393 постановление о льготном кредитовании

Обновлено: 18.04.2024

Эксперты СберРешений помогут оценить шансы на получение мер поддержки, оптимизировать бизнес-процессы и повысить качество вспомогательных функций (для крупного и среднего бизнеса), возьмут на себя все функции по ведению бухгалтерии и контролю рисков.

17 марта вступили в силу правительственные правила о льготных кредитах на пополнение оборотных средств для промышленных и торговых системообразующих организаций и о субсидиях, предоставляемых кредитным организациям, выдающим такие льготные кредиты.

Льготные кредиты вправе получить системообразующая организация, включенная в перечень системообразующих организаций российской экономики и (или) юридическое лицо, учрежденное в соответствии с законодательством РФ и входящее в группу лиц системообразующей организации, вид деятельности которых соответствует отраслям (видам деятельности) по перечню ОКВЭД, закрепленному в Приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 17.03.2022 № 393.

В него вошли в частности такие отрасли как:

  • производство одежды;
  • производство кожи и изделий из кожи;
  • производство бумаги и бумажных изделий;
  • производство химических веществ и химических продуктов;
  • торговля оптовая фармацевтической продукцией;
  • торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами.

Банки будут выдавать льготные кредиты при условии соответствия заемщика в период действия кредитного договора, в частности, следующим условиям:

  • заемщик не является субъектом малого или среднего предпринимательства;
  • заемщик является налоговым резидентом России;
  • заемщик обеспечивает занятость на уровне как минимум 85% от среднесписочной численности сотрудников на первое число месяца, предшествующего дате заключения кредитного договора;
  • заемщик не имеет в течение периода, равного 60 календарным дням, предшествующего дате заключения кредитного договора, просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетом, превышающей 500 тыс. рублей;
  • заемщик имеет положительную кредитную историю.
  • выданы не ранее 17 марта 2022 г.;
  • выданы на годичный срок (максимум);
  • направляются на пополнение оборотных средств,

В общем случае размер кредита не может превышать 10 млрд рублей (30 млрд рублей — для группы одной системообразующей организации).

Размер кредита определяется по формуле:

Кредитные каникулы
Данная мера введена Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ и фактически скорректировала положения о кредитных каникулах, которые принимались в 2020 г. из-за пандемии коронавируса.

Согласно внесенным изменениям предприятия малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей получили возможность в период с 1 марта до 30 сентября 2022 г. подавать кредиторам требования об отсрочке или об уменьшении размера платежей по кредитам и займам на срок до 6 месяцев, при условии, что кредитный договор заключен ими до 1 марта 2022 г.

Обратиться за получением кредитных каникул можно до 30 сентября 2022 г., при этом их максимальный срок составляет 6 месяцев. Основное условие — осуществление деятельности в одной из более чем 70 отраслей из перечня, утвержденного Постановлением Правительства от 10 марта 2022 г. № 337 В него включены торговая деятельность (оптовая, розничная), производственная деятельность, образование, деятельность в сфере IT, сельское хозяйство и многие другие.

Кредитные каникулы предполагают отсутствие начислений штрафных санкций. После того, как льготный период истечет, сумма кредита будет пересчитана, а срок возврата кредита — продлен. По своему желанию кредитные каникулы можно прервать в любой момент.

Если субъект МСП уже обращался за «короновирусной» отсрочкой, то это не препятствует возможность оформить кредитные каникулы по данной программе.

Программы Корпорации МСП и ЦБ РФ
Также можно получить льготные кредиты по одной из совместных программ Корпорации МСП и Банка России. В настоящий момент действуют четыре антикризисные программы льготного кредитования.

Постановление Правительства РФ от 17 марта 2022 г. N 393
"Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли"

С изменениями и дополнениями от:

19 апреля 2022 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 марта 2022 г. N 393

Правила
предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли

С изменениями и дополнениями от:

19 апреля 2022 г.

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли (далее соответственно - субсидии, кредит).

Субсидия предоставляется в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" в целях оказания государственной поддержки в сложных экономических условиях системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли, путем выдачи кредита на пополнение оборотных средств.

Сведения о субсидии размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Бюджет" при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете).

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 20 апреля 2022 г. - Постановление Правительства России от 19 апреля 2022 г. N 699

Изменения распространяются на отношения, возникшие с 17 марта 2022 г.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"заемщик" - системообразующая организация, включенная в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики в соответствии с критериями или дополнительными основаниями, утвержденными подкомиссией по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, относящаяся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - системообразующая организация), и (или) юридическое лицо, учрежденное в соответствии с законодательством Российской Федерации и входящее в группу лиц системообразующей организации в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции", основной вид деятельности которого соответствует отраслям (видам деятельности) по перечню согласно приложению N 1 (далее - юридическое лицо, входящее в группу лиц системообразующей организации);

"кредитная организация" - российская кредитная организация, включенная в перечень системно значимых кредитных организаций, предусмотренный частью шестой статьи 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и (или) российская кредитная организация, в отношении которой иностранными государствами в 2022 году введены санкционные ограничения, и (или) российская кредитная организация по решению Правительства Российской Федерации;

"кредитный договор (соглашение)" - кредитный договор (соглашение) и (или) дополнительное соглашение к кредитному договору (соглашению) об открытии кредитной линии, заключенный после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2022 г. N 393 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли", по которому получатель субсидии предоставил заемщику в 2022 году кредит или часть кредита в рублях на срок до 12 месяцев на пополнение оборотных средств, а именно осуществление заемщиком расходов на цели текущей операционной деятельности (в том числе авансовых платежей), за исключением следующих операций, не относящихся к операционной деятельности:

а) осуществление стимулирующих выплат, выплачиваемых из прибыли и (или) не входящих в расчет фонда заработной платы;

б) оплата транспортных расходов, не связанных с производственной деятельностью;

Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1976

Комментарий

С 1 июня по 1 ноября 2020 года для бизнеса действовала программа выдачи льготных кредитов по ставке не более двух процентов, которые государство спишет при выполнении определенных условий (см. комментарий). Некоторые условия Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696 (далее – Правила), были сформулированы не вполне четко, что вызвало обоснованные опасения предпринимателей в части возможности соблюдения этих требований. Видимо, не имея возможности сформулировать требования яснее, государство решило пойти по другому пути – оно их изменило. А также изменило и некоторые условия выдачи кредитов. Об этих изменениях расскажем в нашем комментарии.

Условия выдачи кредитов

Ранее кредиты выдавались на возобновление деятельности. Одно из главных новшеств – исключение из понятия "возобновление деятельности" указания на документальное подтверждение расходов. Таким образом, из Правил исключено упоминание о том, что заемщики должны документально подтверждать расходы, которые они понесли за счет кредита.

Требования к заемщикам уточнили, но принципиального значения это уточнение не имеет, то есть не изменит состав заемщиков.

Напомним, что к заемщикам относятся:

  • организации, включенные в реестр социально ориентированных НКО (см. подробнее) или в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях коронавируса (см. подробнее);
  • налогоплательщики, осуществляющие деятельность в одной или нескольких отраслях экономики, которые наиболее пострадали от коронавируса;
  • налогоплательщики, которые заняты в одной или нескольких отраслях, приведенных в Приложении 2 к Правилам (в т. ч. производство одежды, мебели, текстильных изделий, производство бытовой электроники).

В прежней редакции Правил было требование о включении в реестр и о ведении определенной деятельности на дату обращения заемщика за кредитом. В новом пп. "а" п. 9 Правил требование о включении в соответствующие реестры на дату обращения для НКО убрали совсем. А вот по деятельности появилась дата занятости в этих видах – 1 марта 2020 года. Как уже было отмечено выше, такое уточнение не имеет значения, потому что при определении категории заемщиков их вид деятельности и так определялся по ЕГЮЛ (ЕГРИП) на 1 марта 2020 года (п. 10 Правил). Причем для малых и микропредприятий он мог быть как основным, так и дополнительным, а для остальных – только основным.

При этом в новой редакции Правил появился пункт 10.1, согласно которому указанные выше условия о включении в реестр и ведении деятельности должны соблюдать заемщики, которые были реорганизованы по решению Правительства РФ или органа исполнительной власти региона. Причем для них установлена другая дата проверки соответствия – дата завершения реорганизации (то есть дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности организации).

Размер кредита

Правила расчета максимальной суммы кредита и выдачи изменились, но эти изменения вряд ли имеют существенное значение, поскольку сроки подачи заявок на кредиты и их выплаты прошли.

В прежней редакции максимальная сумма кредита рассчитывалась как произведение:

  • расчетного размера оплаты труда (МРОТ + районные коэффициенты + процентные надбавки + страховые взносы в размере 30 %);
  • численности работников (по данным информационного сервиса ФНС России на 01.06.2020);
  • базового периода по договору (с даты заключения договора до 01.12.2020).

В новой редакции п. 24 Правил количество полных месяцев, исходя из которого рассчитывается максимальная сумма кредита, изменили:

  • если заемщик обратился за кредитом до 25 июня 2020 года, максимальный размер кредита считается с учетом базового периода, составляющего 6 месяцев;
  • если заемщик подал заявление на кредит после 25 июня 2020 года, то максимальная сумма кредита определяется исходя из количества месяцев с учетом следующего:
    • при обращении до 15-го числа месяца – с 1-го числа этого месяца, но не более 6 месяцев;
    • при обращении после 15-го числа месяца – с 1-го числа следующего месяца, но не более 6 месяцев.

    Кроме того, для заемщиков, которые обратились за кредитом до 25 июня 2020 года, численность работников для определения максимальной суммы кредита можно считать по данным СЗВ-М за апрель 2020 года.

    По нашему мнению, эти изменения на размер полученного ранее кредита повлиять уже не могут.

    Также не имеет значения еще одно новшество – отмена пп. "ж" п. 9 Правил, который предписывал выдачу кредита не разово, а ежемесячно. Но если заемщик получил еще не все средства от банка по кредиту, он может попросить их остаток целиком, если иные условия не установлены условиями договора.

    Новые правила списания задолженности

    Условия, при которых кредит не нужно возвращать, изменили, сделав их простыми и понятными.

    Напомним, что у льготного кредита всего два периода:

    • базовый – до 1 декабря 2020 года;
    • наблюдения – до 1 апреля 2021 года.

    Если по истечении базового периода выполняются условия, то кредит переходит в период наблюдения. Если условия соблюдаются в период наблюдения, то задолженность списывается не позднее 1 апреля 2021 года.

    При невыполнении условий по итогам базового периода или периода наблюдения кредит переводится на период погашения. Это означает, что кредит придется отдать равными платежами в течение трех ближайших месяцев. При этом на базовый период и период наблюдения ставка составит 2 %, а на три месяца погашения кредита будет действовать обычная ставка банка (она устанавливается в кредитном договоре с банком, и ее размер не регулируется государством).

    Условия, которые необходимо соблюдать в течение базового периода (завершился 1 декабря 2020 года), почти не изменились (поскольку изначально были простыми).

    Чтобы по окончании базового периода перейти в следующий льготный период, необходимо сохранить численность работников на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 г. (п. 11 Правил):

    • для тех, кто подал заявление на кредит после 25 июня – 80 % и более от численности, учтенной при расчете максимального размера кредита;
    • для тех, кто подал заявление на кредит до 25 июня:
      • 80 % и более от численности по данным СЗВ-М за май 2020 г. (если численность в СЗВ-М за май 2020 года была меньше 80 % численности, определенной при расчете максимального размера кредита);
      • 80 % и более от численности, определенной при расчете максимального размера кредита (если численность в СЗВ-М за май 2020 года была больше 80 % численности, определенной при расчете максимального размера кредита).

      Прежняя формулировка требовала сохранения не менее 80 % от численности по состоянию на 1 июня 2020 года.

      Также осталось условие о том, что по состоянию на 25 ноября 2020 года организация должна быть действующей (не введена процедура банкротства), ИП также не должен прекращать деятельность.

      По итогам периода наблюдения необходимо соблюдать аналогичные условия о численности в течение всего периода наблюдения на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 марта 2021 года (п. 12 Правил).

      В прежней редакции речь шла о сохранении 80 % от численности на 1 июня 2020 года. Требование о продолжении работы и требование об отсутствии процедуры банкротства для списания задолженности остались. Но отменили пп. "в" п. 12 Правил, который требовал, чтобы средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику, была не меньше МРОТ. Именно это условие вызывало основные вопросы у заемщиков, поэтому его отмена – самое главное положительное изменение.

      Однако совсем без требований в части зарплаты не обошлось. Новый пункт 12.1 Правил требует, чтобы в течение периода наблюдения заемщик платил зарплату сотрудникам в соответствии с трудовым законодательством. Это существенно облегчает задачу, поскольку главное требование ст. 133 ТК РФ – это выплата зарплаты за полностью отработанный месяц в размере не меньше МРОТ. Значит, каждый, кто работает на неполную ставку, был в отпуске, командировке или на больничном, может получить меньше МРОТ, и это не нарушение условий кредита. Однако тут есть подводные камни. Например, если в регионе установлена региональная зарплата, необходимо платить не меньше этого размера (подробнее см. здесь). Камнем преткновения при доведении до МРОТ может стать ночная, сверхурочная работа, работа в праздники и даже совмещение.

      Во избежание споров и отказа в списании кредита рекомендуем все эти доплаты производить сверх МРОТ.

      Подтверждать выполнение всех установленных условий будут банки на основании данных, размещенных в информационном сервисе ФНС России (п. 24 Правил). Такие данные размещаются не реже одного раза в месяц на основании представленных в ПФР форм СЗВ-М.

      Уточнение данных по численности

      25 декабря 2020 года и 15 апреля 2021 года ФНС России должна разместить на своем сервисе уточненные сведения о численности (соответственно, на базовый период и период наблюдения).

      На основании этих уточненных данных банки могут (п. 13.1 Правил):

      • заставить гасить проценты и кредит после базового периода, если ошибочно перевели его на период наблюдения, и наоборот: если при соблюдении условий, потребовали погасить кредит, вернуть его на льготный период наблюдения;
      • могут списать задолженность, если ошибочно посчитали условия по итогам периода наблюдения невыполненными и потребовали погашения кредита и процентов. Либо заставить платить проценты и возвращать кредит, если ошибочно списали задолженность.

      Дата публикации 22.05.2020

      В документ внесли изменения, часть положений, по которым даны комментарии ниже, не применяется. Комментарий к новым нормам см. здесь.

      Документ

      Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696

      Комментарий

      Для поддержки бизнеса в условиях коронавируса Правительство РФ запускает программу льготного кредитования. Программа будет работать следующим образом: заемщик заключает с кредитной организацией (по своему выбору) кредитный договор (соглашение) с 01.06.2020 по 01.11.2020 со ставкой не более 2 % и сроком договора – до 30.06.2021. При выполнении определенных условий долг и проценты могут быть списаны. А Минэкономразвития за счет субсидии из федерального бюджета компенсирует кредитным организациям недополученные доходы. Правила предоставления субсидий утвердило Правительство постановлением от 16.05.2020 № 696.

      Надо сказать, что это уже не первая программа льготного "коронавирусного" кредитования бизнеса. Кредиты по ставке 0 % на выплату зарплаты уже предусмотрены для организаций и ИП, которые заняты в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях экономики (постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 422, см. здесь). Теперь о новой программе кредитования подробнее.

      Какие требования к заемщику?

      Заемщиками по кредитному договору (соглашению) могут быть организации и предприниматели, у которых есть наемные сотрудники, а именно (пп. "а" п. 9 Правил):

      • организации, включенные в реестр социально ориентированных НКО (см. подробнее) или в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях коронавируса (см. подробнее);
      • налогоплательщики, осуществляющие деятельность в одной или нескольких отраслях экономики, которые наиболее пострадали от коронавируса;
      • налогоплательщики, которые заняты в одной или нескольких отраслях, приведенных в Приложении 2 к Правилам (в т.ч. производство одежды, мебели, текстильных изделий, производство бытовой электроники).

      Принадлежность заемщика к льготной отрасли определяется по-разному (п. 10 Правил):

      • малые или микропредприятия – по основному или дополнительному виду деятельности согласно ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по состоянию на 01.03.2020;
      • остальные заемщики – по основному виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) на 01.03.2020.

      На дату обращения в кредитную организацию в отношении заемщика не должна быть введена процедура банкротства или приостановлена деятельность, ИП не прекратил деятельность (пп. "б" п. 9 Правил).

      Условия кредитного договора

      Цель кредита – возобновление деятельности заемщика, то есть (кроме выплаты дивидендов, выкупа собственных акций (долей), благотворительности) (п. 5 Правил):

      • оплата расходов, связанных с предпринимательской деятельностью заемщика, включая выплату заработной платы (зарплата не должна быть больше установленной трудовым договором);
      • осуществление платежей (основной долг и проценты) по некоторым кредитным договорам, включая предоставленный ранее беспроцентный кредит на выплату зарплаты (см. здесь).

      Как уже отмечалось, ставка по кредитному договору составит не более 2 % (на базовый период и период наблюдения). На период погашения (3 месяца) будет действовать стандартная ставка, которая определяется кредитной организацией. Срок договора – до 30.06.2021.

      Максимальная сумма кредита рассчитывается как произведение следующих величин (п. 24 Правил):

      • расчетного размера оплаты труда (МРОТ + районные коэффициенты + процентные надбавки + страховые взносы в размере 30 %);
      • численности работников (по данным информационного сервиса ФНС России на 01.06.2020);
      • базового периода по договору (с даты заключения договора до 01.12.2020).

      Денежные средства заемщику будут выдавать не сразу, а ежемесячно в размере не более двухкратного расчетного размера оплаты труда, умноженного на количество сотрудников (пп. "ж" п. 9 Правил).

      В зависимости от периода кредитного договора (соглашения) процентная ставка и условия (в том числе списания долга) будут отличаться. Всего предусматриваются 3 периода – базовый, наблюдение и погашение.

      Базовый период

      Базовый период – период с даты заключения кредитного договора (соглашения) до 1 декабря 2020 года. Процентная ставка на этот период устанавливается в размере 2 %.

      В течение базового периода заемщик никаких выплат по кредиту не производит. Начисленные проценты капитализируются и переносятся на дату окончания базового периода (пп. "д" п. 9 Правил).

      Чтобы по окончании базового периода перейти на следующий льготный период наблюдения, заемщику необходимо соблюдать условия (п. 11 Правил):

      • численность сотрудников в течение базового периода на конец одного или нескольких отчетных месяцев должна быть не менее 80 процентов от численности на 01.06.2020;
      • на 25.11.2020 в отношении заемщика не должна быть введена процедура банкротства, не должна быть приостановлена деятельность, ИП не должен прекратить деятельность.

      Если хотя бы одно из условий не соблюдается, кредитная организация переводит договор на период погашения. Об этом заемщика она уведомит до 30.11.2020.

      В таком случае заемщик должен погасить задолженность, включая проценты (базовый период – ставка 2%, на период погашения – стандартная ставка, которая определяется банком). Погашать потребуется тремя равными платежами – 28 декабря 2020 года, 28 января 2021 года и 1 марта 2021 года (пп. "е" п. 9 Правил).

      Период наблюдения и списание задолженности

      Это период с 1 декабря 2020 года по 1 апреля 2021 года. Как и в базовом периоде, здесь действует ставка 2 %, платить по кредиту не требуется. Начисленные проценты переносятся на дату окончания периода наблюдения (пп. "д" п. 9 Правил).

      По окончании периода наблюдения кредитная организация спишет задолженность заемщика (включая проценты), если (п. 12 Правил):

      • на дату завершения периода наблюдения в отношении заемщика не введена процедура банкротства, деятельность не приостановлена, заемщик-предприниматель не прекратил деятельность;
      • численность работников заемщика в течение периода наблюдения на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 процентов от численности на 01.06.2020;
      • средняя зарплата работника, выплачиваемая в период наблюдения, не менее МРОТ.

      Заемщик, который не выполнил условия списания задолженности, должен ее погасить, включая проценты (2 % – на базовый период и период наблюдения, а на период погашения – стандартная ставка, которая определяется кредитной организацией).

      Погашать следует равномерно тремя равными платежами – 30 апреля 2021 года, 30 мая 2021 года и 30 июня 2021 года (пп. "е" п. 9 Правил).

      Какую программу кредитования выбрать?

      Несмотря на то что обе кредитные программы подразумевают оформление кредитов по льготной процентной ставке, у них есть существенные отличия.

      Во-первых, новая кредитная программа ориентирована на большее число потенциальных заемщиков. В отличие от прежней программы, осуществляемой в рамках Постановления № 422, это не только организации и предприниматели из наиболее пострадавших отраслей экономики, но и социально ориентированные НКО, а также другие представители бизнеса (Приложение № 2 Правил). Кроме того, для получения нового кредита организации (ИП) не обязательно должны работать в наиболее пострадавших отраслях более года, как было предусмотрено прежней кредитной программой.

      Во-вторых, новая кредитная программа позволит заемщику направлять полученные денежные средства на выплату заработной платы и на погашение процентов и основного долга по кредиту, ранее оформленному согласно постановлению № 422.

      В-третьих, принципиальное отличие новой кредитной программы – это возможность не возвращать кредит (основной долг и проценты), если заемщик соблюдает необходимые условия.

      Таким образом, Правительство РФ расширяет программу льготного кредитования бизнеса, одновременно улучшая ее условия. Поэтому если организация (ИП) нуждается в денежных средствах и прежний льготный кредит еще не был оформлен, рекомендуем сразу воспользоваться новым безвозвратным кредитом.

      Заемщикам, которые уже успели получить кредит (по постановлению № 422), есть смысл оформить новый безвозвратный кредит, погасив прежнюю задолженность. Полагаем, что уплаченные кредитной организации денежные средства вернуть не получится.

      Выдавать кредит на льготных условиях могут далеко не все банки. Список требований к кредитной организации приведен в п. 7 Правил. Одно из них – наличие у кредитной организации по состоянию на 1 марта 2020 года (пп. "а" п. 7 Правил):

      • кредитного рейтинга не ниже уровня "A-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для РФ;
      • и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruA-" по национальной рейтинговой шкале для РФ;
      • либо подтверждение участия в программах акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства".

      Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесская Республика Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Москва Московская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан Республика Тыва Республика Хакасия Ростовская область Рязанская область Самарская область Санкт-Петербург Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Удмуртская республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Челябинская область Чеченская республика Чувашская республика Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область

      РСПП в регионах Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесская Республика Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Москва Московская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан Республика Тыва Республика Хакасия Ростовская область Рязанская область Самарская область Санкт-Петербург Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Удмуртская республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Челябинская область Чеченская республика Чувашская республика Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область

      Правительством внесены изменения в правила предоставления субсидий по кредитам для системообразующих предприятий

      субсидии.jpg

      Внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации № 393 от 17.03.2022 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли», предполагающие, в том числе, увеличение предельного размера льготного кредита для системообразующего предприятия до 30 млрд рублей.

      Согласно принятому постановлению от 19 апреля 2022 г. № 699, по кредитам, выдаваемым после 15 апреля 2022 года, субсидии предоставляются в размере увеличенной на 3% годовых разницы между ключевой ставкой, установленной Центральным банком Российской Федерации, и 11 процентами годовых (по кредитам, выданным до 15 апреля 2022 года включительно - 12% годовых). Решение принято с учётом снижения ключевой ставки Банком России до 17% годовых.

      Доступ к кредитам получили малые и средние предприятия, являющиеся дочерними структурами системообразующих организаций, но не имеющие этого статуса. Они могут получить в качестве займа до 10 млрд рублей. Для группы системообразующих компаний кредитный лимит остаётся прежним – 30 млрд рублей.

      Кроме того, на льготные кредиты теперь смогут претендовать системообразующие организации, занимающиеся продажей транспортных средств.

      Дополнительно введено условие о запрете на выплату дивидендов (распределение прибыли) заемщиком из средств, полученных в рамках кредитного договора по льготной процентной ставке.

      Специальную кредитную программу поддержки системообразующих организаций промышленности и торговли, оказавшихся в сложной ситуации из-за санкций, Правительство запустило в середине марта 2022 года. Займы по льготной ставке предоставляются на поддержание текущей деятельности предприятий. Это часть комплекса мер по обеспечению устойчивости российской экономики в условиях санкций.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: