Школа 21 от сбербанка в чем подвох

Обновлено: 28.03.2024

Доброго времени суток. Нужна помощь лиги юристов. 18 ноября 2018 года сбербанк открыл школу программистов (школа 21). Летом я узнал о наборе студентов на отборочный этап (бассейн) в данную школу, сходил на очное собеседование и меня приняли на отборочный этап (далее бассейн). Перед поступлением нас попросили подписать предварительные договора, в которых сказано, что при успешном поступлении мы обязаны подписать договор №2 на основное обучение.

20 ноября я приехал на учебу, но меня не пустили в школу. Это произошло так: в холле была сотрудник школы 21 Руслана Кудрявцева, я подошел узнать в чем дело, она кому то позвонила и потом сказала что я не смогу учиться в школе 21 без объяснения причин. Я был в шоке, но более со мной никто разговаривать не стал.

Надо отметить, что мне на почту приходили письма только об успешном поступлении, а также приглашение на открытие школы. Никаких писем об моем отчислении не приходило. Так же в рабочей области карта курса была мне доступна. Позже мне поставили статус left study (оставил учебу). Еще позже кто то поменял в личном кабинете школы адрес электронной почты и я утратил доступ в рабочую область.

В тот же день 20 ноября я написал в facebook на тот момент директору школы Валерии Заболотной ( других способов связи на тот момент я не нашел). Ответа не получил. Так же писал другим работникам школы просьбы разъяснить ситуацию, только один мне коротко написал: руководство школы не захотело заключать с тобой договор. Остальные все не ответили.

В договоре, который я подписал, есть такой пункт о том, что если я не выполняю определенное количество заданий за один год, то обязан выплатить штраф 50 000 рублей.

Как быть? Стоит ли требовать от школы подписанные мною договора? Или может потребовать справку о том что я ничего не должен школе? Посоветуйте что предпринять.

Почему я сделал вывод о том что есть риск штрафа? Потому что мне сегодня на почту пришло следующее письмо:

Есть повод для встречи!Обязательная встреча для студентов 0 уровняПривет!

Скорее всего ты забыл(-а), что один(-а) из избранных, за чьими плечами неистовый пусть под символичным названием Бассейн!

Мы хотим встретиться, чтобы узнать как дела и выяснить, где же тот запал, с которым ты так рвался(-ась) на Основное обучение!

Не так давно в рекламе узнал я о чудо-школе School 21. Первое впечатление от всего прочитанного сложилось замечательное. Никто тебя не трогает, дают задания, ты спокойно всё делаешь. Тут и работа в коллективе, и интересные знакомства, и 2 практики в крупнейших it компаниях страны, да плюсом все бесплатно с проживанием в общежитии (Казань). В общем, это был мой шанс! Сам я уже достаточно долго занимаюсь разработкой, работаю в небольшой it компании, занимаюсь как фронтом, так и бэком, проще говоря, что такое функция я знаю. Но на данным момент чувствуется определенный барьер. Иногда появляется кучу работы, иногда так много всего на изучение, что сложно за что-то взяться. Да и связи полезные завести было бы неплохо. Я твердо решил — нужно поступать.

Прошел онлайн тестирование, пригласили на встречу. Обо всем по порядку расскажу.

Для поступления нужно было пройти несколько этапов:

Первый этап: тестирование

Поначалу я думал, это самое сложное (кроме бассейна), ведь после этого идет видеоинтервью (о нем позже) и бассейн. Должны пройти лучшие (нет).

В тестировании 2 задания: первое на кратковременную память (на экране клетки меняют цвет, ты щелкаешь на них после того как погасли), длительность 10 мин. Второе на логику. Никаких инструкций, минимум букв, сам думаешь что делать. Я разобрался минут за 7-10. В целом, обладать высоким интеллектом для решения не нужно совершенно, а вот то что пригодится — умение долго думать над задачей и не опускать руки если не выходит. Длительность 2 часа.

Думаю так: если вы умеете читать статьи более чем на 5к символов (не просто пробегать глазами, а вдумчиво читать), вы пройдете. Если ваш удел — листать мемы с подписями на 3 буквы — может и у вас прокатит, судя по коллективу, сидящему на встрече и докладчику (об этом позже), шансы есть у каждого.

Второй этап: видеоинтервью

После всего этого, примерно, через сутки вам будет выслана информация о том прошли ли вы.

Хочу отступить на минуту. Скажите, есть ли тут те, кто не прошел первых этап? Могли бы вы рассказать что вы там такого делали? Сколько смогли пройти заданий? Мне реально интересно узнать.

Вас пригласят на видеоинтервью. Я надеялся, они выделят время на каждого ученика и будут задавать реально интересные вопросы о том что ты умеешь, чему хочешь научиться. Что есть на деле? А на деле, вы должны записать 6 видео с ответами на самые клишированные вопросы, что можно было придумать. Пройти можно как на пк, так и на телефоне, что является плюсом. Из минусов: Вы не можете перезаписать ответ, на прочтение и обдумывание вопроса дается ограниченное время (20-40 сек., точно не помню). Из-за чего может возникнуть ситуация, в которой вы не поняли вопрос, не смогли придумать ничего адекватного для ответа, вас отвлекли или ваш домашний птеродактиль уронил утюг. Все что угодно, вы не сможете перечитать вопрос, перезаписать ответ или просто поставить интервью на паузу. За то можно посмотреть ваши ответы после. А значит вы сможете знатно поржать над тем как ужасно вы получились, какую чушь несли и какие же там тупые вопросы, а вот и они (не знаю можно ли их заливать, но коль не хотите, не оставляйте к ним доступ):

Обучение в школе 21 будет проходить по твоему личному расписанию, но до старта тебе предстоит пройти 4-х недельный интенсив («бассейн») в N городе по обучению программирования. Он будет проходить во время Z в режиме full-time или X. Какой именно бассейн ты выберешь и как это сочетается с твоими личными планами?

Делайте выводы сами, если это именно то что они хотят о вас узнать.

Вопросы могут отличаться, «интервью» проходило осенью 2019 года.

Мне не понятны все эти ограничения, но они есть, и есть, я думаю, для галочки. Если в них существует практический смысл — объясните его.

И снова, если кто не прошел это, что вы там на видео такое вытворяли?

Третий этап: Встреча

Бояться тут нечего. Вы уже из миллиарда «избранных», что прошли все эти «круги ада». Вас пригласят в выбранный вами город в назначенное вами время и дату (дается из списка), записаться нужно за 2 недели, места быстро расходятся. Если вы проживаете не в городе, в котором будет проходить собрание — поездку вам никто не оплатит, что уж говорить о квартире или отеле. Я, лично, сильно потратился так как ехать мне за 3х9 земель, да и для жизни пришлось снять квартиру на сутки (отель будет такой же ценой, но по удобству квартира во много раз лучше).

Внимание! Все что дальше я буду писать касается именно моей встречи, на вашей встрече пончики могли раздавать, да на пони катать. У меня же было так.

Итак, вы пришли, вас будет ждать очень высокомерный и неприятный человек (у меня было так), который покажет, куда вам идти. Объяснять вам никто ничего не будет, думайте сами.
Вам выдается 3 документа на подпись: 2 экземпляра договора о поступлении, 1 соглашение о конфиденциальности (не помню, как точно называется, но суть ясна). Последний меня удивил. В договоре присутствует пункт о передачи ваших личных данных (ФИО, номера телефона, даты рождения и еще некоторой информации) третьим лицам без вашего ведома. И делать они, конечно, это могут. Так что будет интересно посмотреть когда там мне начнут названивать из банков с предложениями о кредитах и акциях. Так же, они будут иметь право использовать по своему усмотрению записи с камер, стоящих в зале, без предварительного уведомления вас. Критично ли все это? Для кого как. Лично для меня не приятно.

А вот с первым договором все совсем весело. По мимо банальности, вроде, компы не ломать, учиться, не гулять, есть свод правил, вот те, что меня сильно повеселили:

image
image

В особенности пункты, в которых они могут раздать ваши вещи и еду.

Так же присутствует пункт: «На территории запрещено все, что явно не разрешено».

Теперь о самой презентации. Представление состоит из: 89% о том какие они классные (вода), 10% ответ на вопросы, 1% о том что нам стоит ждать.

Судя по руслу, в которое вел ведущий, им было бы приятнее там видеть совсем нулевых господ, сильно меня рассмешила его фраза «Самоучкам у нас обычно сложно, они приходят, думая, что все знают и теряют время зря. Я вот пришел, ничего не зная, и прошел.» Первый вопрос, который у меня возник: а вы там не самоучек готовите?

Гордятся числом в 25% девушек (не знаю, что тут особенного).

Теперь о обучении, оно проходит полностью на языке Си, для меня это не является плюсом, скорее минус, было бы хорошо, если давали возможность выбирать язык для решения задач, но по какой-то причине учеников снова ограничивают. Обещают писать остальные проекты на других языках, об этом ни слова подробно сказано не было. Так же, держат в секрете весь план обучения (возможно, его просто нет), что странно. Это все что я могу рассказать, как я и сказал, о обучении будет ~ 1%.

Практику и правда обещают, на экране висели серьезные компании, вроде яндекса и сбера, но меня смутила одна история докладчика: нескольких парней на практике засунули на перебор бумажек, а не на работу с кодом, что подтолкнуло меня на мысль о том что компании серьезно не воспринимают выпускников / учеников школы, хотя в сберовских статьях обещали очередь из работодателей. А принимают их на практику потому что попросил Греф (имхо).

Аудитория. Как я понял по вопросам, на 90% состоит из тех, что Hello world не выводили, сам же рассказчик для проверки заданий аудитории задал вопрос: Что такое терминал? (у меня нет слов). Причину по которой они набирают совсем нулевых я найти не могу, сейчас есть достаточно ребят, которые что-то могут, хотят учиться, но не хотят идти в универ.

Общежитие! Это важный пункт, который должны прочитать те, что хотят поступать из других городов / стран. К обитателям общаги отношение особенное. Вам придется проходить все испытания в разы быстрее (это обязательное условие, о котором было объявлено), держать долго вас там ни у кого нет желания. На бассейне, который буду проходить я, общежития не будет, на данный момент оно строится, увидеть планы общаги, посмотреть на зал для работы возможности нет. И снова все очень странно и сомнительно.

Как вы могли понять, после всего этого мой энтузиазм по поводу данного заведения пропал. Никакой информации о обучении, повышенные требования к приезжим, набор не по знаниям, а просто так, все это выдает желание неких людей заработать деньжат или очков похвалы от государства (я ничего не утверждаю), никого обучать там не собираются, а существовать эти курсы будут еще недолго. Пойду ли я на этот бассейн? Схожу, ничего не потеряю, но если я не прав, обрету. Если пост наберет положительные отзывы, напишу ещё статью о бассейне после посещения.

Не забывайте про вопросы, ответить постараюсь на все. Спасибо.

И да, это моя первая статья :)

Update: Нашел задания с разных бассейнов (можно примерно оценить, что будет ждать): клик, а так же по запросу: pool 21. Порекомендовал один из участников бассейна, спасибо ему за это.

В этом году начал обучение первый поток нашей «Школы 21», созданной Сбербанком по модели известной французской L’Ecole 42. Нет учителей и учебного расписания, есть лишь поток проектов, дедлайны и удобные рабочие места. Обучение в «Школе 21» бесплатное для всех независимо от гражданства. Этот пост посвящен историям студентов первого потока, которые расскажут, как отважились на эту авантюру и что она представляет собой изнутри.




— Привет, ребят! Как вы попали в «Школу 21»? Как решились на такой поворот?


Артем: До «Школы 21» я учился на первом курсе магистратуры в университете в Санкт-Петербурге и работал в концерне НПО «Аврора», который создает оборудование для военно-промышленного комплекса. Работал инженером, в соответствии со своим дипломом бакалавра — направление «Управление в технических системах», профиль «Управление судовыми электроэнергетическими системами и автоматика судов». Если не углубляться, то занимался настройкой оборудования. Выбрал такую специальность, потому что на нее хватило баллов ЕГЭ. Романтики мало. А вообще еще со школы хотел заниматься программированием.

Однажды летом от чат-бота Сбера пришла новость о «Школе 21». Я пробежался по ней, добавил в закладки и забыл. В октябре снова где-то наткнулся на эту школу, стал копать глубже. Увлекся, прошел первые тесты, через несколько часов пригласили на личное собеседование. Рассказал девушке, что нам нужно будет съездить в Москву — со стороны это наверняка выглядело какой-то непонятной авантюрой. Съездил, прошел личное собеседование, получил письмо о зачислении в «бассейн» (интенсивный курс обучения программированию — 4 недели по 10-14 часов в день, по итогам которого можно поступить на длительное обучение).

И вот поворотный момент. Или сейчас изменяешь жизнь и занимаешься в будущем тем, что действительно нравится и вдохновляет. Или остаешься в университете на специальности, которая не очень интересна, и занимаешься этим дальше по жизни. Решил рискнуть. Работодатель вошел в положение, без проблем отпустил и дал отпуск на все время «бассейна». По поводу университета не запаривался, предварительно по максимуму все позакрывал и просто уехал. Прикинул, что если со «Школой 21» не выйдет, то за пару месяцев успею позакрывать все, что осталось.

Прошел бассейн, вернулся в Питер. Был в третьей волне студентов. В понедельник был крайний срок ответа по зачислению. Переживал, даже начал делать лабораторные работы для университета. Но когда пришло письмо о зачислении, закрыл все и расслабился.

На следующий день я с утра приехал на работу и написал заявление об увольнении. Было немного жалко, коллектив там очень хороший. Но этим одним этим сыт не будешь. Приехал в «Школу», подписал договор. В итоге пришлось отказаться от вуза и работы, уехать от друзей и девушки.


Кирилл: Я приехал со Ставрополя, это примерно 1500 км от Москвы. Все началось с того, что я недобрал баллов по ЕГЭ, и это обрушило мои планы по поступлению в ВШЭ (Высшую школу экономики). Подвело сочинение по литературе. Начал гуглить «как поступить в вуз без ЕГЭ» и нашел «Школу 21».

То, что я прочитал, показалось мне убедительным, но нужно было еще убедить родителей. Как доказать им, что это лучше вуза? Я много рассказывал им про французскую «Школу 42». Они послушали-послушали и сказали: «А может, все-таки через год попробуешь?» В итоге родителей сразу не уговорил, просидел месяц дома и в первый поток «Школы 21» не попал. Через месяц меня сильно подогрели отзывы первого потока, и родителей я все-таки уговорил. Поехал на вторую волну.

Сначала на «бассейне» было жутко тяжело, я вообще не понимал, что делать. Познакомился со знающими ребятами. Мы делали проект день, два, все было хорошо, все успели сдать. На третий день снова был дедлайн, и я не успел, так как стало сложнее. На четвертый все повторилось, дедлайны начали накапливаться. Психанул, даже засобирался домой. Но потом успокоился и понял, что это мой единственный шанс. К тому же, после традиционного образования это все равно было похоже на мечту — сам распределяй время, прокачивай скиллы. Прямо как в MMORPG.

По трем экзаменам в «бассейне» получил совсем низкие баллы. Но они постепенно росли — сначала 15, потом 17, потом 22 балла. С таким переменным успехом думал, что после «бассейна» придется возвращаться в Ставрополь. Но через месяц, как подарок судьбы, пришло приглашение!

Со временем, кстати, мы заинтересовались критериями приема в «Школу 21». Есть много предположений на эту тему, никто точно не знает. Говорят, критериев всего 15. Говорят, «Школа 21» заинтересована больше в людях без особого бэкграунда, чтобы не надо было переучивать людей, но это не точно, поэтому если вы собираетесь поступать, не стоит таить свои реальные знания.


Настя: Год назад я закончила бакалавриат ВШЭ, факультет востоковедения, специализация «Япония и японский язык». После университета пошла работать в крупную японскую компанию в Москве.

Проработала там почти год. Это было невероятно скучно. Да, общаешься с японцами, но надо постоянно вникать в какие-то схемы инвестиций, логистики, продаж. Причем в ракурсе поставок полиметилметакрилатов и пестицидов. 20% времени люди реально что-то делают, а 80% — пишут, что и зачем они сделали. Думаю, это общая проблема крупных компаний вообще и японских отдельно, но кое-что зависит и от отрасли. Ждала конца рабочего дня как праздника, невыносимо. Хватило меня на полгода, в этот момент, несмотря на хорошую зарплату и коллег, я твердо решила что-то менять в жизни.

Объявление о «Школе 21» увидела в «Ведомостях» — ее и другие газеты мне нужно было читать по работе. Долго все это витало на уровне прикольной идеи, как и многие другие судьбоносные вещи в моей жизни. Решила попробовать. Вообще, долгое время я считала себя чисто гуманитарием, у меня в семье целая династия гуманитариев. В школе мне нравилась математика, информатика, но считалось само собой разумеющимся, что я пойду на какой-нибудь гуманитарный факультет. Даже не думала сдавать ЕГЭ по информатике. Но в конце университета стала задумываться: почему бы не попробовать себя в программировании? Ведь это именно тот тип работы, который я люблю, когда есть конкретная проблема, и ищешь максимально эффективное решение. Не сидишь за бумажками, не убеждаешь людей купить именно ваш продукт.

Хотя у меня не было фоновых знаний по программированию, первые вступительные тесты я смогла пройти без проблем. Первый был на память, на повторение комбинаций из зажигающихся квадратов. Когда дошло до комбинации из 64 квадратов, я уже завалила тест. Второй тест был на подбор алгоритм *название*, который приведет курсор из точки А в точку Б. Тест был разделен на уровни, нужно было пройти максимум за час, и я прошла 12 уровней. Мне показалось, что я сдала не очень хорошо, но потом прошла, пришла на личное собеседование и попала в «бассейн».

Сейчас учусь и чувствую, что мне не хватает теоретических знаний — в матане, тервере, комбинаторике. Все-таки у многих ребят такие знания уже есть. В бассейне из-за этого мне нужно больше остальных трудиться, и в среднем я проводила за занятиями по 14 часов все 28 дней. Это было хорошее испытание для меня, моих близких, моего мужа, который все это время меня не видел — я жила словно отшельник.

«Бассейн» меня физически вымотал, но до последней недели я не чувствовала усталости. Единственное, о чем сожалела, — это нехватка времени. Не успеешь сделать одно задание, уже дают следующее. Если не разобрался в предыдущем, нужно догонять, объединять. В общем, было трудно, но чертовски классно.


Максим: В школе я немного занимался информатикой, брал какие-то связанные курсы на Coursera, общался с друзьями на эти темы. Но вплотную не изучал. Я получил гуманитарное образование госслужащего, года три еще работал моделью в Европе и России. После вуза пошел в армию. Интересно, что в армии, хоть у меня была спортивная подготовка и навыки работы с бумагами, самыми полезными оказались базовые навыки программирования.

После армии задумался, что делать дальше. Карьера модели уже не привлекала — наверно, возраст не тот, да и вообще не моя сфера. С госслужбой был некоторый опыт — успел понять, что это скучно, неинтересно и бесполезно. А вот программировать было интересно — это созидание, это на хайпе. Стал искать варианты, нашел техническую магистратуру, несколько интересных курсов. Но это не оправдывало ожидания, не чувствовал нужной отдачи.

В этот момент друг прислал информацию о «Школе 21». Прошел первые тесты на память, алгоритмы, потом пригласили на встречу и на «бассейн». Только там я понял, на что подписался, но это было здорово. Не скажу, что чем-то пожертвовал — я целенаправленно шел к тому, чтобы что-то изменить в жизни.

— Самые яркие впечатления о «Школе»? Что самое сложное в обучении?

Артем: Мне нравится, как здесь построено обучение. Полная свобода действий, могу прийти и уйти когда хочу — в классическом образовании этого не хватает. Могу заниматься с утра до вечера, по ночам. Могу не появляться неделями, но это скажется на успеваемости.

Самое сложное в «Школе 21» — это, наверно, поиск информации для выполнения заданий и проектов. «Школа 21» дает только направление, в котором стоит думать и искать. Впрочем, я считаю, что это правильней, чем предлагать пережеванный материал. Например, дают нам команду в bash, которая выводит список содержимого. А по заданию нужно вывести этот список отсортированный или еще как-нибудь кастомизированный. Чтобы понять, как вывести список с атрибутами, нужно уже копаться самому.


Настя: Во время «бассейна», кстати, с информацией было попроще. Были видеолекции от французских преподавателей, которые давали много важного. Теперь таких материалов нет. На каждую тему есть видео в одну-две минуты, где преподаватель описывает задания и изредка дает подсказки. Например, «вам может быть интересен алгоритм названия». Или «вот тут лучше использовать статические переменные». Все остальное — самостоятельно. Либо ищешь в интернете, либо общаешься с ребятами, которые сделали проекты.

Артем: Конечно, этот путь может привести тебя не совсем туда, куда нужно. Но во время какого-нибудь другого проекта в памяти может всплыть нужный алгоритм из тех, что ты уже где-то видел. Это сразу упростит задачу.


— Как организована учеба?

Артем: Мы приходим в кластеры когда хотим, садимся за любой компьютер и начинаем делать задания. Наши учетки все в интранете.

Настя: В нашей «Школе» четыре рабочих кластера-опенспейса, всего на этаже где-то 500 компьютеров. Сейчас больше, уже открыли третий этаж. Сервера в России и во Франции, все учебные данные там. Однажды на «бассейне» система сбойнула, все несохраненное поудалялось, и это научило нас не откладывать push.

У нас есть «бокалы» — технические специалисты, которые решают наши проблемы с оборудованием и время от времени занимаются троллингом. Если забыть выйти из учетки, велик риск, что тебе собьют кодировки, пропишут слоты на проверку на пару дней вперед, выйдут из каналов в Slack. Или еще как-нибудь поучительно напакостят.

Всего у нас в кампусе три этажа. Первый — раздевалки и ресепшн. Второй — основной, четыре класса с компьютерами, кухни, переговорки, большой атриум, а теперь еще и игровая комната с пинг-понгом. На третьем этаже тоже компьютеры — говорят, там тоже будут проходить «бассейны», экзамены.

Артем: Задания у нас доступны с любого устройства, но запушить можно только с подключенного к интранету iMac в классе. Можно весь проект сделать у себя на компьютере, а в «Школе 21» только сдать его и проверить. Но вообще так делать не стоит, упускаешь полезное общение.

Настя: У всех открыта статистика по реализованным проектам. Когда приходишь в класс, садишься и понимаешь, что твой сосед уже на два проекта впереди, это мотивирует. Сам начинаешь работать с утроенной силой. У нас четыре кластера, и обычно человек сорок в одном классе рядом с тобой сидит. Час пик обычно после шести вечера, когда люди освобождаются с работы. Но можно встретить кого-нибудь и в три часа ночи.

С соседями по рабочим местам мы организуемся небольшими группами по несколько человек, постоянно общаемся. Но ничего не мешает обратиться в другой кластер и что-нибудь спросить. Или поискать в общем чате тех, кто сделал проект.

Проекты оцениваются по системе peer-to-peer. Только после того, как проект оценят несколько человек, его будет оценивать программа. Система оценки не анонимная, так что рано или поздно ты со всеми перезнакомишься. Правда, однажды я столкнулась со мстительным парнем. Сначала я нашла ошибку у него в проекте и снизила ему оценку. Потом ему попался мой проект и он долго, очень долго выискивал в нем ошибку. Все-таки нашел и снизил оценку. Впрочем, я не против — эту проблему не нашли ни четыре других проверяющих, ни проверяющая программа, а это все-таки была ошибка, о которой надо знать. Но реакция у человека все же была необычная — как правило, никто не обижается на такие вещи.


Максим: Да, у нас классно организована геймификация. Помимо проектов есть ачивки, все оценивается в баллах и легко просматривается. И еще добавлю по времени. Нам рекомендуют выделять на учебу 40 часов в неделю, но там уже как получится. За первый год нам нужно набрать определенное количество баллов и таким образом прокачаться до 7 уровня. Затем каждый год будет новый порог по минимальному уровню, плюс обязательные стажировки.

— Да, давайте поговорим о будущем — стажировках, работе. Какие планы? Приглашают на стажировки или может даже на работу?

Максим: Пока нет, мы только пару месяцев учимся, кодим только на Cи. По плану мы должны защитить три общих проекта и только потом будем выбирать одну из четырех веток развития — unix, алгоритмы, графика, веб. Здесь в каждой ветке будут свои проекты, появится специализация, но в трех из четырех веток все равно придется работать на Cи. В таком акценте на Cи, пожалуй, недостаток «Школы 21», поскольку работодатель, наверно, будет спрашивать более прикладные вещи. Сейчас мы пишем на Cи, следим за утечками памяти и постигаем все детали низкоуровневого языка.

Кирилл: Я пока что стараюсь участвовать в интересных активностях, например, хакатонах, активно общаюсь с однокурсниками. Недавно собрали команду ребят из «Школы» и поучаствовали в ITHack, сделали VR-игрушку на Unreal — фоновые знания помогли. Получили приз — VR-шлем. Еще меня на хакатоне пригласили на стажировку в «СИБУР», даже без портфолио — подумаю над этим, когда доучусь до стажировок. Вообще слышал, что уже восемь компаний приходили за нашими ребятами на стажировку. Но пока что у нас низкий уровень, так что никого не взяли.

С февраля в «Школе 21» начнется новый цикл «бассейнов», которые будут проводиться каждый месяц-два. Подробная информация об условиях и форма заявки — на сайте.

Я успешно прошёл бассейн в августе 2019 года. Знаний в кодинге особых не было, только знал синтаксис языка Си. Теперь давайте более подробно и без нытья и с «раскрытием» тайн. Если уже читали про эту школу, то первые два этапа можете пропустить и начать сразу с третьего.

Начнём с ключевых слов:
1. Бассейн — отборочный период длиной в месяц, в течение него решаете задачи, которые каждый день присылают в количестве от 3 до 7 (иногда больше).
2. TIJ — если переводить с французского (потому что во Франции была первая школа), то это общественные работы.
3. Админ — самый главный, царь и хозяин. Как помню, их несколько.
4. Бокал — те, к кому обращаетесь со всеми подряд вопросами, они умеют абсолютно всё. Решают вопросы начиная от нехватки туалетной бумаги, до компьютера, который не работает.
5. Кластеры — помещения с компьютерами, где вы занимаетесь учёбой.

Введение

Сбербанк решил обучать людей без образования, главным критерием является возраст, который должен быть 18+ и до очень большого (не помню порог). Также нужно пройти стадии отбора, длятся они где-то в целом 2 месяца, сначала тесты, о которых расписал ниже, а дальше уже сам бассейн. Обучение проходит на английском языке.
Сразу скажу, что правила, которые привожу в третьем пункте — в открытом доступе, информацию из договора не разглашаю, если интересует более подробно, то можете посмотреть здесь.

Первый этап: Две игры

Вы должны пройти 2 игры. Они достаточно простые, у нас ходили слухи, что всё это формально и отсеивают ботов.

Как говорится на сайте, по времени на всё 2,5 часа:

Первая игра

Перед вами будут квадраты, которые нужно будет запомнить в какой последовательности появлялись и пропадали, а дальше повторить этот порядок.

Вторая игра

Игра на логику. Если желаете узнать на что похожа вторая игра, то вбейте в Play Market «Алгоритм Город Кодирование игры детей животными». Либо просто «игры для программистов».

Второй этап: Видеоинтервью

  1. Пожалуйста, представься. Сколько тебе лет, чем и где ты сейчас занимаешься?
  2. Какие твои планы на 20** год?
  3. Почему Школа 21? Какие твои ожидания от Школы?
  4. Чем планируешь заняться после обучения в Школе 21?
  5. Откуда узнал о Школе 21?

Третий этап: Встреча

Приходите к определённому времени, на которое зарегистрировались у них на сайте. Дальше начинают рассказывать про школу. Говорят, что школа создана для повышения уровня доверия к Сбербанку. На вопросы про бассейн они не отвечают СПЕЦИАЛЬНО, им запрещено рассказывать, также как и тем, кто уже прошёл. Система отбора засекречена. Также, на мой взгляд интересным было то, откуда появилась Школа 21 и как связана со School 42. Ответ: Школа 21 НЕ УКРАЛА идею, они купили франшизу за какие-то невероятно большие деньги.
Плавно переходим к тому, что ровными рядами идёте на подписание договора для участия в следующем отборе. Маленькая ремарка, на себя брать ответственность за разглашение информации не хочу, так что можете посмотреть договор в этом посте, а тут расскажу о конкретных пунктах, из-за которых люди в комментариях немного взбесились.

«В целях безопасности нельзя пользоваться лифтами в здании «Школы 21». » — эти лифты используют люди, которые имеют проблемы со здоровьем, даже со мной во время бассейна были двое участников, которые перемещались на колясках.

«Во всех помещениях школы запрещено спать. » — у нас на бассейне было много людей, который действительно не выходили из кластеров и уходили на первый этаж, где спали на лавочках, правда когда администрация их видела, то выдавала TIJ и таких прецедентов было достаточно.

«Запрещено класть еду или воду на компьютерные столы и подоконники. » — тут всё понятно, имущество Сбербанка и хотят сохранить в чистоте, для этого у них созданы кухни на этажах, где каждый может найти себе место.

А теперь то, из-за чего бесятся многие люди. Администрация наказывает виноватых. Как это происходит? Материшься? TIJ. Пьёшь воду за столом без крышечки? TIJ.

Отработка наказания происходит достаточно просто, регистрируетесь на определённое время, а дальше вам выдают тряпку + средство для экранов, затем со спокойной душой протираете экраны в течение часа.

Также после подписания договора будете фотографировать своё лицо на камеру, чтобы могли проходить через турникеты по face id.

Четвёртый этап: Бассейн

Самое интересное — это бассейн. Каждый день падают новые задания, которые нужно выполнять один за одним. Они все в порядке возрастания сложности. Плюс ко всему здесь есть кланы (коллизии), за которую вы выступаете, здесь идёт активное соревнование, в конце бассейна победителей награждают.

Общее правило для всех задач:
Если в первом задании была ошибка, то все остальные тоже не будут зачтены.

Есть несколько типов задач.
1. Одиночные, даются каждый день, в количестве от 3 до 7 штук.

2. Командные. Команды будут рандомиться системой, часто попадаются 2 тупых и 1 умный.
Что интересного:
Если хоть один из участников не сможет объяснить код, то не засчитывают ни одному из участников команды.

Система проверок:
1. Человеческая. Люди сами проверяют друг друга, система устроена так, что нужно регистрироваться на проверку, за 5-10 минут будет известно кого проверяешь (каждый обязательно должен это делать, в ином случае не сможете сделать так, чтобы ваши задачи проверили и тогда будет 0 баллов).
2. Автоматическая. Система проверки очень жёсткая, там будут абсолютно всячески тестировать ваш код.

Есть ещё пару типов задач, но раскрывать не хочу, скажу, что будут задачи для продвинутого уровня, а также марафон 24 часа.Здесь можно посмотреть пример одиночной задачи (она для продвинутого уровня).

Пятый этап: Результат

Вы уже прошли бассейн, теперь остаётся только наслаждаться жизнью и отдыхать, можете больше не волноваться и не надеяться, что поступите, потому что от вас больше ничего не зависит, продолжайте сами развиваться и ждите результатов, которые придут на электронную почту.

Хочется добавить: многие думают «да чего в этой системе оценивания секретного и так всё понятно», но нет, систему отбора предугадать тяжело. Далеко не всегда большое количество баллов будет означать, что пройдёшь в школу. Школа ищет людей, которые имеют стержень и готовы учиться не смотря на многочисленные ошибки.

Итак, прошел я отборочный этап и попал в эту странную школу. Довольный и полный энергией пришел на занятия, где сел за новый и современный компьютер с надкусанным яблочком на внешней крышке) И все, на этом приятные моменты стали угасать. Никакой информации, где брать занятия, сдавать и т. д. нет! Долго думая, все же разобрался и приступил к выполнению практических заданий. Справившись довольный, сдаю и жду проверки. И как думаете, что получаю в ответ? Абсолютный 0!

Оказывается, чтобы выполнить все, как надо необходимо владеть на разговорном уровне английский языком. Мол, программисты должны его знать. Я конечно согласен, но мое обучение только началось. Оговорюсь, что задания или полностью на англ. или вообще на французском с английскими субтитрами! В общем спрашивайте у тех, кто знает. Вот только не факт, что помогут. В итоге большая часть народа ушла в первую неделю и я в их числе. И об этом нисколько не жалею. Задумка интересная, но не доработанная!

Оставить свой ответ

Хочу поделиться о своем печальном опыте обучения в этой школе личного роста и развития. Да именно так они себя позиционируют, на деле все в корне не так. Плюс, надеюсь получиться вразумить хоть кого-то, чтобы не попали также, как и я. Скажу сразу, совмещать с университетом у Вас вряд ли получится. Если заберут в армию, то придется заплатить неустойку в 50 тыс., а также такую же сумму за просрочку дедлайна, невыполнение дз и т. д. Приличная сумма не так ли?

В общем я прошел отборочный этап под названием бассейн и попал в школу. Где ослепленный новенькими макбуками начал грызть а-ля науку. Ежедневно с 10 до 22 я проводил в этом заведении. Да так увлекся, что чуть не вылетел из университета и не залетел в армию. Догоняя университетскую программу, просрочил дедлайн по дз и заплатил штраф 50 тысяч рублей. Был бы умнее, ушел бы уже на этом этапе, но увы. Летом выложил точно такую же сумму и только тогда осенило, что все обещания и прочее сплошное замыливание глаз. Жаль, что не понял этого раньше(((

Оставить свой ответ

Ничего хорошего об этом творении сказать не могу! Я пытался пройти отборочный этап в это место и не удалось. Но не могу сказать, что тесты и задания были сложные. Нет, вся трудность в том, что они не руссифицированы или хотя бы не переведены на английский. Большая часть материала вообще на французском, то есть ориентации на студента нет абсолютно! После того, как мне отказали, весь мой доступ в личном кабинете был удален. Чего нельзя сказать о моих личных данных. Для этого делал специальный запрос, уверенности в исполнении моего желания нет.

Почитав позже отзывы, понял что мне повезло. Так как хоть обучение и бесплатное, но штрафы в 50 тысяч рублей загоняют хорошо. А получить их довольно просто, всегда найдут за что!!

Оставить свой ответ

"Посчастливилось" мне поступить в эту школу, а после благополучно уйти чем я несказанно рад! Причем, чтобы вас отчислили, придется заплатить 50 тысяч рублей! Но оно того стоит, так как время и нервы лично мне важнее. Администрация относится к студентам, как к нелюдям. В принципе такое отношение со временем появляется и одногруппников.

Учителей, информации нет совсем, то есть разбирайся сам. Именно такая стратегия обучения в данной школе - полная свобода. Никаких соответственно глубоких знаний не будет. А если Вы выдержите, то получите диплом не государственного образца, который не имеет ценности. Не знаю, что хотели сделать организаторы, но у них явно ничего не вышло!

Оставить свой ответ

Вообще идея такого обучения очень хорошая, но как говорится, рыба гниет с головы. Я обучаюсь в этом месте с 2018 года и все было прекрасно пока не сменился директор и к власти не пришла Светлана. Уточню, что при предыдущем были проблемы только по технической части. Итак, первый звонок о начале беды настал весной, когда было наказано 300 человек - протирать условно мониторы 8 часов. И это за то, что они пропустили встречу с администрацией.

В начале лета появились некоторые студенты, которые использовали ошибки в системе проверки для своей выгоды. Об этом сообщили директору, но она проигнорировала и пустила все на самотек. В итоге ситуация набирала обороты и в октябре было наказано 700 человек, хотя всего нас было 800 с учетом поступивших в сентябре. Наказанием стало отмена выполненных проектов и это за 2 недели до дедлайна.

К слову, при нарушении дедлайна штраф 50 тысяч. В школе естественно царила озлобленная атмосфера, а за мат в вк также штрафовали. Пока не сменят Светлану, сомневаюсь что дела наладятся. Обидно, что один человек испортил интересную идею.

Оставить свой ответ

Для начала решила поискать в интернете реальные отзывы об обучении в Школе 21. Нашла только 2 шт.: один положительный, второй на 3. В итоге составила свои плюсы и минусы. К первым относятся:

  • бесплатное обучение;
  • курсы рассчитаны для людей от 18 лет, верхней границы возраста нет;
  • хорошо оборудованные аудитории;
  • отсутствие базовых знаний перед обучением.
  • наличие штрафов;
  • учеба длится около 4 лет;
  • аудитории шумные и без перегородок;
  • как таковых преподавателей нет, все решается коллективными усилиями;
  • при неправильном решении первого уровня задания, оно не засчитывается;
  • необходимо пройти стажировку, информацию об объектах для ее прохождения не дают;
  • обучение только очное;
  • перед началом надо пройти некий "бассейн", на котором отсеивается большая часть абитуриентов;
  • общежитие не предусмотрено;
  • в окончании учебы дают свидетельство, которое не несет юридической силы;
  • помощи по трудоустройству нет.

В общем проходить там обучение или нет решать только Вам, я бы не советовала.

Оставить свой ответ

Школа 21 является аналогом французской "Ecole 42". Отзывов о ней еще мало, но некая информация все же есть. Главная ее особенность - отсутствие наставника, то есть свобода действий, самостоятельное планирование рабочего процесса, весь упор на практику. Применяется метод геймификации , когда учащиеся погружаются в учебу, как в компьютерную игру, проходя уровни заданий коллективно. Такой метод все чаще используется в крупных компаниях.

Основной уклон школы, на отбор абитуриентов с архитекторо-технологическим решением. То есть активных, креативных и целеустремленных. Поэтому не все желающие попадают на курс. Обучение длится 4 года, причем студентам должно быть не менее 18 лет, а сдавать ЕГЭ не надо. А весомым преимуществом является то, что оно полностью бесплатное.

Минусы заключаются в том, что стипендий и предоставление общежития не предусмотрено. А учеба только в Москве и очно, не каждый может позволить себе такой вариант. Диплом государственного образца также нет, хоть навыки и полезные.

Оставить свой ответ

Обучаюсь здесь уже второй год. Хочу сказать, что тут есть возможность получить реальные полезные знания. Программа выстроена так, что развивается логическое мышление, работа в команде, дисциплина и самоорганизация. И это очень важно. Преимущество заключается в том, что вся учеба абсолютно бесплатная. Правда стипендии не предусмотрены, жилье оплачиваем также сами.

Знаю, что в конце получу диплом не государственного образца. Многие говорят, что юридической силы он не несет. Но в нынешних реалиях, многие работодатели больше ценят реальные знания, навыки и идеи, нежели бумажку. Могу сказать, что это лучшее место на все. И не зря, что отбор сюда сложный и многим не под силу. Тут готовят только настоящих специалистов.

Оставить свой ответ

Начну с того, что обучение полностью бесплатное и проходит по системе Peer-to-Peer. То есть ученик выполняет обе роли: абитуриента и учителя. А помощи извне ни от кого нет, можно узнать информацию от соседей, интернета, одногрупника. Обучающие материалы есть, но они на иностранных языках. Хотя предварительно мне озвучили, что это язык С, на деле оказалось вовсе не так.

Сначала идет отбор в "Бассейн", откуда постепенно отсеивается большая часть. Меня хватило на 1 день. Где писать тестовые задания, куда их сдавать, где вообще брать информацию я убрала с трудом. Видимо самых умных уже все достали и отвечают они неохотно. Школа работает 24/7, и можно просидеть в ней хоть 14 часов, но ничего толком не сделать. Спать в ней запрещено, за это предусмотрены исправительные работы, которые длится 4 недели. Это мелкая работа по хозяйству, но круглосуточная. За отказ от обучения также штраф - 50 тыс. рублей.

Аудитории большие и одновременно в них может быть до 100 человек, то есть атмосфера шумная, а перегородок нет, сосредоточиться тяжело. Я так и не поняла, почему нельзя проходить обучение дома, в тишине и самостоятельно гуглить инфу.

Оставить свой ответ

Хочу рассказать о своем небольшом опыте и впечатлении о Школе 21. Поступить туда могут все желающие строго от 18 лет. Были ограничения по наивысшему возрастному порогу, но сейчас их сняли. Считаю это правильной идеей. Так вот, первоначально необходимо пройти месячный отбор. После чего узнаете, поступили или нет. Если да, то начинаете первый свой учебный год и знакомство, как тут все устроено.

Обучение проходит языку С, в дальнейшем можно выбрать другой. Но читала от студентов, что это практически невозможно. А специалисты на базе С сейчас не актуальны. Совмещать учебу с работой невозможно, общежитие не предоставляют, как и стипендию. Поэтому позволить такое обучение, могут только обеспеченные люди.

Оставить свой ответ

Формат обучения больше напоминает фитнес зал только по-деревенски. Это когда бесплатно ходишь летнюю площадку, на турники и брусья, бегаешь по тротуарам или на стадионе. И на все это ты должен себя заставить сам. А если купишь абонемент в зал, то будет давить жаба и в любом случае пойдешь.

То же самое и тут, преподавателей нет, никто не заставляет и не отслеживает, сам себе предоставлен. Но в конце наступает расплате в виде приличного такого штрафа. Сомнительное заведение, как по мне. Сомневаюсь, что здесь можно чему-то научиться и стать классным специалистом.

Оставить свой ответ

Назвать это место школой или университетом не поворачивается язык! Преподавателей нет, никакой информации не дают. Общежитие иногородним и стипендии не предоставляют, только рабочее место и макбук. Временные рамки на выполнение дз очень жесткие, а не выполнил штраф в размере 50 к. Так что решайте, надо ли оно Вам. Я понял, что мне роднее обычный ВУЗ. Там хоть диплом гос образца, а не как тут!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: