Юридическое лицо при отсутствии отчетности и банковских операций на счетах может признаваться

Обновлено: 07.05.2024

О выявлении конституционно-правового смысла ст. 21.1 см. Постановление КС РФ от 06.12.2011 N 26-П.

Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа

(см. текст в предыдущей редакции)

(введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 21.1

П. 1 - 4 ст. 21.1 во взаимосвязи с другими нормами признаны частично не соответствующими Конституции РФ (Постановление КС РФ от 02.12.2021 N 51-П). О правовом регулировании до внесения изменений см. п. 2 Постановления.

1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

4. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 12.11.2019 N 377-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Напомним, что компанию можно ликвидировать по инициативе налоговых органов как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Условия, при которых налоговики могут ликвидировать компанию

Налоговая инспекция, не прибегая к судебным тяжбам, может ликвидировать компанию при наличии одновременно условий, содержащихся в п.1 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

  • компания в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия налоговым органом решения о ликвидации, не представляла документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах,
  • компания не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету.

Рассматривая споры о незаконном исключении компании из ЕГРЮЛ, суды со ссылкой на Постановление КС РФ от 06.12.2011 г. № 26-П отмечают, что отсутствие движения денежных средств по расчетному счету компании и непредставление налоговой отчетности в течение 12 месяцев при наличии документальных доказательств, свидетельствующих о фактическом ведении организацией предпринимательской деятельности, осуществлении финансово-хозяйственных операций, не являются основаниями для исключения данной организации из ЕГРЮЛ (Постановление АС Центрального округа от 25.05.2016 г. №А54-2275/2015).

Важно!

При этом налоговики не имеют право только по одному из приведенных оснований ликвидировать фирму. И только при одновременном наличии указанных признаков налоговики вправе принять решение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ. При этом такая ликвидация является правом, а не обязанностью налоговиков.

Кроме того, компания может быть исключена из ЕГРЮЛ в следующих случаях:

  • невозможность ликвидации компании «обычным» способом вследствие отсутствия денежных средств на расходы, связанные с ликвидацией. И ликвидационные расходы нельзя возложить на учредителей либо участников компании;
  • наличия в ЕГРЮЛ сведений о их недостоверности (так называемая «черная метка»), в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Таким образом, непредставление нулевой отчетности при отсутствии в течение года операций по банковскому счету, теоретически влечет за собой возможность ликвидации фирмы налоговиками в принудительном порядке. Но на практике такие «брошенные» фирмы могут не исключаться из ЕГРЮЛ длительное время.

Процедура ликвидации

При ликвидации налоговики должны соблюсти процедуру ликвидации компании, предусмотренную в п.3 и п.4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ.

1 шаг. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (например, в журнале «Вестник государственной регистрации»). Срок публикации — в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Отметим, что в законодательстве не установлена обязанность налоговиков направлять компании уведомления о предстоящем исключении, а также уведомлять ее участников, кредиторов и иных лиц (если их интересы затрагиваются в связи с исключением недействующей компании из ЕГРЮЛ). Вместе с тем данную информацию заинтересованные участники могут найти в открытом доступе на сайте ФНС РФ.

Для этого в поисковые строки нужно ввести ОГРН или ИНН компании.

2 шаг. Одновременно с решением должны быть опубликованы (в этом же журнале) сведения о порядке и сроках направления заявлений от всех заинтересованных лиц (самой компанией и ее кредиторов, а также иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются). В журнале публикуется адрес, по которому могут быть направлены такие заявления. Срок направления заявления — не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении компании.

И если такое заявление в трехмесячный срок не направлено, то налоговая инспекция исключает недействующую компанию из ЕГРЮЛ (п.4 ст.21.1, п.7, п.8 ст.22 Закона № 129-ФЗ).

Если в установленный законом трехмесячный срок какие-либо заявления о невозможности исключения компании из ЕГРЮЛ в налоговый орган не поступили, то суды подтверждают правомерность принятия решения налогового органа о прекращении деятельности юридического лица (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 25.05.2016 г. №А32-18881/2015, Центрального округа от 06.05.2016 г. №А62-6758/2015, Уральского округа от 19.04.2016 г. №А60-30019/2015).

Исключение организации из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами (если их интересы затрагиваются в связи с исключением недействующей компании из ЕГРЮЛ). Срок обжалования — в течение года со дня, когда заинтересованные лица узнали либо должны были узнать о нарушении своих прав.

Путей обжалования два (ст.22, и ст.25.2 Закона № 129-ФЗ, письмо ФНС РФ от 28.03.2018 г. № СА-4-9/5832):

Может ли налоговая в одностороннем порядке закрыть недействующее ООО с нулевым балансом? Деятельность никогда не велась, контрагентов нет, счетов нет. ООО находится в стадии ликвидации. Что будет, если я прекращу подавать нулевые отчетности?

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда закрытие происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов.

В конце 2016 года в федеральные законы от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) и от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО) были внесены поправки. По большей части они вступили в силу с 28 июня 2017 г., а некоторые из них – с 1 сентября 2017 г. Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.

Содержание

В каких случаях юрлицо исключается из ЕГРЮЛ

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).

  1. При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В Законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
  2. При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла - ответ законодателя на постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру ликвидации юрлица?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появилась возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по ст. 119, 126 Налогового кодекса РФ, ст. 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем все бросать на самотек, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из ЕГРЮЛ, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Как происходит исключение юрлица из реестра?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 г. остановить запущенный механизм стало сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь, если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. А это значит - отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

С учетом ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" можно ли в каждом из двух вариантов:
1) в штатном расписании нет должности главного бухгалтера;
2) в штатном расписании есть должность главного бухгалтера, но она не занята (вакантная)) -
передать полномочия главного бухгалтера самозанятому на основании договора об оказании услуг по бухгалтерскому учету? Может ли самозанятый (бухгалтер), работающий на основании договора об оказании услуг по бухгалтерскому учету и по доверенности, подписывать за главного бухгалтера бухгалтерскую (финансовую) отчетность, налоговую отчетность, первичные и иные бухгалтерские документы? Как в этом случае будет выглядеть должность в реквизите подписи на документах?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация может заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с физическим лицом самозанятым.
Исполнителю по договору об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета могут быть переданы полномочия на подписание необходимых первичных документов, счетов-фактур, а также налоговой и бухгалтерской отчетности.

Обоснование позиции:
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). При этом руководитель экономического субъекта вправе заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
Исполнителем по такому договору может быть физическое или юридическое лицо.
Ни Закон N 402-ФЗ, ни Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (далее - Закон N 422-ФЗ), которым и установлен спецрежим "Налог на профессиональный доход" не запрещают бухгалтеру быть самозанятым. Однако осуществлять деятельность в таком статусе он может, только если не состоит в трудовых отношениях с лицом, которому оказывает услуги, а кроме того, соответствует требованиям, установленным ч. 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ (ч. 6 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
Таким образом, организация может заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с физическим лицом самозанятым.
Отметим, что в 2019 году ФНС и Роструд договорились о проведении совместных проверок работодателей, которые нанимают самозанятых граждан в качестве работников, оформляя их по гражданско-правовым договорам.
Основанием для привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства будет являться выявление признаков трудовых отношений (смотрите Информацию ФНС России от 26.11.2019, письмо Управления ФНС по Московской области от 27.07.2020 N 10-17/051757@).
Риск признания трудовых отношений с самозанятым лицом подпадает под критерии ст. 54.1 НК РФ, из которой следует, что основной целью любой сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не налоговая экономия. Иными словами, привлечение самозанятых лиц должно иметь веское экономическое обоснование и деловую цель такого сотрудничества.
Подчеркнем, что судебная практика по данному вопросу пока не сформирована, так как после принятия Закона N 422-ФЗ прошло недостаточно времени.
При этом ранее налоговые органы и суды усматривали признаки трудовых отношений, если, в частности:
- договор оказания услуг, заключенный с ИП, носит не разовый, а систематический характер (договор с физическим лицом заключается на календарный год или до окончания календарного года, по окончании календарного года или в начале года договор перезаключается в виде оформления идентичного или аналогичного договора);
- заключенный договор оказания услуг был направлен на обеспечение деятельности общества в соответствии с его основным видом деятельности, при этом в штате организации только один сотрудник (директор);
- привлеченное организацией по договору возмездного оказания услуг физическое лицо, имеющее статус ИП, на протяжении продолжительного периода времени ежедневно оказывает свои услуги, в течение полного рабочего дня (смотрите, к примеру, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27.10.2016 N Ф02-5659/2016 (определением ВС РФ от 27.02.2017 N 302-КГ17-382 было отказано в передаче кассационной жалобы организации для рассмотрения в СК по экономическим спорам ВС РФ).
К сожалению, найти арбитражную практику, а также официальные разъяснения по вопросу, когда организация заключала договор оказания услуг по ведению бухгалтерского учета при наличии в это время вакансии бухгалтера, нам не удалось.
По нашему мнению, заключение договора с самозанятым на время вакансии не должно вызвать вопросов со стороны контролирующих органов при условии, что организация будет осуществлять работу по поиску кандидатов на должность. Кроме того, ведение учета - как бухгалтерского, так и налогового - требует своевременности и непрерывности отражения совершаемых операций. В этой связи во избежание пропусков своевременного отражения фактов хозяйственной жизни в учете заключение договора с самозанятым в связи с открывшейся вакансией, на наш взгляд, оправдано.

Передача права подписи бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговой отчетности, первичных и иных бухгалтерских документов лицу, не являющемуся сотрудником организации

По общему правилу право подписи передается путем оформления доверенности (ст. 185 ГК РФ).
При этом ст. 185 ГК РФ не содержит запрета на передачу права подписи отчетности, первичных и иных документов лицам, не состоящим в трудовых отношениях с организацией. Не содержат такого запрета и иные нормативные правовые акты, регламентирующие составление и представление подобного рода документов.
В то же время нельзя не отметить, что передача права подписи документов для целей налогового и бухгалтерского учета имеет свои особенности.

Передача права подписи документов, предусмотренных НК РФ

Из пп. 6 п. 1 ст. 21, ст. 29 НК РФ следует, что налогоплательщик может выступать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, как лично, так и через представителя, действующего на основании доверенности. Представителем налогоплательщика по доверенности может быть физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 НК РФ).
Лица, которые не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика, перечислены в п. 2 ст. 29 НК РФ. К ним относятся должностные лица налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Правила НК РФ о представительстве, в том числе на основании доверенности, в правоотношениях, которые регулируются налоговым законодательством, распространяются и на плательщиков страховых взносов (п. 4 ст. 26 НК РФ)
Таким образом, право подписи (как руководителя, так и главного бухгалтера) налоговой отчетности, расчета по страховым взносам, а также документов, предусмотренных НК РФ (к примеру, счетов-фактур (п. 6 ст. 169 НК РФ)) может быть передано лицу, который не является работником организации (в рассматриваемой ситуации лицу, с которым будет заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета) на основании доверенности.

Передача права подписи бухгалтерской (финансовой) отчетности

Подписать бухгалтерскую (финансовую) отчетность должен либо непосредственно руководитель либо иное лицо, которому такие полномочия переданы на основании доверенности.
При этом бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть подписана только лицами, уполномоченными на это:
- законодательством РФ;
- или учредительными документами экономического субъекта;
- или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом. К таким лицам относится руководитель экономического субъекта (смотрите также Информацию Минфина России от 04.12.2012 N П3-10/2012, письмо ФНС России от 26.06.2013 N ЕД-4-3/11569@).
Таким образом, самозанятое лицо может подписать экземпляр бухгалтерской отчетности при условии передачи ему полномочий руководителя.

Передача права подписи первичных документов, регистров учета и иных документов

Первичные учетные документы подписывает лицо (лица), совершившее (совершившие) сделку, операцию и ответственное (ответственные) за ее оформление, либо лицо (лица), ответственное (ответственные) за оформление свершившегося события, с указанием их должности, фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (пп.пп. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Регистры бухгалтерского учета подписывает также лицо, ответственное за их ведение (пп.пп. 6, 7 ч. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
Таким образом, право подписи возникает у самозанятого лица, оказывающего услуги по ведению бухгалтерского учета, в случае, если договором будет предусмотрено оформление и ведение указанных документов непосредственно самозанятым.
Поскольку ведение бухгалтерского учета заключается в формировании документированной систематизированной информации об объектах учета, то перечень первичных документов, которые могут подписываться на основании договора на ведение бухгалтерского учета и доверенности, выданной на основании такого договора, ограничивается только теми документами, которые не порождают прав и обязанностей организации - заказчика услуг.
Так, доверенность, выданная сотруднику организации-исполнителя по договору на ведение бухгалтерского учета, не распространяется, в частности, на следующие документы:
- акты сверок с контрагентами (как документы, на основании которых может признаваться задолженность);
- кадровые документы;
- кассовые и банковские документы;
- доверенности на получение ценностей.
Право подписи указанных документов, на наш взгляд, может быть передано на основании отдельной доверенности.
Отдельно остановимся на передаче права подписи кассовых документов.
Согласно п. 4.2 Указания N 3210-У кассовые документы оформляются, в частности:
- главным бухгалтером;
- бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе, или физическим лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее - бухгалтер);
- руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).
Таким образом, правом ведения кассовых операций, а также подписания кассовых документов, по сути, может быть наделено любое уполномоченное на то лицо.
Следует отметить, что ни в Указании N 3210-У, ни в каких-либо других документах Банка России не разъясняется, кто вправе уполномочить работника юридического лица выполнять функции руководителя (вести кассовые операции, подписывать кассовые документы) и каким документом это должно оформляться. Законом N 402-ФЗ не разъяснен порядок проставления подписи и перечень должностных лиц, уполномоченных на подписание первичных документов.
Поэтому руководитель организации-заказчика может утвердить такой список (ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Отметим, что руководитель организации может передать часть своих полномочий (в частности, право подписи первичных документов) другому лицу.
В этой связи и с учетом всего сказанного выше полагаем, что в рассматриваемом случае руководитель организации-заказчика может возложить обязанности по подписанию кассовых документов на самозанятое лицо. При этом указание на поручение подписывать кассовые документы должно быть отдельно указано в договоре на ведение бухгалтерского учета.

Оформление подписи уполномоченного лица

В налоговой декларации, расчете при представлении их уполномоченным лицом указывается основание представительства:
- наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)) (п. 5 ст. 80 НК РФ).
Начиная с 2007 года в формах налоговых деклараций не требуется подписи главного бухгалтера. При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в представляемой декларации налогоплательщиком-организацией, на титульном листе ставится подпись руководителя организации либо уполномоченного им лица.
Отметим, что и в бухгалтерской отчетности также предусмотрена только подпись руководителя.
Поэтому для подписания самозанятым лицом налоговой и бухгалтерской отчетности такое лицо должно быть наделено правом подписи за руководителя организации.
Первичные учетные документы подписываются лицами (ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ):
- совершившими сделку, операцию и ответственными за правильность их оформления;
- ответственными за правильность оформления совершившегося события.
Закон N 402-ФЗ не содержит перечня должностей лиц, уполномоченных подписывать первичные документы. Исходя из ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. При этом формы первичных учетных документов утверждаются учетной политикой экономического субъекта (четвертый абзац п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Соответственно, если в формах первичных учетных документов организации предусмотрена подпись главного бухгалтера, то в этом случае по указанной строке достаточно проставить подпись самозанятого лица при условии передачи ему полномочий на подписание документов за главного бухгалтера, а также необходимо будет указать реквизиты доверенности.
Если в реквизите подписи формы первичного документа не указана должность лица, обязанного подписывать документ, то в этом случае самозанятое лицо, расписываясь в таком документе, должно указать должность, которая указана в доверенности, исполнение полномочий которых возложено на это лицо.
В отношении счетов-фактур отметим, что налоговым законодательством предусмотрена возможность подписания счета-фактуры не только руководителем и главным бухгалтером организации, но и иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ).
В строках "Руководитель организации или иное уполномоченное лицо" и "Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо" достаточно проставить подписи уполномоченных лиц и указать их фамилии и инициалы. Возможно также указание дополнительных реквизитов (сведений), в том числе реквизитов доверенности.

22 декабря 2020 г.


Банковская тайна - это информация об операциях, счетах и вкладах

Банковской тайне (БТ) посвящены:

  • ст. 26 закона о банковской деятельности от 02.12.1990 № 395-1;
  • ст. 857 ГК РФ;
  • федеральные законы, в которых отражена специфика законного представления относящихся к БТ сведений.

Все служащие кредитных организаций обязаны держать в тайне (ст. 26 закона 395-1):

  • информацию об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов;
  • иные сведения, установленные этой кредитной компанией (если это не противоречит федеральному закону).

Законом 395-1 определен открытый список попадающей в разряд БТ информации, а в ст. 857 ГК РФ перечень подобного рода сведений ограничивается тремя группами, включающими:

  • расшифровку операций по счету;
  • данные о банковском счете и вкладе;
  • сведения о клиенте.

О характере и особенностях составляющих БТ сведений расскажем в следующем разделе.

Когда и на основании чего информация переходит в разряд конфиденциальной, см. в материалах:

Какие сведения включает в себя банковская тайна?

Среди особенностей относимой к БТ информации можно назвать следующие:

  • сведения должны быть получены банком в процессе осуществления им банковского обслуживания своих клиентов;
  • обязанность по сохранности и неразглашении БТ возлагается на банк как одно из установленных законом условий договора банковского счета (п.1 ст.432 ГК РФ);
  • объем подпадающих под режим БТ сведений определяется не только федеральными законами и ГК РФ, но и самим банком.

В разряд БТ могут попасть такие данные:

  • о счете или вкладе (реквизиты, тип, сумма на счете и др.);
  • о клиенте (банковские реквизиты юрлица, паспортные данные физлиц);
  • об условиях кредитных договоров (условия получения и погашения кредита, проценты и иные нюансы);
  • о собственности и уровне доходов клиентов;
  • иные сведения (гражданство и дата рождения физлица, его IP-адрес и др.).

О документе, содержащем сведения о доходе физлиц, расскажет материал «Справка о заработной плате - образец и бланк в 2017 году».

Иные сведения о клиенте: что к ним относится и нуждаются ли они в охране

Банки вправе запрашивать у своих клиентов информацию по внутреннему банковскому перечню. В их состав могут попасть:

  • сведения о присутствии или отсутствии юрлица по месту регистрации;
  • данные о лицах, действующих от имени юрлица без доверенности;
  • номера контактных телефонов, электронных адресов, адреса сайта;
  • цель установления деловых отношений с банком (осуществление операций в рублях или валюте, размещение денег в депозиты, кредитование, операции с ценными бумагами и др.);
  • цель финансово-хозяйственной деятельности клиента;
  • финансовое положение клиента;
  • деловая репутация клиента;
  • состав высшего органа управления;
  • информация о коллегиальном органе управления клиента;
  • сведения о величине уставного капитала (в том числе оплаченного);
  • данные о бенефициарных владельцах;
  • сведения о наличии лицензий.

Часть данных о клиенте изначально находится в открытом доступе. Например, размер уставного капитала или список лиц, действующих от имени юрлица без доверенности — эта информация размещена на сайте ФНС (сведения из ЕГРЮЛ). Такая информация не может составлять БТ.

Тайна банковского счета и банковского вклада в России

Банковский вклад — это переданная банку денежная сумма с целью получения владельцем дополнительного дохода. Банковский вклад является для россиян доступным инвестиционным инструментом.

Узнайте подробности о видах инвестиций, их характеристике и нюансах учета в материалах:

С помощью такого вклада можно решить сразу несколько задач:

  • приумножить сбережения;
  • защитить их от инфляции;
  • обеспечить сохранность денежных средств от посягательств на них третьих лиц;
  • избежать ненужных трат и сэкономить часть средств (благодаря их временной недоступности по условиям вклада).

Размещая свои деньги в банке, клиент рассчитывает на сохранение без утечек данных о вкладе. Их разглашение фактически означает для кредитного учреждения потерю клиента, а возможно и иные негативные последствия (лишение лицензии, вероятность уголовного наказания).

Доступ к информации о вкладе может происходить только:

  • по требованию вкладчика;
  • в силу закона.

Такие условия определены в Гражданском кодексе — подробнее в следующем разделе.

Кому доступны составляющие банковскую тайну сведения и нюансы ее представления?

Посвященная БТ ст. 857 ГК РФ определяет, что:

  • тайна банковского счета и банковского вклада, а также неразглашение информации об операциях по счету и сведений о клиенте гарантируется банком;
  • составляющие банковскую тайну сведения могут быть сообщены:
    • самим владельцам счета (клиентам);
    • бюро кредитных историй;
    • по запросам государственных органов (в случаях, установленных в ст. 26 закона о банках).

    В размещенной ниже таблице перечислены:

    • основные получатели секретных банковских сведений;
    • особенности получения ими данной информации;
    • ссылки на соответствующие кодексы и законы.

    Государственный орган — получатель сведений

    Нормативный акт — основание

    Условия предоставления информации

    Закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем от 07.08.2001 № 115-ФЗ

    • Самостоятельно кредитным учреждением: если совершаемая клиентом операция вызывает подозрение у банка или относится к подлежащим обязательному контролю операциям (ст. 6–7 закона 115-ФЗ).
    • По запросу Росфинмониторинга (подп. 5 п. 1 ст. 7 закона 115-ФЗ)

    Гражданский кодекс РФ

    • уведомлять налоговиков об открытии и закрытии счетов фирм и ИП (п. 1 ст. 86 НК РФ);
    • сообщить об остатке денежных средств по счетам, операции по которым приостановлены (п. 5 ст. 76 ГК РФ);
    • предоставить информацию об операциях по счетам по запросам налоговых органов (п. 2 ст. 86 НК РФ)

    Закон о банках 395-1 (абз. 3 ст. 26)

    ОВД запрашивает у банков справки по операциям и счетам юрлиц и ИП в процессе выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений

    С письменного разрешения старшего пристава банк обязан представить справки и объяснения в объеме, необходимом для выполнения своих функций

    Таможенный кодекс ТС (ст. 136)

    С целью проведения таможенного контроля запрашиваются справки об операциях отдельных лиц

    Органы предварительного следствия

    Закон 395-1 (абз. 2 ст. 26)

    • Банковская тайна раскрывается с согласия руководителя следственного органа только по находящимся в производстве делам.
    • Оригиналы банковских документов изымаются по решению суда (п. 3 ст. 183, подп. 7 п. 2 ст. 29 УПК РФ)

    Закон «О счетной палате РФ» от 11.01.1995 № 4-ФЗ (ст. 13)

    Счетная палата при проведении проверок запрашивает у банков документальное подтверждение операций и состояние счетов проверяемых объектов

    Является ли разглашение банковской тайны уголовно наказуемым деянием?

    Разглашение сведений, составляющих БТ, — это ситуация, способная для кредитной организации повлечь негативные последствия в виде:

    • финансовых потерь;
    • высокой вероятности наступления предусмотренной законом ответственности;
    • репутационных рисков.

    Среди основных причин нарушения БТ можно назвать:

    • злонамеренные действия ответственных лиц (продажу информации третьим лицам сотрудниками банков и т. д.);
    • умышленный взлом электронных банковских баз данных;
    • недостатки в работе банковских систем безопасности информации;
    • иные способы (инсайд, интернет-парсинг и др.).

    Вне зависимости от причины утечки секретной банковской информации может наступить ответственность:

    • гражданско-правовая (п. 3 ст. 857 ГК РФ);
    • административная (п. 2 ст. 15.26, ст. 13.14 КоАП РФ);
    • уголовная (ч. 2, 3, 4 ст. 83 УК РФ).

    Таким образом, при разглашении составляющих банковскую тайну сведений помимо ухудшения репутации банка его сотрудники могут попасть в том числе и под уголовную ответственность.

    Как обеспечить сохранность банковской информации?

    Перечисленных в предыдущем разделе наказаний можно избежать с помощью проводимых банком спецмероприятий — они должны быть направлены на обеспечение безопасности всех видов ресурсов банка:

    • информационных;
    • финансовых;
    • материальных;
    • кадровых.

    Среди них можно назвать следующие:

    • охранные (охрана помещений, спецхранилищ и др.);
    • контрольные (входной контроль за доступом в помещения банка, кадровый отбор профессионально подготовленных и надежных банковских сотрудников);
    • защитные (создание безупречной системы информационной защиты);
    • иные спецмероприятия.

    О мероприятиях специального назначения расскажут материалы нашего сайта:

    Защита банковской информации достигается путем:

    • построения эффективной архитектуры банковских сетей (формирования изолированных операционных сетей и сетей с доступом в интернет);
    • применения специализированного программного обеспечения и технических средств защиты (антивирусных программ, эшелонированной мультивендорной защиты интернет-шлюзов и почтовых систем);
    • организации надежной связи с подразделениями (посредством выделенных каналов связи и шифрования данных);
    • применения мощных средств аутентификации и контроля (например, с помощью 2-факторной аутентификации);
    • использования иных способов защиты.

    Важнейшими элементами безопасности банковской информации является также:

    • выстраивание алгоритмов контроля и событий в системе работы с информацией и ее защиты;
    • организация своевременного обнаружения нарушений и выявления возможных каналов утечки информации.

    Защита банковской информации требует многоуровневого комплексного подхода и существенных материальных вложений.

    Итоги

    Сохранность банковской информации гарантируется законом. Среди основных сведений, не допустимых к разглашению, можно назвать информацию об операциях, счетах и вкладах клиентов, а также иных предоставленных банку их личных данных.

    Разглашение или утечка банковских сведений наносит удар по репутации банка, а допустившие утечку сотрудники могут быть наказаны по УК РФ.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: