117 фз о накопительно ипотечной системе с изменениями 2021

Обновлено: 24.04.2024

Накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих (НИС) ожидают значительные изменения. Улучшения внесены в главный закон-регулятор системы – 117-ФЗ от 20 августа 2004 года.
9 сентября 2020 года заканчивается общественное обсуждение проекта внесения изменений в этот закон.

Проект обновленного федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» безусловно направлен на повышение эффективности использования средств федерального бюджета и реализации военнослужащими прав на жилищное обеспечение. Проект предусматривает следующие изменения и нововведения:

1.Изменения, касающиеся реализации прав участников НИС на накопления для жилищного обеспечения:

1.1. Выплату всех денежных средств, положенных участнику в рамках системы, будет осуществлять ФГКУ «Росвоенипотека».

Предусмотрена передача полномочий по всем выплатам в рамках НИС в один уполномоченный орган – ФГКУ «Росвоенипотека». В настоящее время ФГКУ «Росвоенипотека» выплачивает участникам системы фактические накопления для жилищного обеспечения с именных счетов. Те средства, которые могли бы накопить участники, положенные им при досрочном увольнении по льготной статье (денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения), сегодня выплачиваются финансовыми органами, в которых участники системы состоят на финансовом обеспечении.

Проект федерального закона предусматривает, что все выплаты будет осуществлять ФГКУ «Росвоенипотека» непосредственно при закрытии именных накопительных счетов и исключении военнослужащих из НИС.
Такой подход обеспечит оперативное и своевременное осуществление положенных при увольнении выплат, увеличит суммы инвестиционного дохода участников, а также решит вопрос своевременного и полного возврата в федеральный бюджет денежных средств, предоставленных участникам после увольнения в тех случаях, когда они несвоевременно информируют о данном факте ФГКУ «Росвоенипотека» (или не информируют вовсе), в результате чего у бывших военнослужащих возникает задолженность по возврату средств в федеральный бюджет.

1.2. Закрепляется право на продолжение участия в системе военнослужащих, ошибочно включенных, но купивших жилье.

Законопроект дает право военнослужащим, ошибочно включенным в реестр, но уже реализовавшим свое право на накопления для жилищного обеспечения (если они фактически уже получили накопления для жилищного обеспечения, средства дополняющие накопления для жилищного обеспечения или средства, предоставленные по договору целевого жилищного займа) на продолжение участия в НИС. Если же такой военнослужащий не получал средства накоплений, он подлежит исключению из реестра.

Данный подход отражает позицию Конституционного Суда Российской Федерации и способствует принципам правовой определенности и поддержания доверия к закону, защищает права военнослужащих.

1.3. Средства накоплений, получаемые после 20 лет выслуги, можно будет направлять только на цели жилищного обеспечения.

В целях повышения эффективности использования средств НИС, а также приведения в соответствие законодательства о НИС принципам обеспечения жильем, заложенным в законе о статусе военнослужащих, законопроект предусматривает предоставление военнослужащему накоплений для жилищного обеспечения в период службы только непосредственно для приобретения жилья (в виде целевого жилищного займа до возникновения права на накопления или в виде накоплений после получения права на них).

Основания возникновения права на использование накоплений при этом остаются неизменными.

Сегодня данные средства зачастую расходуются нецелевым образом и соответственно не выполняют свою социальную функцию. С внесением изменений в закон такая не отвечающая интересам жилищного обеспечения военнослужащего практика будет прекращена.

1.4. Гармонизируются право на приобретение жилого помещения и право на использование накоплений участниками НИС.

Согласно действующей редакции 117-ФЗ участник накопительно-ипотечной системы вправе приобрести жилое помещение через три года после включения в реестр. В среднем, общая продолжительность военной службы участника НИС, который приобретает жилое помещение сразу после возникновения у него такого права, составляет 8 лет. При этом право на использование накоплений возникает при достижении минимальной общей продолжительности военной службы 10 лет при досрочном увольнении по льготным основаниям.

Проект федерального закона устанавливает единый подход к возникновению у военнослужащего права на приобретение жилого помещения и права на использование накоплений при досрочном увольнении по льготным основаниям.

Законопроектом предусмотрено, что средства накоплений для жилищного обеспечения по договору целевого жилищного займа будут предоставляться военнослужащему не менее чем через 5 лет его участия в НИС. Общая продолжительность военной службы такого военнослужащего, как правило, составляет не менее 10 лет.

Ожидается, что обновленный закон исключит случаи возникновения просроченной задолженности по возврату средств в федеральный бюджет военнослужащими, которые увольняются с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья, предельному возрасту или семейным обстоятельствам.

Кроме того, такой подход увеличит сумму первоначального взноса при покупке жилья, т.е. уменьшит сумму средств, заемных в банке, и сэкономит средства бюджета на погашение банковского кредита с процентами.


2.Изменения, касающиеся уточнения норм законодательства относительно порядка участия в НИС:

Оптимизирован порядок включения в НИС прапорщиков и мичманов, солдат и сержантов.

В ходе реализации накопительно-ипотечной системы сложилась практика неоднозначного применения редакции закона в вопросе включения в НИС прапорщиков и мичманов, которые заключили первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года. Основанием участия таких военнослужащих в системе является общая продолжительность военной службы по контракту три года.

Действующий подход не обеспечивает должным образом права указанных военнослужащих на жилищное обеспечение в связи с тем, что в определенных случаях таким военнослужащим выгоднее обеспечиваться в натуральной форме, а не включаться в НИС. Дополнение, вносимое в закон, уточняет для этой категории срок общей продолжительности военной службы не более трех лет.

Также предлагается не включать солдат и сержантов, проходящих обучение в военных образовательных учреждениях, в реестр участников НИС в обязательном порядке.

3.Изменения, касающиеся защиты прав членов семьи участников НИС:

3.1.Членам семьи предоставлена возможность получать накопления за погибшего участника НИС.

Законопроект закрепляет право членов семьи (а в случае их отсутствия – родителей (усыновителей)) участника НИС, который исключен из реестра с правом на использование накоплений, но в связи с гибелью (смертью) не получил их, на получение указанных средств с именного накопительного счета участника.

Такой подход защищает права членов семьи погибших военнослужащих.

3.2. За участниками НИС сохраняется право на «служебку».

Законопроект сохраняет участникам НИС право на обеспечение служебным жильем или получение компенсации за поднаем жилья в период прохождения военной службы в установленном порядке.

При этом, если участник приобрел жилое помещение по договору участия в долевом строительстве по месту военной службы, данное право сохраняется за ним до подписания акта о передаче жилого помещения. Такой подход защищает права военнослужащих – участников долевого строительства и членов их семьи, так как обеспечивает их жильем на время строительства приобретенного, но еще не достроенного объекта недвижимости.

Помимо вышеизложенного, в обновленном законе имплементированы иные уточнения юридико-технического характера.

В целом, следует отметить, что предлагаемые изменения работают в направлении оптимизации системы и более тонкой настройки действующих алгоритмов для более эффективного решения вопроса жилищного обеспечения военнослужащих.

Кроме того, реализация проекта федерального закона обеспечит экономию средств федерального бюджета.

Редакция от 02.07.2021

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 02.07.2021 N 343-ФЗ. См. справку к редакции.

Изменение пункта 1 части 3 статьи 16

1) приобретения ценных бумаг, 1) приобретения ценных бумаг,

эмитентами которых являются эмитентами которых являются

управляющие компании, брокеры, управляющие компании, брокеры,

кредитные и страховые организации, кредитные организации, страховые

специализированный депозитарий и организации, иностранные страховые

аудиторы, с которыми заключены организации, имеющие право в

договоры об обслуживании; соответствии с Законом Российской

Федерации от 27 ноября 1992 года N

4015-1 "Об организации страхового

дела в Российской Федерации"

осуществлять страховую

деятельность на территории

Российской Федерации (далее -

иностранные страховые

организации), специализированный

депозитарий и аудиторы, с которыми

заключены договоры об

Изменение абзаца первого части 8 статьи 31

8. Указанные в частях 1 и 2 8. Указанные в частях 1 и 2

настоящей статьи страхование риска настоящей статьи страхование риска

специализированного депозитария и специализированного депозитария и

страхование риска ответственности страхование риска ответственности

управляющих компаний вправе управляющих компаний вправе

осуществлять в качестве осуществлять в качестве

страховщиков отвечающие следующим страховщиков отвечающие следующим

требованиям страховые организации: требованиям страховые организации

и иностранные страховые

организации:

Пункт 2 части 8 статьи 31 - изложен в новой редакции

2) имеющие капитал (собственные 2) имеющие капитал (собственные

средства) в размере не менее 1 средства) либо гарантийный депозит

миллиарда рублей или филиала иностранной страховой

осуществляющие указанное организации в размере не менее 1

страхование в порядке миллиарда рублей или

сострахования с другими страховыми осуществляющие указанное

организациями, имеющими в страхование в порядке

совокупности капитал в размере не сострахования с другими

менее 1 миллиарда рублей; страховщиками, имеющими в

совокупности указанные в настоящем

пункте средства в размере не менее

1 миллиарда рублей;

Изменение абзаца первого части 9 статьи 31

9. Договор страхования 9. Договор страхования

ответственности субъектов ответственности субъектов

отношений по инвестированию отношений по инвестированию

накоплений для жилищного накоплений для жилищного

обеспечения не может быть заключен обеспечения не может быть заключен

со страховой организацией, если: со страховой организацией или с

иностранной страховой

организацией, если:

Изменение части 10 статьи 31

10. Страховые организации, 10. Перестраховщики,

осуществляющие перестрахование осуществляющие перестрахование

рисков, принятых страховщиками по рисков, принятых страховщиками по

договорам страхования договорам страхования

ответственности субъектов ответственности субъектов

отношений по инвестированию отношений по инвестированию

накоплений для жилищного накоплений для жилищного

обеспечения, должны обеспечения, должны

соответствовать требованиям, соответствовать требованиям,

установленным пунктом 2 части 8 установленным пунктом 2 части 8

настоящей статьи. настоящей статьи.

Изменение части 13 статьи 31

13. Страховщики уведомляют 13. Страховщики уведомляют

Центральный банк Российской Центральный банк Российской

Федерации о конкретных страховых Федерации о конкретных

организациях, с которыми они перестраховщиках, с которыми они

Статья 4. Реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы

1. Реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:

1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений;

2) предоставления целевого жилищного займа;

3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).

2. Выплата денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, производится:

1) участникам накопительно-ипотечной системы, указанным в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, при общей продолжительности военной службы от десяти до двадцати лет;

2) членам семей участников накопительно-ипотечной системы в случаях, предусмотренных частью 1 (с учетом части 3) статьи 12 настоящего Федерального закона;

3) участникам накопительно-ипотечной системы, указанным в пункте 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

3. Выплаты денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, производятся федеральными органами исполнительной власти или федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в трехмесячный срок начиная со дня поступления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган заявления в письменной форме от участника накопительно-ипотечной системы или членов его семьи с просьбой о получении выплаты с учетом требований части 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Федеральный закон РФ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» N 117-ФЗ ст 4 (действующая редакция 2022)

Российское законодательство 2022
Сборник федеральных законов РФ (ФЗ РФ)
Последнее обновление: 18.05.2022

Накопительная ипотечная система помогает решить жилищный вопрос тем, кто проходит военную службу по контракту. В ФЗ 117 описаны принципы, по которым действует ипотечная система для военнослужащих. Денежные средства, которые предоставляет государство, позволяют приобрести квартиру, а участник ипотеки несет воинскую службу, тем самым выплачивая долг. Данная схема удобна прежде всего тем, что можно выбрать подходящее жилье в любом регионе. Для государства тоже есть свои плюсы – нет необходимости создавать долгие очереди и строить бесплатное жилье. В свою очередь, для банков такой вариант тоже весьма удобен – поскольку ипотеку будет выплачивать государство, а не человек, риск невыплаты будет минимальным.


Для чего существует НИС

Накопительная ипотечная система для военнослужащих (НИС)возникла в 2004 году и была введена в действие ФЗ 117. Для обеспечения работы данной системы специально было создано ФГУК «Росвоенипотека». Участники НИС могут оформить ипотеку на покупку жилья, не дожидаясь окончания срока воинской службы, по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе. Существует два пути приобретения собственного жилья:

  1. Участник программы во время прохождения службы может оформить ипотечный кредит для приобретения квартиры или дома с землей, обратившись в банк-партнер накопительно-ипотечной системы.
  2. Средства накапливаются на именном счете человека, проходящего службу по контракту, пока он не решит воспользоваться ими. Накопленную сумму можно использовать для приобретения жилья, при желании можно добавить собственные средства.

Чтобы воспользоваться НИС, необходимо соблюсти ряд условий:

  • находиться на службе не менее трех лет;
  • подать рапорт на имя командира части о включении в реестр участников НИС;
  • получить уведомление о включении в реестр;
  • участнику присваивают персональный 20-значный регистрационный номер, который остается неизменным даже при изменении места службы;
  • получить Свидетельство, дающее право приобретения недвижимости по военной ипотеке;
  • в банке будет открыт специальный счет на имя участника НИС для перечисления средств;
  • провести сделку купли-продажи на выбранный объект недвижимости.

Все эти операции занимают в общей сложности не более полутора месяцев.

На участие в НИС существуют и некоторые ограничения:

  1. На данный момент максимальная сумма, доступная участнику программы – 2465000 рублей. В том случае, если приобретаемая квартира или дом имеет более высокую стоимость, разницу в цене необходимо будет погасить личными средствами военнослужащего. Кроме того, нужно, чтобы банк не был против покупки такой недвижимости.
  2. К моменту исполнения обязательств по ипотечному кредиту, участник программы должен быть не старше 45 лет. Таким образом, срок ипотеки начинается с того момента, как был заключен договор и заканчивается по достижении 45-летнего возраста военнослужащим.
  3. На приобретаемое жилье налагается двойное обременение – от банка (недвижимость станет собственностью покупателя только после того, как будет выплачен кредит) и от государства. Залогом по договору ипотеки служит жилое помещение, которое покупает участник НИС.

Важно! Если у вас уже есть собственное жилье вы все равно имеете право участвовать в ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.

Ежегодно на личный счет участника НИС перечисляются государственные средства в том размере, который указан в законе о федеральном бюджете. У военнослужащего, оформившего ипотечный кредит и купившего квартиру, с именного счета ежемесячно будет списываться сумма, равная 1/12 части от суммы ежегодных накоплений. Данные средства перечисляются в банк для погашения ипотечного кредита. Средства начинают снова копиться на счете после того, как обязательства по кредиту считаются исполненными.

Федеральный закон о военной ипотеке ФЗ 117

117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» четко определяет те категории военнослужащих, которые могут участвовать в НИС, а также временные рамки, в которые права участников должны быть реализованы (3 года со дня вступления в НИС). Кроме того, установлены полномочные ведомства, отвечающие за функционирование военной ипотеки.

ФЗ 117 «О накопительно-ипотечной системе…» определяет порядок и регламент распоряжения средствами, выделяемыми по программе. В законодательном порядке установлены источники, из которых формируются накопления на индивидуальном счете. Закон разъясняет права и обязанности всех участников НИС, а также права членов семьи погибших участников.

Приобретение недвижимости по НИС: плюсы и минусы

Накопительная ипотечная система для военнослужащих имеет целый ряд преимуществ:

  • банк охотнее одобряет военную ипотеку, чем обычную;
  • ставки по ней значительно ниже;
  • жилье по НИС можно купить в любом регионе страны без привязки к месту службы;
  • пока вы несете военную службу, ипотечный кредит погашает государство.

Минус НИС состоит, главным образом, в том, что если человек будет уволен без права использования накоплений, то ему придется возвращать полностью весь долг по ипотеке – достаточно крупную сумму.


Кроме того, есть ряд особенностей, отличающих НИС:

  • согласно ФЗ о накопительно-ипотечной системе, военнослужащий должен оформить приобретаемую недвижимость на себя;
  • ипотеку можно погашать с использованием средств материнского капитала;
  • если военнослужащими являются оба супруга, они могут объединить свои суммы накоплений и купить квартиру в долевую собственность;
  • при разрешении банка можно выкупить жилую площадь у родственника;
  • военнослужащий сохраняет за собой право на служебное жилье в том случае, если квартира приобреталась не в регионе прохождения службы;
  • если для погашения военной ипотеки использовались личные средства заемщика, то он имеет право на получение налогового вычета. Если же ипотека полностью оплачивалась государством, то человек такого права не имеет, поскольку его личные деньги не были потрачены;
  • обязателен договор страхования от финансовых рисков, который позволит избежать проблем в случае увольнения не по состоянию здоровья и без права на получение накоплений; нельзя использовать для постройки дома с нуля или для проведения ремонта. Выход из такой ситуации – получить полную сумму накоплений после 20 лет службы и воспользоваться ею, не оформляя ипотечный кредит;
  • в некоторых случаях банк может пойти навстречу и разрешить потратить накопленные средства на то, чтобы погасить ипотеку, оформленную ранее;
  • военнослужащий, уволенный не по состоянию здоровья без права использования накопленных средств, обязан, согласно положениям ФЗ «О накопительно-ипотечной системе…», в течение 10 лет вернуть долг. Выплата будет происходить ежемесячно, равными частями;
  • если военнослужащий поступил на службу после 25-летнего возраста, он по достижении 45 лет имеет право получить дополнительную выплату. Она рассчитывается, исходя из количества месяцев, которых не хватило до 20-летнего срока службы. Количество месяцев умножается на сумму, которая каждый месяц начисляется на счет военнослужащего.

Заключение

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих удобна тем, что нет ограничений ни на стоимость приобретаемой недвижимости, ни на ее площадь. Военнослужащие-контрактники могут выбрать понравившуюся жилплощадь в любом городе, поселке, регионе нашей страны. Если стоимость жилья не превышает максимально доступной суммы накоплений, можно не волноваться о погашении кредита, поскольку его оплатит государство.

Наиболее выгодна данная программа именно молодым военным. Ипотека рассчитывается, исходя из 20-летнего срока службы, с учетом того, что обязательства по кредиту будут полностью исполнены по достижении участником возраста 45 лет.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих

(с изменениями на 2 июля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года).

Принят
Государственной Думой
5 августа 2004 года

Одобрен
Советом Федерации
8 августа 2004 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет правового регулирования и цель настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, а также для иных целей в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о жилищном обеспечении военнослужащих

Законодательство Российской Федерации о жилищном обеспечении военнослужащих основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Регулирование отношений в указанной сфере осуществляется также нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих (далее - накопительно-ипотечная система) - совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение;

2) участники накопительно-ипотечной системы (далее также - участники) - военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников;

3) реестр участников - перечень участников накопительно-ипотечной системы, формируемый федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 145-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4) накопительный взнос - денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника;

5) уполномоченный федеральный орган - федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование накопительно-ипотечной системы в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) накопления для жилищного обеспечения - совокупность средств, включающая в себя:

а) накопительные взносы, учтенные на именных накопительных счетах участников;

б) доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) средства, поступившие в уполномоченный федеральный орган по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом основаниям;

7) именной накопительный счет участника - форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений об учтенных накопительных взносах, о доходе от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, об иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлениях, об операциях по использованию накоплений для жилищного обеспечения, о задолженности участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике;

8) целевой жилищный заем - денежные средства, предоставляемые участнику накопительно-ипотечной системы на возвратной безвозмездной или возвратной возмездной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом;

9) расчетный суммарный взнос - накопительные взносы, поступающие из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника за период военной службы участника накопительно-ипотечной системы до наступления установленного федеральным законом предельного возраста пребывания его на военной службе, соответствующего присвоенному воинскому званию (без учета дохода от инвестирования);

10) индексный инвестиционный фонд - инвестиционный фонд, средства которого инвестируются в ценные бумаги в соответствии с заявленным инвестиционным индексом;

11) инвестиционный портфель - активы (денежные средства и ценные бумаги), сформированные за счет средств, переданных уполномоченным федеральным органом в доверительное управление на основании одного договора доверительного управления;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 324-ФЗ., - см. предыдущую редакцию)

12) совокупный инвестиционный портфель - совокупность активов (денежных средств и ценных бумаг), находящихся в доверительном управлении всех управляющих компаний в соответствии с настоящим Федеральным законом;

13) инвестиционный мандат - перечень видов активов, которые управляющие компании могут включать в инвестиционную декларацию управляющей компании при подаче документов на участие в конкурсе на заключение договоров доверительного управления;

14) доходы от инвестирования - дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам и банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения, чистый финансовый результат от реализации активов, финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля.

Глава 2. Организация накопительно-ипотечной системы

Статья 4. Реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы

1. Реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:

1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений;

2) предоставления целевого жилищного займа;

3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 145-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Выплата денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, производится:

1) участникам накопительно-ипотечной системы, указанным в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, при общей продолжительности военной службы от десяти до двадцати лет;

2) членам семей участников накопительно-ипотечной системы в случаях, предусмотренных частью 1 (с учетом части 3) статьи 12 настоящего Федерального закона;

3) участникам накопительно-ипотечной системы, указанным в пункте 4 статьи 10 настоящего Федерального закона (пункт дополнительно включен с 1 января 2008 года Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 324-ФЗ).

3. Выплаты денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, производятся федеральными органами исполнительной власти или федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в трехмесячный срок начиная со дня поступления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган заявления в письменной форме от участника накопительно-ипотечной системы или членов его семьи с просьбой о получении выплаты с учетом требований части 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 145-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 506-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Формирование накоплений для жилищного обеспечения

1. Накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:

1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;

2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;

3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.

2. Размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса в размере не менее чем накопительный взнос, полученный путем индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

3. Накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника накопительно-ипотечной системы, учитываются на именном накопительном счете участника в течение всего периода его военной службы в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами функционирования накопительно-ипотечной системы, содержащими:

1) порядок ведения именных накопительных счетов участников;

2) порядок и условия использования накоплений для жилищного обеспечения, предоставления и погашения целевых жилищных займов;

3) порядок предоставления уполномоченным федеральным органом информации об управляющих компаниях и о специализированном депозитарии, о состоянии именных накопительных счетов участников;

4) иные составляющие правил функционирования накопительно-ипотечной системы.

4. Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках накопительно-ипотечной системы, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 145-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5. Учет накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.

6. Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

7. Указанные в пункте 3 части 1 настоящей статьи поступления учитываются на именном накопительном счете каждого участника пропорционально накоплениям, учтенным на именном накопительном счете по состоянию на дату поступления средств.

7_1. На именных накопительных счетах участников, которые были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "в", "г" и "к" пункта 1, подпунктами "а", "б" и "ж" пункта 2, пунктами 3 и 6 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", у которых при этом не возникло право на использование накоплений для жилищного обеспечения по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и которые были включены в реестр участников по основанию, предусмотренному пунктом 14 части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, учитываются денежные средства в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именных накопительных счетах участников на день возникновения оснований для исключения их из реестра участников.

8. Накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: