Управление счетами правительства какой банк

Обновлено: 19.04.2024

Путь к победам в закупках извилист и тернист. Приходится вникать в новую информацию и разбираться в непонятных пока терминах. Вот, например, спецсчет. Зачем нужен? Как открыть? Давайте разберемся.

А нужен ли?

Специальный счет — это такой банковский счёт, на котором блокируется обеспечение заявки на участие в закупках, проводимых для субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ, а также по 44-ФЗ — в основном, для закупок на сумму больше 1 млн рублей. Почему в основном? Потому что законодательством о закупках предусмотрена возможность для заказчика установить обеспечение заявки для закупок с начальной ценой и меньше 1 млн рублей. Однако на практике такие случаи встречаются редко, и, в основном, обеспечения заявки у закупок на сумму меньше 1 млн рублей нет.

Кроме того, обеспечение заявки на участие в закупке по 44-ФЗ можно предоставить не только в виде денег, которые блокируются на специальном счете, но и в виде банковской гарантии.

Поэтому, если вы, например, решили разово поучаствовать в небольшой закупке или готовы оформить БГ, спецсчет можно и не открывать.

Кстати, в Тендерплане можно находить закупки, обеспечение заявки в которых не требуется, просто установив в соответствующей графе формы поиска значение 0.

Открытие специального счета

1. Выяснить, входит ли банк, обслуживающий основной расчетный счет компании, в перечень банков, в которых, в соответствии с Распоряжением Правительства № 1451-Р от 13.07.2018 г. участники могут открывать специальные счета. Полный перечень банков можно посмотреть на официальном сайте ЕИС , мы же отметим наиболее популярные:

  • Сбербанк России;
  • Альфа-Банк;
  • ВТБ;
  • Финансовая Корпорация Открытие (сюда же входит популярный у предпринимателей банк Точка);
  • Тинькофф;
  • Райффайзенбанк;
  • Россельхозбанк;
  • Газпромбанк;
  • Совкомбанк;
  • Хоум Кредит энд Финанс Банк;
  • Росбанк.

Удобно, когда специальный счет и основной расчетный находятся в одном банке, особенно, если количество и сумма участий крупные. В этом случае срок перевода денежных средств между счетами минимальный, в отличие от межбанковских переводов. Но можно выбрать для открытия спецсчета и другой банк.

2. Убедитесь, что использование спецсчета не вызовет проблем:

  • учтите время расчетных операций банка;
  • срок зачисления денежных средств на счет;
  • возможность экстренного пополнения;
  • наличие комиссий за проведенные по счету операции и их размер;
  • особенности работы со счетом (например, наличие доступа через онлайн-банк).

3. И, наконец, последним шагом является подача заявления об открытии специального счета непосредственно в банк. В некоторых можно сделать это дистанционно, без визита в офис.

Возможный вопрос от сотрудников банка при открытии специального счета — для каких целей он необходим. Обычно достаточно пояснить для какого вида торгов он будет использоваться — для работы в рамках 44-ФЗ или 223-ФЗ.

Неважно в каких закупках вы принимаете участие — в Тендерплан найдутся и государственные торги и коммерческие тендеры. Удобный поиск, настройка рассылки, аналитика и управление работой с закупками в одном сервисе

Срок открытия и особенность обслуживания

Срок открытия специального счета при условии предоставления полного пакета документов — 1 рабочий день с момента получения заявления банком.

Законодательно закреплена обязанность банка начислять процент на остаток на специальном счете, однако, размер процента законодатель не указал, поэтому в разных банках он сильно отличается. Например, в Сбербанке составляет 0,01%, а в банке Точка от 0,5 до 4,5% на минимальный остаток.

Открытие и сопровождение спецсчета осуществляется бесплатно, однако, закон не запрещает банкам взимать комиссию за операции, проводимые на спецсчете . Например, Сбербанк взимает 50 рублей за каждую блокировку.

В период, когда денежные средства заблокированы оператором электронной площадки для обеспечения заявки на участие в закупке, участник не вправе распоряжаться этими денежными средствами. Кроме того, контролирующие органы, например, ФНС, не вправе обратить взыскание на такие денежные средства.

Что происходит с деньгами на спецсчете?

Они блокируются оператором электронной площадки. Сумма, подлежащая блокировке, равна размеру обеспечения заявки на участие в закупке, указывается в извещении о проведении, и для большинства процедур закупок составляет от 0,5 до 5% от начальной максимальной цены контракта.

Такая блокировка происходит автоматически, в течение двух часов с момента окончания подачи заявок на участие в процедуре закупки.

Иными словами, заявку вы подали, убедились в том, что нужная сумма на спецсчете есть, а дальше все происходит без вашего участия.

После блокировки денежных средств оператор электронной площадки направляет участнику соответствующее уведомление. Формулировки в этом уведомлении могут быть разными, а иногда даже немного пугающими, например: « Средства по счёту 407028. на сумму ХХХ. заблокированы». Похоже на не очень приятные уведомления от налоговой инспекции. Однако на деле это положительное уведомление, подтверждающее успешную блокировку денежных средств на специальном счете.

Разблокировка денежных средств производится также оператором электронной площадки в течение 1 рабочего дня после наступления одного из следующих событий:

  • участник отозвал заявку;
  • заказчик отменил процедуру закупки;
  • заявка участника не допущена до участия по результатам ее рассмотрения заказчиком;
  • участник не принял участие в электронном аукционе;
  • участник не выиграл в закупке, но его заявка признана соответствующей по итогам рассмотрения заявок заказчиком;
  • заключение контракта — для участника, признанного победителем.

Кроме того, со специального счета списывается плата, которая взимается с участника в случае победы в процедуре закупки. Напомним, что размер такой платы составляет 1% от начальной максимальной цены контракта, но не более 5 000 рублей для обычных закупок, и не более 2 000 рублей для процедур, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства. Большинство площадок также добавляют к этой сумме НДС.

Важно

Посмотреть состояние специального счета можно только в интернет-банке, функционал электронных площадок не предусматривает возможность отображения баланса на их лицевых счетах. Поэтому, будьте внимательны, и периодически проверяйте состояние счета, ведь если в нужный момент денег на спецсчете не окажется, поучаствовать в процедуре закупки не получится — заявка будет отклонена оператором ЭП .

Спецсчетов может быть несколько, вы можете их открыть, и в момент подачи заявки в специальной графе просто выбирать нужный.

Некоторые банки взимают комиссию за отсутствие активности на счете, если такое условие было указано в договоре. Поэтому, если планируете пользовать спецсчетом не часто, рекомендуем уточнять перед открытием счета, есть ли такое условие в вашем договоре. И, в случае, если оно есть, срок, в течение которого отсутствие операций на счете позволит банку признать его неактивным, размер комиссии и условия активации.

С 22.02.2021 этот список расширили, теперь в нем 27 организаций.

Новая банковская организация в списке

25.02.2021 на портале правовой информации опубликовано распоряжение правительства № 434-р от 22.02.2021, которым дополнен список банков для открытия спецсчетов для обеспечения заявок поставщиков на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе и размещения денег участников закрытых электронных процедур.

С 22.02.2021 поставщики вправе открывать спецсчета в АО Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как отразить в учете перевод денег на специальный счет по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как отразить в учете перевод денег на спец счет

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Актуальный перечень банковских организаций

17.07.2018 на официальном сайте правительства опубликовано распоряжение № 1451-р от 13.07.2018. Оно утвердило список банков для спецсчета для участия в торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Эти банковские организации соответствуют требованиям, которые утверждены постановлением правительства № 748 от 29.06.2018. В частности, требованиям о финансовой устойчивости. Это необходимо для обеспечения полноценной защиты денег, которые участники госзакупок будут держать на специальных счетах в целях обеспечения заявок на участие в электронных закупках.

Напомним, что если расчетный счет участника закупок открыт в банковской организации, которая попала в список, то необходимо заключить дополнительное соглашение об использовании имеющегося счета в качестве специального. Если расчетный счет ведется другой организацией, то для участия в закупках необходимо открыть новый спецсчет в банковской организации из списка.

В актуальный список банков для спецсчета для участия в госзакупках по 44-ФЗ входят такие организации:

Сидаев Дмитрий

Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов см. Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ.
О решениях Правительства РФ, вносящих изменения в объемы распределения бюджетных ассигнований, утвержденных данным документом,

Статья 19. Особенности обслуживания в 2020 году Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса

1. Установить, что учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации без взимания платы:

1) обслуживают счета, открытые Федеральному казначейству и его территориальным органам;

2) обслуживают счета, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

3) проводят операции по приему наличных денежных средств в валюте Российской Федерации от организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), и по обеспечению указанных организаций наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации;

4) оказывают услуги Федеральному казначейству и его территориальным органам по изготовлению экземпляров распоряжений на бумажном носителе;

5) оказывают услуги по переводу денежных средств с применением телеграфной технологии территориальным органам Федерального казначейства.

3. Установить, что Центральный банк Российской Федерации ежеквартально представляет в Федеральное казначейство информацию о счетах и об остатках денежных средств на указанных счетах на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, в валюте Российской Федерации, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях:

1) федеральным казенным учреждениям и федеральным бюджетным учреждениям;

2) финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для учета операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

3) получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) для учета операций со средствами, поступающими в их временное распоряжение;

4) казенным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным казенным учреждениям) и бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным бюджетным учреждениям);

5) органам управления государственными внебюджетными фондами для учета средств бюджетов государственных внебюджетных фондов;

6) получателям средств бюджетов государственных внебюджетных фондов для учета средств, поступающих в их временное распоряжение.

4. При установлении факта незакрытия в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях счетов, указанных в части 3 настоящей статьи, открытых с нарушением федеральных законов, предусматривающих требования к открытию указанных счетов, операции по ним подлежат приостановлению на основании направляемых в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством и его территориальными органами представлений о приостановлении операций.

5. Установить, что Публичное акционерное общество "Сбербанк России" и Банк ВТБ (публичное акционерное общество) обслуживают счета Федерального казначейства в иностранных валютах, открытые ему для проведения валютных операций со средствами федерального бюджета (средствами, предоставленными в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации из федерального бюджета), средствами бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, средствами федеральных бюджетных и автономных учреждений, средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, осуществляемых участниками бюджетного процесса, федеральными бюджетными и автономными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями и иными юридическими лицами, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства.

6. Установить, что Центральный банк Российской Федерации представляет в Федеральное казначейство информацию о счетах и об остатках денежных средств на указанных счетах по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, в валюте Российской Федерации и в иностранных валютах, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях:

1) финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

2) органам управления государственными внебюджетными фондами;

3) получателям средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям;

5) государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;

6) государственным корпорациям (компаниям).

7. Информация, предусмотренная частью 6 настоящей статьи, не представляется Центральным банком Российской Федерации в отношении счетов, информация о которых представляется Центральным банком Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

8. При наличии в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях указанных в части 3 настоящей статьи счетов ликвидированных организаций, которые не были ими закрыты, соответствующие учреждения Центрального банка Российской Федерации или кредитные организации осуществляют закрытие данных счетов и перечисляют на основании своих распоряжений остатки денежных средств с этих счетов в доход соответствующего бюджета.

9. Счета, предназначенные для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям организациями, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), подлежат открытию территориальными органами Федерального казначейства в банках, включенных в перечень банков, предусмотренный пунктом 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. [1]

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации. [2]

Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно): [3]

1) путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в российских рублях и разрешенной иностранной валюте (далее - разрешенные финансовые активы).

Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда национального благосостояния в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния. В целях повышения эффективности управления средствами Фонда национального благосостояния Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации [4]

Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации [5]

Нормативные доли, утвержденные Минфином России [6]

в иностранной валюте [7]

долговые обязательства иностранных государств

долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленных ценными бумагами

депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях

депозиты в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации

долговые обязательства юридических лиц

акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов

Правительство Российской Федерации установило следующие требования к указанным финансовым активам: [9]

1. средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков следующих стран [10] :

2. долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям:

- сроки погашения выпусков долговых обязательств являются фиксированными, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение);

- условия выпуска и обращения долговых обязательств иностранных эмитентов не предусматривают права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

- нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

- ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными;

- номинал долговых обязательств является фиксированным и выражается в российских рублях, долларах США, евро или фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

- объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд. рублей для долговых обязательств, номинированных в российских рублях, 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

- выпуски долговых обязательств не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.

3. к международным финансовым организациям , в долговые обязательства которых могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, относятся долговые обязательства (в том числе оформленные ценными бумагами) следующих институтов:

- Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);

- Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);

- Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);

- Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);

- Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);

- Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);

- Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);

- Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB).

4. Акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния должны соответствовать следующим требованиям:

- акции юридических лиц должны входить в котировальный список как минимум одной фондовой биржи;

- акции иностранных эмитентов должны входить в перечни ценных бумаг, используемые для расчета фондовых индексов "ЭмЭсСиАй Ворлд Индекс" (MSCI World Index) и "ЭфТиЭсИ Олл-Ворлд Индекс" (FTSE All-World Index);

- акции российских эмитентов должны входить в перечни ценных бумаг, используемые для расчета фондовых индексов "Индекс РТС" или "Индекс ММВБ";

- в состав активов инвестиционных фондов, выпустивших паи (доли участия), должны входить исключительно разрешенные финансовые активы.

5. при размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах и банковских счетах в банках и кредитных организациях должны выполняться следующие требования:

- нормативы минимального и максимального сроков размещения средств Фонда национального благосостояния на депозитах в банках и кредитных организациях, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

6. При размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" должны выполняться следующие требования:

а) средства могут размещаться на депозитах в российских рублях, долларах США, евро и фунтах стерлингов;

б) максимально допустимая совокупная сумма, в пределах которой средства могут размещаться на депозитах в российских рублях, составляет 955 млрд. рублей, при этом:

- до 175 млрд. рублей может быть размещено на депозитах, суммы, сроки и иные существенные условия по которым определяются Министерством финансов Российской Федерации; [11]

- до 410 млрд. рублей может быть размещено на депозиты в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на следующих условиях: [12]

• по ставке 6,25 процентов годовых на срок до 31 декабря 2019 года включительно;

• по ставке 7,25 процента годовых на срок до 31 декабря 2020 года включительно.

- до 40 млрд. рублей может быть размещено на депозиты по ставке 6,25 процента годовых сроком до 1 июня 2020 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; [13]

- до 30 млрд. рублей может быть размещено на депозиты по ставке 6,25 процента годовых сроком до 31 декабря 2017 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; [14]

- до 300 млрд. рублей может быть размещено не позднее 31 декабря 2012 года на депозиты по ставке 6,25 процента годовых сроком до 30 декабря 2022 года включительно. [15]

- уплата процентов от размещения средств в течение всего срока осуществляется ежеквартально.

- возможность досрочного возврата средств допускается с согласия государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", при этом проценты от размещения средств уплачиваются за фактический срок нахождения средств на депозите.

в) суммы и сроки размещения средств определяются Министерством финансов Российской Федерации с учетом указанных требований; размещение средств на депозитах осуществляется Федеральным казначейством по решению Министерства финансов Российской Федерации.

7. Министерство финансов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к разрешенным финансовым активам в пределах требований, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями Министерство финансов Российской Федерации утвердило: [16]

1. максимальные доли в общем объеме средств Фонда:

- в российских рублях - 40%;

- в иностранной валюте - 100%.

2. нормативную валютную структуру средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте в следующем составе:

3. текущие сроки до погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, долговых обязательств, разрешенных для размещения средств Фонда национального благосостояния: [17]

- для долговых обязательств, номинированных в долларах США и евро (кроме долговых обязательств правительства Испании):

минимальный срок до погашения

максимальный срок до погашения

- для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов (кроме долговых обязательств правительства Испании):

минимальный срок до погашения

максимальный срок до погашения

- для долговых обязательств правительства Испании:

минимальный срок до погашения

максимальный срок до погашения

Сроки, указанные выше, действуют на момент приобретения за счет средств Фонда национального благосостояния долговых обязательств либо на момент формирования из долговых обязательств индексов, используемых для расчета сумм процентов, начисляемых на остатки денежных средств на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в разрешенных иностранных валютах, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

4. перечень иностранных государственных агентств , в долговые обязательства которых могут размещаться средства Фонда национального благосостояния (по согласованию с Центральным банком Российской Федерации): [18]

- Австрийский экспортно-импортный банк (Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft, OKB);

- Агентство государственного кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial, ICO);

- Агентство финансирования автомагистралей и автострад, Австрия (Autobahnen- und Schnellstrassen- Finanzierungs- Aktiengesellschaft, ASFINAG);

- Группа банков реконструкции и развития, Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe);

- Канадское агентство развития экспорта (Export Development Canada, EDC);

- Коммунальный банк Нидерландов (Bank Nederlandse Gemeenten, BNG);

- Общество среднесрочного финансирования сети железных дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance CLG (Plc));

- Сельскохозяйственный рентный банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank);

- Федеральная корпорация по ипотечному кредитованию жилищного строительства, США (Federal Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac);

- Федеральная национальная ипотечная ассоциация, США (Federal National Mortgage Assosiation, Fannie Mae);

- Федеральные банки кредитования жилищного строительства, США (Federal Home Loan Banks, FHLBanks);

- Федеральные банки фермерского кредита, США (Federal Farm Credit Banks, FFCB);

- Фонд муниципального кредитования, Франция (Dexia Group);

- Фонд обслуживания долгов системы социального обеспечения, Франция (Caisse d’Amortissement de la Dette Sociale, CADES);

- Французский фонд ипотечного кредитования (Credit Foncier de France, CFF).

5. максимальный номинальный объем приобретенных долговых обязательств одного выпуска: [19]

для долговых обязательств иностранных государств - 25 % номинального объема выпуска;

для долговых обязательств иностранных государственных агентств, центральных банков и международных финансовых организаций - 5 % номинального объема выпуска.

[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 2.

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 1.

[3] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п.4, Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 г. № 766, от 22 июля 2009 г. № 597).

[4] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 4.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния» ( в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 г. № 766, от 22 июля 2009 г. № 597).

[6] Приказ Минфина России от 24 января 2008 г. № 26 (в редакции приказа Минфина России от 8 декабря 2010 г. № 563).

[7] Указанные нормативные доли применяются при размещении средств Фонда национального благосостояния в разрешенные финансовые активы, номинированные в иностранной валюте.

[8] Указанные нормативные доли применяются при размещении средств Фонда национального благосостояния в разрешенные финансовые активы, номинированные в российских рублях, при этом максимальная доля указанных средств составляет 40 % в общем объеме средств фонда.

[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния».

[10] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния». Приказ Минфина России от 21 марта 2011 г. № 126.

[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния».

[12] Федеральный закон 13 октября 2008 года №173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации».

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 206-ФЗ о внесении изменений в Закон № 173-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2010 г. № 649 «О внесении изменений в пункт 12 Требований к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния» процентные ставки по депозитам во Внешэкономбанке с 25 августа 2010 г. снижены с 7 до 6,25 % годовых и с 8,5 до 7,25 % годовых.

[13] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния».

Федеральным законом от 22 мая 2010 г. № 101-ФЗ о внесении изменений в Закон № 173-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 566 «О внесении изменения в пункт 12 Требований к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния» процентные ставки по депозитам во Внешэкономбанке снижены с 8,5 до 6,25 % годовых.

Федеральным законом от 16 февраля 2010 г. № 12-ФЗ о внесении изменений в Закон № 173-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. № 210 «О внесении изменения в пункт 12 Требований к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния» увеличены сроки размещения средств ФНБ на депозитах во Внешэкономбанке с 1 июня 2015 г. до 1 июня 2020 г.

[14] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2010 г. № 649 «О внесении изменений в пункт 12 Требований к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния» процентные ставки по депозитам во Внешэкономбанке с 25 августа 2010 г. снижены с 8,5 до 6,25 % годовых.

[15] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния».

[16] Приказ Минфина России от 24 января 2008 г. № 24 (в редакции приказа Минфина России от 29 декабря 2009 г. № 714).

[17] Приказ Минфина России от 24 января 2008 г. № 25 (в редакции приказа Минфина России от 21 марта 2011 г. № 125).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: