Сумма административного штрафа возлагаемого на банк при нарушении требований пожарной безопасности

Обновлено: 03.10.2022

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Кириллова Е.А., действующего на основании ордера в интересах директора ООО "Анкор" Насекиной Т.А., на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору, инспектора ОНД и ПР по г. Чебоксары УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике от 7 апреля 2016 г. N 140, решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 июня 2016 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июля 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 31 октября 2016 г., вынесенные в отношении директора ООО "Анкор" Насекиной Т.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору, инспектора ОНД и ПР по г. Чебоксары УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике от 7 апреля 2016 г. N 140, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 июня 2016 г., решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июля 2016 г. и постановлением председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 31 октября 2016 г., директор ООО "Анкор" (далее также общество) Насекина Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Кириллов Е.А. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении директора ООО "Анкор" Насекиной Т.А. по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 120-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора общества Насекиной Т.А. к административной ответственности, признанной утратившей силу Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях") нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, 18 марта 2016 г. прокуратурой Московского района г. Чебоксары совместно с ОНД и ПР по г. Чебоксары УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике по обращению Афонина Г.А. проведена проверка исполнения ООО "Анкор" требований противопожарного законодательства.

В ходе проверки установлено, что в арендуемом помещении по адресу: г. Чебоксары, Приволжский б-р, д. 1, пом. 4 ООО "Анкор" осуществляет деятельность по дополнительному образованию детей.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

24 марта 2016 г. заместителем прокурора Московского района г. Чебоксары в отношении директора ООО "Анкор" Насекиной Т.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения требований пожарной безопасности к эвакуационным выходам.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО "Анкор" Насекиной Т.А. постановлением должностного лица к административной ответственности, установленной данной нормой.

Судебные инстанции с выводами должностного лица и принятым им решением согласились.

Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

В силу части 8 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

Кроме Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов вопросы пожарной безопасности урегулированы также национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности.

Из постановления должностного лица и судебных актов следует, что директором общества Насекиной Т.А. нарушены пункт 33 Правил противопожарного режима, пункты 5.17, 6.11, 6.13 СНиП 21-01-97*, пункт 7.2.15 СНиП 31-01-2003.

Пунктом 33 Правил противопожарного режима и пунктом 5.17 СНиП 21-01-97* не установлено каких-либо требований к эвакуационным выходам.

Пунктом 33 Правил противопожарного режима предусмотрена обязанность руководителя организации обеспечивать при эксплуатации эвакуационных путей и выходов соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Пунктом 5.17 СНиП 21-01-97* установлено, в частности, что здания, а также части зданий, выделенные противопожарными стенами, - пожарные отсеки - подразделяются по степеням огнестойкости, классам конструктивной и функциональной пожарной опасности. Класс функциональной пожарной опасности здания и его частей определяется их назначением и особенностями размещаемых в них технологических процессов.

Фактически директор общества Насекина Т.А. привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным выходам, установленных пунктами 6.11, 6.13 СНиП 21-01-97*, пункта 7.2.15 СНиП 31-01-2003.

СНиП 21-01-97* устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

Положения пункта 6.11 СНиП 21-01-97* воспроизводят приведенные выше положения части 8 статьи 89 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, которыми установлено, в зависимости от каких параметров определяется, в частности, количество эвакуационных выходов из помещений с этажей.

Делая вывод о виновности директора общества Насекиной Т.А. в нарушении требований пожарной безопасности к эвакуационным выходам, выразившемся в отсутствии второго эвакуационного выхода из эксплуатируемого обществом помещения, должностное лицо и судебные инстанции исходили, в частности из требований пункта 6.13 СНиП 21-01-97*, которым предусмотрено, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий, в том числе класса функциональной пожарной опасности Ф4.

Согласно материалам дела нежилое помещение, общей площадью 143,60 м2, занимаемое ООО "Анкор" на основании договора аренды, расположено по вышеуказанному адресу на первом этаже восьмиэтажного многоквартирного дома.

Как установлено должностным лицом и судебными инстанциями, данное помещение эксплуатируется обществом для оказания образовательных услуг и используется для одновременного пребывания в нем более 15 человек (на момент проверки помещения в нем находилось 18 человек).

В соответствии с частью 1 статьи 32 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на классы функциональной пожарной опасности, перечисленные в данной норме.

Соответствующая классификация зданий и части зданий по функциональной пожарной опасности приведена в пункте 5.21 СНиП 21-01-97*.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности к классу функциональной опасности Ф4 отнесены здания (в том числе согласно части 1 данной статьи помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений.

Аналогично класс функциональной опасности Ф4 определен пунктом 5.21 СНиП 21-01-97* для зданий и части зданий - помещений или группы помещений учебных заведений, научных и проектных организаций, учреждений управления (помещения в этих зданиях используются в течение суток некоторое время, в них находится, как правило, постоянный, привыкший к местным условиям контингент людей определенного возраста и физического состояния).

Данный класс функциональной опасности включает класс Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций (в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 части 1 статьи 32 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности); школы, внешкольные учебные заведения, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища (в соответствии с пунктом 5.21 СНиП 21-01-97*).

Согласно указанным нормам к классу функциональной опасности Ф4.1 относится нежилое помещение, расположенное на первом этаже восьмиэтажного многоквартирного дома по вышеуказанному адресу, эксплуатируемое ООО "Анкор" для осуществления деятельности по дополнительному образованию детей.

Согласно обжалуемым актам директором общества Насекиной Т.А. допущено установленное пунктом 6.13 СНиП 21-01-97* нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным выходам, выразившееся в отсутствии второго эвакуационного выхода из эксплуатируемого обществом помещения.

Вместе с тем содержащееся в указанной норме требование предъявляется не к помещениям, а к этажам зданий, этой нормой предусмотрено, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий, в том числе класса функциональной пожарной безопасности зданий Ф4.

В ходе производства по делу защитником лица, в отношении которого ведется производство по настоящему делу, заявлялось, что общество арендует и эксплуатирует только одно помещение из расположенных на первом этаже здания.

Аналогичные доводы приведены защитником в настоящей жалобе.

Данное обстоятельство подтверждается имеющейся в материалах дела копией технического паспорта помещения, из которого следует, что на первом этаже здания по вышеуказанному адресу расположено пять помещений, каждое из которых оборудовано эвакуационными выходами (л.д. 101 - 104), одно из них (N 4) согласно материалам дела арендует и эксплуатирует ООО "Анкор".

Таким образом, в данном случае положения пункта 6.13 СНиП 21-01-97* неприменимы, нарушение его требований при эксплуатации помещения по вышеуказанному адресу необоснованно вменено директору общества Насекиной Т.А.

Требования к эвакуационным выходам помещений установлены в пункте 6.12 СНиП 21-01-97*.

На положения данного пункта ссылаются судья и председатель Верховного Суда Чувашской Республики, указывая, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь, в частности, помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 человек.

Однако нарушение этой нормы директору общества Насекиной Т.А. не вменялось. Кроме того, ее положения также неприменимы в рассматриваемом случае, поскольку доказательств того, что занимаемые ООО "Анкор" помещения предназначены для одновременного пребывания более 50 человек, не имеется, на нахождение соответствующего количества человек в данном помещении, как непосредственно при осуществлении деятельности по дополнительному образованию, так и на момент проверки, не указывалось.

Также, привлекая директора общества Насекину Т.А. к административной ответственности, должностное лицо и судебные инстанции исходили из того, что отсутствие второго эвакуационного выхода из эксплуатируемого обществом помещения допущено в нарушение пункта 7.2.15 СНиП 31-01-2003.

Данным пунктом установлено, что помещения общественного назначения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания. Допускается устройство одного эвакуационного выхода из помещений учреждений общественного назначения, размещаемых в первом и цокольном этажах при общей площади не более 300 м2 и числе работающих не более 15 чел.

Должностным лицом и судебными инстанциями сделан вывод о том, что в занимаемом обществом помещении общественного назначения, расположенном на первом этаже многоэтажного жилого дома и используемом для одновременного пребывания более 15 человек (на момент проверки в помещении находилось 18 человек), должен быть предусмотрен второй эвакуационный выход.

В то же время, в соответствии с пунктом 1.1 СНиП 31-01-2003 данный свод правил распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м, в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения.

Согласно материалам дела здание, в котором занимает помещение ООО "Анкор", введено в эксплуатацию в 2007 году.

Сведений, свидетельствующих о том, что соответствующие здание и (или) помещение подвергались реконструкции, в том числе в период, относящийся к событию вмененного директору общества Насекиной Т.А. административного правонарушения, материалы дела не содержат, в ходе производства по делу данный вопрос не выяснялся.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору, инспектора ОНД и ПР по г. Чебоксары УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике от 7 апреля 2016 г. N 140, решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 июня 2016 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июля 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 31 октября 2016 г., вынесенные в отношении директора ООО "Анкор" Насекиной Т.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

жалобу защитника Кириллова Е.А., действующего на основании ордера в интересах директора ООО "Анкор" Насекиной Т.А., удовлетворить.

Постановление государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору, инспектора ОНД и ПР по г. Чебоксары УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике от 7 апреля 2016 г. N 140, решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 июня 2016 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июля 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 31 октября 2016 г., вынесенные в отношении директора ООО "Анкор" Насекиной Т.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

КоАП РФ Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

(в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 20.4 КоАП РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 09.03.2021 N 36-ФЗ)

3 - 5. Утратили силу. - Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2021 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.12.2012 N 212-ФЗ)

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

3 - 5. Утратили силу. - Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Комментарии к ст. 20.4 КОАП РФ

1. Комментируемая статья включает следующие составы административных правонарушений: нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ (ч. 1); нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима (ч. 2); нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч. 3); несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники (ч. 6). В комментируемую статью также включены два состава (ч. ч. 4 и 5), связанные с сертификацией в области пожарной безопасности (отсутствие сертификата пожарной безопасности, в том числе при продаже продукции и оказании услуг, требующих такой сертификации).

2. Рассматриваемая статья исключает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренную другими статьями настоящего Кодекса: ст. 8.32 - нарушение правил пожарной безопасности в лесах и ст. 11.16 - нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.

3. Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изм. и доп.), Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 и введенными в действие с 30 июня 2003 г. (РГ. 2003. 4 июля), Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 "О государственном пожарном надзоре" (в ред. Постановления от 2 октября 2009 г. N 777).

Статья 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" определяет содержание и порядок принятия актов, устанавливающих требования пожарной безопасности, и указывает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании пожарной безопасности.

В апреле 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В указанном Законе подробно определены основные понятия, связанные с обеспечением пожарной безопасности (п. п. 1 - 49 ст. 2), установлены требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов (раздел II), зданий, сооружений и строений (раздел III), требования к производственным объектам (раздел IV) и др.

Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности и утвержденными в установленном порядке. Для особо сложных и уникальных зданий, кроме соблюдения требований Правил пожарной безопасности в РФ, должны быть разработаны специальные правила пожарной безопасности, отражающие специфику эксплуатации этих объектов и учитывающие пожарную опасность. Указанные специальные правила пожарной безопасности должны быть согласованы с органами государственного пожарного надзора в установленном порядке. На каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.). Учитывая значение превентивных мер в обеспечении пожарной безопасности, законодатель в качестве основной (альтернативной) меры наказания ввел административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток по постановлению районного судьи (см. Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, а также комментарии к ст. ст. 3.12 и 32.12).

4. Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.

5. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Исключение составляет ч. 3 комментируемой статьи Кодекса, которая предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности при возникновении пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.

6. Поскольку диспозиция данной статьи является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные требования были нарушены или не выполнены.

Конкретизация объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, обусловливает необходимость обратиться к ст. 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" и нормативным правовым актам органов государственной власти, на основе которых в случае повышения пожарной опасности (например, при стихийных бедствиях, крупных техногенных катастрофах, введении чрезвычайного положения) могут устанавливаться особый противопожарный режим, дополнительные требования пожарной безопасности, согласованные с государственной противопожарной службой.

Объективная сторона состава, предусмотренного ч. 6 данной статьи, может выражаться в несанкционированном, не согласованном с государственной противопожарной службой перекрытии проездов к зданиям и сооружениям пожарных машин и техники, связанном со строительными и ремонтными работами, устройством стоянок автомашин, в том числе установкой так называемых "ракушек" для хранения автомобилей, и т.п.

7. Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий (нарушение), так и в форме бездействия (невыполнение) должностных лиц и граждан.

8. При установлении административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности выделяются три категории субъектов: граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения указанных требований на вверенном им участке работы; юридические лица. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п.

Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок - арендаторы.

9. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

10. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов за нарушение (невыполнение) действующих требований пожарной безопасности вне места службы несут ответственность на общих основаниях (ст. 2.5 Кодекса).

11. Нарушение требований пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности, а в отношении наступивших последствий - в форме неосторожности (исключая поджоги).

Неосторожным (совершенным по небрежности) правонарушение признается тогда, когда виновное лицо не предвидело противоправного характера своих действий, хотя должно было и могло предвидеть. Вина в форме неосторожности, самонадеянности или небрежности имеет место в тех случаях, когда субъект административной ответственности совершает действие (бездействие), нарушающее требования пожарной безопасности, с которыми он предварительно не ознакомился, хотя сознавал, что в данной сфере имеются соответствующие нормы и правила, регламентирующие установленный порядок противопожарной защиты.

12. Основанием для отграничения административных правонарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности от преступлений, предусмотренных ст. 219 УК РФ, является отсутствие причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо отсутствие деяния, повлекшего по неосторожности смерть человека.

13. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ст. 23.34), а по ч. 1 данной статьи - районные судьи, если возникнет необходимость применения наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ч. 1 ст. 28.3); по ч. ч. 1 - 3 данной статьи - также органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (п. 39 ч. 2 ст. 28.3); по ч. 6 - органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).


В случае выявления в ходе плановых или внеплановых проверок нарушений требований пожарной безопасности должностным лицом органа ГПН составляется протокол об административном правонарушении и оформляется предписание об устранении нарушений.

Органы Госпожнадзора принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок объектов в отношении:

  • лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций;
  • лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностных лиц в пределах их компетенции;
  • собственников имущества.
  • граждан

Указанные лица в соответствии с действующим законодательством могут быть привлечены к трём видам ответственности за нарушения в области пожарной безопасности :

  • дисциплинарной;
  • административной;
  • уголовной.

Дисциплинарная ответственность за нарушение пожарной безопасности

Дисциплинарное взыскание за нарушение пожарной безопасности налагается на работника (должностное лицо) работодателем. При этом обязанности по соблюдению этих требований возлагаются на работника в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий за нарушение пожарной безопасности :

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Нарушение пожарной безопасности: виды ответственности и наказания

Какая ответственность следует за нарушение пожарной безопасности

В случае выявления в ходе плановых или внеплановых проверок нарушений требований пожарной безопасности должностным лицом органа ГПН составляется протокол об административном правонарушении и оформляется предписание об устранении нарушений.

Органы Госпожнадзора принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок объектов в отношении:

  • лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций;
  • лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностных лиц в пределах их компетенции;
  • собственников имущества.
  • граждан

Указанные лица в соответствии с действующим законодательством могут быть привлечены к трём видам ответственности за нарушения в области пожарной безопасности :

  • дисциплинарной;
  • административной;
  • уголовной.

Дисциплинарная ответственность за нарушение пожарной безопасности

Дисциплинарное взыскание за нарушение пожарной безопасности налагается на работника (должностное лицо) работодателем. При этом обязанности по соблюдению этих требований возлагаются на работника в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий за нарушение пожарной безопасности :

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Административная ответственность за нарушение пожарной безопасности

Административное наказание применяется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица.

Должностные лица органов ГПН имеют право возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности.

Причины для наступления административной ответственности в области пожарной безопасности можно условно разделить на две группы:

  1. ответственность за собственно нарушения требований пожарной безопасности и их последствия;
  2. ответственность за невыполнение предписания органов ГПН .

Первая группа, то есть нарушения требований пожарной безопасности , подпадает под статью 20.4 КоАП РФ. Рассмотрим ее подробнее.

Так, согласно этой статье, в общем случае нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

Более строгое наказание за нарушение пожарной безопасности предусмотрено за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, который устанавливается в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления. Особый противопожарный режим на соответствующих территориях может устанавливаться федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

Размеры штрафов за нарушения пожарной безопасности для различных категорий лиц и условий представлены ниже в таблице.

Величина административного штрафа за нарушение требований пожарной безопасности,

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

2.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

3 - 5. Утратили силу. - Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: