Сбер автотех что это

Обновлено: 18.04.2024

Сбербанк и «Яндекс» в один день объявили о создании компаний для развития беспилотников. Они вступают в борьбу за рынок, оцениваемый в $9,5 млрд через 10 лет. «Яндекс» занимается таким транспортом с 2016 года, Сбербанк — один год

Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС

Руководить SberAutoTech будет Андрей Василевский, до этого возглавлявший департамент SberDigitalAuto. По его словам, новая платформа «позволит обеспечить дистрибуцию российских технологий в автомобили». «Это и «умные» помощники водителя, и беспилотные технологии, и стандарты взаимодействия с «умной» дорогой. Экосистема «Сбера» предоставляет уникальные возможности для развития данного направления», — сказал он.

За несколько часов до Сбербанка о выделении направления беспилотников в отдельную компанию объявил «Яндекс». Его компания будет называться Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG), до этого темой беспилотных автомобилей в числе других занималось «Яндекс.Такси». В рамках реструктуризации «Яндекс» выкупит часть доли Uber в Yandex SDG, а также дополнительно инвестирует в новую компанию $100 млн и выдаст конвертируемый заем еще на $50 млн. В результате его доля в новой компании составит 73%, доля Uber — 19%, а оставшиеся акции будут направлены на мотивационную программу для сотрудников.

Фото:Евгения Новоженина / Reuters

Какие перспективы у технологии беспилотных автомобилей в России и на каком этапе развития находятся игроки рынка, разбирался РБК.

Как «Яндекс» и Сбербанк развивают беспилотники

Фото: Spencer Platt / Getty Images

40% в год — уже норма: как живет Аргентина в условиях рекордной инфляции

Фото: Shutterstock

Alibaba торгуется по рекордно низкой цене. Стоит ли покупать

Фото: Kimberly White / Stringer

На США надвигается рецессия. Как действуют Джордж Сорос и Рэй Далио

Фото: Pexels

Сотрудники воруют на работе: какие 10 мер помогут этого избежать

Фото: Andyfang / Twitter

Сооснователь DoorDash: отличной идеи недостаточно для создания бизнеса

Фото: Shutterstock

Услуги консалтинга востребованы как никогда: чего хотят компании

Фото: Jeff J Mitchell / Getty Images

Как вернуть себе и сотрудникам спокойствие и веру в будущее — 5 шагов

Зачем главы крупнейших компаний чистят туалеты и едят собачий корм

Сбербанк обозначил свой интерес к развитию беспилотников в 2019 году. Вместе с Cognitive Technologies госбанк создал совместное предприятие под названием Cognitive Pilot. Компания должна была работать над развитием усовершенствованных систем помощи водителю автомобиля (ADAS) на базе технологий искусственного интеллекта и систем автономного управления наземными транспортными средствами и промышленными устройствами.

Как пояснил представитель пресс-службы Сбербанка, Cognitive Pilot специализируется в области самоуправляемой сельскохозяйственной техники, рельсового транспорта, радаров, сенсоров и других. Она тесно сотрудничает с созданным в банке в апреле 2020 года департаментом SberDigitalAuto. Сбербанк изначально планировал для автомобильных платформ создать специализированную компанию, пояснили в его пресс-службе. «Умный цифровой транспорт — это не только автономное вождение. Автомобили, общественный транспорт, такси, каршеринг — наши клиенты проводят существенную часть времени внутри автомобиля. Мы хотим, чтобы люди перемещались безопасно и комфортно, поэтому инвестируем в создание автомобильной операционной системы и беспилотные технологии», — рассказал представитель Сбербанка.

По словам источника РБК на автомобильном рынке, пока у Сбербанка нет готового беспилотного автомобиля, но компания планирует создать его с использованием лидаров — специальных сенсоров, которые сканируют окружающее пространство и создают трехмерное изображение окружающей среды. По технологическому принципу беспилотники Сбербанка будут схожи с продуктом «Яндекса», говорит собеседник РБК.

Фото:Кирилл Кухмарь / ТАСС

До недавнего времени Сбербанк и «Яндекс» были партнерами в компаниях «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет» (помимо одноименной интернет-площадки развивает маркетплейс «Беру!»). Но в конце июня объявили о разделе совместных компаний. Как пояснял первый зампредправления Сбербанка Лев Хасис, «конкуренция между экосистемами Сбербанка и «Яндекса» стала нарастать».

Какие перспективы у беспилотников

К 2030 году объем всего рынка беспилотного транспорта в России может составить порядка $9,5 млрд в случае запуска коммерческих беспилотных грузоперевозок, или $4 млрд — при их отсутствии, прогнозировал банк UBS в середине 2019 года. Стоимость направления беспилотных автомобилей «Яндекса» к тому же сроку UBS оценивала в $2,6–6,4 млрд, допуская, что компания может стать монополистом на рынке.

«Сегодня уже очевидно, что автоматизация движения транспорта — это реальность не очень далекого будущего, — указал представитель КамАЗа, также занимающегося темой беспилотников. — Поэтому появляются и новые игроки, которые хотят выйти на этот перспективный рынок уже сейчас». Развитие беспилотников логично для Сбербанка, считает представитель НП «ГЛОНАСС». «Рынок огромен. SberAutoTech имеет большой потенциал и может составить конкуренцию на мировом рынке», — отметил он, добавив, что команда компании известна на рынке.

Фото:Егор Алеев / ТАСС

Что касается «Яндекса», уже тестирующего беспилотники, то, выделяя направление в отдельную компанию, он поступает по примеру зарубежных игроков — Uber и Waymo (принадлежит холдингу Alphabet, владеющему также Google), отметил Кирилл Жанайдаров, замруководителя департамента ЖКХ, транспорта и благоустройства фонда «Сколково» по вопросам транспорта. «После выделения беспилотного направления в отдельные компании зарубежные конкуренты «Яндекса» смогли привлечь внешние инвестиции. Вполне возможно, коллеги из «Яндекса» также стремятся привлечь внешние средства в проект по развитию беспилотников или стороннего партнера, например Hyundai», — рассуждает Жанайдаров. Представитель «Яндекса» подтвердил: «Мы не исключаем сценарий привлечения сторонних инвестиций в Yandex SDG». Но кто может выступить партнером, не уточнил.

Представитель Национальной технологической инициативы по направлению «Автонет» напомнил, что уже сейчас в России есть возможность коммерческой эксплуатации беспилотных автомобилей для перевозки грузов. «Компании хотят начать использовать беспилотные автомобили в качестве такси. Масштабных коммерческих перевозок все еще нет ни в одной стране мира, но мы убеждены, что российские разработчики уже готовы к тестированию новых коммерческих моделей или будут готовы к этому в самое ближайшее время», — отметил он.

Когда машины без водителей появятся на дорогах

Сейчас тестирование беспилотных автомобилей возможно в отдельных регионах, но, согласно постановлению правительства № 1415, за рулем беспилотника должен быть инженер, который сможет взять на себя управление в случае нештатной ситуации. В конце февраля власти расширили список регионов, где можно тестировать такие машины. Кроме Москвы и Татарстана эксперимент распространили на Чувашию, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Краснодарский край, Санкт-Петербург, а также Владимирскую, Ленинградскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую и Самарскую области.

В апреле 2020 года Путин поручил правительству до 31 мая разработать комплекс мероприятий по тестированию и поэтапному вводу беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования без водителя за рулем. Привлеченные к этой работе представители «Яндекса», КамАЗа, Сбербанка и группы ГАЗ разработали совместный план по расширению условий эксплуатации беспилотных автомобилей, предложив к декабрю 2022 года разрешить полноценную эксплуатацию беспилотников, в том числе для платной перевозки пассажиров и грузов, а к декабрю 2023 года — полностью снять запрет на использование беспилотников без водителя. План поддержала и замминистра экономического развития Оксана Тарасенко.

Сейчас совместный план компаний и Минтранса находится на согласовании в администрации президента, рассказал РБК источник среди компаний — разработчиков плана. Дедлайн по его разработке перенесли на сентябрь в связи с эпидемией коронавируса, уточнил он.

«ФЛИП» представляет собой автономное такси будущего без привычных элементов управления. В нем размещается до шести человек, им доступны виртуальный ассистент и сервисы из экосистемы «Сбера». Прототип покажут на ПМЭФ в начале июня

SberAutoTech — компания, входящая в экосистему «Сбера», представила прототип полностью автономного электрического транспорта собственной разработки под названием «ФЛИП».

В основе электромобиля лежит платформа собственной разработки, которая приводится в движение электродвигателем, а источником питания является модуль сменных батарей. Компоновка «ФЛИПа» позволяет использовать также газ и водород в качестве источника энергии.


Как заявляют разработчики, компоновка позволяет заменить элементы питания за пять минут. «Данное решение фактически снимает действующие ограничения для использования электротранспорта: долгую зарядку стандартных батарей и их высокую стоимость, продиктованную необходимой емкостью и запасом хода электрического транспорта», — сообщили в SberAutoTech.

Фото:Дмитрий Серебряков / ТАСС

Габариты у новинки сравнимы с размерами обычного легкового транспорта — 3,62 м на 1,95 м. Однако «ФЛИП» является прототипом полностью автономного транспорта без привычных систем управления. Благодаря этому внутреннее пространство больше на 40%, что позволяет разместиться шести пассажирам.

Фото: Joe Raedle / Getty Images

Вы хотите выплатить дивиденды акционерам. Как отказаться от моратория

Экономика РФ вступила в период изменений. Как это сказывается на банках

Неторопливый миллиард: как россиянину успешно выйти на рынок Индии

Фото: Carl Court / Getty Images

Компания переезжает на новое место, а сотрудник отказывается. Что делать

МТС неожиданно решила выплатить дивиденды. Что это значит

Фото: Andyfang / Twitter

Сооснователь DoorDash: отличной идеи недостаточно для создания бизнеса

Когда щедрость работодателя к выплатам премий заинтересует ФНС — кейсы

Фото: Justin Sullivan / Getty Images

Эпоха iPod: как Apple создала самый популярный плеер в истории

«ФЛИП» позиционируется как полностью автономное и безопасное такси будущего, которое, в качестве альтернативы может заниматься и грузоперевозками. Электробеспилотник будет интегрирован в экосистему «Сбера»: пассажирам будут доступны навигация по сервису 2ГИС, музыка от СберЗвука и видео от онлайн-кинотеатра Okko.

Эксплуатация электромобиля будет доступна через специальное приложение с виртуальным ассистентом. Во «ФЛИП» встроена система распознавания лиц. Безопасность автономного движения обеспечивается за счет комплекса лидаров, радаров и камер, которые распознают пешеходов, препятствия, окружающие объекты. Технология позволяет электромобилю коммуницировать как с дорожной инфраструктурой, так и с другими «ФЛИПами».

Сейчас SberAutoTech проводит доводочные тесты прототипа в соответствии с законодательством для полностью беспилотного транспорта — только на закрытых территориях. «ФЛИП» покажут 2–5 июня на Петербургском международном экономическом форуме.

Фото:Julian Stratenschulte / dpa / Global Look Press

Сервис позволяет взять машину в аренду на срок от шести месяцев до трех лет. «Сбер» рассчитывает, что до конца 2021 года в аренду будут предоставляться 2–3 тыс. автомобилей (в Москве и области, а также в Санкт-Петербурге), в следующем году — 5 тыс. К 2025 году сервис планирует выйти на парк около 30 тыс. автомобилей.


Беспилотные такси проходят долгий процесс тестирования перед тем, как начать возить пассажиров на городских дорогах. Сначала они ездят по закрытому полигону, затем выезжают на дороги с водителем испытателем, а после этого могут начать возить людей, причем на каждый из этих этапов могут уходить годы. Как правило, компании-разработчики беспилотников начинают поездки с пассажирами не с внешних людей, а со своих сотрудников. В частности, именно так запускаются сервисы беспилотного такси в США. Проверив на сотрудниках, что сервис работает удобно и понятно пассажирам, компании запускают публичное тестирование, а затем и начинают брать деньги за поездки, если это позволяют законы.

В России разработкой беспилотного такси занимаются несколько компаний, в том числе Яндекс, Сбер и StarLine. Из них тестовые сервисы такси, доступные для обычных людей, пока есть лишь у первого: сейчас они машины работают в Сколково и Иннополисе, а весной должен появиться сервис в московском районе Ясенево. Сбер (а конкретно — подразделение «СберАвтоТех») до недавнего времени рассказывал лишь об обычных испытаниях беспилотных автомобилей, в которых машины ездили только с водителем-испытателем. Теперь компания рассказала, что начала возить сотрудников по двум маршрутам между станцией МЦК «ЗИЛ» и офисом, расположенным неподалеку.


Интерфейс вызова такси на умном экране

На заднем ряду сидений установлен планшет, в котором пассажир может подтвердить, что он готов к поездке, и отслеживать ее состояние, а также смотреть на 3D-карту окружающих объектов, которую строит беспилотник. Вызвать машину можно в приложении для смартфона или через умный экран. Компания отмечает, что планирует с помощью тестовых поездок проверить, насколько комфортно устроена система взаимодействия пассажира с машиной, чтобы затем масштабировать сервис и допустить к нему обычных людей, не работающих в компании.

Недавно в России вступил в силу экспериментальный правовой режим, регулирующий езду беспилотных автомобилей по дорогам общего пользования. Среди прочего, он позволяет разработчикам таких автомобилей запускать коммерческие сервисы беспилотного такси и даже ездить вообще без людей в салоне (но с удаленным оператором).


Десяток прототипов Сбера на базе универсала Kia Ceed SW впервые выкатился на улицы Москвы в декабре 2020 года «для испытаний в условиях зимнего мегаполиса». За рулём всегда сидит водитель.

Издание «Коммерсант» с помощью системы «СПАРК-Интерфакс» выяснило, что ПАО «Сбербанк» через ООО «Цифровые активы» выкупило у фирмы «Кейджи Импэкс» белорусскую компанию «Ё-инжиниринг». Она считается правопреемницей предприятия «Ё-Авто», разрабатывавшего паркетник Ё-мобиль (2010–2014). Сбер подтвердил покупку, не назвав сумму сделки, но признал, что бенефициаром выступает дочерняя компания Sber Automotive Technologies (SberAutoTech). Она создана в сентябре 2020-го на основе департамента SberDigitalAuto. Теперь ей достанутся Ё-специалисты и Ё-технологии.


Опытный образец ё-кроссовера образца 2013 года (4276×1783×1664 мм, между осей 2550) был оборудован незатейливым шасси (стойки McPherson плюс балка), битопливной (бензин, метан) «четвёркой» 1.4 (75 л.с., 104 Н•м) от Фиата, редуктором и полным приводом.


На заднее стекло Сида наклеен опознавательный знак «А» («Автономное управление»), который до марта 2022 года применяется в порядке эксперимента. Прототип Сбера полагается на «бортовой компьютер собственной разработки» и карты 2ГИС.

По данным «Коммерсанта», в СберАвтоТехе работают в том числе перебежчики из Яндекса SDG. Одним из основных партнёров Сбера с осени 2019-го выступает российская фирма Сognitive Technologies, известная по софту для беспилотного КамАЗа. Совместная программа Cognitive Pilot претендует на третий и даже четвёртый уровень автопилота. Компания «Ё-инжиниринг» машинами-роботами не занимается, но имеет опыт в электромоторах, трансмиссиях, инверторах, генераторах, батареях, проектировании кузовов и шасси.

Константин Болотов, 16 февраля 2021 в 14:29. Фото: Sber Automotive Technologies

В апреле 2020 г. Сбер в рамках своей экосистемы создал беспилотную компанию Sber Automotive Technologies (сокращенно SberAutoTech, СберАвтоТех). А уже в конце 2020 г. компания показала свой беспилотник.


Всего через 7 месяцев после старта работы, в конце декабря 2020 г., после нескольких циклов исследовательских и конструкторских работ, Сбер показал свою первую версию беспилотника. Робокар создан на базе универсала Kia Ceed Sporty Wagon 2020.

В итоге в декабре 2020 г. беспилот Сбера начал тестироваться на общих дорогах Москвы. Пока что поездки проходят с водителем-испытателем за рулем, так как в России на реальных улицах пока запрещено тестирование беспилотников без испытателей. Начало тестов зимой - это дополнительное испытание робокара на умение работать в холодную погоду, сильную влажность, снегопад и во время плохой видимости на дорогах.



Свое программное обеспечение и железо

Беспилотники СберАвтоТех используют собственное ПО и бортовой компьютер, который подключен к картографическому сервису 2ГИС. Напомню, что Сбербанк купил 72% 2ГИС в 2020 г. для встраивания карт сервиса в свою экосистему, в том числе в беспилоты.

Лидарный путь

Сбер пошел по лидарному пути создания робокара, в отличие например от Tesla, которая не использует лидары. Официальной информации пока нет, но по фото похоже, что на машинах установлены лидары Velodyne (как минимум 4 штуки для кругового обзора). Также беспилотник наверняка использует камеры и радары. Это такой же подход как у беспилотов Яндекса и Waymo (Alphabet Inc., Google).

В целом машина смотрится достаточно красиво, а блок с сенсорами наверху не выглядит слишком массивным, особенно для первой версии робокара. Судя по форме блока на беспилотнике кроме лидаров также установлены 6 радаров и 4 камеры. Это предположения по вырезам в коробке.



Компания пока что не сообщает о количестве машин, хотя до конца 2020 г. планирует выпустить на дороги как минимум 10 беспилотников, а в 2021 г. дополнительно увеличить автопарк. При этом каждый беспилот можно узнать по характерной графике и знаку "А" (Автономное управление или автономное транспортное средство).

В Сбере сообщили, что машины прошли все нужные предварительные тесты и получили разрешения на поездки по общим дорогам.



О компании SberAutoTech

СберАвтоТех - это дочка Сбербанка, которая создана для развития технологии автономного вождения и создания собственной беспилотной операционной системы. Сбер планирует создавать свои транспортные сервисы, связанные с беспилотниками, например роботакси, а также возможно продавать свою ОС другим компаниям и сервисам.

СберАвтоТех была выделена из департамента SberDigitalAuto, который работал над созданием автомобильных сервисов в экосистеме Сбера. Руководителем СберАвтоТех стал Андрей Василевский, который возглавлял SberDigitalAuto. Андрей Василевский: "Сбер создает автомобильную платформу, позволяющую обеспечить дистрибуцию российских технологий в автомобили. Это и умные помощники водителя, и беспилотные технологии, и стандарты взаимодействия с умной дорогой. Экосистема Сбера предоставляет уникальные возможности для развития данного направления".

Подробнее о создании компании СберАвтоТех читайте в этом материале.

Генеральный директор SberAutoTech Андрей Василевский.


Председатель правления Сбера Герман Греф


Первый заместитель председателя правления Сбера Лев Хасис


Разработчики беспилотников Сбера

Владислав Марков, один из разработчиков беспилота Сбера. Материал с Романом:
Владислав Марков, SberAutoTech (Сбер): как работают беспилотники


Закажите беспилоты и роботов или консультацию по роботизации и автоматизации и да пребудет с вами беспилот!

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: