При прочих равных условиях снижение центральным банком нормы обязательных резервов приведет к

Обновлено: 19.04.2024

Обязательные резервы – это банковские активы в виде депозитных вкладов, которые, согласно законодательству страны, банки обязаны держать на счетах Центрального Банка для обеспечения собственных обязательств по привлеченным денежным средствам.

Определение денежной системы страны

Денежная система – это организация денежного обращения в стране, сложившаяся в ходе исторического, социального и экономического развития и закрепленная государственным законом.

Она включает в себя ряд обязательных элементов. Национальная денежная единица представляет собой закрепленное законом средство обмена и меры стоимости. Это могут быть бумажные деньги, кредитные банковские билеты и разменные монеты. Денежная масса страны представляет собой весь объем финансовых средств, находящихся в обращении. Сюда относят наличные, безналичные и другие виды платежных средств.

В денежную систему страны так же входит принцип эмиссии национальных денежных знаков, содержащий регламент выпуска. Кроме того, к ней относится кредитно-денежная политика, включающая в себя инструменты воздействия и органы регулирования.

Тип денежной системы зависит от вида денег, находящихся в обращении. Долгое время в мире использовались системы моно- и биметаллизма. Переход к банковским билетам сначала предполагал сопоставление его ценности с золотым запасом. Со временем от золотого стандарта решили отказаться, по причине неэффективности данного подхода. Сейчас денежная масса страны подкрепляется:

  • количеством иностранной валюты, составляющей банковские резервы;
  • участием в Международном валютном фонде (в случае необходимости страна может получить ссуду или кредит от международной финансовой организации);
  • официальный золотой запас, обладающий высоким уровнем ликвидности.

Большинство стран мира переходит к безналичным расчетам и использованию электронных денег. Выпуск денег в таких системах происходит под прирост золотовалютных резервов, либо под кредитование от экономических субъектов. В странах наблюдается тенденция к сокращению наличных операций. Оборот предполагает использование многоцелевых карт. Применение электронных денег при расчетах в Интернет подразумевает сохранение денежной стоимости в базах данных.

Готовые работы на аналогичную тему

Большинство современных денежных систем строятся на принципах централизованного управления, планирования и прогнозирования, поддержания эластичности денежного оборота. Денежная эмиссия носит кредитный характер, при этом ответственный за эмиссию банк не зависит от государственной власти. Центральный банк предоставляет кредиты государственной власти на общих основаниях. Инструменты кредитно-денежной политики используются комплексно, их действие распространяется на всех субъектов отношений в равной степени.

Денежные системы функционируют на принципах рыночных отношений. Предложение денег зависит от денежного спроса. Спрос формируется под влиянием множества факторов, к которым можно отнести спрос на деньги для бизнеса и текущее потребление домашними хозяйствами, уровень цен их колебание в текущем состоянии рынка. Спрос может формироваться инвесторами, заинтересованными в расширении бизнеса, извлечении выгоды от денежных вложений в определенные проекты. На спрос влияют процентные ставки, являясь мерой стоимости денег. Скорость денежного обращения напрямую влияет спрос, чем быстрее происходит оборот, тем выше потребность в деньгах. Особую роль играют технологии, применяемые в банковской системе, а также интенсивность формирования резервов в банковской системе.

Понятие обязательных резервов

По сути, обязательные резервы - это метод гарантии возврата вложенных денег своим вкладчикам. Их размер устанавливается в процентах и зависит от объема депозитных средств. Сейчас резерв выполняет не столько страховую, сколько регулирующую функцию. Он выступает инструментом воздействия Центробанка на кредитно-денежную систему страны.

Управление деньгами может осуществляться за счет установления высокой нормы резервов. В этом случае, в распоряжении коммерческих банков останется меньшая сумма денег для проведения иных операций. Кроме того, банки могут хранить средства в виде резерва на случай, требующий большого влияния ликвидности в деятельность. Как правило, банки стараются установить оптимальный размер резервов, так как неиспользуемые средства на счетах не приносят необходимого дохода. Воздействие Центрального банка сказывается на избыточных резервах. Чем меньше норма резервирования, тем больше возможностей у коммерческих банков использовать средства в качестве кредитных.

Принцип работы механизма обязательных резервов строится на работе денежного мультипликатора, например:

  1. Уменьшение Центральным банком нормы резервов ведет к высвобождению денежных средств в банковской системе страны, а значит, денежное предложение увеличивается. То есть, объем кредитов становится больше, а ставка по кредитам уменьшается.
  2. Увеличение обязательной нормы ведет к сокращению денежной массы, находящейся в обороте. Уменьшается предложение денег, соответственно ставка процента по кредитам растет.

Такой подход является одним из прямых методов воздействия государства на финансовую систему страны, представляет собой часть монетарной политики. Вмешательство является эффективным, но достаточно грубым, так как затрагивает основу функционирования банковской системы. Любые незначительные изменения в норме резервов ведут к значительным колебаниям количества денег в обращении.

Последствия изменения норм обязательных резервов

Изменение в нормировании обязательных резервов ведет к значительным изменениям в макроэкономике страны. Применение данного инструмента в экономической политике может привести к следующим последствиям:

  1. Использование денежного предложения для сдерживания инфляционных процессов. Центральный Банк, изменяя норму резервов, уменьшает количество денег в обращении, если банки оставят размер собственных резервов на прежнем уровне. Чтобы увеличить резервы некоторые банки начнут продавать ценные бумаги, истребовать долги от своих клиентов. В свою очередь клиенты, предоставившие средства в ссуду так же будут истребовать их обратно. Таким образом, количество средств на депозитах будет уменьшаться, а значит, снизится финансовая деятельность банков.
  2. Снижение резервной нормы ведет к уменьшению обязательных резервов. Банки активнее используют имеющиеся средства для заработка. Происходит избыточный рост резервов, который приводит к увеличению возможности кредитования экономики, а значит, увеличению денежного предложения.
  3. Влияние на норму резервов сказывается на денежном мультипликаторе. Увеличение резервов ведет к сокращению денежного предложения, так как $rr$ – норма резервирования, то объем денежной массы составит $m = 1 / rr$

Система обязательного резервирования позволяет реализовывать следующие функции. Прежде всего, осуществлять контроль над денежной массой, используя рычаг денежного мультипликатора. Стабилизация кредитно-денежной системы осуществляется за счет уменьшения колебания процентных ставок. Так же появляется возможность страховать банковскую деятельность и обеспечивать необходимую норму ликвидности.

Сильной стороной обязательного резервирования можно назвать распространение регулирующего механизма на все банки в равной степени, что позволяет управлять денежной массой в стране. В то же время инструмент имеет ряд отрицательных сторон. С его помощью сложно добиться незначительных изменений в объеме денег. Кроме того, он приводит к проблемам с ликвидностью у банков, чьи резервы невелики.

Применение обязательного резервирования является административным методом воздействия. Он снижает конкурентоспособность банков, следующих установленным государственным правилам. В свою очередь, банки повышают ставки по кредитам, пользуясь стабильностью и защитой государственной власти. Это ведет к увеличению расходов в производственном секторе, что ведет к негативным макроэкономическим последствиям. Современная ситуация на рынке финансов требует все меньшего административного вмешательства. Норма обязательных резервов, как правило, устанавливается законодательно, и не является непосильной для банков. Чаще всего этот инструмент применяется при экономических спадах, либо в случае резкого роста инфляции.


Норматив обязательных резервов — этот термин применяется в банковском секторе и является особым инструментом экономического регулирования. Что это за норматив и что с его помощью можно рассчитать, узнайте из нашего материала.

Норматив обязательных резервов: понятия и назначение

Норматив обязательных резервов — определяемая государством доля обязательств коммерческого банка по депозитам, подлежащая хранению:

  • безналично в виде депозита на корреспондентском счете ЦБ РФ;
  • или в наличном виде в хранилище самого банка.

Норматив обязательных резервов (НОР) является элементом системы обязательного резервирования, посредством которого происходит:

  • обеспечение банковских обязательств по размещенным депозитам;
  • регулирование величины находящейся в обращении денежной массы.
  • гарантируется надежное выполнение обязательств банков перед клиентами (даже если финансовое положение банка неустойчивое);
  • Центробанк может страховать вклады клиентов.

В положении ЦБ РФ об обязательных резервах кредитных организаций от 01.12.2015 № 507-П указано, что НОР:

  • определяет размер обязательных резервов в процентах к обязательствам банка;
  • устанавливается по категориям резервируемых обязательств.

Знакомьтесь с понятием нормативов в разных сферах деятельности с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

Норма обязательных резервов: формула расчета

С 01.08.2016 минимальный НОР установлен указанием банка РФ от 27.06.2016 № 4052-У «Об обязательных резервных требованиях» в следующих размерах:

  • 5% — по рублевым обязательствам;
  • 6% — по обязательствам перед физлицами в инвалюте;
  • 7% — по обязательствам в инвалюте (кроме вышеуказанных).

НОР включается в формулу при расчете связанных с банковским резервированием показателей (например):

  • банковского мультипликатора (m), показывающего, сколько денежных единиц создает банковская система при поступлении в нее одного дополнительного рубля депозита (D):

Как с помощью НОР регулируются экономические показатели, расскажем в следующем разделе.

Рассчитывайте финансовые показатели с помощью формул, расшифрованных в наших материалах:

Когда увеличение норматива обязательных резервов вводится как средство против инфляции?

Инфляция представляет собой чрезмерный рост обращающихся в стране бумажных денег, вызывающий их обесценение. Государство воздействует на количество введенных в обращение денег с помощью инструментов монетарной (кредитно-денежной) политики, цели которой:

  • обеспечение стабильности цен;
  • поддержание занятости населения;
  • рост экономики;
  • последующее сохранение финансовой стабильности (укрепление курса национальной валюты и др.).

НОР является одним из инструментов кредитно-денежной госполитики, с помощью которого Центробанк регулирует деятельность коммерческих банков: он влияет на объемы выдаваемых банками кредитов и эмиссию безналичных долговых денег, что оказывает воздействие на общую инфляцию национальной валюты.

Даже незначительное увеличение НОР позволяет:

  • резко снизить активность коммерческих банков;
  • ограничить рост денежной массы;
  • снизить уровень инфляции.

Таким образом, НОР воздействует на инфляцию в рамках мероприятий монетарной государственной политики.

Итоги

Норматив обязательных резервов является регулятором роста денежной массы. Его минимальное значение устанавливается законодательно.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Для регулирования денежной массы в обращении, а также для ограничения кредитной активности банков с целью уменьшения денежной массы в экономике страны, Банк России устанавливает норму обязательных резервов для коммерческих банков в процентах от привлеченных средств клиентов.

Необходимость такого регулирования возникает из принципа действия денежного (банковского) мультипликатора:

Сущность обязательных резервов кредитных организаций_1.jpg

Рис. 1. Порядок функционирования денежного мультипликатора

Из вышеприведенной схемы видно, что коммерческие банки в любой экономической системе (экономике страны) - «создают деньги». То есть при активном банковском кредитовании совокупная денежная масса в обращении начинает расти, что конечно вызывает инфляционные процессы. Таким образом Центральный Банк, посредством предоставления кредитов коммерческим банкам, проводить кредитную (безналичную) эмиссию, когда это требуется конечно для экономики. Для того чтобы ограничить кредитную активность коммерческих банков и как следствие держать инфляцию в заданных рамках (ориентирах), Центральный Банк и вводит нормы обязательного резервирования для коммерческих банков. Это один из многочисленных инструментов «денежно-кредитной политики» проводимой Банком России.

Денежные средства депонируются на отдельном счете коммерческого банка в РКЦ Банка России и также служат свое рода «страховым фондом» из которого в случае отзыва лицензии у коммерческого банка оплачиваются обязательства перед клиентами, как физическими, так и юридическими лицами.

Норму резервирования денежных средств коммерческими банками, Банк России устанавливает на основании Федерального закона № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) и Положения Банка России № 507-П «Об обязательных резервах кредитных организаций».

Глава 1 данного Положение устанавливает следующие определения:

Пункт 1.1 гласит: «…Нормативы обязательных резервов определяют размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации.

Под обязательствами кредитной организации… …понимаются обязательства кредитной организации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, состав и категории которого определяются Главой 2 данного Положения и называются – резервируемые обязательства…».

Пункт 1.3 данного Положения устанавливает: «…Кредитная организация осуществляет депонирование обязательных резервов в Банке России денежными средствами в валюте Российской Федерации…».

Депонирование обязательных резервов кредитной организацией производится в рублях. Расчет суммы обязательных резервов производится банком ежемесячно и соответственно регулируется раз в месяц фактическая сумма, депонированная в РКЦ ЦБ РФ.

Относительно обязательных резервов кредитной организации, ЦБ РФ постоянно выполняет следующие контролирующие функции:

  • регулирование суммы обязательных резервов кредитной организацией;
  • применяет меры к кредитным организациям за нарушение установленного порядка депонирования средств;
  • проводит обязательные проверки кредитных организаций, в том числе с целью проверки правильности начисления обязательных резервов.

ЦБ РФ вправе уменьшать или увеличивать процент средств, подлежащих депонированию, в зависимости от экономической ситуации в стране. Если есть необходимость увеличить объемы кредитования экономики, то ЦБ РФ снижает процент резервирования до минимальных значений – 0,5-2%. Но необходимо учитывать, что со снижением процента резервирования до минимальных значений, увеличивается объем безналичной денежной массы в экономике и начинает работать эффект мультипликатора, тем самым разгоняя инфляционные процессы. Если необходимо сократить безналичную денежную массу в экономике, а также снизить объемы агрессивного кредитования банками своих клиентов, то ЦБ РФ поднимает процент резервирования до максимальных значений – 5-10%.

Для самой кредитной организации сумма обязательных резервов, депонированная в РКЦ ЦБ РФ, конечно является частью самых высоколиквидных денежных активов, которая также может быть использована для стабилизации финансового положения банка в случае возникновения кризисной ситуации. Кредитная организация резервирует определенный ЦБ РФ процент от следующих привлеченных средств:

  • от суммы денежных средств на расчетных счетах клиентов – юридических лиц всех форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, в рублях и иностранной валюте;
  • от суммы открытых депозитов юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям;
  • от суммы средств на бюджетных счетах бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
  • от общей суммы вкладов физических лиц в рублях и иностранной валюте, в том числе – суммы на карточных счетах;
  • от общей суммы денежных средств, затраченных на выпуск облигационного займа банка;
  • от общей суммы денежных средств, затраченных на выпуск банком векселей, банковских акцептов и иных гарантий;
  • от общей суммы денежных средств, привлеченных с помощью депозитных и сберегательных сертификатов.

ЦБ РФ вправе также менять состав средств (пассивов) банка используемых в качестве базы для расчета суммы обязательных резервов.

Для бухгалтерского учета суммы обязательных резервов, в балансе кредитной организации открывается счет 30202 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте

РФ, перечисленные в Банк России».

План счетов дает следующее предназначение этого счета:

«. Назначение счета: учет движения обязательных резервов кредитной организации, перечисленных в Банк России. Счет активный. Формирование обязательных резервов кредитной организации производится путем перечисления денежных средств с корреспондентских счетов кредитной организации, открытых в расчетно-кассовом центре Банка России и других кредитных организациях в рублях. Указанные перечисления производятся до осуществления иных платежей в пределах остатка средств на корреспондентских счетах отдельным платежным поручением с отметкой «Формирование обязательных резервов», выписанным в установленном порядке. Включение сумм обязательных резервов в сводные платежные поручения запрещается.

По дебету счета проводятся: перечисления обязательных резервов кредитной организации Банку России; суммы по зачету между причитающимися платежами по результатам регулирования по указанным счетам; возврат средств кредитной организацией в учреждение Банка России, связанный с внутримесячным снижением нормативов обязательных резервов, в корреспонденции с корреспондентскими счетами.

По кредиту счета проводятся: возврат излишне перечисленных сумм обязательных резервов кредитной организации Банку России; суммы по зачету между причитающимися платежами по результатам регулирования по указанным счетам; перевод средств Банком России, связанный с внутримесячным снижением нормативов обязательных резервов; перечисление средств обязательных резервов на корреспондентские счета ликвидационных комиссий в корреспонденции с корреспондентскими счетами.

В аналитическом учете по каждому счету ведется один лицевой счет…».

Практическое задание.

1. Пассив баланса кредитной организации выглядит следующим образом:

Счета I порядка Счета II порядка Наименование статьи Сумма, тыс. руб.
102
Уставный капитал кредитных организаций
10208 Уставный капитал неакционерных банков. Доли принадлежащие негосударственным организациям. 300 000
10 2 0 8 Уставный капитал неакционерных банков. Доли принадлежащие физическим лицам. 40 000
107
Резервный фонд
10701 Резервный фонд 82 000
404
Средства государственных внебюджетных фондов
40402 Средства фонда социального страхования РФ
17 000
320
Кредиты и депозиты, предоставленные кредитным организациям
32015 Резервы под возможные потери по кредитам предоставленным банкам 18 000
40 6
Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности
40 6 03 Средства некоммерческих предприятий, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности 50 000
407
Счета негосударственных организаций
40702 Средства негосударственных коммерческих предприятий и организаций 208 000
40703 Средства негосударственных некоммерческих организаций 19 000
423
Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц
4230 1 Средства на счетах физических лиц, для расчётов с использованием банковских карт 42 000
4230 4 Депозиты физических лиц на срок от 91 до 180 дней 60 000
452
Кредиты предоставленные негосударственным коммерческим предприятиям и организациям
45215 Резервы под возможные потери по кредитам предоставленным негосударственным коммерческим п/п и организациям 36 000
474
Расчеты по отдельным операциям
47411 Начисленные проценты по вкладам 2 500
47426 Обязательства банка по уплате процентов 3 500
520
Выпущенные облигации
52003 Выпущенные облигации со сроком погашения от 91 до 180 дней 24 000
522

Выпущенные сберегательные сертификаты
52202 Выпущенные сберегательные сертификаты на срок от 31 до 90 дней 22 000
523
Выпущенные векселя
52302 Выпущенные векселя и банковские акцепты со сроком погашения до 30 дней 62 000
603
Расчеты с дебиторами и кредиторами
60305 Начисленная заработная плата сотрудникам банка 7 000
706
Доходы банка
70601 Проценты, полученные за предоставление кредитов 50 000
70601 Штрафы, пени, неустойки, полученные за предоставление кредитов 7 000



Баланс 1 050 000

2. Норма обязательного резервирования по счетам в валюте РФ составляет – 8%;

3. В соответствии с Положением ЦБ РФ № 507-П от 01.12.2015 года определить сумму, подлежащую обязательному резервированию в ЦБ РФ.

На июль 2009 г. Банк России установил следующие нормативы для обязательных резервов (резервные требования) (табл. 1.).

Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России в 2009 году

Наименование Размер Нормативный акт
По обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации 1,5% Указание Банка России
от 23 апреля 2009 г. № 2219-У
«Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России»
По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации 1,5%
По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте 1,5%
Коэффициент усреднения
(для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных организаций,
РЦ ОРЦБ)
0,6% Указание Банка России от 17 сентября 2008 г. № 2066-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России»
Коэффициент усреднения
(для расчетных небанковских кредитных организаций,
РЦ ОРЦБ)
1 Указание Банка России от 13 октября 2004 г. № 1507-У «Об установлении коэффициентов усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов»

Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России в 2013 году

Наименование Размер Нормативный акт
По обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте 4,25% Указание Банка России от 12 февраля 2013 года № 2970-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России» («Вестник Банка России» от 20 февраля 2013 г. № 7 (1403)
По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте 4,25%
По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте 4,25%
Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных организаций, небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций)
0,7%
Указание Банка России от 18 ноября 2013 года № 3116-У «Об установлении коэффициента усреднения» («Вестник Банка России» от 28.11.2013 № 68 (1464);
Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций) 1 Указание Банка России от 17 сентября 2008 года № 2295-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России» («Вестник Банка России» от 21 сентября 2009 г. года № 55 (1146);
Корректировочный коэффициент 0,2 Указание Банка России от 17 сентября 2009 года № ОД-620 «О корректировочном коэффициенте» («Вестник Банка России» от 21 сентября 2009 г. № 55 (1146)
Коэффициент усреднения для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций 1,0 Указание Банка России от 28 октября 2011 года № 2722-У «Об установлении коэффициента усреднения для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций» («Вестник Банка России» от 02.11.2011 № 59 (1302))

Резервные требования – это сумма наличных денег, которую банки должны иметь в своих хранилищах или в ближайшем Федеральном резервном банке , в соответствии с операции на открытом рынке и учетная ставка .

Ключевые моменты

  • Резервные требования – это сумма средств, которую банк держит в резерве, чтобы гарантировать, что он сможет выполнить свои обязательства в случае внезапного снятия средств.
  • Резервные требования – это инструмент, используемый центральным банком для увеличения или уменьшения денежной массы в экономике и влияния на процентные ставки.
  • Резервные требования в настоящее время установлены на нуле в ответ на пандемию COVID-19.

Основы резервных требований

Банки ссужают средства клиентам в зависимости от части наличных денег, которые у них есть. В обмен на эту возможность правительство предъявляет к ним одно требование: держать под рукой определенную сумму вкладов для покрытия возможных выплат. Эта сумма называется резервным требованием, и это ставка, которую банки должны держать в резерве и им не разрешается предоставлять ссуды.

Совет управляющих Федеральной резервной системы устанавливает требования, а также размер процентной ставки, которую банки получают за избыточные резервы . Закон о регулировании финансовых услуг от 2006 года дал Федеральной резервной системе право выплачивать проценты по избыточным резервам. Датой вступления в силу выплаты процентов банкам было 1 октября 2008 года. Эта процентная ставка называется процентной ставкой по избыточным резервам и служит прокси для ставки по федеральным фондам .

Пороговые значения требований к резервам

Закон учреждения Garn-St Germain депозитарный 1982 года позволяет некоторым банкам , которые будут освобождены от правила требования. В настоящее время порог для освобождения установлен на уровне 2 млн долларов, что означает, что на первые 2 млн долларов резервируемых обязательств не распространяются правила резервных требований. Пороговое значение корректируется каждый год в соответствии с расчетом, приведенным в законе. По состоянию на 1 января 2018 года для банков с депозитами менее 16 миллионов долларов резервные требования отсутствуют. Для банков с депозитами от 16 до 122,3 млн долларов требуется резервное требование в размере 3%, а для банков с депозитами на сумму более 122,3 млн долларов – 10%. Неличные срочные вклады и обязательства в евро с декабря 1990 года имеют нулевой коэффициент резервирования .

Резервные требования – это еще один инструмент, которым ФРС располагает для контроля ликвидности в финансовой системе. Уменьшая резервные требования, ФРС проводит экспансионистскую денежно-кредитную политику , и, наоборот, когда она повышает требования, она проводит сдерживающую денежно-кредитную политику. Это снижает ликвидность и вызывает охлаждение экономики.

История резервных требований

Практика хранения резервов началась с первых коммерческих банков в начале 19 века. У каждого банка была своя банкнота, которая использовалась только в пределах его географической зоны деятельности. Обменять его на другую банкноту в другом регионе было дорого и рискованно из-за отсутствия информации о средствах в другом банке. Чтобы преодолеть эту проблему, банки в Нью-Йорке и Нью-Джерси организовали добровольный выкуп в филиалах друг друга при условии, что и банк-эмитент, и банк-выкупщик имели согласованный депозит в золоте или его эквиваленте. Впоследствии Закон о Национальном банке 1863 года установил 25-процентные резервные требования для банков, находящихся в его ведении. Эти требования и налог на государственные банкноты в 1865 году обеспечили замену национальных банкнот другим валютам в качестве средства обмена. Создание Федеральной резервной системы и входящих в нее банков в 1913 году в качестве кредитора последней инстанции дополнительно устранило риски и затраты, необходимые для поддержания резервов, и снизило резервные требования по сравнению с их прежними высокими уровнями.
Например, резервные требования для трех типов банков в рамках Федеральной резервной системы были установлены на уровне 13 процентов, 10 процентов и 7 процентов в 1917 году.

В ответ на пандемию COVID-19 Федеральная резервная система с 26 марта 2020 г. снизила норматив обязательных резервов до нуля для всех уровней депозитов. Целью этого сокращения было дать толчок экономике, позволив банкам использовать дополнительную ликвидность для ссужать физическим и юридическим лицам.

Требования к резервам и требования к капиталу

В некоторых странах нет резервных требований. К этим странам относятся Канада, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Швеция и Гонконг. Деньги не могут быть созданы без ограничений, но вместо этого некоторые из этих стран должны придерживаться требований к капиталу, которые представляют собой размер капитала, который банк или финансовое учреждение должен держать в соответствии с требованиями его финансового регулятора .

Пример требования к резерву

В качестве примера предположим, что у банка есть депозиты на 200 миллионов долларов, и он должен держать 10%. Банку теперь разрешено предоставлять ссуду на 180 миллионов долларов, что резко увеличивает банковский кредит . Помимо обеспечения буфера от массового изъятия средств из банков и уровня ликвидности , резервные требования также используются Федеральной резервной системой в качестве денежного инструмента. Увеличивая резервные требования, Федеральная резервная система по сути забирает деньги из денежной массы и увеличивает стоимость кредита. Снижение требований к резервам закачивает деньги в экономику, давая банкам избыточные резервы, что способствует расширению банковского кредита и снижает ставки.

ЦБ снизит нормативы резервов по рублевым средствам клиентов. Так регулятор компенсирует расширение перечня обязательств, нуждающихся в резервировании. Меры ЦБ увеличат отчисления по банковской системе на 30 млрд руб., или 1%

Фото: Андрей Любимов / РБК

ЦБ решил с 1 апреля снизить для банков на 0,25 п.п., до 4,75%, норматив обязательных резервов по рублевым депозитам и расчетным счетам физических и юридических лиц, а также по иным обязательствам банков в рублях. Соответствующие изменения внесены в указание ЦБ «Об обязательных резервных требованиях». От норматива зависит объем отчислений банков в Фонд обязательного резервирования (ФОР), который нужен для гарантирования обязательств банков по средствам клиентов и используется для управления общей ликвидностью.

С разных обязательств банк производит определенный процент отчислений на счет в ЦБ, но с тех обязательств, которые регулятор внес в перечень, банки пока отчислений не делали, а теперь будут, поясняет старший аналитик Fitch Александр Данилов. Само по себе расширение перечня негативно сказалось бы на ликвидности сектора, но, поскольку одновременно с этим ЦБ снижает ставки отчислений по некоторым обязательствам, общий эффект будет, скорее всего, незначительным, говорит эксперт.

Влияние, с одной стороны, расширения перечня резервируемых обязательств, а с другой — снижение нормативов обязательных резервов будут зависеть от структуры пассивов каждого конкретного банка, указывает старший менеджер департамента управления рисками Deloitte Сергей Гришунин. В среднем по сектору это может компенсировать расширение резервируемых обязательств, но ситуация неоднородна от банка к банку, поясняет он.

Возможное увеличение резервов в масштабах всей системы составит около 30 млрд руб., и это не так много по сравнению с общим объемом требований ЦБ в рамках объема ФОР (около 2,8 трлн руб.), то есть около 1%, подсчитали в Сбербанке. «Данное изменение в целом нейтрально для объема ФОР банковской системы, но для отдельных банков эффект будет зависеть от их структуры обязательств», — отметили в банке.

Включение в расчет ФОР долгосрочных обязательств увеличит их стоимость для банков. Это сделает еще более дорогим для банков выполнение требований по базельским коэффициентам ликвидности (прежде всего Н26 — норматив краткосрочной ликвидности), что окажет дополнительное повышательное давление на процентные ставки и по другим срочным инструментам, полагают в Сбербанке.

«Данные нововведения не окажут материального влияния на финансовые показатели ВТБ», — сообщили в пресс-службе банка. Для Промсвязьбанка, по предварительной оценке, сумма резерва незначительно снизится относительно действующих правил расчета обязательных резервов, говорит главный финансовый директор Промсвязьбанка Евгений Смирнов. Для Росбанка новые правила приведут к некоторой, пусть небольшой, экономии объема создаваемых обязательн​ых резервов, отметил финдиректор, член правления Росбанка Александр Овчинников.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: