Как моисей вывел евреев из египта карта

Обновлено: 03.05.2024

История об исходе евреев из Египта под предводительством пророка Моисея известна практически каждому человеку, даже неверующему. В последнее время, с развитием археологии многие православные богословы ставят под сомнение некоторые элементы этой истории.

Так, например, завкафедрой библеистики Санкт-Петербургского университета Анатолий Алексеев в докладе «Археология и библейский текст» на богословской конференции Современная библеистика и предание Церкви, сомнения в том, что из Египта вышло 600 000 пеших мужчин.

При этом сам факт исхода евреев из Египта богослов не ставит под сомнение.

Исход евреев из Египта — это библейское предание, описанное в Ветхом Завете в книге Исход

Исход (иврит Yetsi’at Mitzrayim) в переводе с древнееврейского означает «выход из Египта». Это библейское предание о порабощении евреев или израильтян в Египте.

В его рамках также рассказывается об их массовом выходе из страны по воле Бога под руководством пророка Моисея.

Кроме того, предание также рассказывает о явлении им Бога у горы Синай, заключении завета (договора) между Богом и избранным народом, а так же о том, как евреи скитались до начала завоевания ими Ханаана.

Предание изложено в Библии, в Пятикнижии, в основном в Книге Исход, главы 1 — 15. Как светские, так и религиозные исследователи до сих пор спорят о степени историчности событий исхода, возможной дате, обстоятельствах и интерпретации эпизодов предания которые повествует Ветхий Завет.

При этом Великий Исход евреев из Египта — это фундамент иудаизма. В христианстве это также весьма важный сюжет, оказавший влияние на теологию некоторых движений, например протестантизма.

Израильтяне поселились в Египте из-за голода

Библейская история исхода еврейского народа из Египта начинается с того, что пастушеский род Иакова-Израиля, спасаясь от голода, поразившего Ханаан, покидает эту землю и переселяется жить в плодородный Египет.

Беглецы поселились здесь в земле Гесем (ныне Тумилат) (Быт. 46:6). Сын Иакова Иосиф Прекрасный благодаря своим способностям стал советником фараона и породнился с представителями местно аристократии.

Библия говорит о том, что израильтяне жили в Египте в течение 430 лет (Исх. 12:40). Кроме того, Священное Писание также повествует о том, что за это время численность еврейского народа в Египте весьма возросла (Исх. 12:40).

В результате израильтян стал в Египте больше самих египтян. После смерти старого фараона и восхождения на престол нового, не знавшего Иосифа, начались гонения на них.

Дело в том, что новый правитель испугался возможности военного столкновения и отправил сынов израилевых на тяжелые работы, стараясь таким способом уменьшить их численность (Исх. 1:10-11).

Для того чтобы спасти младенца от убийства, его мать Иохаведа положила трёхмесячного сына в просмолённую корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Дочь фараона пошла на реку купаться, увидела плывущую корзину и взяла его в свой дом.

Иохаведа позже поступила к ней на службу и стала кормилицей своего собственного сына. Моисей рос и воспитывался при дворе фараона, но однажды вышел к израильтянам и убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал его соплеменника.

В результате Моисею пришлось бежать из Египта и поселиться в земле мадианитян.

Бог явился Моисею и повелел ему вывести израильтян из рабства

Предание об исходе Евреев из Египта говорит о том, что живя среди мадианитян Моисей женился на дочери мадианского священника и пас скот своего тестя. Однажды он отправился пасти стадо у горы, ему явился Господь в горящем, но несгорающем кустарнике (неопалимая купина).

Бог повелел Моисею вернуться в Египет и вывести из рабства израильтян для переселения их в Ханаан (землю обетованную), что обещалось их праотцам.


Неопалимая купина. Бурдон, Себастьян. 1616 — 1671 годы. Когда пророку Моисею исполнилось 80 лет ему в горящем и несгорающем куте (неопалимая купина) явился Господь и повелел ему вернуться в Израиль для того, чтобы вывести из него евреев

Произошло это, когда Моисею исполнилось 80 лет. Вернувшись в Египет, пророк потребовал у фараона отпустить израильтян от Египта. Правитель отказа ему в этом, тогда Бог наслал на Египет десять бедствий или же Десять казней египетских.

Первые девять казней на фараона не оказали должного воздействия, но когда после десятой умерли все перворожденные дети египтян и перворожденный скот, фараон разрешил израильтянам покинуть Египет.

Священное Писание говорит о том, что все десять казней израильтян не затронули, при этом во время последней казни дома евреев отметили кровью жертвенного агнца, поэтому ангел смерти их миновал.

Узнав о бегстве евреев из страны, фараон изменил своё мнение, собрал армию и во главе её бросился в погоню за израильтянами, надеясь вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у Красного (Чермного) моря (ивр.: Ям Суф — «Море камышей»).

Священное Писание говорит о том, что по воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян, которые попытались преследовать их. (Исх. 14:28).

Израильтяне за свое неверие 40 лет скитались по пустыне

После того, как закончился переход через Красное море, начался переход израильтян по пустыне. Странствовали они недолго, так как через три месяца достигли горы Синай (Исх. 19:11). Здесь евреям явился Бог в неопалимой купине, а пророк Моисей получил от него десять заповедей.

Кроме того, у горы Синай заключен завет (договор) между Богом и израильским народом. В этом же месте по Его воле соорудили Скинию (походный Храм), а мужчин из колена Левия назначили священниками, первосвященником же стал Аарон.

У горы Синай израильтяне жили год, и течение этого времени Моисей провел их перепись (Чис. 1:46). Согласно ей среди израильтян насчитывалось 603 550 способных воевать мужчин.

От горы Синай они отправились в Ханаан, обещанную Богом «обетованную землю». Шли евреи через пустыню Фаран. У границ Ханаана израильтяне остановились и отправили туда 12 разведчиков.

Из двенадцати разведчиков назад вернулись десять и они высказали сомнения о том, что израильский народ сможет завоевать Ханаан. Дальше уже все израильтяне стали сомневаться в том, что Бог сможет обеспечить победу над хананеянами и начали роптать.

За это Бог наказал их и заставил 40 лет скитаться по пустыне. Пока Моисей сорок лет водил евреев по пустыне, умерли все, кто был на этот момент старше 20 лет.

Таким образом, все усомнившиеся за это времени умерли, а оставшиеся верили в то, что Бог поможет им завоевать обетованную землю. По прошествии установленного Богом срока израильтяне обошли с востока Моав (историческая область в западной Иордании), они разбили в битве амореев (амаликитян).

После этого у горы Нево они вышли к берегу реки Иордан и многолетние изгнание евреев и их египетских плен окончился.

Пророк Моисей при этом не вошёл в «землю обетованную» так как во время скитаний по пустыне со своим народом ослушался воли Бога. Он только назначил своим преемником Иисуса Наивна и смог с возвышенности посмотреть на неё.

Библия описывает 42 остановки израильтян по пути из Египта в Ханаан

Моисей ходил по пустыне со своим народом 40 лет. В Библии описывается 42 локации, которые были посещены евреями во время исхода из египетского плена под предводительством Моисея.

Все станы сынов Израилевых описаны в 33 главе книги Чисел. Информацию о них можно также найти в книге Исход и во Второзаконии.

Исследователи, придерживающиеся документальной гипотезы, говорят о том, что первоначально список мест, посещенных при исходе евреев из Египта, не входил в оригинальный текст Пятикнижия, и он добавлен позже.

В любом случае евреи долгое время скитались по пустыне, пока добрались до территории Синайского полуострова. Бог помогал им в скитаниях, посылая в качестве пищи манну небесную.

В наше время существуют разногласия между теологами и историками на тему, каким был путь Моисея из Египта в Ханаан. При этом все-таки существуют примерные карты исхода.

Кроме того, до сих пор ведутся многочисленные исследования, в которых ученые, толкуя текст Библии, пытаются реконструировать тот маршрут, по которому Моисей вывел евреев из Египта.

Существует несколько точек зрения, историчен ли исход израильтян из Египта

Исход евреев из Египта ранее воспринимался всеми как документально точное описание. Эта точка зрения господствовала как в науке, так и в богословии вплоть до ХХ века. В наше время историчность исхода подвергается сомнению. Сейчас существует несколько точек зрения на события исхода.

Видеоролик: Беседы с батюшкой. Книга Исход. Что она для нас значит? Эфир от 29 сентября 2016 года. На 7 минуте 44 секунде автор говорит, что западные ученые заблуждаются, указывая на анахронизмы и делая на основании этого вывод о том, что события исхода не было.

Среди наиболее популярных точек зрения на историчность исхода израильтян из Египта можно назвать следующие:


Точка зрения школы Библейской археологии. Она заключается в том, что историческое событие исхода имело место, и оно соответствует реальной истории, но эти события претерпели поэтическое переосмысление в Библии

Точка зрения большинства западных ученых-библеистов. Этот подход подразумевает признание событий исхода в качестве имеющих место быть. При этом говориться о том, что их масштаб был значительно меньший и основой библейского предания стал народный эпос, в который переродилась реальная история бегства евреев из Египта.

В качестве примера этому приводиться факт того, что отсутствует историческое подтверждение потери Египтом в этот период населения в таком количестве, о котором говорит Библия.

Мифологическая точка зрения.

Например, они говорят о том, что в том месте, где Моисей переходил море до сих пор не обнаружено никоих следов этому.

Точка зрения библейского ревизионизма. Она заключается в том, что её сторонники говорят о выдуманности предания исхода евреев из Египта.

При этом указывают на то, что непонятно сколько евреев вышло из страны, кто вывел их из Египта (говориться о том, что Моисей — это собирательное имя нескольких израильских вождей), сколько лет водил Моисей евреев по пустыне и почему, и т.д.

При этом признаётся тот факт, что предание об исходе имеет историческое значения.

Дата исхода евреев из Египта под вопросом

В наше время подвергается сомнению и датировка Великого Исхода. Дело в том, что в Библии дату исхода автор предания не указал. Это породило множество версий о том, когда Моисей вывел сынов Израилевых из Египта.

Большинство версий при этом охватывают период между 2100 и 1050 годами до н. э. Также события Исхода связывают с периодом правления египетского фараона Рамсеса ii, хотя достоверно неизвестно при каком фараоне Моисей отправился со своими соплеменниками в столь длительный поход.

Богословы предпринимали многочисленные попытки вывести год и время исхода из текста Библии. Для этого использовалась Третья Книга Царств, глава 6.

В ней указанно, что Соломон начал строит храм Господу в Иерусалиме в 480 году по исходу израильтян из Египта. Таким образом, делается вывод о том, что время исхода — 1446 год.

Этот подход критикуют, так как число 480 имеет символический смысл, его рассматривают как результат умножения символичного для всего Пятикнижия Моисеева числа 40 на 12 — количество колен Израиля. Более того, если обратится к хронологии Библейской Книги Судей, то эта датировка не подтвердится.

При этом стоит отметить, что часть современных исследователей и некоторые западные богословы вообще считают легенда о Великом исходе евреев из Египта придумана некоторыми иудейскими священниками в 5—4 веках до н. э.

Исосиф Флавий — это признанный авторитет в сфере истории еврейского народа. Он отождествляет народ Израиля с гиксосами, которые воевали с египтянами, были разбиты и попали в плен.

Что же касается современного взгляда на эту проблему, то существую разные датировки. Так Эммануэль Анати считает, что исход евреев имел место около 2100 года до н. э. Такой авторитет в сфере истории еврейского народа как Иосиф Флавий говорил о том, что исход евреев из Египта был между 1700 и 1800 годами до н. э.

При этом он отождествляет народ Израиля и гиксосами. Археологи же говорят о том, что доподлинно известно, что этнос израильтян уже существовал в Ханаане около 1210 года до н. э., так как обнаружена Стела Мернептаха или Израильская стела, на которой имеется надпись «I.si.ri.ar» или «Isirial», что толкуется учёными как «Израиль».

Исход евреев из Египта является одним из ключевых событий Библии. Моисей вывел свой народ и направился в Землю обетованную, которая находилась в 350 км от Египта. Этот путь занял бы несколько месяцев, тогда почему Моисей водил евреев 40 лет по пустыне?

Исходу евреев из Египта и последующей их жизни посвящены 4 ветхозаветные книги: Исход, Числа, Левит, Второзаконие. Но подробнее их жизнь описана в первых двух.

После того как Моисей освободил евреев из египетского плена и оставил позади египетское войско, утонувшее в море, он с народом направился в землю Рефидим, где евреи столкнулись с войсками семитского кочевника Амалека.

После победы Моисей повел народ на гору Синай, где получил от бога Яхве заповеди. Спустившись с горы, Моисей увидел, что часть евреев поклоняются золотому тельцу, за это Моисей велел истребить их.

Затем Моисей отправился с оставшимся народом в пустыню Фаран, которая находилась рядом с Землей обетованной, которую Яхве заповедовал освободившемуся израильскому народу, если те будут покорны ему. Но евреи оказались непокорными.

Остановившись в пустыне Фаран, Моисей отправил 12 разведчиков в Ханаан, страну, которая распростерлось на Земле обетованной. Там жили многие народы, с которыми в будущем расправится народ Моисея. 12 разведчиков были отобраны из каждого израильского колена. Среди них были Иисус Навин из колена Ефрема и Халев из колена Иуды.

Через 40 дней разведчики вернулись и сказали, что видели в землях Ханаана плодородные почвы и вкусные плоды, но там живут сильные народы за высокими стенами городов, также среди них были великаны-исполины. Халев говорил, что пора завоевать эти земли, но остальные разведчики, за исключением Иисуса Навина, засомневались в его словах, сказав, что они не смогут одолеть исполинов и захватить их города.

Евреи испугались, стали роптать на Моисея и его брата Аарона, даже предложили вернуться в Египет. Бог услышал ропот евреев и разозлился на них, потому что они до сих пор не уверовали в его силу и безграничные возможности.

Поэтому Бог велел Моисею, чтобы никто из его народа старше 20 лет на момент наказания не смог посетить Землю обетованную, за исключением Халева и Иисуса Навина. Также он сказал, что их дети будут скитаться 40 лет в пустыне, пока наибольшая часть освободившихся из плена не умрет в пустыне.

Таким образом, евреи, добираясь до Земли обетованной около года с учетом остановок, дошли до ее границ, но испугались захватить ее, ведь там уже жили другие народы. Евреи хотели получить земли без каких-либо усилий, но Яхве пожелал, чтобы они поборолись за свое царство.

Еврейский народ, живший в плену всю свою жизнь, не решился на риск, усомнился в уверенности Моисея и Бога. Сорокалетнее пребывание евреев в пустыне было божественным наказанием за непокорность и непослушание евреев.

Возможно, бог Яхве хотел обновить еврейский народ, вырастить новое поколение, которое было бы свободным от опыта пребывания в египетском плену. Только спустя 40 лет обновленный еврейский народ под предводительством Иисуса Навина, который стал преемником Моисея, завоевал Землю обетованную. Моисей же тоже был наказан Богом, он умер в возрасте 120 лет на границе обещанной Яхве земли.

Исход евреев из Египта – библейское предание, описанное в Ветхом Завете в книге Исход. Исход евреев – одно из наиболее широко освещенных в Библии событий, что, тем не менее, не приводит к единогласному мнению исследователей Библии о достоверности данных событий.

Предание о том, как Моисей выводит евреев из Египта, в христианстве оказало особое влияние на теологию отдельных движений. К примеру, протестанты, спасаясь от преследований, часто искали в предании моральную поддержку, католики использовали исход евреев как прообраз поиска политической свободы.

Предыстория исхода евреев из Египта.

Род Израиля переселился в Египет из-за голода, который царил в Ханаане. Согласно Ветхому Завету, евреи жили в Египте на протяжение более 400 лет. За это время значительно возросла их численность. В книге Исход говорится:

…сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. (Книга Исход, глава 1)

На трон взошел новый фараон, который боялся, что народ Израильский со временем может покорить местное население, а потому отправил евреев на изнурительные работы, чтобы сократить их численность. Следующая мера, которую предпринял фараон, — убийство еврейских мальчиков. Он приказал повивальным бабкам убивать всякого мальчика, рождавшегося в еврейской семье, однако женщины были богобоязненны и не исполняли жестокого приказа фараона. Тогда фараон просто приказал топить мальчиков.

В это время родился Моисей, которому предначертано было вывести народ Израиля из египетского плена. Мать Моисея, чтобы спасти сына, положила его в корзинку и отправила по течению реки. Моисея нашла дочь фараона и взяла во дворец.

Моисей рос в доме фараона. Однажды он увидел, как египетский надсмотрщик жестко обращается с одним из евреев на каторжных работах. Моисей вступился за бедолагу и убил надсмотрщика. Фараон приказал убить Моисея за этот поступок, однако тот успел сбежать в землю Мадиамскую, где женился на дочери местного священника.

Спустя некоторое время Моисею явился Господь в горящем кустарнике и приказал ему вернуться в Египет и вывести евреев из египетского плена в землю обетованную. Моисей возвращается в Египет и предстает перед фараоном, требуя отпустить народ Израиля. Фараон отказывается и тогда бог насылает на страну Десять казней египетских. Подробней о 10 казнях Вы можете прочесть в этой статье или, непосредственно в главах Библии (Книга Исход, главы 7 — 12).

Переход через Красное море

После данного события евреи покинули Египет. Судя по всему, их было не менее 600 тысяч мужчин, и по-видимому не менее полутора миллиона в целом. Фараон погнался за евреями, однако господь помог своему народу и воды моря расступились, дав пройти Моисею и Его народу, когда же народ Израиля прошел – воды снова сомкнулись и привели к гибели армии фараона, следовавшей по пятам за евреями.

… И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря. (Исход, глава 14)

После перехода через Красное море, Израильтяне еще больше уверовали в Господа и в пророка его Моисея. Они воспели хвалебную песнь Господу – Исход, глава 15.

Переход через красное море

Странствия евреев по пустыне под предводительством Моисея.

Через три месяца после исхода из Египта, Моисей привел евреев к горе Синай. Здесь Богоизбранный народ стал свидетелем явления Господа. Здесь, на горе Синай, Бог перезаключил Завет со Своим народом и дал ему 10 заповедей и большое количество законов, описанных в главах 21 – 24 Книги Исход. Законы эти призваны были регулировать повседневные отношения евреев.

бог дает моисею заповеди

Евреи оставались жить у горы Синай в течение года. За это время здесь был построен походный храм (скиния), были назначены священники из левитов. Первосвященником стал Аарон. Здесь же была первая перепись евреев, согласно которой среди них было более 603 тысяч здоровых мужчин, которые способны воевать.

Исход евреев из Египта – станы Исхода.

Известно, что исход евреев из Египта длился долгие 40 лет. Причиной тому стало то, что народ до конца не поверил в силу Господа. Когда, уйдя с горы Синай, народ Израиля пересек пустыню Фаран и подошел к границе Ханнаана, то евреи усомнились в том, что Господь поможет им одолеть хананеев. За это Бог обрек их на сорокалетнее скитание по пустыне, за время которого умер каждый, кто был в плену в Египте. Когда евреи вышли к Иордану, это было уже новое поколение.

В Библии описывается 42 локации, которые были посещены евреями во время исхода из египетского плена под предводительством Моисея. Станы сынов Израилевых описаны в 33 главе книги Числа. Много данных есть также в книге Исход и во Второзаконии.

Если верить документальной гипотезе, список мест, посещенных при исходе евреев из Египта не входил в оригинальный текст Пятикнижия и был добавлен позже.

Путь евреев был нелегким, однако господь помогал им не умереть от голода и жажды, посылая им манну небесную.

Карта исхода евреев из Египта.

Не смотря на некоторое разногласия между теологами и историками, на сегодняшний день существуют примерные карты исхода. Более того, до сих пор ведутся многочисленные исследования, в которых ученые, толкую текст Библии, пытаются реконструировать маршрут, по которому Моисей вывел евреев из Египта.

Исход евреев из египта

Сорок лет спустя ухода их Египта, израильтяне обогнули Моав, разбили амореев и вышли к берегу реки Иордан недалеко от горы Нево. Здесь Моисей умер, назначив своим преемником Иисуса Навина.

Историчность Исхода Евреев.

Ранее библейское повествование о том, как Моисей вывел евреев из Египта, воспринималось как документально точное описание. Подобная точка зрения была основной до начала ХХ века. На сегодняшний день существует несколько точек зрения на историчность исхода евреев, описанного в Ветхом Завете.

  • События исхода вполне достоверны и соответствуют реальной истории, хотя и претерпели поэтическое переосмысление в Библии (точка зрения школы Библейской археологии).
  • События исхода имели место быть, однако имели меньший масштаб и со временем, переродившись в народный эпос, для которого характерно преувеличение и возвеличивание, стали основой библейского предания об исходе (точка зрения многих западных ученых-библеистов).
  • События исхода – миф, то есть исключительно народное творчество, не имеющее под собой исторических оснований.
  • Предание об исходе евреев – вымышленное и имеет исключительно имеет богословское значение. Придумано оно было в 5—4 веках до н. э в среде израильских священников (точка зрения библейского ревизионизма).

Год исхода евреев из Египта.

Многие интересуются, когда Моисей вывел евреев из Египта, какой год считается годом Исхода. В Библии не указано время исхода, что, конечно, породило множество версий, касательно возможного года, когда Моисей вывел народ Израиля из Египта. Большинство версий охватывают период между 2100 и 1050 годами до н. э.

Предпринимались многочисленные попытки вывести год исхода из текста Библии. Если отталкиваться от текста Третьей Книги Царств:

В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. (Третья книга царств, глава 6),

то можно сделать вывод, что год исхода – 1446 год. Однако эта дата часто подвергается критике, ввиду того, что число 480 весьма символично, его рассматривают как результат умножения символичного для всего Пятикнижия Моисеева числа 40 на 12 – количество колен Израиля. Более того, если обратится к хронологии Библейской Книги Судей, то дата не подтвердится.

Рассмотрим еще несколько версий датировки исхода, не основанных на тексте Библии:

Эммануэль Анати считает, что исход евреев имел место быть около 2100 года до н. э. Он отождествляет гору Синай с горой Хар-Карком, где существовал храм (скиния) и осуществлялась культовая практика именно в это время. Позже гора Хар-Карком была покинута. Это полностью ложится на факты, описанные в Библии: евреи пришли на гору Синай, где жили в течение года, построив здесь походный храм и назначив священников.

Нужно сказать, что практически никто из историков, археологов и библеистов не поддерживает эту точку зрения по причине того, что нет данных о том, что народ Израиля существовал в это время, а также археологических данных о появлении нового этноса в данном регионе.

Иосиф Флавий считал, что исход евреев из Египта был между 1700 и 1800 гг до н. э. В своей точке зрения, он полагался на труды историка Манефона, который, к сожалению, не дошли до нашего времени. Манефон описывал некий народ гиксосов, которые создали свое царство в дельте Нила и были впоследствии изгнаны египетским фараоном. Именно с гиксосами Флавий отождествляет народ Израиля.

Генри Холл, известный египетский археолог, в целом поддерживал теорию Иосифа Флавия, однако считал, что эти события произошли несколько позже – примерно в 1400 гг до н. э.

Уильям Олбрайт считает, что Исход евреев произошел между 1250 и 1200 годами. Эта точка зрения имеет большое количество последователей среди археологов, которые отмечают появления нового типа керамики, а, значит, и новой этнической группы в регионе.

Доподлинно известно, что этнос израильтян уже существовал в Ханаане около 1210 года до н. э. Доказательством данного факта является Стела Мернептаха, также известная как Израильская Стела. Стела является самым ранним древнеегипетским документом, в котором упоминается «I.si.ri.ar» или «Isirial», что толкуется учёными как «Израиль».

Предлагаем вам серию библейских рассказов для детей. В данной статье вы найдете историю о ВЫХОДЕ ИЗ ЕГИПТА для детей. История снабжена красочными иллюстрациями.

Другие библейские истории для детей можно найти здесь.

ВЫХОД ИЗ ЕГИПТА – библейский сюжет для детей

Представьте, дети, что жители огромного города в один день вздумали выселиться в другое место за несколько тысяч вёрст со всем имуществом. Какой бы тут сделался шум, сколько бы тут было суматохи! То же самое было и тогда, когда евреи уходили из Египта. Тысячи семейств спешно собирались в далёкий путь. Крик, говор, плач детей, ржание лошадей и рёв верблюдов — всё это слилось в один невообразимый гул.


Сотни лет прожили сыны Израилевы в земле египетской, и вот Господь выводит их оттуда. Еврейский народ собрал свои семьи, своё имущество и скот и тронулся в путь. Составились длиннейшие обозы скрипучих телег, в которых везли имущество, женщин и детей, за ними гнали сотни тысяч голов разного скота. Евреям было очень грустно расставаться с насиженными местами. Но египтяне так их мучили, что хотя и со слезами, а надо было уходить. Сам Господь Бог вёл Свой народ дорогой пустынной к Красному морю. Днём Бог шёл перед ними в столпе облачном, а ночью — в столпе огненном, освещая путь.


Прошло несколько дней. Далеко уже ушёл израильский народ и расположился станом около моря. Но египетский царь вдруг пожалел, что отпустил своих рабов, евреев. Он собрал своё войско и приказал догнать и возвратить их. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а позади вооружённое войско фараона. И сказали тогда сыны Израилевы Моисею:

— Зачем ты вывел нас из Египта? Лучше бы нам остаться в рабстве, чем умереть здесь, в пустыне.

Но милосердный Господь и в этот раз спас евреев от гибели. Он велел Моисею протянуть свой жезл к морю, и вдруг воды моря расступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо.


Переход через Чермное (Красное) море

Евреи устремились по сухому дну, а за ними в погоню бросились египтяне. Как только все евреи вышли на берег, море сомкнулось и потопило всё войско фараона. Народ Израилев обрадовался такому чудесному избавлению и устроил праздник.


Далее евреям пришлось долго идти по пустыне, где ничего не росло, и не было ни воды, ни травки, а один песок да камень, куда ни глянь. Часто приходилось им нуждаться и в пище, и в воде. Люди стали вспоминать Египет, где каждый день у них была еда, и начали упрекать Моисея в том, что он увёл их оттуда. Но Господь никогда не оставлял Свой народ и постоянно о нём заботился.


Однажды, когда у евреев не было воды, и они умирали от жажды, Господь велел Моисею ударить жезлом о скалу, и из неё брызнул ключ свежей и чистой воды. Когда у них не хватало хлеба, Господь послал им небесный хлеб. С неба посыпались белые крупинки, которые евреи назвали манной. Люди собирали их в корзины и ели.


Даже мясо евреи получали от Бога. Однажды Господь наслал на них такое множество перепёлок, что они брали их руками и готовили себе в пищу. Много милостей оказывал Господь евреям; но они не были признательны Ему.


Однажды Моисей пошёл на Синайскую гору помолиться. Раздался гром, засверкали молнии, и Господь сошёл с Небес в огненном облаке. Бог дал Моисею десять Заповедей, которые еврейский народ должен был соблюдать:

— Я — Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. У тебя не должно быть других богов, кроме Меня.

— Не делай себе кумира в виде других богов, не поклоняйся им и не служи.

— Не произноси имя Господа напрасно.

— Помни день субботний и празднуй его.

— Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

— Не лги на ближнего твоего.

Так Бог заключил с еврейским народом союз, или завет. Долго Господь говорил с Моисеем на горе. Сорок дней евреи ждали его, а он всё не спускался. Тогда эти неблагодарные люди сделали из золота идола и начали кланяться ему вместо Бога.


В это время с горы спускался Моисей. Он нёс две каменные доски — скрижали, на которых были написаны десять заповедей, или повелений Божиих. Увидев, что делают евреи, Моисей с горя бросил доски, и они разбились.


Снова Моисей поднялся на гору Синай и горячо молился, чтобы Господь простил сынов Израилевых. И Господь повторил Свои заповеди, и повелел сделать золотой ящик — ковчег завета, в котором должны были храниться скрижали завета.


Автор: П. Н. Воздвиженский «Библия в рассказах для детей»

Бегство евреев из Египта – один из самых известных эпизодов Ветхого Завета. Порабощённый народ боролся с египтянами, а после победы беженцы скитались по бесплодной пустыне целых 40 лет! Куда держала путь многострадальная нация и почему путешествие длилось так долго?

Евреи против египтян

Согласно Библии, евреи проживали в Израиле изначально. Однако они покинули свою родину из-за голода и нашли приют в Египте.

Иосиф Прекрасный, один из родоначальников еврейских племен, стал советником фараона и женился на представительнице знатного египетского рода. Это стало залогом дружбы двух народов и переселенцы решили остаться у гостеприимных египтян на долгих 430 лет.

Через несколько поколений союзу пришел конец. Численность евреев росла быстрее, чем численность египтян. Хозяева региона забеспокоились, поработили своих гостей и приняли кровожадные законы, снизившие рост некогда дружественной нации.



Евреи из друзей превратились в рабов и жестоко эксплуатировались

Поход на родину

Конечно, евреям не нравилось отношение Египта к ним. Моисей заручился поддержкой Бога, навлёк на египтян 10 казней и вынудил фараона отпустить порабощенный народ. Это случилось примерно в 1400-ых годах до н.э.

Так началась 40-летняя история скитаний евреев по пустыне, наполненная невероятными чудесами, божественными явлениями и периодическими восстаниями уставших путешественников против Моисея. Евреи шли обратно в Израиль – землю обетованную, свою историческую родину.

Но почему они шли так долго? Расстояние от Египта до Израиля по прямой линии составляет 370 километров. Но даже если учесть отсутствие дорог, естественные преграды и возможные трудности в пути, то путешествие должно было занять несколько месяцев или лет. Но точно не долгие десятилетия!



Красный путь – с учётом современных дорог и географии местности, около 700 км. Зелёный – напрямик через пустыню, 400 километров. Это путешествие не займёт и нескольких месяцев!

Почему возвращение домой растянулось на 40 лет?

Существуют две точки зрения: ветхозаветная и теологическая. Первая рассказана в 14 главе Ветхого завета. Согласно ей, евреи навлекли на себя гнев Бога и пробыли в пустыне 40 лет вынужденно.

Беженцы достигли Израиля уже через полтора года. Однако выяснилось, что их родина уже была населена народом амореи. Чтобы вернуть себе землю обетованную, скитальцам нужно было сначала завоевать её. Однако они засомневались в успехе.

В отместку разгневанный Бог обрёк людей вернуться в пустыню, чтобы погибли все евреи старше 20 лет. Они были недостойны вернуться на родину, поскольку сомневались в божьей помощи.



Страдания народа не прекратились и после исхода из Египта

Теологическая версия

С теологической точки зрения, Бог не наказывал евреев. Он ждал, когда среди избранного народа погибнут все, кто познал рабскую долю. В землю обетованную должны были войти только свободные люди. Именно такая нация может претендовать на свою родину.

Тем не менее, Бог не оставил скитальцев. Господь кормил избранный народ «Манной небесной». Божественная пища появлялась на земле каждое утро, кроме субботы. Поедая её, молодежь чувствовала вкус хлеба, старики – вкус меда, а дети – вкус масла.

Спустя 40 лет евреи вступили в бой с амореями и одержали победу, вернув себе свою землю.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: