Статья 45 44 фз условия банковской гарантии реестры банковских гарантий

Обновлено: 29.11.2022

Участник закупки может предоставить в качестве обеспечения заявки, исполнения контракта, гарантийных обязательств банковскую гарантию, которую банки регистрируют в едином реестре. В статье расскажем, зачем нужен реестр, где его найти и как участнику проверить банковскую гарантию.

Что такое реестр банковских гарантий по 44-ФЗ

Кредитные организации вносят все гарантии, которые выдают поставщикам в рамках 44-ФЗ, в реестр банковских гарантий (РБГ). Федеральное казначейство формирует и ведет РБГ в Единой информационной системе (ЕИС).

До июля 2018 года все пользователи сайта госзакупок могли просматривать РБГ. Потом реестр убрали из свободного доступа — им могли пользоваться только заказчики и представители кредитных организаций в личном кабинете ЕИС. С мая 2020 года доступ к реестру открыли для поставщиков. Участники закупок в личном кабинете сайта могут найти нужную БГ после того, как банк внесет информацию в реестр.

Содержание реестра БГ

В реестр включают информацию и документы на основании ч. 9 ст. 45 44-ФЗ:

  • название, ИНН и адрес банка-гаранта;
  • наименование, ИНН, адрес исполнителя контракта — принципала;
  • сумма обеспечения;
  • срок действия гарантии;
  • копия БГ.

Постановление правительства № 1005 устанавливает дополнительные сведения, которые вносят в реестр. Например, название, ИНН заказчика, идентификационный код закупки и другое.

Если сведения в заявках, контрактах или гарантийных обязательствах составляют государственную тайну, то банковскую гарантию (БГ) размещают в закрытом реестре. Доступ к закрытому РБГ есть только у Федерального казначейства (ФК).

Зачем нужен реестр банковских гарантий

Реестр существует, чтобы обезопасить заказчиков от поддельных БГ. Банк обязан включить сведения о выданной гарантии в РБГ в течение одного рабочего дня. Если он этого не сделал, значит, выдал «серый» документ. Заказчик не примет от участника гарантию, если она отсутствует в реестре.

Банковские гарантии вправе выдавать только те кредитные организации, которые подходят под условия из постановления правительства № 440 и входят в список Минфина. В 2020 требования к банкам следующие:

  • не меньше 300 млн рублей собственных средств;
  • кредитный рейтинг уровня В(RU) и выше по национальной рейтинговой шкале.

В 2021 году только банки с рейтингом В+(RU) смогут выдавать БГ.

Чтобы не получить поддельный документ, работайте только с проверенными агентами или обращайтесь напрямую в кредитную организацию из перечня Минфина.

Узнайте вероятность одобрения заявки для вашей организации и комиссию банка в бесплатном онлайн-сервисе Контур.Спектр.

Как банки и казначейство работают с реестром

Работа с открытым РБГ

Реестровую запись формируют в следующем порядке:

  1. Гарант подписывает электронной подписью и направляет информацию и документы в реестр не позднее одного рабочего дня после того, как выдал БГ поставщику.
  2. Казначейство проверяет сведения и документы в течение трех часов.

2.1. В случае положительной проверки — присваивает уникальный номер реестровой записи.
2.2. В случае отрицательной проверки — реестровая запись не формируется, казначейство уведомляет об этом банк в течение трех часов.

В течение одного дня после публикации сведений, банк предоставляет поставщику выписку из РБГ. Если в документ вносят изменения, то казначейство обновляет запись и присваивает ей новый номер.

Порядок работы с закрытым реестром

Казначейство ведет закрытый реестр в электронном виде, и если нет такой возможности — в бумажном виде.

Банк в течение одного рабочего дня направляет в ФК сведения и документы о выданной БГ на бумаге или съемном машинном носителе. Казначейство за один рабочий день проверяет документы, формирует реестровую запись и направляет выписку из реестра кредитной организации. Если документы не прошли проверку, то ФК возвращает банку документы с указанием причины.

ФК предоставляет выписку из закрытого РБГ гаранту, принципалу, заказчику-бенефициару и госорганам. Запрос на выписку нужно направлять в территориальный орган ФК.

Реестр банковских гарантий по 223-ФЗ

РБГ по 223-ФЗ не существует. Законодательство не обязывает сотрудников кредитных организаций регистрировать в единой системе выданные гарантии.

Требования к БГ по 223-ФЗ менее жесткие, чем в 44-ФЗ. Главное, чтобы гарантии соответствовали условиям, которые заказчик установил в положении о закупках и в документации.

Как проверить банковскую гарантию

Заказчик рассмотрит БГ за три рабочих дня с момента поступления и не примет ее, если:

  • информация о БГ отсутствует в реестре;
  • содержание БГ не соответствует требованиям 44-ФЗ;
  • БГ не соответствует условиям документации закупки и проекта контракта.

В судебной практике есть случаи, когда виновным в несоответствии гарантии закону признавали банк, который составил ее с ошибками. Но обычно ответственность лежит на поставщике. Если заказчик не примет документ, последствия для участника будут негативными независимо от вида БГ:

  • на обеспечение заявки — поставщика не допустят к участию в закупке;
  • на обеспечение исполнения контракта — с участником не подпишут контракт, и могут внести его в РНП;
  • на обеспечение гарантийных обязательств — с участника взыскивают штраф за неисполнение обязательств по договору.

Поэтому важно проверить текст гарантии заранее.

Победитель закупки попал в неприятную ситуацию. Госзаказчик не принял БГ на обеспечение исполнения контракта из-за одного слова. Гарант указал, что оплатит сумму по требованию бенефициара, если получит его до окончания срока действия гарантии. А в законе сказано, что требование должно быть направлено до окончания срока действия гарантии, а не получено. Компанию признали уклонившейся от подписания контракта и включили в реестр недобросовестных поставщиков.

На что обратить внимание, чтобы избежать негативных последствий?

  1. Убедитесь, что банк есть в списке Минфина.
  2. Сверьте текст БГ с условиями из ст. 45 44-ФЗ и постановления правительства № 1005.
  3. Посмотрите все реквизиты, наименования, адреса, ИНН.
  4. Проверьте сумму гарантии и ее срок.
  5. По возможности согласуйте гарантию с заказчиком, если он идет на контакт.
  6. Еще до победы в закупке узнайте, какой банк вам сможет выдать БГ.

Сервис Контур.Спектр проведет анализ компании, подскажет вероятность выдачи гарантии и поможет выбрать самое выгодное предложение от проверенных банков.

Где найти номер реестровой записи банковской гарантии

Номер реестровой записи БГ на обеспечение заявки нужен, чтобы указать его на площадке при подаче заявки. На некоторых площадках номер подтягивается автоматически, например, на РТС-тендер. Чтобы указать верный номер на площадке, запросите его у банка или найдите запись в РБГ через личный кабинет сайта госзакупок.

Уникальный реестровый номер состоит из 22 разрядов:

Разряд Значение
1–3 идентификационный код банка, который выдал гарантию;
4–14 идентификационный код заказчика-бенефициара;
15–16 последние две цифры года, в котором сформирована реестровая запись;
17–20 порядковый номер реестровой записи, который присваивают в порядке сквозной нумерации в пределах календарного года по каждому заказчику;
21–22 порядковый номер каждой информации и документа в пределах реестровой записи.

В закрытом РБГ номер короче — состоит из 13 разрядов:

1 — код признака реестра — значение всегда «С»;
2–4 — первые три разряда идентификационного кода банка;
5–6 — две цифры года;
7–10 — код территориального органа ФК;
11–13 — порядковый номер сквозной нумерации в пределах календарного года по каждому органу ФК и каждому банку.

1. Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:

1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;

2) государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ";

3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к уровню кредитного рейтинга, присвоенного банку одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

1.2. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

1.3. В течение срока реализации утвержденного Советом директоров Центрального банка Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения указанного плана, независимыми гарантиями такого банка могут быть обеспечены заявки и исполнение контрактов вне зависимости от соответствия (несоответствия) такого банка установленным в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи требованиям при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка.

1.4. В течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения Советом директоров Центрального банка Российской Федерации указанного плана, такой банк не исключается из указанного перечня при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка.

1.5. Сведения о факте и дате утверждения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, и сведения о факте и дате принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации указанного плана направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок не позднее чем в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия указанного решения.

1.6. В случае, если банк, включенный в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения в отношении такого банка плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства, исключен из указанного перечня до дня принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, такой банк включается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в указанный перечень не позднее чем в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения от Центрального банка Российской Федерации сведений, указанных в части 1.5 настоящей статьи.

1.7. Перечень региональных гарантийных организаций ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии региональной гарантийной организации, не включенной в перечень, требованиям, установленным в соответствии с пунктом 3 части 1 настоящей статьи, либо о несоответствии региональной гарантийной организации, включенной в перечень, таким требованиям, сведения о таких обстоятельствах направляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень региональных гарантийных организаций.

2. Независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.

3. В независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия.

3.1. Уменьшение в соответствии с частями 7 и 7.1 статьи 96 настоящего Федерального закона размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде независимой гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При этом датой такого отказа признается дата включения предусмотренной частью 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона информации в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается включение в условия независимой гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых независимой гарантией.

5. Заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;

2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;

3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа в принятии независимой гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при которых заказчик информирует лицо, предоставившее независимую гарантию, путем указания таких причин в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

8. Независимая гарантия, используемая для целей настоящего Федерального закона, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр независимых гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением независимых гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Ведение такого реестра осуществляется путем включения в соответствии с порядком, предусмотренным частью 8.2 настоящей статьи, таких информации и документов в реестр и присвоения номера реестровой записи. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр независимых гарантий гарант направляет принципалу выписку из реестра независимых гарантий.

8.1. Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о независимых гарантиях не размещается на официальном сайте, а при осуществлении закупок в случае, предусмотренном пунктом 1 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона, включается в закрытый реестр независимых гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

8.2. Дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. В реестр независимых гарантий и закрытый реестр независимых гарантий включаются следующие информация и документы:

1) наименование, место нахождения гаранта, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

2) наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

3) денежная сумма, указанная в независимой гарантии и подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований настоящего Федерального закона;

4) срок действия независимой гарантии;

5) утратил силу с 1 января 2022 года. - Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ;

6) иные информация и документы, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации.

11. Гарант не позднее одного рабочего дня, следующего за датой выдачи независимой гарантии, или дня внесения изменений в условия независимой гарантии включает указанные в части 9 настоящей статьи информацию и документы в реестр независимых гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий информацию для включения в закрытый реестр независимых гарантий.

12. В случае предоставления нового обеспечения исполнения контракта в соответствии с частью 30 статьи 34, пунктом 9 части 1 статьи 95, частью 7 статьи 96 настоящего Федерального закона возврат независимой гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную независимую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится.

13. Исключение банка из перечня, предусмотренного частью 1.2 настоящей статьи, региональной гарантийной организации из перечня, предусмотренного частью 1.7 настоящей статьи, не прекращает действия выданных гарантом и принятых заказчиками независимых гарантий и не освобождает гаранта от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий таких независимых гарантий.

Требования 44-ФЗ и 223-ФЗ к такому документу разнятся, в этой статье мы рассмотрим оба случая и объясним, почему понятие «требование к банковской гарантии 1005» не корректно.

Для участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ поставщик может обеспечить заявку и исполнение контракта либо внесением денег на счет заказчика, либо независимой (банковской) гарантией, то есть обязательством банка выплатить заказчику определенную сумму денег, если участник нарушит требования, предусмотренные законодательством и документацией закупки. Это удобно, когда у поставщика нет свободных средств, чтобы перечислить на счет заказчика для подтверждения своего намерения заключить контракт и выполнить все его условия.

Также советуем ознакомиться со статьей, которая разъясняет требования к банку, выдающему банковскую гарантию. Это поможет не стать жертвой мошенников.

Когда применяется

Есть два вида такого документа:

  • для обеспечения заявки,
  • для обеспечения исполнения контракта.

Важно их не путать, поскольку условия применения различны.

В качестве обеспечения заявки независимую гарантию принимают только при участии в конкурсах и закрытых аукционах. Она необходима для участия в указанных процедурах и подтверждает намерение поставщика подать заявку и заключить контракт. При этом срок действия документа должен истекать не ранее чем через два месяца после даты окончания приема заявок.

В качестве обеспечения исполнения контракта ее можно предоставить на любую процедуру, при этом ее срок действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Используется она только в случае признания участника победителем.

Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ

Полный перечень содержится в статье 45. Если их не соблюдать, заказчик откажется принять обеспечение. Нарушителя ждет либо отказ в допуске к участию в закупке (если обеспечивается заявка), либо отказ от заключения контракта и разбирательство в антимонопольной службе (если обеспечивается исполнение контракта). В последнем случае велика вероятность внесения в реестр недобросовестных поставщиков.

Что же требует закон? Банковская гарантия должна, во-первых, быть безотзывной. Во-вторых, соответствовать требованиям закупки. В третьих, быть включенной в реестр единой информационной системы (ЕИС). Наконец, нужно указать:

  1. сумму, которую банк заплатит заказчику,
  2. обязательства участника закупки,
  3. обязанность уплатить неустойку за каждый день просрочки,
  4. условие фактического поступления денег на счет заказчика,
  5. срок действия,
  6. условие о заключении договора о поручительстве банка по обязательствам участника, которые возникают при заключении контракта,
  7. перечень документов, которые предоставляет заказчик для осуществления уплаты гарантом денежных сумм, согласно постановлению Правительства №1005.

Требования к банковской гарантии по 223-ФЗ

В этом случае все гораздо проще, этот закон не устанавливает такой жесткий порядок, как 44-ФЗ, а лишь определяет основные правила закупочной деятельности. Каждый заказчик сам решает, какие условия будут достаточными для принятия такой формы обеспечения, фиксирует их в Положении о закупке и размещает его в реестре ЕИС. В большинстве случаев Положения о закупке дублируют соответствующие условия 44-ФЗ. При этом 223-ФЗ допускает использование в качестве обеспечения любых независимых гарантий в соответствии с ГК РФ.

Универсальные требования все-таки имеются:

  1. безотзывность,
  2. четкое установление срока действия,
  3. указание суммы,
  4. определение обязательств победителя торгов.

Дополнительные условия

Постановление правительства 1005 требования к банковским гарантиям не предъявляет, а утверждает перечень документов, который мы уже упоминали выше, и устанавливает дополнительные условия. Например, согласно Постановлению, такой документ необходимо:

  • нумеровать,
  • сшивать,
  • подписывать и скреплять печатью все листы.

Кроме того, нужно закрепить условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денег, несет банк. С полным списком вы можете ознакомиться в Постановлении.

Итак, такое обеспечение – это разумное решение с экономической точки зрения. Его стоимость обычно составляет 2–10% от гарантийной суммы, что гораздо выгоднее, чем вложение собственных средств или получение коммерческого кредита.

Срок банковской гарантии по 44-ФЗ — месяц от даты исполнения обязательств (в том числе гарантийных) по контракту или 2 месяца, если она обеспечивает заявку поставщика.

В тексте любой банковской гарантии указывается период ее действия. Этот срок является существенным условием. Если он указан некорректно или банк несвоевременно внес в реестр Единой информационной системы (ЕИС) сведения об обеспечении, последует отказ от заключения контракта. Как следствие, — разбирательство в Антимонопольной службе на предмет признания участника уклонившимся и лишения его права участвовать в закупках в течение 2 лет.

Срок банковской гарантии по 44-ФЗ

В ходе определения поставщика участник имеет право предоставить банковскую гарантию в 3 случаях:

  1. Когда она предоставляется в качестве обеспечения заявки, период ее действия должен составлять не менее чем два месяца от даты окончания срока подачи заявок.
  2. При подписании контракта она представляется в качестве обеспечения исполнения контракта. В этом случае срок действия банковской гарантии должен превышать минимум на один месяц период исполнения обязательств, которые обеспечиваете такой банковской гарантией, в т.ч. если этот срок изменяется в рамках ст. 95 44-ФЗ.
  3. Когда банковская гарантия обеспечивает гарантийные обязательства, ее срок должен превышать срок исполнения таких обязательств не менее чем на один месяц. Это указал минфин в письме № 24-03-07/63253 от 19.08.2019.

Таким образом, срок предоставления банковской гарантии по 44-ФЗ в качестве обеспечения заявки, в качестве обеспечения исполнения контракта и обеспечения гарантийных обязательств отличается. Это необходимо иметь ввиду, когда будете обращаться в банк или иные кредитные организации для получения банковской гарантии.

Срок рассмотрения заказчиком

После получения в банке проекта гарантии, участник имеет право предоставить ее текст заказчику на согласование. Он может сделать это как в письменной форме, так и в форме электронного документа. При этом, заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий три рабочих дня с момента ее поступления. При отказе в принятии, он сообщает о причинах такого решения в течение трех рабочих дней.

При соблюдении всех требований, заказчик принимает электронный документ или письменный акт. После этого участник направляет организатору торгов обеспечение с помощью электронной торговой площадки в рамках электронного аукциона. А в случае проведения конкурсных процедур, передает оригинал документа заказчику. При этом, перед подписанием контракта со своей стороны, заказчик проверяет наличие сведений о документе в Реестре ЕИС.

Срок внесения в реестры

Банк, который выдает или вносит изменения в условия документа, должен включить информацию о ней в Реестр ЕИС. Закон о контрактной системе обязывает сделать это не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выдачи или внесения изменений.

Если сведения составляют государственную тайну, или данные о государственной тайне содержатся в документации о закупке или в проекте контракта, банк вносит сведения об обязательствах в Закрытый реестр не позднее одного рабочего дня, следующего за датой их выдачи. В указанный Реестр также вносятся сведения об обеспечении при заключении контрактов по:

  • оказанию услуг по страхованию;
  • транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
  • транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств и услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

При этом Закрытый реестр не размещается в ЕИС.

Сидаев Дмитрий

Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.

Кобзарь А. А.

Эта статья — выжимка самого полезного и важного из вебинара эксперта Елены Пластининой на тему «Банковская гарантия в системе обеспечительных документов в 2021 году».

Особенности получения банковской гарантии, требования к ней и случаи использования — наиболее частые вопросы, на которые эксперты Контур.Школы отвечают в сервисе «Вопросы эксперту». Мы решили описать основные положения такого универсального способа обеспечения обязательств, как банковская гарантия (БГ). За подробностями рекомендуем обратиться к видео.

Путеводитель по статье:

Банковская гарантия как способ обеспечения обязательств


Елена Пластинина, эксперт по регламентированным закупкам, член экспертного совета ФАС России, член-корреспондент РАЕН, лектор вебинара «Банковская гарантия в системе обеспечительных документов в 2021 году»

Если мы обратимся к ст. 329 ГК РФ, в которой перечислены способы обеспечения исполнения обязательств, то найдем среди них неустойку, удержание, поручительство, независимую гарантию, задаток, обеспечительный платеж, другой способ. Банковской гарантии как таковой нет.

Однако обратите внимание на независимую гарантию, частным случаем которой является именно банковская гарантия. Определение независимой гарантии сформулировано в ст. 368 ГК РФ: «По независимой гарантии гарант (то есть банк) принимает на себя по просьбе другого лица — принципала (то есть участника закупки) обязательство уплатить указанному им третьему лицу — бенефициару (то есть организатору закупки, заказчику или, как его еще называют, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства». Это определение должно быть положено в основу понимания принципов и основ банковской гарантии, принципов ее применения, использования в рамках законодательства о регламентированных закупках.

Независимая гарантия, в нашем случае банковская гарантия, действует вне зависимости от обязательства: даже если контракт расторгнут, прекратил свое действие с истечением срока, то банковская гарантия как разновидность независимой гарантии продолжает действовать. Обратите внимание, что принципал, гарант и, собственно, банк должны быть определены в банковской гарантии как обязательные элементы! И принципал, и гарант, и бенефициар являются существенными элементами банковской гарантии. Первое, на что следует обратить внимание, взяв в руки документ по банковской гарантии, — это наличие всех этих субъектов в тексте банковской гарантии.В соответствии со ст. 368 ГК РФ существенным условием, обязательным элементом банковской гарантии является номинал — требование об определенной денежной сумме, которая подлежит выплате на момент раскрытия независимой гарантии. В рамках ГК РФ независимую гарантию может выдавать не только банк, но и другие организации: финансовые, нефинансовые, которые берут на себя обязательства поручителя. Однако в случае с регламентированными закупками выдавать БГ могут только банки.

Основная норма, которая устанавливает универсальные принципы и универсальные требования к БГ и представляется в качестве обеспечения заявки, исполнения контракта или гарантийных обязательств, прописана в ст. 45 Закона о контрактной системе.

Первое требование: в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств заказчики принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством РФ, и включенными в перечень Минфина РФ. Они ежемесячно публикуются на сайте Минфина РФ, и заказчики, прежде чем обратиться за БГ, должны проверить наличие этого банка в списке.

Второе требование: заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня ее поступления. И обязательно должен проверить ее на соответствие требованиям ст. 45.

Третье требование: «в случае отказа в принятии БГ заказчик в срок, установленный ч. 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа». Эти причины должны быть указаны со ссылками как на закон, так и на закупочную документацию.

В конце статьи есть шпаргалка

Одним из ключевых моментов в процессе получения банковской гарантии является требования к банкам-гарантам, банкам-эмитентам. Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 года №440 «О требованиях к банкам, которые могут выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов» говорит о том, что у банка должны быть собственные средства (капитал) в размере не менее 300 млн руб., рассчитываемые по методике ЦБ РФ, по состоянию на последнюю отчетную дату.

Второе условие — наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня BB-(RU) по национальной рейтинговой шкале для РФ кредитного рейтингового агентства «Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (акционерное общество)» и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня ruBB+ – по национальной рейтинговой шкале для РФ кредитного рейтингового агентства Акционерное общество «Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Рейтинг оценивается раз в год и влияет на банк и права банка по эмиссии банковских гарантий.

Как проверить актуальность банковской гарантии

Зайти на сайт Минфина: для этого в интернете, в любой поисковой строке следует задать запрос «Уполномоченные Правительством РФ банки». На сайте Минфина есть раздел «Тарифная и таможенная политика», подраздел «Контрактная система», а в нем перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии. Эти перечни меняются ежемесячно, а количество банков в них колеблется: может быть меньше 200, может быть больше 300.

Применительно к 223-ФЗ: банки могут быть определены заказчиком, однако ограничивающим здесь является Закон 135-ФЗ «О защите конкуренции». Важно то, что установленные требования не должны носить дискриминационный характер. И если заказчик напишет, что «банковская гарантия должна быть выдана банком, приемлемым для заказчика», то на такую документацию участнику как минимум следует запросить разъяснение, максимум — жаловаться, так как непонятно, какой банк для заказчика может быть приемлемым и какими будут критерии оценки.

Замена недействительной БГ

Если с банком что-то случается в процессе функционирования банковской гарантии, то обязанность замены на надлежащее обеспечение БГ лежит на участнике. Такое требование предусмотрено в ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе, хотя часто дублируется и в документации заказчика по коммерческим закупкам. Согласно требованию закона о контрактной системе: «Если заказчиком в соответствии с ч.1 ст. 96 Закона о КС установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение».

Замена происходит по инициативе заказчика силами поставщика. В таком случае поставщик несет расходы — комиссию, но обязательства должны быть обеспечены.

В конце статьи есть шпаргалка

Требования к содержанию банковской гарантии

Банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать:

  1. Сумму, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных случаях.
  2. Обязательства принципала, исполнение которых обеспечивается: все обязательства должны быть указаны в требовании к банковской гарантии и продублированы в ее тексте, не ограничиваясь ссылкой, так как в противном случае при раскрытии банковской гарантии могут возникнуть проблемы и споры, что приведет к убыткам заказчика.
  3. Обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки: БГ предполагает гарантию оплаты, если средства по банковской гарантии не были выданы точно в срок, указанный в самой БГ или в проекте контракта и в БГ.
  4. Условие, согласно которому исполнением обязательств является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика.
  5. Срок действия банковской гарантии, превышающий не менее чем на один месяц срок исполнения контракта или не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок: ограничения по сроку действия БГ установлены в специальных нормах Закона о контрактной системе, в частности, если мы говорим о БГ, которая выдается на обеспечение исполнения контракта, то срок должен составлять не менее чем на 1 месяц больше, чем срок исполнения контракта, — это прописано в Законе. Если речь идет о БГ, которая предоставляется в качестве обеспечения заявки, то она должна действовать не менее чем 2 месяца с даты окончания подачи срока заявок — это делается на случай приостановления закупки, поступления жалобы, проведения проверки.


Елена Пластинина, эксперт по регламентированным закупкам, член экспертного совета ФАС России, член-корреспондент РАЕН, лектор вебинара «Банковская гарантия в системе обеспечительных документов в 2021 году»

Выплата по банковской гарантии: расчет суммы, особенности БГ

Помимо срока, номинала банковской гарантии, обязательным требованием к ее содержанию является перечень документов, которые заказчик предоставляет банку в момент обращения и в момент раскрытия банковской гарантии, и этот перечень является закрытым. Кроме того, он включается в текст БГ без изменений, поскольку не подлежит ни сокращению, ни расширению.

Установленный Постановлением Правительства РФ № 1005 от 08.11.2013 г. перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты суммы по банковской гарантии:

  1. Расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии.
  2. Платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу.

Расчет суммы выплаты по банковской гарантии

Банковская гарантия распространяется на все обязательства по контракту, хотя банки часто утверждают обратное, к примеру, признавая только штрафы и пени, а не все убытки. В случае если такое происходит, следует обратиться в суд и получить весь номинал БГ. Ее действие должно распространяться не только на сумму неустойки, но и на убытки, если документация о закупке не содержит иных условий.

Кроме того, банковская гарантия должна быть включена в реестр банковских гарантий. У всех банков, которые включены в перечень Минфина, есть право вносить сведения о выдаче банковских гарантий. В законе прописано, что при выдаче банковской гарантии банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий. Тем не менее сразу она не выдается: формируется по требованию заинтересованных лиц в самом реестре банковских гарантий.

Топ-3 примеров, как банки хитрят при выдачи банковской гарантии

При выдаче банковских гарантий (БГ) банки нередко пытаются схитрить, прописав «мелким шрифтом» такую формулировку, которая впоследствии просто не позволит заказчику воспользоваться ей в полной мере и получить свои выплаты.

Внимательно читайте условия банковской гарантии, а в случае обнаружения сомнительных формулировок возвращайте их банку и требуйте замену БГ!

Эксперт Контур.Школы Елена Пластинина рассказывает о наиболее часто встречающихся формулировках, которых в банковской гарантии быть не должно.

Отклонение банковской гарантии, последствия для участника закупки

Многих волнует вопрос, что случится, если БГ не соответствует требованиям закона или закупочной документации? Поскольку банковская гарантия должна быть предметом интереса всех сторон (и банка, и участника, и заказчика), то последствия для всех будут разными.

Основанием для отказа принятия банковской гарантии заказчиком является:

  1. Отсутствие информации о банковской гарантии в реестре БГ.
  2. Несоответствие банковской гарантии требованиям закона.
  3. Несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении, документации о закупке, проекте контракта.

Все эти причины сигнализируют о том, что участник признается отклонившимся от контракта.

Последствия предоставления ненадлежащей банковской гарантии:

  1. Признание участника несоответствующим требованиям закона (на этапе ОЗ).
  2. Признание участника уклонившимся от заключения контракта (на этапе ОИК). Кроме того, он попадет в реестр недобросовестных поставщиков.
  3. Отказ от приемки (на этапе ОГО). Если БГ не устраивает на этапе приемки, а обеспечение гарантийных обязательств передается именно на этом этапе, то заказчик откажется от приемки. Участник не получит подписание документов о приемке.
  4. Признание недействительным контракта. Если стороны приняли ненадлежащую БГ (участник от банка, заказчик от участника), то впоследствии такой контракт будет признан недействительным. Гарантия от контракта не зависит, а вот контракт от нее еще как.

Что касается возможности отклонить заявку участника за несоответствие требований к БГ, то эта позиция является спорной, однако она выражена регулятором в Информационном письме от 30 июля 2019 года №24-05-05/57198 Минфина РФ «По вопросу отклонения заявки в случае выявления несоответствия банковской гарантии, предоставленной участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ».

Если участник захочет разделить свое несчастье с банком, потому что он признан уклонившимся, внесен в РНП, теряет обеспечение заявки, получает упущенную выгоду, потому что не может заключить контракт уже будучи победителем, то такой участник не получит возмещение от банка. Свою позицию по этому поводу суды уже неоднократно высказывали. К примеру, Определение ВС РФ от 19.05.2020 г. по делу № 305-ЭС20-6163. Поставщик взыскивал с банка упущенную выгоду — 21 млн руб. в связи с невозможностью заключить контракт, БГ не соответствовала требованиям заказчика. Суд отказал, поскольку обязанность предоставления надлежащего обеспечения лежит на участнике, а не на банке. Банк не несет никакой ответственности перед участником.

Именно поэтому для всех заинтересованных сторон так важно проверять соответствие банковской гарантии требованиям Закона о контрактной системе, а также тем Положениям, которые напрямую не вытекают из ст. 45 44-ФЗ, а устанавливаются закупочной документацией.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: