системы внутреннего контроля субъекта. Задача Методических рекомендаций - повышение эффективности процедур, проводимых субъектом первичного финансового мониторинга в рамках реализации программ идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, а также оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, национальных публичных должностных лиц, а также лиц, близких к таким публичным должностным лицам.

В соответствии с требованиями статьи 7.3 Федерального закона №115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальные предприниматели, в дополнение к применяемым мерам по идентификации клиентов обязаны, в том числе:

  • принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;
  • принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;
  • принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;
  • на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах;
  • уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц.

Под "обслуживанием" необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и субъектом первичного финансового мониторинга, в которых последний обязан совершить в пользу другого лица определенное действие в соответствии с заключенным между сторонами договором, а именно передать имущество, выполнить работу, оказать услугу и т.д.

Категории публичных должностных лиц (ПДЛ)

1. Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ) - это любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, а именно:

  • Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;
  • Министры, их заместители и помощники;
  • Высшие правительственные чиновники;
  • Руководители и заместители руководителей судебных органов власти "последней инстанции" (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;
  • Государственный прокурор и его заместители;
  • Высшие военные чиновники (начальники генеральных штабов, верховные главнокомандующие и т.д.);
  • Руководители и члены Советов директоров Национальных Банков;
  • Послы;
  • Руководители государственных корпораций;
  • Члены Парламента или иного законодательного органа и т.д.

Необходимо учитывать, что вышеприведенный перечень должностей, по которым определяется принадлежность к ИПДЛ, не является исчерпывающим и может варьироваться в зависимости от государственного устройства той или иной страны.

Принадлежность лица к категории ИПДЛ определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

2. Должностное лицо публичной международной организации (ПДЛМО) - лицо, которому доверены или были доверены важные функции международной организацией (за исключением руководителей среднего звена или лиц, занимающих более низкие позиции в указанной категории)*(5), в частности:

1. Руководители, заместители руководителей международных и наднациональных организаций:

  • Организация Объединенных Наций (ООН),
  • Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР)
  • Экономический и Социальный Совет ООН
  • Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК)
  • Международный олимпийский комитет (МОК)
  • Всемирный банк (ВБ)
  • Международный валютный фонд (МВФ)
  • Европейская комиссия
  • Европейский центральный банк (ЕЦБ)
  • Европарламент;
  • и др.

2. Руководители и члены международных и наднациональных судебных организаций:

  • Международный суд ООН
  • Европейский суд по правам человека
  • Суд Европейского союза
  • и др.

Принадлежность лица к категории ПДЛМО определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

3. Российские публичные должностные лица (РПДЛ)

Лица, замещающие (занимающие) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

В качестве источника информации в отношении государственных должностей Российской Федерации необходимо использовать Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 г. №32 "О государственных должностях Российской Федерации".

Информация о должностях членов Совета директоров Банка России размещена на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Субъекты первичного финансового мониторинга самостоятельно осуществляют мониторинг действующего законодательства Российской Федерации для определения должностей, относящихся к РПДЛ.

4. Лицо, связанное с ПДЛ - супруг или супруга ПДЛ, его близкий родственник (родственник по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородный и неполнородный (имеющий общего отца или мать) брат и сестра, усыновитель и усыновленный).

Отдельные процедуры, используемые для выявления ПДЛ

Выявлению подлежат ПДЛ из числа клиентов, как принимаемых на обслуживание, так и ранее принятых на обслуживание, в независимости от формы обслуживания.

Следует учитывать, что выявление ПДЛ осуществляется как при совершении разовых операций (сделок), так и при установлении деловых отношений, предполагающих осуществление более чем одной операции (сделки).

Для выявления ПДЛ рекомендуется следующее:

1. Анкетирование и устный опрос

При проведении идентификации клиента до приема на обслуживание либо при обновлении сведений о лице уже находящемся на обслуживании, клиенту (представителю клиента) предоставляется анкета для самостоятельного заполнения.

В составе анкеты предусматриваются специальные поля, в которых клиент (представитель клиента) самостоятельно проставляет отметку о его принадлежности к ПДЛ (лицам, связанным с ПДЛ), либо об отсутствии таковой.

После заполнения анкеты, клиенту в рамках устного опроса задаются уточняющие вопросы относительно его возможной принадлежности к категории ПДЛ или лицам, связанным с ПДЛ. При этом разъясняется порядок отнесения лица к ПДЛ, например, посредством предоставления справочных материалов относительно содержания понятий ИПДЛ, ПДЛМО и РПДЛ, а также лиц, связанных с ПДЛ.

2. Проверка по общедоступным информационным ресурсам и коммерческим базам данных

В целях верификации данных, сформированных по результатам анкетирования и устного опроса, субъект первичного финансового мониторинга обращается к общедоступной информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", анализирует информацию российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, таких, как, например, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), информационное агентство ЗАО "Интерфакс" (система СПАРК, "Центр раскрытия корпоративной информации"), ООО "Интерфакс - Ди энд Би" (система DBAI, GRS, отчеты "Знай своего клиента"), ЗАО "СКРИН", а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях.

Меры по выявлению непосредственно ПДЛ аналогичным образом применяются в целях выявления лиц, связанных с ПДЛ.

Особенности принятия ПДЛ на обслуживание

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрена обязанность принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия (далее - уполномоченное должностное лицо).

При этом аналогичное требование распространяется также на ПДЛМО и РПДЛ в случае, если финансовым операциям таких клиентов присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Указанный порядок разрабатывается субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно и закрепляется в программе идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев, предусмотренной в правилах внутреннего контроля.

В рамках указанной программы должна быть разработана форма письменного документа, в которой будет фиксироваться решение уполномоченного должностного лица о принятии/непринятии ПДЛ на обслуживание. При этом следует отметить, что отказ клиенту в принятии на обслуживание только по причине его отнесения к категории ПДЛ не допускается.

Меры по принятию на обслуживание непосредственно ПДЛ аналогичным образом применяются в целях принятия на обслуживание лиц, связанных с ПДЛ.

Представление сведениях об операциях ПДЛ

В современном мире большое внимание уделяется борьбе с коррупцией. Так, для отслеживания незаконных денежных махинаций была разработана система проверки клиентов на принадлежность к числу публичных лиц. Она используется в банках при открытии счетов, транзакциях внутри и за пределы страны и других операциях.


Международные организации по вопросам коррупции уверены, что лица, наделенные определенными финансовыми возможностями в связи с занимаемыми ими должностями, могут злоупотреблять своим положением и присваивать подведомственные средства либо оказывать те или иные услуги в обмен на взятки. Также сообществу известно, что для сокрытия правонарушений такие лица могут использовать счета подконтрольных им фирм, благотворительных фондов, счета родных и близких. Поэтому банки тщательно проверяют как самих пользователей, так и членов их семьи.

Клиентов с подобными возможностями в банковском деле стали называть публичными должностными лицами, которые, в свою очередь, могут быть разных видов. Например, иностранными или отечественными.

В рамках исполнения требований Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и рекомендаций международных организаций в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в РФ на законодательном уровне установлена обязанность с особой тщательностью проверять счета всех лиц, относящихся к публичным.

Публичное должностное лицо

Публичным должностным лицом в России называют физическое лицо, которое занимает определенную высокую должность, так или иначе связанную с Правительством РФ, государственными корпорациями и организациями, функционирующими на Федеральном уровне. К ним относятся:

  • Президент России;
  • Члены Совета директоров Центробанка РФ;
  • Судья Конституционного Суды РФ;
  • Генпрокурор РФ;
  • Председатель следственного комитета РФ;
  • Федеральный министр;
  • Члены комитета Госдумы Федерального Собрания и др.

Иностранное публичное должностное лица

Иностранными ПДЛ называют любые лица, которые были избраны или назначены на должность в судебном, административном, законодательном или исполнительном органе другой страны. Также к ИПДЛ относят тех, кто выполняет разного рода публичные функции для иностранного государства, в том числе для какой-то государственной компании.

Эта категория публичных лиц включает:

  • глав государств – президентов, членов королевских династий, монархов;
  • министров и их заместителей;
  • государственных деятелей высшего звена;
  • представителей судебной системы, решение которых не может быть оспорено апелляционным путем (например, судьи Конституционного суда);
  • высших военных чиновников;
  • руководство Национальных Банков;
  • членов Парламента или органа, исполняющего его функции в той или иной стране;
  • руководство таких интернациональных организаций, как ООН, ОПЕК, Олимпийский комитет и др.;
  • международных судей Гаагского трибунала, Суда по правам человека и др.


Как банки выявляют ПДЛ и ИПДЛ?

Банки России обязаны проверять клиентов на принадлежность к публичности. Для этого они могут пользоваться несколькими методами:

  1. Изучить сведения в документах, которые предоставило само лицо для идентификации личности. К примеру, запросить дипломатический паспорт или въездную визу, где прописана цель посещения (для ИПДЛ). Работникам банковской системы рекомендуют также проверять наличие документов, подтверждающих принадлежность к ПДЛ и ИПДЛ, если клиент сам указал на причастность к одному из этих статусов.
  2. Найти информацию в общедоступных источниках – в глобальной сети Интернет, печатных периодических изданиях, видеозаписях ТВ-каналов и др.
  3. Проверить, не числится ли данное лицо в официальном списке ПДЛ и ИПДЛ, разработанном уполномоченными на это ведомствами. Так, Росфинмониторинг, МИД РФ, Центробанк России имеют право составлять подобные перечни.
  4. Изучить коммерческие списки, созданные третьими лицами, которые признаются мировым сообществом как достоверные источники для идентификации клиентов. На международном уровне это LexisNexis, Factiva Public Figures and Associates, WorldCompliance, Complinet и т.п. Все они обладают собственными Интернет-ресурсами для удобного поиска «опасных» пользователей.

Если лицо было определено как ПДЛ или ИПДЛ, вопросами его обслуживания занимается руководство банка. Любые денежные операции проводятся с разрешения директора или замдиректора организации, которые предварительно направляют полученную информацию в Росфинмониторинг. На основе предоставленной документации там решают, законны ли транзакции, не связаны ли они с отмыванием денег или спонсированием терроризма, достоверны ли бумаги, подтверждающие источник происхождения финансов и другого имущества, и т.д.

Помимо самих ПДЛ и ИПДЛ руководители банков обязаны уделять внимание счетам их близких родственников – детей, родителей, внуков, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Им также придется предоставлять доказательства законности получения денежных средств, если они обслуживаются в этой же кредитной организации.

Банки предлагают юридическим и физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям разнообразные услуги, среди которых можно встретить договор комплексного банковского обслуживания (ДКБО). Его позиционируют как выгодное предложение со множеством преимуществ. Чего стоит ожидать от этого банковского продукта и действительно ли он полезен для клиентов?


Что такое ДКБО?

В российском законодательстве нет четкого определения договора этого типа, поэтому с юридической точки зрения его воспринимают как смешанное соглашение. Тогда ДКБО можно рассматривать как договор, который содержит элементы различных контрактов и сразу несколько банковских услуг.

Например, ДКБО на установление прав в отношении банковского вклада, управляемого картой, будет состоять из правил использования одновременно и депозитов, и счета. Или кредитный договор может быть наполнен дополнительными услугами – оповещением по SMS, страхованием и т.д.

Каждый банк сам устанавливает, какой сервис будет включен в комплексный договор. Обычно это такие услуги, как:

  • размещение и обслуживание депозитов различных типов;
  • открытие и обслуживание расчетных, сберегательных и иных счетов;
  • выпуск и обслуживание банковских карт: дебетовых, кредитных, мультивалютных и др.;
  • потребительское кредитование;
  • удаленное обслуживание: мобильный банкинг, онлайн-банкинг и т.д.;
  • услуги брокера;
  • выплата зарплаты работникам предприятия;
  • SMS-оповещение об операциях, проходящих по счету и др.

Если клиент не видит нужной ему услуги в комплексном соглашении, необходимо заключить дополнительный договор, где будет прописано требуемое условие. Банк не вправе навязывать ДКБО. Если финансовое учреждение отказывается обслуживать вас без смешанного контракта, вы имеете право решить вопрос через Роспотребнадзор.


Преимущества ДКБО

Банки всегда предлагают клиентам именно комплексный договор, аргументируя это его следующими достоинствами:

  1. Оформление по упрощенной процедуре. Все пункты изложены в одном документе, из-за чего вам не нужно подписывать множество бумаг, достаточно лишь подтвердить согласие на двух экземплярах ДКБО. Это занимает меньше времени.
  2. Для эффективного сотрудничества с банком достаточно одного договора. Подписывать дополнительные соглашения не нужно, даже если технологии обслуживания сменились или произошли корректировки в законодательстве.
  3. Нет необходимости посещать офис банка для того, чтобы добавить к ДКБО новые пункты или получить быстрый доступ к уже имеющимся.
  4. Отслеживать состояние банковских продуктов можно через подключенный Интернет-банкинг.

Финансовое учреждение получает еще более существенные преимущества от такого сотрудничества: ему не нужно оформлять множество бумаг и проверять их точность, а клиент в комплексе оплачивает те услуги, которые ему могли и не понадобиться.

Правила комплексного обслуживания

Когда стороны подписывают договор, они соглашаются с прописанными в нем положениями. Соблюдение правил ДКБО конкретного банка – обязанность лица, заключившего с ним договор.

В каждом банке свои условия. Стандартно это:

  1. Услуги ДКБО оплачиваются своевременно согласно тарифам, прописанным в соглашении.
  2. Клиент обязан вовремя оповещать банк о произошедших изменениях. Например, назначен новый руководитель компании, организация сменила юридический адрес и т.д.
  3. Если у кредитного учреждения появились подозрения в незаконности деятельности фирмы, она должна предоставить запрашиваемые документы для опровержения догадок.
  4. Вся переданная банку информация конфиденциальна и не подлежит передаче третьим лицам.
  5. Услуги, прописанные в ДКБО, должны быть исполнены в полном объеме согласно установленным срокам.

Банк может отказать клиенту в заключении договора, если у него есть подозрения по поводу легальности деятельности компании. Например, по указанному юридическому адресу, организация не обнаружена, или проводимые ранее операции схожи со схемами отмывания денег.


Какие документы нужно предоставить для заключения комплексного соглашения?

Юридические лица обычно предъявляют:

  • устав предприятия;
  • выписку из Единого государственного реестра, подтверждающая регистрацию компании;
  • договор об учреждении;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • протокол и решение о создании юридического лица;
  • протокол и приказ о назначении руководства;
  • Национальный паспорт и ИНН директора.

Тарифы на обслуживание

Стоимость услуг определяется действующими тарифами на ту или иную операцию, рисками, которые несет банк, надежностью клиента и другими факторами. Точно назвать цену ДКБО заранее невозможно. Она обычно включает в себя один или несколько видов комиссионных вознаграждений:

  • за открытие и обслуживание счета;
  • за заверение документации для открытия счета;
  • за получение средств на счет;
  • за перевод денег на другие расчетные счета, в том числе карточные;
  • за снятие наличных и за их внесение;
  • за пользование SMS-оповещением и мобильным банкингом и т.д.

Банк может предложить более выгодные тарифы компаниям, подтвердившим свою платежеспособность и вызвавшим доверие.

Таким образом, ДКБО – это договор смешанного типа, который совмещает в себе особенности сразу нескольких типов соглашений. В нем прописывается весь комплекс необходимых услуг, что упрощает процесс оформления документов и совершенствует систему взаимодействия клиента с банком.

Документы для оформления процедуры приема на обслуживание публичных должностных лиц, которые можно приобрести в один клик.

  1. Служебная записка о выявлении публичного должностного лица.
  2. Опросный лист публичного должностного лица.

Обновления документации доступны в рамках абонентского обслуживания . Абонентское обслуживание - это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.

Публичное должностное лицо: определение и виды

Субъекты Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ) обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению, среди физических лиц (это могут быть клиенты, представители клиентов, выгодоприобретатели или бенефициарные владельцы клиентов), находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание:

  • иностранных публичных должностных лиц (далее - ИПДЛ);
  • должностных лиц публичных международных организаций (далее - ДЛПМО);
  • лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном Банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации (далее - РДПЛ).

Иностранное публичное должностное лицо - любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе, для публичного ведомства или государственного предприятия.

К данной категории могут быть отнесены следующие граждане иностранных государств:

  • Лица, на которые возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций, а именно:
  • Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;
  • Министры, их заместители и помощники;
  • Высшие правительственные чиновники;
  • Должностные лица судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;
  • Государственный прокурор и его заместители;
  • Высшие военные чиновники;
  • Руководители и члены Советов директоров Национальных Банков;
  • Послы;
  • Руководители государственных корпораций;
  • Члены Парламента или иного законодательного органа.
  • Лица, облеченные общественным доверием, в частности:
  • Руководители, заместители руководителей международных организаций (ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный Банк и т.д.), Члены Европарламента;
  • Руководители и члены международных судебных организаций (Суд по правам человека, Гаагский трибунал и др.)

Необходимо учитывать, что вышеприведенный перечень должностей, по которым определяется принадлежность к ИПДЛ, не является исчерпывающим и может варьироваться в зависимости от государственного устройства той или иной страны. Принадлежность лица к категории ИПДЛ определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

Должностное лицо публичной международной организации - означает международного гражданского служащего или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени:

1. Руководители, заместители руководителей международных и наднациональных организаций:

  • Организация Объединенных Наций (ООН),
  • Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР)
  • Экономический и Социальный Совет ООН
  • Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК)
  • Международный олимпийский комитет (МОК)
  • Всемирный банк (ВБ)
  • Международный валютный фонд (МВФ)
  • Европейская комиссия
  • Европейский центральный банк (ЕЦБ)
  • Европарламент;
  • и другие.

2. Руководители и члены международных и наднациональных судебных организаций:

  • Международный суд ООН
  • Европейский суд по правам человека
  • Суд Европейского союза
  • и другие.

Принадлежность лица к категории должностного лица публичной международной организации определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

Российское публичное должностное лицо – физическое лицо, находящееся или принимаемое на обслуживание и замещающее (занимающее) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном Банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации:

  • Президент Российской Федерации
  • Председатель Правительства Российской Федерации
  • Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
  • Министр Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
  • Министр Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
  • Федеральный министр
  • Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)
  • Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)
  • Председатель Совета Федерации Федерального Собрания
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания
  • Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
  • Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
  • Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания
  • Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания
  • Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
  • Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
  • Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
  • Судья Конституционного Суда Российской Федерации
  • Председатель Верховного Суда Российской Федерации
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
  • Судья Верховного Суда Российской Федерации
  • Генеральный прокурор Российской Федерации
  • Председатель Следственного комитета Российской Федерации
  • Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации
  • Уполномоченный по правам человека
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
  • Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
  • Председатель Счетной палаты
  • Заместитель Председателя Счетной палаты
  • Аудитор Счетной палаты
  • Председатель Центрального банка Российской Федерации
  • Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  • Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  • Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)
  • Председатель федерального суда
  • Заместитель председателя федерального суда
  • Судья федерального суда
  • Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

При выявлении РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ используются следующие источники информации:

  • документы и сведения, полученные при идентификации клиента; в частности, информация о статусе клиента может быть получена из документа, удостоверяющего личность (например, дипломатический паспорт), из документа, подтверждающего право пребывания на территории РФ (например, въездная виза). Если информация о занимаемой должности будет указана самим клиентом, у него рекомендуется получить документы, подтверждающие его статус «иностранного публичного должностного лица».
  • сведения, полученные в результате собственного изучения общедоступных источников, таких как поисковые сервисы в Интернете, периодические издания и т.п.;
  • официальные списки (если подобные списки будут разработаны и доведены до некредитных финансовых организаций Росфинмониторингом, Министерством иностранных дел РФ, Банком России или иным государственным органом Российской Федерации или некоммерческой организацией, которой будет предоставлено право на создание таких списков);
  • коммерческие списки, разрабатываемые третьими лицами.

Кроме этого согласно методическим рекомендациям об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц, утв. Банком России 27.06.2017 г. №13-МР в целях повышения эффективности мер по выявлению ПДЛ и выполнению требований Федерального закона №115-ФЗ при их приеме на обслуживание и обслуживании сотрудникам Общества, взаимодействующим с клиентами, необходимо реализовывать комплекс обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер, определенных в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направленных на выявление среди физических лиц, принимаемых на обслуживание или находящихся на обслуживании, лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона №115-ФЗ, использования при этом информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и отражения информации о предпринятых мерах в анкете (досье) клиента и рекомендует организациям осуществлять следующие мероприятия:

В целях выявления при приеме на обслуживание РПДЛ использовать следующие источники информации:

  • в отношении государственных должностей Российской Федерации - Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 г. №32 "О государственных должностях Российской Федерации";
  • в отношении должностей членов Совета директоров Банка России - информацию, размещенную на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В отношении должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных в Российской Федерации на основании федеральных законов, включенных в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации - самостоятельно осуществлять мониторинг соответствующего законодательства Российской Федерации.

Анализировать информацию, размещаемую органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", использовать информацию российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, которые заинтересованные лица, в том числе организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, могут использовать в своей деятельности, в том числе в рамках исполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ, таких, как, например, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), информационное агентство ЗАО "Интерфакс" (система СПАРК, "Центр раскрытия корпоративной информации"), ООО "Интерфакс - Ди энд Би" (система DBAI, GRS, отчеты "Знай своего клиента"), ЗАО "СКРИН", а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях.

Принимать на обслуживание ИПДЛ допускается исключительно на основании письменного решения руководителя или его заместителя, которому руководителем организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия.

Для фиксирования информации по РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ в анкетах (досье) клиентов должны быть предусмотрены специальные разделы (пункты), в которых отражается информация о принадлежности клиента к категории РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ.

Обновление информации по клиентам, относящимся к категории РПДЛ, ДЛМПО и ИПДЛ, производится не реже одного раза в год, а также при получении любой информации, как от клиента, так и из внешних источников, влияющей на публичный статус иностранного должностного лица.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ сотрудники организации, взаимодействующие с клиентами обязаны:

  • принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ);
  • регулярно обновлять имеющуюся в распоряжении организации информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ), должностных лиц публичной международной организации (ДЛМПО) и российских публичных должностных лиц (РПДЛ);
  • уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании у Общества иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц в случае, если они находятся на обслуживании в Общества.

В случае, если операциям клиента - должностного лица публичной международной организации либо лица, замещающего (занимающего) государственную должность Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должность в Центральном Банке Российской Федерации, государственной корпорации или иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, включенную в соответствующий перечень должностей, определяемый Президентом Российской Федерации, Обществом, присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, к операциям такого клиента применяются следующие требования:

  • принимать на обслуживание РПДЛ и ДЛПМО только на основании письменного решения руководителя Общества либо его заместителя, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;
  • принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества данной категории лиц;
  • на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании РПДЛ и уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании данной категории лиц.

При осуществлении специальных мер контроля сотрудникам следует обращать внимание на следующие особенности обслуживания ПДЛ и связанных с ними лиц:

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны принимать меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание следующих публичных должностных лиц (ПДЛ) в соответствии со статьей 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ:

  1. иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ);
  2. должностных лиц публичных международных организаций (ДЛПМО);
  3. лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации (РПДЛ).

Кроме выявления указанных лиц субъекты Федерального закона №115-ФЗ должны исполнять следующие обязанности:

  • принимать на обслуживание вышеперечисленных ИПДЛ только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия.
  • принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества ИПДЛ;
  • на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании ИПДЛ;
  • уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, ИПДЛ, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц в случае, если они находятся на обслуживании в кредитной организации.

В соответствии с Конвенцией ООН против коррупции "иностранное публичное должностное лицо" (ИПДЛ) определено как любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или государственного предприятия. В соответствии с рекомендациями международных организаций и зарубежных компетентных органов - Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Парламента Европы, Вольфсбергской группы, Сети по борьбе с финансовыми преступлениями США (ФИНСЕН), Объединенной группы по борьбе с отмыванием денег Великобритании и Федеральной банковской комиссией Швейцарии - к данной категории могут быть отнесены следующие граждане иностранных государств:

Лица, на которых возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций, а именно:

  • Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;
  • Министры, их заместители и помощники;
  • Высшие правительственные чиновники;
  • Должностные лица судебных органов власти "последней инстанции" (верховный, конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;
  • Государственный прокурор и его заместители;
  • Высшие военные чиновники;
  • Руководители и члены советов директоров национальных банков;
  • Послы;
  • Руководители государственных корпораций;
  • Члены парламента или иного законодательного органа.

Лица, облеченные общественным доверием, в частности:

  • Руководители, заместители руководителей международных организаций (ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный банк и т.д.), члены Европарламента;
  • Руководители и члены международных судебных организаций (Суд по правам человека, Гаагский трибунал и др.).

В случае, если финансовым операциям клиента - ДЛПМО и РПДЛ, организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, к финансовым операциям такого клиента применяются вышеустановленные требования.

Следует отметить, что принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: