При банковской системе основную функцию исполнения бюджета осуществляет

Обновлено: 18.04.2024

учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых в соответствии с настоящим Кодексом органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации;

управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами или иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;

все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;

органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории;

органы Федерального казначейства представляют органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, финансовым органам субъектов Российской Федерации информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также Федеральному фонду обязательного медицинского страхования информацию о кассовых операциях по исполнению бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

органы Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством, организуют обеспечение наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

2. В случае передачи органу Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета муниципального образования) в соответствии с соглашением об осуществлении этих функций, заключенным с учетом положений статьи 168 настоящего Кодекса, особенности кассового обслуживания таких бюджетов устанавливает Федеральное казначейство в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи.

Если полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, осуществляются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, заключенным согласно статье 215.1 настоящего Кодекса, то этот орган обязан представлять указанному в соглашении органу Федерального казначейства информацию о всех проведенных им кассовых операциях при исполнении всех обслуживаемых им бюджетов, учтенных по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

3. Органы Федерального казначейства вправе представлять органам государственного (муниципального) финансового контроля, созданным законодательными (представительными) органами, по их запросу информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов в порядке, установленном Федеральным казначейством.

4. В случае передачи органу Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета государственного внебюджетного фонда в соответствии с соглашением об осуществлении этих функций, заключенным с учетом положений статьи 168 настоящего Кодекса, особенности кассового обслуживания такого бюджета устанавливает Федеральное казначейство в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи.

Комментарии к ст. 241.1 БК РФ

Бюджетный кодекс дополнен статьей 241.1, в которой установлено, что при кассовом исполнении бюджетов:

- учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых в соответствии с Бюджетным кодексом органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка РФ;

- управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы или иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами;

- кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;

- все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;

- органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории.

БК РФ Статья 155. Бюджетные полномочия Центрального банка Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Центральный банк Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Центральный банк Российской Федерации обслуживает единый казначейский счет в валюте Российской Федерации, банковские счета Федерального казначейства в валюте Российской Федерации, предназначенные для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям, за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 156 настоящего Кодекса, иные банковские счета в валюте Российской Федерации, банковские счета в иностранных валютах для учета операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния и иные банковские счета для учета операций с денежными средствами в иностранных валютах, по которым условиями договора банковского счета предусмотрена уплата процентов Центральным банком Российской Федерации, иные банковские счета для учета операций с денежными средствами в иностранных валютах, открываемые Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Центральный банк Российской Федерации:

1) без взимания платы:

обслуживает единый казначейский счет в валюте Российской Федерации, банковские счета Федерального казначейства в валюте Российской Федерации, предназначенные для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям, иные банковские счета в валюте Российской Федерации, банковские счета в иностранных валютах для учета операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния и иные банковские счета для учета операций с денежными средствами в иностранных валютах, по которым условиями договора банковского счета предусмотрена уплата процентов Центральным банком Российской Федерации;

оказывает Федеральному казначейству услуги по переводу денежных средств;

проводит операции в валюте Российской Федерации по приему наличных денежных средств от участников системы казначейских платежей и по их обеспечению наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации;

предоставляет на бумажном носителе Федеральному казначейству экземпляры распоряжений о переводе денежных средств, исполненных в электронной форме, в случаях, предусмотренных правилами платежной системы Центрального банка Российской Федерации;

2) без взимания комиссионного вознаграждения обслуживает иные банковские счета для учета операций с денежными средствами в иностранных валютах, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

(п. 4 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

С 01.01.2023 п. 5 ст. 155 излагается в новой редакции (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ). См. будущую редакцию.

5. Центральный банк Российской Федерации ежеквартально представляет в Федеральное казначейство информацию о счетах и об остатках на счетах на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, открытых в подразделениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях:

1) финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

2) органам управления государственными внебюджетными фондами;

3) получателям бюджетных средств для учета операций со средствами соответствующего бюджета и средствами, поступающими в их временное распоряжение;

4) государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям.

(п. 5 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

С 01.01.2023 в абз. 1 п. 6 ст. 155 вносятся изменения (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ). См. будущую редакцию.

6. Центральный банк Российской Федерации приостанавливает операции по счетам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, открытым с нарушением настоящего Кодекса и иных федеральных законов, предусматривающих требования к открытию указанных счетов, на основании представлений о приостановлении операций, направляемых Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В случае приостановления операций по счетам, указанным в настоящем пункте, на основании представлений территориальных органов Федерального казначейства Центральный банк Российской Федерации осуществляет перевод остатков денежных средств с указанных счетов на единый казначейский счет по указанию территориальных органов Федерального казначейства, направивших соответствующие представления о приостановлении операций, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Счета, указанные в настоящем пункте, подлежат закрытию Центральным банком Российской Федерации не позднее рабочего дня, следующего за днем перевода остатков денежных средств с указанных счетов на единый казначейский счет.

(п. 6 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

С 01.01.2023 п. 7 ст. 155 утрачивает силу (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ).

7. Центральный банк Российской Федерации представляет в Федеральное казначейство информацию о счетах и об остатках на счетах по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях:

1) Федеральному казначейству и его территориальным органам;

2) финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

3) органам управления государственными внебюджетными фондами;

4) получателям бюджетных средств;

5) государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям;

6) государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;

7) государственным корпорациям (компаниям).

(п. 7 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

С 01.01.2023 п. 8 ст. 155 утрачивает силу (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ).

8. Указанная в пункте 7 настоящей статьи информация не представляется Центральным банком Российской Федерации в отношении счетов, информация о которых представляется Центральным банком Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Казначейское обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Часть пятая утратила силу с 1 января 2021 года. - Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ.

Для казначейского обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в Федеральном казначействе с учетом положений статьи 38.2 настоящего Кодекса открываются единые счета бюджетов, через которые осуществляются все операции по исполнению бюджетов.

Комментарий к ст. 215.1 БК РФ

Комментируемая статья регламентирует руководящие основы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Банком России издано указание от 07.11.2007 N 1900-У "Об особенностях ведения счетов Федерального казначейства в случаях передачи полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации".

В рамках бюджетных полномочий Федерального казначейства Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н утвержден Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов.

Судебная практика по статье 215.1 Бюджетный кодекс РФ:

Глава района возглавляет администрацию муниципального района на основе принципа единоначалия и осуществляет полномочия администрации района от имени администрации. Поэтому суд, основываясь на положениях статей 158, 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и уставе муниципального образования пришел к выводу о том, что именно глава Кизеловского муниципального района, а не финансовое управление администрации района является главным распорядителем бюджетных средств данного публично-правового образования.

Доводы заявителя были предметом изучения судов и получили надлежащую правовую оценку. Как отметил суд апелляционной инстанции, ссылаясь на статьи 6, 215.1 , 190, 219, 226.1, 241.1, 266 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, финансовый орган обладает рядом ключевых бюджетных полномочий.

Доводы заявителя были предметом изучения судов и получили надлежащую правовую оценку. Как отметил суд апелляционной инстанции, ссылаясь на статьи 6, 215.1 , 190, 219, 226.1, 241.1, 266 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, финансовый орган обладает рядом ключевых бюджетных полномочий.

Особенностью казначейской системы является то, что при ней исполнение бюджета осуществляется не Центральным банком, а органами исполнительной власти. С переходом на данную систему функции банка ограничиваются, однако он сохраняет за собой ряд важных полномочий, к числу которых относится кассовое исполнение бюджета.

Под кассовым исполнением государственного бюджета понимается совокупность операций, связанных с получением денежных средств в бюджет и их выдачей, а также учетом наличия средств, которые производятся в ходе исполнения бюджета. Все связанные с этим платежи и расчеты осуществляются Центральным банком, его учреждениями и уполномоченными кредитными организациями.

К функциям учреждений Центрального банка относятся:

  • принятие и зачисление средств, которые поступают в доходы бюджета;
  • распределение доходов между федеральным и региональными бюджетами, отчисления от доходов в местные бюджеты;
  • а также выдача бюджетных средств в пределах сумм, имеющихся на соответствующих счетах.

Банковские учреждения ведут учет доходов и расходов бюджета. На этой основе ими составляются отчеты о кассовом исполнении бюджета, которые направляются вышестоящей организации и государственным финансовым органам. Учреждения Центрального банка производят расчетное и кассовое обслуживание бюджетных организаций, они осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных средств.

Для учета доходов, поступающих в бюджет государства, а также распределяемых между бюджетами разных уровней, в учреждениях Центрального банка открываются лицевые счета. Такие счета создаются отдельно для каждого вида платежа по каждому финансовому органу и каждому учреждению, администрирующему данный вид доходов.

Платежи в бюджет зачисляются следующим образом. Если тот или иной вид доходов полностью поступает в федеральный бюджет или в бюджет того субъекта федерации, на территории был собран, то он зачисляется учреждениями ЦБ в соответствующий бюджет по месту поступления. Если же доход подлежит зачислению в бюджет другого региона или предусматривает отчисления в местные бюджеты, то он перечисляется другим учреждениям Центрального банка. Для распределения поступивших доходов между бюджетами разных уровней учреждения ЦБ составляют ведомость распределения доходов. Такие ведомости составляются по каждому финансовому органу на основании данных соответствующих лицевых счетов.

Средства бюджетным организациям выдаются в соответствии с классификацией расходов, а также схемой ежемесячного отчета ЦБ о кассовом исполнении бюджета и оформления полномочий на распоряжение бюджетными счетами. Перечисление средств с одного бюджетного счета организации на другой производиться не может, за исключением некоторых специально оговоренных случаев (например, в связи с неправильно произведенными расходами).

Распорядителям бюджетных средств открываются отдельные счета в учреждениях ЦБ: на расходы самого учреждения и для перевода средств подведомственным организациям, а также на централизованные мероприятия, проводимые распорядителем по этим организациям. На текущие счета подведомственных организаций средства перечисляются по поручениям распорядителей.

50% запланированных результатов «Цифровой экономики» в 2019 году не достигнуты

Из запланированных 64 результатов по национальной программе «Цифровая экономика» в 2019 году достигнуто было всего 36 или 56%. Об этом говорится в отчете Счётной палаты РФ. Подробнее здесь.

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Казначейское обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Часть пятая утратила силу с 1 января 2021 года. - Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ.

Для казначейского обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в Федеральном казначействе с учетом положений статьи 38.2 настоящего Кодекса открываются единые счета бюджетов, через которые осуществляются все операции по исполнению бюджетов.

Комментарии к ст. 215.1 БК РФ

Комментируемая статья регламентирует руководящие основы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Банком России издано указание от 07.11.2007 N 1900-У "Об особенностях ведения счетов Федерального казначейства в случаях передачи полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации".

В рамках бюджетных полномочий Федерального казначейства Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н утвержден Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов.

Задайте вопрос юристу:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: