Права и обязанности банков как субъектов налоговых правоотношений

Обновлено: 25.04.2024

Социальные отношения не могут существовать без лица, которое бы участвовало в реализации правовых отношений в качестве составной части регулирования права. Для того, чтобы стать таким лицом, требуется обладать свойствами субъекта права, что значит иметь возможность стать участником в правовых отношениях.

В Налоговом Кодексе России не применяется понятие «субъект правоотношения», а употребляется понятие «участник отношений». Таким образом, исходя из ст.9 Налогового Кодекса РФ, участниками таких правоотношений, которые регулируются на уровне законодательства о налогах и сборах, значатся:

  • предприятия и физические лица, которые признаны налогоплательщиками или плательщиками сборов согласно Правовому Кодексу РФ, также те, которых Налоговый Кодекс признает налоговыми агентами;
  • налоговые органы (орган исполнительной власти федерального уровня, который уполномочен по контролю и надзору в сфере налогов и сборов);
  • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти и находящиеся у него в подчинении, которые уполномочены в сфере таможенного дела).

Понятием «субъект налогового правоотношения» является категорией, которая используется в юридической науке, где до настоящего времени не определено целостной позиции на этот счет.

В.В. Гриценко отмечает субъектами налоговых отношений налоговые органы, банки и налогоплательщиков, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета казначейства. А государство также выступает в роли участника налоговых правоотношений, потому что оно лично вводит налоги и обеспечивает данными правами местные органы.

А Н.П. Кучерявенко делит участников налоговых правоотношений на три разных категории:

  • государство (уполномоченные органы);
  • налоговые органы;
  • налогоплательщик.

В литературе можно найти также замечания о лицах, которые содействовали уплате налогов.

Субъекты и участники налоговых правоотношений

Необходимо разделять термины «сторона» и «субъект налогового правоотношения». Мнение Н.П. Кучерявенко заключается в том, что представлять сторону правоотношений вправе несколько лиц в двустороннем правоотношении (например, налогоплательщик или налоговый агент с одной стороны, а структура контролирующих органов – с другой).

Вследствие этого важно ставить четкие границы многосторонними налоговыми правоотношениями, где все участники могут выражать свою независимость, и двусторонними, где много участников, имеющих свободу.

Такая точка зрения выглядит достаточно убедительной, что подкреплено теорией, однако, и для обозначения субъекта налогового правоотношения автор употребляет понятие «участник». Субъектом налогового правоотношения может являться лицо, имеющее права на выступление в качестве участника налогового правоотношения, носитель личных прав и обязанностей.

С.Г. Пепеляев более подробно рассмотрел группы участников налоговых правоотношений, разделив их на основных и факультативных участников, где основными участниками являются:

  • государственные органы, наделенные правом контролировать и управлять в области налогов, таможенные органы;
  • лица хозяйственной деятельности:
    • налоговые агенты;
    • налогоплательщики;

    Ко второй категории он отнес:

    • субъекты, которые обеспечивают перечисление налогов и сборов:
      • сборщики налогов и сборов;
      • банки;
      • регистрационные органы;
      • органы лицензирования;
      • нотариусы;
      • судьи;
      • нотариусы;
      • регистрирующие органы;
      • свидетели и понятые;
      • эксперты, специалисты и т.д.;
      • представители;
      • налоговые консультанты.

      Неизменным главным участником налоговых правоотношений выступает само государство, так как значится владельцем получаемых налоговых доходов (не в качестве уполномоченных государственных органов), а причиненный налоговым органам ущерб, компенсируется за счет государственного бюджета.

      Помимо этого, оно выступает одной из сторон при заключении договоров международного уровня, с целью избежать двукратного налогообложения в качестве независимого субъекта международного права (в данной роли оно выступает также при формировании и внедрении налогов). Из вышеописанного можно прийти к заключению, что государство может как участвовать в правоотношениях сферы налогов, так и являться субъектом таких отношений.

      Н. П. Кучерявенко отмечает в ряду возможных субъектов налоговых правоотношений:

      • государство и его уполномоченные органы;
      • местное самоуправление;
      • физические и юридические лица.

      В статье 9 Правового Кодекса РФ применяется понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах», что допускает возможным обозначить большее количество принимавших участие в отношениях лиц, однако, в список участвующих не входят те, о ком говорится в других статьях НК РФ, а именно:

      • свидетели и понятые;
      • эксперты и специалисты;
      • представители;
      • переводчики и т.п.

      За ними сохранены конкретные права и обязанности в области налогов и сборов.

      В числе участников не упомянуты представительные органы власти государства, ее субъекты и муниципальные образования, однако, в статье 2 Налогового Кодекса РФ упоминается, что отношения относительно создания и введения налогов и сборов, входят в число отношений, которые регулирует законодательство о налогах и сборах, что неразделимо с деятельностью органов законодательной власти.

      Следовательно, необходимо учитывать, что помимо вышеперечисленных в статье 9 НК РФ возможных участников, как показывает практика, в налоговые правоотношения по факту входит большее количество лиц, а группа участников таких отношений значительно обширнее, чем группа их субъектов. В качестве субъектов налоговых правоотношений подразумевается государство, включая его уполномоченные органы, муниципальные образование или налогоплательщиков, у которых материальный интерес. Другие лица, которые вступают в налоговые отношения, значатся в качестве их участников.

      Государству противопоставлен налогоплательщик в лице функционального подчиненного субъекта. Касаемо физических лиц, платить налоги вправе как граждане РФ, так и граждане других стран или лица без гражданства, которые попадают под налоговую суверенность страны в соответствии с нормами государственного законодательства.

      В конституционном определении, которое указано статье 57 Конституции РФ говорится о том, что все должны уплачивать установленные законом налоги и сборы. Из чего следует, что налоговый статус физического лица определяется не его гражданством, а налоговым резидентством.

      Понятия правоспособность и дееспособность

      Налогоплательщики наделены отдельной собственностью, что делает возможным их участие в гражданском обороте и несет за собой появление обязательств по выплате налогов. Чтобы вступить в какое-либо налоговое правоотношение, его субъекту нужно владеть налоговой дееспособностью и правоспособностью, иными словами налоговой правосубъектностью, значащейся в качестве социально-юридического свойства, которое государство предоставляет лицу согласно требованиям социального развития в сфере налоговых отношений. Правосубъектность является нормой, которая юридически определяет рамки, в чьих границах у налогоплательщика появляются права и обязанности.

      Нужно подчеркнуть, что в общественных правоотношениях правоспособность выражается с помощью юридических обязанностей. Наряду с этим войти в то или иное правоотношение и быть его субъектом можно лишь при существовании связи между правосубъектностью, субъективными правами и обязанностями, которая выражается юридическими доводами, закрепляется нормативно-правовыми актами и позволяет исполнять эти права и обязанности.

      Способность, учтенная нормами налогового права, личной деятельностью создавать и реализовывать права и обязанности называется налоговой дееспособностью, и заключается в осуществлении лицом деятельности, которая направлена на получение прав и создание обязанностей, их реализацию, на получение возможности нести ответственность за нарушения прав в налоговой сфере.

      Правоспособность формируется с момента появления (например, рождение человека), а дееспособность – при выполнении какого-либо условия (достижение какого-либо возраста), иногда они возникают единовременно.

      Когда время возникновения правоспособности юридического лица, приходится на появление дееспособности, это связано с появлением у юридического лица гражданской правосубъектности и определенной имущественной независимости организации – налогоплательщика, иными словами налоговая правосубъектность в этом примере имеет вторичную форму. А налоговая правоспособность физического лица – частного характера, так как это лицо получает налоговую правоспособность с самого рождения, а налоговая дееспособность появляется позже.

      На данный момент статья 107 Налогового Кодекса РФ отчетливо определяет только возраст деликтоспособности физического лица, налогоплательщика, который составляет 16 лет (это значит, что долг на уплату налогов накладывается с момента рождения, а отвечать за его невыполнение можно будет только по достижению этого возраста).

      Так как возраст деликтоспособности и дееспособности должен быть одинаковый, образование налоговой дееспособности физического лица приходится на возраст с 16 лет. До наступления этого возраста за физическое лицо и невыполнение им своих налоговых обязанностей, несут его законные представители.

      Вследствие этого Д. В. Винницкий подчеркивает, что как налоговая правосубъектность, так и правоспособность того или иного субъекта налогового права во всех случаях значится специальной, другими словами субъекты налоговых отношений могут принимать участие только в некоторых категориях правоотношений в пределах некоторых сфер права.

      Субъектами налогового правоотношения становятся и те лица, кто освобожден от уплаты, по причине получения налоговых льгот.

      Налогоплательщики-предприятия и ИП представляются субъектами таких правоотношений, даже если у них нет дохода, а так как нет предмета налогообложения, это необходимо засвидетельствовать, для этого налогоплательщик входит в контрольные налоговые правоотношения.

      Предприятие в момент реализации бизнеса не освобождается от уплаты налогов, даже в случае не постановки на налоговый учет, но образование ее полной налоговой правосубъектности относится именно к этому, потому что это осуществимо, только зарегистрировавшись в налоговых органах и встав на учет.

      Отличия правосубъектности какого-либо предприятия зависят от ее статуса, реализации ее бизнеса, получения прибыли и т.п. Наряду с этим предприятие во многих случаях может быть не только в качестве налогоплательщика, но и исполнителя какой-либо деятельности в роли налогового агента.

      Как отмечает Д. В. Винницкий, предприятие может осуществить свою налоговую дееспособность только через свои органы управления и законных или уполномоченных представителей, так как действия предприятия будут считаться в качестве действий самого предприятия, а вина юридического лица зависит от вины должностных лиц.

      Любая юридически важная деятельность предприятия является итогом взаимных действий между структурных подразделений и должностных лиц.

      Вступить в налоговые правоотношения налогоплательщиков могут и иностранные граждане. Они могут быть как физическими, так и юридическими лицами.

      Вместе с тем, будет затруднительно миновать двойное налогообложение. Для устранения данной проблемы государства заключают между собой специальные соглашения.

      Фундаментом для заключения таких соглашений обычно является Типовой договор Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) об устранении двойного налогообложения 1977 г. Он является лишь рекомендательным, но многие государства, в т.ч. и РФ (не являющаяся членом ОЭСР), применяют его в качестве образца для того, чтобы заключить похожее соглашение с другой страной.

      В качестве образца могут браться и Типовые договоры США или ООН. Все вышеперечисленные случаи сопровождаются появлением правоотношений между двумя государствами, которые заключили договор о миновании двойного налогообложения. На практике, это формирует обязательство для налогоплательщика платить налог одной из заключивших данное соглашение сторон.

      Плательщики налогов и сборов или налоговые агенты вправе принимать участие в налоговых отношениях через личного представителя (об этом говорится в статье 26 НК РФ), только если другое не учтено НК РФ.

      Если налогоплательщик принял решение участвовать сам, он не лишен права иметь своего представителя, так же как и участие представителя не отменяет право налогоплательщика на его личное участие. Но в случае с представителем, он должен быть уполномочен, что необходимо подтвердить документально доверенностью.

      Виды представителей и их определение

      Представитель может быть двух видов:

      Законным представителем налогоплательщика-предприятия является лицо, которое уполномочено на деятельность от его лица, основываясь на законах или учредительных документах (например, им может быть директор предприятия). Если же речь о представителе физического лица, то представлять его может лицо, основываясь на гражданский кодекс РФ (например, родители могут представлять своего несовершеннолетнего ребенка).

      Уполномоченный представитель – физическое или юридическое лицо, которое уполномочено налогоплательщиком на какую-либо деятельность от его лица с налоговыми органами или другими участниками налоговых отношений.

      В отличие от ситуации в гражданских правоотношениях, представительство в налоговых правоотношениях имеет некоторые ограничения касаемо группы лиц, которые имеют право быть уполномоченными представителями. Например, ими не могут стать должностные лица налоговых и таможенных органов, судьи, следователи, прокуроры, органов внутренних дел.

      При начале правоотношений налоговым представителем в них также участвует и сам налогоплательщик, так как в пункте 1 статьи 26 Налогового Кодекса РФ говорится о том, что он может участвовать в них с помощью законного или уполномоченного представителя, когда другое не предусматривается Налоговым Кодексом РФ.

      Из этого следует заключение, что в данных правоотношениях участвует налогоплательщик, но процесс осуществляется, при помощи вышеописанных представителей.

      Это мнение подтверждает пункт 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами ч. 1 НК РФ», в котором идет речь о том, что, согласно главе 4 НК РФ, включая пункт 1 статья 26, налогоплательщик – субъект налоговых правоотношений в независимости от его личного участия или же через какого-либо из представителей.

      Государство как субъект налоговых правоотношений

      Особенным субъектом налоговых правоотношений представляется государство, оно выступает в качестве обладателя суверенности, которая выражена правом государства вводить налоги и сборы.

      Так как эти отношения публично-правового вида, присутствие государства в качестве субъекта налоговых правоотношений носит обязательный характер. С учетом введения и установления налогов, оно как организует подвластные субъекты правоотношений, так и самолично участвует в них, реализуя свое суверенное право.

      Общее число прав и обязанностей властных субъектов налоговых отношений (государства или органа, который осуществляет его полномочия в налоговой сфере) возможно классифицировать в качестве его правосубъектности и власти, показывающих главные виды деятельности субъекта, а именно: его роль, точный вид деятельности, а также права и обязанности.

      Органы государственной власти, осуществляя свои права в сфере налогов, реализуют и другие права, которые предоставляет государство, создавая таким образом сильный общественный характер налоговых правоотношений.

      Введение и взыскание налогов необходимо рассматривать, как преобладание государства в отношении власти, которая создается во время жизнедеятельности социума. Деятельность государства в качестве владельца налоговых поступлений осуществляется при помощи правоотношений, где принимают участие разные органы в виде представителей государства, но ответственным за незаконное взыскание налогов является само государство.

      Если участниками налоговых правоотношений становятся государственные органы, то лично они и создают сильный характер правоотношений. В то же время должностные лица налоговых органов, которые выделяются законодательством в роли отдельных участников налоговых отношений, по факту осуществляют права необходимого налогового органа, не становясь обладателями отдельных прав и обязанностей, присущих исключительно им.

      Таким образом, распределение прав и обязанностей по подразделениям налогового органа нельзя отнести к налоговым правоотношениям. Эта деятельность осуществляется только в рамках административного или конституционного права.

      У государства в налоговых отношениях есть законные требования материального характера в отношении налогоплательщиков, и в то же время оно обязано защищать интересы налогоплательщиков. У плательщика обязательство выплачивать налоги появляется непосредственно перед государством, так как именно оно вводит общие понятия касаемо налогообложения, а также определенные налоги и сборы.

      Полученными средствами по итогам взимания налогов владеет государство, его субъекты и муниципальные образования.

      В большинстве случаев государство лично не принимает участие в налоговых отношениях, а осуществляет это через структуру уполномоченных органов, но государственный фискальный интерес и ведомственный интерес уполномоченного органа могут не совпадать.

      В некоторых ситуациях налогоплательщик имеет право представить иск не в адрес государства, а определенного налогового органа, но в таком случае материально-ответственным будет определенное публично-территориальное образование и его бюджет, что подтверждает целостность правоспособности и дееспособности государства и его органов. В лице каких органов государство будет входить в налоговые правоотношения, зависит от их типа.

      Если речь о взыскании налогов и сборов, то государство выступает в лице налоговых и таможенных органов, если отношения касаемо реализации налогового контроля, то государство выступает в лице налоговых или правоохранительных органов. Как налоговые органы, так и арбитражный суд, суд общей юрисдикции наделены полномочием привлекать к ответственности за нарушения в области налогов и сборов, также они могут оспаривать акты, предоставленные налоговыми органами и соответствующими должностными лицами. Но главную роль в отношениях относительно ввода налогов и сборов имеют законодательные органы РФ, субъекты страны или представительные органы местного самоуправления, что зависит от типа вводимых налогов.

      Банками в налоговых правоотношениях признаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центробанка России. Банк выступает в налоговых правоотношениях в трех видах: 1) как налогоплательщик; 2) как налоговый агент; 3) как финансовый посредник между налогоплательщиками и государством.

      Главная обязанность банка как финансового посредника состоит в исполнении поручений налогоплательщиков и налоговых агентов на перечисление налогов и сборов, а также решений налоговых органов о взыскании налогов. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). Такие поручения (решения) исполняются банком в порядке очередности, установленной гражданским законодательством, в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения (решения).

      Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. Задачи банка – предварительный финансовый контроль и предоставление информации налоговым органам. Так, банк вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок с дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

      Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа. При этом они не вправе ссылаться на банковскую и коммерческую тайну. Запрос налогового органа является мотивированным, если в нем указано: 1) какие именно сведения следует представить; 2) для какой цели необходимо представить эти сведения; 3) по каким основаниям налоговый орган запрашивает соответствующие сведения.

      Применение мер ответственности к банку не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджеты сумму налога и уплатить пени. В случае неисполнения банком этой обязанности в установленный срок к нему применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и пеней за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46 НК, а за счет иного имущества – в судебном порядке. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центробанк России с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.

      Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

      Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агентыСтатья 19. Налогоплательщики и плательщики сборовНалогоплательщиками и плательщиками

      44. Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков

      44. Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об

      Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

      Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агентыСтатья 19. Налогоплательщики и плательщики сборовНалогоплательщиками и плательщиками

      41. Права налоговых органов (начало)

      41. Права налоговых органов (начало) Налоговые органы вправе:– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты

      42. Права налоговых органов (окончание)

      42. Права налоговых органов (окончание) – вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой

      43. Обязанности налоговых органов

      43. Обязанности налоговых органов На налоговые органы возлагаются обязанности, исполнение которых служит гарантией реализации прав налогоплательщиков.Основные обязанности следующие:– соблюдать законодательство о налогах и сборах;– осуществлять контроль за

      48. Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков

      48. Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков Банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту

      8.3. Институт представительства в налоговых правоотношениях

      8.3. Институт представительства в налоговых правоотношениях Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через своих представителей.Российское налоговое право предусматривает две категории

      5. Права и обязанности налогоплательщиков

      5. Права и обязанности налогоплательщиков Остановимся на определении круга прав и обязанностей налогоплательщиков.В соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщики обладают, в частности, следующими правами:1) получать о налоговых органов по

      1.4.4. Права и обязанности работника

      1.4.4. Права и обязанности работника При заключении трудового договора стороны могут:1) просто перечислить установленные в ст. 21 ТК РФ права и обязанности работника (рис. 11): Рис. 11. Образец внесения записи в трудовой договор о правах и обязанностях

      1.3. Договор ипотеки, права и обязанности граждан и банков в ипотечном кредитовании

      1.3. Договор ипотеки, права и обязанности граждан и банков в ипотечном кредитовании В договоре ипотеки должны быть в обязательном порядке указаны:1) предмет ипотеки (он определяется в договоре указанием его наименования, места нахождения и достаточным для идентификации

      Права и обязанности учредителя

      Права и обязанности учредителя Право участника общества с ограниченной ответственностью на долю в уставном капитале фирмы определено статьями 93 и 94 ГК РФ. Именно эта доля (либо ее часть) может продаваться. Учредители, как мы знаем, не имеют права собственности на

      Права и обязанности заемщика

      Права и обязанности заемщика ЗАКЛЮЧАЯ кредитный договор с банком, ипотечный заемщик получает определенные права и одновременно берет на себя ряд обязательств. Часть его прав и обязанностей регулируются кредитным договором, а часть – российским

      Права и обязанности арендодателя

      Права и обязанности арендодателя Арендную ставку назначает хозяин квартиры, причем хочет получить как можно больше. Однако, когда арендодатель запрашивает слишком высокую цену, он рискует надолго остаться без жильцов. Показатель завышенной цены – отсутствие звонков в

      Права и обязанности нанимателя

      Права и обязанности нанимателя Снимая квартиру, арендатор платит сразу три арендные ставки: одну – в оплату жилья за месяц вперед, вторую – в залог, третью – в качестве комиссионного вознаграждения агентству. Первые две получает хозяин квартиры.Немногие риски, которые

      Права и обязанности риэлтора

      Права и обязанности риэлтора Снимать или сдавать квартиру, минуя агентство, опасно. Во-первых, на рынке действуют «информационные» агентства, которые ищут и накапливают у себя открытые предложения по аренде и выдают их за собственную информацию. При этом цены они

      НК РФ на банк, как участника налоговых правоотношений, возлагаются следующие обязанности:

      1) в пятидневный срок сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии банковского счета организации, индивидуального предпринимателя (ст. 86 НК РФ) – для контроля денежных потоков налоговым органам необходимы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах, а также банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа;

      2) своевременно выполнять поручения налогоплательщиков, плательщиков сбора, налоговых агентов по перечислению сумм налога (сбора). Поручение на перечисление налога исполняется банком в обязательном порядке в течение одного операционного дня. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается (п. 2 ст. 60 НК РФ);

      3) исполнять решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента. Кредитная организация не вправе осуществлять движение по банковским счетам налогоплательщика при наличии у банка решения о приостановлении операций по счетам этого лица;

      4) исполнять решения налоговых органов о взыскании налогов (сборов) за счет денежных средств недоимщиков;

      5) выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан-предпринимателей по мотивированному запросу.

      Специальные налоговые правонарушения именуют иначе налоговыми правонарушениями банков. Банки (кредитные организации) – особые субъекты налогового правонарушения, поскольку: с одной стороны, кредитные организации – такие же налогоплательщики, как и другие юридические лица; с другой – в национальном хозяйстве страны они выполняют роль финансовых посредников и осуществляют расчеты между хозяйствующими субъектами.

      Поэтому НК РФ возлагает на них кроме общих для всех налогоплательщиков обязанностей по уплате законно установленных налогов и специальные обязанности. Банк должен:

      1) открывать клиентам банковский счет только после предъявления ими свидетельства о постановке на налоговый учет;

      2) в срок исполнять поручения своих клиентов (налогоплательщиков и плательщиков сборов) о перечислении сумм налога или сбора в бюджет;

      3) по решению налоговых органов приостанавливать операции по счетам своего клиента (налогоплательщика или налогового агента);

      4) в течение одного операционного дня исполнить инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа о списании со счета (при достаточности средств на соответствующем счете) клиента банка – недобросовестного налогоплательщика суммы налога (включая пеню).

      Ответственность за неисполнение этих обязанностей установлена отдельно и закреплена в гл. 18 НК РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение». Предусмотрено пять видов налоговых правонарушений этих субъектов:

      1) нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику;

      2) нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

      3) неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

      4) неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени;

      5) непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка.

      Данный текст является ознакомительным фрагментом.

      Продолжение на ЛитРес

      Вопрос 139. Обязанности работодателя и работника по обеспечению и соблюдению охраны труда в организации. Формы обеспечения охраны труда в организации. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Ответственность работодателя за нарушение норм по охране труда и трудового законода

      Вопрос 139. Обязанности работодателя и работника по обеспечению и соблюдению охраны труда в организации. Формы обеспечения охраны труда в организации. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Ответственность работодателя за нарушение норм по

      Статья 297. Нарушение прав, интересов и обязанностей налогоплательщика или иного участника налоговых отношений

      Статья 297. Нарушение прав, интересов и обязанностей налогоплательщика или иного участника налоговых отношений (1) Неправомерный отказ служащего органа, наделенного полномочиями по налоговому администрированию, в постановке налогоплательщика на налоговый учет и

      Статья 14.14. Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации

      Статья 14.14. Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации – влечет наложение

      Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

      Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии

      Статья 181. Основания для признания кредитной организации банкротом

      Статья 181. Основания для признания кредитной организации банкротом 1. Основания для признания кредитной организации банкротом определяются федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.2. Заявление о признании кредитной организации

      Статья 14. 14. Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации

      Статья 14. 14. Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации –влечет наложение

      Статья 14.14. Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации

      Статья 14.14. Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации -влечет наложение административного

      Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

      Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии

      26. Создание кредитной организации, предварительный этап

      26. Создание кредитной организации, предварительный этап Под созданием кредитной организации понимается совершение заинтересованными лицами определенной последовательности юридически значимых действий (мероприятий), направленных на создание юридического лица,

      27. Подписание учредительного договора и регистрация кредитной организации

      27. Подписание учредительного договора и регистрация кредитной организации Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители направляют в территориальное учреждение ЦБ РФ по предполагаемому

      31. Особенности создания кредитной организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного банка

      31. Особенности создания кредитной организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного банка В соответствии с законом кроме российских кредитных организаций, на территории РФ могут осуществлять банковскую деятельность кредитные организации с

      32. Бизнес-план кредитной организации

      32. Бизнес-план кредитной организации Одним из документов, предоставляемых учредителями в ЦБ РФ при создании новой кредитной организации, является ее бизнес-план.Бизнес-план – это документ на ближайшие два календарных года, содержащий предполагаемую программу действий

      33. Порядок открытия подразделения и представительства кредитной организации в РФ

      33. Порядок открытия подразделения и представительства кредитной организации в РФ Кредитная организация может открывать на территории РФ обособленные подразделения представительства, которые не имеют права осуществлять банковские операции и филиалы.Также, кредитная

      34. Порядок открытия и закрытия филиалов кредитной организации не территории РФ

      34. Порядок открытия и закрытия филиалов кредитной организации не территории РФ Кредитная организация, в отношении которой не установлен запрет на открытие филиалов, вправе открыть филиал, письменно уведомив об этом территориальное учреждение ЦБ РФ, осуществляющее

      35. Особенности регистрации изменений наименования и местонахождения (почтового адреса) кредитной организации

      35. Особенности регистрации изменений наименования и местонахождения (почтового адреса) кредитной организации Изменение наименования кредитной организации должно быть предварительно согласовано с Департаментом лицензирования деятельности и финансового

      Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

      Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической

      В любой налоговой системе банки всегда занимают особое положение. Во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают:

      - во-первых, непосредственно как самостоятельные налогоплательщики;

      - во-вторых, в качестве посредника между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;

      - в третьих, как налоговые агенты (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).

      Необходимо отметить, что в ст.9 НК РФ банки не выделены в отдельную категорию участников налоговых правоотношений и необходимо учитывать, что законодательство о налогах и сборах и банковское законодательство по-разному отвечают на вопрос о том, что такое банк.

      Налоговому кодексу банк - это любая кредитная организация, которая имеет лицензию Банка России.

      Главная обязанность, которая возложена на банки законодательством о налогах и сборах, - это платить все законно установленные налоги и сборы, а в необходимых случаях выступать в качестве налогового агента. Вместе с тем не менее важны и другие налоговые обязанности банков. Их пять.

      1. Для контроля за денежными потоками налоговым инспекциям необходимы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах. Поэтому в соответствии с нормами ст.86 НК РФ банки должны в пятидневный срок сообщать в налоговую инспекцию об открытии или закрытии банковского счета организации или индивидуального предпринимателя.

      2. Банки по мотивированному запросу предоставляют налоговым инспекциям определенную информацию:

      - справки по операциям и счетам своих клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

      - документы, подтверждающие исполнение инкассовых поручений налоговых органов.

      3. Банки должны в течение одного операционного дня исполнять поручения налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) по перечислению в бюджет соответствующих сумм налога или сбора. Причем плата за обслуживание по данным операциям не взимается.

      4. Банки обязаны исполнять решения налоговых инспекций о взыскании налогов (сборов) за счет денежных средств недоимщиков, находящихся на их счетах. При этом привлечение к ответственности за неисполнение обязанности не освобождает кредитные организации от необходимости перечислить деньги в бюджет.

      5. Банки должны исполнять решения налоговых инспекций о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков.

      Если банк не исполняет перечисленные обязанности, к нему могут быть применены меры ответственности, предусмотренные гл.18 НК РФ. В отдельных случаях за эти нарушения банк могут наказать в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

      Предусмотренные налоговым и административным законодательством виды нарушений банков и меры ответственности за их совершение представлены в таблице.

      Подчеркнем, что приведенные положения гл.18 НК РФ «ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БАНКОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ» посвящены особому виду нарушений законодательства о налогах и сборах - налоговым правонарушениям банков. Эти нарушения следует отличать от общих налоговых правонарушений. Например, банк помимо указанных выше "банковских" нарушений законодательства о налогах и сборах ненадлежащим образом платит налоги. Тогда его могут наказать еще и как обычного налогоплательщика, совершившего налоговое правонарушение, как это предусмотрено гл.16 НК РФ.




      Однако не сообщаются в налоговый орган об открытии или закрытии депозитных и ссудных счетов в банке.

      Сведения о счетах, которые открывают фирмы и ПБОЮЛ

      Вид счета Вид договора Возможность расходовать деньги Нужно ли сообщать о счете в инспекцию
      Накопительный счет Нет договора Нет Не нужно
      Расчетный счет Договор банковского счета Есть Нужно
      Текущий валютный счет Договор банковского счета Есть Нужно
      Транзитный валютный счет Договор банковского счета Есть Не нужно
      Специальный валютный счет Договор банковского счета Есть Нужно
      Ссудный счет Кредитный договор Нет Не нужно
      Депозитный счет Договор банковского вклада Нет Не нужно
      "Карточный" счет Договор банковского счета Есть Нужно

      Таким образом, Налоговый кодекс РФ настаивает на том, что сообщать в налоговую инспекцию нужно о счете, который:

      1) открыт по договору банковского счета;

      2) позволяет зачислять и расходовать деньги.

      Если хотя бы одному из условий счет не отвечает, о нем в инспекцию можно не заявлять.

      Отдельная статья НК определяет ответственность банка за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК РФ). Кроме того, на руководителя банка будет наложен административный штраф в размере от 4000 до 5000 руб. (ст. 15.8 КОАП РФ). Эти выплаты перечисляются в бюджет. Чтобы и организация получила компенсацию, необходимо случай ошибки предусмотреть в договоре с банком.

      Если налоговые платежи не дошли или дошли, но не в срок. В результате организации может быть выставлено требование по уплате пени и недоимки Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Таким образом, согласно данной статье, если налогоплательщик предъявит доказательства того, что он передал в банк платежное поручение в срок, и на момент передачи у него на счету был остаток, то он выполнил свою обязанность по уплате налога. Для этого необходимо представить платежные поручения с печатями о том, что они приняты банком, и выписку в день отправки платежных поручений по налогу с положительным остатком. После этого налоговая инспекция начисляет пени банку, который перевел платежи с запозданием, согласно ст. 133 НК РФ.

      Право налогового органа приостанавливать операции по счетам налогоплательщика закреплено в пп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ. В соответствии со ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам означает прекращение банком всех расходных операций, за исключением операций по исполнению обязанности по уплате налогов и иных операций, имеющих преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет и внебюджетный фонд.

      Наличие в банке решения о приостановлении операций по счетам обеспечивает такое функционирование счета налогоплательщика, расходные операции по которому будут направлены на исполнение обязанности по уплате налогов и иных обязанностей, имеющих в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет и внебюджетные фонды.

      В решении о приостановлении операций по счетам излагаются обстоятельства существа установленного факта нарушения с указанием номера и даты направленного требования об уплате налога, вынесенного решения налогового органа о взыскании.

      В случае неисполнения банком решения налогового органа ему грозит ответственность, установленная ст. 134 НК РФ.

      Например, при наличии у банка решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика он исполнил платежное поручение налогоплательщика и перечислил денежные средства лицу, которое не имело в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущества в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетные фонды). В этом случае на банк будет наложен штраф в размере 20% суммы, перечисленной согласно платежному поручению налогоплательщика, но не более суммы задолженности.

      Банк при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не имеет права открыть этому налогоплательщику новые счета. Открытие же банком в этом случае нового счета влечет взыскание штрафа в сумме 20 тыс. руб. (ч. 1 ст. 132 НК РФ).

      Решение о приостановлении операций по счетам действует с момента получения банком такого решения, подлежит безусловному исполнению и действует до отмены налоговым органом этого решения.

      Банк освобождается от ответственности перед налогоплательщиком за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате исполнения решения налогового органа.

      В соответствии с п.2 ст.86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

      Существует два вида справок, которые могут быть истребованы налоговыми органами у банков (п.2 ст.86 НК РФ). К их числу относятся как справки по операциям организаций и индивидуальных предпринимателей, так и справки по их счетам, открытым в банке. В первом случае содержание запроса налогового органа направлено на получение информации (в запрошенном объеме) о безналичных расчетах, проводившихся по счету клиента банка. Во втором случае предмет запроса касается признаков или характеристик самого банковского счета организации (индивидуального предпринимателя), основанных как на условиях договора банковского счета (ст.845 ГК РФ), так и на содержании правоотношений банка и клиента, вытекающих из юридического факта открытия (закрытия) счета.

      Ни в ст.86 НК РФ, ни в ст.135.1 НК РФ при упоминании об обязанности банка предоставлять налоговому органу справку по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей не раскрывается состав сведений, формирующих содержание этой справки. В этой связи объем подготавливаемой банком информации должен корреспондировать объему запрошенных налоговым органом сведений. Ограничения, связанные с максимальной полнотой информации, сообщаемой банком, вытекают из предмета публичной обязанности банка - справки по операциям.

      Статья 86 НК РФ прямо не предусматривает обязанность банка предоставить копии расчетных документов, на основании которых совершаются операции по запрошенным счетам организаций и индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем, как отмечалось выше, налоговый орган вправе истребовать в виде справки по операциям всю информацию, содержащуюся в каждом из расчетных документов. Поскольку какая-либо строгая форма справки банка законодательно не утверждена, то банк имеет право предоставить запрошенную налоговым органом информацию как в виде расширенной выписки, так и в форме копий расчетных документов.

      С учетом того что налоговая ответственность по ст.135.1 НК РФ возникает у банка только за одно противоправное деяние - непредоставление в пятидневный срок справки по запросу налогового органа, а любая налоговая ответственность возможна только при наличии субъективной и объективной стороны состава правонарушения, то для целей правильного применения ст.135.1 НК РФ существенное значение имеет соответствие между содержанием запроса налогового органа банку и содержанием ответа банка.

      В целях применения ст.135.1 НК РФ налоговый орган должен доказать само обстоятельство, а также дату получения банком запроса.

      Контролирующие органы, как правило, направляют в банки почтовые запросы с уведомлением о вручении. Таким образом, правонарушения п.1 ст.135.1 НК РФ считается сформированной в случае непредоставления банком в течение пятидневного срока начиная с момента получения запроса налогового органа справки. Датой направления в налоговый орган справки и исполнения банком своей публично-правовой обязанности необходимо расценивать дату, содержащуюся на штемпеле (оттиске клише франкировальной машины) почтового отправления банка (п.п.2, 35 Правил), или дату отметки налогового органа о получении справки (при ее предоставлении непосредственно в канцелярию налогового органа).

      Банки будут обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

      Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

      Эти правила будут применяться также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты.

      Особым субъектом налогового правоотношения выступают банки и другие кредитные организации. Несмотря на то, что банки и другие кредитные организации признаются плательщиками налогов и сборов, налоговое законодательство возлагает на них ряд обязанностей в сфере налогообложения, носящих публично-правовой характер. Банки в налоговых отношениях представляют государственный интерес, который заключается в заинтересованности государства в полном и своевременном поступлении налоговых платежей в бюджет.

      Налоговым кодексом Республики Беларусь на банки возлагается определенный спектр налоговых обязанностей, закрепленных в ст. 48, 53, 68.

      Так, банки и иные уполномоченные организации обязаны в очередности, установленной законодательством, исполнять платежное поручение плательщика (иного обязанного лица) на перечисление налогов, сборов (пошлин), пеней, а также решение налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика (иного обязанного лица).

      Исполнение банками и иными уполномоченными организациями платежных поручений плательщика (иного обязанного лица) на перечисление налога, сбора (пошлины), пени либо решения налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика (иного обязанного лица), если иное не установлено налоговым законодательством, производится в той последовательности, в которой эти платежные поручения поступают в банк или иную уполномоченную организацию.

      Перечислением налога, сбора (пошлины), пени признается зачисление указанных сумм налога, сбора (пошлины), пени на счет соответствующего бюджета.

      Платежное поручение на перечисление налога, сбора (пошлины), пени либо решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени исполняются банком в течение одного банковского дня:

      - после получения такого платежного поручения или решения;

      - после поступления денежных средств на счета плательщика (иного обязанного лица) в случае их отсутствия или недостаточности на момент получения такого платежного поручения или решения.

      Плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

      В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения банком или иной уполномоченной организацией в установленный срок платежного поручения плательщика (иного обязанного лица) на перечисление налога, сбора (пошлины), пени либо решения налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика (иного обязанного лица) банк или иная уполномоченная организация уплачивают пени, а также несут ответственность в соответствии с законодательством.

      Налоговым кодексом на банки как участников налоговых отношений возлагаются обязанности по представлению сведений о плательщиках (иных обязанных лиц).

      Банки открывают текущий (расчетный) и иные счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении ими документов, подтверждающих их постановку на учет в налоговом органе.

      Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации или индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту постановки на учет этих лиц в течение одного банковского дня после соответственно открытия или закрытия такого счета.

      В рамках обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней посредством приостановления операций по счетам в банке, решение налогового или таможенного органа о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке подлежит безусловному исполнению банком.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: