Почему возрождение банковского дела в средние века было связано с крестовыми походами

Обновлено: 29.11.2022

Как известно, кредит - двигатель экономики. Во всяком случае, если она не основана на нефти и газе. К сожалению, Иисус имел неосторожность сказать в Нагорной проповеди "взаймы давайте, не ожидая ничего" (Лука, 6:35), хотя это может быть и ошибка самого Луки. Впрочем, обычно чаще ссылаются на "праведник сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият" (Псалмы, 14:5). Уже первые соборы запрещали самим священником давать деньги в рост. Со временем, особенно к концу Средних Веков, в католической Европе из вышепроцитированных аксиом родилась цельная доктрина, абсолютно запрещающая взимать процент при займах. Теоретически философы обосновывали ее ссылкой на Аристотеля: поскольку деньги сами по себе с течением времени не растут, взимание процента при ссудах – дело противоестественное. В 1311 году все светское законодательство, разрешающее брать процент, было объявлено незаконным.

Закаленный последними бурными десятилетиями советский/русский читатель скажет, что существует 1001 способ дать деньги в рост так, что никто в жизни не докажет, что там взимался процент. Разумеется, это верно; собственно, именно так бурно развивающаяся европейская экономика и решала проблему запрета на нормальный кредит. Однако, было несколько осложняющих обстоятельств:

1) Церковь – имея дело с конкретным банкиром – ничего не доказывала и не спорила. Виновный в ростовщической деятельности просто отлучался со всеми сопутствующими последствиями. Поэтому его деятельность должна была быть неуязвимой с теологических и философских позиций. Или хотя бы достаточно защищенной.

2) Банкиры находились под контролем своих государств, осуществляемом обычно с помощью гильдий. Они были обязаны строго отчитываться по своим доходам и в любой момент давать сведения о всех операциях. Конечно, подделка бухгалтерских книг для ухода от налогов – вещь не менее древняя, чем сами книги, однако банкирам нужен был открытый и легальный способ объяснять свои доходы: деньги ведь не берутся из ниоткуда с течением времени?

3) Банкиры были людьми глубоко верующими и заботились о своей бессмертной душе. Нельзя забывать о том, что мы говорим о мире, где платежные поручения начинались словами Во имя господа , а завершались словами Христос да хранит вас . Поэтому им нужно было обмануть не только церковь и гильдию, но также самих себя и господа бога.

В результате церковный запрет не отменил кредиты. Но он оказал на средневековое банковское дело огромное влияние, определившее его облик и пути развития.

Для начала бегло коснемся вопроса мелкого кредита. Покупке в кредит доктрина церкви никак не препятствовала. Фиксированных цен в лавках чаще всего не было, можно было торговаться, и потому вполне можно было продавать чуть дороже при условии постепенной выплаты. Такой кредит процветал, и некоторые отрасли работали целиком в кредит. Так, Carole Collier Frick в Dressing Renaissance Florence отмечает, что во Флоренции, похоже, никто не платил наличными за тапочки. Списки должников мастеров-изготовителей тапочек тянутся на сотни имен. Почему именно тапочки? Неясно.

Выдачей небольших сумм в кредит занимались ростовщики, обычно совмещающие это занятие с обменом денег. Они решали проблему с церковью просто – игнорировали запрет. Соответственно, они постоянно жили под отлучением, не имея права причащаться, быть похороненными на кладбище, составлять действительные завещания, и пр. После смерти их ждал седьмой круг Ада, согласно поэме Данте, а неправедно нажитое имущество чаще всего конфисковывалось. С точки зрения светского закона, ростовщики находились примерно на том же положении, что и проститутки: меньшее, терпимое зло. Они допускались к своему ремеслу с условием выплаты ежегодного штрафа за совершение отвратительного греха ростовщичества (по сути – платы за лицензию). Во Флоренции он составлял 2000 флоринов на всех ростовщиков города. Они не имели права состоять в каких-либо гильдиях. Со временем, евреи, для которых религиозного запрета на ростовщичество не существовало, вытесняли из этого ремесла христиан. Во Флоренции лицензии на эту деятельность перестали выдаваться христианам с 1437 года.

Классическая банковская деятельность заключается в принятии вкладов населения и выдаче кредитов. С точки зрения церкви, оба процесса являются лихоимством, просто в одном из них ростовщиком выступает вкладчик, а в другом – банк. Для решения этой проблемы было разработано два разных способа.

1) ПАРТНЕРСТВО использовалось для приема денег на депозит. Вместо того, чтобы класть деньги на счет под процент, клиент заключал с банком соглашение о том, что он и банк вступают в партнерское соглашение: банк будет принимает деньги клиента и использует для торговли и разнообразных операций, а потом, в случае успеха, они поделят прибыли. По этой причине процент в документах прямо не оговаривался. Более того, в случае неудачного года банкир мог на законных основаниях не выплатить процента. Разумеется, реально так обычно не делали, чтобы не вызвать падение банка, но наличие элемента риска и нестабильности дохода вполне оправдывало в глазах церкви такой род депозита.

2) ОБМЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ. Увы, в обратную сторону это не работало. Конечно, банки активно вкладывали деньги в производство, но все же в огромном количестве случаев люди брали кредит в банке нерегулярно, со своими личными целями и т.п. Заключать договора на конкретную деятельность, которая должна была принести им доход было часто неудобно, а еще чаще просто невозможно. Поэтому итальянские международные банкиры (до конца 15 века они были более или менее монополистами в мировой банковской деятельности) придумали уникальный способ: они маскировали кредитные операции под обмен валюты. Способ этот непростой и должен быть рассмотрен детально.

Основная идея довольно простая и основана на том, что курсы валют значительно различались от места к месту в отсутствие телеграфа и связной экономики. По некоторым причинам, вдаваться в которые нет необходимости, курс валюты в месте выпуска был обычно выше, чем вдали: например, венецианский дукат стоил в Венеции большее количество анлийских стерлингов, чем в Лондоне. Поэтому человек, взявший в Венеции в кредит 500 дукатов в обмен на т.н. обменный билль и через некоторый срок выкупающий свой билль в Лондоне стерлингами по венецианскому (!) курсу, тем самым давал банку прибыль: представитель банка в Лондоне мог купить потом дукаты на месте по дешевке и получить большее число дукатов. Разнесение во времени и в пространстве было ключевым условием сделки, при котором теологи соглашались рассматривать ее законной.

Сделка, таким образом, обычно включала четыре лица:
а) кредитор – давший кредит (в Венеции в вышеуказанном примере),
б) должник – взявший кредит (в Венеции),
в) плательщик – представитель должника, выплачивающий кредит (в Лондоне),
г) получатель – представитель кредитора, получающий долг от его имени (в Лондоне).
Чаще всего, плательщик и получатель были корреспондентами должника и кредитора, соответственно. Однако, нередко некоторые из этих лиц были на самом деле одним. Например, корреспондент в Лондоне мог быть общим: тогда он выплачивал деньги сам себе. Законности контракта это не мешало.

Срок выплаты определялся дистанцией: согласно правилам тогдашней торговли, билль, выписанный в Венеции, становился пригодным для оплаты в Лондоне через три месяца. Т.о., если человек брал деньги в Венеции, пользуясь услугами корреспондента в Лондоне, ему приходилось платить через полгода. Связь между банковскими центрами и доставка бумаг обеспечивалась сетью курьеров.

Теологи много спорили о том, насколько подобный обмен валюты является допустимым, а не замаскированным кредитом под проценты. В принципе, все соглашались, что это займ, смешанный с некоторыми другими элементами. Но смешан он был так хорошо, что доказать наличие ростовщического элемента было непросто. Споры продолжались очень долго, но пока спорщики увязали в непредставимых нам дебрях, система работала. Поскольку сами высшие иерархи церкви активно пользовались услугами банкиров, этот способ все-таки вполне законно продолжал существовать. С философской точки зрения, риск изменения курса валют за время кредита принципиально отличал этот способ от простой выдачи денег в рост под процент. При неожиданном скачке курса, банкир вполне мог остаться в убытке. Конечно, реально на его стороне было преимущество, но реальная возможность проиграть позволила этому способу жить и стать основой средневекового, да и возрожденческого банковского дела.

3) ЗАЙМЫ ГОСУДАРЯМ – отдельная статья. В отличие от обычных крупных кредитов, они не маскировались под валютные операции. Может быть, простые рыцарские мозги герцогов и королей не могли и не желали понимать всей премудрости этого метода. Обычно банк получал прибыль косвенными методами: право управлять финансами государства, право сбора налогов, право продавать ко двору предметы роскоши по завышенным ценам. Разумется, кредиторы эффективно использовали государей для политического давления в личных целях. Так, например, изгнанники Строцци заняли ключевую позицию при неаполитанском дворе и смогли вернуться во Флоренцию при активной поддержке короля.

Тем не менее, все средневековые руководства для начинающих торговцев категорически не рекомендуют связываться с государями. Во-первых, те брали по-крупному, так что невозможно уменьшить риски путем дробления капитала. Во-вторых, они отдавали медленно и неохотно, а надавить на них было почти невозможно. В-третьих, они имели дурную привычку ввязываться в войны и прочие проблемы и вытягивать у кредиторов все новые суммы, которые те давали, чтобы спасти предыдущие вложения, так как поражение государя означало для них потерю всего. В общем, однажды начав давать взаймы государю, банкир не мог остановиться, пока не оставался с кучей долговых расписок и пустым сундуком; после этого с ним обращались как с выжатым лимоном. За редчайшим исключением, типа вышеописанных Строцци, увернуться от такой судьбы не удавалось никому. В результате отказа английского короля выплачивать чудовищный долг погибли суперкомпании Барди и Перуцци в начале 14 века; такова же была главная причина упадка знаменитого банка Медичи два века спустя. Впрочем, Медичи повезло в политике и они сами стали герцогами и папами.
Нет нужды говорить, что отказывать государям тоже было не очень полезно для здоровья.
Как ни странно, церковь не возражала против займов правителям, несмотря на то, что они выглядят как плохо замаскированное ростовщичество. Наверное, не лишенные чувства юмора теологи считали, что те проблемы, которые огребают такие ростовщики, сами по себе являются лучшим наказанием.

Ну и последний вопрос – насколько вышеописанная система защиты банковского дела была эффективной? С точки зрения отношений с церковью – достаточно. Крупные банкиры не только не были отверженными и отлученными, они были почтенными членами общества, любимыми сынами и партнерами церкви. Впрочем, любовь была взаимной, так как священники были: 1) богатыми вкладчиками, 2) склонными к роскоши и потому часто влезающими в долги, 3) хорошими должниками – куда более уязвимыми, чем какой-нибудь барон, сидящий в своем замке и плюющий на расписки, отлучения и решения суда с высокой башни. Разумеется, отдельные неподкупные святые все равно осуждали банковское дело, но реальной власти повредить у них не было.

С точки зрения самих банкиров, эта система работала не всегда. Многие из них в письмах выражают глубокую тревогу по поводу своей бессмертной души и неправедно нажитого богатства. Пожертвования на церкви, покупка булл с отпущением грехов, помещение своих гробниц в церквях и т.п. средства спасения души были необыкновенно популярны именно среди этой прослойки населения. Интересно отметить, что многие крупные банкиры, в их числе великий Козимо Медичи и его отец, предпочли умереть без исповеди. Как считают историки, они хотели избежать признания в незаконных с церковной точки зрения сделках и избежать завещания церкви большей части своего имущесвта – тогда это был классический способ искупить грехи. Конечно, они могли солгать, но ложь на исповеди, вероятно, более страшный грех, чем отказ от нее.

Протестантское движение благословило развитие капитализма, обявив, что нет ничего дурного в честно заработанном богатстве. С другой стороны, в католических странах в ответ на протестанство началась жестокая реакция, включая составление списков запрещенных книг, охоту на ведьм, разгул инквизиции. Сохранились документы 16 века, описывающие консультации банкиров у теологов на предмет законности некоторых операций. Так или иначе, только к концу 18 века, на самом пороге промышленной революции, банкиры континентальной Европы стали отказываться от маскировки банковских операций под обмен валюты, так выручавшей их на протяжении Средних Веков и Возрождения.

Основной материал - вольный перевод из Raymond de Roover, The Rise and Decline of the Medici Bank.

Ника1111111111111111

1)С крестовых походов опять начинается поворот к развитию экономической жизни вообще и банков в частности, Италия была первой страной, где возродилось банковское дело .
2) Возможно потому, что в России было очень сильно православие, а по христианским законам зарабатывать деньги на процентах по религиозным каконам - грешно, батюшка! Ничего при этом не производя, а богатея на деньгах, заработанных другими людьми - это большой ГРЕХ . Не зря же в произведении Достоевского "Преступление и наказание" автор даёт нам образ старухи-процентщицы, как отрицательный образ. Преступление Раскольникова, и преступление процентщицы - в этом есть глубинный смысл, - заработок должен быть честным!
В других религиях эта деятельность тоже считается преступной. К примеру, в мусульманском мире есть банки, которые дают беспроцентную ссуду бедным, а в случае невыплаты платежей - они полностью погашают долги заёмщиков-мусульман.
Европа же на момент становления капитализма стала более аттеистичной.
Хотя изначально банковское дело получило развитие не в Европе, а конечно же в Америке.

Новые вопросы в Экономика

Нужно сделать описание страны (Китая) по этому плану:1. Название страны и её столица. 2. Особенности географического положения страны: а) в какой част … и материка находится или занимает островное положение; б) с какими государствами граничит (сухопутные или морские границы); в) отношение к крупным рекам, морям, океанам. 3. Особенности природных условий страны: а) рельеф, климат, внутренние воды; б) природные зоны. 4. Население страны, особенности быта населения: а) количество населения и состав, примерная плотность населения; б) основной род занятий и особенности быта населения (жилища, традиции и т. д.). 5. Особенности хозяйства: а) добываемые полезные ископаемые; б) выращиваемые сельскохозяйственные культуры; в) отрасли животноводства.(задание по географии, экономику я случайно поставил)

Привет, помогите пожалуйста ()Организация будет обращаться в суд общей юрисдикции с двумя исковыми заявлениями имущественного характера. Цена первого … иска составляет 4 000 руб., сумма второго иска составляет 30 000 руб. Определите размер государственной пошлины, которую следует уплатить до подачи.

Помогите с экономикой пожалуйста. За день предприятие выпускает 500 изделий. На предприятии работают: основные рабочие 15 чел, вспомогательные - 2 … чел., руководители- 6 чел. специалисты -8 чел. Служащие -2 чел. Определить выработку на одного основного рабочего, на одного рабочего, на одного работника аппарата управления и на одного работающего.

Задание 2. По исходным данным в таблице 1 1) составить баланс на начало отчетного периода (табл.2); 2) открыть счета бухгалтерского учета по данным вс … тупительного баланса; 3) отразить на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции за отчетный период по данным журнала хозяйственных операций (табл.3); 4) определить сальдо на конец отчетного периода; 5) составить баланс на конец отчетного периода (табл.2). Таблица 1 Состав имущества и источников его формирования на начало отчетного периода № Наименование Сумма 1. Денежные средства в кассе 5 000 2. Денежные средства на валютном счете 10 450 3. Уставный капитал 650 000 4. Добавочный капитал 322 500 5. Задолженность работникам по оплате труда 145 000 6. Мука 35 400 7. Денежные средства на расчетном счете 685 000 8. Тара 18 250 9. Накопленная амортизация основных средств 85 000 10. Задолженность Сидоровой А.Б. по подотчетным суммам 6 500 11. Незавершенное производство 9 150 12. Производственное оборудование 317 000 13. Сахар 80 000 14. Яйцо 20 000 15. Доска обрезная 18 250 16. Задолженность перед транспортной организацией 2 500 Помогите решить 2 и 4 пункт

Воспользуйтесь текстом «Полезные приложения», расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа. Какие особенности использова … ния приложения папа может оценить как недостатки? Отметьте все верные варианты ответа. В приложении папа сам может определить, какие расходы контролировать. К приложению папа может «привязать» только одну карту, а он пользуется двумя. Чтобы использовать все функции приложения, папа должен оформить платную подписку. Папа может сделать резервную копию данных и не бояться потерять записи. Папа может установить приложение и на мобильный телефон, и на планшет.

ОЧЕНЬ СРОЧНО УМОЛЯЮ Номинальные доходы за три года увеличились в 1,7 раз. Уровень инфляции составлял 128%, 122%, 118%. Как изменились реальные доход … ы?

Задание 1 Илья работает менеджером в магазине. Из своей заработной платы он откладывает каждый месяц по 10 тыс. руб. на образование. Сбережения Илья х … ранит дома. За год он сумел накопить 120 тыс. руб. За это же время, как показала официальная статистика, цены выросли на 10%. Как называется данное экономическое явление? Что необходимо сделать Марку, что бы его накопления не обесценивались? Задание 2 Анжелика собиралась снять наличные деньги с карты в банкомате. В какой-то момент она обратила внимание, что молодой человек, стоявший в очереди за ней, подошел очень близко и внимательно следит за тем, что она будет набирать при снятии денег. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Анжелики? Как ей правильно поступить в данной ситуации? Задание 3 С Иннокентием связался сотрудник банка, в котором у него открыт депозит, и попросил назвать пин-код его банковской карты, объясняя это необходимостью проверить баланс карты. Объясните, в чём заключается опасность данной ситуации для личных финансов Иннокентия. Как ему в данной ситуации следует правильно поступить? Задание 4 Молодые супруги Анастасия и Сергей решили составить семейный финансовый план. В чём состоит преимущество принятия данного решения для семейных финансов? Какие действия необходимо осуществить, чтобы составить этот план? Задание 5 Маргарита, учащаяся 10 класса, во время летних каникул искала работу с гибким или свободным графиком. В Интернете она нашла предложение следующего содержания: «Работа в удобное время. Набор или перепечатка текста. 1 лист – 100 рублей. Количество листов зависит только от вашего желания. Для получения первого заказа вы должны перечислить 500 рублей на электронный кошелёк работодателя! Осталось 5 вакансий! Торопитесь!» Оцените ситуацию с точки зрения достижения цели Маргариты. Как ей правильно поступить в данной ситуации? Задание 6 Ученик десятого класса Павел оформил в банке «Нептун» дебетовую карту. Банк предложил ему для удобства использования карты подключить интернет-банкинг. В чём состоит удобство пользования интернет-банкингом? Укажите одно любое удобство. Какие правила безопасности необходимо соблюдать Павлу при пользовании интернет-банкингом? Укажите одно любое правило. Задание 7 Совершеннолетняя Мария Николаевна решила завести себе кредитную карту. В какую организацию ей следует обратиться для оформления кредитной карты? На какие условия оформления кредитной карты следует обратить внимание Марии Николаевне, чтобы выбрать наиболее выгодный для себя вариант. Укажите не менее двух условий.

Первые банки появились в глубокой древности на Ближнем Востоке. Довольно развитая банковская деятельность существовала в Греции, но со временем Греция утратила ведущую экономическую роль, которая перешла к птолемеевскому Египту. Здесь были открыты так называемые королевские банки, большей частью под управлением греков.
Банковское дело в Египте было организовано в форме государственной монополии. В Александрии находился Центральный банк, тесно связанный с государственным Казначейством. Развитие банковского дела в Египте в Античное время было несколько запоздалым. Основные институты были завезены из Греции, где Римское государство монополию банковского дела себе не присвоило, как в Египте.
В Риме в Ш веке до нашей эры одни занимались разменом денег, а другие исполняли остальные функции банкиров, а именно: прием денежных вкладов, выдача ссуды под залог движимого и недвижимого имущества, посредничество во всякого рода сделках и даже устройство аукционов.
Каждый клиент банкира имел отдельную таблицу — для записи приемов вкладов и расходов. Если сделка происходила между клиентами одного банкира, то расчеты между ними производились посредством трансферта и переноса с таблицы одного клиента на таблицу другого.
В Средние века в развитии банковского дела наступает перерыв. Нашествие варваров уничтожило все, что уже возникло в древности. Остаются только менялы, а так как в монетном обращении было много злоупотреблений, то менялы приобрели большое значение как эксперты по вопросам денег.
С крестовых походов опять начинается поворот к развитию экономической жизни вообще и банков в частности, Италия была первой страной, где возродилось банковское дело. Крестовые походы сыграли чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах. Банк Венеции, основанный в 1157 году, был первым правительственным банком, затем банки открываются в других городах Италии. Во Флоренции Банк Медичи в XV столетии считался богатейшим домом в Европе, и флорентийские заемные банки находились как в самой Италии, так и за границей, но пользовались дурной славой, поскольку никогда не брали менее 20%.Из Италии банковское дело распространилось по всей Европе. В 1401 году основан банк в Барселоне. Во Франции банковскими операциями занимались итальянцы. Но Людовик XI отнял привилегии, которыми они пользовались, и с этих пор банки стали находиться в руках самих французов.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Развитие банковской системы в средневековой Европе

Запись опубликована История денег и банков.Вы можете оставить комментарии здесь или тут

  1. депозиты на текущий счет – вкладывались купцами в банк, где они обслуживались, для проведения безналичных расчетов. Этот вид депозитов не приносил вкладчикам доходов. Существуют даже мысли, что купец должен был заплатить банкиру небольшое вознаграждение за выполненные им операции. Привлеченные таким образом средства нельзя было использовать для предоставления кредитов другим клиентам или направлять на финансирование торговых соглашений;
  2. депозиты под проценты приносили достаточно высокие доходы. Это значило, что вкладчики знали, что их средства направлялись в рискованные, но прибыльные проекты.

  1. двусторонняя коменда (в Генуе – компания), при которой компаньон, который оставался в городе, вносил две трети необходимого капитала, купца, который отправлялся в плавание, – остальные, а прибыль была делящейся поровну;
  2. односторонняя коменда (собственно коменда), при которой компаньон, который оставался в городе, вносил весь капитал и получал 75% прибыли.

  1. в Евангелие от Луки написано: “Одалживайте, не ожидая назад ничего”;
  2. в Святом Письме также есть закон Моисея, который запрещает евреям брать процент от своих братьев (других евреев). Христианская Церковь всех считала братьями (не только евреев);
  3. Аристотель, на основе трудов которого формировало свои взгляды много схоластов, говорил, что деньги как такие являются бесплодными и потому несправедливо требовать за пользование ими уплаты плода от них, которым является процент;
  4. согласно римскому праву различали два вида вещей: что потребляются (зерно) и не потребляются (дом). Деньги принадлежали к первому разряду. За тем же правом, когда деньги переходят к рукам того, кто их одалживает, то к нему переходит и полное право владения ими. Вот почему это соглашение отождествляли с продажей. А стягивать проценты значит: продать вещь, а затем требовать плату за пользование ею. Тому, кто считал проценты платой за потерю времени, упущенного в ожидании платежа, отрицали, что время – это общая собственность, которой нельзя торговать.

Также распространенными были взгляды, что ростовщичество позволит богатым людям направлять свои деньги лишь в предоставление ссуд, а не инвестировать, например, в сельское хозяйство. Поэтому в нем работать лишь бедняки, а они не имеют достаточно денег на скот и инструменты.
Следовательно, согласно христианским канонам лишь евреи могли предоставлять деньги в ссуду под проценты представителям всех других национальностей. Всем другим церковное право это запрещало.
Сначала запрещение давать деньги под проценты касалось лишь духовенства. Никейский собор в 325 г. запретил ему такие финансовые операции под страхом лишения духовного сана. Капитуляриями Карла Большого и соборами ІХ ст. это запрещение распространялось и на мирян.
В 1179 г. папа Александр ІІІ постановил, что процентщики не могут допускаться к причастию, а в случае их смерти их не могли погребать за христианским обычаем, священники не имели права брать от них милостыню. Духовные лица лишали их должностей, пока епископ не признавал их исправления. Процентщиков и их наследников вынуждали возвращать несправедливо нажитое богатство.
Папа Григорий Х в 1274 г. на Лионском соборе постановил, что коммуны и другие ответственные лица не имели права нанимать процентщикам-иностранцам помещения для ведения их деятельности, а тех, что уже функционировали, следовало выгнать в течение трех месяцев. Другим наказанием было непризнание завещаний тех процентщиков, которые не раскаялись, то есть не вернули своим заемщикам проценты. Еще дальше пошел папа Климентий в V 1311 г., который приказал всех, кто способствовал ведению ростовщичества, отлучать от церкви.
Но развитие экономических отношений невозможно без кредита, который, в свою очередь, требует уплаты процентов, что призванные минимизировать риск невозвращения одолженных средств. Поэтому кредиторы пытались разными способами обойти эти запрещения, используя такие средства, как залог с правом выкупа, ссуды при условии участия в прибылях, оплату более полноценной монетой, чем та, в которой была предоставлена ссуда.
Учитывая такую ситуацию, церковь и государство начали лишь ограничивать размер процентов, которые стягивались за пользование ссудой. Так, в 1545 г. в Англии была установлена максимальная ставка в размере 10% на год. В 1652 г. ее снизили до 6%. Такая же ставка была установлена в 1601 г. во Франции. Такие ограничения упразднили в ХІХ ст. Еще одним способом выхода из ситуации было основание в середине XV ст. братьями-францисканцами набожных банков. Монах Барнабас из Терне был инициатором создания института из предоставления кредитов людям, которые не имели денег и из-за этого должны были обращаться к процентщикам. Этот институт достал название monte di pieta – гора набожности. Те, кто нуждались в наличности, могли одолжить ее без процентов только под залог ценных вещей.
Церковь пристала на эту идею и папы утверждали уставы таких институтов, которые создавались в разных городах Италии. Первые из них были образованы в 1463 г. в Орвието и в 1464 г. в Перудже. Основателями таких институтов были братья-францисканцы. Средства для предоставления кредитов собирались из пожертвований. Евреи выступали против таких видов банков, потому что это было для них серьезной конкуренцией, но новые набожные банки были открыты в Парме, Люсии, Генуе, Вероне, Болонье и др. В 70-х годах XVI ст. они были почти в каждом итальянском городе. Уставом некоторых набожных банков уже было разрешено стягивать 5-7% за пользование ссудой на оплату административных расходов. Но каждый из заемщиков должен был присягнуть, что ему очень необходимые деньги. Вскоре такие институты начали учреждаться в Испании, Польше и Германии.
Североитальянская область под названием Ломбардия была родиной светских банков городских общин, где можно было взять кредит под залог ценных вещей под 2%. Так были созданы первые ломбарды.

Согласно традиционному определению, под Крестовыми походами понимаются военно-религиозные экспедиции христиан, предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и других христианских святынь Палестины в соответствии с папской буллой и под эгидой церковной власти, персонифицированной в лице сопровождавшего крестоносцев папского легата. Однако многие историки, преимущественно английские и американские, считают, что все войны, которые велись против неверных, еретиков и схизматиков с целью защиты христианской церкви и по инициативе или при содействии папства, могут рассматриваться в качестве крестовых походов. В этом случае хронологические рамки крестовых походов расширяются вплоть до битвы при Лепанто (1571 г.).

Термин «крестовый поход» позднего происхождения и появляется лишь на рубеже Нового времени на Западе, а в арабском мире около 1850 г. Средневековые тексты чаще всего говорят о «путешествии в Иерусалим» (iter hierosolymitanum) или о паломничестве (peregrinatio). Позже употребляются также термины auxilium terre sancte (помощь Святой земле), expeditio (поход), transitio (переход) и др. События, которые мы называем крестовыми походами, на самом деле не воспринимались таковыми современниками. Христиане рассматривали их как продолжение войны византийского императора Ираклия против персов, в результате которой христианской церкви была возвращена драгоценная реликвия — Честной Крест (Животворящее древо), на котором распяли Христа (629 г.). Тем не менее очевидно, что современники сознавали: крестовый поход — не просто вооруженное паломничество или военная операция, а новое явление, в котором черты паломничества сочетаются с элементами военной экспедиции.

Крестоносное движение возникает в конце XI в. главным образом как результат соединения традиции паломнических путешествий, участившихся с середины XI в., и новой идеи «священной войны». Велика роль паломничества в создании той атмосферы религиозного воодушевления, которая породила крестовые походы. Иерусалим представал для христиан центром земного и духовного мира, паломники отправлялись к Гробу Господню и почитали Честной Крест и другие христианские святыни. Завоевание Палестины арабами (Иерусалим взят в 638 г.) не затронуло поток паломников к святым местам, и если в 1009 г. фатимидский халиф Каира аль-Хаким разрушил Гроб Господень, то уже последователи халифа вновь разрешили христианским пилигримам посещать «святой город». Рассказы паломников о Святой земле приучили средневековых людей рассматривать ее как свою далекую родину, породили также желание завладеть Гробом Господним, находившимся в руках неверных. В это же время участились рассказы о бесчинствах мусульман по отношению к христианских святыням и о жестоких преследованиях восточных христиан в Палестине, что побуждало средневековых людей защитить своих единоверцев. Цель освободить от власти иноверцев Палестину была поставлена папой Урбаном II на Клермонском соборе в 1095 г., положившем начало крестоносному движению.

Крестовый поход открыто провозгласил борьбу против неверных. С точки зрения церкви, война оправданна, когда она защищает интересы христианства. Начиная с IV в. церковь в лице ев. Августина проповедует теорию «справедливой войны». Идея bellum justum с особой силой зазвучала в X в. в связи с набегами на Западную Европу венгров, арабов и норманнов. Последующим войнам против иноверцев Испании церковь также пыталась придать конфессиональное звучание. Папа Иоанн VIII даже давал отпущение грехов тем, кто погибал, защищая христиан от сарацин в Италии. В 1063 г. папа объявляет войну против тех, «кто преследует христиан», и утверждает, что нет греха в том, чтобы проливать кровь неверных. Более того, участие в войне, полезной для церкви, рассматривалась как индульгенция, подобно милостыне или паломничеству. В этом контексте крестовые походы воспринимались как «священная война».

Непосредственные причины крестовых походов связаны с той ситуацией, в которой оказалась Византийская империя после вторжения в конце XI в. в ее малоазийские владения тюрок-сельджуков. Потерпев поражение при Манцикерте в 1071 г., византийцы не смогли помешать тюркам обосноваться в Никее в 1078 г. и основать там эмират в 1081 г. На церковном соборе в Пьяченце в июне 1095 г. посланцы византийского императора Алексея Комнина попросили у западных людей военной помощи, чтобы сражаться против тюрок. При этом Византия не призывала к крестовому походу. С точки зрения византийцев, борьба против арабов и тюрок была делом защиты империи, а не священной войной. По-иному оценивала ситуацию Римско-католическая церковь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Возобновление крестовых походов

Возобновление крестовых походов Мусульманское наступление после битвы при Гаттине было неудержимым. Первым капитулировал Аскалон, затем Акра, Иерусалим (20 сентября 1187 г.) и, наконец, в 1188 г., Антиохия. Саладин сражается против Ричарда Львиное Сердце (фрагмент миниатюры

Видимые причины крестовых походов

Видимые причины крестовых походов Итак, на первый взгляд причины его ясны: помощь христианам Востока и желание покончить с угнетенным положением Святого Города. Но приглядимся к этим причинам.Действительно, хотя Сирия и Палестина еще к 640 г. (Иерусалим в 638 г.) [3] вошли во

МИР КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

МИР КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ Девятьсот лет назад христиане Европы провели ряд священных войн — Крестовых походов — против мусульманского мира, сражаясь за господство над регионом, священным для обеих вер — Святой землей. Эта кровавая борьба продолжалась два столетия, изменив

Заключение НАСЛЕДИЕ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

Заключение НАСЛЕДИЕ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ С падением Акры и потерей последних крепостей политическое и военное присутствие латинского христианства на материковой части Леванта закончилось. Окончательное завоевание государств крестоносцев помогло утвердить мамлюкскую

Глава 14 Конец Крестовых походов

Глава 14 Конец Крестовых походов Падение Акры стало концом эры Крестовых походов. После этого не было организовано ни одного серьезного похода, имевшего целью возврат Святой земли, хотя разговоров было много. К 1291 году европейцами завладели новые идеи, и отчаянные усилия

1. Следствие крестовых походов[64]

1. Следствие крестовых походов[64] Некоторые писатели утверждают, что крестовые походы не имели заметного влияния на военное искусство, но, надо сказать, что если они и не повлияли непосредственно, то тем не менее косвенным путем произвели значительные перемены в военном,

Глава 3 Предыстория Палестины. Братство госпиталя св. Иоанна до начала Крестовых походов

Глава 3 Предыстория Палестины. Братство госпиталя св. Иоанна до начала Крестовых походов Богатая переменами история ордена госпитальеров относится к наиболее важным периодам истории европейского Средневековья, истории Переднего Востока и Византии. До сих пор большое

Оценка Крестовых походов историками

Оценка Крестовых походов историками Оценка итогов Крестовых походов среди историков неоднозначна. Знаменитый французский медиевист Жак Ле Гофф склонен критически рассматривать их последствия: худшие эксцессы, по его мнению, сопровождали все это движение,

Причины крестовых походов

Причины крестовых походов Безусловно, причиной крестового похода были религиозные чувства, исключительно глубокие в ту эпоху. Однако и другие факторы сыграли свою роль.Несмотря на нестабильность феодального мира с его бесконечными войнами между феодалами, после

Глава II Исторический фон Крестовых походов

Глава II Исторический фон Крестовых походов Прежде чем приступить к рассказу об ассассинах, будет полезно рассмотреть ход исторических процессов, приведших к крестовым походам. Европейское вторжение в Святую Землю в 1095 году ознаменовало собой пик политического

Задачи Крестовых походов

Задачи Крестовых походов Сначала у нас вызвали вопросы цитаты относительно Первого крестового похода:«Малые анналы» Сен-Жермена (Франция): «1097 г. Поход народа в Иерусалим», «Оттенбуранские анналы»: «1096 г. Огромное вооруженное множество людей из разных народов без вождя

I.3. Подготовка и организация крестовых походов

I.3. Подготовка и организация крестовых походов Зимой 1197 г., заручившись буллой папы, епископ Бертольд объехал Нижнюю Саксонию, Вестфалию и Фрисландию с проповедью крестовых походов. Весной 1198 г. он возвратился в Ливонию с ополчением крестолюбивых воинов и 24 июня 1198 г. дал

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: