В какой срок банк обязан предоставить в росфинмониторинг сведения о операциях обязательного контроля

Обновлено: 18.04.2024

В связи с последними изменениями в законодательство и рекомендациями Росфинмониторинга, я решила написать чек-лист для юристов, бухгалтеров и так называемых «иных лиц» по 115-ФЗ.

К «иным лицам» 115-ФЗ (Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») относятся адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляет от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Что регулирует этот закон?

115-ФЗ регулирует физических и юридических лиц, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с ПОД/ФТ/ФРОМУ (противодействие легализации (отмыванию) доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения), создан на основе 40 Рекомендаций ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Без соответствия рекомендациям страна попадает в "черный список ФАТФ", следствием которого являются санкции. Для того чтобы снять с себя ограничения, был разработан указанный 115-ФЗ для субъектов первичного контроля для ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также иных лиц, деятельность которая связана с денежными средствами и иным имуществом.

Что важно знать юристам, бухгалтерам, а также иным лицам, перечисленным выше?

  1. Личный кабинет (регистрация, проверка, работа с личным кабинетом).
  2. Внутренние документы (наличие и соблюдение документов по внутреннему контролю).
  3. Риск-оценка (соблюдение требований Росфинмониторинга).

Возможно два варианта регистрации личного кабинета: с использованием электронной подписи и без наличия таковой. В первом случае порядок достаточно простой: заполняется информация на организацию, подписывается электронным ключом и далее отправляется заявка.

Дополнительно необходимо предоставить протокол/решение на подписанта. Особое внимание необходимо обратить на электронную почту, так как именно туда придет логин-пароль для входа в личный кабинет.

Основные обязанности перечислены в статье 7.1 115-ФЗ, но нужно помнить про другие нормативные акты:

Постановление Правительства № 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";

Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок";

Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма";

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110 "Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

а также инструкции и разъяснения Росфинмониторинга.

Шаг второй. Соблюдение требований 115-ФЗ, внутренние документы для внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

  1. Написание правил внутреннего контроля (ПВК). Требования к правилам носят общий характер для всех субъектов 115-ФЗ, но они должны быть:
  2. выполнимыми в конкретном обществе (или у ИП);
  3. конкретными, то есть с поименованием должностей из штатного расписания (при их наличии).

2. Назначение специального должностного лица (СДЛ) (ответственного сотрудника).

Ответственным сотрудником может быть любое физическое лицо, соответствующее требованиям:

  • прохождение обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ,
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.
  • Обучение СДЛа.

Повышение уровня знаний (инструктаж) проводится не реже одного раза в три года.

Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.

Идентификация – мероприятия по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов и (или) копий документов, и (или) с подтверждением из государственных информационных систем (например, ЕСИА).

  • в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, и другие. Отдельные повышенные требования предъявляются к идентификации публичных должностных лиц;
  • в отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер (ИНН) налогоплательщика и другие;
  • в отношении иностранной структуры без образования юридического лица — наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии) и другие.

Фиксирование информации.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, указанными в учредительных документах;
  • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • иные обстоятельства, перечисленные в 115-ФЗ.

Выявление и блокирование операций.

Операции могут быть следующих видов:

  • Операции, подлежащие обязательному контролю (ст. 6 115-ФЗ);
  • Операции, содержащие в себе признаки и критерии необычной сделки (в соответствии с приказом №103 Росфинмониторинга);

При выявлении операций не стоит забывать про запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых вами мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию)/приостановлению/отказе в выполнении распоряжения клиента.

1. Добровольное сотрудничество – оценка активности в личном кабинете. Это может быть заполнение анкет «Проверь свой риск», опросных листов и иных, ознакомление с типологиями и иной информацией в личном кабинете Росфинмониторинга и другие.

Я рекомендую проверять кабинет ежедневно или раз в два дня максимум. Информация по новым перечням и типологиям в обязательном порядке приходит к вам на почту, но появление тестов, писем нужно контролировать самостоятельно.

2. Организация внутреннего контроля – оценка работы Ответственного сотрудника и самой системы в целом. В этом «лепестке» оценивается например отправка отчетов СДЛа или своевременное прикрепление правил.

Применение мер не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности перед вашими клиентами. 115-ФЗ является негласно приоритетным законом в данном случае.

4. Работа с перечнем – оценка работы с Перечнем экстремистов (террористов). Регулярное скачивание и просмотр перечней и решений, которые отправляет Росфинмониторинг. Чаще всего перечень выходит раз в неделю по четвергам, но бывают и исключения.

Также нужно скачивать решения комиссии о замороженных (периодичность не установлена), Перечень лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения (публикуют раз в год).

5. Устранение нарушений – оценка работы о Общества (ИП) с нарушениями, которые выявлял Росфинмониторинг.

6. Самообучение – оценка прохождения тестов в разделе "Обучение" (срок не установлен, но он должен быть разумным).

При проверке соответствия каждого из секторов присваивается итоговый уровень риска (низкий-зеленый, средний-желтый, высокий-красный).

Чем больше зеленых секторов с низким уровнем риска, тем меньше шансов на выездную проверку Росфинмониторинга.

Несоответствие указанным выше требованиям квалифицируется статьей 15.27 КоАП, подробнее на вопросе ответственности, я остановлюсь в следующей статье.

Глава V. Представление информации об операциях с денежными

средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному

контролю, и операциях, в отношении которых возникают

подозрения, что они осуществляются в целях легализации

(отмывания) доходов, полученных преступным путем,

или финансирования терроризма, а также о приостановленных

операциях с денежными средствами или иным имуществом

5.1. Организации, индивидуальные предприниматели документально фиксируют и в соответствии с положениями настоящей Инструкции представляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом:

- не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (сделки), подлежащей обязательному контролю;

- не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

- незамедлительно о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом.

5.3. Лица в случаях, установленных Федеральным законом, при наличии у них любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки).

5.4. Представление в Росфинмониторинг информации об операциях (сделках), указанных в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 1.4 и пунктах 1.5 и 1.6 настоящей Инструкции, осуществляется в соответствии со структурой ФЭС 1-ФМ.

5.6. Информация об иных участниках операции (сделки) заполняется в зависимости от количества и состава участников таких операций (сделок), а именно:

а) если участником операции (сделки) является представитель плательщика по операции (сделке), поверенный, агент, комиссионер, доверительный управляющий, действующий от имени плательщика, или в его интересах, или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, то дополнительно указываются сведения о представителе плательщика по операции (сделке);

б) если участником операции (сделки) является представитель получателя по операции (сделке), поверенный, агент, комиссионер, доверительный управляющий, действующий от имени получателя, или в его интересах, или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, то дополнительно указываются сведения о представителе получателя по операции (сделке);

в) если операция (сделка) совершается лицом, не являющимся плательщиком или получателем по операции (сделке), по поручению и от имени которого совершается операция, то дополнительно указываются сведения о лице, по поручению и от имени которого совершается операция (сделка);

В случае, если в составе участников операций (сделок) отсутствуют вышеперечисленные лица, соответствующие сведения о них не заполняются.

5.8. Структура наименования ФЭС 1-ФМ приведена в приложении N 12 к настоящей Инструкции.

от 19 марта 2014 г. N 209

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ

ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ

ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,

И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ И НАПРАВЛЕНИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ЗАПРОСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАЦИИ

С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,

И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342,

от 17.09.2016 N 933, от 11.09.2018 N 1081, от 22.10.2020 N 1716,

от 14.07.2021 N 1183, от 20.05.2022 N 922)

1. Настоящее Положение регулирует порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации и документов (далее - информация) и направления Службой запросов, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон).

Действие пунктов 2 - 9 настоящего Положения не распространяется на порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, указанными в пункте 7 статьи 7 Федерального закона.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 N 922)

2. Информация представляется организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, указанными в части первой статьи 5 Федерального закона (далее - организации), и индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 Федерального закона (далее - индивидуальные предприниматели).

3. Организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу следующую информацию:

а) о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым - девятым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.10.2020 N 1716)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) о разовых операциях с денежными средствами или иным имуществом либо о совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций или физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение, предусмотренное частью 1 статьи 7.4 Федерального закона;

(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2015 N 342)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона;

е) о приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7, пунктом 8 статьи 7.5 и частью четвертой статьи 8 Федерального закона операциях с денежными средствами или иным имуществом;

(пп. "е" в ред. Постановления Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) о случаях отказа в совершении операции с денежными средствами или иным имуществом по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона;

(пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016 N 933; в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183, от 20.05.2022 N 922)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) о предусмотренном абзацем вторым пункта 13 статьи 7 Федерального закона устранении указанного в пункте 11 статьи 7 Федерального закона основания, в соответствии с которым принято решение об отказе в проведении операции с денежными средствами или иным имуществом либо об отмене судом такого решения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183, от 20.05.2022 N 922)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями и индивидуальными предпринимателями в следующие сроки:

а) информация, указанная в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции;

б) информация, указанная в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления разовой операции, и (или) совокупности операций, и (или) действий клиента, в отношении которых возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) информация, указанная в подпунктах "в" и "е" пункта 3 настоящего Положения, - незамедлительно;

г) информация, указанная в подпункте "г" пункта 3 настоящего Положения, - в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки;

д) информация, указанная в подпункте "д" пункта 3 настоящего Положения, - в течение 5 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующих фактов;

(пп. "д" в ред. Постановления Правительства РФ от 17.09.2016 N 933)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) информация, указанная в подпункте "ж" пункта 3 настоящего Положения, - не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом;

(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016 N 933)

ж) информация, указанная в подпункте "з" пункта 3 настоящего Положения, - не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания либо получения вступившего в законную силу соответствующего решения суда.

(пп. "ж" в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183)

(см. текст в предыдущей редакции)

5 - 5(2). Утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 N 922.

(см. текст в предыдущей редакции)

Такие сведения представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем признания такой операции подозрительной.

7. Информация, указанная в пунктах 3 и 6 настоящего Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме путем использования личного кабинета либо на машинном носителе.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081)

(см. текст в предыдущей редакции)

Такая информация может также представляться в электронной форме посредством использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме", либо иной государственной инфраструктуры при условии обеспечения надлежащего уровня защиты передаваемой информации, определяемого Федеральной службой по финансовому мониторингу.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2015 N 342)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Особенности представления информации, передаваемой в соответствии с абзацем первым пункта 7 настоящего Положения, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.10.2020 N 1716)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Направляемая в электронной форме информация, указанная в пунктах 3 и 6 настоящего Положения, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

10. В целях проверки достоверности получаемой информации, выявления операций с денежными средствами и иным имуществом, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также реализации Федеральной службой по финансовому мониторингу иных возложенных на нее функций организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу по ее запросам имеющуюся у них информацию об операциях клиентов (включая подтверждающие эту информацию документы или заверенные в установленном порядке копии документов) и о бенефициарных владельцах клиентов.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342, от 11.09.2018 N 1081)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Кредитные организации представляют по запросу Федеральной службы по финансовому мониторингу следующую информацию об операциях клиентов:

а) заверенные копии гражданско-правовых договоров;

б) сведения о гражданско-правовых договорах клиентов;

в) сведения об операциях клиента с векселями;

г) заверенные копии паспортов сделок;

д) ведомости банковского контроля;

е) справки о подтверждающих документах;

ж) заверенные копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;

з) информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиента (выписки за определенный в запросе период времени по операциям на счетах клиента, сведения о движении денежных средств по банковским картам, эмитированным к счетам физического лица за период времени, определенный в запросе);

и) сведения об операциях по переводу денежных средств, совершенных физическим лицом без открытия счета;

к) сведения об операциях по переводу электронных денежных средств;

л) сведения о валютно-обменных операциях, совершенных физическим лицом без открытия счета;

м) копии заявлений на открытие (закрытие) счетов;

н) копии анкет (досье) клиентов кредитной организации, включая сведения о бенефициарных владельцах клиентов;

о) копии паспортов лиц, имеющих право на проведение финансовых операций по счетам (в случае управления счетом на основании доверенности - копии такой доверенности);

п) сведения о лицах, являющихся владельцами сберегательных и депозитных сертификатов.

(пп. "п" введен Постановлением Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081)

12. Организации и индивидуальные предприниматели представляют информацию по запросу о бенефициарных владельцах клиентов с учетом требований абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

13. Организации и индивидуальные предприниматели могут представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу иную информацию, не указанную в запросе, но необходимую, по их мнению, для эффективной реализации требований Федерального закона.

14. Запросы, указанные в пунктах 10 и 16 настоящего Положения, направляются в электронной форме с использованием личного кабинета. Особенности направления запросов в электронной форме, в том числе формат электронного запроса, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а для кредитных организаций и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона и являющихся некредитными финансовыми организациями, - Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При направлении Службой запросов в электронной форме может также использоваться инфраструктура, указанная в абзаце втором пункта 7 настоящего Положения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342, от 11.09.2018 N 1081, от 22.10.2020 N 1716)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При необходимости запросы, указанные в пунктах 10 и 16 настоящего Положения, могут направляться в письменном виде.

Образцы письменных запросов определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в отношении письменного запроса в кредитные организации и организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 5 Федерального закона и являющиеся некредитными финансовыми организациями, - Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342, от 11.09.2018 N 1081, от 22.10.2020 N 1716)

(см. текст в предыдущей редакции)

Запросы в электронной форме подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

15(1). Перечень должностных лиц, имеющих право направлять запросы, указанные в пунктах 10 и 16 настоящего Положения, определяется Федеральной службой по финансовому мониторингу.

(п. 15(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.04.2015 N 342)

16. В целях обеспечения взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Федеральная служба по финансовому мониторингу вправе направлять в организации и индивидуальным предпринимателям запросы о представлении информации, необходимой для выполнения обязательств по соответствующим международным договорам Российской Федерации.

17. Основанием для направления запроса по операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершенным до 1 февраля 2002 г., является наличие международного поручения или запроса о проверке законности проведенных операций, поступившего в Федеральную службу по финансовому мониторингу на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

18. Организации и индивидуальные предприниматели представляют информацию, указанную в пунктах 10 - 13 и 16 настоящего Положения, в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса. Указанный срок может быть увеличен на 3 рабочих дня в случае, если для представления такой информации организации требуется получить соответствующую информацию из своего филиала (иного обособленного подразделения), либо в случае, если организация передала исполнение запроса своему филиалу.

Кредитные организации представляют информацию, указанную в подпункте "з" пункта 11 настоящего Положения, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Организации и индивидуальные предприниматели, не располагающие запрашиваемой информацией, обязаны сообщать об этом в Федеральную службу по финансовому мониторингу в сроки, установленные абзацем первым настоящего пункта.

С учетом объема, характера и содержания запрашиваемой информации Служба может определить иной срок ее представления.

19. Информация, указанная в пунктах 10 - 13 и 16 настоящего Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме путем использования личного кабинета либо на машинном носителе.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081)

(см. текст в предыдущей редакции)

Такая информация может также представляться в электронной форме посредством использования инфраструктуры, указанной в абзаце втором пункта 7 настоящего Положения.

По согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу запрашиваемая информация может представляться на бумажном носителе.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342, от 11.09.2018 N 1081, от 22.10.2020 N 1716)

(см. текст в предыдущей редакции)

Представляемая по запросам в электронной форме информация подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

20. Организации и индивидуальные предприниматели не вправе информировать клиентов и иных лиц о получении запросов Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также о содержании представленной ими информации по таким запросам.

21. Лица, нарушившие порядок представления информации, установленный настоящим Положением, несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

22. При передаче в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации должна обеспечиваться ее защита в соответствии с законодательством Российской Федерации.

23. Работники Федеральной службы по финансовому мониторингу обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью Службы, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Банка России от 17 января 2020 г. N 12-4-4/145 “О сроках представления сведений в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю”


Обзор документа

Письмо Банка России от 17 января 2020 г. N 12-4-4/145 “О сроках представления сведений в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю”

Срок представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о подлежащих обязательному контролю операциях установлен непосредственно Федеральным законом N 115-ФЗ 2 (подпункт 4 пункта 1 статьи 7) и составляет три рабочих дня с даты совершения операции независимо от того, в какой день в рамках данного срока выявлена такая операция; несоблюдение данного срока квалифицируется как нарушение 3 Федерального закона N 115-ФЗ. Отмечаем, что в контексте данной нормы понятие "рабочий день" применяется в значении, используемом в законодательстве Российской Федерации.

Также отмечаем, что Федеральный закон N 115-ФЗ не ставит в зависимость установленные в нем сроки направления сведений в уполномоченный орган от режима рабочего времени организации (ее сотрудников), а Указание N 4936-У 4 и Правила составления ФЭС 5 не содержат ограничения времени для направления ФЭС в уполномоченный орган. Кредитные организации вправе направлять ФЭС в уполномоченный орган в круглосуточном режиме.

При этом в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, информация по которым направляется в уполномоченный орган с кодами 5003, 5007, 8001, отмечаем, что по аналогии с ранее действовавшим в рамках Положения N 321-П 6 порядком для указанных операций предусмотрено отражение даты получения кредитной организацией сведений и документов, подтверждающих факт их совершения, в показателе 9 "Дата выявления операции" таблицы 3.2 Правил составления ФЭС.

Учитывая изложенное, предложение Ассоциации "Россия" в части корректировки срока, предусмотренного пунктом 3 Правил, содержащееся в рассматриваемом обращении, не может быть принято Департаментом.

Заместитель директора Е.В. Шакина

1 Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", установленные Указанием N 4936-У.

2 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

3 Обращаем внимание на наличие судебной практики по рассматриваемому вопросу, в частности Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 N 17АП-5457/14 и Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 N 08АП-1944/14, Шестого арбитражного суда от 13.06.2013 № 06АП-2421/13.

4 Указание Банка России от 17.10.2018 N 4936-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

5 Правила составления в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7,5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

6 Положение Банка России от 29.08.2008 N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Обзор документа

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Новый порядок информирования Росфинмониторинга о подозрительных операциях: что делать бухгалтерам

Новый порядок информирования Росфинмониторинга о подозрительных операциях: что делать бухгалтерам

В 2021 году бухгалтерские компании по новым правилам должны представлять информацию о подозрительных операциях и сделках. Рассказываем, на кого распространяется эта обязанность, что считать подозрительными операциями и как правильно о них сообщать.

С 23 апреля 2021 года вступают в силу новые правила информирования Росфинмониторинга о подозрительных сделках и операциях (постановление Правительства РФ от 09.04.2021 № 569). Правила распространяются, в том числе, на организации и ИП, которые оказывают бухгалтерские (аудиторские) услуги.

В соответствии с новыми правилами, указанные компании и ИП обязаны сообщать в Росфинмониторинг о подозрениях, что сделки или операции их клиентов могли или могут быть осуществлены в целях отмывания преступных доходов или для финансирования терроризма.

За непредставление сведений о подозрительных сделках для бухгалтерских компаний предусмотрена административная ответственность с довольно солидными штрафами.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 23.04.2021 года организации и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги, нотариусы, адвокаты и аудиторы должны информировать Росфинмониторинг о подозрительных сделках и операциях своих клиентов.

2. Подозрительные - сделки, которые могли или могут быть осуществлены в целях отмывания преступных доходов или для финансирования терроризма.

3. Представлять сведения о подозрительных операциях клиентов должны только сторонние бухгалтерские фирмы и бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность, работающие на аутсорсинге.

4. Штатные бухгалтеры и юристы, работающие в компании в качестве наемных сотрудников по трудовым договорам, сведения об операциях своих работодателей в Росфинмониторинг не представляют.

5. Непредставление сведений о подозрительных операциях и сделках является основанием для привлечения организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ (штраф до 400 000 рублей).

Кто обязан сообщать о подозрительных операциях

Уведомлять Росфинмониторинг о совершении их клиентами подозрительных операций обязаны (п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»):

  • организации и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги;
  • адвокаты;
  • нотариусы;
  • организации и ИП, оказывающие юридические услуги;
  • аудиторские компании;
  • индивидуальные аудиторы.

shutterstock_1616887105 (1).jpg

При этом исполнять данную обязанность все вышеуказанные субъекты должны не во всех случаях, а только когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Представлять сведения о подозрительных операциях клиентов должны только сторонние бухгалтерские фирмы и бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность, работающие на аутсорсинге. Штатные бухгалтеры и юристы, работающие в компании в качестве наемных сотрудников по трудовым договорам, сведения об операциях своих работодателей в Росфинмониторинг не представляют.

Какие сделки Росфинмониторинг считает подозрительными

В целях выявления подозрительных операций бухгалтерские фирмы должны руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.

В частности, к подозрительным относятся:

  • сделки, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • сделки, не соответствующие уставным целям клиента;
  • операции, при совершении которых клиент отказывается предоставлять документы, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов;
  • операции, в которых используются нестандартные или необычно сложные схемы проведения расчетов, отличающиеся от обычной практики;
  • существенное отклонение суммы сделки относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента;
  • неоправданно поспешно совершаемые операции;
  • сделки, объектом которых являются предметы искусства;
  • немотивированное требование клиента о расторжении договора и/или возврате уплаченных клиентом денежных средств до фактического осуществления операции;
  • операции по получению или предоставлению кому-либо безвозмездной финансовой помощи;
  • совершение операции в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает 3 месяцев;
  • сделки с юридическим лицом или ИП, период деятельности которых с даты государственной регистрации составляет менее 1 года;
  • многократное внесение учредителями (руководителями) денежных средств для пополнения оборотных средств организации;
  • осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц и т.д.

Выявив любую из вышеуказанных сделок/операций, бухгалтерская компания должна не позднее 3 последующих рабочих дней сообщить о такой сделке или операции в Росфинмониторинг.

Направление сведений в Росфинмониторинг в электронной форме

  • сведения о клиенте/его законном представителе, выгодоприобретателе и бенефициарнос владельце, которые фигурируют в сделке;
  • вид операции/сделки и основания ее совершения;
  • дата совершения операции/сделки и сумма, на которую она совершена;
  • обстоятельства, послужившие основанием полагать, что спорная операция осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Направление сведений в Росфинмониторинг на физическом носителе

Штрафы за непредставление сведений в Росфинмониторинг

Непредставление сведений о подозрительных операциях и сделках является основанием для привлечения организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Согласно данной норме, совершение подобного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере:

  • от 30 000 до 50 000 рублей – для ИП и должностных лиц бухгалтерских/аудиторских организаций;
  • от 200 000 до 400 000 рублей – для бухгалтерских организаций.

Кроме того, бухгалтерской фирме это же самое нарушение может грозить административным приостановлением деятельности на срок до 60 суток.

Если непредставление сведений повлечет легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, то действия организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, будут квалифицироваться по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает следующие санкции:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: