Сколько банков в системе водоснабжения в вагоне

Обновлено: 18.04.2024

Система водоснабжения пассажирских вагонов является важнейшим санитарно-техническим оборудованием, обеспечивающим необходимые условия пассажирам во время их длительной поездки. Независимо от типа каждый пассажирский вагон оснащен самотечной системой водоснабжения, предназначенной для обеспечения пассажиров питьевой водой, удовлетворения их бытовых нужд и пополнения системы отопления в промежутках между заправками. В вагоностроении нашли применение две системы водоснабжения пассажирских вагонов: отечественного и постройки заводов Германии.

Отечественная система водоснабжения (рис. 5.13) общей вместимостью 1000 литров обеспечивает горячей и холодной водой всех потребителей вагона. Система снабжения холодной водой состоит из большого 77 и малого 4 баков с поддонами 5, объединенных двухдюймовой трубой, наливных труб с соединительными головками, расположенными под вагоном с обеих сторон, и сети трубопроводов (на схеме изображены сплошными линиями) с разнообразной арматурой.



Большой бак 17 объемом 850 л расположен над потолком туалета и коридора нетормозного конца вагона. Он состоит из стального корпуса, волнорезов и крышки. В корпус вварены две наливные трубы и вестовая труба, ограничивающая уровень воды в баке. По торцам бак снабжен люками, предназначенными для его очистки. Малый бак 4 объемом 80 л размещен над потолком туалета и коридора тормозного конца вагона. Он состоит из стальных корпуса, крышки и снабжен смотровым люком, воздушной трубой и водомерным стеклом. Внутренняя поверхность большого и малого баков оцинкована, а наружная окрашена эмалью. Поддоны изготовлены из листовой оцинкованной стали и имеют слив под вагон. Сливные трубы снабжены обогревателями, расположенными на их концах. На наливных трубах устанавливают вентили, предназначенные для предотвращения выплескивания воды из бака во время движения вагона. Головки наливных труб закрывают кожухами, предохраняющими их от загрязнения, и оборудуют электронагревателями. Уровень воды в обоих баках, соединенных между собой уравнительной трубой, определяется по водомерному стеклу, установленному на малом баке 4. Из баков холодная вода поступает к кипятильнику 10, водяной коробке системы отопления, в туалеты к умывальникам 13 и унитазам 12, а также в служебное отделение к мойке 14.

Система снабжения горячей водой состоит из водогрейной плиты 8, расширительного бака б, расположенных в котельном отделении, а также бака 11 для горячей воды, размещенного над потолком коридора котлового конца вагона, и системы трубопроводов горячей воды (на схеме изображены пунктирными линиями). Бак для горячей воды 11 объемом 45 л состоит из стального корпуса, покрытого теплоизоляцией, крышки, змеевика и патрубка. Для периодического контроля за температурой воды в бак вмонтирован термометр с дистанционным указателем температуры. Покрытие поверхностей корпуса бака горячей воды выполнено аналогично с баками холодной воды. Расширительный бак б состоит из корпуса, переливной трубы, не допускающей повышения воды выше установленного уровня, водопроводной трубы и патрубков для подсоединения различных трубопроводов. Для управления системой водоснабжения вагона служат вентили 2, 7 и краны 3.

Рассматриваемая система имеет два режима работы: зимний и летний. В зимнем режиме при работающем котле системы отопления горячая вода непосредственно из котла поступает в змеевик бака 11. В летнем режиме при неработающем котле горячая вода в змеевик поступает от водогрейной плиты 8. Перед тем, как затопить водогрейную плиту, а также когда она уже топится, уровень воды в расширителе периодически проверяется, открывая водопробный кран, и, в случае необходимости пополнения, подкачивается ручным насосом 9. Питьевая вода перед употреблением кипятится и поступает в бак 16, а охлаждение ее осуществляется водоохладителем 15.

Система водоснабжения в пассажирском купейном вагоне (рис. 5.14) включает два сообщающихся между собой бака 13, размещенных в конце кузова вагона. Общий объем рассматриваемой системы водоснабжения составляет 1050 литров. В котловом конце вагона установлен промывной бак объемом 50 л, в который вода поступает из больших баков по трубе 11. В этой системе вода нагревается в специальном бойлере 1 змеевиком 2, соединенным системой труб и кранов с котлом отопления. Температура воды в бойлере контролируется с помощью термометра 4. Система заполняется водой посредством наливных труб 14, находящихся в некотловом конце вагона: одна — со стороны купе, а другая — со стороны коридора. На концах этих труб имеются соединительные головки, служащие для подключения наливных шлангов, защищенные кожухами. В зимнее время перед заполнением системы заблаговременно включают электрические обогреватели для оттаи¬вания головок наливных труб.



В случае заполнения системы одной трубой 14, другая и труба 16 являются вестовыми, не допускающими завышения установленного уровня. Когда заполнение системы закончено, в средней части кузова на электрощите, смонтированном на боковой стене, зажигается сигнальная лампочка белого цвета, после чего наполнение прекращается, а выключатель сигнальной установки на распределительном щите служебного отделения ставится в положение «выключено». Магистральный трубопровод 11, идущий вдоль вагона, питает холодной водой кипятильник 9 через фильтр и поплавковую камеру, а систему отопления — через обратный клапан. Кипяченая вода из кипятильника 9 перекачивается ручным насосом в бак 6, откуда она поступает в бак 7 охладительной установки. Охлажденная до +(12—18) °С вода по трубопроводу поступает к крану питьевой воды, установленному в нише стены коридора котлового конца вагона. Умывальные чаши 5, расположенные в обоих концах вагона, а также мойка 8 снабжаются холодной и горячей водой. К унитазам 17 холодная вода поступает из системы холодного водоснабжения, но для оттаивания в зимний период к ним через трубопровод 18 из системы отопления подается горячая вода. Для подсоединения шланга, используемого при уборке туалета, предусмотрен трубопровод 3 с вентилем. Горячая вода к умывальникам 5 и мойке 8 поступает по трубопроводу 72, а возвращается в бойлер неиспользованной горячей воды по трубопроводу 10. Уровень воды в баках 13 проверяют с помощью контрольных трубок 15 и кранов, установленных в туалете некотлового конца вагона.

Пассажирские вагоны других типов, такие как вагоны-рестораны, почтовые, багажные и другие, также оборудованы самотечной системой водоснабжения и отопления и отличаются от рассмотренных выше конструктивными решениями, обусловленными назначением вагона. В вагоне-ресторане, например, установлены две самостоятельные системы снабжения горячей и холодной водой: первая — для кухни с раздаточным отделением, вторая — для котельной с туалетным отделением. Для снабжения кухни и раздаточной холодной водой имеется бак емкостью 800 литров, расположенный над потолком кухни. Из бака холодная вода по трубам подается к кранам: мойке, находящейся в раздаточной, мойке и умывальнику, находящимся в кухне. От этого же бака по трубопроводу ручным насосом вода подается к водонагревателю и баку горячей воды, объем которого равен 50 литров. Отсюда вода через очистной фильтр поступает к кранам моек для посуды и умывальника.

Обе системы холодной и горячей воды кухни и раздаточной наполняются через соединительные головки, расположенные в середине вагона с обеих сторон кузова. Система налива воды всего вагона оборудована электрической сигнализацией наполнения баков. Когда наполнение системы подходит к концу, загорается лампочка на щитке, которая гаснет в момент прекращения наполнения. Наливные трубы и труба слива умывальной чаши имеют электрические обогреватели. Запас воды в вагоне-ресторане для котельной и туалета составляет 130 л. Холодная вода по трубопроводу подается в котел отопления, к умывальной чаше и душу. Горячая вода от водонагревателя по трубопроводу путем естественной циркуляции попадает в бак горячей воды и возвращается обратно в водонагреватель. Расходуется горячая вода в туалете, душе и умывальнике.

Система водоснабжения багажных и почтовых вагонов также имеет горячую и холодную воду. Система снабжения холодной водой состоит из бака емкостью 300 литров, расположенного над коридором в нише служебного отделения, а также трубопроводов и водоразборных устройств. Система заполняется водой снизу из-под вагона по наливным трубам, проходящим в коридоре и купе багажных раздатчиков. Горячей водой душ снабжается от расширителя котла, а туалет — от системы отопления. На почтовых вагонах некоторых моделей для получения горячей воды установлен электронагреватель на 25 л. Питьевая вода в пассажирских вагонах приготавливается в кипятильниках непрерывного действия (рис. 5.15) с комбинированным электроугольным отоплением. Он состоит из корпуса У, топки 21 угольного отопления, электрических элементов: верхнего 33 и бокового 27, водосборника 32 кипяченой воды, поплавковой камеры 18 с клапаном 16, фильтра 9, указателя 30 уровня кипяченой воды, термометра 19 и арматуры: трехходового 7, водоразборного 20 и спускного 22 кранов.

Пространство между наружной стенкой корпуса кипятильника 1, корпусом топки 21 и конусной трубой 31 водосборника заполняется сырой водой. Внутренняя стенка корпуса кипятильника и конусная труба образуют водосборник 32 кипяченой воды, который соединен с атмосферой сливным патрубком 3. Вода из сети водоснабжения посту¬пает в кипятильник через трехходовой кран 7 и фильтр 9, поплавковую камеру 18 и кран 22.


При нагревании воды до температуры кипения она переливается через конус 31 в водосборник 32, уровень ее в камере сырой воды и поплавковой камере понижается, поплавок 16 опускается и открывает клапан водопровода. Таким образом, сырая вода пополняет кипятильник, ее уровень поднимается и поплавок своей верхней запорной иглой перекрывает водопровод. Поплавок отрегулирован так, что уровень сырой воды не может подняться выше уровня, не доходящего на 40 мм до верхней кромки конуса 31, в результате чего исключается возможность попадания ее в некипяченом виде в водосборник 32. Уровень сырой воды контролируется по указателю 12 уровня поплавковой камеры, на котором нанесены две красные риски 14 и 15. Верхняя риска указывает на предельное наполнение кипятильника водой, а нижняя — на предельно возможный расход сырой воды и минимально допустимый уровень ее в камере. Наполнение водосборника кипяченой водой контролируют по указателю уровня 2, на котором также имеется красная риска, указывающая на предельное наполнение водосборника. Производительность кипятильника при нормальной его работе составляет 1,1—1,4 л кипяченой воды в минуту.

Установка для охлаждения питьевой воды (рис. 5.16) состоит из компрессора 18, нагнетательного вентиля 20, конденсатора 16, ресивера 13, запорного вентиля 12, фильтра 11, автоматического регулирующего вентиля 10 и испарителя 8. Кипяченая вода из бака 4 поступает в бак 6, охлаждается в нем, а затем подается к водоразборному крану 2.



Вода охлаждается за счет отдачи своего тепла парам хладагента в испарителе 8. Процесс работы холодильной установки заключается в следующем. Из компрессора 18 газообразный хладагент через нагнетательный вентиль 20 поступает в конденсатор 16 и переходит в жидкое состояние. Из конденсатора он через ресивер 13, запорный вентиль 12, фильтр 11 и автоматический регулирующий вентиль 10 компрессором 18 нагнетается в испаритель 5. При прохождении через регулирующий вентиль 10 жидкий хладагент расширяется, давление его резко падает и он переходит в газообразное состояние — испаряется.

В процессе испарения хладагент отбирает тепло от воды, а затем его пары всасываются компрессором 18 через всасывающий вентиль 19, и цикл повторяется. Уровень температуры охлаждения воды устанавливается при помощи термостата 7 и может регулироваться в пределах +(12—20) °С. Водоохладитель размещен в шкафу, где находятся бак 4 для кипяченой воды вместимостью 40 л, бак для охлажденной воды 6, холодильный агрегат 17, а в нише 1 кран 2 для раздачи воды.

К бытовым узлам, связанным в той или иной степени с системой водоснабжения, относятся комбинированные кипятильники, компрессор для перекачки воды в охладитель питьевой воды, сам охладитель и связанный с ним бытовой холодильник.

В пассажирских вагонах используются кипятильники четырех основных типов. Их параметры приведены в табл. 3.7.

Примечание. К - комбинированный нагрев, кипятильник может работать на твердом топливе (кроме каменного угля) и на электроэнергии; Э - электрический нагрев, кипятильник работает только на электроэнергии.

Конструктивно все кипятильники, кроме типа КС-30/9, не отличаются друг от друга. Они имеют топку и горизонтально расположенные трубчатые электрические нагреватели (ТЭН). В кипятильнике КС-30/9 имеются только ТЭНы. На всех вагонах ТЭНы работают только при подключении генератора на нагрузку (при скоростях движения более 35. 45 км/ч). Перед подачей поезда на посадку проводники должны растапливать кипятильники, применяя для этого древесный уголь или торфобрикеты. Топливо укладывают в топку на колосники. Люки топочной камеры и зольники должны быть закрыты крышками. Вода из системы водоснабжения поступает в кипятильник через вентиль 69 (рис. 3.6), который должен быть всегда открыт и опломбирован (после ремонта или ревизии его вновь пломбируют). Трехходовый кран /на фильтре сырой воды необходимо поставить в положение «Сырая вода», а спускной кран 21 в положение «Закрыто». Уровень воды в кипятильном баке 8 следует контролировать по водомерному стеклу 14 регулятора сырой воды II. Уро-

Кипятильник КС-30/4 (нумерация оборудования соответствует принятой в документации завода-изготовителя)

Рис. 3.6. Кипятильник КС-30/4 (нумерация оборудования соответствует принятой в документации завода-изготовителя):

1 - трехходовой кран с фильтром сырой воды; II - регулятор сырой воды; III - собственно кипятильник; I - трехходовой кран на трубопроводе холодной воды;

2 - сетка; 3 - стеклянный колпак; 4 - скоба; 5 - гайка фильтра; 6 - сборник кипяченой воды; 7 - воронка; 8 - кипятильный бак; 9 - переливной патрубок; 10 - пароотводная труба; 11 - кран отбора кипяченой воды; 12 - термометр кипяченой воды; 13, 14 - водомерные стекла для кипяченой и сырой воды; 15, 16 - соответственно нижняя и верхняя отметки уровня воды в регуляторе сырой поды; 17, 18 - отметки на водомерном стекле; соответствующие объемам воды в кипятильнике 12 и 14 л; 19 - поплавок регулятора сырой воды; 20- переливная груба; 21 - спускной кран; 22 - приточный трубопровод к поплавковой камере; 23 - место присоединения приспособления для смягчения воды; 24 - крючок; 25 - крышка; 26- ТЭН; 27- заземление ТЭНа; 30, 31 - винты; 32- запорный колпак; 33 - трехходовой кран; 34 - трубопровод для перекачки в бак кипяченой воды и ускоренного ее слива; 42 - камера сгорания; 44 - зольник; 48 - колосниковая решетка; 50 - ручной насос к баку кипяченой воды; 52 - трубопровод; 69 - вентиль вень воды должен достигнуть нижней красной отметки 15 - тогда кипятильный бак будет наполнен. Запорные вентили на водомерных стеклах 13 и 14 должны быть при этом открыты. Закрывать их можно только при повреждении водомерных стекол. Необходимо постоянно помнить, что при отсутствии воды нельзя растапливать кипятильник и включать электропитание.

Перед каждым включением или растопкой нужно проверить: есть ли вода в кипятильном баке; обеспечивается ли бесперебойный приток сырой воды (водяной бак должен быть достаточно наполнен водой); открыт ли вентиль 69 в подводящем трубопроводе холодной воды; поставлен ли трехходовой кран I в положение «Сырая вода»; закрыт ли спускной кран 27; открыты ли запорные вентили на водомерных стеклах 13 и 14.

Длительность нагрева зависит от начальной температуры воды и вида нагрева (электрический или твердым топливом).

Кипятильник включают тумблером на передней панели распределительного шкафа в служебном отделении. Включение подтверждается загоранием сигнальной лампы.

При отоплении твердым топливом (древесным углем, торфобрикетами) необходимо на колосниковую решетку 48 камеры сгорания 42 кипятильника положить немного бумаги, на нее стружку, мелко наколотые дрова и затем разжечь. После того как стружка загорится, камеру сгорания следует заполнить древесным углем (торфобрикетами), а огнеупорную дверь камеры закрыть. Если древесный уголь загорится, необходимо закрыть дверь зольника 44. Поступление воздуха регулируют задвижкой на двери зольника, древесный уголь добавляют по необходимости.

Когда уровень воды в водомерном стекле 13 достигнет отметки 77, что указывает на наличие 12 л кипяченой воды в сборнике 6, необходимо прервать процесс отопления, закрыв задвижку в двери зольника 44. После того как огонь погаснет, трехходовой кран 1 следует перевести в положение «Закрыто».

По мере расхода питьевой воды из сборника питьевой воды 6 отопительный процесс возобновляют.

При электрическом нагреве для его прерывания нужно выключить питание нагревательных элементов и трехходовой кран 1 перевести в положение «Закрыто».

Кипятильник всегда должен быть исправным. Рекомендации по устранению неисправностей даны в табл. 3.8 (номера позиций соответствуют рис. 3.6).

Для охлаждения кипяченой воды из кипятильника на пассажирских вагонах имеются водоохладители. Раньше для заполнения водоохладителя горячей водой приходилось пользоваться либо лейкой, либо ручным насосом. И то и другое было неудобно, негигиенично, налагало на проводника дополнительные обязанности и не предотвращало возможности работы водоохладителя вхо-

Примечание. Приведенные номера позиций соответствуют рис. 3.6.

лостую, т.е. без воды. Поэтому позднее для подачи воды из кипятильника в водоохладитель стали устанавливать специальный воздушный компрессор. Рассмотрим процесс охлаждения воды на примере купейного вагона постройки ТВЗ (см. рис. 3.2)

При работе компрессора 135 засасываемый им воздух, проходя через фильтр, очищается от взвешенных частиц и через систему клапанов и нагнетательную камеру попадает в распределитель, а из него в промежуточный бак 134 объемом 12 л, в который самотеком через кран Л? 7 поступает вода из кипятильника 77. Сжатый воздух вытесняет воду, и она перетекает в бак горячей кипяченой воды 81, расположенный в служебном отделении. Из бака 81 через кран 84 горячая вода попадает в бак водоохладителя 103, в котором размещен испаритель. Через испаритель циркулирует хладагент - хладон-12. Для его циркуляции служит компрессор, работающий от электродвигателя. Вода охлаждается за счет отдачи своего тепла парам хладагента в испарителе. Более подробно работа и принципиальное устройство водоохладителя рассмотрены на примере купейного вагона постройки Германии.

Прежде чем поступить к крану отбора охлажденной питьевой воды 104, вода проходит через обеззараживатель 145, установленный в служебном отделении.

Обеззараживатель питьевой воды (рис. 3.7) применяется как средство противоэпидемической обработки питьевой воды. В конструкции обеззараживателя использован бактерицидный эффект ультрафиолетового облучения проточного слоя воды.

Облучательная камера обеззараживателя состоит из лампы 4, кварцевой колбы 2, гильзы 3. Питание осуществляется от блока-инвертора 1.

Кроме облучательной камеры, в комплект обеззараживателя входят пускорегулирующая аппаратура, устройства контроля и сиг-

Рис. 3.7. Обеззараживатель питьевой воды:

1 - блок-инвертор; 2 - кварцевая колба; 3 - гильза; 4 - лампа


нализации, устройства защиты обслуживающего персонала от ультрафиолетовых лучей и поражения электрическим током.

Водоохладитель включают в работу пусковым устройством. Пусковой блок водоохладителя установлен в шкафу коридора котлового конца вагона. По истечении 10. 15 мин агрегат автоматически отключается. После этого для заполнения водой охладителя открывают кран 84 подачи кипяченой воды из наполнительного бака 81 (см. рис. 3.2), кран раздачи воды 104 и кран выпуска воздуха 102. По мере наполнения охладителя водой агрегат автоматически включается в работу. При появлении воды в кранах раздачи и выпуска воздуха последние закрывают. После этого сливают четыре-шесть стаканов воды, и водоохладитель готов к эксплуатации.

На купейных вагонах постройки Германии охладитель питьевой воды типа Т\УК10-3 и бытовой холодильник типа 1550 имеют общий компрессорный агрегат типа Ы0/1 и единую систему циркуляции хладагента (рис. 3.8). Поступление хладагента в систему холодильника и охладителя воды обеспечивается соответствующим магнитным вентилем 15. Открытие вентиля 15 в системе охладителя происходит по сигналу термостата 12, а вентиля 15 в системе холодильника - по сигналу термостата 16. Во всасывающих трубопроводах 13 охладителя и холодильника установлены обратные вентили 17, препятствующие рециркуляции хладагента в испарители соответственно 11 и 19.

Схема комплекса компрессорный агрегат L10/1 - охладитель питьевой воды TWK10-3 - холодильник типа 1550 купейных вагонов постройки Германии (нумерация оборудования соответствует принятой в документации завода-изготовителя)

Рис. 3.8. Схема комплекса компрессорный агрегат L10/1 - охладитель питьевой воды TWK10-3 - холодильник типа 1550 купейных вагонов постройки Германии (нумерация оборудования соответствует принятой в документации завода-изготовителя):

холодильная система: 1 - электродвигатель вентилятора охлаждения конденсатора; 2 - компрессор; 3, 14 - запорные вентили соответственно на нагнетательной и всасывающей сторонах компрессора; 4 - конденсатор, охлаждаемый воздухом; 5, 10 - регулировочные вентили; 6 - жидкостный ресивер; 7 - запорный вентиль на выходе ресивера; 8 - фильтр-осушитель; 9 - жидкостный трубопровод; 11, 19- испарители соответственно охладителя и холодильника; 12, 16- термостаты; 13 - всасывающий трубопровод; 15 - магнитные вентили; 17 - обратные вентили; 18 - холодильник; 20 - трубопроводы; 21, 25 - вентили; 22 - защитное реле давления; 23 - реле давления всасывания; 24 - датчик термостата; водяная система: 58 - бак охлаждения питьевой воды; 59 - запасной бак питьевой воды; 62 - кран отбора питьевой воды; 63 - кран для выпуска воздуха;

64 - кран для опорожнения бака; 68 - вентиль отбора питьевой воды

Рассмотрим работу охладителя воды. Из компрессора 2 газообразный хладагент через нагнетательный вентиль 3 поступает в конденсатор 4, где переходит в жидкое состояние. Из конденсатора через ресивер 6, запорный вентиль 7 и фильтр-осушитель 8 жидкий хладагент попадает в жидкостный трубопровод 9, по которому через магнитный вентиль 15 и автоматический регулировочный вентиль 10 проходит в испаритель 11. При прохождении через вентиль 10 жидкий хладагент расширяется, давление его резко падает, и он переходит в газообразное состояние - «кипит». В процессе кипения хладагента происходит отвод тепла от горячей воды в баке 58 - она охлаждается. Пары хладагента по всасывающему трубопроводу 13 возвращаются в компрессор 2, и цикл повторяется.

Температура питьевой воды регулируется термостатом 12. Кран 63 для выпуска воздуха используется для полного заполнения бака 58. Уровень воды в баке 58 контролируют с помощью водомерного стекла. Для обеспечения безотказной работы охладителя бак 58 должен быть постоянно заполнен водой. В противном случае верхняя часть расположенного в баке испарителя 11 может оказаться не погруженной в воду. Из-за недостаточного теплоотвода хладагент в испарителе не будет «кипеть», и компрессор 2 может повредиться в результате всасывания жидкого хладагента.

Устройства водоснабжения в пассажирских вагонах предназначены для обеспечения пассажиров питьевой водой и для удовлетворения их бытовых нужд, а также для пополнения системы отопления водой. В устройствах водоснабжения в пассажирских вагонах предусмотрены приборы для кипячения и охлаждения питьевой воды, для снабжения горячей водой умывальных чаш в туалетах и раковин для мытья посуды в служебных купе. Все пассажирские вагоны имеют самотечную систему водоснабжения.

Заправка вагонов водой производится от водоразборной колонки не реже 2 раз в сутки. Объем запасных баков рассчитан исходя из средней нормы расхода воды на одного пассажира в сутки ≈ 20 л. Для пассажирских вагонов считается оптимальным запас воды на 12 часов. Общий объем воды в системе холодного водоснабжения у большинства вагонов – около 1000 л. Около 25% всего объема воды приходится на обеспечение бесперебойной эксплуатации горячего водоснабжения.

2. Водоналивные трубы

Водоналивная труба с головкой находится с нерабочей стороны вагона, под кузовом или же на боковой стенке кузова, с двух сторон.

Обогреватели водоналивных труб бывают двух видов:

1. Электрические – у вагонов более поздних лет выпуска.

P Включить тумблер на распределительном щите для обогрева водоналивных труб за 10-40 мин. до прибытия поезда на станцию, где будет производится заправка водой.

P Выключить тумблер после заправки вагона водой.

В случае неисправности электрообогревателя, отогревание водоналивных труб производится горячей водой при помощи грелки со шлангом.

2. От системы отопления – на вагонах выпускаемых в настоящее время, имеются специальные устройства, в которые помещены водоналивные трубы. В этом устройстве постоянно циркулирует горячая вода от системы отопления – водоналивные трубы в холодное время года всегда теплые и не замерзают.

3. Устройство системы холодного водоснабжения

1. Большой бак – емкость 850 л., расположен между крышей и потолком с нерабочего конца вагона;

2. Малый бак – емкость 80 л., расположен между крышей и потолком с рабочего конца вагона;

3. Труба, соединяющая большой и малый баки;

4. Вентили находящиеся на трубах у баков – предназначены для перекрытия баков на случай их неисправности;

5. От баков отходит труба к унитазу, на ней находится вентиль для перекрытия трубы, в случае неисправности запорно-пускового устройства унитаза.

4. Запорно-пусковой механизм унитаза


Иногда вода уходит через унитаз, причиной может быть: неплотное прилегание клапана к трубе; попадание под клапан окалины от трубы; излом пружины; износ клапана. Действия проводника: перекрыть вентиль на трубе к унитазу, закрыть туалет, доложить ЛНП и ПЭМ.

5. Система горячего водоснабжения

Применяется в купейных вагонах. Состоит из: бойлерной установки; трубопровода; кранов.

Бойлерная установка предназначена для подогрева воды в системе горячего водоснабжения и для приготовления пищи. Состоит из:

1. Зольника с дверкой;

2. Топки с дверкой, внутри колосник;

3. Плиты для приготовления пищи с дверкой;

4. Дымовытяжной трубы;

5. Бойлера, в нем имеется змеевик.

Бойлерная установка работает в двух режимах:



P В отопительный сезон от системы отопления. В этом случае горячая вода из системы отопления поступает в змеевик бойлера, подогревая в нем воду. Подогрета вода по трубопроводу поступает к кранам умывальных чаш туалетов и мойке в служебном купе проводника.

P Когда не работает система отопления (закончен отопительный сезон) – подогрев воды в бойлере осуществляется при помощи сжигания твердого топлива (дрова, уголь).

6. Кипятильник непрерывного действия

Кипятильник непрерывного действия предназначен для кипячения питьевой воды.

Кипяток используется для приготовления чая, кофе, наполнения бака охладителя питьевой воды и технических нужд в вагоне.

Устройство кипятильника: корпус, внизу которого имеется топка с дверцей и зольник с дверцей. Внутри топки находятся колосники и пламегаситель.




Внутри кипятильника находятся две колбы: для сырой воды (9 л) и для кипяченой воды (17 л); с водомерным стеклом, по которому наблюдают накипание кипяченой воды. На нем имеются две метки – 15 л и 17 л. У водомерных стекол имеются внизу вентили для перекрытия водомерных стекол в случае их раскола.

На корпусе кипятильника установлены: разборный кран титана; термометр спиртовой; трехходовой кран – для спуска сырой воды с кипятильника, имеет три положения: сырая вода; закрыто; кипяченая вода; фильтр с отстойником для очистки сырой воды от механических примесей; регулятор подачи сырой воды (внутри которого находится поплавок (металлический), на поплавке имеется нижняя игла, которая входит в трубку и верхняя игла с закрепленным на ней клапаном – для перекрытия доступа сырой воды в кипятильник).

Кипятильник может быть с ТЭНами: с одним или двумя - внизу; с тремя – 2 внизу, 1 от крышки.

По санитарным нормам требуется 1 раз в 5-6 дней промывать колбу сырой воды – заполнять и сливать не менее 2 раз. Если кипяченая вода простояла неиспользуемая более 12 часов, ее не рекомендуется употреблять для питья – слить.

1. Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах. Зворыкин М.Л., Черкез В.М. М., Транспорт, 1977.

2. Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах. Файерштейн Ю.О., Китаев Б.Н. М, Транспорт, 1984.

3. Искусственный климат в пассажирском вагоне. Файерштейн Ю.О., М., Транспорт. 1974.

4. Обучающая контролирующая программа «Кондиционирование воздуха в пассажирском вагоне».

План лекции:

Водоснабжение пассажирских вагонов
Кипятильник питьевой воды
Комплекс экологически чистого туалета

Устройства водоснабжения в пассажирских вагонах предназначены для обеспечения пассажиров питьевой водой и удовлетворения их бытовых нужд, а также для пополнения системы отопления водой в пути следования поезда. В таких устройствах предусмотрены приборы для кипячения и охлаждения питье­вой воды, для снабжения горячей водой умывальников в туалетах и раковины для мытья посуды в служебном отделении. Все пассажирские вагоны имеют самотечную систему водоснабжения.

Водоснабжение пассажирских вагонов

Система водоснабжения пассажирских вагонов является важнейшим санитарно-техническим оборудованием, обеспечивающим необходимые условия пассажирам во время их длительной поездки [18]. Каждый пассажирский вагон оснащён самотёчной системой водоснабжения, предназначенной для обеспечения пассажиров питьевой водой, удовлетворения их бытовых нужд и пополнения системы отопления в промежутках между заправками. В вагоностроении нашли применение две системы водоснабжения пассажирских вагонов: отечественного и постройки заводов Германии.

Система водоснабжения некупейного вагона отечественного производства (модель 61-4194) (см. рисунок 70) предназначена для обеспечения холодной и горячей водой мойки служебного отделения, умывальников туалетов, душевой сетки, холодной водой – кипятильника, туалетных блоков, системы пожаротушения и для пополнения системы отопления.

Система водоснабжения включает в себя в соответствии с рисунком 70: наливные трубы с заправочными головками, баки (66,86, 150) служащие для размещения запаса воды, необходимой для удовлетворения санитарно-гигиенических потребностей пассажиров и обслуживающего персонала, баки горячей воды (81, 149) бак горячей кипяченой воды (161), системы подготовки питьевой воды (СППВ), расходный бак водяного пожаротушения, трубопроводов и арматуру, устройство контроля уровня воды в баках.

Заправочные головки расположены с двух сторон вагона. Концы наливных труб закрыты кожухами, предохраняющими их от загрязнения во время движения. Для предотвращения обмерзания наливных труб при минусовых температурах наружного воздуха концы наливных труб оборудованы обогревателями. В котельном отделении предусмотрена резервная заправочная головка 117 с краном 70.

Заполнение системы водой осуществляется через заправочные головки 96 и 99. В случае их обмерзания заполнение водой можно осуществлять через резервную заправочную головку 117, которая находится в котельном отделении. Заполнение системы в этом случае осуществляется с помощью инвентарного шланга с заправочными головками. Перед включением подачи воды через резервные устройства необходимо проверить наличие уплотнительных резиновых колец в заправочных головках шланга и заправочной головки 117. Один конец шланга вывести наружу и присоединить к наливному шлангу водоразборной колонки на станционных путях. Другой конец шланга соединить с заправочной головкой 117.


159 – электронасос; 66, 81, 86, 149, 150, 161 – баки с водой; 96, 99, 117 – головки заправочные; 85, 107 – поддоны; 77 – кипятильник; 95, 114 – унитазы; 98, 110 – чаши умывальные; 103 – водоохладитель; 115, 116, 123 – водосливы с водяным отогревом; 109 – мойка; 120, 121 – затворы водяные; 139 – обеззараживатель воды; 160 – фильтр

Рисунок 70. Система водоснабжения некупейного вагона отечественного производства (модель 61-4194)

После этого открыть кран 70, находящийся над заправочной головкой 117 и включить подачу воды от водоразборной колонки. Кран 79 питания водой кипятильника при заполнении системы водой должен быть закрытым. Момент заполнения большого бака 86 определяется по появлению воды под вагоном из трубы сливного стояка умывальника туалета нетормозного конца вагона, в которую происходит сброс излишка воды из системы через вестовую трубу большого бака.




С появлением струи воды из указанной трубы подачу воды прекратить, кран 70 закрыть, инвентарный шланг отсоединить от наливного и дать стечь из него воды. Затем отсоединить инвентарный шланг от резервной головки 117 и смотать его, начиная с конца, находящегося в котельном отделении. По окончанию заполнения системы водой кран 79 открыть.

В настоящее время разработано устройство подачи и слива воды из шлангов, которое вместе с запорным клапаном К-0497.00.00.000 полностью автоматизирует про­цесс заправки пассажирских вагонов водой, путем присоединения шланга к водоналивной трубе вагона и нажатия на рукоятку устройства. Прекращение подачи воды при заполнении бака, отключение водонапорной магистрали и слив остаточной воды из водоналивных труб и шлангов производится автоматиче­ски (без присутствия человека).

Общий вид запорного клапана и устройства подачи и слива воды из шлангов показаны на рисунке 71.


Рисунок 71. Общий вид запорного клапана (а) и устройства подачи и слива воды из шлангов (б)

Ниже приведены его технические характеристики:

Габаритные размеры, мм:

высота без рукоятки. 280

высота рукоятки . определяется заказчиком

Давление воды в заправочной магистрали

максимальное, МПа. 10

Вероятность безотказной работы [Р (t)] за 2 года . 0,95

Конструкция защищена патентом РФ и заявкой на изобретение.

Система снабжения горячей водой состоит из водогрейной плиты 8, расширительного бака 6, расположенных в котельном отделении, а также бака 11 для горячей воды, размещённого над потолком коридора котлового конца вагона, и системы трубопроводов горячей воды (на схеме изображены пунктирными линиями). Бак для горячей воды объёмом 45 литров состоит из стального корпуса, покрытого теплоизоляцией, крышки, змеевика, патрубка и для контроля уровня ее нагрева снабжен дистанционным термометром. Расширительный бак 6 состоит из корпуса, переливной трубы, не допускающей повышения воды выше установленного уровня, водопроводной трубы и патрубков для подсоединения технологических трубопроводов. Для управления системой водоснабжения вагона служат вентили 2, 7и 3. Рассматриваемая система имеет два режима работы: зимний и летний.

В зимнем режиме при работающем котле системы отопления горячая вода непосредственно из котла поступает в змеевик бака 11.

В летнем режиме при неработающем котле горячая вода в змеевик поступает от водогрейной плиты 8. Перед тем, как затопить водогрейную плиту, а также когда она уже топится, уровень воды в расширителе периодически проверяется, открывая водопробный кран, и, в случае необходимости пополнения, подкачивается ручным насосом 9. Питьевая вода перед употреблением кипятится и поступает в бак 16, а её охлаждение осуществляется водоохладителем 15.

Система водоснабжения в купейном вагоне (см, рисунок 72), отличается от выше рассмотренной тем, что оба бака 13 размещены в некотловом конце кузова вагона с общим объём 1050 литров. В котловом конце вагона установлен промывной бак объёмом 50 литров, в который вода поступает из баков 13 по трубе 11. В этой системе вода нагревается в специальном бойлере 1 змеевиком 2, соединённым системой труб и кранов с котлом отопления. Температура воды в бойлере контролируется с помощью дистанционного термометра 4. Система заполняется водой посредством наливных труб 14, находящихся в некотловом конце вагона: одна - со стороны купе, а другая - со стороны коридора. На концах этих труб имеются соединительные головки, служащие для подключения наливных шлангов, защищённые кожухами.


1 – бойлер со змеевиком 2; 3 – трубопровод используемый для уборки туалета, 4 – термометр; 5 –умывальные чаши 5, 6 .7 – баки водоохладительной установки; 8 – мойка; 9 – кипятильник; 10,11,12 – соединительные трубы; 13 – бак с водой; 14 – наливные трубы; 15, 16 – вестовые трубы; 17 – унитаз; 18 – трубопровод для оттаивания унитазов в зимний период года

Рисунок 72. Схема водоснабжения пассажирского купейного вагона

В летний период года бойлер можно подогревать плиткой, служащей для приготовления пищи. В зимнее время перед заполнением системы заблаговременно включают электрические обогреватели для оттаивания головок наливных труб. В случае заполнения системы посредством одной трубы, то другая и вестовая 16 трубы являются вестовыми, не допускающими завышения установленного уровня. Когда заполнение системы закончено, в средней части кузова на электрощите, смонтированном на боковой стене, зажигается сигнальная лампочка белого цвета, после чего наполнение прекращается, а выключатель сигнальной установки на распределительном щите служебного отделения ставится в положение "выключено". Магистральный трубопровод 11, идущий вдоль вагона, питает холодной водой кипятильник 9 через фильтр и поплавковую камеру, а систему отопления - через обратный клапан.

Кипячёная вода из кипятильника 9 перекачивается ручным насосом в бак 6, откуда она поступает в бак 7 охладительной установки. Охлаждённая до температуры плюс 15 3 0 С (288 3К) вода по трубопроводу поступает к крану питьевой воды, установленному в нише стены коридора котлового конца вагона.

Умывальные чаши 5, расположенные в обоих концах вагона, а также мойка 8 снабжаются холодной и горячей водой. К унитазам 17 холодная вода поступает из системы холодного водоснабжения, но для оттаивания в зимний период к ним через трубопровод 18 из системы отопления подаётся горячая вода. Для подсоединения шланга, используемого при уборке туалета, предусмотрен трубопровод 3 с вентилем.

Горячая вода к умывальникам 5и мойке 8 поступает по трубопроводу 12, а возвращается в бойлер неиспользованной горячей воды по трубопроводу 10. Уровень воды в баках 13 проверяют с помощью контрольных трубок 15 и кранов, установленных в туалете некотловом конце вагона.

Пассажирские вагоны других типов, такие как вагоны-рестораны, почтовые, багажные, также оборудованы самотёчной системой водоснабжения и отопления и отличаются от рассмотренных выше конструктивными решениями, обусловленными назначением вагона.

Так, например, в вагоне-ресторане установлены две самостоятельные системы снабжения горячей и холодной водой: первая - для кухни с раздаточным отделением; вторая - для котельной с туалетным отделением.

Для снабжения кухни и раздаточной холодной водой имеется бак ёмкостью 800 литров, расположенный над потолком кухни. Из бака холодная вода по трубам подаётся к кранам мойке, находящейся в раздаточной, мойке и умывальнику, находящимся в кухне. От этого же бака по трубопроводу ручным насосом вода подаётся к водонагревателю и баку горячей воды, объём которого равен 50 литров. Отсюда вода через очистной фильтр поступает к кранам моек для посуды и умывальника. Обе системы холодной и горячей воды кухни и раздаточной наполняются через соединительные головки, расположенные в середине вагона с обеих сторон кузова.

Система налива воды всего вагона оборудована электрической сигнализацией наполнения баков. Когда наполнение системы подходит к концу, загорается лампочка на щитке, которая гаснет в момент прекращения наполнения. Наливные трубы и труба слива умывальной чаши имеют электрические обогреватели. Запас воды в вагоне ресторане для котельной и туалета составляет 130 литров. Холодная вода по трубопроводу подаётся в котёл отопления, к умывальной чаше и душу.

Горячая вода от водонагревателя по трубопроводу путём естественной циркуляции попадает в бак горячей воды и возвращается обратно в водонагреватель. Расходуется горячая вода в туалете - душе и умывальнике.

Система водоснабжения багажных и почтовых вагонов также имеет горячую и холодную воду. Система снабжения холодной водой состоит из бака ёмкостью 300 литров, расположенного над коридором в нише служебного отделения, а также трубопроводов и водоразборных устройств. Система заполняется водой снизу из-под вагона по наливным трубам, проходящим в коридоре и купе багажных раздатчиков. Горячей водой душ снабжается от расширителя котла, а туалет - от системы отопления. На почтовых вагонах некоторых моделей для получения горячей воды установлен электронагреватель.

Все пассажирские вагоны оборудованы самотечной системой холодного и горячего водоснабжения. Объем системы составляет около 900 - 1200 л, в зависимости от типа вагона, из расчета примерно 20 л на одного человека в сутки и интервала между заправками и пополнением системы до 12 часов. В книжках служебных расписаний каждого поезда приведен перечень станций, на которых производится заправка водой.

Конструкция системы водоснабжения (ВС) практически одинакова, но она должна обеспечивать предотвращение загрязнения в ней воды, возможность эффективной очистки, промывки и дезинфекции, а также полный слив из запасных баков и распределительного трубопровода. Вся система ВС изготовлена из материалов, не оказывающих вредного воздействия на качество воды.

СИСТЕМА ВОДОСНАБЖЕНИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

  • баки для хранения запаса воды, расположенные с двух сторон в верхней части вагона;
  • разводящие трубопроводы;
  • разобщительные спускные вентили и краны.

Заправка водой осуществляется снизу вагона через заправочные патрубки (лягушки, головки). При низких температурах наружного воздуха, в случае обмерзания водоналивных патрубков, заполнение системы водой можно осуществлять через резервную головку, которая находится в котельном отделении. Зимой необходимо следить за исправностью обогревателей наливных труб и постоянной циркуляцией в них горячей воды.

Водоналивные патрубки находятся:

в купейных вагонах (ГДР) - по обеим нерабочим сторонам кузова вагона;

в плацкартных и купейных вагонах постройки ТВЗ - под 7 купе (купейная сторона) и под мусорным ящиком (коридорная сторона) с нерабочей стороны вагона.

В систему водоснабжения обязательно входит вестовая труба, не допускающая переполнения баков. Один конец ее вварен в бак с нерабочей стороны, а другой - в нижнюю часть умывальной чаши.

Из баков хранения воды вода самотеком поступает к умывальникам, унитазам, к кипятильнику, на мойку в служебном купе и в водогрейную систему (бойлер), которая находится в котельном помещении. Летом вода в бойлере нагревается с помощью твердого топлива (дрова, брикет), зимой - за счет горячей воды, которая поступает в змеевик бойлера из котла отопления.

Контроль за состоянием системы водоснабжения и ее исправностью возложен на проводника.

При заполнении системы водой от станционного источника следует контролировать наполнение баков. Налив воды в систему должен быть прекращен либо при загорании сигнальной лампы, расположенной у наливной головки, либо при появлении воды из вестовой трубы.

Количество воды в плацкартных вагонах ТВЗ определяется по водомерному стеклу, которое находится на баке над потолком туалета рабочей стороны вагона.

У купейного вагона ГДР для проверки количества воды в системе водоснабжения необходимо открыть водопробный кран, который находится в туалете с нерабочей стороны над умывальной чашей, и держать его открытым не менее 15 сек. Если вода через указанное время перестанет вытекать, значит воды в баке менее 100 л (рядом кран на 250 л).

При заполнении водой вагона ГДР необходимо открыть вентиль (№ 151) в вентиляционном трубопроводе водяного бака.

купейный вагон ГДР: 2x500 л (нерабочая сторона), один - над потолком туалета, другой - над потолком коридора, соединены соединительным каналом; третий - 50 л - над потолком туалета с рабочей стороны; бойлер - 75 л.

плацкартный и купейный вагоны ТВЗ:

  • один - 850 л - с нерабочей стороны, над потолком туалета;
  • другой - 80 л - с рабочей стороны;
  • бойлер - 50 л.

УСТРОЙСТВО И ВОДОСНАБЖЕНИЕ САНИТАРНЫХ УЗЛОВ

В каждом вагоне имеется два туалета, к которым подводится горячая и холодная вода. Туалет оборудован унитазом с промывным клапаном. Унитаз состоит из:

- корпуса из нержавеющей стали;

- механизма водяного затвора, служащего для закрывания выходного отверстия чаши унитаза и подачи в нее воды.

Умывальник включает в себя:

- сливная труба, на которой установлены водяной затвор и воронка для отогрева воды в случае ее замерзания. Водяной затвор предотвращает от попадания через сливную трубу холодного воздуха и пыли из-под вагона.




Умывальный кран наворачивается на 2-х вентильный смеситель.

ВОДОСНАБЖЕНИЕ БЫТОВЫХ УЗЛОВ

К бытовым узлам, связанным в той или иной степени с системой водоснабжения, относятся комбинированные кипятильники, компрессор для перекачки воды в охладитель питьевой воды, сам охладитель и связанный с ним бытовой холодильник.

КИПЯТИЛЬНИК (комбинированный электроогневой) Основные части кипятильника:

►3-х ходовой кран с фильтром сырой воды (водоотстойник объединяет 3-х ходовой кран, сетчатый фильтр, стеклянный колпак и натяжную скобу);

►регулятор сырой воды (поплавковая камера): поплавковый клапан заключен в кожух с крышкой и снабжен указателем уровня сырой воды и переливной трубой;

►кипятильник со сборником питьевой воды. Он состоит:

- сборник питьевой воды;

►отборный кран питьевой воды;

►термометр питьевой воды;

►указатель уровня питьевой воды;

►крышка с гнездом для верхнего нагревательного элемента;

В камере сгорания должен быть пламеотражатель, который закрывает отверстие на дымоход; колосник; зольник с коробкой для сбора золы; спускной кран.


Вода из системы водоснабжения через 3-х ходовой кран поступает в фильтр. Здесь она очищается и поступает в поплавковую камеру. Через подающий трубопровод от регулятора сырой воды через 2-х ходовой кран к кипятильнику (спускной кран), в воронку кипятильной камеры. Уровень сырой воды в кипятильной камере и поплавковой камере одинаковый, он определяется по водомерному стеклу на поплавковой камере

Сырая вода не доходит до края воронки кипятильной камеры на 40 мм. Вода не может попасть в сборник кипяченной воды.

Уровень воды при этом должен находиться примерно на 5 мм выше нижней красной черты, нанесенной на водомерном стекле поплавковой камеры. При включении нагревательных элементов или растопке кипятильника твердым топливом вода в кипятильном пространстве расширяется. Расстояние воды в конусе от его верхнего края уменьшается с 40 до 15 мм.

Однако вода еще не переливается через верхний край конуса. При этом уровень воды совпадает с верхней красной чертой поплавковой камеры. На этом уровне к наружному кожуху приварен сливной патрубок, через который сливается излишки воды. Когда вода начинает кипеть, она переливается в сборник кипяченой воды и уровень воды в конусе понижается до нижней красной черты водомерного стекла. В этот момент поплавковый клапан открывается и сырая вода поступает в кипятильное пространство до тех пор, пока уровень воды не будет примерно на 5 мм выше нижней красной черты. После чего клапан закрывается. Колебание воды между нижней и верхней чертой показывает, что поплавковый клапан работает правильно. Вентиль № 69 на трубопроводе от запасных баков должен быть всегда открыт и опломбирован. Запорные вентили на водомерных стеклах сырой и кипяченой воды должны быть всегда открытыми, закрываются только при повреждении водомерных стекол.

НЕЛЬЗЯ РАСТАПЛИВАТЬ КИПЯТИЛЬНИК, ЕСЛИ ВОДА В НЕГО НЕ ПОСТУПАЕТ!

Как проверить, поступает вода в кипятильник или не поступает:

  • - Поставить 3-х ходовой кран в положение «ЗАКРЫТО».
  • - 2-х ходовой кран открыть и слить некоторое количество воды (сливается сырая вода).
  • - 2-х ходовой кран закрыть, а 3-х ходовой кран открыть. Если вода поступает, то на водомерном стекле уровень воды будет подниматься, а в отстойнике будут наблюдаться движение отфильтрованной грязи и пузырьки воздуха.

Перед растопкой (включением) проверить:

  • достаточно ли воды в системе водоснабжения;
  • поступает ли вода в кипятильник;
  • открыт ли вентиль № 69 от системы водоснабжения;
  • поставлен ли 3-х ходовой кран в положение «Сырая вода»;
  • закрыт ли 2-х ходовой кран (спускной кран);
  • открыты ли вентили на водомерных стеклах.

Когда уровень воды достигнет отметки 12 л, необходимо прервать процесс отопления. После того как огонь погаснет, 3-х ходовой кран закрыть. При электронагреве - отключить на щите, 3-х ходовой кран закрыть.

Причины не поступления воды:

  • нет воды в системе водоснабжения;
  • грязный фильтр;
  • западание клапана;
  • закрыт вентиль № 69 от системы водоснабжения.

Признаки того, что титан сожжен:

  • обгорела краска на корпусе кипятильника;
  • вода в зольнике.

Для охлаждения питьевой воды из кипятильника на пассажирских вагонах имеются водоохладители.

Из кипятильника вода самотеком поступает в промежуточный бак (12 л). При помощи компрессора сжатый воздух попадает в промежуточный бак и вытесняет воду в бак горячей кипяченой воды, расположенный в служебном отделении.

Далее вода попадает в бак водоохладителя, в котором размещен испаритель. Через испаритель циркулирует хладоген.

Прежде чем поступить к крану отбора охлажденной воды, вода проходит через обеззараживатель (в его конструкции использован бактерицидный эффект ультрафиолетового излучения проточного слоя воды).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: