Роль центрального банка в условиях кризиса

Обновлено: 27.03.2024

ЦБ и Правительство РФ будут поддерживать банки, попавшие под санкции Запада. Сейчас известно об ограничениях для Сбербанка, ВТБ, Совкомбанка, Новикомбанка и Открытия.

Все банки подготовлены заранее к бесперебойной работе в условиях санкций, их операции и предоставление услуг продолжаются. ЦБ готов оказывать поддержку в рублях и иностранной валюте, а также задействовать иные меры для работы банков.

Ликвидность

Текущий уровень ликвидности российского банковского сектора остается достаточным. Для повышения возможностей кредитных организаций по управлению собственной ликвидностью ЦБ проведет 25 февраля 2022 г. аукцион репо «тонкой настройки» в объеме 2 трлн руб. Первая часть в день проведения аукциона, вторая — 28 февраля 2022 г.

Ломбардный список и снижение рейтинговых требований

ЦБ расширил перечень ценных бумаг, принимаемых в качестве залога при предоставлении кредитов коммерческим банкам (Ломбардный список), и снизил рейтинговые требования к ряду ценных бумаг.

Сделано это для бесперебойной работы банков, а также для поддержания ликвидности.

Коротких сделок пока не будет

Банк России запретил короткие продажи на биржевом и внебиржевом рынках. Объясняется это защитой интересов инвесторов и ограничением высокой волатильности. О дате отмены указания информации пока нет.

Что еще

• Увеличен дневной лимит по операциям валютный своп по продаже долларов США за рубли с $3 до 5 млрд. Запущен своп и по евро на 2 млрд.

• ЦБ предоставил финансовым организациям возможность до 31 декабря 2022 г. отражать в отчетности акции и облигации по рыночной стоимости на 18 февраля 2022 г. Также кредитным организациям предоставляется возможность использования величины курсов иностранных валют в целях расчета обязательных нормативов на 18 февраля 2022 г. Это позволит снизить давление со стороны требований по уровню нормативов.

• На этой неделе ЦБ сообщал, что будет поддерживать финансовую стабильность и непрерывность работы финансовых организаций, задействовав все необходимые инструменты. При этом ЦБ отметил, что имеет четкие планы при развитии любых событий.

БКС Мир инвестиций

Итоги торгов. Мощный отскок от двухмесячных минимумов

Во что вложить доллары? Выбираем акции дивидендных аристократов

NextEra: потенциал роста — 10% за четыре месяца

Рублевые облигации: что купить?

Доходности по вкладам все ниже и ниже, но тренд замедляется

Время продавать акции Газпрома?

Во что сейчас инвестируют «умные деньги». Топ-5 акций

После провала. Рост банковских бумаг — какие из них стоит держать

Copyright © 2008–2022. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Антикризисная политика включает меры, направленные на ограничение масштабов распространения кризисов, уменьшение их продолжительности и глубины, смягчение и преодоление последствий кризисных ситуаций.

В периоды кризисов Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует антикризисные меры на финансовом рынке и участвует в разработке и реализации мер по поддержке граждан и других субъектов экономики. Набор применяемых регулятором мер зависит от характера и особенностей кризиса, его масштабов и глубины.

Антикризисные меры Банка России на финансовом рынке

Регуляторные послабления касаются применения финансовыми организациями макропруденциальных и пруденциальных норм. Использование послаблений смягчает последствия кризисов для финансовых организаций, позволяет стабилизировать их финансовое положение, поддерживать кредитную активность и непрерывность деятельности. Регуляторные послабления включают:

  • снижение величин надбавок к коэффициентам риска и национальной антициклической надбавки,
  • временные послабления при классификации реструктурированных кредитов и формировании резервов на возможные потери при признании отрицательных разниц в убытках.

Послабления могут применяться в отношении других норм и требований, например установление особого порядка представления отчетности для снижения надзорной нагрузки на финансовые организации в кризисные периоды. Банком России реализован разнообразный набор регуляторных и надзорных послаблений в составе мер по ограничению последствий пандемии коронавирусной инфекции.

Макропруденциальные инструменты стали широко применяться регуляторами после кризиса Их первое существенное смягчение произошло в 2020 году в период пандемии коронавирусной инфекции. Весной 2020 года во многих странах был полностью или частично высвобожден контрциклический буфер капитала, в отдельных странах была снижена величина надбавки за системную значимость. В ряде стран (Чехии, Новой Зеландии и др.) были смягчены секторальные макропруденциальные ограничения. В части пруденциальных норм в 2020 году ряд регуляторов (в том числе, Европейский центральный банк и Банк России) разрешили банкам временно поддерживать норматив краткосрочной ликвидности ниже установленного уровня в 100%.

Смягчение требований к обеспечению, расширение перечня принимаемых в обеспечение ценных бумаг и других активов увеличивают доступ кредитных организаций к кредитам Банка России. Введение новых инструментов по предоставлению банкам ликвидности способствует снятию напряженности на межбанковском рынке и продолжению кредитования. Банк России активно применял меры по поддержанию ликвидности в период повышенной волатильности на валютном и фондовом рынке в Кроме того, для поддержки рынков Банк России может проводить операции по покупке/продаже иностранной валюты.

В период глобального финансового кризиса годов центральные банки развитых стран расширили традиционные подходы к предоставлению ликвидности. В частности, Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк, Банк Англии и Банк Японии запустили программы количественного смягчения (quantitative easing, QE), представляющие собой крупномасштабные покупки государственных ценных бумаг и других финансовых активов. В 2020 году программы по покупке активов были существенно расширены ведущими центральными банками. Наряду с этим, центральные банки реализовали программы поддержки ликвидности небанковских финансовых организаций. Для обеспечения валютной ликвидности центральные банки заключают своп-соглашения. В 2020 году в некоторых странах с формирующимися рынками центральные банки также впервые прибегли к интервенциям на рынках государственных облигаций.

В периоды повышения рисков потоков капитала центральные банки в странах с формирующимися рынками и в развитых странах проводили валютные интервенции против обесценения валют (Дания, Норвегия, Чили, Бразилия, Колумбия, Индия, Мексика, Перу, Россия и другие) или ее укрепления (Швейцария).

Для ограничения рисков биржевой паники в периоды кризисов регуляторы могут вводить временный запрет на короткие продажи. Например, в сентябре 2008 года Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) ввела временный запрет на необеспеченные короткие продажи акций финансовых организаций. В Китае на фоне обвала фондового рынка летом 2015 года были введены запрет на продажу акций госкомпаний и шестимесячный мораторий на продажу бумаг публичных компаний крупными акционерами (владеющими пакетами акций торгуемых компаний более чем в 5%). В некоторых европейских странах (Франция, Австрия, Бельгия, Греция, Италия, Испания) запрет на короткие продажи был введен на два месяца в начале пандемии коронавирусной инфекции весной 2020 года. В Южной Корее такой запрет введен до марта 2021 года.

Многие центральные банки в период пандемии в 2020 году проводили операции по покупке ценных бумаг для стабилизации финансовых рынков. Наряду с ведущими центральными банками ряд центральных банков из стран EME (Индонезия, Индия, Венгрия и т.д.) стали интервенировать на рынках государственных облигаций. Данные покупки нацелены на ограничение рыночных колебаний, возникающих на рынках из-за неприятия риска инвесторами, и по сути представляют собой таргетирование долгосрочных процентных ставок.

  • докапитализация финансовых организаций,
  • реорганизация,
  • реструктуризация долгов,
  • выкуп проблемных активов,
  • частичная компенсация убытков и другие меры финансовой помощи финансовым организациям.

В 2017 году был внедрен механизм финансового оздоровления с участием Банка России, который предусматривает оказание регулятором финансовой помощи кредитной организации, в том числе посредством приобретения акций (долей) в уставном капитале, предоставления кредитов, размещения депозитов за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора.

Международный опыт применения мер финансового оздоровления включает большое разнообразие программ по докапитализации, которые преимущественно основаны на реализации следующих схем:

1. Выкуп «плохих» активов (перевод активов в «плохой банк») — широко использовался, например, в Швеции в начале годов, в рамках кризиса годов — в Испании, Ирландии и США.

2. Гарантирование активов банков (в США и Великобритания в годах было предложено нескольким наиболее значимым банкам, чтобы предотвратить утрату доверия и отток средств населения и прочих кредиторов) или гарантирование обязательств (применялось более широко — в годах почти все ведущие страны бессрочно или временно увеличили страховое покрытие по вкладам).

3. Прямое вхождение в капитал банков (bail-out) путем приобретения долевых ценных бумаг и временное принятие управленческих полномочий надзорным регулирующим органом (применялось во многих странах, в том числе в России).

Перечисленные меры не раз подтверждали свою эффективность, однако они также создают моральный риск злоупотребления государственной поддержкой (moral hazard). Во многих случаях государственное участие в капитале банков затягивалось на годы, превышая первоначальные планы (например, через 10 лет после кризиса 1997 года в Японии оставалось не продано более 30% государственной доли).

4. Целью регуляторных реформ после глобального финансового кризиса годов стало развитие механизмов bail-in, когда вместо средств налогоплательщиков для спасения банка используются средства его кредиторов. Однако в этой ситуации нельзя исключать риск, что такие списания в ходе кризиса вызовут еще бо́льшую панику на рынке. На данный момент таких примеров мало: подобные списания имели место в 2013 году на Кипре, однако тогда в основном были списаны средства нерезидентов.

Для глобальных системно значимых банков Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB) разработал в 2015 году требования к их общей способности поглощать убытки TLAC (total loss absorbing capacity) (ссылка на страницу СФС) в процессе урегулирования несостоятельности. Стандарт TLAC призван обеспечить достаточный объем капитала и обязательств у банков для поглощения убытков, что будет способствовать упорядоченному урегулированию несостоятельности без угрозы для финансовой стабильности, выполнению банками критически важных функций и без необходимости использовать средства налогоплательщиков.


Экономика России переживала не мало взлетов и падений. Экономическое развитие страны неразрывно связано с разработкой системы методов и инструментов, использование которых нацелено на стабилизацию экономических процессов. Анализ опыта выбора инструментов денежно-кредитного регулирования Банком России в периоды кризиса позволил дать оценку его действиям на предмет готовности к непредвиденным экономическим ситуациям.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, инструменты денежно-кредитного регулирования, центральный банк, кризис, регулирование

Наша страна прошла не мало этапов экономического «взросления». Если брать в сравнение страны Европы, то у России совершенно нет опыта управления экономикой и ее внутренними процессами. Но в то же время, за последние 25 лет наша страна пережила не мало потрясений как экономических, так и связанных с ними политических. И это вполне существенный опыт, на который мы можем смело полагаться.

Первые предпосылки кризиса 2008 года брали начало в США, что уже становится традицией для мировой экономики. В начале 2007 года в этой стране после прошедшего строительного бума, последовало затишье, которое переросло в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Строительство квартир не прекращалось, а спрос на них снижался. Сокращение спроса связано не с тем, что стоимость недвижимости была неподъемная, а скорее с тем, что кредитоспособных заемщиков не осталось. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и стал затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.

Для того, чтобы оценить правильность выбранных Правительством РФ действий при наступлении кризиса 2008 года, и одновременно сравнить с выбранной стратегией в 2014 году, изучим основные инструменты денежно-кредитного регулирования в динамике.

Стоит отметить, что по указанию Президента РФ Путина В.В. в 2004 году был создан Стабилизационный Фонд, служащий стратегическим финансовым запасом страны. Это было отличным решением, так как страна нуждалась в некой «подушке безопасности», которая в период экономических невзгод смягчила бы падение. Для формирования фонда решено было использовать дополнительные доходы федерального бюджета, которые появились в результате превышения определенной отметки цены на нефть. Другой источник поступления средств — остатки средств бюджета по состоянию на каждый последующий финансовый год.

Спустя 4 года с момента создания Стабилизационного Фонда, 1 января 2008 года было принято решение о его разделении на две части: Резервный фонд, предназначенный для накопления средств, при помощи которых будет финансироваться дефицит бюджета, если цены на нефть резко упадут (фонд «на чёрный день»); Фонд национального благосостояния, предназначенный для накопления средств, которые помогут решать важнейшие стратегические задачи России (например, финансирование пенсионной системы, решение демографической проблемы).

За годы существования в Стабилизационном Фонде объем средств составил 3 трлн. 849,11 млрд. рублей. Часть средств позволила покрыть дефицит Пенсионного фонда страны и расплатиться со значительной частью внешних долгов (времён СССР и возникших в 90-е годы прошлого столетия), а остальная часть начала приносить дополнительный доход, так как на эти средства осуществлялась покупка долговых обязательств других стран и иностранной валюты.

Когда в США и других зависимых от нее странах грянул кризис, называемы некоторыми экономистами ипотечным, что, по нашему мнению, абсолютно верно, наше Правительство в лице Министерства Финансов приняло стратегически правильное решение — поддержать ликвидность банковской системы страны путем снижения нормативов резервирования, внедрения механизма усреднения обязательных резервов.

На рисунке 1 представлена динамика изменения объема средств в Фонде национального благосостояния и Резервном фонде за период 01.02.2008 — 01.11.2016гг, сформированная на основе данных, представленных на сайте ЦБ РФ.


По динамике средств Резервного фонда отчетливо видно, что при выходе из кризиса Правительство РФ активно компенсировало дефицит бюджета за счет накопленных ранее средств. Так, начиная с 2009 года, видим сокращение объема фонда вплоть до января 2011 года (за два года произошло сокращение в 5 раз). Затем финансирование возобновилось и продолжалось до октября 2014 года.

Так как введение санкций, политическая нестабильность, война на Украине, потребовали от России дополнительного финансирования практически всех сфер хозяйствования, то на графике видна отрицательная динамика накопления (расходования) средств Резервного фонда. Но в 2016 году ситуация немного стабилизировалась и выделений средств из фонда в глобальных размерах не наблюдается.

Фонд национального благосостояния за анализируемый период не подвергался существенным изменениям в объемах, кроме 2008 года, в котором наблюдался рост.

Следующим шагом Правительства РФ в части стабилизации экономических процессов стало использование такого инструмента денежно-кредитного регулирования как обязательные резервные требования. В 2008 году этот инструмент был ключевым при решении проблем, связанных с нарастающими кризисными процессами. Центральный Банк РФ поставил перед собой цель сдержать на должном уровне ликвидность банковского сектора, а достичь ее можно, если осуществлять достаточное рефинансирование банков и кредитных организаций.

Объем депонируемых резервов в Банке России значительно снизился в конце 2008 года (рисунок 2). В целом во время острой фазы кризиса ЦБ РФ снизил нормативы обязательных резервов до 0,5 % по всем обязательствам банков. В результате этой меры банки получили дополнительные средства.


Рис. 2. Динамика нормативов обязательных резервов, %

По рисунку 2 видно, что в период острых фаз кризиса 2008 года (с января по октябрь 2008 года) Банк России повышал процент обязательного резервирования требований коммерческим банкам, что объясняется желанием ЦБ РФ противостоять «оттоку капитала» и задержать его в стране. Преследуя эту же цель, Банк России в том же периоде повышал ставку рефинансирования, изменения которой будут рассмотрены позже. Но, по итогу данных преобразований стало видно, что курс рубля слабо реагирует на разницу процентных ставок по трем ключевым валютам — рублю, доллару США, евро.

По нашему мнению, регулирование нормы обязательных резервов действенен, когда требуется поддержка именно банковской сферы. А через банки, у которых имеются недорогие денежные средства, происходит поддержка и малого и среднего предпринимательства. Поэтому, сделав главным инструментом денежно-кредитного регулирования резервирование требований, ЦБ РФ получилось максимально смягчить последствия от кризиса, поддержать бизнес и не задушить его недостатком финансирования.

Но, в период кризиса 2014 года, данный инструмент не был использован. До середины 2016 года уровень нормы депонирования средств стабильно равнялась 4,25 %, и только с августа 2016 года произошли изменения в этом аспекте: норма обязательных резервов составил и будет, составлять в начале 2017 года 5 %.

«Отток капитала» происходил и во время кризиса 2014 года, но тут были немного другие задействованы инструменты денежно-кредитного регулирования: процентная политика, посредством реализации которой Банк России старался сдерживать уровень инфляции в стране.

В основу разгоревшемуся кризису 2014 года легли санкции Запада в наш адрес, выход на мировой рынок нефти ряда стран Юго-Востока, следствием чего стало резкое падение цен на нефть, что в свою очередь повлияло на курс рубля и его стабильность. По нашему мнению, кризис 2014 года имеет исключительно политические причины, предугадать которые совершенно невозможно.

Первое, что сделал Центральный Банк РФ, так это «отпустил рубль», отменив валютные коридоры и перешел от фиксированного валютного курса к плавающему. Мы считаем, что если бы в 2008 году Банк Росси совершил данное преобразование, то кризис того года, подкосил бы не просто нашу экономику, но и в целом механизм управления государства, так как на том этапе страна была еще не готова к такому повороту.

Второе, это то, что Банк России провел процентную политику, использовав такие инструменты денежно-кредитного регулирования, как ставку рефинансирования и ключевую ставку.

Третье, применил новый механизм управления инфляцией — инфляционное таргетирование. Это означает, что посредством регулирования ключевой ставки происходит контроль над уровнем инфляции.

Рассмотрим использование ставки рефинансирования Банком России в процессе реализации антикризисных мер. Динамика представлена на рисунке 3.


Рис. 3. Динамика ставки рефинансирования, %

Во время кризиса 2008 года произошли некоторые изменения в условиях предоставления ликвидности по отдельным инструментам. Одним из основных инструментов рефинансирования во время острой фазы кризиса выступали кредиты без обеспечения. На рисунке 3 видно, что рынок на данную программу отреагировал снижением ставки. Нов конце года ставка рефинансирования выросла с 10 до 13 %. Таким образом, с одной стороны, Центральный банк внедрил антикризисный инструмент, направленный на снижение напряжения на межбанковском рынке, а с другой — он поднял ставку рефинансирования.

Проанализировав ситуацию, сложившуюся вокруг ставки рефинансирования в период кризиса 2014 года. Можно сказать, что существенных изменений не наблюдается и именно этот инструмент денежно-кредитного регулирования Банком России практически не использовался. Единственно произведенное нововведение в рамках данной ставки, это то, что она теперь не регулируется ЦБ РФ как отдельный инструмент, а привязана к введенной в сентябре 2013 года ключевой ставке.

Создание ключевой ставки позволило Правительству и Банку России заняться разработкой и внедрением в механизм регулирования нашей экономики такой инструмент как инфляционное таргетирование. Таргетирование инфляции подразумевает воздействие на уровень инфляции ставками процента по кредитам, которые ЦБ РФ выдает коммерческим банкам. При том учитываются только ставки и ничего больше. По нашему мнению, это абсолютно неправильно — абстрагироваться от иных причин роста темпов инфляции и придерживаться только одного решения — регулировать посредством использования ставок. Если изучить нашу экономику и то, как она реагирует на те или иные волнения, то можно сделать вывод, что немаловажную роль в нашей стране играет менталитет населения. Ведь наши люди реагируют на кризис иначе, чем , к примеру, на Западе. Стоит отметить тот факт, что в период 1993-1998 страна так же переживала кризис, Правительство, максимально завысило ставку рефинансирования (в 1994 году она составляла 210 %), но это не стало причиной застоя в экономике, а даже наоборот. К 1997-половине 1998 годов темпы инфляции были снижены, валютный курс национальной денежной единицы нормализовался, ликвидность банковского сектора немного повысилась. По нашему мнению, причина такого нестандартного поведения показателей связана с тем, что в годы перехода экономики нашей страны в стадию рыночной, Правительство активно начало поддерживать малый и средний бизнес, частное предпринимательство, а все попытки «задушить» этот сектор резко пресекало.

Итак, с 13 сентября 2013 г. ключевая ставка была заявлена как основной инструмент денежно-кредитной политики, и с этой даты и до конца 2013 года она составляла 5,50 % годовых, инфляция по итогу 2013 года составила 6,45 %.

На рисунке 4 показана динамика (изменения) ключевой ставки ЦБ РФ с момента её введения (с 13 сентября 2013 года).


Рис. 4. Динамика ключевой ставки, %

В 2014 году ключевая ставка менялась 6 раз, и все в сторону роста. 2014 год Россия завершила с ключевой ставкой ЦБ в размере 17,00 %. Резкое повышение ключевой ставки до 17,00 % годовых произошло 16 декабря 2014 года. Совет директоров Банка России отметил, что данное решение было обусловлено необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски. Инфляция по итогу 2014 года составила 11,36 %.

2015 год, начавшийся со ставки 17 % годовых, продолжился постепенным её снижением. В течении 2015 года произошло 5 изменений ключевой ставки, а самих ставок в течении года было 6. Год завершился с ключевой ставкой в 11,00 %. Инфляция по итогу 2015 года составила 12,90 %.

В течении января — июня 2016 года Банк России периодически принимал решение сохранить действовавшую с 2015 года ключевую ставку на уровне 11,0 % годовых, с 14 июня — снизил её до 10,50 %, а с 19.09.2016 г снизил до — 10,00 %. На конец 2016 года ключевая ставка сохранена на уровне 10,00 %. Инфляция за ноябрь 2016 года составляла 5,8 %.

Анализируя практику использования инструментов денежно-кредитного регулирования в период кризиса можно сделать следующие выводы. Во-первых, Банк России смог поддержать банковскую сферу и не допустить в ней возникновения системного кризиса. Во-вторых, не смотря на поддержку финансовой системы, сдержать падение экономической активности только мерами денежно-кредитного регулирования все же не удалось.

В целом, изучив деятельность Банка России и то, как он реагирует на происходящее в экономике нашей страны, на события, разворачивающиеся за рубежом, то, как о действиях ЦБ РФ отзываются экономисты, можно сказать, что он старается работать на опережение (пример, безболезненный выход из кризиса 2008 года), оценивает происходящую обстановку в мире, но не всегда у него все задуманное получается. По нашему мнению, это скорее всего связано с тем, что некоторые решения ЦБ РФ принимает, основываясь на опыте зарубежных стран, копирует их модель поведения. Но этого делать не стоит, так как мы живем в очень индивидуальной и самобытной стране, не подгоняемой ни под один шаблон. Следует ориентироваться на наш опыт, может и не такой большой и долгий как у стран Запада, зато учитывающий особенности так называемого менталитета.

Главное, что следует отметить, так это отсутствие комплексности в процессе использования инструментов денежно-кредитного регулирования, а она в современных условиях очень важна.

Современное понятие кризиса несколько поменялось. Из-за глобализации экономики и смещения центров влияния, а также бизнес-ориентиров, структура кризиса как теоретической платформы поменялась. Если теоретики и практики в области экономики в 70-90 гг. утверждали, что экономический кризис проходит 4 стадии развития, то в 21 веке четкие границы между стадиями размываются и сказать, что с определенного периода кризис перешел в стадию, к примеру, оживления уже невозможно.

Основные термины (генерируются автоматически): ключевая ставка, Банк России, денежно-кредитное регулирование, ставок рефинансирования, кризис, Резервный фонд, инструмент, национальное благосостояние, период кризиса, Стабилизационный Фонд.

Здание Европейского центрального банка (ЕЦБ) во Франкфурте, Германия
Здание Европейского центрального банка (ЕЦБ) во Франкфурте, Германия

МОСКВА, 7 дек – ПРАЙМ. Каждый центральный банк выбирает подходящую для своей страны и текущей экономической ситуации монетарную политику. При изменении экономических условий ЦБ может менять направленность денежно-кредитной политики (ДКП). Например, она может быть жесткой, нейтральной или мягкой.

Однако в кризисные ситуации, когда стандартный набор оказывается неэффективным, регуляторы прибегают к другим инструментам, в частности к программе количественного смягчения.

ЧТО И КАК СМЯГЧАЮТ

Количественное смягчение — QE (Quantitative Easing), или программа стимулов, используется центральными банками для стимулирования национальных экономик.

При проведении такой политики регулятор максимально снижает процентные ставки, а также покупает или берет в обеспечение финансовые активы у банков для вливания денег в экономику. Увеличение ликвидности дает банкам возможность наращивать кредитование, что вкупе с низкими процентными ставками должно обеспечивать компаниям дешевые кредиты. При росте кредитования на развитие бизнеса компании создают все больше продуктов, а значит, растет потребление и появляются новые рабочие места.

Евросистема приобрела в августе бумаги на 24,8 млрд евро в рамках программы QE

Инструмент количественного смягчения также используется для удержания инфляции выше определенного уровня.

Фактически, программа QE является печатанием необеспеченных денег, хотя эти деньги электронные, а не материальные. Применение QE направлено на предотвращение кризисных явлений в экономике и ее будущий рост.

НЕДОСТАТКИ QE

Наибольшим риском применения программы количественного смягчения является стремительное ускорение инфляции. В случае роста ВВП этот риск перекрывается, однако если экономика не растет темпами, на которые рассчитывал центробанк, впоследствии возникает новая проблема.

При частой эмиссии денег национальная валюта обесценивается, в экономике появляются "пузыри".

КАК СРАБОТАЛА QE В США

Программа количественного смягчения в США стала ответом на разразившийся в стране в 2007 году ипотечный кризис, который уже в 2008 году перерос в мировой. Лопнувший американский ипотечный "пузырь" больно ударил по финансовой системе США. Федеральная резервная система (ФРС) сначала предприняла ряд стандартных действий, например, понизила ставку по федеральным фондам с 5% до 0-0,25%, то есть до минимально возможного уровня.

Однако классические инструменты не сработали, поэтому ФРС разработала нестандартное решение – программу количественного смягчения, которая называлась LSAP (Large-scale Asset Purchase). Она функционировала в условиях очень низких процентных ставок и была направлена на снабжение экономики ликвидностью через покупку ценных бумаг у банков, в частности ФРС выкупала долговые обязательства ипотечных агентств и облигации США, регулируя доходность этих бумаг.

До сих пор среди участников финансовых отношений существуют противоречивые мнения, насколько результативны были действия ФРС, так как хотя регулятор смог снизить процентные ставки и безработицу, сектор кредитования долгое время оставался проблемным из-за того, что инвестиции в реальную экономику не росли.

ПРОГРАММА АНГЛИИ

Банк Англии ввел программу количественного смягчения через год после США – в 2009 году, она активно работает до сих пор. ЦБ страны принял такую меру из-за угрозы своей экономике после глобального экономического кризиса.

Флаг Великобритании и Северной Ирландии у главного здания Европарламента в Брюсселе

Банк Англии ожидаемо сохранил базовую ставку на уровне 0,75% и объем выкупа активов

В рамках первого раунда QE, проведенного в 2009 году, британский ЦБ выкупил активы на 200 миллиардов фунтов стерлингов. В октябре 2011 года регулятор начал новый раунд — на 75 миллиардов фунтов. В начале февраля 2012 года объем программы выкупа был увеличен на 50 миллиардов фунтов стерлингов, а в июле того же года — еще на 50 миллиардов. На текущий момент общий объем операций QE Банка Англии составляет 435 миллиардов фунтов.

Вместе с тем в стране сохраняется низкая процентная ставка – 0,75%, а инфляция находится на уровне 2,4%. Британский регулятор намерен запустить сворачивание программы QE только тогда, когда ставка достигнет 1,5%.

QE В ЯПОНИИ

Вслед за США и Англией QE решили ввести в Японии: в апреле 2013 года ЦБ страны запустил программу количественно-качественного смягчения QQE (Quantitative Qualitative Easing), в рамках которой заявил о намерении в крупных масштабах (80 триллионов иен в год) скупать гособлигации, удерживая их доходность на уровне, близком к 0%. Средний срок погашения ценных бумаг составляет 7-10 лет.


Регулятор Дяди Сэма

Страна более 15 лет страдает от дефляции, которая провоцирует спад производства и сокращение инвестиций. Программа QQE призвана разогнать инфляцию до 2% в год (сейчас она колеблется на отрицательном уровне). К уже введенным мерам в январе 2016 года ЦБ страны ввел отрицательную процентную ставку.

С самого начала программы ЦБ страны заявлял, что будет проводить такую политику столько, сколько это потребуется для роста внутреннего спроса и ускорения инфляции.

СМЯГЧЕНИЕ В ЕВРОПЕ

В Европе программа количественного смягчения была запущена в январе 2015 года под названием "расширенная программа покупки активов" – APP (Asset Purchase Programme), в рамках которой Европейский центральный банк (ЕЦБ) приобретает бумаги частного и государственного сектора, в основном гособлигации европейских стран.

Главой целью QE являются стимулирование экономической активности и разгон низкой инфляции в еврозоне и приближение ее к целевому показателю — чуть ниже 2% на среднесрочную перспективу.

Изначально ЕЦБ оценивал размер программы в 1,1 триллион евро, тратя ежемесячно по 60 миллиардов на облигации стран еврозоны с инвестиционным рейтингом. Изначально ЕЦБ намеревался свернуть APP в сентябре 2016 года, однако затем регулятору пришлось неоднократно продлевать программу.

Программа работает до сих пор, в середине текущего года ЕЦБ принял решение завершить ее в конце 2018 года. За почти четыре года существования программы ЕЦБ потратил 2,5 триллиона евро.

В России последние несколько лет велись обсуждения о запуске аналога количественного смягчения, однако отказались от идеи из-за страха резкого скачка инфляции.


ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведенным исследованиям экономика РФ на данном этапе развития находится в тяжелом состоянии. Причинами этого являются экономические и политические санкции Западной Европы и США, падение курса рубля, нестабильность рынка, резкий скачок инфляции и т.д. Все это привело к кризису в банковском секторе, снижению доходов населения и дефициту бюджета. Основным способом борьбы с данными негативными явлениями служит денежно-кредитная политика, которая проводится Центральным банком РФ.

Экономика страны – это важнейшая часть функционирования жизни общества, а банковский сектор, в свою очередь, одна из важнейших составляющих экономической сферы. Поскольку это сектор обеспечивает приток инвестиций, аккумулирование временно свободных денежных средств, рабочие места и многое другое. Сбой в работе данной системы влечет серьезные последствия для экономики страны. Для предотвращения и сглаживания нежелательных эффектов в экономике должны эффективно использоваться инструменты денежно-кредитной политики, этим обуславливается актуальность поднятой в данной статье темы.

Денежно-кредитная политика – это часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан. Банк России осуществляет денежно-кредитную политику – одну из важнейших своих функций, которая усложняется в рамках инфляционного таргетирования, и его приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, то есть достижение стабильно низкой инфляции. [1]

Это необходимо, поскольку ценовая стабильность позволяет сохранять покупательную способность национальной валюты, что является одним из условий поддержания благосостояния российских граждан. Также поддержание устойчиво низкой инфляции создает более предсказуемые условия экономической деятельности, как для домашних хозяйств, так и для производителей, облегчает им планирование и принятие решений относительно потребления и инвестирования, обеспечивает сохранность сбережений. В связи с этим, ценовая стабильность вносит вклад в снижение экономической неопределенности и способствует формированию источников финансирования долгосрочных инвестиций, что создает условия для устойчивого и сбалансированного роста экономики.

Благодаря системе инструментов денежно-кредитной политики Банк России имеет возможность управлять однодневными процентными ставками, по которым банки совершают друг с другом на денежном рынке. С помощью удерживания ставки денежного рынка в границах процентного коридора, ЦБ РФ хочет приблизить их к уровню ключевой ставки – определяющей направленность денежно-кредитной политики.

Существует несколько классификаций инструментов денежно-кредитной политики. В научной литературе выделяют следующие 3 основных инструмента[2]:

- изменение ключевой ставки,

- изменение норматива обязательных резервов,

- операции на открытом рынке.

Остановимся подробней на важном инструменте денежно-кредитной политики ЦБ РФ – изменении ключевой ставки (процентной ставки, по которой Банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам в долг на 1 неделю, и одновременно та ставка, по которой ЦБ РФ готов принимать от банков на депозиты денежные средства).

Ее особая роль в экономики состоит в том, что от нее зависят процентные ставки по банковским кредитам, стоимость фондирования банков и уровень инфляции.

Анализ изменения динамики ключевое ставки отражен на следующем графике[3]:

График 1. Динамика изменения ключевой ставки с сентября 2013 года по апрель 2015 года.

Важным событием для экономики России стало понижение ключевой ставки до уровня 11% годовых, которое произошло 3 августа 2015 года. В свою очередь 30 октября 2015 года Совет директоров принял решение оставить ключевую ставку на прежнем значении.

Таким образом, с учетом данного решения, умеренно-жесткие денежно-кредитные условия и слабый внутренним спросом продолжает способствовать снижению инфляции.

Немало важным инструментом денежно-кредитной политики, в соответствии со статьей 35 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», являются обязательные резервные требования, депонируемые в Банке России. Согласно вышеупомянутому закону размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации и порядок выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований, устанавливаются Советом директоров Банка России.

На сегодняшний день обязательные резервные требования в России установлены на следующем уровне[3]:

По обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте

По обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте

По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте

Коэффициент усреднения (для банков)

Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций)

Коэффициент усреднения для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций

Коэффициент усреднения (для НКО, осуществляющих депозитно-кредитные операции)

Таблица 1. Обязательные резервные требования Банка России

Нужно сказать, что существует немало проблем в области денежно-кредитной политики. Принимая во внимание специфику российской экономики, противоречивость внешних и внутренних условий и недостаточное развитие трансмиссионного механизма, в среднесрочной перспективе политика инфляционного таргетирования едва ли может быть реализована в России в чистом виде. Кроме того, заметные коррективы в деятельность Банка России может внести существующий финансовый кризис, а точнее, его глубина и продолжительность. Затягивание периода финансовой и экономической нестабильности может вынудить Банк России пересмотреть основные этапы реформирования денежно-кредитной политики. Развитие соответствующего механизма передачи денежных импульсов в экономику является важным, но не единственным условием реализации политики инфляционного таргетирования. Без повышения роли финансовых рынков и укрепления доверия экономических агентов к банкам, заметно пошатнувшегося в ходе кризиса, невозможно рассчитывать на то, что политика таргетирования инфляции позволит координировать инфляционные ожидания и сдерживать ценовое давление.

В качестве альтернативного метода макроэкономического регулирования Банк России может попытаться использовать модифицированную версию этой политики, совмещающую инструменты процентного регулирования и таргетирования денежных агрегатов. Не стоит исключать также вероятность краткосрочного смещения акцентов в сторону политики таргетирования валютного курса: неспособная в долгосрочном периоде решить проблему ценовой стабильности, но прозрачная для экономических агентов, она может рассматриваться в качестве временного варианта в условиях формирования рыночных и институциональных механизмов. В любом случае, следствием глобального финансового кризиса и формирования неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры может стать отказ от двойственности целей и ускоренное реформирование денежно-кредитной политики.

Список литературы:

1. Нуреев Р.Н. Деньги, банки и денежно-кредитная политика / Р.Н. Нуреев. – М.: Москва, 2011. – С. 41–45.

2. Астапов К.А. Направления совершенствования денежно-кредитной политики в России // Финансы и кредит. – 2013. – № 25. – С. 75–81.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: