В целях 44 фз евразийский банк развития выдает независимые гарантии если

Обновлено: 28.03.2024

Региональные гарантийные организации (РГО), госкорпорация ВЭБ.РФ и Евразийский банк развития (ЕАБР) получили право предоставлять независимые (прежде - банковские) гарантии в рамках контрактной системы. Это предусмотрено вступившими в силу с 1 января новыми положениями закона "О контрактной системе" (44-ФЗ).

Также вступили в силу новые требования к банкам и РГО для целей выдачи независимых гарантий.

Среди требований к РГО - отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП) информации как о самой организации, так и о ее участниках, учредителях и руководителях. Также ограничивается участие иностранных владельцев (не более 10%) в компаниях или организациях, которые могут быть участниками или членами гарантийных организаций.

Кроме того, РГО должны иметь соответствующие ранги финансовой устойчивости (не ниже ранга "В"). Эти ранги региональным гарантийным организациям ежегодно присваивает "Корпорация МСП".

Ищете, где оформить банковскую (независимую) гарантию? Рекомендуем воспользоваться сервисом Финансового Супермаркета ЭТП ГПБ!

Наши партнеры всегда поддерживают гарантии в актуальном состоянии, исключая возможность отказа в ее принятии по причине несоответствия гарантии требованиям законодательства, либо закупочной документации.

Оформляя гарантию у банков-партнеров ЭТП ГПБ Вы можете быть уверены в ее полном соответствии требованиям Закона № 44.

К банкам, имеющим право предоставлять участникам закупок независимые гарантии, требования снижены. Теперь от таких банков требуется только наличие кредитного рейтинга не ниже уровня "B-(RU)" по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства "Аналитическое кредитное рейтинговое агентство" или не ниже уровня "ruВ-" по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства "Эксперт РА". Прежде от банков требовалось также наличие собственного капитала в размере не менее 300 млн рублей.

На конец декабря в перечень банков, имеющих право предоставлять банковские гарантии в рамках госзакупок, входило около 200 кредитных организаций.

Как сообщалось, в 2020 году банки выдали участникам закупок 814 тыс. банковских гарантий (на 6% меньше показателя 2019 года) на общую сумму более 1,5 трлн рублей (на 15% больше показателя 2019 года). Из них около 575 тыс. гарантий на 1,3 трлн рублей были выданы в качестве обеспечения исполнения контракта. Еще 146 тыс. гарантий (на 183 млрд рублей) были предоставлены в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а 93 тыс. гарантий (на 36 млрд рублей) - в качестве обеспечения гарантийных обязательств.

По оценкам экспертов, в России, как и во всем мире, средние показатели выплат по полученным требованиям крайне незначительны и составляют менее 1%.

В настоящее время банки устанавливают плату за предоставление банковских гарантий в рамках госзакупок исходя из ставки в размере 1-3% от суммы гарантии.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. При проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.

2. Обеспечение заявки на участие в закупке устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в следующих размерах:

1) если размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает двадцать миллионов рублей, - от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта;

2) если размер начальной (максимальной) цены контракта превышает двадцать миллионов рублей, - от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.

3. Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке) в размере одной второй процента начальной (максимальной) цены контракта. Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.

4. Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.

5. При проведении электронных процедур:

1) обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:

С 01.01.2023 в пп "а" п. 1 ч. 5 ст. 44 вносятся изменения (ФЗ от 16.04.2022 N 104-ФЗ). См. будущую редакцию.

а) путем блокирования денежных средств, внесенных участником закупки на банковский счет, открытый таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;

б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона;

2) участник закупки для подачи заявки на участие в закупке выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения такой заявки путем указания реквизитов специального счета или указания номера реестровой записи из реестра независимых гарантий, размещенного в единой информационной системе;

3) в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств:

а) подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения заявки на участие в закупке;

б) оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке;

в) банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом "б" настоящего пункта, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки;

г) в случае получения от банка информации об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке, оператор электронной площадки осуществляет в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона возврат заявки подавшему ее участнику закупки;

4) в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде независимой гарантии оператор электронной площадки посредством взаимодействия с реестром независимых гарантий, размещенным в единой информационной системе, не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке проверяет наличие номера реестровой записи в таком реестре, сумму независимой гарантии, а также соответствие идентификационного кода закупки, указанного в независимой гарантии, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки. Оператор электронной площадки возвращает заявку подавшему ее участнику закупки в соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона.

6. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, предусмотренный подпунктом "а" пункта 1 части 5 настоящей статьи, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в такой перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

7. Каждый оператор электронной площадки заключает соглашение о взаимодействии с каждым из банков, включенных в перечень, предусмотренный подпунктом "а" пункта 1 части 5 настоящей статьи. Требования к условиям таких соглашений определяются Правительством Российской Федерации. Взаимодействие между оператором электронной площадки и банком в соответствии с требованиями настоящей статьи осуществляется в электронной форме.

8. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Денежные средства, находящиеся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для обеспечения заявок на участие в закупках исключительно такого участника закупки. Блокирование денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в закупке на специальном счете осуществляется и прекращается банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки в соответствии с настоящей статьей. На денежные средства, заблокированные в соответствии с настоящей статьей, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки. Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки на участие в закупке. Размер таких процентов определяется договором специального счета, заключаемым участником закупки.

9. Режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, следующих операций:

1) блокирование и прекращение блокирования денежных средств в соответствии с требованиями настоящей статьи. Такое блокирование заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки, в течение срока, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) перевод в случаях, предусмотренных настоящей статьей, заблокированных денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки:

а) на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

б) в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

10. Оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, в течение одного часа с момента наступления следующих случаев:

1) отклонение заявки на участие в закупке (за исключением случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи), отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) отзыв заявки участником закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) заключение контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом с участником закупки. В этом случае оператор электронной площадки направляет также информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, заявки которых не были отклонены, отстранены, отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением участников закупки, признанных в соответствии с настоящим Федеральным законом уклонившимися от заключения контракта;

4) отмена закупки в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона. В этом случае оператор электронной площадки направляет информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, подавших заявки на участие в закупке;

5) получение решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

6) получение предусмотренного настоящим Федеральным законом решения об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с его уклонением от заключения контракта;

7) включение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона в связи с его уклонением от заключения контракта.

11. Банк не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктами 1 - 6 части 10 настоящей статьи, прекращает осуществленное в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 5 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете (специальных счетах), реквизиты которого (которых) направлены оператором электронной площадки, и направляет информацию о прекращении такого блокирования оператору электронной площадки. Не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктом 7 части 10 настоящей статьи, банк осуществляет перевод заблокированных в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 5 настоящей статьи денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, и направляет информацию о таком переводе оператору электронной площадки.

12. Возврат независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке, в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 10 настоящей статьи, заказчиком лицу или гаранту, предоставившим независимую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится. В случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 настоящей статьи, заказчик предъявляет требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке участником закупки, информация о котором включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением такого участника от заключения контракта.

13. В случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.

14. Если в случае, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде денежных средств:

С 01.01.2023 в п. 1 ч. 14 ст. 44 вносятся изменения (ФЗ от 16.04.2022 N 104-ФЗ). См. будущую редакцию.

1) оператор электронной площадки через тридцать дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 настоящего Федерального закона, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона) в банк информацию о реквизитах специального счета участника закупки, подавшего такую заявку;

2) банк не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей части, осуществляет перевод заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения такой заявки в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и направляет информацию о таком переводе оператору электронной площадки;

3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения от банка информации о перечислении, предусмотренной пунктом 2 настоящей части, направляет участнику закупки информацию о таком перечислении.

15. Если в случае, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде независимой гарантии:

С 01.01.2023 в п. 1 ч. 15 ст. 44 вносятся изменения (ФЗ от 16.04.2022 N 104-ФЗ). См. будущую редакцию.

1) оператор электронной площадки через тридцать дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 настоящего Федерального закона, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона) заказчику, разместившему такой соответствующий протокол, информацию о наступлении случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи, и об участнике закупки, подавшем такую заявку;

2) заказчик не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей части, предъявляет требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной таким участником закупки.

16. При проведении закрытого конкурса и закрытого аукциона:

1) денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупке, вносятся участниками закупок на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

2) участник закупки признается не предоставившим обеспечение заявки на участие в закупке в случае непоступления денежных средств, информация и документы (или их копии) о внесении которых в качестве обеспечения заявки представлены в заявке на участие в закупке, до даты рассмотрения заявок, даты рассмотрения и оценки заявок на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

3) заказчик возвращает денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем наступления случаев, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 10 настоящей статьи. Возврат таких денежных средств участнику закупки не осуществляется в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 настоящей статьи;

4) в случае предоставления участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке в виде независимой гарантии такая гарантия подлежит рассмотрению заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом.

17. При проведении закрытых электронных процедур применяются положения настоящего Федерального закона, касающиеся обеспечения заявок на участие в закупках при проведении электронных процедур, если иное не установлено Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 24 настоящего Федерального закона.

18. Правительство Российской Федерации вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющимися иностранными лицами.

Статья 61. Банковская гарантия

1. В случаях, предусмотренных Кодексом Союза и настоящим Федеральным законом, исполнение обязанностей может обеспечиваться банковской гарантией.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К правоотношениям, возникающим при принятии банковской гарантии в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации, законодательства об электронной подписи и настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Банковская гарантия представляется в таможенный орган в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, обладающего правом от имени гаранта подписывать банковские гарантии.

7. В банковской гарантии должны быть указаны сведения:

1) об условии, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных средств на счет Федерального казначейства;

2) об уменьшении размера обязательств гаранта по банковской гарантии на сумму платежа, осуществленного гарантом по банковской гарантии. В сумму платежа, на которую уменьшается сумма гарантии, не включаются суммы неустоек, уплаченные гарантом в связи с просрочкой исполнения обязательств по банковской гарантии;

3) об обязанности гаранта уплатить таможенному органу неустойку в размере 0,1 процента суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по банковской гарантии;

4) о применении таможенным органом мер по взысканию с гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 75 и 80 настоящего Федерального закона, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии;

5) о том, что банковская гарантия не может быть отозвана или изменена гарантом.

8. В случае представления банковской гарантии в качестве генерального обеспечения бенефициаром по такой банковской гарантии должны являться таможенные органы.

9. Банковская гарантия на день ее представления в таможенный орган должна быть вступившей в силу, если иное не предусмотрено частью 10 настоящей статьи.

10. Допускаются представление в таможенный орган и принятие им банковской гарантии до вступления ее в силу в целях соблюдения условия непрерывности обеспечения исполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 4 статьи 63, пунктом 9 статьи 399 и пунктом 9 статьи 436 Кодекса Союза, при условии, что разница между днем представления банковской гарантии в таможенный орган и днем вступления ее в силу не превышает девяноста календарных дней, а срок действия ранее принятого обеспечения исполнения обязанностей истекает не ранее чем за один день до вступления банковской гарантии в силу.

11. Банковская гарантия в зависимости от обеспечиваемых обязанностей представляется:

2) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, - для банковской гарантии, предоставляемой в качестве генерального обеспечения.

12. Банковская гарантия, выданная в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, представляется в таможенный орган гарантом в соответствии с порядком, предусмотренным частью 32 настоящей статьи.

13. Банковская гарантия, выдаваемая в виде документа на бумажном носителе, представляется в таможенный орган принципалом с сопроводительным письмом. Принципалом вместе с оригиналом банковской гарантии представляются оригиналы или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии документов, подтверждающих соответствующие полномочия лиц, подписавших банковскую гарантию, и заверенная в установленном порядке карточка с образцами подписей указанных лиц и оттиском печати (при наличии печати) гаранта, выдавшего банковскую гарантию, или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой карточки. В случае, если указанные документы и карточка ранее представлялись в этот таможенный орган, их представление не требуется.

14. Таможенный орган принимает предоставленную банковскую гарантию или отказывает в ее приеме в срок, не превышающий:

1) пяти рабочих дней со дня ее поступления, - для банковской гарантии, оформленной в виде документа на бумажном носителе;

2) одного рабочего дня, следующего за днем ее поступления, - для банковской гарантии, оформленной в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

15. Банковская гарантия принимается таможенным органом при соблюдении условий, установленных настоящей статьей, если выдавший ее банк на день поступления указанной банковской гарантии в таможенный орган включен в реестр и не превышены максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, указанных в реестре для данного банка, а также отсутствуют основания, предусмотренные частями 18 и 19 настоящей статьи.

16. В случае приема банковской гарантии таможенный орган в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня ее приема, направляет принципалу таможенную расписку на сумму, указанную в банковской гарантии.

17. Если банковская гарантия представлена в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, таможенный орган направляет информацию о ее приеме гаранту, выдавшему банковскую гарантию.

18. Таможенный орган отказывает в приеме банковской гарантии, оформленной в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) отзыв Центральным банком Российской Федерации у банка, который выдал банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций, назначение в банк временной администрации по управлению кредитной организацией или введение моратория на удовлетворение требований кредиторов банка;

2) отсутствие банка, который выдал банковскую гарантию, в реестре на день поступления указанной банковской гарантии в таможенный орган;

3) отсутствие в банковской гарантии сведений, предусмотренных частью 7 настоящей статьи;

4) наличие в банковской гарантии ошибочных (неверных, недостоверных) сведений о гаранте, принципале и (или) бенефициаре, об обеспечиваемом обязательстве, если такие ошибочные (неверные, недостоверные) сведения могут повлечь отказ гаранта в выплате по банковской гарантии;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) наличие в банковской гарантии указания на представление таможенным органом гаранту документов, которые не предусмотрены настоящей статьей;

7) срок действия банковской гарантии истекает ранее чем через три месяца после дня установленного срока исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспеченной банковской гарантией, либо срока наступления события, с которым связано исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

19. Таможенный орган отказывает в приеме банковской гарантии, оформленной в виде документа на бумажном носителе, и возвращает ее принципалу при наличии одного из оснований, предусмотренных частью 18 настоящей статьи, и (или) одного из следующих оснований:

1) непоступление от гаранта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, информации в электронном виде о выдаче банковской гарантии в соответствии с порядком, предусмотренным частью 32 настоящей статьи;

2) подписание банковской гарантии лицами, не обладающими соответствующими полномочиями, и (или) лицами, чьи полномочия на подписание банковской гарантии не подтверждены;

3) несоответствие оттиска печати гаранта на банковской гарантии оттиску печати гаранта на карточке с образцами подписей лиц, подписавших банковскую гарантию, и оттиском печати гаранта (при наличии печати), выдавшего банковскую гарантию, если гарант имеет печать;

4) несоответствие подписей лиц, подписавших банковскую гарантию, на банковской гарантии образцам подписей лиц, указанных на карточке с образцами подписей лиц, подписавших банковскую гарантию, и оттиском печати гаранта (при наличии печати), выдавшего банковскую гарантию;

5) несоблюдение иных условий, установленных настоящей статьей.

20. Положения пункта 7 части 18 настоящей статьи не применяются в отношении банковских гарантий, обеспечивающих исполнение обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, и (или) обязанностей уполномоченного экономического оператора, а также банковских гарантий, применяемых в качестве генерального обеспечения, либо в случаях, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не возникла.

21. В случае отказа в приеме банковской гарантии таможенный орган в срок, установленный частью 14 настоящей статьи, информирует в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, принципала и гаранта, выдавшего банковскую гарантию, об отказе с указанием причин, послуживших основанием для отказа. Одновременно с отказом принципалу возвращается банковская гарантия, оформленная в виде документа на бумажном носителе.

22. Если банковская гарантия принята таможенным органом до возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, то банковская гарантия не может быть использована в целях обеспечения исполнения таких обязанностей, если срок действия банковской гарантии истекает ранее чем через три месяца со дня истечения установленного срока исполнения указанных обязанностей либо срока наступления события, с которым связано исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

23. Таможенный орган, принявший банковскую гарантию, направляет гаранту отказ от своих прав по банковской гарантии, если действие такой гарантии не прекратилось, в случаях, установленных пунктом 13 статьи 399 и пунктом 23 статьи 436 Кодекса Союза, а также в случаях, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исполнение которой обеспечено такой банковской гарантией, исполнена в полном объеме, прекращена либо не возникла либо взамен банковской гарантии предоставлено и принято таможенным органом другое обеспечение исполнения обязанностей.

24. Отказ таможенного органа от своих прав по банковской гарантии оформляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Если банковская гарантия оформлена в виде документа на бумажном носителе, ее возврат не осуществляется.

25. В случае отзыва Центральным банком Российской Федерации лицензии на осуществление банковских операций у выдавшего банковскую гарантию банка, назначения в банк временной администрации по управлению кредитной организацией и (или) введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка принципал обязан не позднее одного месяца со дня отзыва лицензии представить таможенному органу новое обеспечение исполнения обязанностей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

27. В случае вступления в силу международного договора Российской Федерации, определяющего порядок и сроки ликвидации Евразийского банка развития, принципал обязан не позднее одного месяца со дня вступления в силу указанного международного договора представить таможенному органу новое обеспечение исполнения обязанностей.

28. По истечении указанного в частях 25 - 27 настоящей статьи срока действие банковской гарантии прекращается.

29. Максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, включенным в реестр, для принятия указанных гарантий таможенными органами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, в зависимости от величины собственных средств (капитала), значений обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и иных критериев.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

31. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии в виде документа на бумажном носителе, гарант направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в электронном виде сведения о выдаче банковской гарантии. Указанные сведения направляются и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, обладающего правом от имени банка подписывать соответствующие сведения.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

34. Банковская гарантия может использоваться для обеспечения исполнения обязанностей, указанных в пункте 16 статьи 399 Кодекса Союза, если это предусмотрено условием такой банковской гарантии.

Элла Залужная

Элла Залужная Автор статей для Контур.Торгов


Что такое независимая гарантия

Независимая гарантия (НГ) — это новый вид обеспечения заявки, исполнения контракта и гарантийных обязательств. НГ предоставляют участники закупок с 1 января 2022 года вместо банковской гарантии (БГ) — ее ввели в числе оптимизационных поправок в 44-ФЗ (360-ФЗ от 02.07.2021).

Участники закупок не обязаны оформлять независимую банковскую гарантию в ходе тендера или исполнения контракта. Поставщики используют этот вид обеспечения, когда у них нет возможности обеспечить обязательства деньгами.

Обеспечение в виде денег заказчик вернёт поставщику в полном объёме, кроме случаев, когда участник уклонился от заключения контракта или после его подписания не выполнил обязательства. В этих ситуациях заказчик может удержать часть денег или всю сумму.

Деньги за оформление независимой гарантии заказчик поставщику не вернёт, даже если контракт исполнен полностью. Расходы на оформление — это плата поставщика за то, что банк готов отвечать за него перед заказчиком.

Какие требования предъявляют к документу

В независимой гарантии прописывают ( ч. 2 ст. 45 44-ФЗ):

  • Сумму, в пределах которой банк отвечает за участника тендера.
  • Какие обязательства перед заказчиком взял на себя поставщик.
  • Порядок выплат по независимой гарантии.
  • Условие о том, что банк не может по своему усмотрению аннулировать НГ. Изменение независимой гарантии возможно, если такое условие предусмотрено в документе и на это есть веские основания ( п. 1 ст. 371 ГК РФ). Например, допущена техническая ошибка.
  • Положение, по которому деньги по НГ бесспорно списывают в пользу заказчика, если у банка нет основания для отказа в выплате и со дня подачи запроса на перечисление прошло 10 рабочих дней.
  • Срок действия НГ.

Статья 368 ГК РФ предусматривает предоставление независимой гарантии только в письменном виде, но Минэкономразвития в письме от 26.01.2015 №Д28и-128 уточняет, что поставщик не обязан предоставлять заказчику оригинал НГ. Достаточно скана документа, который участник загружает в Единую информационную систему (ЕИС).

Финансовая организация, которая выдала НГ, вносит сведения о документе в реестр независимых гарантий. Отсутствие независимой гарантии в реестре — основание для отказа в принятии такого обеспечения со стороны заказчика ( п. 1 ч. 6 ст. 45 44-ФЗ).

Чем независимая гарантия отличается от банковской

Суть независимой гарантии, как и у банковской — защита заказчика от недобросовестных участников закупок. Перечислим отличия:

  1. Независимую гарантию могут выдавать не только банки из перечня Минфина, но и другие финансовые организации (п. 1 ст. 45 44-ФЗ).
  2. Срок оплаты по НГ уменьшен до 10 рабочих дней (ч. 3 ст. 45 44-ФЗ).
  3. Срок действия НГ, которую участник закупки предоставляет в виде обеспечения заявки, сокращён до одного месяца после окончания подачи заявок на участие в тендере (ч. 4 ст. 44 44-ФЗ).


Кто будет выдавать независимые гарантии

С января 2022 года оформить НГ можно:

  • напрямую в банках из перечня Минфина,
  • с помощью спецсервисов,
  • при содействии консалтинговых компаний.

Во сколько обойдётся оформление независимой гарантии

Цена за подготовку независимой гарантии — это комиссия, которую банк берёт за её выдачу. Точный размер вознаграждения зависит от:

  • суммы обеспечения,
  • срока исполнения контракта,
  • финансового состояния компании.

Например, в январе 2022 года комиссия СберБанка — от 0,53 % от суммы гарантии, но не менее 950 руб. Альфа-Банк возьмёт не менее 1 тыс. руб., а банк Точка — не менее 1,9% от суммы обеспечения исполнения обязательств независимой гарантией .

Сервисы по выдаче НГ, как правило, не берут плату за услуги, а у консалтинговых компаний эта услуга входит в стоимость тендерного сопровождения. Такие компании являются партнёрами банков и получают вознаграждение от них.

Если банку-гаранту придётся перечислить госзаказчику деньги по гарантии, поставщик станет заёмщиком банка. Это значит, что поставщик станет должен банку эту сумму с учётом процентов по займу. Условия исполнения независимой гарантии уточняйте в банке перед оформлением НГ.

Как оформить независимую гарантию напрямую в банке

При поиске предложений по подготовке независимой гарантии в интернете, поисковик выдаст немного вариантов. Не исключено, что при обращении в банк с вопросом по НГ сотрудник удивится и скажет, что не знает, о чём речь. Это не значит, что новый документ мало кто выдаёт. Причина в том, что многие банки не обновили информацию на сайте и не проинформировали своих сотрудников об изменениях в названии продукта.

Ищите услугу по старому названию — «банковская гарантия», и поиск выдаст больше предложений .

Шаг 1. Проверяем банк

Организация, которая предлагает оформить независимую гарантию, может отсутствовать в перечне Минфина или работать без лицензии. Перед подачей обращения в банк проверьте, есть ли он в перечне Минфина и списке кредитных организаций на сайте Центробанка .

Шаг 2. Готовим документы

  • копия паспорта руководителя;
  • копия учредительных документов;
  • выписка ЕГРЮЛ;
  • финансовая отчётность за последний год: бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах;
  • решение об одобрении крупной сделки, если тендер, для которого готовят НГ, является крупным;
  • копия проекта госконтракта.

Шаг 3. Обращаемся в офис банка

Это можно сделать лично или с помощью сайта организации. Бланк заявления на оформление НГ и анкету вам выдадут в офисе банка. Обращение через сайт финансовой организации подразумевает заполнение форм онлайн.

Шаг 4. Предоставляем дополнительные документы по запросу

Некоторые банки, например, запрашивают отчётность за предыдущие несколько лет, а не только за год.

Шаг 5. Дожидаемся решения

Точный срок зависит от регламента работы финансовой компании. Банк может отказать в выдаче гарантии. Вот наиболее частые причины:

Шаг 6. Получаем независимую гарантию

НГ можно получить в электронном или бумажном виде. Обычно процесс занимает от пары часов до нескольких дней.

Преимущества сервисов по выдаче НГ и консалтинговых компаний

Сервисы по выдаче НГ исключают личный визит в банк и позволяют:

  • подать заявку сразу в несколько банков,
  • выбрать наиболее выгодные условия,
  • прогнозировать решение банка,
  • отслеживать статус обращения,
  • отправлять заявки от лица нескольких организаций,
  • получить помощь экспертов.

Главный плюс сервисов — экономия времени: не нужно самостоятельно обращаться в несколько финансовых организаций, чтобы выбрать наиболее выгодные условия.

Если гарантию готовят в комплексе с тендерным сопровождением, эксперт компании лично заинтересован в положительном результате и его опыт позволяет правильно подготовить документы. Это значит, что вероятность одобрения выше, а риск ошибок меньше.

Выводы

Введение независимой гарантии и расширение возможностей ее оформления должно помочь поставщикам решать финансовые вопросы. Плюсы и минусы нового инструмента подчеркнет практика — пока прошло мало времени, чтобы судить об этом.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Элла Залужная

Элла Залужная Автор статей для Контур.Торгов

Романова Ю. А.

Требование об обеспечении в закупках не является новым условием, однако в 2022 году с учетом оптимизационного пакета (№ 360-ФЗ) участники закупок будут предоставлять обеспечение по обновленным требованиям.

Обеспечение заявки — это гарант подписания контракта со стороны участника в случае его победы в закупке. Такое обеспечение предоставляется на этапе подачи заявки всеми участниками (за рядом исключений).

Участник может предоставить обеспечение заявки по собственному выбору в виде денежных средств, которые исполнитель заранее вносит на специальный счет, открытый в уполномоченном банке, согласно Распоряжению Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р, или в виде независимой гарантии.

Обеспечение, представленное в виде суммы на специальном счете, подлежит блокировке на этапе участия в закупке.

После участия денежные средства будут разблокированы в полном объеме (если участник не выиграл процедуру) или произойдет списание из суммы обеспечения 1% от НМЦК закупки, но максимум — 5 тыс. руб. (плата за участие в электронной процедуре, если по ее результатам с участником заключают контракт). Остаток будет разблокирован на спецсчете.

Подача заявки с 2022 года будет возможна только при наличии обеспечения у участника, если оно было установлено заказчиком. До конца 2021 года возможна ситуация, когда участник вначале направляет заявку, затем, до окончания подачи заявок происходит зачисление денежных средств на специальный счет или выпуск банковской гарантии и включение ее в реестр.

В конце статьи вы найдете определение основных понятий обеспечения в закупках.

В конце статьи есть шпаргалка

Требования к размеру обеспечения заявки прописаны в Законе № 44-ФЗ. Размер обеспечения составляет от 0,5% до 5% от НМЦК. Но в каждой конкретной закупке заказчик самостоятельно устанавливает точный размер обеспечения с учетом указанного диапазона.

Более того, с учетом отдельных норм закона о контрактной системе к обеспечению заявки предъявляются различные требования. Заказчик вправе не устанавливать обеспечение заявки в случае, если НМЦК не превышает 1 млн руб. С 2022 года данное основание закреплено в Законе № 44-ФЗ, а не в отдельном нормативном правовом акте.

Обеспечение заявки, если НМЦК составляет до 20 млн руб.:

  • от 0,5% до 1% от НМЦК (в закупках для СМП и СОНКО может быть установлен только такой размер обеспечения заявок).

Обеспечение заявки, если НМЦК составляет свыше 20 млн руб.:

С 2022 года предприятия УИС, организации инвалидов предоставляют обеспечение заявки с учетом минимального размера 0,5% от НМЦК, а государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.

Важно учитывать, что при предоставлении обеспечения заявки в виде денежных средств, подача заявки автоматически означает согласие участника закупки на блокирование денежных средств на спецсчете в размере обеспечения заявки.

Если участник закупки в качестве обеспечения заявки выбрал независимую гарантию, то необходимо учитывать ряд особенностей при ее получении.

С 2022 года для целей участия в закупках, обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств участнику необходимо использовать независимую гарантию, банковская гарантия упраздняется. Порядок получения и использования независимой гарантии отличается от порядка работы с банковской гарантией.

  1. Предусмотрены отдельные уполномоченные организации для выдачи независимых гарантий (перечень шире, чем при работе с банковской гарантией).

Получить независимую гарантию участник может в следующих организациях:

Таким образом, российский участник закупки вправе обратиться за получением независимой гарантии в первые три уполномоченные организации. Для иностранного (евразийского) участника актуальным будет получение гарантии в Евразийском банке развития.

Исполнителю важно учитывать, что получение независимой гарантии сопряжено с дополнительными расходами на организацию работы комиссии уполномоченной организации и на оплату выдачи гарантии. Данные расходы участнику закупки не возмещаются. Однако если поставщик вносит обеспечение на специальный счет и по результатам закупки становится ее победителем, эта сумма будет полностью разблокирована.

  1. Для независимой гарантии, предоставляемой участником закупки, установлены специальные требования:
  • независимая гарантия должна содержать обязательные реквизиты, в том числе идентификационный код закупки;
  • срок действия независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки, составляет не менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок.

Участнику необходимо самостоятельно проверять обязательную информацию, предусмотренную для включения в независимую гарантию, еще на этапе ее проекта. При несоответствии информации требованиям ст. 44 Закона № 44-ФЗ исполнителю следует обращаться в организацию, которая занимается выпуском гарантии.

После получения независимой гарантии сведения о ней включаются в закрытый реестр независимых гарантий. В личном кабинете единой информационной системы участнику закупок доступна информация о выданных независимых гарантиях.

Возврат и утеря обеспечения заявки

Возврат заказчиком независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке, лицу или гаранту, предоставившему независимую гарантию, не осуществляется. Взыскание по ней не производится в следующих случаях:

  • отклонение заявки на участие в закупке (за исключением случая троекратного отклонения заявки на участие на одной электронной площадке в течение одного календарного квартала), отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • отзыв заявки участником закупки;
  • заключение контракта с участником закупки;
  • отмена закупки;
  • получение решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • получение решения об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с его уклонением от заключения контракта.

В случае включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со ст. 104 Закона № 44-ФЗ в связи с его уклонением от заключения контракта, заказчик предъявляет ему требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке участником закупки.

Также предусмотрен отдельный случай, в связи с которым участник закупки может потерять обеспечение заявки. Он связан с троекратным отклонением заявок участника закупок в течение одного календарного квартала на одной электронной площадке.

В случае если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по отдельным основаниям, указанным в итоговом протоколе (непредоставление документов, несоответствие участника закупки требованиям), осуществляется перечисление в бюджет заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.

Фактически с такими нормами закона участники работают уже давно, но требования теперь распространяются на троекратное отклонение по вторым частям заявок в течение одного квартала на одной электронной площадке.

Обеспечение исполнения контракта (ОИК)

На этапе заключения контракта участнику закупок может потребоваться предоставление обеспечения исполнения контракта. Это гарант того, что участник закупки, определенный в качестве победителя процедуры, исполнит условия контракта.

Обеспечение исполнения контракта предоставляется участником закупки так же, как и обеспечение заявки: по собственному выбору в виде денежных средств или в виде независимой гарантии. Размер такого обеспечения может быть установлен в диапазоне от 0,5% до 30% от НМЦК (стандартный вариант), однако, если закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, такое обеспечение устанавливается не от начальной цены контракта, а от цены, по которой заключается контракт.

Более того, участники из числа СМП, СОНКО вправе вообще не предоставлять обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств в том случае, если подтвердят свою добросовестность, даже если по закупке применяются антидемпинговые меры.

В этом случае победитель закупки «только для СМП/СОНО» может быть освобожден от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом антидемпинговых мер, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации из реестра контрактов, заключенных заказчиками. Она должна подтверждать исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о ней.

В случае применения антидемпинговых мер при проведении конкурса или аукциона с НМЦК 15 млн руб. или менее на общих основаниях, победитель также может предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в извещении.

К сведениям, подтверждающим добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пени). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем 20% от НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки.

В остальных случаях участники предоставляют обеспечение исполнения контракта, если оно установлено, в виде денежных средств или в виде независимой (банковской) гарантии.

При выборе обеспечения в виде денежных средств участнику необходимо перечислить требуемую сумму на счет заказчика до подписания контракта. Участникам рекомендуется заранее перечислять требуемую сумму, закладывая на данную операцию один банковский и один рабочий день.

Также при предоставлении обеспечения в виде гарантии на момент подписания контракта участником гарантия должна быть включена в реестр гарантий. Срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые обеспечиваются такой банковской (независимой) гарантией, не менее чем на один месяц.

Важно учитывать, что обеспечение исполнения контракта, перечисленное в виде денежных средств заказчику, необходимо вернуть:

  • в срок не позднее 15 дней, если это закупка для СМП и СОНКО;
  • не позднее 30 дней, если это закупка на общих основаниях, с момента исполнения поставщиком своих обязательств по контракту.

В ходе исполнения контракта поставщик вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и/или предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен (при исполнении части обязательств поставщика). Чаще всего актуальной для участника является замена обеспечения в виде денежных средств на гарантию.

Гарантийные обязательства

Третий вид обеспечения, который может быть установлен, — гарантийные обязательства. Фактически это часть обеспечения исполнения контракта. Обеспечение гарантийных обязательств может быть установлено в размере до 10% от НМЦК закупки. Участник предоставляет такое обеспечение в виде денежных средств на счет заказчика или в виде независимой гарантии до проведения приемки по контракту, или до проведения приемки по отдельному этапу контракта.

Обеспечение исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений ст. 37 Закона № 44-ФЗ, и обеспечение гарантийных обязательств не применяются в случае:

  • заключения контракта с участником закупки, являющимся казенным учреждением;
  • осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
  • заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием контракта, предметом которого является выдача независимой банковской гарантии.

Таким образом, участнику закупки необходимо ориентироваться на требования, указанные в извещении, проекте контракта, и своевременно предоставлять обеспечения, предусмотренные закупочной процедурой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: