Ва банк сколько частей

Обновлено: 25.04.2024

Сюжет прост. Бывший "медвежатник" Квинто отсидев положенные шесть лет выходит на свободу. Придя домой, к жене, он обнаруживает там другого мужчину, в последствии оказавшегося комиссаром полиции Кармелицким(Януш Михаловский). Идя в гостиницу он встречает двух мелких бандитов Мокса(Яцек Хмелик) и Нуту(Кшиштоф Кершновский) которые хотят предложить ему совместное дельце. Но Квинто говорит, что они обознались и он музыкант. Это известие вводит братьев в ступор и те вынуждены отвезти его обратно в город. Правда перед этим они все же оставляют ему адрес автомастерской в которой работают.

Так вот, "похищают" они Квинто на Opel 1,2 Liter. Автомобиль в свое время ставший бестселлером по продажам в Европе. Его четырехцидиндровый мотор с нижним расположением клапанов выдавал 22 лошадиные силы. Максимальная скорость в 80 километров в час была для того времени вполне приемлемой.

Автомобиль был очень легким, 950 килограммов, а все потому, что кузов был деревянным, его обшивали тонкими стальными листами. Рама тоже была облегченного типа. Кстати именно на этом автомобиле, в самые первые минуты фильма братья совершают ограбление ювелирного магазина.

И судя потому, что они работают в автомастерской машина им не принадлежит. На нем же они рассматривают пана Квинту только что покинувшего тюрьму. Интересная деталь, стартер приводился в действие ножной педалью, и это хорошо видно когда Квинто заметив слежку удирает на извозчике.

Квинто заселяется в гостиницу и неожиданно получает посылку-сверток. Раскрыв который он видит деньги. Там ровно 45 тысяч злотых. После визита Густава Крамера, который рассказывает Квинте, что фактически сдал того полиции, наш герой понимает, что новоявленный банкир таким образом откупается от него. И судя по всему Квинто взял бы эти деньги, а как еще объяснить тот факт, что он идет и покупает у своего старого знакомого по криминальному миру автомобиль. Это зеленый Polski Fiat 508. Нарисованная дизайнером Данте Джиакоза машина была представлена в 1932 году на автосалоне в Милане под именем Fiat Balilla. Почти сразу производство машины было налажено в Польше, Чехословакии(Walter Motors), Германии(NSU-Fiat) и Франции(SAFAF или позднее Simca-Fiat). Но большая часть машин была выпущена именно в Польше. Его четырехцилиндровый моторчик объемом 995 кубов выдавал 20 лошадиных сил. Благодаря малому весу 695 килограммов, автомобиль мог достичь скорости в 80 километров.

На нем Квинто едет к своему другу музыканту Тадеушу Рихлинскому(Тадеуш Проц). Но супруга последнего Марта(Эва Шикульская) сообщает ему, что того больше нет в живых. Он вложил все имеющиеся сбережения в банк на предъявителя, по дороге его ограбили, забрав квитанцию, а потом имитировали самоубийство. В голове Квинто возникает план, ведь он понимает, как ведет свои грязные дела Густав Крамер. И тогда он отправляется к братьям Моксу и Нуту. Те должны срочно реализовать только что купленный автомобиль, и найти его старого подельника, специалиста по охранным системам Дуньчика(Витольд Пыркош). В переводе его фамилия звучит как кличка Датчанин. В оригинале он его называет именно Дуньчиком, по фамилии.

Когда Датчанин открывает счет в банке Крамера, он делает это для того что бы рассмотреть какая охранная система стоит в хранилище, а затем выходит на улицу мы видим тот же зеленый Opel P4. Забавная деталь, учитывая, что действие происходит в 1934 году эта модель ну никак не могла появится на улице. Ее производство началось только через год, в 1935, и продолжалось вплоть до запуска в серию модели Kadett.

Поскольку подельники решили следить за банкиром, мы впервые имеем возможность увидеть на чем же ездить Крамер. Это автомобили компании Essex Motor Company. Этот автомобильный бренд существовал в США с 1918 по 1922 годы. А потом перешел под крыло компании Hudson Motor Car Company. Так вот он не был дорогим, скорее массовым. Интересная деталь, на такой машине в 1923 году пилот Глен Шульц выиграл знаменитый подъем на холм на гору Пайс Пик. И именно эта фирма, а вовсе не корпорация Генри Форда первой выпустила доступный автомобиль с полностью закрытым кузовом. О прочности дверных петель рассказывала реклама, в которой взрослый мужчина просто висел на двери. У Крамера Essex Challenger 6 Series Brougham 1930 года. Шестицилиндровый мотор объемом 2,6 литра развивал мощность мощность в 60 лошадиных сил. В первый раз мы видим машину в которой банкир встречается с наемным убийцей, а после, уже около предполагаемого дома Крамера. Во всей красе же можно рассмотреть автомобиль на шоссе.

Крамер едет по своим делам и неожиданно видит девушку на красном родстере стоящую на обочине. Но перед тем, как Крамер принимает решение о том, что бы остановится и оказать ей помощь, мы видим машину которая появится в фильме, в отличие от других моделей только раз, и только в одном эпизоде. Это первый автомобиль компании Studabaker с именем Dictator, он заменил собой модификацию Standart Six в 1927 году. Почему именно диктатор? Так в компании решили подчеркнуть значимость марки и намекали другим производителям на то, что именно эта модификация диктует(!) или попросту задает тон на рынке. К 1937 году от такого, запятнавшего себя имени, решено было отказаться.

А на чем же ездит неожиданно встретившаяся Крамера девушка Наталия(Эльжбета Зайонцувна). То, что это красный родстер с белым капотом понятно, но по таким деталям нельзя определить марку машины. Хотя, судя по корме это BMW.

Все становится понятным когда мы видим этот же автомобиль на стоянке перед домом где якобы живет Наталья, и куда Крамер приезжает в гости. Это BMW 315/1 Sport Roadster. Ну с названием понятно, а почему тогда столь странный индекс? Дело все в том, что эту машину показали вместе с обычным седаном, который тоже имел индекс 315. Но, для версии Спорт мотор немного форсировали. Этот шестицилиндровый силовой агрегат объемом 1,5 литра выдавал не 34, а 40 лошадиных сил. На него установили три карбюратора Solex. Спидометр был размечен до 120 км/ч. А цена 5200 Рейхсмарок. Для сравнения тот же Opel P4 стоил всего 1650 Рейхсмарок.

Кстати именно во дворе этого дома мы можем понять, что создатели фильма столкнулись с большими проблемами при съемках. Когда камера снимает из подворотни в отдалении видны высотки, которых тогда попросту не могло быть. А окна соседнего дома уж слишком современные. Они и понятно, действие, по сценарию, происходит в Варшаве. Но, поскольку город был почти полностью разрушен во время восстания гитлеровскими войсками, то было принято решение снимать в Лодзи. Но и там натура слегка подкачала.

Пока Наталья отвлекала Крамера, друзья принялись за ограбление его банка. Но вот незадача, любовник супруги Квинто комиссар Кармелицкий задерживает Хенрика в качестве свидетеля. И вот вынужден отправится в полицейский участок. Откуда до банка его доставляют на автомобиле Opel P4, но теперь уже красного цвета.

Задумка Квинты удается. Он вскрывает сейф, забирает деньги и самое главное подставляет Густава Крамера. Поскольку на прерывателе обнаруживается отпечатки пальцев последнего. А в доме деньги из сейфа. Того задерживают. Но, перед этим он пытается доказать свое алиби. Для начала он едет к дому Натальи, но оказывается, что там живет портной. Когда они снова возвращаются в участок, то Крамер вспоминает о том, что из соседней квартиры выходил темнокожий в белом костюме с огромным догом. И вновь "облом", в квартире живет старушка с кошками. Так вот возят его полицейские на автомобиле BMW 3/20. Фактически это первая машина разработанная будущим баварским концерном. Модель 3/15 была на все сто процентов английской и производилась по лицензии Austin Motor Company. Базу у новинки увеличили, а мотор подвергли изменениям. Он стал верхнеклапанным, но при этом не вылезал за налоговую мощность, об этом говорит индекс 3/20. Подвеска была независимой на всех четырех колесах. Это была поперечная рессора. Кстати кузова строились в компании Daimler-Benz.

Когда Густава Крамера привозят в суд, то мне кажется, что он выходит из автомобиля Mercedes-Benz, правда модель я определить затрудняюсь.

Предположительно Mercedes. Essex Challenger 6 Series. "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год

Предположительно Mercedes. Essex Challenger 6 Series. "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год

Кстати, вы наверное заметили, что автомобилей всего 10. Так вот все машины были предоставлены частными лицами. Поскольку у студии не было автопарка. Именно поэтому мы видим тот же BMW 3/20 еще в самом начале фильма, когда Квинта покупает Fiat. А потом просто на улицах, он как и другие создает активное движение в городе. И на нем же полиция возит Крамера.

Махульский снимет еще много хороших фильмов, но первая проба пера окажется наиболее удачной. Это и режиссерские находки, заметьте, Квинта никогда не улыбается. И тонкий искромётный юмор и отменная игра всех актеров и даже интерьеры и одежда героев.

Тем кто фирма не видел, очень советую это сделать. Он действительно замечательный.

Фильмы Ва-банк

«Ва-банк» — серия кинофильмов в жанре криминальной комедии польского производства.

Творения польского кинематографа не так известны в мире, однако эта серия картин запомнилась и полюбилась зрителям.

События разворачиваются в Польше 30х годов XX века. Для известного медвежатника Хенрика Квинто, который недавно освободился из заключения, известие о кончине давнего друга было серьезным ударом. Вскоре выясняется, что в его смерти виновен банкир Крамер, из-за которого и сам Квинто попал в тюрьму. Квинто начинает вынашивать планы мести и поквитаться собирается, организовав налёт на его банк. Задорно, красиво, лихо! Кстати, для главного героя крайне важно устроить это дело так, чтобы за решетку угодил сам алчный Крамер… Представляем вам фильмы Ва-банк все части по порядку — полный список.

Ва-банк (1981)


Режиссер: Юлиуш Махульский

Актеры: Кшиштоф Кершновский, Эльжбета Зайонцувна, Януш Михаловский, Здзислав Кузьняр, Юзеф Пара, Зофиа Харевич, Хенрик Биста, Ян Махульский, Влодзимеж Мусял, Леон Немчик, Лена Вилчиньска, Яцек Хмельник, Эва Шикульска, Леонард Петрашак, Витольд Пыркош

Польша, 30-е годы прошлого века.

Для знаменитого медвежатника Хенрика Квинто, недавно вышедшего из тюрьмы, извести о смерти старого друга стало тяжёлым ударом.

Оказывается, в его гибели виноват банкир Крамер, из-за которого и сам Квинто загремел за решётку. Квинто решает отомстить негодяя, устроив налёт на его банк. Весело, изящно, лихо!

Кстати, для медвежатника важно обставить это дело так, чтобы в тюрьму угодил жадный Крамер…

Ва-банк 2, или Ответный удар (1984)


Польша, весна 1936 года.

Отпетому мошеннику Крамеру удалось сбежать из тюрьмы. Но прежде чем он скроется от полиции в Швейцарии, он поквитается со своим старым врагом Квинто. Этому медвежатнику удалось обставить последнее дело так, что Крамера обвинили в ограблении собственного банка!

А тем временем, остроумный и неистощимый на выдумки Квинто собирает старую бригаду: уж они-то помогут ему оставить Крамера с носом!

Ва-банк 3 (2004)


Фильм не входит в дилогию Юлиуша Махульского «Ва-банк», поскольку его сюжет никак не связан с фильмами «Ва-банк» и «Ва-банк 2, или Ответный удар», действия которых происходят в середине 1930-х годов. В оригинале фильм называется просто «Винчи», а «Ва-банк 3» ему добавили российские прокатчики.

Цума наконец-то вышел из тюрьмы. Но не время завязывать с привычным ремеслом: у него появился шанс выкрасть знаменитую картину Леонардо да Винчи «Дама с горностаем».

Но даже такому знаменитому грабителю как Цума не по силам провернуть всю операцию в одиночку. Он решает обратиться за помощью к своему бывшему подельнику Джулиану.

Вот только вдруг выясняется, что Джулиан завязал с прошлым и даже… стал полицейским!

В перерыве между «Ва-банками» Махульский снял «Новых амазонок»

Успех фильма был бешеным. Картину посмотрели во всех уголках света. И везде (СССР в данном случае не исключение) публика рассчитывала на продолжение криминальной истории.

Пан Махульский не сразу приступил к созданию фильма под названием «Ва-банк-2». Режиссёр сделал перерыв на другой важный для себя проект - «Новые амазонки». Решение оказалось более чем верным: «Амазонки» имели не меньший успех. Да и к съёмкам второй части детектива Юлиуш подошёл, отдохнув от криминального материала.

Персонажем фильма «Ва-банк-3» должен был стать Сталин

Продолжение вышло в 1984 году. «Ва-банк-2» оказался не менее увлекательным и остроумным. Однако на этом похождения медвежатника Квинто благополучно закончились – «Ва-банк-3» и «Ва-банк-4» Махульский так и не снял.

Хотя попытку начать работу над третьей частью Юлиуш всё же предпринимал. Был готов и набросок сценария. Действие картины должно было происходить во время Великой Отечественной. В этой серии задачей Квинто планировалось сделать похищение секретных документов об агентах, работавших в Варшаве на Германию.

Четвёртая часть (которая тоже была в планах) должна перенести зрителя в Москву 1953-го года. Одним из персонажей этой картины мог стать Иосиф Сталин , у которого ловкий взломщик уводил бы очень крупную сумму.

Как «Да Винчи» в России переименовали в «Ва-банк-3»

Впрочем, создание двух новых серий так и не случилось. В конце 1980-х польское кино переживало не лучший период. Денег на новые картины не нашлось. А когда они наконец появились, Махульский успел перегореть.

Съемки третьей части, по сегодняшнему мнению польского киномэтра, уже крайне неуместны: Юлиуш не очень-то хочет трогать военную и советскую тему.

При этом в России фильм «Ва-банк-3». всё-таки показывали.

Более того, наша страна стала единственной, где можно было посмотреть картину с таким названием. В остальных странах детектив 2004 года значился на афишах под своим настоящим именем - «Да Винчи».

Это был хитрый ход отечественных прокатчиков, который оценили не все зрители. Многие действительно ждали новой встречи со старыми героями. А в итоге получили совершенно иную историю с другими персонажами, которая случилась в наше время.

Единственной привязкой фильма к ранее вышедшей дилогии было участие актёра Яна Махульского : он сыграл в картине немолодого реставратора, выполняющего криминальные заказы.

Несмотря на режиссёрский талант Юлиуша Махульского, этому фильму всё-таки не удалось повторить успех картин 1981 и 1984 годов. По отзывам многих зрителей, «Ва-банк-3» («Да Винчи») – «фильм, который достаточно посмотреть всего один раз» и после этого «благополучно забыть».

«Ва-банк». История одного фильма Ва-банк, Ограбление, Длиннопост, Текст

Почему никто не хотел работать с Юлиушем Махульским, кто стал прототипом Квинто и какое здание «сыграло» банк Крамера? Как получилось, что веселую картину об обаятельных грабителях из довоенной Варшавы допустили к прокату в мрачные 1980-е? Владимир Громов рассказывает об истории создания «Ва-банка» — культового фильма польского кинематографа.

«Ва-банк» Юлиуша Махульскогознают и любят не только в Польше. В Советском Союзе картина быстро обрела популярность и статус культовой. «Ва-банк» — одно из тех названий, которые до сих пор возникают в любом разговоре о польском кино. Юмор, блестяще выстроенная интрига, точные и скупые режиссерские методы —все сошлось в этом фильме идеально, позволив создать историю, понятную и интересную зрителю в любой стране. Советским зрителям похождения грабителя банков Квинто давали возможность увидеть ушедший буржуазный мир Польши 1930-х годов, который казался таким привлекательным и необычным. Притягивала атмосфера развитого капитализма, свойственного скорее Америке или Франции, но уж точно немыслимого в Польской Народной Республике. Этот неповторимый мир производил на советского человека едва ли не большее впечатление, чем сам сюжет с ограблением.

Конечно, можно задать вопрос, как такой фильм мог возникнуть в разгар всеобщего коммунистического застоя. Однако в этом нет ничего удивительного: в «Ва-банке» отразилось умение поляков чувствовать себя свободными в любых обстоятельствах, нарушать правила и условности, добиваться справедливости и не терять самообладания. Таков сам Юлиуш Махульский, таковы и его герои.

История «Ва-банка» длинная и непростая. Трудно поверить, что этот фильм вообще вышел на экраны, слишком уж много обстоятельств препятствовало его созданию. Все началось в 70-е годы, когда Юлиуш Махульский учился в Лодзинской киношколе. От остальных студентов его отличало только то, что его отец был известным актером. Яна Махульского знали все. Он был воплощением положительного, обаятельного героя в польском кино. Особенно его полюбили после роли в сатирическом фильме Януша Маевского «Квартирант»: Махульский-старший сыграл в нем ученого Людвика, которого хотят втянуть в свою интригу чудаковатые соседки. Юлиушу, тогда молодому режиссеру-студенту, отцовская слава скорее вредила, чем помогала. На него смотрели, как на выскочку, звездного ребенка, который сразу после школы вдруг решил получить профессию кинорежиссера, требующую жизненного опыта и таланта.

Тем не менее, Юлиуш не унывал. Первые фильмы он задумал еще во время учебы. В их числе был и «Ва-банк». Махульскому-младшему хотелось создать фильм о том, как виновником ограбления выставили человека, который его не совершал. Сцену, в которой грабители отключают сигнализацию в банке, используя металлический прерыватель, режиссер выдумал одной из первых.

«Ва-банк». История одного фильма Ва-банк, Ограбление, Длиннопост, Текст

Кадр из фильма «Ва-банк», реж. Юлиуш Махульский, 1981. Фото: Polfilm / East News

Авангард, свинг и триумф кинематографа. Карта культурной жизни межвоенной Варшавы

«Мы приветствовали мир и независимость жестами безумной радости: в кафе, на дансингах и на балах», — вспоминал писатель Конрад Винклер. Межвоенное двадцатилетие в Польше — это время неслыханной активности варшавских творческих кругов.

То, что действие будет происходить в Польше межвоенного двадцатилетия, в легендарный, но краткий период существования независимой буржуазной Польши, для Махульского было очевидным с самого начала. Реальность ПНР не соответствовала интриге с ограблением банка, стрельбой, большими деньгами и громким расследованием.

«Польша межвоенного двадцатилетия была настоящей, в ней были настоящие деньги, настоящие частные банки, каждый мог купить себе оружие и машину, а полицейские следователи выглядели куда внушительнее милицейских чиновников», — объяснял режиссер.

Кроме того, в ту эпоху такие персонажи, как Квинто, главный герой «Ва-банка», действительно существовали. Многие черты своего героя Махульский позаимствовал у Станислава Цихоцкого по прозвищу Эспаньолка — самого знаменитого медвежатника Второй Речи Посполитой.

«Апокалипсис сегодня» и свиньи в багажнике. ПНР на десяти фотографиях Криса Ниденталя

Польская Народная Республика — тридцать семь лет в истории Польши, когда в ней правила цензура и все решения принимались в СССР. Это было трагикомичное время: еда по карточкам, самогон, произведенный в собственном подполе, нелегальные молебны и танки на улицах. Абсурды ПНР-овских будней запечатлел Крис Ниденталь.

Первый вариант сценария «Ва-банка» режиссер написал летом 1977 года, во время отдыха на болгарском побережье. Ему тогда было всего 22 года. Он не рассчитывал, что кто-то разрешит ему поставить масштабный фильм с исторической фактурой и авантюрным сюжетом. Махульский-младший надеялся, что ему удастся заинтересовать своим текстом кого-нибудь из известных режиссеров. Например, Януша Маевского — того самого, который подарил отцу Юлиуша самую его знаменитую на тот момент роль. Маевский снимал самые разные фильмы: и комедии вроде «Квартиранта», и фильмы ужасов («Локис. Рукопись профессора Виттембаха»), и фантастику («Аватар, или замена душ»), и детективы («Преступник, который украл преступление»). Кроме того, Маевский преподавал у Махульского в Лодзинской киношколе. Однако сценарий будущего фильма не произвел на него особого впечатления. Маевский в тот момент готовился к съемкам исторического телесериала «Королева Бона» и совсем не хотел заниматься какой-то историей об ограблениях. К тому же, оказалось, что как раз в то время режиссеры Мечислав Яхода и Януш Жешевский работали над фильмом о том самом Цихоцком (картина под названием «Здравствуй, Эспаньолка, или Последнее дело короля медвежатников» вышла в 1978 году). Для Махульского это стало сильным ударом.

Наверное, съемки «Ва-банка» так бы и не состоялись, но помощь пришла неожиданно. Сценарий случайно попал в творческое объединение «Кадр», которое было тогда самой значительной киностудией Польши. «Кадром» руководил Ежи Кавалерович, уже снявший «Поезд», «Мать Иоанну от ангелов» и «Фараона». Сам Махульский как-то признался, что стеснялся к такому человеку не то что подойти, но даже приползти на коленях. Однако Кавалерович решил, что «Ва-банк» стоит снять, и доверил Махульскому режиссуру — хоть и оговорился, что делает это только потому, что ему нравится сценарий. Молодой режиссер опасался, что классик будет давить на него и заставит его снять серьезный фильм, а не комедию. Однако его опасения не оправдались: Кавалерович феноменально разбирался в кино любого жанра и чувствовал, что уместно, а что нет. Его руководство и заступничество помогли — съемки начались.

«Ва-банк». История одного фильма Ва-банк, Ограбление, Длиннопост, Текст

Кадр из фильма «Ва-банк», реж. Юлиуш Махульский, 1981. Фото: Polfilm / East News

«Фараон» Ежи Кавалеровича [галерея]1 / 9

Перед создателями «Ва-банка» стояло несколько серьезных задач. Сложно было воссоздать довоенную Варшаву, которой уже не существовало. Город, почти полностью разрушенный во время немецкой оккупации, сохранился только на старых фотографиях; чудом уцелели во время войны лишь немногие здания. Снимать фильм пришлось в Лодзи и окрестностях, где удалось найти подходящую натуру. Например, банк Крамера «сыграл» старый дом в маленьком городке Пётркув-Трыбунальский, а лодзинский Гранд-Отель стал гостиницей, в которой живет Квинто. Практически все старинные автомобили, которых в фильме очень много, предоставили частные владельцы, любители раритетных машин. Это была огромная удача, учитывая, что у студии не было автомобильного ретро-парка.

Гораздо сложнее оказалось утвердить исполнителей главных ролей. Юлиуш Махульский очень хотел взять на роль Квинто отца. Датчанином он видел одного из классиков польской актерской школы, Анджея Лапицкого. Вместе с Махульским-старшим они как-то создали отличный театральный дуэт в спектакле «Месяц в деревне» в режиссуре Адама Ханушкевича. Однако Кавалерович совершенно не представлял Яна Махульского в роли Квинто. У Махульского-старшего был устоявшийся имидж мягкого, доброго и интеллигентного человека, абсолютно не похожего на мрачных медвежатников вроде легендарного Эспаньолки. В ходе подготовки к фильму возникали кандидатуры Бронислава Павлика и Романа Вильгельми, достаточно известных в то время актеров. Но Юлиуш Махульский не сдавался: он заставил отца сняться в фотопробе, запретив ему маскировать свои залысины, которых тот стеснялся. С фотографий смотрел мрачный мужчина с отстраненным лицом. Увидев пробу, Кавалерович тут же согласился. Как опытный кинематографист, он сразу почувствовал, что образ Квинто найден. А вот Лапицкий быть Датчанином не согласился. Тогда на студии заговорили о Витольде

Пыркоше, который многим запомнился по роли в фильме Кшиштофа Занусси «Константа». Леонард Петрашак, сыгравший Крамера, уже был известен как героический полковник Довгирд из сериала «Черные тучи». А вот Яцека Хмельника, который сыграл Мокса, молодого грабителя и подельника Квинто, нашли случайно. Махульский-младший заметил его в лодзинском ресторане. Он помнил, что этот молодой человек, одевающийся в стиле 30-х годов, был студентом актерского факультета. Режиссер подошел к нему и спросил, хочет ли тот сыграть большую роль в его фильме. При этом Махульский поставил условие: ответить сразу, не читая сценария. Хмельник согласился и получил свою самую известную роль.

Махульскому очень хотелось, чтобы полицейского чиновника, который живет с женой Квинто, сыграл Ежи Штур. Они тогда были едва знакомы, общались на «вы», поэтому, когда режиссер стал предлагать актеру роль, тот даже не стал его слушать. Махульский показался ему неубедительным: он даже не мог внятно объяснить, какой фильм снимает. Позже Ежи Штур сыграет у Махульского ряд своих самых известных ролей и будет с иронией вспоминать ту ситуацию, выговаривая режиссеру, что тот не сумел ясно рассказать ему о своем замысле.

Как Феникс из пепла. Уничтожение и восстановление Варшавы 1939-1955

Выставка, которая уже побывала в трех городах Беларуси и в Ростове-на-Дону, добралась и до российской столицы.

Во время съемок многое вызывало споры. Например, Махульский хотел начать «Ва-банк» сценой убийства Тадеуша, друга Квинто, которого подосланный Крамером убийца выбрасывает из окна. Кавалерович был против. Он сказал, что «Ва-банк» комедия, хотя и о грабителях. А комедию нельзя начинать с мрачной сцены, ведь начало задает тон всему фильму. В результате картину открывает уже ставший классическим эпизод, в котором Нута и Мокс грабят ювелирный магазин. В сценарии было еще одно ограбление. Махульский написал сцену, в которой Крамер и Квинто грабят банк и их накрывает полиция, но потом от этого было решено отказаться. Причина была проста: Махульский не знал, каким был Квинто до тюрьмы, где он провел шесть лет.

Образ Квинто стал самой большой находкой отца и сына Махульских. Им стоило немалого труда придумать этого сдержанного, немногословного, но безумно обаятельного героя. Юлиуш запретил отцу улыбаться, радикально сократил реплики его героя в сценарии, заставил его говорить низким голосом, хотя раньше Ян Махульский на сцене и в кино специально говорил с более высокой интонацией. За весь фильм Квинто улыбается один-единственный раз — после того как открывает сейф в банке Крамера. Эта улыбка запомнилась всем зрителям. Ян Махульский придумал своему герою нервный тик, который появляется у него в моменты напряжения, а также смог убедительно изобразить игру на трубе, хотя в жизни не владел этим инструментом.

Съемки закончились к концу 1981 года. Казалось, нельзя было найти менее подходящее время для выпуска такого фильма. В Польше, после полутора лет забастовок, стачек и протестов, ввели военное положение. Тысячи людей попали под арест, по всей стране была объявлена мобилизация. Любые публичные собрания были под запретом, строго контролировались поездки на транспорте и даже телефонные звонки. В городах стояла военная техника, повсюду сновали сотрудники службы безопасности и демонический спецназ ЗОМО.

Власти внимательно следили за фильмами, выходившими на экран, опасаясь любой крамолы и критики. Наверное, если бы «Ва-банк» был создан двадцатью годами раньше, режиссера обвинили бы в пропаганде буржуазных ценностей и в отсутствии социальной критики прошлого. Но в тот момент властям было важно, что фильм не вызывает никаких негативных эмоций: для них это была всего лишь очередная жанровая поделка о прошлых временах. Фильм, который никого не побуждает швырять коктейли Молотова в представителей власти и выходить на очередную забастовку, казался неопасным.

Однако власти, не заметив в «Ва-банке» идеологической диверсии, проморгали в фильме главное. «Ва-банк» получился не просто ностальгической лентой о Польше 30-х годов и обаятельных грабителях того времени. Квинто, который смог изящно наказать подлого Крамера, показал, что всякое зло можно одолеть и поставить на место. Это была история победы человека над системой, в которой, казалось, все было предусмотрено. Квинто и его подельники с блеском ломают самую надежную и крепкую оборону. Как герой польских народных легенд, пан Твардовский, они умудряются обхитрить самого дьявола. Вот почему зрители их так полюбили. Квинто, Датчанин, Мокс и Нута были для них своими, близкими, харизматичными героями, которым любой злодей по зубам.

«Ва-банк». История одного фильма Ва-банк, Ограбление, Длиннопост, Текст

Кадр из фильма «Ва-банк», реж. Юлиуш Махульский, 1981. Фото: Polfilm / East News

И как они все делали! Играя на трубе, куря сигары и разъезжая на роскошных старинных автомобилях. Они жили в той Польше, которая, несмотря на всю свою иллюзорность, была настоящей. В Польше, где были банки, рестораны, ювелирные магазины, гербы с орлами в коронах, дорогие костюмы и веселые варьете с зажигательной музыкой. Польша начала 80-х, уставшая от угроз советского вторжения и массовых репрессий, идеологической истерии, вдруг увидела себя по-другому. Не было в тот момент более подходящего фильма для поляков, чем «Ва-банк». Мать актрисы Беаты Тышкевич при встрече сказала Юлиушу Махульскому, что, выйдя из кинотеатра на пустую и мрачную улицу, где стояла военная техника, она чувствовала, как у нее выросли крылья. Зрители, выходя из кинотеатров под аккомпанемент жизнерадостного регтайма Генрика Кузняка, ставшего визитной карточкой фильма, ощущали прилив оптимизма и жизненных сил.

Талант против железа: военное положение в Польше и польская литература

13 декабря 1981 года в Польше было введено военное положение. О том, как реагировали на происходящее польские писатели и поэты, как военное положение отразилось в польской литературе, рассказывает Игорь Белов.

Конечно, никто не мог поверить, что «Ва-банк» снял какой-то двадцатишестилетний дебютант в очках с толстыми стеклами. Журналисты даже спрашивали на встречах с авторами фильма: «Кто на самом деле был режиссером?» Многие считали, что главная заслуга принадлежит Яну Махульскому, ведь тот был не только актером, но и руководителем варшавского театра «Охота», где ставил спектакли. Но исполнитель главной роли отрицал это, говоря, что фильм поставил только его сын. Сам Юлиуш как-то в шутку заявил, что режиссером, на самом деле, был Леонард Петрашак, сыгравший Крамера. Многие, кстати, поверили. Сомнения насчет авторства Махульского-младшего развеялись только после выхода его следующего фильма — «Сексмиссия» (в советском прокате — «Новые амазонки») — который снискал еще большую

популярность, чем предыдущий.

В 1984 году Юлиуш Махульский снял продолжение — «Ва-банк 2, или Ответный удар». Сиквел, как водится, уступал оригиналу в обаянии, зато брал размахом и казался куда комичнее. Смотрели его с удовольствием. Юлиуш Махульский стал главным комедиографом страны.

В «Ва-банке 2» режиссер решил спасти своих героев от надвигающейся Второй мировой войны. Квинто и Датчанин в конце фильма обосновались в Швейцарии, которую, как известно, все бури обошли стороной. Уже ближе к концу 80-х Махульский захотел снять «Ва-банк 3». Действие этой части должно было происходить как раз во время войны. Подруга Мокса, Наташа, которая в первом фильме была «приманкой» для Крамера, а во втором — стала актрисой, приезжала к Квинто в Швейцарию как связная Армии Крайовой. Она просила, чтобы Квинто и Датчанин вскрыли сейф гестапо, в котором хранились имена двойных агентов, внедренных в ряды АК.

Сценарий был уже готов, но в момент распада ПНР на его реализацию не нашлось денег. «Ва-банк 3» появился лишь в виде комикса. Махульский даже мечтал о «Ва-банке 4», действие которого должно было происходить в 1953 году в Москве. Квинто и Датчанин умудрялись там украсть нечто крайне важное для советского руководства. Масштаб кражи и дерзость грабителей так потрясают Сталина, что у него случается инсульт, заканчивающийся смертью.

Юлиуш Махульский снял еще много фильмов, среди которых были блестящие, полные шарма и остроумия комедии. Однако по прошествии времени, возвращаясь к «Ва-банку», понимаешь, что именно этот фильм, снятый молодым, еще ничем себя не зарекомендовавшим дебютантом, стал вершиной его творчества. В «Ва-банке» удачно было все: точно найденный герой, скупая режиссура, юмор, который бил зрителя наотмашь, яркая атмосфера, созданная минимальными средствами. И, конечно, потрясающая история о том, что зло можно перехитрить. За это мы и любим «Ва-банк» — фильм, который стал безусловным шедевром польского жанрового кино.


Постер к фильму . Художник Анджей Понговский. 1981 год © Andrzej Pągowski / Studio Filmowe Kadr

Фильм , снятый режиссером Юлиушем Махульским в 1981 году, сразу после премьеры стал лидером польского проката. Это комедий­ная криминальная драма, действие которой разворачивается в Польше середины 1930-х годов. Главный герой фильма — знаменитый взломщик сейфов Хенрик Квинто — выходит из тюрьмы, куда он попал преда­тельства подель­ника Густава Крамера. Пока Квинто сидел в тюрьме, Крамер из финансового афериста превратился в банкира. Вместе со старым другом по прозвищу Датчанин и двумя новичками, Моксом и Нутой, Квинто удается провернуть элегантную аферу, в результате которой Крамера обвиняют в ограблении собственного банка.

Обладая острым сюжетом и прочими кинематографи­ческими достоинствами, представляет собой яркое описание межвоенной Польши — времени, которое безвоз­вратно кануло в прошлое с началом Второй мировой войны. По просьбе Arzamas журналист и специалист по истории Польши Станислав Кувалдин рассказал об этой короткой, но замечательной эпохе на примере фильма .

Время и место действия

Польша между двух войн

Периоду между 1918 и 1939 годом, который в историографии называется Польской Республикой, или межвоенной Польшей, вряд ли можно найти много аналогий в истории других стран.


Карта Польской Республики. 1927 годРассмотреть карту подробнее можно здесь. Polona Digital Library

До 1918 года Польши как отдельного независимого государства не суще­ство­вало уже больше 120 лет, а польский народ эти годы был частью трех соседних держав: Пруссии (позже Германской империи), Австрии (позже Австро-Венгрии) и России. Независимая Польша возродилась в результате краха трех империй после Первой мировой войны — в границах, не имевших отношения к старой польской государственности (когда ее восточная граница проходила по Днепру). В новое польское государство вошли западные части современной Украины (Восточная Галиция, а также часть входившей в состав Российской империи Волыни) и Беларуси (граница СССР и Польши проходила в несколь­ких десятках километров западнее Минска), а также часть современной Литвы с городом Вильно (нынешний Вильнюс).

В 1939 году началась Вторая мировая война. Когда по ее окончании Польша вновь появилась на картах мира, это было совсем другое государство. Побе­дители определили ему новые границы; после массового уничтожения нацистами евреев и перекройки территорий Польша стала государством с другим, фактически мононациональным населением; наконец, в ней стре­мительно начала насаждаться новая, коммунистическая идеология. Все это привело к тому, что межвоенный период в польском общественном сознании стал вызывать ностальгию и ассоциироваться с золотым веком.


Маршал Юзеф Пилсудский (справа на первом плане) и участники военного переворота. Варшава, 1926 год Wikimedia Commons

Вряд ли стоит идеализировать эти времена (как и любые другие). Межвоенная Польша, по меньшей мере с 1926 года, когда маршал Юзеф Пилсудский совер­шил военный переворот и стал фактическим руководителем страны, была авторитарным государством, пусть и с сохранением многих атрибутов демо­кратии. Ключевые политические вопросы решались узким кругом военных. В стране были непростые национальные отношения, особенно если говорить об украинском и еврейском вопросе, и в отдельных районах очень бедное крестьянство. Тем не менее межвоенная Польша оставила по себе довольно яркий след — во многом благодаря популярной культуре. Городская жизнь, особенно в Варшаве, била ключом, а эстрадные хиты и звезды многочисленных кабаре и музыкальных театров были известны не только в Польше, но и за ее пределами.

Варшава

Когда режиссер-дебютант Юлиуш Махульский в 1980 году приступал к съем­кам , одной из первых проблем, которые пришлось решать съемоч­ной группе, стал поиск натуры. Фильм, действие которого крепко привязано к межвоенной Варшаве, было невозможно снимать в польской столице, поскольку той, старой Варшавы фактически не существовало. В результате бомбардировок осени 1939 года, полного разрушения Варшав­ского гетто в , боев на улицах города во время Варшавского восстания в и сноса немцами кварталов капитулировавшего и эвакуированного города в конце 1944 и начале 1945 года было утрачено почти 85 % старой застройки на левом берегу Вислы (с учетом менее пострадавшего правобе­режного района Прага доля разрушений в городе оценивается в 65 %). В итоге фильм снимался в Лодзи — старом промышленном центре Польши, где имелась достаточно представительная застройка XIX и начала XX века, которая могла напоминать прежнюю Варшаву, а также в его окрестностях.



Дом 6 на улице Пирамовича

© Studio Filmowe Kadr

Дом 6 на улице Пирамовича

© Studio Filmowe Kadr

Дом 6 на улице Пирамовича

© Studio Filmowe Kadr

© Studio Filmowe Kadr

© Studio Filmowe Kadr

© Studio Filmowe Kadr

Места, где снимались знаковые сцены фильма, давно стали достопримечатель­ностями и описаны во многих путеводителях. Дом 6 на улице Пирамовича, где снималась сцена выступления циркачей и падения из окна Тадеуша Рыхлинь­ского, друга Квинто, имеет даже собственный сайт. Там он назван «домом из » — видимо, по мысли риелторов, это должно привлечь потенциальных квартиросъемщиков. Гостиница, в которой Квинто снимает номер, — это «Гранд-отель» Лодзи, историческое место, существующее с 1888 года.


Кадр из фильма «Ва-банк». Режиссер Юлиуш Махульский. 1981 годСцена у банка Крамера © Studio Filmowe Kadr

Здание, где, согласно фильму, располагался банк Густава Крамера, находится в городке Пётркув-Трыбунальский вблизи Лодзи, на углу улицы Серадзкой и площади Костюшки. А сцена, в которой Квинто показывает арестованному Крамеру «ухо от селедки», снята у входа в окружной суд Лодзи по адресу улица Домбровского, 5.




Сцена у окружного суда Лодзи

© Studio Filmowe Kadr

Сцена у окружного суда Лодзи

© Studio Filmowe Kadr

Сцена у окружного суда Лодзи

© Studio Filmowe Kadr

Довоенная Варшава в достаточно условна, но все же наполнена множеством примет городского быта, которые присутствовали в подлинной Варшаве и образовывали ткань жизни польской столицы. Криминальный фильм, разумеется, уделяет внимание теневым аспектам этой жизни.


Кадр из фильма «Ва-банк». Режиссер Юлиуш Махульский. 1981 год Сцена в тюрьме © Studio Filmowe Kadr

Прототип главного героя: история Шпицбрудки



Хотя — полностью выдуманная история, в Хенрике Квинто можно найти некоторые черты сходства с биографией одного из наиболее знаменитых преступников межвоенной Польши — взломщика Станислава Чихоцкого по прозвищу Шпицбрудка (szpicbródka — «остроконечная бородка, эспаньол­ка»). Чихоцкий считался королем взломщиков. Фигурант нескольких громких процессов об ограблении банков, на одном из них он был оправдан, будучи пойманным на месте преступления. Если учесть, что взломщики сейфов в силу тонкости своей профессии считались аристократией преступного мира, понятно, почему Шпицбрудка был настоящей легендой своего времени.

К годам, когда происходит действие , Чихоцкий, как и Квинто, — человек уже более чем зрелый. По разным данным, он родился между 1885 и 1890 годом. О его происхождении существует несколько версий. По одной из них, Чихоцкий родился на польско-украинском или поль­ско-белорусском пограничье, по другой — он был сыном богатого землевла­дельца из Царства Польского, но пошел по кривой дорожке. Однако наиболее вероятно, что будущий король взломщиков родился в Варшаве в семье бедного ремесленника из трущоб на улице Кача.

В это время преступный мир Царства Польского, входившего в состав Россий­ской империи, был интегрирован в общероссийскую криминальную среду. Банки и ювелирные магазины крупных экономических центров громадного государства предоставляли много возможностей для наживы. Польские специалисты по взлому касс еще с конца XIX века успешно гастро­лировали по стране, образуя общие предприятия с бандитами из других частей империи.

Согласно некоторым утверждениям, которые сложно проверить, Чихоцкий обучался навыкам своего ремесла в одесской школе взлома. Но главным его учителем был поляк Винцентий Броцкий. Одним из наиболее известных достижений, приписываемых Броцкому, было ограбление ризницы Ясногор­ского монастыря в Ченстохове, совершенное в 1909 году. Главным трофеем грабителей стало убранство одной из важнейших католических святынь Польши — Ченстоховской иконы Божией Матери. Громкое дело так и не было раскрыто, однако в ходе расследования Броцкий проходил одним из главных подозреваемых.


Фотография арестованного Станислава Чихоцкого по прозвищу Шпицбрудка. 1930 год Archiwum Akt Nowych / Wikimedia Commons

Сам Шпицбрудка многократно совершал кражи со взломом в разных городах Российской империи, в частности в Киеве и Одессе. Однако славу ему принесло ограбление Азиатского банка в Ростове, давшее миллионную добычу. Злоумыш­­лен­ники тогда совершили подкоп из заблаговременно открытой напротив банка кондитерской.

Варшавские, или польские, воры часто фигурировали в полицейских отчетах и криминальных сводках и стали именем нарицательным. Так начали называть любых взломщиков высокой квалификации. Им часто приписывали особенно удачные и хорошо подготовленные ограбления.

Шпицбрудка, как и Квинто в фильме, однажды был схвачен в результате преда­тельства одного из сообщников. Это произошло в 1921 году уже в неза­висимой Польше и стало одним из первых громких дел о попытке ограбления банка в новом государстве. Сдал Чихоцкого Валентий Сечка — один из работ­ников Кассы промышленников, которую Шпицбрудка собирался ограбить. Доле от добычи предатель предпочел вознаграждение от страховой компании. Правда, сделанный выбор едва ли позволил бы ему, как Густаву Крамеру в «, заняться собственным банковским бизнесом. Премия от страхов­щиков составила около трех тысяч марок, уже частично обесценившихся начавшейся инфляцией. При этом потенциальный куш составлял 15 миллионов.

Шпицбрудка и компания были взяты с поличным в хранилище, однако присту­пить к взлому сейфов не успели, так что на суде заявляли, что проникли в кассу лишь для предварительной оценки имеющейся там добычи, поэтому судить за ограбление их нельзя. Как бы там ни было, суд приговорил их к четырем годам тюрьмы.


Банкнота достоинством 100 злотых. 1934 год Wikimedia Commons

В 1929 году полиция на раннем этапе выявила подготовку к потенциальному ограблению века — целью грабителей был комбинат, где печатались польские злотые. Нанятые для подкопа рабочие получали 300 злотых за смену, что составляло месячный заработок рядового землекопа. Тоннель был оборудован электричеством и хорошо продуманной вентиляционной системой. Полиция, наблюдавшая за работами заранее, решила, что мозгом и кошель­ком столь сложной операции мог быть только Шпицбрудка, однако доказать это было невозможно: он не вступал в прямой контакт ни с кем из задейство­ванных на предварительных работах. В день, когда, по всем данным, должно было совершиться ограбление, работавшую в тоннеле банду задержали, однако при аресте главный рабочий и возможный связной Шпицбрудки оказался убит. Сам же Станислав Чихоцкий был схвачен слишком рано и уверенно заявлял на процессе, что оказался вблизи подкопа совершенно случайно. Его элегант­ная манера держать себя и разительное отличие от остальных прохо­дящих по делу подсудимых произвели впечатление — Чихоцкого оправдали.

Гораздо менее удачно закончилось другое дело Шпицбрудки, ставшее во многом прообразом ограбления в . В 1930 году Шпицбрудку обвинили в организации ограбления Польского банка. Одной из важных улик против него стала металлическая бляшка, которая должна была замкнуть систему сигнализации.

На Шпицбрудку в этот раз полиция вышла почти случайно. В это время в Варшаве расследовали крупное ограбление ювелирного магазина. Полиция накрыла одну из криминальных сходок в притоне на Панской. Среди прочих собравшихся был Шпицбрудка, при котором обнаружили странную метал­лическую бляшку. Одновременно у другого посетителя притона нашли подробную схему сигнализации.

Находки крайне заинтересовали следователей. Вскоре выяснилось, что схема идентична системам, установленным в отделениях Польского банка. Чуть позже в доме, примыкавшем к одному из них, была выявлена квартира, в которой стояли баллоны с ацетиленом для газовых горелок и прочее рабочее снаряжение, а также был замаскированный пролом в стене. Тогда вспомнили и о бляшке, найденной у Чихоцкого.

Как и в прошлых громких делах, Шпицбрудка оказался задержан до совер­ше­ния взлома. На этот раз он не стал надеяться на суд и бежал из следственной тюрьмы.


Польские беженцы в Иране. 1942 год © Imperial War Museums

В результате спустя три года Шпицбрудка все-таки угодил в тюрьму и начало Второй мировой войны встретил в застенке, в Белостоке. Покидая город, поль­ская армия и полиция выпустили заключенных — таким образом Чихоцкий оказался на свободе, а вскоре город заняла Красная армия. К 1942 году он сумел в качестве гражданского лица присоединиться к польской армии генерала Андерса Армия Андерса — армия, сформированная из польских военнопленных, заключенных и ссыльных в 1941 году на территории СССР для борьбы с Германией. Командовать армией был назначен выпущенный из Лубян­ской тюрьмы генерал Владислав Андерс. К лету 1942 года в результате невыполнения советской и польской стороной соглашений о формировании армии и привлечении ее частей к боевым действиям было решено вывести армию на территорию Ирана, а оттуда — в Ирак и Палестину. , эвакуировавшейся из СССР в Иран. Некоторые части армии Андерса в дальнейшем отправляли для пополнения войск союзников на разные фронты Второй мировой войны, в том числе в Африку. Как многие другие гражданские беженцы, он был отправлен в один из лагерей на территории Уганды, в то время британской колонии. Далее его след теряется.

Транспорт довоенной Варшавы


Кадр из фильма «Ва-банк». Режиссер Юлиуш Махульский. 1981 год Сцена с извозчиком © Studio Filmowe Kadr

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: